Ты (не)хороший руководитель. Как через личную эффективность повысить эффективность команды

Лариса Курганникова, 2020

Что делает руководителя настоящим лидером, а бизнес ведет к процветанию? Деньги? Связи? Возможности? Нет! Личная эффективность и управленческие навыки, отсутствие которых ведет либо к отсутствию развития и многолетнему застою, либо к краху всего дела.Особенно важно это понимать начинающим предпринимателям, собственникам бизнеса. Мало свое дело организовать. Нужно уметь им грамотно управлять.В книге просто и доступно, без воды и заумных теорий изложены практические советы, кейсы по организации и управлению своим делом, обобщен личный 20-летний опыт руководящей и консалтинговой работы с малым и средним бизнесом.Каждая глава содержит вопросы для самокоучинга, позволяющие собственнику бизнеса и руководителю проработать свои навыки управления.Книга адресована начинающим руководителям, предпринимателям, управленцам и всем, кто желает через личную эффективность организовать эффективную работу команды в бизнесе.

Оглавление

Ложные представления об управлении

"Лучше лев во главе стада баранов, чем баран во главе стада львов."(Наполеон I Бонапарт)

Некоторое время назад ко мне на консультацию пришла девушка с запросом о том, что хочет открыть кафе, но есть некоторые сомнения по поводу того, получится ли. Чтобы прояснить ее сомнения и выявить мотивацию для такого начинания, я спросила о том, какова цель открытия кафе.

Для чего ты это хочешь сделать или для кого? — спросила я.

Ответ был просто бесподобен. Диалог привожу дословно:

Я открою кафе, оно начнет работать, найму управляющего и тогда могу себе позволить поехать отдыхать в Италию, например…

— А без открытия кафе в Италию поехать нельзя?

— Но мне всегда хотелось иметь свой бизнес. Я могу поехать в Италию, но тогда у меня не хватит денег на открытие кафе. А это моя мечта. А так я открою кафе, деньги будут приумножаться, я смогу ездить куда хочу.

— Как ты думаешь, сколько времени пройдет, прежде чем твое кафе начнет приносить прибыль?

— Месяца 2-3.

— Ты уверена?

— Ну да. Да и потом, я же сама буду первое время в нем работать, а через 2-3 месяца найму управляющего и буду контролировать работу кафе. Это же просто мечта приходить на работу, когда тебе удобно в качестве директора и хозяйки. Это сразу повышает твой статус в глазах друзей, подруги будут завидовать. Я буду строгим руководителем. Буду строго со всех спрашивать, чтобы работали, а не сидели.

— Ну вот, — сказала я себе, — еще один"золотой"руководитель.

И это не смешно. Случай не единичный. В моей практике нередко встречались такие руководители, и я в этой книге еще поделюсь с вами примерами. Возможно, в них вы узнаете себя или своих знакомых. Думаю, такое зеркало нам всем идет только на пользу.

Да что там говорить, я сама в свое время работала у такого собственника бизнеса. Появлялся на рабочем месте в конце рабочего дня со словами: "Ну что тут у нас новенького? Сколько сегодня денег поступило?"Это были два ключевых вопроса, которые его интересовали. Причем было абсолютно непонятно, что он имеет ввиду, задавая вопрос о том, что у нас новенького. Решить же производственные вопросы с ним было трудно, по той простой причине, что он смутно представлял, как работает его организация, какие вопросы и проблемы встают перед сотрудниками. Он часто уезжал в другой город или вообще в другую страну. Никому из сотрудников не делегировал своих полномочий. Поэтому коммуникации выстраивать было очень сложно, и, когда нужно было что-то оперативно решить, то приходилось днями или неделями ждать ответа его величества собственника. Ему просто повезло, что у него в управлении работали специалисты высокого уровня, ответственные и переживающие за свое дело.

Как вы понимаете, бизнес в таких условиях и при таком руководстве развиваться не может. Квалифицированные кадры от него со временем ушли. А новые не приходили. Некоторые должности он сократил, обязанности разделил между оставшимися сотрудниками. Так и плывет потихоньку, замедляя ход, его бизнес-корабль. А конкуренты, между тем, не дремлют.

Какие же ложные убеждения об управлении порождают таких руководителей?

На мой взгляд, это, прежде всего, перекочевавший с древних времен образ барина-хозяина. В советское время господ не было. И учиться быть собственником бизнеса было негде. Да, были руководители, но руководили они государственными предприятиями. А это совсем другое.

И вот этот образ барина-хозяина почему-то укоренился у наших предпринимателей, особенно у тех, кто начинал свое дело в 90-е. Более молодые собственники бизнеса и руководители, как я уже отмечала выше, стараются обрести управленческие навыки, научится грамотному управлению. Но и их в массе своей тоже не миновала барская болезнь.

Как пример приведу один случай.

В новостном телеграм-канале опубликовали известие о том, что один из заводов установил систему слежения за работниками, которая подсчитывает время реальной работы сотрудников. Время, когда сотрудник отвлекался на что-то другое, независимо от того, что это было по работе или нет, в рабочее не засчитывалось, и, соответственно, не подлежало оплате.

В комментариях разгорелся жаркий спор, который разделил читателей на 2 лагеря.

И очень мне запомнилась одна молодая женщина, которая говорила о том, что сотрудники приходят на работу чай пить да поболтать. Что работать никто не хочет. И такая система очень нужна, она дисциплинирует. Иначе за что платить деньги? И далее в том же духе.

Возможно, кто-то из вас сейчас ее поддержит или осудит.

Но дело вот в чем. Важно всегда помнить:

— крепостное право у нас отменили еще в 19 веке;

— такие технологии далеко не всегда идут на пользу рабочему процессу, примеров этому масса;

— у вас работают те сотрудники, которых НАНИМАЕТЕ ВЫ. Не с Марса же они к вам прилетают;

— а если сотрудники целый день пьют чай, так значит вы неправильно организовали их работу и выстроили бизнес-процессы.

И тут, как говорится, нечего на зеркало пенять…

Другая проблема заключается в том, что многие люди считают, что руководителем быть легче, у него больше поблажек, меньше работы, всегда есть возможность свалить вину на других и проч. При этом у него лучше и больше зарплата, лучше рабочее место. В общем, работы меньше, денег больше.

Но никто из них не думает о том, что за все эти привилегии нужно платить огромной ответственностью, временем, в том числе и личным, ненормированным рабочим днем, семейными и личными отношениями, здоровьем и многим другим. Что на самом деле управление предприятием — это огромный труд. Что руководитель должен постоянно"держать руку на пульсе", постоянно собирать информацию о происходящем, анализировать ее, разрабатывать стратегию развития бизнеса, вести контроль, грамотно управлять людьми и много чего ещё.

Но об этом поговорим в следующих главах.

Минуточку внимания!

Сейчас вас ждет очередное задание, выполнение которого поможет понять, готовы ли вы быть руководителем? Надеюсь, что вы помните, что отвечать надо максимально честно, ведь оценок никто не ставит, а лгать самому себе не имеет смысла.

Не забудьте записать ответы в свой дневник!

Вопросы для самокоучинга:

1. Узнали ли вы себя в персонажах этой главы?

2. Есть ли в них качества, которые полностью или частично присущи вам?

3. Страдаете ли вы синдромом барина (только честно)?

4. Какой вывод для себя вы сделали из всего вышесказанного?

5. Готовы ли вы быть ответственным руководителем?

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я