Астронавигатор. Введение в специальность

Игорь Барсуков

Учебное пособие для абитуриентов, выбравших стезю звездоплавания, а также для читателей, желающих ознакомиться с профессией космического штурмана. Рекомендовано для подготовки специалистов орбитального, каботажного и звёздного флотов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Астронавигатор. Введение в специальность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Организация судовых экипажей.

§3.1. Устав службы на космических судах.

Чрезвычайная насыщенность судна механизмами, энергетическими установками и электрооборудованием, а также агрессивная внешняя среда не дают шанса на ошибку при организации работы на линиях космического сообщения. В виду повышенной опасности вся рабочая деятельность в космосе строится на ведомственных уставах службы.

Основным документом при организации деятельности на судах является Устав службы на космических судах от Министерства транспорта. Содержимое данной главы полностью основывается на Уставе.

Устав регулирует права и обязанности членов экипажей судов с учётом системы управления безопасностью судовладельца (СУБ). Требования Устава распространяются на экипаж, а также на лиц, временно пребывающих и выполняющих служебные обязанности на судне. Каждый член экипажа обязан знать и точно выполнять требования Устава. Все члены экипажа назначаются на судно с согласия капитана.

Трудовые отношения членов экипажа регулируются Трудовым кодексом (ТК). Труд членов экипажа организуется капитаном в соответствии с ТК и Положением о режимах рабочего времени и времени отдыха членов экипажей космических судов.

Назначение и задачи экипажа — обеспечение безопасной эксплуатации судов и безопасных условий труда, защиты от выявленных рисков и постоянной готовности к действиям в аварийных ситуациях на всех этапах эксплуатации судна. Экипаж состоит из капитана, командного состава и судовой команды. Все должны иметь дипломы, удостоверяющие их квалификацию и медицинскую пригодность к космической службе.

В соответствии с Межзвёздным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ) судовладелец должен ознакомить экипаж с возложенными на него обязанностями, связанными с безопасностью и защитой окружающей среды. Должны быть определены и предоставлены каждому члену экипажа должностные инструкции, с которыми необходимо ознакомиться до выхода в рейс. Экипаж должен знать и исполнять свои обязанности, правила и нормы безопасности, общее устройство судна, расположение судовых помещений, всех входов и выходов, и безошибочно ориентироваться в любых условиях эксплуатации.

Основу организации службы на судне составляют:

— судовое заведование — установление ответственности экипажа за состояние и готовность отдельных судовых конструкций и технических средств (СКТС);

— вахтенная служба — обеспечение эксплуатации судна на ходу и стоянке;

— судовые службы — распределение обязанностей;

— обеспечение живучести судна — действия экипажа в аварийных ситуациях.

Судовое заведование.

Все судовые конструкции и технические средства (или функции) распределяются в заведование членам экипажа согласно СУБ. Члены экипажа обязаны знать принцип действия, устройство, технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные элементы и особенности закреплённых за ними СКТС и обязаны обеспечить:

— проверку состояния и готовность к эксплуатации СКТС;

— обслуживание и снабжение запчастями, материалами и инструментом СКТС;

— контроль сроков действия судовых документов и их продление;

— составление ремонтных ведомостей и подготовку к ремонту СКТС;

— ведение технической документации, учёта и отчётности.

§3.2. Звания и должности.

Система званий.

Любая профессиональная деятельность, связанная с организацией множества людей в целях обеспечения порядка и эффективности приходит к иерархической системе. Иерархия нормативно описывается уставами, которые определяют права и обязанности каждого участника деятельности и их взаимоотношения. Космические перевозки требуют чёткой и слаженной работы больших масс людей. Иногда скорость исполнения приказаний и верность дисциплине определяют выживание экипажа на судне или рабочих в порту. Поэтому гражданский флот имеет ясную и строгую иерархическую структуру.

В профессиональной иерархии различают два понятия: звания и должности.

Звание присваивается специалисту компетентной комиссией, как свидетельство о его профессиональной, служебной и научной квалификации. Указывает уровень подготовки человека и его способность занимать некоторый спектр должностей.

Должность — рабочая позиция в организации, даёт права и определяет непосредственный круг обязанностей, определённые в уставе организации.

Если гражданская деятельность не требует чрезвычайной ответственности, то обычно система званий в организации опускается, а взаимодействие между сотрудниками происходит только с точки зрения должностей. Но при требовании жёсткой дисциплины, система званий позволяет достичь чёткой и эффективной организации через беспрекословное исполнение распоряжений.

К примеру, звание лейтенанта говорит о том, что человек имеет навыки управления коллективом в составе групп до 100 сотрудников, умеет организовывать их деятельность и обеспечивать работу подразделения компании. Должность штурмана, указывает, что данный сотрудник работает на судне, а в круг его обязанностей входит управление судном, прокладка курса, исчисление перемещения, регистрация передвижений на карте, а также работа с навигационными приборами и их обслуживание. При этом уставом гражданского флота определено, что штурманом на суда могут назначаться люди имеющие звание не ниже лейтенантского, так как именно это звание обеспечивает необходимую квалификацию для выполнения должностных обязанностей. Помимо звания специалист для занятия должности штурмана должен иметь ещё ряд свидетельств: диплом судоводителя, сертификат пилота, права на управление шлюпкой, полётный ценз.

Гражданский флот имеет тесные связи с военным флотом в плане организации, а также по причине возможности перехода из одной профессии в другую. Военная структура являет образец для подражания в любой сфере деятельности, которую решили структурировать и дисциплинировать. Ниже приводится «Табель о рангах», используемый в фимидианском делопроизводстве для определения степени подготовки специалиста или возможности к переподготовке для замещения должностей, соответствующих его званию. Табель позволяет переходить между профессиями, с минимумом курсов переподготовки, а также сближать тарификационные сетки зарплат до справедливых уровней.

Прямого равенства между званиями нет, так как они касаются разных профессий. Тем не менее, табель вносит определённый порядок и уровень соответствия (рис.3.1).

Обратим внимание на то, что в табеле нет звания «капитан», потому что капитан — это должность. Звание «капитан некоторого ранга» указывает на возможность управлять соответствующим классом судна. В гражданском флоте этот момент ярко не выражен в отличие от военного. В военном флоте суда имеют классификацию по рангам, которые определяют сложность управления судном. Чем больше судно, чем больше на нём различных устройств, тем оно сложнее в управлении и тем больший экипаж требуется. Корабли получают свой ранг, и управлять им может только тот капитан, который имеет соответствующую квалификацию и звание. Система рангов перенесена в гражданский флот, но в нём назначение на судно определяется судовладельцем по своему усмотрению.

Спеэр — рядовая должность на флоте. А в ряду званий спеэр, чейн-спеэр и релт-спеэр по сути соответствуют квалификации: рабочий космической отрасли, рабочий каботажного флота и рабочий звёздного флота. При получении свидетельства «спеэр звездолётов 1-го класса» спеэр автоматически получает звание гел-релт-спеэр.

В табеле не приведён раздел высшего командования, так как в гражданском флоте его нет. Высшее командование в военном флоте (адмиралы) занимаются управлением корабельных соединений (эскадры, флоты, группировки). В гражданском флоте организация судов в группы осуществляется только по распоряжению администраторов компании в особенных случаях. На управление группировкой назначается управленец с должностью «командир флотилии», не обязательно имеющий флотское образование.

Судовые должности.

Не смотря на необходимость субординации и строгую дисциплину, работа на транспортном флоте является гражданской деятельностью и строится по принципу: наёмный работник — наниматель. Поэтому из устава опущены различные формальности свойственные военной службе. К примеру, отсутствует требование обращения по званию, а в общении в основном употребляются названия должностей, как на любом гражданском и коммерческом предприятии.

Список с полным перечнем должностей на судне и указанными лицами, замещающими эти должности, называется судовой ролью. Каждое судно имеет свой перечень должностей, определяемый размером судна, размером штата экипажа, необходимого для обслуживания судна механизмов, груза и пассажиров, специальными задачами и прочим. К примеру, научное судно будет иметь должность помощника капитана по научной деятельности, учебное судно будет включать должность руководителя практики, танкер — начальника пожарной команды.

Тем не менее, существуют общие должности, которые есть почти на каждом судне.

Капитан — командир судна, возглавляет экипаж и несёт ответственность за его действия; старший офицер с дипломом судоводителя, представитель судовладельца и грузовладельцев. Наделён правом продавать часть груза или судового имущества для покупки в порту топлива, необходимого для завершения рейса. Контролирует хозяйственное ведение дел во время полёта, безопасность управления судном, соблюдение режима пространств и международного права. На капитане лежит ответственность за спасение жизни команды и судна в экстремальной ситуации.

Старший помощник капитана (старпом) — первый заместитель капитана, начальник всего личного состава, руководитель подготовки экипажа и повседневной деятельности служб. Отвечает за грузовые операции (если нет карго-инженера), контроль остойчивости судна и нагрузки на корпус (если нет старшего штурмана), наличие на борту запасов; организацию и контроль рабочего времени палубной команды.

Лоцман — судоводитель с опытом работы в регионе, хорошо знает местную планетарную обстановку и гидрометеорологические условия, необходим для успешной проводки судна в опасных местах. Обеспечивает безопасность швартовки судна.

Навигатор — специалист по работе с навигационным оборудованием, прокладывает курс, ведёт картографию, проводит наблюдения за внешней средой. Обычно должность навигатора вводят для стажирующихся курсантов-судоводителей (будущих штурманов) во время производственной практики.

Пилот — штурман, непосредственно управляющий судном.

Штурман — включает обязанности навигатора, пилота, вахтенного помощника.

Механик — инженер по обслуживанию двигателя и его частей, отвечает за работоспособность силовых агрегатов, энергопитание и электрогенерацию, руководит машинистами.

Машинист (моторист) — специалист по эксплуатации и обслуживанию отдельной энергетической установки. Термин моторист применяют к специалистам, работающими с тепловыми двигателями, машинист — двигателями, турбинист — турбиной, ядерщик — атомным реактором, левитрист — левитационной установкой, гравист — антигравитационной установкой.

Связист (радист) — специалист по приёму и передачи сообщений средствами связи (радио и не только), обслуживанию средств связи и прочей бортовой электроники.

Карго-инженер — специалист по грузовым операциям.

Боцман — глава палубной команды, отвечает за порядок на судне, техническое состояние корпуса, палуб, обшивки, внутренних и внешних механизмов, обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.

Баталер — спеэр, отвечающий за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведёт учёт и составляет отчётную документацию.

Спеэр (эспей, спейсмен) — судовой специалист рядового состава, выполняющий палубные работы (приборка, зачистка, покраска, такелажные работы, обеспечение грузовых операций). Чейн-спеэр (спеэр каботажного судна) обязан иметь навыки управления судном, ориентирования по навигационным приборам. Спеэр ведёт наблюдение за состоянием судна во время хода.

Кок — судовой повар, спеэр-мастеровой готовящий пищу на судах. Рассчитывает запасы продуктов питания и ведёт их учёт.

Все вышеперечисленные должности могут заменяться термином космонавт. Космонавт — это обобщающее слово работников космического транспорта, аналогичное мореплавателю и авиатору. Любой спеэр — космонавт, но не каждый космонавт — пилот.

Инженерные должности штурманов, механиков и связистов требуют значительных знаний и практики. Наём на данные должности разрешён только специалистов с подготовкой младшего офицерского состава.

Связист на судне имеет несколько двусмысленное положение. Развитие современной техники таково, что наличие связиста вроде как не требуется. Связью пользуются прежде всего штурмана, а заменить один сгоревший блок другим особой сложности не представляет. Однако, неоднократные попытки отказаться от судовой должности связистов заканчиваются резким возрастанием случаев отказа бортовой электроники. Поэтому даже малые экипажи, состоящие из одного пилота и одного механика, обязательно укомплектовываются ещё и связистом. Но при расширении штатов штурманов и механиков, число связистов практически не увеличивается.

§3.3. Судовой экипаж в рамках межзвёздного права.

Космическое судно обладает национальной принадлежностью по месту его регистрации. Внутри судна действуют законы государства-регистратора, вне судна — местные законы. Члены экипажа являются представителями судовладельца, который отвечает за действия экипажа. Капитан несёт ответственность за экипаж и судно.

Порядок приёма на работу экипажа, права и обязанности, условия труда и оплаты, порядок и основания увольнения определяются Трудовым кодексом (ТК), уставами службы, коллективными и трудовыми договорами. Распоряжения капитана подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами. Капитан имеет право применять поощрения и налагать дисциплинарные взыскания, отстранять от службы и списать любого члена экипажа. Капитан вправе изолировать лицо, действия которого создают угрозу безопасности судна или находящимся на нём людей и имуществу.

Репатриация.

Репатриация — возвращение на родину. Экипаж имеет право на репатриацию при окончании действия трудового договора, кораблекрушении, заболевании или травмы, требующих лечения вне судна, вследствие банкротства, продажи судна, направления судна без согласия экипажа в зону военных действий или эпидемиологической опасности.

Репатриация по желанию осуществляется в государство, в котором проживает член экипажа, в порт, где он был принят на работу или по договору. Расходы по репатриации несёт судовладелец. Они включают в себя: плату за проезд, питание и проживание, плату за лечение, пока член экипажа не будет годен для переезда, провоз 30 килограммов багажа, заработную плату. При потере имущества вследствие происшествия с судном судовладелец обязан возместить члену экипажа причинённый ущерб. В случае, если причины, вызвавшие репатриацию, возникли по вине спеэра при исполнении им трудовых обязанностей, судовладелец имеет право на возмещение расходов на репатриацию и не возмещать стоимость имущества.

Судовладелец обязан обеспечить экипажу: безопасные условия труда, охрану их здоровья, наличие спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием, водой и воздухом, наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов и помещений для отдыха), культурно-бытовое обслуживание, обязательное страхование заработной платы, расходов на репатриацию, жизни и здоровья членов экипажа при исполнении ими трудовых обязанностей.

Нормирование рабочего дня и отдых.

В течение рабочего времени член экипажа обязан обслуживать судно и поддерживать его техническое состояние. Ежедневная длительность рабочего времени составляет 40 часов в неделю с двумя выходными днями. На судах с круглосуточной работой устанавливается трёхсменный график вахт. На судах, эксплуатируемых не круглосуточно, устанавливается двух — или односменный график вахт. Односменные суточные вахты обязательно включают после себя отдых не менее 48 часов.

В зависимости от условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, частоты захода в порты, времени стоянки) и форм организации работы могут устанавливаться графики вахт (работ) более 8 и менее 12 часов в сутки. График разрабатывается судовладельцем или капитаном по согласованию с профсоюзом. Продолжительность работы между отпусками не должна превышать 120 календарных дней.

Экипаж, за исключением работников пищеблока, могут привлекаться с их согласия к выполнению работ, не входящих в должностные обязанности (погрузочные работы, очистка и мойка трюмов и танков, крепление груза и другие), в свободное от вахт время.

Члены экипажей пользуются правом на ежедневный отдых, включая время для приёма пищи, еженедельный отдых, отдых в праздничные дни и ежегодный отпуск. Временем ежедневного отдыха считаются промежутки между вахтами или работами не менее 12 часов. Каждый член экипажа должен иметь в течение суток непрерывный 8-часовой отдых. Еженедельные дни отдыха и праздничные дни по желанию должны предоставляться в любом порту по графику. При стоянке в порту в дни еженедельного отдыха или праздничные дни капитаны должны оставлять на судах минимальное число членов экипажей для несения вахтенной службы и обеспечения безопасности, приёма и сдачи груза, устранения последствий аварии и перешвартовок. Всем остальным членам экипажа по их желанию должны быть предоставлены дни отдыха.

Аварийные и авральные работы.

Неотъемлемым элементом жизни космонавта на борту судна являются аварийные и авральные работы в помощь вахтенным. Они производятся по распоряжению капитана и являются обязательными для всех членов экипажа.

К работам аварийного характера относятся:

— устранение аварийного состояния судна и исправление повреждений и поломок во время полёта, спасание людей, судна и грузов, и оказание помощи другим судам;

— в результате неожиданно изменившихся условий внешней среды: крепление судового имущества и грузов, реконфигурация и перестановка судна;

— снятие судна с места и по отгрузке топлива и грузов для облегчения судна, когда оно терпит бедствие;

— ликвидация разгерметизации и пожара.

К авральным работам, требующим повышенного внимания, относятся:

— в сложных условиях полёта, требующих усиления вахтенной службы;

— связанные со входом судна в порт и выходом: взлёт, посадка, открытие и закрытие грузовых люков, постановка трапов, швартовка, переход между режимами полёта;

— прохождение таможенного контроля и других инспекций;

— перевод судна по орбитам или в порту.

Авральные работы, выполняемые сверх установленного графика вахт (работ), учитываются особо табелем на авральные работы. Капитан должен избегать и сводить к минимуму количество систематических авральных работ.

Медицинские требования.

Требования к космонавтам относительно их здоровья можно разделить на два вида: медицинские требования к профессиональной пригодности космонавтов и нормы, касающиеся предупреждения заноса и распространения карантинных заболеваний, таких, например, как холера, жёлтая лихорадка и прочих. Космонавт должен иметь сертификат о прохождении медицинского профессионального осмотра.

В соответствии с медико-санитарными правилами для космонавтов необходимо обязательное наличие свидетельств о вакцинации против региональных перманентных заболеваний, действующих на весь период захода в порт. Если врач считает, что космонавту противопоказана прививка, то он должен выдать справку с указанием причин невозможности вакцинации. Вопрос о том, как поступить с космонавтом, имеющим такую справку, решается санитарными властями порта захода судна.

§3.4. Структура корабельных служб.

Для эффективной работы весь экипаж разделяется на отдельные службы (рис.3.2). Состав и штат службы зависит от задач, поставленных перед судном. На судах с малочисленным экипажем функции разных служб могут возлагаться на плечи одного человека. Ниже перечисляются основные судовые службы (рис.3.3) и их задачи.

Судовая служба эксплуатации обеспечивает безопасное судовождение, производственную деятельность судна (кроме пассажирских судов), грузовые работы, несёт ответственность за правильное техническое использование судовых конструкций, судовых систем, рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств, спасательных средств и прочего имущества и инвентаря.

Служба эксплуатации разделяется на три отдельных команды: палубная команда — возглавляется боцманом, штурманская команда — возглавляется старшим штурманом, карго — возглавляется старшим карго-инженером. Каждая команда имеет профиль деятельности, но их действия должны быть согласованы и регламентироваться единым расписанием. Также члены одной команды могут привлекаться к работам профиля другой команды при наличии квалификации. Общее руководство судовой службой эксплуатации осуществляется вахтенным помощником капитана (старком). Также подготовка судна к операциям с грузом (погрузка, выгрузка) осуществляется группой карго и палубной командой под руководством старпома.

Машинная команда — служба технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций. Возглавляется старшим механиком (стармех). Машинная команда заведует энергетическими установками (двигателями, генераторами, машинами), несёт ответственность за обеспечение судна топливом и маслами (бункеровочные операции).

Судовая служба связи заведует системами связи и электроники. Обеспечивает работу радиотехнических, навигационных средств, гиперсвязи, прочих электронных устройств. Возглавляется помощником капитана по радиоэлектронике. Основные задачи связи — передача и приём оповещений о бедствии, оповещений в направлении судно-судно, сообщений для координации поиска и спасания, информации по безопасности в пространстве, сообщений общего назначения, внутрисудовых сообщений и приём сигналов для определения местоположения. Старком обязан иметь диплом оператора систем связи.

Медико-санитарная служба обеспечивает охрану здоровья экипажа и оказание медицинской помощи пассажирам. Возглавляет службу судовой врач, либо в его отсутствии старпом или другой член экипажа, успешно завершивший курс по медицинскому уходу. Медслужба может при необходимости получать медицинские консультации по радио. В соответствии с Конвенцией о труде в судоходстве консультации оказываются круглосуточно судам в пространстве. Список наземных станций, через которые можно получить медицинские консультации, должен находиться на судне.

Служба быта обслуживает экипаж и возглавляется помощником капитана по хозяйственной части. Включает обслуживающий персонал, старшего кока, поваров и официантов-уборщиков.

Пассажирская служба обслуживает пассажиров и возглавляется помощником капитана по пассажирской части.

Учебная служба обеспечивает организацию учебного процесса и полётной практики курсантов и студентов учебных заведений и возглавляется помощником капитана по учебной части (помпоуч).

Прочие службы могут выделяться из общего состава в случае значительного расширения штата и быть как в подчинении специального помощника капитана по службе, так и находиться в зависимости от более общей службы. К примеру, на крупных колонизационных транспортах отдельно выделяется служба охраны правопорядка (судовая полиция). На исследовательских судах выделяется научная служба. Для примера на рис.3.4 приведена организация управления кораблём ВКФ.

§3.5. Вахтенный распорядок.

Судовая вахтенная служба (вахта) — основной вид служебных обязанностей, требующих непрерывного присутствия на посту или рабочем месте, осуществляется круглосуточно. Расписание по вахтам готовят начальники служб, утверждает капитан. Распределение экипажа по вахтам происходит с учётом подготовки членов экипажа.

Вахтенная служба включает все необходимые посты и заведования, ключевыми являются навигационная (возглавляет вахтенный помощник капитана — старком) и машинная (возглавляет вахтенный механик). Старком подчиняется только капитану и несёт ответственность за эксплуатацию судна. Присутствие капитана на мостике и стармеха в машинном отделении не исключает ответственности старкома и вахтенного механика за принятие решений до передачи ответственности. Старком назначается из штурманской команды, в помощь придаётся вахтенный спеэр из палубной команды.

Вахтенная смена должна приходить к месту несения вахты за 15 минут до вступления на вахту и знакомиться с условиями полёта, замечаниями сдающего вахту и распоряжениями по судну. Старком и вахтенный механик не вправе оставлять свой пост, кроме как по приказу.

Судовая вахтенная служба бывает в порту (стояночная вахта) и в пространстве (ходовая вахта). Продолжительность одной ходовой вахты при трёхсменной вахте не превышает 4 часов, а при двухсменной — 6 часов. При длительной стоянке в порту может назначаться суточная стояночная вахта.

Стояночная вахта.

Вахтенная служба в порту обеспечивает: безопасность судна, предотвращение загрязнений окружающей среды, жизнедеятельность судна, конструктивно-техническую безопасность судна в связи с меняющейся загрузкой при погрузке-выгрузке грузов, топлива, снабжения, запчастей, техническое обслуживание судна согласно распоряжениям старшего механика, связь, подготовку судна к предстоящему рейсу.

При заступлении старком обязан получить от сдающего вахту информацию: о состоянии внешней среды, швартовов, положении якорей, главных двигателей и возможности их использования, о сигналах и огнях, выставленных на судне, о работах на борту судна, характере, количестве и размещении груза, о наличии экипажа на борту и присутствии других лиц, о состоянии противорадиационных и противопожарных средств, о линиях связи с портом.

В процессе несения вахты старком обязан:

— совершать обход внутренних помещений, проверять крепления швартовов, показания датчиков биозащиты, гидродатчиков и датчиков давления, подъём необходимых сигналов, состояние трапов, ход производства грузовых операций;

— контролировать несение вахты подчинённым вахтенным составом и инструктировать заступающий на вахту экипаж об обстановке в порту;

— следить за равновесием судна, состоянием кранцевой защиты;

— контролировать допуск на судно посторонних лиц;

— контролировать погрузку грузов, не допускать чрезмерного крена судна;

— обеспечивать подготовку судна к перешвартовкам и перетяжкам;

— контролировать подготовку судна к выходу в рейс;

— объявлять судовую тревогу при возникновении опасности;

— возглавлять борьбу за живучесть судна в отсутствие капитана и старпома.

Ходовая вахта.

Вахтенная служба в пространстве должна обеспечивать: постоянное наблюдение за окружающей обстановкой, экзоэкологическую безопасность судна, жизнедеятельность судна, прочность, остойчивость, крен, герметичность в связи с меняющейся эксплуатационной загрузкой судна в рейсе, подготовку судна и экипажа к полёту в условиях агрессивной внешней среды, постоянную готовность к борьбе за живучесть, оперативную радиосвязь, наблюдение за сигналами тревоги, бедствия и безопасности.

На ходовой вахте старком носит наименование первый пилот и ответственен в первую очередь за управление движением судна. Хозяйственные задачи переходят в зону ответственности старшего дежурного офицера (капитана, старпома или старшего штурмана), помощь в несении вахты обеспечивает подвахтенный спеэр. В режиме повышенного внимания, первому пилоту ассистирует второй пилот и вся штурманская команда. Тем не менее, ответственность за происходящее на судне остаётся на старкоме, поэтому его распоряжения обязательны для исполнения, пока он не передаст вахту.

В процессе несения ходовой вахты первый пилот обязан:

— постоянно вести наблюдение за окружающей обстановкой;

— соблюдать международные правила предупреждения столкновения судов;

— проверять работу ходовых и сигнальных огней;

— проверять правильность выдерживания курса;

— проверять местоположение судна;

— перекачивать балласт, груз и топливо только с разрешения капитана;

— обеспечивать измерение давления воздуха, состав атмосферы и уровня жидкости во всех судовых помещениях не реже одного раза за вахту.

Первый пилот должен извещать капитана: об ухудшении условий навигации и затруднениях в сохранении заданного курса, о перемещениях отдельных судов, вызывающих опасения, о неожиданной навигационной обстановке, о поломке двигателя и прочих устройств, о возможном повреждении судна в условиях агрессивной внешней среды, о встрече на пути опасностей для полёта: метеорные потоки, обломки, ионные течения, об аварийном случае или обстановке, вызывающей сомнения.

Первый пилот должен предпринимать действия для обеспечения безопасности судна, если требуют обстоятельства, несмотря на извещение капитана.

При стоянке судна на орбите осуществляется несение ходовой вахты. Старком должен контролировать перемещение других судов, контролировать положение судна, нести радиовахту, следить за изменением внешней среды.

Вход в порт.

При подходе к порту первый пилот обязан знать: информацию о порте прибытия и системе управления движением судов в порту, рекомендованные курсы при подходе, состояние и сводку прогноза погоды внешней среды, ограничения в части габаритов судна, скорости, время захода в порт. На навигационной карте капитаном должен быть проложен маршрут с указанием точек изменения курса, снижения скорости или остановки двигателя. При необходимости должна быть произведена перекачка балласта или груза.

Первый пилот должен:

— известить капитана о подходе;

— известить вахтенного механика за час до подхода к порту и предстоящих манёврах;

— проконтролировать проверку якорного и швартовного устройств;

— проверить радиостанцию;

— проверить маневровые двигатели;

— контролировать местоположение судна;

— поддерживать постоянно связь с диспетчером, и выполнять указания диспетчера, если они не противоречат безопасности судна.

§3.6. Обеспечение живучести судна.

Обеспечение живучести судна — это деятельность экипажа согласно расписанию по тревогам, наставлению по борьбе за живучесть и планами учений. Экипаж должен обеспечить герметичность, пожарную безопасность, ходкость и управляемость судна в аварийных ситуациях. Организация живучести должна осуществляться в соответствии с Уставом, судовым планом действий при аварии, планом чрезвычайных мер по борьбе с загрязнениями и руководством по обучению и тренировкам. Общее руководство осуществляет капитан, а непосредственное возлагается на старпома.

Старший механик руководит подготовкой механиков и электромехаников, ходовой вахты в машинном отделении к борьбе за живучесть судна и действиям по всем видам тревог, а также действиями аварийной партии в машинных помещениях.

Подготовка к борьбе за живучесть судна предусматривает: составление расписаний по тревогам, проведение тренировок экипажа в аварийных ситуациях, поддержание аварийных и спасательных средств в постоянной готовности.

Судовое расписание по тревогам.

Расписание по тревогам описывает сигналы тревоги, действия каждого члена экипажа по тревоге и место сбора. В нём определены командиры и заместители аварийных партий, коллективных спасательных средств и указаны обязанности экипажа по отношению к пассажирам в случае аварии. Расписание вывешивается на ходовом мостике, в машинном отделении и в жилых помещениях экипажа.

При стоянке судна в порту составляется стояночное расписание аварийной партии. Члены экипажа, включённые в расписание аварийной партии, должны быть ознакомлены с обязанностями в случае тревоги.

На судне устанавливаются следующие виды и сигналы тревог:

— общесудовая тревога (борьба с пожаром, борьба с разгерметизацией);

— тревога «Человек за бортом»;

— шлюпочная тревога.

Сигналы тревог отображаются на информативных табло, светосигнализацией и дублируются голосом по трансляции с указанием вида тревоги. На пассажирских судах сигналы тревог дублируются на иностранных языках пассажиров. В случае пробоины, утечки газа или пожара указывается их место (по возможности). Отбой тревог объявляется голосом по трансляции и сообщениями по внутрисудовой системе связи.

Учёба и тренировки экипажа.

Индивидуальный инструктаж должны проводиться в течение трёх суток после прибытия нового члена экипажа на судно старпомом или стармехом. Инструктаж должен включать решение вопросов о приведении в действие и использовании спасательных капсул, о проблемах гипотермии и декомпрессии, первой помощи, об использовании средств пожаротушения, затыкания брешей, об использовании спасательных средств в тяжёлых условиях агрессивной внешней среды.

Занятия и тренировки с экипажем по борьбе за живучесть проводятся по плану командным составом, а также командирами аварийных партий. На занятиях изучаются конструктивные особенности судна, инструкции по эксплуатации судовых систем, устройств, механизмов, предупредительные мероприятия по обеспечению герметичности корпуса и остойчивости судна, предотвращению взрывов и пожаров, конструктивные особенности спасательных средств и методы их использования. На тренировках отрабатываются практические навыки использования аварийных средств.

Учения осуществляются с целью подготовки и проверки готовности к действиям членов экипажа и пассажиров в аварийных ситуациях. Учения проводятся по сигналу тревоги с обязательным объявлением о том, что тревога является учебной. Каждый член экипажа должен ежемесячно принять участие в одном учении по оставлению судна, одном по борьбе с разгерметизацией и одном по борьбе с пожаром. Если в порту отхода более 25% членов экипажа было заменено, то учения экипажа должны быть проведены в течение 24 часов после выхода судна из порта.

Техобслуживание и информационные материалы.

Перед выходом судна из порта и в течение всего рейса аварийные и спасательные средства должны быть всегда готовы к немедленному использованию для борьбы за живучесть судна и спасения людей. Израсходованные или пришедшие в негодность аварийные и спасательные средства должны быть пополнены до нормы по приходу в порт. При невозможности ремонта или восполнения должны быть заменены.

Над койкой в каюте каждого члена экипажа прикрепляется выписка из расписания по тревогам, в которой указываются значения сигналов тревог, обязанности и место сбора, номер и местонахождение спасательной шлюпки, за которой закреплён член экипажа.

На ходовом мостике должны находиться документы и информация для руководства по борьбе за живучесть судна:

— об аварийной посадке и остойчивости судна;

— о конструкции судна (общий вид судна с указанием герметичных переборок, клинкетных дверей; схемы грузовой, балластной, осушительной, перепускной систем, систем вентиляции, пожарной сигнализации, пожаротушения, эвакуации);

— судовое расписание по тревогам;

— оперативные планы по борьбе с разгерметизацией и пожаром;

— план-схема расположения аварийного и противопожарного снабжения (рис.3.5);

— грузовой план и сведения о грузе.

§3.7. Повседневная служба.

На судне устанавливается типовой распорядок дня (таб.3.2).

Капитаном по согласованию с профсоюзом может быть изменён распорядок дня. График работы кока, буфетчика и дневального утверждается капитаном.

Пользование судовыми шлюпками.

На каждой шлюпке, отходящей от борта, должен быть командир и пилот. Все лица, находящиеся на шлюпке, должны иметь при себе индивидуальные спасательные средства. Запуск шлюпок и их использование допускается только по разрешению капитана.

Командир шлюпки несёт ответственность за: укомплектование шлюпки предметами снабжения, соблюдение норм грузоподъёмности, соблюдение порядка людьми в шлюпке и наличие в ней индивидуальных спасательных средств. Командир шлюпки отходит от борта только с разрешения старкома и обязан по возвращении доложить ему о прибытии.

Судовые помещения.

Помещения подразделяются на служебные, жилые и общего пользования.

К служебным относятся предназначенные для размещения и обслуживания технических средств, медицинского обслуживания, хранения грузов и судовых запасов, выполнения работ, помещения пищеблока. К жилым помещениям относятся помещения, в которых размещается экипаж и пассажиры. К помещениям общего пользования относятся помещения, предназначенные для приёма пищи, отдыха и санитарно-гигиенические.

Экипаж размещается в жилых помещениях согласно расписанию. Для поддержания порядка и гигиены старпом осуществляет осмотр помещений общего пользования и жилых. Запрещается хранение в жилых помещениях горючих, ядовитых и опасных веществ и материалов, а также пользование энергетическими приборами. При выходе из жилых помещений необходимо выключать освещение и электроприборы.

Ключи от кают хранятся у лиц, занимающих каюты; второй комплект ключей с номером каюты должен храниться под контролем старпома. Во время тревог, осмотров и проверок каюты и другие жилые помещения должны быть закрыты, но не на замок.

Кают-компания на судне является помещением для коллективного отдыха, занятий, совещаний и приёма пищи командным составом. Старшим лицом в кают-компании является капитан, а в его отсутствие — старший помощник. С разрешения капитана или старпома в кают-компанию могут быть приглашены в качестве гостей лица, не являющиеся членами экипажа судна.

Экипаж должен выполнять санитарные правила в части содержания в чистоте судовых помещений, личной гигиены, содержания коек, белья, одежды и обуви. На пассажирских судах уборка пассажирских палуб должна быть закончена до завтрака. Смена постельного белья членов экипажа должна осуществляться один раз в неделю. Стирка белья и рабочей одежды экипажа должна производиться в судовых прачечных.

Судовые правила.

Приём пищи экипажем осуществляется по распорядку. Перед раздачей пищи судовой врач или старпом осуществляет пробу приготовленной пищи. Для приёма пищи командным составом на судне оборудуется кают-компания, для команды оборудуются столовые. Старшим лицом, отвечающим за порядок в столовой, назначается боцман.

Экипаж должен являться в кают-компанию или столовую для приёма пищи по распорядку дня в чистой одежде. В иные часы приём пищи разрешается лицам, находившимся на вахте или исполнявшим срочные судовые работы. Экипаж садится за стол и встаёт из-за стола с разрешения капитана. Пища в каюту подаётся капитану по требованию, а также больным членам экипажа по указанию врача.

На судне запрещается:

— курить вне отведённых для этого местах, а также во время тревог и учений;

— выносить вещи с судна без разрешения старкома;

— перевозить на судне без разрешения капитана посторонних лиц, их груз и багаж;

— отвлекать лиц, несущих вахту;

— устанавливать на источниках света, видимых снаружи, цветные абажуры либо закрывать источник света цветными шторами в тёмное время суток;

— выбрасывать за борт мусор и отходы;

— играть в азартные игры;

— приносить и употреблять наркотические вещества.

§3.8. Диспетчер и портовый распорядок.

Часть работы судоводителя приходится на работу с портовыми службами (рис.3.6 — 3.9). Рассмотрим порядок работы порта для понимания взаимодействия.

Любое судно, даже в процессе простоя, постоянно потребляет ресурсы на обеспечение жизнедеятельности, выражающиеся в эксплуатационные расходы, которые несёт судовладелец. При этом стоянка судна у причала не снижает расходы, а наоборот приносит дополнительные издержки, связанные со швартовкой, коммутацией, обеспечением портовой безопасности и прочее. Сама стоянка у причала имеет цену, зависящую от размеров судна, активности порта, района базирования и времени.

Порт представляет собой организацию, деятельность которой направлена на совершение грузовых операций (перевалка грузов) и обслуживание пассажиров. Прибыль порта напрямую зависит от быстроты и эффективности обслуживания судна, скорости перегрузки на другие инфраструктурные линии: рельсовый, автомобильный транспорт, челноки, трубопроводы и прочее. По этим причинам ни судну, ни порту невыгодно длительное базирование судна в порту.

Организация захода сводится к следующему:

— подача заявки диспетчеру на заход;

— согласование графика захода;

— подписание договора;

— заход в порт и швартовка;

— совершение операций;

— подписание расчётных документов;

— выход из порта.

Всё прочее время судно простаивает на орбите внешнего рейда, где с него не будут брать плату за постой. Простаивание судна без операций у причальной стенки допустимо только в рамках таких сроков, в которые плата за постой не превышает расходы на выход и новый заход судна в порт с учётом всех совокупных расходов (включая вызов швартовных команд, буксиров, лоцманской службы). Для наземного порта взлёт и посадка могут быть весьма дорогими операциями, и потому допустимо длительное базирование.

При работе с портом для судоводителя ключевое значение имеют три лица: капитан порта, диспетчер, оператор.

Капитан порта визирует любую деятельность и потому может наложить и снять любую резолюцию на допуск и обслуживание судна в порту. Диспетчерская служба непосредственно занимается управлением движения судов и организацией грузовых работ. Оператор — это представитель диспетчерской службы, с которым общаются судоводители при заходе в порт и совершении операций.

Диспетчерская служба.

Задачи диспетчерской службы:

— разрабатывает и выполняет сменно-суточный план работы порта;

— выполняет разработку месячного графика подачи судов в порт;

— обеспечивает расстановку судов по перегрузочным комплексам и причалам;

— обеспечивает снабжение судов топливом, водой, кислородом, другими видами снабжения, буксирами, шлюпками, лоцманом, выполнение швартовных операций;

— организует выделение трудовых и технических ресурсов для грузовых работ;

— планирует и подаёт в порт контейнеры, вагоны и автотранспорт;

— информирует смежные транспортные организации, судоходные компании, клиентуру космического транспорта;

— регулирует поступление в порт и расходование ресурсов.

В состав главной диспетчерской входят: группа обработки транспортных средств; рельсовая группа; диспетчер по топливу; диспетчер по комплексному обслуживанию судов; инженер по оформлению табелей. Старший сменный диспетчер организует производственную деятельность порта в свою смену. Он осуществляет непрерывное оперативное руководство грузовыми работами и обслуживанием судов в порту на основе сменно-суточного плана, получая информацию:

— от диспетчеров рельсовой группы — о наличии вагонов под разгрузкой, погрузкой, сроках их обработки, о подаче порожних и гружёных вагонов;

— от сменных стивидоров — о ходе обработки судов и вагонов, количестве занятой рабочей силы, о движении грузов и ходе складских работ;

— от сменных механиков — о состоянии кранов, перегрузочных машин, парка машин малой механизации;

— от работников табельного учёта — о списочном составе рабочей силы, фактическом количестве рабочих в бригадах, причинах невыхода на работу;

— от диспетчера бункеровочной базы — о ходе бункеровки отдельных судов;

— от сменного диспетчера порта — о времени подхода и постановки судов под обработку, о количестве, роде и размещении груза в них;

— от диспетчеров портового флота и автобазы — о выходе запланированных по сменно-суточному плану шлюпках, буксиров, автомобилей;

— от коммерческой дирекции — о поручениях на погрузку судов, рельсовых путей, транспортных условиях.

Сменный оператор работает в смене старшего сменного диспетчера. Оператор общается с судоводителями от имени диспетчерской службы порта, поэтому зачастую диспетчером называют его в рамках сеансов связи.

При работе с судном, оператор представляет собой порт и капитана порта. Оператор обязан немедленно передавать информацию, требующую внимания старшего сменного диспетчера. Распоряжения, исходящие от оператора несут на себе резолюцию капитана порта. При необходимости оператор запрашивает разрешение у сменного диспетчера.

Портовый распорядок.

Информация о заходе судна в порт передаётся капитаном судна капитану порта за 72 часа до времени захода судна в порт или сразу после выхода из прыжка и установления радиоконтакта. Предварительная информация должна содержать следующие сведения:

— идентификатор судна, название, флаг, позывной и идентификатор радиостанции;

— наименование и номер судовладельца и оператора судна;

— основные характеристики судна (классификатор);

— тип и количество груза, наличие опасных грузов;

— количество пассажиров на борту и членов экипажа судна;

— ожидаемые дата и время захода в порт и выхода судна из порта;

— планируемые операции в порту, тип и количество переваливаемого груза;

— количество требуемых судовых запасов;

— необходимое количество требующих сдачи отходов;

— маршрутная карта;

— требуемое обеспечение безопасного полёта и стоянки (буксиры, лоцман);

— информация о санитарно-эпидемиологической обстановке на борту.

Капитан порта (оператор) при получении информации в течение часа направляет данные в информационную систему государственного портового контроля (ИнфоПорт) и в адрес пограничной службы.

Оператор информирует судно о параметрах орбиты, швартовки и способе выполнения грузовых работ не позднее, чем за 4 часа до захода. Оператор регистрирует приход судна проставлением отметки в декларации и внесением информации в ИнфоПорт. Оформление захода производится после прохождения пограничного, таможенного, санитарного и прочих видов контроля.

Оформление судна на выход из порта осуществляет капитан порта на основании заявления капитана судна и по согласованию с пограничным и таможенным контролем. Капитан порта (оператор) при оформлении судна на выход проверяет документы, соответствие характеристик судна судовым документам и выполнение требований по укомплектованию экипажа. Капитан порта осматривает судно при нехватке документов или при подозрении, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности полёта (задержание судна в предыдущем порту захода, наличие недостатков, создающих угрозу безопасности, жизни и экологии, аварийные случаи на судне).

Информация о выходе судна из порта вносится капитаном порта в ИнфоПорт и доводится до пограничного контроля. Разрешение действительно в течение 24 часов.

Оформление разрешения на выход из порта не требуется, если судно выходит по указанию капитана порта в связи со стихийными явлениями или для участия в аварийно-спасательных операциях.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Астронавигатор. Введение в специальность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я