Астронавигатор. Введение в специальность

Игорь Барсуков

Учебное пособие для абитуриентов, выбравших стезю звездоплавания, а также для читателей, желающих ознакомиться с профессией космического штурмана. Рекомендовано для подготовки специалистов орбитального, каботажного и звёздного флотов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Астронавигатор. Введение в специальность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1. Развитие и назначение.

§1.1. Общие этапы развития космоплавания.

Экспансия.

История освоения космоса выходит за рамки введения в специальность судовождения. Бесчисленные века освоения пространства, героические рывки первых исследователей невозможно вместить в одну лекцию. На факультете судовождения история космоплавания представлена в краткой форме курса истории из перечня общеобразовательных дисциплин. Тем не менее, покорение пространства в разных системах происходит на общих принципах. Вне зависимости, является ли поселение колонией, выросшей до уровня государства, или частью расширяющегося союза миров, планетяне проходят следующие этапы развития (рис.1.1):

1. закрепление на поверхности;

2. поднятие орбитальной группировки спутников для улучшения связности и повышения информированности всех отраслей хозяйства;

3. построение наземных космопортов;

4. поднятие орбитального космопорта для приёма межзвёздных транспортов;

5. организация рудников и опорных баз на прочих небесных телах системы;

6. развитие межпланетного сообщения, увеличение внепланетных баз;

7. организация планетарной системы защиты от внешнего вторжения;

8. поднятие орбитальной системы защиты от внешнего вторжения;

9. организация собственных межзвёздных перелётов.

Данный процесс получил название «экспансия» и реализуется любой культурой, изредка перепрыгивая через некоторые пункты. К примеру, отсутствие межзвёздных контактов провоцирует исследования межзвёздных путешествий до полного освоения внутрисистемного пространства. Также на ход развития сильно влияют особенности звёздного окружения, наличие туманностей и давление соседних культур.

Скорость развития тесно связана с наличием сырьевой базы, численностью населения, источником технологического знания. Но определяющим фактором является объём инвестиций материнской культуры. Фактически, развитие колонии идёт по одному из двух путей: с активной подпиткой со стороны метрополии, либо блокировка развития.

Первый вариант реализуется в ходе экспансии на опережение с другой культурой в попытке застолбить новую систему. Развитие колонии идёт прыжками по готовым лекалам метрополии, и она, не тратясь на исследования и наработку опыта, осваивает очередной этап развития по мере достижения требуемой экономической мощи, что напрямую связано с численностью населения.

Чаще развитие идёт за счёт внутренних сил, так как оно не выгодно метрополии. Ведь это прямая дорога к независимости, потери сырья, рынка и обретению соперника. Существующие же технологии в материнской системе не могут быть реализованы без построения длинных производственных цепочек, доступных только на определённом этапе развития колонии. Поэтому новые культуры зачастую вынуждены проходить архаичные этапы развития и планомерно осваивать пространство.

Развитие сильно зависит от среды, в которой находится культура. К примеру, планета полностью покрытая океаном будет ограничена в площадках для приземления кораблей, ресурсах и реализации высокотемпературных технологий. Экстремальные условия: температура поверхности 500°C, кислотные дожди, трёхкратная сила тяжести или давление в 12 бар — создадут значительные сложности для развития.

Тем не менее, человек в своём путешествии по космосу старается селиться в наиболее подходящей ему среде, потому развитие космоплавания в экстремальных условиях изучается в институтах, ответственных за освоение новых планет. В нашем случае мы принимаем, что условия среды близки к комфортной для человека и подобных ему гуманоидов. Также в судовождении не рассматриваются не судовые системы транспортировки, как-то: нуль-транспортировка (транспортирование через объединённые точки пространства), телепортация (воссоздание объекта в точке приёма), соматическая передача (генерация вещества в точке приёма на основе разложения в точке передачи), являющиеся предметом изучения иных институтов.

Используемые технологии.

Свойства окружающей среды предлагают различные способы обеспечения движения. Так как планетяне в первую очередь осваивают воздушную среду, то вначале они делают упор на механические движители, позволяющие протаскивать судно сквозь среду. Чаще всего тепловая энергия сгораемого топлива преобразуется в механическое движение тяглового пропеллера или турбины. Затем идёт переход к реактивному движению, при котором высокоэнергетичное вещество выбрасывается из воздушного судна в направлении обратном движению. Как следствие, в безвоздушное пространство первыми имеют шанс выбраться ракеты на химических реактивных двигателях.

При наличии контакта колонии со звёздными системами этап с химическими ракетами пропускается из-за их огромной не экономичности. Масса полезной нагрузки корабля на химическом двигателе составляет малую долю от общей массы ракеты и требуемого для подъёма топлива. Однако, в колониях на объектах с малой гравитацией (ледяные астероиды), они активно применяются. Добываемая на месте вода может служить отличным реактивом, особенно в виде разогретого до высоких температур пара, а низкая гравитация позволяет обходиться небольшим количеством вещества.

Основные движители освоения орбитального и внутрисистемного пространства: фотонные, ионные и плазменные. Все они имеют высокую энергию истекаемого вещества и потому занимают меньшую часть судна, могут обеспечить непрерывную тягу на всём протяжении полёта, что делает необязательным наличие систем управления гравитацией на судне, не требуют сверхсветовых прыжков и позволяют перемещаться в пределах планетной системы в разумные сроки: до нескольких дней.

Орбитальные спутники являются стационарными объектами, устанавливаемыми на орбитах из челноков. Двигатели им нужны только для автономной коррекции орбиты. Однако, при наличии крупной группировки спутников выгоднее смещать их дистанционно по тому же принципу, на котором работают солнечные паруса: передача импульса через энергию излученных фотонов. На спутнике или станции размещаются площадки с высокой отражающей способностью, по которым осуществляется долговременная стрельба соматическим оружием с низкой интенсивностью и высокой точностью. Лучше всего для этих целей подходят лазеры, тем более что планетарные силы обороны зачастую выводят на орбиту несколько лазерных боевых установок, с возможностью работы в низкоэнергетичном режиме.

Крупные орбитальные станции и порты также не снаряжают собственными двигателями. Невесомость позволяет закладывать в крупные объекты возможность развития и наращивание структуры. Космический город можно строить сколь угодно долго и далеко, а значит и двигатели будут требовать постоянной смены дислокации и пересчёта управляющей модели. К тому же для значительной массы требуются большие мощности, но при этом редко и на малые сроки. Для перемещения подобных объектов обычно используются буксиры — тягловые челноки, подвязываемые к килям объекта.

Межзвёздное сообщение колонии вначале организуется метрополией или на основе технологий ближайшего звёздного окружения. Трассы прокладывает более развитая культура, затем колония выкупает корабли, системы диспетчеризации и портирования. Следом выстраивает промышленный сектор транспортной инфраструктуры, затем ремонтные верфи, заводы и, в последнюю очередь, воспроизводит полный цикл постройки корабля.

Импорт технологий всегда приводит к отсутствию технической мысли и собственных разработок в судостроении. Будь-то колония или метрополия, независимое государство или часть глобального союза, развития технологий не происходит. Главной причиной застоя в разработке связывается с размерами научной базы, которую следует освоить исследовательским институтам. Полноценный поиск новых путей проникновения в космос возможно только при значительном вливании средств со стороны государства, инвестировании в космос всем обществом. Поэтому новаторские космические технологии реализуются не частными и государственными корпорациями развитых миров, а новичками звёздного сообщества, проложившими дорогу к звёздам своими потом и кровью. Изолированная культура стремится всеми силами выйти на галактический простор и потому реализует самые смелые проекты. Совершенствование же технологий остаётся за наиболее развитыми мирами.

В настоящее время межзвёздные путешествия строятся на технологии прыжков — движение сквозь гиперпространство. Технология позволяет обойти ограничения скорости света уходом из физического пространства в сопутствующее измерение (подробнее см. раздел 5.11). Прыжковая технология выигрывает перед прочими за счёт времени, так как сокращает срок путешествия с нескольких лет до нескольких дней.

Подробнее о вариантах двигателей в разделе 1.4.

§1.2. Назначение космического сообщения.

Зачем человеку перемещаться между звёздами? Нет какой-то определённой цели, к которой стремится человечество, как и неизвестна причина по которой человечество может вдруг остановиться и сказать: больше лететь незачем. Вопрос философский, и потому не рассматривается в судовождении. Зато можно отметить материальные выгоды для человечества: сохранение человеческой цивилизации, расширение научной базы за счёт увеличения поля исследований, рост качества жизни.

В Галактике, бывает, случаются неприятности: взрывы звёзд, эпидемии, межзвёздные войны. Каждому народу свойственно беспокоиться за собственное благополучие. Человечество по мере расширения зоны своего присутствия в космосе (ойкумены) старается наладить уважительный диалог с открываемыми культурами и, по мере совместного развития, обеспечивать безопасность в жизни и развитии своим соратникам. Однако, этому правилу придерживаются далеко не все государства, будь они человеческие или нет. Выходом на межзвёздные тропы человечество решило вопрос выживания всей расы. Даже если в отдельном районе Галактики неожиданно вспыхнет сверхновая, уничтожая звёздные окрестности, это не поставит крест на человечестве. То же самое справедливо, если в Галактике разразится глобальная война. Уже сейчас человечество не знает, где находятся его отдалённые форпосты. Конечно, для отдельной системы гарантий безопасности дать невозможно, но человечество в целом уже практически невозможно уничтожить.

Разные планеты предлагают самые разные возможности в формировании материи в комбинациях, которые не предугадать. Одни и те же технологические процессы могут проходить разными способами за счёт неучтённых параметров среды. К примеру, кристаллизация железа во время плавки руды при разном тяготении, биологические мутации из-за потоков звёздных частиц. Один только доступ к невесомости значительно влияет на развитие науки в любой развивающейся системе. Космическое сообщение ускоряет развитие науки и расширяет её возможности.

Расширение возможностей науки приводит к увеличению знаний в жизненно важных отраслях хозяйства. Медицина, борьба с болезнями, увеличение урожайности, производство пищи и прочих продуктов напрямую из неживой природы. Расширение возможностей науки ведёт к открытиям, улучшению характеристик продукции, способствует долголетию человека и увеличению устойчивости перед внешней средой. Выживанию отдельно взятого человека может способствовать перемещение в необходимый для здоровья климат или привоз жизненно необходимых веществ, ресурсов в те регионы, где они требуются, но невозможно производить на месте. Космическое сообщение способствует улучшению жизни.

Вышеперечисленные цели служат причинами возникновения следующих задач, выполняемых космическим судовождением:

— транспортировка пассажиров (планетарные, орбитальные, межпланетные и межзвёздные перевозки);

— круизное и экскурсионное обслуживание;

— транспортировка грузов (контейнерная перевозка, жидкого и сыпучего сырья, низкотемпературного и высокоактивного материала, в т.ч. и радиоактивного);

— буксирование орбитальных объектов и межзвёздная буксировка;

— вывалка стационарных спутников и станций;

— управляемый съём с орбиты любых объектов;

— минирование и траление пространства;

— орбитальное и межпланетное патрулирование;

— санитарно-эпидемиологический досмотр;

— перехват опасных и потенциально-опасных объектов;

— обеспечение спутниковой связи и телевидения;

— обслуживание солнечных электростанций;

— спутниковые метеорология, навигация, геодезия и картография, исследование природных ресурсов планет и космический мониторинг;

— создание и обеспечение орбитального промышленного производства: выращивания сверхчистых кристаллов полупроводников, новых эффективных материалов;

— изоляция в космосе и утилизация в недрах звёзд опасных отходов техногенной деятельности.

Как видно, в данном перечне описываются все основные операции в ближнем и дальнем пространстве, за исключением операций проводимых со стационарных (не движущихся на своей энергетической установке) объектов, которые остаются в ведении диспетчерских, портовых служб или специализированных ведомств.

§1.3. Виды и организация флотов.

Задача любого космического транспорта сводится к переброске людей и грузов в ближнем и дальнем космосе. Однако, ещё на стадии конструирования в каждое судно закладывается выполнение целевых задач. И хотя небольшое переоборудование позволяет любое судно превратить в военное или исследовательское, начальные задачи определяют форму, внешний вид и компоновку судна. По выполняемым задачам судно относят к определённому ведомству, определяя его правовое положение и методики судовождения.

Выделяют следующие структурные объединения кораблей: военный флот, транспортный флот, пассажирский флот, исследовательский флот.

В системах со слабо развитой транспортной инфраструктурой транспортный и пассажирский флот объединяют в грузопассажирский (гражданский). В небольшой колонии за все виды космического сообщения отвечает единый департамент внешних сношений, соответствующий министерству иностранных дел. У развитого государства с интенсивным сообщением флот для улучшения управления разделён по ведомствам с выделением специализированных групп. К примеру, геолого-разведочные партии могут иметь свою флотилию, курируемую министерством разработки недр.

Разберём основные характеристики, назначение и состав каждого флота (рис.1.2).

Военный флот.

Военный флот управляется Министерством обороны и входит в структуру сил безопасности государства. Назначение флота (ВКФ):

— обеспечение защиты государства от внешней агрессии;

— обеспечение политической стабильности в сфере интересов государства;

— обеспечение безопасности внешних агентов государства (граждан за пределами государства, внешней собственности и торговых путей);

— обеспечение правопорядка в космическом пространстве государства;

— участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

— поддержание исследовательских миссий вне юрисдикции административных зон.

Структура экипажей базируется на военной иерархии и выполняемых целях. Чрезвычайная насыщенность места службы (корабля) техникой обязывает даже рядовых военнослужащих на флоте иметь сильную подготовку по воинской специальности, по обслуживанию агрегатов корабля, а также значительные теоретические знания. В виду этого, на флоте наблюдается перевес в количестве офицеров над числом рядового и старшинского состава по сравнению со статистикой в армии. Также во флоте значительно более высокие требования к среднему уровню образования.

Группы званий в военном флоте: рядовые и старшины, младшие офицеры, старшие офицеры, адмиралы.

Стандартный экипаж целиком состоит из звена младших офицеров. Рядовые требуются для выполнения узкоспециализированных задач на судах большой вместимости. Также к рядовому и старшинскому составу по большей части относится десант и пехота, приписанные непосредственно к кораблю. Старшие офицеры занимаются администрированием служб, если службы имеют большой состав, управлением кораблями средней и большой вместимости. Адмиралы управляют соединениями кораблей. Более подробную информацию об организации состава на военном флоте можно почерпнуть в документах относящихся к ВКФ.

Типы используемых кораблей приведены в следующем параграфе, но здесь мы можем отметить несколько особенностей, свойственных кораблям ВКФ.

Повышенная энергетическая мощность и низкая экономичность ходовых установок. Для военных кораблей задаётся высокая планка на устойчивость судна, стабильность его работы и безотказность. Корабль должен сохранять боеспособность и ходовые качества даже в случае выхода из строя ряда двигателей или частичной потери мощности. Увеличение мощности и дублирование систем ведёт к росту стоимости производства корабля, повышению массы, увеличению расхода топлива.

Высокая маневренность, прочность и живучесть, способность сопротивляться перегрузкам. Даже к десантным кораблям и кораблям обеспечения выставляются требования более высокой манёвренности и прочности, чем к гражданским судам. Низкая заметность, низкая видимость в электромагнитном диапазоне и тепловом.

В результате военные корабли приобретают следующие черты:

Стройные обводы и вытянутая форма. Узкой конструкцией эффективнее маневрировать, ведь чем дальше вынести дюзы (точку приложения тяги), тем больше разворачивающий момент силы. Малое сечение в проекции фронта сокращает площадь отражения сигналов пеленгаторов и затрудняет прицеливание противника, дополненное вытянутой формой с прямыми обводами, обеспечивает невидимость в радиодиапазоне. Длинный узкий нос используется для повышения скорости входа в атмосферу и скорости движения в атмосфере выше, чем у акустического фронта. Прямые обводы хорошо простреливаются с вынесенных башен. Изогнутые обводы позволяют прятаться в них группе десанта противника или даже малым истребителям.

Отсутствие иллюминаторов и обзорных площадок. Иллюминаторы имеются только в качестве технологических обзорных окошек. Меньше окон — крепче корпус.

Крупные размеры корабля позволяют взять под защиту силовых экранов окружающее пространство, благодаря чему можно вынести ряд служб за пределы корпуса: двигатели, стрелковые башни, датчики приборов, а также ходовую рубку. Управляющий центр по мере роста размеров смещают от центра на периферию, что в случае тотальных повреждений корабля повышает шанс на эвакуацию у командного состава. Рубка зачастую является отстреливающейся спасательной шлюпкой. Вынесенные истекатели (дюзы) способствуют манёвренности и живучести. Детонация дюзы или двигателя может разрушить корабль, если двигатель внутри корпуса. Впрочем, значительный вынос также снижает живучесть, так как становится более лёгкой целью.

Доля кораблей малых классов в военном флоте существенно выше, чем в других. Военные корабли жертвуют жизненным пространством для повышения манёвренности и незаметности. Пилоты истребителей обычно весь полёт проводят «в седле», справляя там же с помощью систем жизнеобеспечения жизненные потребности.

По этим причинам военные корабли часто походят своей формой на ножи, лезвия, прорезающие пространство.

Транспортный флот.

Транспортные артерии и флот контролируются либо Министерством торговли, либо Министерством транспорта. Назначение: перемещение грузов в пространстве.

Работа на судах требует высокого уровня подготовки и знаний от рядового и управляющего персонала, поэтому большая часть вакансий заполняется выпускниками высших учебных заведений. Средние учебные заведения готовят специалистов узкого профиля, требуемые в основном на судах больших размеров. В отличие от военных кораблей, даже магистральные беспосадочные транспорты имеют небольшой экипаж. Чем меньше людей — тем ниже издержки, а обслуживание большого судна принципиальных отличий от малого не имеет.

Учитывая, что специфика основных служб транспортного судна и военного не сильно отличаются, обычно специалисты гражданского флота состоят на учёте в Министерстве обороны и имеют обязательство перехода в военный флот в случае военных действий. В силу этого, внутренняя иерархия на судах гражданского флота в значительной степени повторяет военную.

Транспортный флот по дальности перевозки делится на челночный (орбитальный и планетарный), межпланетный (каботаж), межзвёздный. Судоводитель на стадии обучения должен принять решение, в какой группе он будет специализироваться, так как в разных группах свои методы вождения, свои трассы и что очень важно, свой образ жизни.

Челночные перевозки заведуют доставкой грузов с планеты на орбиту или между астероидами. Данная работа наиболее близка к дому, семьи челночников обычно живут в городах при космопортах. Наибольшая сложность специализации связана с более частыми отказами техники и борьбой с условиями внешней среды. Челноки всегда горизонтального исполнения и бывают трёх классов.

Джамперы — небольшие и средние грузопассажирские суда, с топливными баками малых размеров, одно-, двухпалубные, аэродинамическим вооружением и иногда средствами приводнения. Имеют мощные взлётные двигатели и маломощные маршевые.

Левитаторы — крупные суда с механизмами левитации или антигравитации. Крупные самоходные баржи для перемещения больших партий груза. От магистральных звездолётов отличаются способностью приземляться на поверхность планеты, то есть крепкой конструкцией, лучшим аэродинамическим профилем и посадочными шасси.

Ройды — суда для перемещений между астроидами и лунами. Астероидные челноки меньше адаптированы к работе при сильной гравитации. Мощность двигателей на порядок меньше, а форма повторяет беспосадочные магистральные звездолёты.

Межпланетные (каботажные) суда обеспечивают сообщение между планетами и способны работать в условиях сильного тяготения. От челноков отличаются мощными маршевыми двигателями, высокой способностью сопротивляться внешним средам различного характера, большими топливными баками. Каботажные суда имеют четыре варианта исполнения:

— малый класс — курьер горизонтального исполнения;

— средний класс — наиболее активно обеспечивают перевозки на всех не магистральных линиях, нередко имеют вертикальное исполнение;

— большой класс — магистральные суда с системами антигравитации;

— беспосадочные — крупные суда без возможности приземления, перевозят грузы между орбитальными станциями.

Межзвёздные суда обеспечивают сообщение между планетными системами. Классы и нормировка соответствует каботажному флоту, но с одним отличием: наличие специального привода или двигателя для перемещения между звёздами, либо они приспособлены для многолетнего нахождения в пространстве.

Используемый тип привода может значительно влиять на внешний вид судна. В современности наиболее распространены прыжковые двигатели Барва, гипердрайв и магнитопривод, имеющие относительно компактную реализацию соразмерную типичному фотонному двигателю. Звездолёты с ними внешне могут ничем не отличаться от каботажных судов и даже иметь одинаковые корпуса с одной верфи. Но на каботажном судне место гиперпривода будет освобождено под дополнительный трюм.

Однако, различные культуры иногда держатся за свои специфические варианты путешествия между звёздами, в итоге их корабли приобретают характерные очертания культуры. К примеру, судно класса «Звёздный плуг» с аннигиляторами Танева должно иметь форму близкую к двояковыпуклому диску (рис.1.7), а размеры не менее 500 метров в диаметре для равномерного поглощения пространства.

Отдельным типом межзвёздного транспорта является литосплав. По существу, это астероид с ценными ресурсами, встроенными двигателями и прочими агрегатами, необходимыми для управляемого полёта из одной системы в другую. Соответственно, форма у него может быть теоретически любая, но управлению лучше поддаётся сферическая, так как гораздо легче просчитывать баланс масс.

Пассажирский флот.

Пассажиров могут перевозить любые грузовые суда со свободными каютами. Исключением являются корабли с опасным типом груза: газовозы, танкеры, радиоктеры.

Под пассажирским судном понимается такой корабль, на котором не менее половины полезного объёма отдано под размещение и бытовые нужды пассажиров. Пассажирский флот в сегменте челночных и межзвёздных перевозок соразмерен грузовому. Но в каботажном сегменте перевозки в основном покрываются грузопассажирскими судами, так как в системе обычно одна густонаселённая планета, и потому отсутствует большой межпланетный трафик.

Все гражданские суда ставятся на учёт в Регистре при Министерстве транспорта.

В пассажирском флоте значительно больше маломерных судов. Общим типом «яхта» обозначается любое судно малого класса. Яхты могут быть рассчитаны и на сотню пассажиров, немного не достигая статуса круизного лайнера, и быть одноместным звездолётом или челноком. Ещё одной особенностью маломерного частного флота, является активное использование специфических движителей. Очень популярны яхты с солнечными парусами спортивного исполнения.

Типовой набор пассажирских кораблей идентичен транспортному, отличаются только внутренней компоновкой. Большой класс представлен круизными лайнерами. Внешне пассажирские суда от грузовых отличаются обилием иллюминаторов и большими обзорными площадками, выглядящими со стороны большими фонарями. Обзорные окна снижают прочность корпуса, что возмещается механическими системами защиты в виде автоматических щитов, дополнительными установками силовых полей и прочим.

Структура и состав экипажа в пассажирском флоте требует больше обслуживающего персонала. Если на контейнеровозе для сопровождения 10000 кубометров контейнеров может требоваться всего три карго-инженера, то на лайнере на каждую тысячу пассажиров необходимо до двухсот человек обслуги: стюарды, горничные, повара, полотёры, информаторы, медики, спасатели, аниматоры и так далее.

Исследовательский флот.

В исследовательский флот заносятся любые суда прочих ведомств для обеспечения общего контроля. Корабли любого типа имеют стратегическое значение для государства и являются военным резервом при мобилизации. Специализированные корабли могут оказаться востребованы в экстремальных и прочих обстоятельствах.

Хорошим примером межведомственного использования служит наём частными корпорациями геологических партий с их профилированными судами, которые больше являются летающими буровыми установками, способными прилепиться к любому объекту (рис.1.2г). А военным те же корабли геологов нравятся за их способность раздробить крупный астероид и без лишнего хаоса направить обломки в нужную сторону.

Экипажами в исследовательском флоте являются откомандированные специалисты транспортного флота, сумевшие удержаться в ведомстве и достигшие большого уровня мастерства в управлении специфическим судном.

В дальнейшем мы не будем рассматривать суда особого назначения. Единственно, следует уточнить: организация экипажей на любых судах схожа с военной. Любой корабль — это устройство с множеством механизмов и электронных систем. Благополучное завершение рабочего рейса напрямую зависит от слаженности действий экипажей и дисциплины. Грамотный специалист в своей профессии никогда не получит места, если не умеет без колебаний действовать по приказу.

§1.4. Методы корабельной классификации.

Разбирая виды флотов, мы привели достаточно типов судов, чтобы в них можно было потеряться. Для эффективной работы судоводителю необходимо разбираться в типах судов и системах обозначения.

Судно описывается тремя параметрами: общее наименование (ГПС «Понарт», фрегат «Арнава»), регистрационной записью (VIN-код) и классификационной записью (CIN-код). Наименование является общеупотребительным обозначением, но в регистрах, документах и позывных всегда указывается VIN-код и часто CIN-код. Регистрационная запись является уникальным номером судна, а классификационная — кодовым описанием судовых характеристик, с которыми мы ознакомимся ниже по тексту.

Методик классификации существует множество: ведомственное назначение, тоннаж, численность экипажа, пассажировместимость, габариты, специализация, тип двигательной установки, уровень безопасности, автономность хода. Многие планетные системы имеют свои классификации кораблей (рис.1.3). Однако, когда государство выходит на уровень межзвёздных контактов, в целях увеличения объёма взаимного товарооборота, повышения уровня безопасности и скорости обслуживания, системы приходят к общим стандартам.

Внимание! Судоводителям всегда следует помнить, что при работе в новой системе основными стандартами могут являться местные. При общении с портовыми службами необходимо использовать стандартные протоколы, не пропуская кодовые обозначения, указывающие на используемый базис стандартов.

На данный момент в системе Фимиде активно используются три стандарта классификаторов: фимидианский, мирфакский и персейский. Последний, будучи межзвёздным стандартом, принятым в Персейской ассамблее, активно вытесняет два первых. Но фимидианский преобладает на орбитальных и каботажных перевозках.

Общая политика в Персейской ассамблее такова, что региональные стандарты в любом случае должны быть заменены общими, что направлено в первую очередь на унификацию законодательства и сертификации. Но попутно в Ассамблее активно продвигается развитие различных стандартов. Центральные органы стандартизации не оставляют попытки внедрить классификационную запись в регистрационную, но пока встречают сильное сопротивление со стороны региональных участников. Связывание регистрационной и классификационной записи фактически создаст паспорт судна и обяжет любую модификацию согласовывать с регистром. Учитывая сложное региональное законодательство, высока вероятность расцвета бюрократии, а следом коррупции, что легко может привести к появлению стандартизационных комиссий, управляемых напрямую из Ассамблеи, а это уже потеря суверенитета.

Классификационные записи, фимидианская и персейская, в целом схожи, так как описывают одни и те же параметры. Отличаются они методологией, фимидианская — позиционная, а персейская более адаптирована к наращиванию объёма данных.

Пример фимидианского классификатора:

PrFMDKLMKCFCnG20N0000265FtGj030H00018-00020

где PrFMDKLM — регистратор порт Кальвин-главный, KCF — грузовой флот, Cn — контейнеровоз под нормализованные контейнеры, G20N — способность посадки и взлёта при тяготении до 2g в малоактивной воздушной среде, 265 — максимальная вместимость в штуках, Ft — фотонные ходовые двигатели, Gj — гиперпривод Барва, автономность хода 30 суток, H00018-00020 — экипаж 18 человек, пассажирских мест 20.

Запись нельзя отдавать частью.

То же самое судно в персейском классификаторе будет выглядеть так:

Regrec-Tre.Reo-Pm/Sec-Mrf/Sys-Fmd/Prt-Klm.A-Tf-Z.Cgt-Cnt/VCE-265/Tnb-24kT/Tnn-14kT.Enm-Fmn/4/3,5MN-Fmn/2/12MN-Dst/3/Rfv.Spd-Agv.Gfs-190/40/35.Gfm-Elps/12.Lpa-30.Lpd-2,0.Lpg-8.Lps-2A.Lpt-A1.Env-Hum-18/20/0

где Regrec-Tre — регистр транспортных устройств; Reo-Pm/Sec-Mrf/Sys-Fmd/Prt-Klm — регистратор персейский каталог, сектор Мирфак, Фимиде, порт Кальвин-главный; A-Tf-Z — транспортный звездолёт; Cgt-Cnt — категория контейнеровозов; VCE-265 — 265 шт T-контейнера; Tnb-24kT — брутто-тоннаж; Tnn-14kT — нетто-тоннаж; Enm — тип ходовых двигателей, Fmn/4/3,5MN — фотонный широкополосный, 4 штуки по 3500 килоньютонов каждый, Fmn/2/12MN — 2 шт по 12000 кН, Dst/3/Rfv — привод Барва 3-го класса, FV-модификация; Spd-Agv — специальное оборудование антигравитационная установка; Gfs-190/40/35 — габариты занимаемого параллелепипеда в метрах; Gfm-Elps/12 — форма эллиптической модели 12-го типа; Lpa-30 — автономность хода 30 суток; Lpd-2,0 — способность посадки и взлёта при тяготении 2g; Lpg-8 — устойчивость перед 8-кратными перегрузками; Lps-2A — класс безопасности 2A; Lpt-A1 — рабочий класс атмосферы A1; Env-Hum-18/20/0 — адаптирован под жизнеобеспечение человека, экипаж 18, пассажиров — 20, криокамер — 0.

Персейская классификация обширнее и стремится к полному описанию судна. В каждом блоке идёт код параметра, затем значение. Коды сводят к трём символам.

Рассмотрим основные параметры судов с кодированием в обоих стандартах: F — фимидианский, P — персейский. Не будем касаться ВКФ, дабы не получить ограничение по публикации, и исследовательского флота, классификация которого очень объёмная (см. таблицы 1.1 — 1.4).

Судно может иметь несколько движителей различных типов. В фимидианском классификаторе указываются только основные, в персейском включая их параметры.

Дальность хода и автономность не следует путать. Дальность хода — это радиус движения судна при полном снаряжении без захода в порт, для каждой зоны (орбитальные полёты, каботаж, межзвёздные) она своя. В классификаторе указывают автономность — длительность пребывания судна без захода в порт, выражаемая в сутках.

В зависимости от типа судна важна его вместимость. Для транспортов она выражается в учётных единицах: регистровые тонны, количество контейнеров, ёмкость наливных баков. Тоннаж может указываться как нетто, так и брутто (см. п.7.1). Для пассажирских кораблей важна пассажировместимость, она указывается вместе с численностью экипажа. Следует помнить, для экипажа указывается минимальное число человек для обеспечения нормального штатного обслуживания, а для пассажиров — максимальная вместимость. В персейской классификации также указывается число криомест — камер для долговременного пребывания пассажиров в анабиозе, параметр нужный для длинных межзвёздных перелётов на некоторых типах двигателей.

Персейская классификация требует указывать габариты судна. Приводятся они в двух форматах: Gfs — измерения, описывающие минимальный параллелепипед, в который может вместиться судно, Gfm — описание общей формы судна (Sph — сферическая, Elps — эллиптическая, Ppd — параллелепипед, Cyl — цилиндр). Однако, данные параметры не служат основанием для работы с судном. В наборе технических данных идёт описание с перечнем типов шлюзов, с которыми судно может работать, дальность выдвижных конструкций, методы вывалки груза, рабочие давления на перекачку налива, габариты прохождения (окно пролёта), разворотные радиусы, типы посадочных площадок.

Среди прочих параметров наиболее важным является класс безопасности. Он определяет стандарт остойчивости, выживаемости, пожарной безопасности и прочие.

Расшифровку иных кодов можно посмотреть в описании Регистра.

§1.5. Типы кораблей.

Классификатор и регистрационная запись являются юридически верным методом обозначения судна, но это коды, ожидаемо трудные для восприятия не специалистом. На словах всегда оперируют общим наименованием. Оно, помимо названия судна, включает ещё и тип судна. Может оказаться сюрпризом, но тип не является справочным значением. Тип — это местная традиционная форма обозначения класса.

В большинстве случаев традиционный класс является наследием исторических эпох, когда доминировали свои технологии космического путешествия и существовали иные критерии классификации. К сожалению, использование терминов по принципу «так говорили раньше» приводит к неразберихе. Масла в огонь подливает художественная публицистика, вольно оперирующая терминологией, и смешение терминов разных миров.

Ниже приводится перечень традиционных типов используемых для характеристики судов. В том числе ВКФ, так как данная типизация не имеет ничего общего с современной классификацией. Однако, следует всегда помнить, что в других системах под некоторыми терминами могут понимать совсем другой класс кораблей.

ВКФ.

Как и в любом флоте в военном корабли различают по назначению и выполняемым задачам (рис.1.4). Флот делится на три группы:

— корабли ближнего рубежа — патрулирование и оборона системы;

— корабли дальнего рубежа — проведение дальних операций;

— вспомогательные корабли.

Разделение довольно условное. В ходе тотальной войны корабли дальнего рубежа активно используются для защиты планет, а при проведении экспедиций дальний флот усиливается кораблями ближнего рубежа. Разделение больше означает объём запасов топлива и провизии для продолжительного путешествия, а также ремонтопригодность.

Корабли ближнего рубежа.

Корвет — сторожевой корабль для обороны планет и баз. Мощное вооружение, двигатели высокой мощности, огромный расход топлива и малая дальность действий. Выпускается часто без гиперпривода.

Куттер — корвет малого класса. Слабое вооружение, меньшие габариты, предназначен для осуществления защитных, патрульных задач. Иногда используется для разведочных, курьерских миссий.

Тральщик — корабль малого и среднего класса для установки и съёма спутников, мин, прочих стационарных объектов. Вооружение слабое, но зачастую включает особенные виды. К примеру, дрейфующие магнитные дроны.

Катер — минимальный вид самостоятельного судна, малый радиус действия, отсутствие систем для длительного пребывания в космосе. Используется на орбитальных и астероидных маршрутах, несёт некоторое вооружение.

Корабли дальнего рубежа.

Фрегат — минимальная полноценная боевая единица. Максимально сбалансирован по экипировке среди прочих. На фрегаты стараются установить как можно более мощное вооружение и двигатели, но при этом не потерять в дальности хода, экономичности и автономности. Фрегаты несут на себе катера, несколько истребителей и бомбардировщиков. Является лучшим кораблём сопровождения во враждебных пространствах. Данный тип корабля активно использовался во всю обозримую историю, но в разные эпохи он приобретал различное выражение. В современности фрегаты обычно имеют до 300 метров длины и 200…300 человек экипажа. Однако, в последнюю эпоху звёздных войн полторы тысячи лет назад фрегаты были в основном от 500 метров и экипажами около 2000 человек.

Крейсер — основная боевая единица для самостоятельных действий. Превосходит фрегат по всем показателям, может нести на себе куттеры, эскадрильи истребителей и бомбардировщиков. Стоимость производства и обслуживания гораздо выше фрегата. Один крейсер способен подчинить планету без космических технологий.

Эсминец — торпедоносец, ракетоносец. Соразмерный фрегату корабль, который вместо вспомогательных вооружений и катеров максимально вооружён ракетами для активного боя с кораблями противника. Чаще всего используется в группе.

Бомбардир. Аналог эсминца, но с упором на артиллерийские вооружения. Корабль предназначен для обстрела планетарных и орбитальных объектов обороны.

Десантный корабль. Переброска войск в рамках армейских операций, разнообразное вооружение, скомпонован по типу ролкеров: размещение солдат, техники, способность быстро выгрузиться на необорудованной местности, имеет мощные двигатели для быстрой посадки и взлёта, некоторое количество катеров, истребителей.

Линкор (линейный корабль) — несёт на себе вспомогательные вооружения и эскадры сопровождения уровня крейсера, но имеет максимально поднятые мощности артиллерийского и ракетного вооружения, в силу чего обычно оказывается медлительнее. Действует группами при тотальной войне.

Дредноут — сверхтяжёлый крейсер. Если промышленность неспособна произвести серию линейных кораблей, но может выдать хотя бы один, то он вооружается аналогично крейсеру, но с большими мощностями. Такой корабль становится флагманом флота и несёт на себе командный штаб.

Шлюп — минимальная боевая единица, любой корабль, предназначенный для дальних межзвёздных перелётов и конструктивно несущий на себе некоторое вооружение.

Вспомогательные корабли.

Истребитель. Корабль малого класса, предназначенный для уничтожения техники (прежде всего кораблей) противника. Их стремятся сделать как можно меньше размерами и повысить манёвренность. Обычно без гиперпривода, но с аэродинамическим вооружением для движения в воздушной и водной среде.

Бомбардировщик. Предназначен для уничтожения стационарных планетарных объектов противника. Обладают повышенной грузоподъёмностью по сравнению с истребителями, в силу чего полётные характеристики значительно хуже.

Дрон — корабль минимального размера, управляемый с материнского корабля, и потому не имеющий пилота. Имеет значительно более высокие полётные характеристики, но полностью зависит от наличия связи с оператором, что снижает сферу применения.

Также к вспомогательным кораблям относятся: заправщики, госпитали, ремонтные, строительные. По сути они являются грузовыми или пассажирскими судами, имеющие компоновки стационарных баз и конструктивно несущие на себе системы активной обороны. Главное их назначение — обслуживание, поддержка и ремонт кораблей в походах, техники и личного состава, восстановление инженерных сооружений.

Следует также упомянуть, что силы правопорядка снаряжаются обычно куттерами, катерами и шлюпами. Развитые силы самообороны и внутренние войска могут иметь на вооружении корветы. Патрули чаще всего представлены куттерами и шлюпами.

Грузовые.

Грузовые суда обычно называют по роду груза, который они перевозят. Тем не менее, существуют традиционные названия (рис.1.5).

Барк — любое грузовое судно средних и больших классов.

Баркас — маленький орбитальный грузовик.

Баркона, барчелор — огромный магистральный транспорт.

Шхуна, скунер — грузопассажирское судно среднего класса без специализации.

Курьер — скоростное каботажное грузопассажирское судно малого класса.

Клипер — скоростной грузопассажирский звездолёт.

Баржа — орбитальный или астероидный транспорт. Бывают как буксируемые, так и самоходные. Имеет низкие показатели устойчивости перед внешней средой.

Буксир — тягач для транспортировки других судов, барж, спутников и станций.

Трамп, фрахтовик — суда, которые ходят между разными портами без расписания, в зависимости от наличия партий груза.

Люстра, люстровик — составной транспорт из отдельных секций, увязанных между собой жёстко-шарнирной сцепкой.

Торговец — грузопассажирские неспециализированные звездолёты среднего класса исключительно вертикального взлёта.

Пассажирские.

Яхта — любое судно для спортивных или туристических целей и отдыха. (рис.1.6).

Лайнер — рейсовое пассажирское судно, ходящее по расписанию («стоит на линии», осуществляет сообщение между портами).

Круизный лайнер — туристическое пассажирское судно, идущее по расписанию. По сути, яхта на линии с развлекательным комплексом на борту.

Челнок — орбитальный и планетарный пассажирский транспорт, совершающий частые рейсы по маршруту с быстрыми швартовными и грузовыми операциями.

Ракета — скоростной орбитальный пассажирский транспорт.

Глайдер — планер, часто на одного человека, спортивное судно. Для движения использует потоки в среде. Глайдеры бывают атмосферные, солнечные, для движения в плотных облаках жарких планет и газовых гигантов.

Прочая специализация.

Звёздный плуг (рис.1.7) — фабрика по производству вещества из пространства, изначально предназначена для напыления планетоидов. Используемые аннигиляторы Танева позволяют двигаться путём пожирания пространства с одной стороны и генерации с другой на сверхсветовых скоростях. Дополнительно аннигиляторы могут использоваться как оружие.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Астронавигатор. Введение в специальность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я