Астронавигатор. Введение в специальность

Игорь Барсуков

Учебное пособие для абитуриентов, выбравших стезю звездоплавания, а также для читателей, желающих ознакомиться с профессией космического штурмана. Рекомендовано для подготовки специалистов орбитального, каботажного и звёздного флотов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Астронавигатор. Введение в специальность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Безопасность космоплавания.

§2.1. Межзвёздное право.

Вопрос межзвёздного права настолько древний, что за прошлые века успел устояться во множестве источников разных систем. Когда Фимиде обретала своё место в звёздном сообществе, то приняла уже действовавший между соседями Иферский кодекс или Мирфакское соглашение по звёздному праву. После интеграции с Персейской ассамблеей межзвёздное право привели в соответствие с Персейской конвенцией по звёздному праву, на 90% соответствовавшей Иферскому кодексу.

Разберём основные положения конвенции.

Субъекты права.

Массивное тело — объект с гравитацией не менее 0,001g.

Небесное тело — физическое тело в пространстве естественного происхождения.

Звезда — массивное небесное тело, состоящее из газа и плазмы, в котором происходят термоядерные реакции.

Планета — небесное тело, достаточно массивное, чтобы стать округлым под действием собственной гравитации, не способное к внутренним термоядерным реакциям.

Спутник, луна — массивное небесное тело, движущееся по орбите вокруг другой планеты с общим центром масс внутри планеты.

Астероид — массивное небесное тело неправильной формы, без атмосферы.

Планетоид — общее название для лун и астероидов.

Метеороид — небесное тело с гравитацией менее 0,001g.

Блуждающая планета и планетоид — планета и планетоид в свободном пространстве без привязки к звезде.

Планетная система — не менее двух планетных объектов или звёзд, связанных между собой гравитацией в единую систему.

Кратная планетная система — группа звёзд с планетами, связанные в единую систему силами гравитации, приходящие друг другу в зону обитания.

Зона обитания (абикалум) — область вокруг звезды, в пределах которой влияние звезды способно разогреть поверхность не менее, чем на 10°K.

Звёздное скопление — группа звёзд, движущихся в гравитационном поле галактики как единое целое.

Обитаемая планета — планета, на которой существует многоклеточная жизнь.

Заселённая планета — планета, на которой живёт культура разумных существ.

Разумное существо признаётся таковым, если способно мыслить абстрактно.

Звёздная культура — культура разумных существ, достигшая технологий межпланетных путешествий.

Внутрисудое пространство (интабула) — пространство внутри судна и в прилегающем к судну пространстве между выступающими частями судна.

Взаимоотношения субъектов.

Разумная культура вправе владеть планетами, планетоидами и звёздами для использования их в качестве жизненного пространства и разработки ресурсов. Культура способная жить в изоляции без подпитки ресурсами, техники и прочим имеет статус автономной. Единственная в планетной системе автономная культура получает статус коренной, даже если появилась в системе в ходе миграции. В планетной системе все разумные культуры равноправны и получают статус коренной, за исключением случая, когда некоторые из этих культур, но не все появились в данной системе в ходе миграции, и имеют при этом системы происхождения, могущие принять их в случае депортации.

Система считается свободной, если в ней отсутствует коренная культура. Система считается колонией, если в ней присутствуют только не автономные культуры. Разработка недр и использование пространства системы не коренными культурами возможно только при достижении согласия с общим правительством системы. Общее правительство должны признавать не менее половины всех членов культур. Отсутствие общего правительства означает запрет на использование внутреннего пространства и недр системы внешними культурами.

Звёздная культура, являющаяся коренной в одной системе кратной планетной системы, имеет право заявить суверенитет на прочие части кратной планетной системы, если в тех частях нет другой коренной культуры.

Разграничение в пространстве.

Атмосфера — газовая оболочка небесного тела, удерживаемая им гравитацией. Границей атмосферы считается зона, отделяющая область вокруг тела, в которой газовая среда вращается с небесным телом, как единое целое.

Внутрипланетное пространство (интернум) — пространство (рис.2.1) находящееся внутри планеты или планетоида, а также пространство до границ атмосферы, а также пространство отстоящее на 50 километров от любого объекта на поверхности.

Орбитальное пространство (орбиталис) — пространство вокруг небесного тела в пределах десяти максимальных радиусов. Иностранные суда имеют право на мирный проход через орбитальное пространство. Проход считается мирным, если не нарушаются мир, добрый порядок и безопасность государства. Проход должен быть непрерывным, быстрым и соблюдающим установленные законы государства. Правовой режим в интернуме и орбиталисе регулируется законами коренных культур.

Прилежащее пространство (континум) — пространство вокруг планеты или планетоида в пределах ста максимальных радиусов, вокруг метеороида или станции в пределах 10 километров от любого объекта на поверхности.

Экономическая зона (абикалум) — совпадает с зоной обитания. Коренная культура в рамках зоны обитания обладает исключительными экономическими правами на разведку и разработку ресурсов. Коренная культура в экономической зоне осуществляет правовой контроль, свободна в создании станций и проведении исследований, отвечает за вопросы экологической и экзоэкологической безопасности.

В континуме и абикалуме государство обладает правом осуществлять контроль для предотвращения нарушений таможенных, иммиграционных или санитарных норм.

Колония имеет права в рамках континума метеороида, распространяемого вокруг поселения, баз и прочих стационарных объектов на любых планетах и планетоидах. У колонии в рамках экономической зоны имеется преимущество в юридических спорах перед любыми внешними лицами, в том числе и материнской культурой.

Внутрисудовое пространство (интабула) находится в ведении и праве судна. Судно рассматривается как часть территории государства-регистратора, то есть в виде внешней территории государства, на которой все полномочия исполнительной и судебной власти находятся в руках капитана, статус которого приравнивается генерал-губернатору. В интабуле действуют законы государства-регистратора, даже если судно находится в инопланетном порту. Посещение судна местными властями или иными гражданами возможно только с разрешения капитана, даже при наличии на судне лиц нарушивших законы государства порта.

Резюмируя выдержки из звёздного права, можно сделать следующие выводы в отношении судовождения:

— Пролёт сквозь планетную систему допустим и без уведомления властей системы.

— По требованию властей необходимо остановиться на досмотр.

— Для посещения планеты необходимо войти в прилежащее пространство, но нельзя входить в орбитальное без разрешения властей.

— Проход через орбиталис без разрешения допустим только в экстремальной ситуации и угрозе жизни. Допустимость рассматривается в судебном порядке.

— Вхождение в интернум без санкции может спровоцировать защитные меры вплоть до уничтожения судна без предупреждения. Приземление без разрешения допустимо только при невозможности связаться с представителями власти.

— Внутреннее пространство судна находится в зоне ответственности государства-хозяина судна. Планетарное правительство не может принудить капитана к действиям в интабула. Однако, правительство может применить санкции ко всему судну: запретить покидать судно и потребовать немедленно покинуть планету. А также может распространить претензии к членам экипажа, пассажирам и грузу на собственника судна и государство-регистратор.

§2.2. Межзвёздная конвенция по безопасности в пространстве.

Межзвёздная конвенция по безопасности в пространстве (МКБП) является наиболее важным международным соглашением по безопасности пассажирских и грузовых судов. Каждое судно в межзвёздном рейсе должно выполнять её требования, иначе оно может быть задержано или не допущено в порт.

Главной целью МКБП является установление минимальных стандартов безопасности при постройке, оборудовании и эксплуатации судов. Государство-владелец должно обеспечить, чтобы его суда исполняли требования МКБП. Условия контроля позволяют правительствам инспектировать суда, летающие под юрисдикцией других государств при наличии подозрений о не исполнении Конвенции.

МКБП включает приложение из четырнадцати глав. Пятая глава единственная, применяемая ко всем судам. Многие планетные системы превратили требования МКБП в национальные законы, так что любой индивидуум в пространстве, нарушающий требования пятой главы, может оказаться объектом судебного разбирательства.

Сама конвенция обширна и содержит несколько сотен страниц. От космонавта требуется знать общие положения, зоны ответственности судовых служб и детально разделы, касающиеся его деятельности. В отношении прочих он обязан передавать вопрос соответствующей службе. Приведём перечень и общее описание разделов.

1. Общие положения. Освидетельствование различных типов судов и подтверждение того, что они соответствуют требованиям конвенции.

2. Конструктив и защита. Разделение судов на герметичные отсеки, дабы после повреждения корпуса судно сохраняло устойчивость и жизнеобеспечение. Машины и электрические установки. Противопожарная защита, обнаружение и тушение пожара.

3. Спасательные средства и устройства. Требования к спасательным шлюпкам, капсулам и скафандрам.

4. Связь. Обеспечение безопасности при бедствиях в пространстве обязует все суда иметь на борту радиооборудование, аварийные радиомаяки и транспондеры.

5. Безопасность судоходства. Требования к составу экипажа. Планирование рейса, учёт потенциальных опасностей для полёта, прогнозы изменения состояния среды во всех пересекаемых зонах, компетентность экипажа. Обязательство капитанов оказывать помощь терпящим бедствие. Требования к сообщениям об опасности и бедствии.

6. Перевозка грузов. Требования к укладке и закреплению всех типов грузов и грузовых контейнеров, за исключением жидкостей и газов наливом.

7. Перевозка опасных грузов. Требования к перевозке химически активных веществ наливом, сжиженных газов, радиоактивных материалов и антивещества.

8. Атомные, аннигиляторные суда и АВ-суда. Выполнение требований Кодекса безопасности для ядерных судов, Кодекса безопасности при разрыве пространства и Кодекса безопасности для судов с активным веществом.

9. Нормы безопасной эксплуатации судов.

10. Нормы безопасности для высокоскоростных судов.

11. Специальные меры по повышению безопасности в пространстве. Требования к сертификации, регистрации, эксплуатации. Подтверждение ответственности капитана в обеспечении безопасности, который не может ограничиваться судовладельцем или фрахтователем. Ответственность портовой администрации в отношении безопасности портовых сооружений, задержание и выдворение судов из порта.

12. Система аудита государств-членов конвенции.

13. Меры безопасности для судов, работающих вне зоны действия конвенции: в пространстве государств не подписавших конвенцию, в неисследованных районах космоса или районах с отрывочными сведениями. Меры противодействия пиратству.

14. Меры безопасности для судов в активном пространстве, в зонах звездообразования, плотных туманностей, гравитационных ям. Общие положения при работе на планетах и планетоидах с экстремальными условиями.

Конвенция детально расписывает обязательства при строительстве судов, экипировке и снаряжении, обязанности экипажей, нормативы необходимые для выхода в рейс. Исполнение конвенции обязательно для всех участников перевозки. Пассажир обязан получить инструкции перед полётом и также несёт ответственность за свои действия и обязан исполнять конвенцию. При этом на экипаж возлагается обязательство должного инструктажа пассажиров, ограничение пассажиров от опасных действий и обеспечение безопасности пассажиров, экипажа, судна и окружающей среды.

Ниже по тексту при описании различных служб, нормативов поведения, экипировке — всё согласуется с конвенцией.

§2.3. Экология и загрязнение планет.

Под экологией в космических перевозках понимается состояние окружающей среды на планетах и планетоидах окружённых атмосферой и гидросферой, вопросы по охране среды от загрязнений и разрушений со стороны судна, экипажа и пассажиров.

Космическое судно представляет собой крупное искусственное сооружение с множеством работающих механизмов, электроники, материалов не встречающихся в подобных концентрациях в природе, а также сверхактивные вещества и материя с интенсивным электромагнитным, радиоактивным излучением или химической активностью. Не на каждой планете, богатой флорой и фауной есть организмы, сравнимые по размерам с судном даже малого класса. В результате, двигающееся в интернуме судно, а также деактивированное дрейфующее или покоящееся на поверхности, оказывает значительное влияние на окружающую среду.

Космические перевозки необходимая ступень развития любых заселённых миров, но космическое сообщение не должно приводить к разрушению среды обитания. Экипажи должны всячески снижать степень влияния судна, груза, механизмов, снаряжения, экипажа и пассажиров на окружающую среду и не допускать непоправимых изменений.

Внимание! Нарушение экологических норм посещаемых планет — одна из наиболее частых причин судебных исков к транспортным компаниям и задержаний экипажей и кораблей, а также преследований по уголовному кодексу.

Виды загрязнений окружающей среды от судоходства: сброс неактивных веществ в геосферу; сброс активных веществ в геосферу; сброс реактивных веществ; сброс продуктов жизнедеятельности; сброс твёрдых отходов; звуковое загрязнение; уничтожение флоры и фауны; электромагнитное загрязнение.

Внимание! Для разных планет существует свой перечень активных и неактивных веществ.

Каждое судно имеет свой экологический класс с перечнем сред, в которых оно может безопасно пребывать с определёнными системами защиты. В основном перевозки происходят между планетами земного типа со сходными средами. Поэтому суда должны быть стабильными, прежде всего в них. Работа судоводителя по обеспечению экологических норм сводится к проверке исправности механизмов и технических средств, и проверке плана полёта с перечнем экологических классов посещаемых планет. В случае ожидаемого посещения планеты с особенными природными условиями следует обеспечить необходимую защиту для судна и окружающей среды. В ином случае посещение данной планеты запрещено.

Сброс неактивных веществ и твёрдых отходов.

Под неактивными веществами подразумеваются химически стабильные вещества в геосфере планеты. Тем не менее, они являются мусором, могут ухудшить качество воздуха или снизить освещённость. Вещества в гидросфере и литосфере могут лежать долго, превращая поверхность в свалку. Основным источником неактивных веществ является груз, а также элементы неисправного судна.

Для минимизации угрозы следует регулярно производить проверки систем, обшивки, корпуса. Проверять надёжность крепления груза и его состав. В аварийной ситуации могут быть предусмотрены маршруты для сброса веществ (рис.2.2).

Сброс твёрдых отходов по сравнению с неактивными веществами юридически классифицируется как намеренное правонарушение с отягощением вины.

Сброс активных и реактивных веществ.

Активные вещества в отличие от неактивных имеют шанс на химическое взаимодействие в среде планеты, могут существенно изменить свойства среды, отравить её, изменить состав атмосферы, гидросферы и почвы, вызвать гибель биосферы. Активные вещества могут быстро осуществлять поражение среды на значительной территории даже в ходе однократного прохода судна. Следует тщательно контролировать возможные источники загрязнений.

Основным источником активных веществ является топливо, а также грузы в жидком и газообразном состоянии. Для минимизации угрозы следует регулярно проверять энергетические установки, топливные системы, системы жизнеобеспечения, кислородные конденсаторы. Особые протоколы на проверку грузов для газовозов и танкеров.

На судне могут содержаться различные вещества особого класса опасности. К ним относятся радиоактивные вещества, антивещество, активное вещество аннигиляторов и так далее. Сброс реактивных веществ будет сопоставим с военной бомбардировкой поверхности планеты с тяжёлым поражением местности и окружающей среды.

Внимание! Если у представителей власти возникнет подозрение на возможность распыления судном в орбиталисе или интернуме реактивных веществ, то они могут уничтожить судно без предупреждения, в т.ч. на дальних подступах к планете.

Обращение с реактивными веществами обеспечивается протоколами безопасности и конвенциями. Малейшие признаки неисправности в работе с данными веществами служат причиной для задержки и отмены рейса и полномасштабных проверок. Необходимо уделять пристальное внимание системам деактивации.

Сброс продуктов жизнедеятельности.

Системы жизнеобеспечения постоянно накапливают и перерабатывают продукты жизнедеятельности экипажа и пассажиров. К ним могут относиться и опасные вещества, особенно если используются неэкологичные очистители и преобразователи. Главная опасность продуктов жизнедеятельности состоит в возможном биологическом заражении, в силу чего сброс продуктов жизнедеятельности может быть приравнен к нарушению санитарного контроля. Подробнее о санитарном контроле в п.2.5.

Звуковое загрязнение.

Прохождение судна в плотной среде атмосферы или гидросферы на высокой скорости порождает акустические волны значительной интенсивности. Чрезмерно сильные волны могут оказаться разрушительными для инфраструктуры, нанести вред любым незакреплённым предметам, вызвать поражения тела или органов чувств местных жителей или фауны. Небольшая интенсивность, приводящая к нарушению покоя, может также служить предметом для судебных разбирательств.

Основным источником звукового загрязнения служит факт прохождения судна сквозь среду. Но также его могут обеспечивать и работающие на судне механизмы, «кипящая» среда в местах выхода реактивных струй. Следует быть внимательным к плотности среды и скорости распространения волн, так как при превышении скорости звука интенсивность загрязнения резко повышается.

Судоводителям рекомендуется отрабатывать плавные посадки в условиях различных сред. Следует знать допустимые нормы шума в зонах полёта (рис.2.3), уровень шума, производимый судном в различных средах на разных скоростях.

Разрушение флоры, уничтожение фауны.

Столкновение судна с другим транспортом или местным жителем относится к чрезвычайным происшествиям и подлежит урегулированию на уровнях портового контроля и следственных проверок от ведомств безопасности. Но при движении в интернуме может произойти столкновение с неразумными формами жизни, которые непредумышленно оказались на пути судна. Флора характеризуется слабоактивными способностями к передвижению и неспособна к уходу с пути судна. Фауну же могут представлять высокомобильные существа. Уничтожение биоформ жизни в любом случае нежелательно. Судоводителям следует избегать возможных столкновений, оставляя в приоритете жизнь и безопасность экипажа, пассажиров, местных жителей, а также целостность судна, груза и местной инфраструктуры.

Контроль за чистотой трасс и выбор путей посадки и взлёта обычно лежит на портовых службах. Однако, снижение и взлёт на низких скоростях способствуют уменьшению вероятности столкновений. Судоводителям необходимо ознакомиться с вероятными угрозами со стороны биосферы посещаемой планеты (рис.2.4).

Электромагнитное загрязнение.

Одно из наименее контролируемых загрязнений. Проход судна, содержащего в себе значительные массы металлов и работающего электронного оборудования, воздействует на окружающий электромагнитный фон аналогично звуковому загрязнению плотной среды. Движущееся судно приведёт к помехам в радиосигналах. В целом данный вопрос решается минимизацией радиоизлучения на проходящем судне, а также строительством космодромов в стороне от жилой застройки или предприятий, требующих в работе спокойного электромагнитного фона. Экипажу следует регулярно проверять состояние электромагнитных систем судна и создаваемый фон во избежание образования «электромагнитных пушек».

Наиболее не очевидным является то, что местные жители, флора и фауна могут оказаться весьма чувствительны к электромагнитным возмущениям. Судоводителям необходимо знать экологический класс планеты перед посещением.

§2.4. Экзоэкология и загрязнение пространства.

Под экзоэкологией в космических перевозках понимается состояние окружающей среды на безвоздушных небесных телах и в космосе, вопросы по охране окружающей среды от загрязнений и разрушений со стороны судна, экипажа и пассажиров.

Не смотря на то, что экология безвоздушных сред налагает особенности на степень влияния загрязнения, следует помнить, что раз источником загрязнения является судно, снаряжение, груз, экипаж и пассажиры, то оно никуда не девается. Перечень видов загрязнений тот же самый, дополненный ещё двумя видами: аэрозольный и метеорный.

Сброс неактивных веществ, твёрдых отходов и биоотходов.

Характер загрязнения остаётся тем же, что и для планеты. Вещества являются мусором, которые могут долго находиться в пространстве или на поверхности. Юридическое разделение аналогичное: сброс твёрдых отходов классифицируется как умышленное загрязнение. Особенностью является то, что сброс газов и жидкостей в вакууме почти всегда приводит к их переходу в твёрдое состояние с соответствующими последствиями. И последствия эти могут быть разрушительными, но об этом ниже.

В пространстве продукты жизнедеятельности приравниваются к твёрдым отходам. Стандартные методы защиты оборудования кораблей и станций служат непреодолимым барьером для проникновения биоугрозы. Атмосфера планет, в плане неконтролируемого входа в неё мусора, также служит отличным фильтром и дезинфектором.

Сброс активных веществ.

Активные вещества в вакууме обычно несут меньший урон, чем в атмосфере или гидросфере. Температуры близкие к абсолютному нулю и отсутствие давления могут привести активное вещество к твёрдому состоянию, в котором оно может потерять свои разрушительные свойства. Поверхности, на которые они падают, имеют высокие степени защиты, либо доведены вакуумом, температурами, излучением, ионными ветрами до слабо реагирующего состояния. Почти все живые существа при нахождении в космосе вынуждены надевать средства защиты — скафандры. А космическая флора и фауна также менее склонна к реакциям, как и порода астероида по сравнению с планетарной почвой. Сбор твёрдого и жидкого вещества в пространстве и на поверхности слабореагирующих пород наносит гораздо меньше вреда, чем в активной среде.

Тем не менее, в случае прорыва защиты урон может оказаться катастрофическим.

Сброс реактивных и радиоактивных веществ.

Характер реактивных веществ таков, что угроза от них не снижается в вакууме. Наоборот, последствия контакта с ними могут привести к прорыву защиты и дальнейшим разрушениям с фатальными последствиями. Потерянное в космосе вещество может стать миной для случайно проходящего судна. Поэтому внимание надзорных органов к обращению подобных веществ не зависит от среды операций.

Звуковое загрязнение, разрушение флоры, уничтожение фауны.

В безвоздушной среде звуковое загрязнение отсутствует, так как нет упругой среды. Судоводителям следует обращать внимание на вибрационные характеристики работающих механизмов судна. Вибрация может передаваться далеко по твёрдым грунтам и инженерным сооружениям. Однако, прежде чем вибрация станет нести дискомфорт персоналу станции или начнёт сказываться на инженерных конструкциях, судно к тому времени уже начнёт саморазрушаться.

В пространстве обитает мало живых существ, и вероятность встречи с ними мала. Посещаемые станции при этом собирают сведения об активности флоры и фауны в районе и публикуют сводки, отражаемые в справочниках и включаемые в экологический класс порта. При формировании маршрутных карт следует проверять их. В справочниках метеорных потоков также приводятся данные о существующих маршрутах миграции или обитания биоформ. Учитывая их весьма разнообразное строение и иногда гигантские размеры, следует всячески избегать контакта с ними для сохранности судна.

Электромагнитное загрязнение.

Характер влияния электромагнитного загрязнения полностью идентичен планетам с упругими средами, борьба с ним аналогична. В экзоэкологии уделяют ему меньше внимания из-за высокого уровня защиты станций и скафандров.

Аэрозольное загрязнение.

Распыление аэрозолей в пространстве может привести к образованию завесы из мелкодисперсного вещества, то есть нарушить оптическую проницаемость среды. Которая, в свою очередь, может активно использоваться в работе станций, баз и прочих объектов. Соответственно, аэрозольное загрязнение может привести к сбою или отказу работы оборудования на станции. Ответственность, меры по предотвращению и устранение соответствуют загрязнению твёрдыми отходами.

Метеорное загрязнение.

Загрязнение на поверхности планеты со значительной силой тяжести приводит к оседанию отходов и веществ на её поверхность. Но в экзоэкологии чаще рассматривается загрязнение метеороидов и станций со слабым полем тяготения. Выброс веществ при слабой гравитации приводит к тому, что поток вещества обретает твёрдую форму, сцепляется в гранулы и путешествует с приобретённой скоростью в направлении выброса. Если скорость достаточно высока, то образуется метеорный поток, который уйдёт в неизвестном направлении и станет миной для встречного судна или станции без метеоритной защиты. При низкой начальной скорости рой частиц станет обращаться вокруг метеороида или станции в поле её тяготения, что с одной стороны сделает его менее опасным, так как подходящие корабли снижают скорость, с другой стороны многократно увеличится вероятность столкновения.

Экипаж обязан уведомлять капитана, а капитан портовые власти при обнаружении незарегистрированного метеорного потока.

Хотя обязательная противометеоритная защита и периодические чистки пространства тральщиками в окрестностях станций и на орбитах планет снижают вероятность встречи с метеорами и возможный урон, тем не менее, мусор остаётся одним из главных факторов износа и случайных повреждений судна при выполнении рейса.

Загрязнение космоса столь же опасно, что и загрязнение планет. Хотя, учитывая высокие степени защиты инженерных сооружений, индивидуальные средства защиты и малую реактивность среды, штрафы в пространстве ниже, а нарушения реже приводят к уголовному преследованию. Экипажу всё же следует всячески снижать вероятность загрязнений, исходящих от судна, груза, пассажиров и экипажа.

Исправное судно вообще не должно производить отходов. Продукты эксплуатации механизмов и жизнедеятельности должны проходить переработку и направляться в новый рабочий цикл, либо накапливаться. Ремонт и обслуживание должны выполняться специалистами. Реактивные вещества и отработка сдаваться портовым службам.

Обслуживание на орбитальных станциях гораздо дешевле планетарных. Им проще хранить и накапливать отходы, а затем утилизировать большими массами, запуская контейнерные поезда в звезду, недра которой способны переварить даже упавшую планету. Судоводителю следует помнить, что стоимость обслуживания в портах всегда на порядок меньше, чем штрафы за загрязнение.

§2.5. Санитарные нормы.

Бесчисленное количество звёзд и планет в Галактике предлагает всевозможные условия окружающей среды, и из них многие несут формы автохтонной (местной) или инвазивной (привнесённой) жизни. В научной публицистике галактику часто сравнивают с гигантской лабораторией с множеством изолированных сосудов, в которых происходит постоянная рекомбинация генов, непрерывная борьба за выживание и генерация новых видов организмов. Невозможно сказать, где может появиться новая агрессивная форма жизни, способная поглотить прочие, нельзя ограничить природу, можно только вовремя распознать и остановить.

Космическое сообщение может способствовать транспортировке разрушения.

Внимание! Биологическое заражение уносит больше жизней, чем войны.

Во все времена не войны служили главным разрушителем цивилизаций, войны являются следствием негативной ситуации в экономике, приводящей к столкновению культур. Эпидемии болезней, мор животных, гибель растений и связанный с этим неурожай, паразитизм инвазивных видов. Биологическое заражение может в корне сменить лицо планетной системы. Опустошить города, лишить планеты растительного покрова, отравить гидросферу.

К вопросам биологической безопасности необходимо подходить с наибольшей серьёзностью. Требования санитарно-эпидемиологического контроля обязательны для исполнения. В рамках Персейской ассамблеи действует единая Медико-санитарная конвенция, обязательная для исполнения всеми зарегистрированными в Ассамблее судами и любыми прочими судами при посещении миров Ассамблеи.

Схема борьбы с эпидемиями.

Опасная форма жизни может возникнуть или находиться в законсервированном виде в любом мире, как обжитом, так и в до селе не посещённом. Первичному заражению может подвергнуться как судно, так и целая планета. К счастью, до сих пор скорость космического транспорта серьёзно уступает скорости средств связи.

Каждое организованное правительство имеет агентство по борьбе с инфекциями и санитарный контроль. Новостные сводки общих циркуляров имеют первичный приоритет касательно вестей о вспышках новых болезней. Санитарные службы ориентированы на ввод изоляции (карантина) немедленно, как поступают сведения о новой неизвестной или известной, но до сих пор опасной болезни.

Главным положительным аспектом при вспышке новой болезни является то, что неразумная форма жизни, а простая новая рекомбинация не может быть сложной, настроена на неудержимый рост. В силу чего признаки заражения выявляются достаточно быстро в период от нескольких часов до нескольких дней. Официальный срок безопасной изоляции с древнейших времён принят в 40 суток. Болезни с большим сроком инкубации имеют пониженный класс опасности, так как появляется время на их изучение и поиск лекарства и методов лечения.

Таким образом, схема борьбы с эпидемией сводится к разрыву цепочки передачи болезни, всестороннему изучению, а затем лечению поражённых областей. После чего межзвёздное сообщество распространяет знания о болезни и технологии производства лекарств или вакцин по всем известным мирам.

Санитарный контроль.

Сведения об эпидемиологической обстановке планетных систем имеют высший приоритет в обмене данными, в силу чего информация достаточно актуальна и при составлении маршрутной карты, и при проверке сведений на подлёте к системе. От судоводителя требуется в обязательном порядке проверять актуальную санитарно-эпидемиологическую сводку перед посещением планеты.

Санитарно-эпидемиологический контроль прибывающего пассажирского судна начинается с радиопереговоров. Диспетчер запрашивает маршрутную карту судна в пределах карантинного периода и санитарную сводку по судну. Затем в зависимости от мощности планетной инфраструктуры диспетчер направит судно в континум на отстой или может разрешить немедленную посадку.

В случае захода судна в континум, санитарные инспекторы могут прибыть на патрульном корабле. Также судну могут разрешить стыковку с орбитальным портом. После контроля на орбите судну могут дать добро на посадку, и даже доступ «открытая земля», то есть более никаких проверок не потребуется, экипажу можно выходить в порт.

В случае немедленной посадки, что обычно имеет место при слабом трафике в системе, судно приземляется, но имеет полный запрет на открытие люков, продолжает поддерживаться герметизация судна. Представитель порта посещает судно для проверки документов и контроля, после чего разрешает доступ или нет.

Санитарно-эпидемиологический контроль грузового судна дополнительно включает проверки груза. В зависимости от типа груза и его размеров могут быть применены разные протоколы. Если грузовая часть судна изолирована от жилой, экипаж может быть проверен в первую очередь, после чего получить доступ в порт, пока груз проверяется и проходит таможню.

Санитарные режимы.

Спокойная эпидемиологическая ситуация в скоплении способствует быстрой диспетчеризации и быстрому проходу инспекций. Контроль проверяет, есть ли проблемы в последних посещённых пунктах в плане биоугрозы, оценивает достаточно ли экипаж и пассажиры пробыли в космосе на самоизоляции, и после дают доступ, либо выписывают судну предписание на карантин в указанное число дней.

Правила работы санитарного контроля:

— распоряжение о карантине обязательно для исполнения;

— карантин запрещает покидать стоянку;

— карантин может быть максимум на 40 дней, либо контроль обязан выдать отказ на посещение планеты;

— санитарный контроль обязан дать обоснованное основание отказа (что не отменяет возможности отказа от таможни без обоснования);

— в случае отказа, коммерческое судно обязано вернуться в пункт отправления, из пункта отправления отослать его не могут;

— в случае отказа порт обязан выдать в сводку циркуляр об инциденте.

Необходимость подчинения санитарному контролю уравновешивается публичностью его работы.

Регулярные пассажирские и грузовые рейсы получают отдельную аккредитацию договора в контроле. После стандартного контроля первых рейсов пункты маршрутной карты осуществляют ускоренную процедуру прохождения санитарного и таможенного контроля. Посадка осуществляется по прибытии, оформление пассажиров на пунктах выхода из терминала, а проверка груза одновременно с приёмкой получателем.

Совсем иной складывается ситуация в случае повышенной эпидемиологической опасности. При выставлении правительством статуса высокой эпидемиологической угрозы санитарный контроль загоняет на карантин любой груз, а пассажиров не выпускает без 40-дневного обозримого контроля. Под обозримым контролем понимается тот же срок за вычетом дней изоляции на судне с момента последней остановки.

Статус высокой эпидугрозы позволяет вводить правительствам дополнительные меры проверки, ограничивать приём кораблей с некоторых направлений и налагать эмбарго на разные типы грузов. Правительство всегда руководствуется простым тезисом: экономические потери при ограничении товарооборота и пассажирского потока существенно ниже, чем потери в случае развития неконтролируемой инфекции в системе.

Карантинный статус.

Наложенный на судно карантин вводит в действие следующие правовые нормы:

— Интернум и орбиталис становятся запретной зоной, а правительство получает право воспрепятствовать попытке входа любыми средствами.

— Правительство имеет право требовать покинуть обитаемую зону, а также на принудительную буксировку вовне или арест задержавшегося судна.

— Интабула остаётся не подконтрольна местному правительству, но оно может наложить любые ограничения на судно при не выполнении его предписаний.

— Правительство имеет право отказать в помощи терпящему бедствие судну, если имеются подозрения на потерю контроля за эпидситуацией.

— Правительство не имеет право подвергнуть высылке или атаке судно, если судно расположилось вне зоны обитания и заявило о бедствии любого характера.

Несоблюдение предписаний санитарного контроля — грубейший проступок, приравниваемый к актам терроризма. У санитарной службы налажен быстрый контакт с патрульной службой, а у тех может иметься предписание на уничтожение любого судна, стремящегося войти в орбитальную зону с запретом от санитарного контроля.

§2.6. Надзорные органы и инспекции.

Судно, заходящее в порт, попадает в зону действия местных законов. Администрация порта и прочие ведомства получают право на проверку судна по действующим нормативам. Отсюда простой вывод: посещение системы, не являющейся подписантом МКБП, может закончиться чем угодно.

С точки зрения судна планетная система может иметь: ратификацию Конвенции МКБП, межправительственный договор с Фимиде, договор дружеского или нейтрального союза, не иметь никаких соглашений (не кооперируемый порт). В случае наличия договоров по первым трём пунктам, следует изучить их, прежде чем заходить в порт. Капитан коммерческого судна не имеет права заходить в не кооперируемый порт, за исключением случаев угрозы жизни и безопасности судну, грузу, экипажу или пассажирам. Прямое распоряжение судовладельца на заход в не кооперируемый порт может быть оспорено капитаном, вплоть до заключения отдельного соглашения. Страховое покрытие не включает работу в не кооперируемых портах и системах.

Администрация порта и местные власти имеют права и обязанности на различного рода проверки. При этом каждое ведомство может выставить свою инспекцию. Для снижения волокиты, коррупции и бюрократизма, а также для увеличения товарооборота и пассажирского потока принимаемые соглашения и конвенции позволяют объединять инспекции. Конвенция МКБП описывает наиболее сбалансированный в плане качества проверок и скорости работы набор инспекций.

Все надзорные службы можно разделить на три группы:

— Входящий контроль — проверка судна на право захода в порт.

— Сертификационный контроль — проверка состояния судна на право эксплуатации.

— Экстренные службы быстрого реагирования.

Размер инспекций и объём проверок напрямую зависит от развитости инфраструктуры космических перевозок и густонаселённости региона, а также от величины судна, численности экипажа, пассажиров и объёма груза. Небольшое судно с нерегулярным фрахтом на малонаселённой планете будет встречать пара таможенников, представляющих все службы разом. А вот крупное магистральное судно или колонел с большим экипажем, массой пассажиров, со всевозможной техникой и биоактивными или радиоактивными грузами в развитой системе могут держать несколько месяцев на орбите, отряжая целые отряды инспекций от каждой службы отдельно.

Входящий контроль.

Проверка судна при подлёте или после посадки на право экипажа получить доступ к порту, право пассажиров на выход, право на выгрузку.

Санитарно-эпидемиологический контроль. О задачах и действии уже сказано достаточно, следует добавить, что санитарная инспекция обычно вооружается биосканерами. При появлении подозрения на заражение, инспекция требует карантина и создания внешних шлюзовых камер для очистки всего выходящего из судна.

Таможенный контроль занимается проверкой документов. Они удостоверяются, что заявленные экипаж, пассажиры, груз и судно соответствуют действительности, какие имеются ограничения на каждое лицо, тип и объём груза, на судно целиком. Попутно могут оформить необходимые въездные документы и затребовать уплату въездной пошлины. По сути таможенники должны обыскать судно, хотя права на принудительный обыск нет. Но если им отказать, почти наверняка судну откажут в посадке.

Патрульная служба (пограничный контроль) — гражданская военизированная служба поддержания порядка в зоне обитания. Привлекается всегда, когда требуется силовое воздействие на посетителя системы или для устранения внутренних беспорядков. Если досмотр судна осуществляется до стыковки со станцией или до посадки, то таможенники и санитарный контроль прибудут на патрульном корабле.

Экологический контроль — занимается проверкой на выявление опасных излучений и опасных объектов на судне. Представлена специалистами прикомандированными к таможенной службе и осуществляющей вместе с ней необходимые проверки и измерения судна.

Сертификационный контроль.

Проверка состояния судна на предмет безопасной эксплуатации.

Судно представляет крупный технологичный объект с высокой массой, может содержать активные взрывчатые вещества, оружие и энергетические установки. Судно по неосторожности или умышленно можно превратить в брандер и сделать причиной частичного или полного разрушения порта. В виду этого, администрация порта имеет обоснованные права для проверки состояния судна.

Портовый контроль — инспектирует заходящие в порт суда. Офицеры контроля проверяют суда на соответствие требованиям конвенций о безопасности, предотвращении загрязнений, подготовке экипажей и труде, а также общее состояние судна. В случае несоответствия судна даётся время для устранения недостатков, после чего назначается повторная инспекция. В случае грубых нарушений судно может быть задержано в порту.

Действия портового контроля в значительной мере ограничены. Непрерывно сканировать судно без санкции запрещено по гражданскому праву, и потому нарушения экипажей и пассажиров могут быть зафиксированы только при проявлении. Контроль занимается отслеживанием выхлопов, витающего в гравитационном поле мусора и общем наблюдении за параметрами и радиационным фоном. Детальные проверки производит только при получении подозрения со стороны портовых служб.

Экологический контроль в порту может подвергнуть судно тщательному досмотру. Ставит судно и окружающее пространство на непрерывный мониторинг излучений для выявления развивающихся процессов.

Службы быстрого реагирования.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — обстановка, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, распространения заболевания, опасного для окружающих, которые могут повлечь жертвы, ущерб здоровью или окружающей среде, значительные материальные потери. Для предотвращения возникновения ЧС, ликвидации и устранения последствий в порту находятся службы быстрого реагирования. При возникновении угрозы ЧС или её развитии, администрация порта может передать все полномочия на использование любых ресурсов и принятие любых решений старшему офицеру порта по безопасности. Согласно общепринятой практике при возникновении ЧС службы быстрого реагирования получают право на использование любых служб, частного и коммерческого транспорта. Требования и запросы служб быстрого реагирования в рамках уголовного кодекса обязательны для исполнения.

Типичный состав служб быстрого реагирования:

Противопожарная служба — предупреждение и ликвидация очагов возгорания, температурных аномалий в конструкциях, отвод тепла, предупреждение детонации.

Герметизационная служба — предупреждение и ликвидация разгерметизации, контроль давления газов и жидкостей, конструктивных напряжений, прочность и усталость материалов, состав внутренней атмосферы.

Медицинская служба — оказывает медицинскую помощь, осуществляет санитарный и радиационный контроль и биологические исследования в зоне ЧС.

Служба безопасности — отвечает за охрану общественного порядка, обеспечивает предотвращение и выявление правонарушений, охраняет объекты, содействует предупреждению аварийности и ликвидации ЧС. Служба безопасности располагает полномочиями на применение методов принуждения.

Метеорологическая служба — отвечает за контроль погоды и предупреждение стихийных бедствий на планете базирования, контроль над метеорными потоками и ионизирующим излучением, солнечной активностью и общим внешним фоном.

У служб быстрого реагирования есть право на погружение любых объектов в стасисное поле без предупреждения. За последствия неправомерного ограничения свобод, повреждения имущества и нанесение вреда здоровью сотрудники служб быстрого реагирования отвечают по закону в судебном порядке. Вина с них полностью снимается, если не удастся доказать, что видение ситуации предполагало развитие ситуации без применения крайних мер. Неподчинение требованиям служб быстрого реагирования в рамках развития чрезвычайной ситуации преследуется по уголовному кодексу.

§2.7. Судовые документы.

Государство-регистратор судна налагает перечень необходимых документов, которые должны иметься на судне. Приведём примерный перечень для судов, зарегистрированных в портах Фимиде.

Любое судно, в том числе спортивные, прогулочные, орбитальные суда и несамоходные суда вместимостью менее чем 80 кубометров, должны иметь на борту:

— свидетельство о годности к полётам;

— судовая роль.

Дополнительные документы для судна каботажного судоходства:

— свидетельство о праве собственности на судно;

— свидетельство о регистрации в порту приписки;

— судовой журнал (вахтенный журнал), машинный журнал;

— судовое санитарное свидетельство;

— единая книга осмотра судна;

— свидетельство о предотвращении загрязнения с судна;

— свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна.

Дополнительные документы для звездолётов:

— пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);

— мерительное свидетельство и свидетельство о грузовой марке;

— журналы операций с газами и жидкостями, мусором, нефтяных и газоналивных операций, радиоактивными веществами, антивеществом.

На судне должны находиться оригиналы документов, кроме свидетельства о праве собственности, копия которого должна быть заверена.

Кроме того, звездолёты и прочие суда, оснащённые оборудованием радиосвязи и радионавигации, должны иметь на борту следующие документы:

— лицензия судовой радиостанции и радиожурнал;

— акт освидетельствования радио и электрооборудования Регистром судоходства;

— правила радиосвязи с планетарной службой и спутниковыми автоответчиками;

— техническую и эксплуатационную документацию для каждого вида оборудования радиосвязи и электрорадионавигации;

— справочники (список планетарных станций, корабельных станций, станций служб, список позывных и идентификаторов);

— расписание работы каналов связи передачи циркулярных, гидрометеорологических сообщений и навигационных предупреждений.

Судовой журнал является официальным документом, в котором отражается деятельность судна во всех её проявлениях. Все случаи происшествий с судном должны быть записаны в журнале возможно более подробно с указанием всех обстоятельств, при которых они произошли. Судовой журнал должен храниться на судне в течение одного года со дня внесения в него последней записи, при заходе в порт приписки журнал обязательно должен синхронизироваться с резервной копией в порту. По истечении указанного срока журнал сдаётся на хранение судовладельцу. Судовой журнал может быть предоставлен для ознакомления с ним и снятия копий в соответствии с законодательством. Общая техническая информация основных датчиков и систем контроля судна должна автоматически сводиться в регистратор данных рейса.

Наличие судовых документов и их соответствие требованиям законодательства осуществляет портовый контроль. При осмотрах судов помимо перечисленных документов проверке подлежат:

— Штатное расписание и приказ судовладельца о режиме эксплуатации судна.

— Атласы и навигационные карты, их корректура.

— Внутрисудовая документация по организации вахтенной, штурманской, общесудовой службы, спасания людей и борьбы за живучесть судна: расписание вахт, расписание по тревогам и личные карточки членов экипажа.

— Состояние наименования судна и регистрационных номеров на бортах.

— Соответствие судна условиям зоны полёта, габаритам пути.

— Соблюдение норм пассажировместимости и грузоподъёмности, обеспечение нормального обзора с ходового мостика.

— Наличие и действие световой, зрительной сигнализации.

— Действие навигационных приборов по нормам Регистра.

— Соответствие Регистру количества коллективных и индивидуальных спасательных средств, пиротехники, аварийного снабжения.

— Укомплектованность экипажа в соответствии со штатным расписанием и Положением о минимальном составе экипажей транспортных судов.

— Наличие у командного и рядового состава дипломов на право занятия должностей.

По результатам осмотра портовый контроль составляет акт с указанием перечня выявленных нарушений, статей нормативно-правовых документов и сроков устранения замечаний. При отсутствии судовых документов и в случаях, угрожающих безопасности полёта, принимает решения о запрещении движения судна, о чём капитан судна информирует судовладельца.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Астронавигатор. Введение в специальность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я