Азбука православной веры (В. М. Зоберн, 2014)

Каждый православный христианин сталкивается с необходимостью иметь под рукой книгу о своей вере с изложением самых важных тем. Эту книгу можно использовать и для духовного самообразования, и для просвещения других, так как в ней собраны все основы православного вероучения: земная жизнь Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, подвиги и чудеса святых апостолов, основы православной веры в вопросах и ответах. Книга рекомендована Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Оглавление

  • Часть I. Земная жизнь Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука православной веры (В. М. Зоберн, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I

Земная жизнь Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа

Предисловие


История земной жизни Спасителя изложена, по внушению Святого Духа, четырьмя евангелистами. Их имена: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

Евангелия были написаны в разное время.

Первое Евангелие, святого апостола Матфея, написано в восьмом году после вознесения Господня на еврейском языке и вскоре было переведено на греческий язык, который в то время больше других употреблялся на Востоке.

Евангелие второе, святого апостола Марка, написано между десятым и тринадцатым годами после вознесения Господа, то есть около 46 года. Есть предание, что оно написано в Риме под руководством святого апостола Петра.

Святой апостол Лука написал Евангелие третье в Коринфе, куда сопровождал апостола Павла, около 48 года от Рождества Христова.

Святой апостол Иоанн Богослов в конце первого столетия написал Евангелие, по счету четвертое, в Малой Азии.

Слово Евангелие – греческое. Оно значит добрая, или благая, весть. Благая весть о чем? О том, что Господь прощает людям грехи и дарует им спасение и вечную жизнь через Иисуса Христа.

Для чего Господь Бог послал на землю Спасителя? Для того, чтобы Он спас всех верующих от греховного и дал жизнь вечную. Когда Господь Бог создал человека, то Он даровал ему блаженство. Но первые люди, Адам и Ева, утратили это блаженство своим непослушанием. Они сделались недостойными рая и вечной блаженной жизни и были наказаны изгнанием из рая и смертью.

Кто же наш Спаситель? Сам Единородный Сын Божий, Иисус Христос. Он, оставив Свой Небесный Престол, сошел на землю, принял человеческую плоть и смертью на Кресте искупил для вечной жизни верующих в Него.

Постараемся же узнать о земной жизни Спасителя и Его учении.

Глава 1

Рождество Иоанна Предтечи

Что телесная пища для поддержания наших сил, то же и чтение Священного Писания для души.

(Святитель Иоанн Златоуст)

(Праздник 24 июня/7 июля) Лк. 1, 5–25; 57–79


Далеко от нас есть страна, которая называется Палестина. Мы зовем ее Святой Землей, потому что в этой стране родился и умер на Кресте ради спасения людей Спаситель наш, Господь Иисус Христос. Многие благочестивые люди посещают эти святые места.

Эта страна в прежние времена называлась Иудея. В ней жили иудеи, или израильтяне, потомки святых патриархов Авраама, Исаака и Иакова. Господь Бог обещал им, что из их племени родится Спаситель мира. Господь Бог всегда был милостив к ним: Он охранял их от опасностей, избавлял от многих бед и часто через святых мужей, пророков, повторял Свое обещание. Одного царя, пророка Давида, Господь особенно возлюбил и обещал ему, что именно из его потомства родится Спаситель.

Израильтяне несколько раз находились под властью чужих народов, которые угнетали их.

Наконец они были покорены самым сильным народом в мире, римлянами. Римляне обложили их данью и назначили в Иудею своих правителей. Это было очень тяжело для израильтян. Они с гордостью называли себя народом, избранным Богом, но должны были покориться иноплеменникам, которые презирали их веру и обычаи. Одно только оставалось им: надежда на избавление через Мессию.

Израильтяне тщательно изучали пророчества и знали, что время явления Его близко. Они с нетерпением ждали обещанного Избавителя и надеялись, что это будет великий Царь, Который освободит их от подданства римлянам и восстановит престол царя Давида.

Время явления Спасителя было действительно близко. Сначала должен был явиться Его Предтеча. Издавна пророки говорили, что сначала Господь пришлет вестника, чтобы приготовить путь Спасителю.

* * *

В небольшом городе жил священник Захария. Он был благочестив, любил Бога и исполнял Его закон. Захария дожил до глубокой старости, не имея детей. Это очень огорчало Захарию и его жену Елисавету, и они молили Бога даровать им сына.

Однажды, когда Захария служил в Иерусалимском храме, он увидел Ангела. Захария испугался, но Ангел сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя; жена твоя Елисавета родит тебе сына, которого назовешь Иоанном [1]. Он многих обратит к Богу и приготовит людей к Пришествию Спасителя.

Захария удивился и спросил у Ангела: как же это случится? ведь я и моя жена уже стары. Он ответил: я – Архангел Гавриил, посланный Богом, чтобы возвестить тебе эту радость; но за то, что ты не поверил моим словам, будешь нем, пока они не исполнятся.

Ангел стал невидим, а Захария вышел к народу. Народ удивлялся, почему Захария так долго был в храме, но тот не мог ничего объяснить, потому что был нем.

Пророчество Ангела сбылось: Елисавета родила сына. Когда пришло время дать младенцу имя, Захария написал на дощечке: имя ему Иоанн – и тут же обрел дар речи.

Глава 2

Рождество Пресвятой Богородицы

(Праздник 8/21 сентября)


Тогда же, в маленьком городе Назарете, жила родственница Елисаветы, Святая Дева, по имени Мария. Она была дочь Иоакима и Анны и происходила из царского рода Давида.

Иоаким и Анна угодили Господу благочестивой жизнью, верой, милосердием к бедным и страждущим. Они дожили до старости, не имея детей, очень скорбели об этом и непрестанно молили Бога даровать им ребенка, обещая посвятить его Господу. Господь услышал их молитву и через Ангела обещал, что их желание исполнится. И у них родилась дочь, Которую они назвали Марией. Родители несказанно обрадовались.

Святая Церковь и доныне радуется этому великому событию, так как благословенная дочь Иоакима и Анны сподобилась сделаться Матерью Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Церковь в этот день торжественно воспевает:

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во, ра́дость воз-вести́ всей вселе́нней: из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды, Христо́с Бог наш, и разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние, и упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный.


По-русски:

Рождение Твое, Богородица Дева, объявило радость всей вселенной; ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш; уничтожив проклятие, Он дал нам благословение и, победив смерть, подарил вечную жизнь.

Глава 3

Введение во храм Пресвятой Богородицы

(Праздник 21 ноября/4 декабря)


Когда Отроковице минуло три года, родители, помня свое обещание посвятить дочь служению Богу, привели Ее в Иерусалим, где был храм Божий. Торжественно, при пении псалмов, при зажженных свечах, Святая Отроковица вошла в храм.

И мы, православные христиане, поем в этот день:

Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние и челове́ков спасе́ния пропове́дание: в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется и Христа́ всем предвозвещае́т. Той и мы велегла́сно возопии́м: ра́дуйся, смотре́ния Зижди́телева исполне́ние.


По-русски:

(Сегодня) день благоволения (к нам) Божия и предвестия о спасении людей: Дева торжественно является в храме Божием и объявляет всем о Христе. К Ней обращаемся и мы во весь голос: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя.

Пресвятая Дева стала воспитываться при храме под присмотром священников и благочестивых жен. Другие девы в четырнадцать лет возвращались в свои семьи и выходили замуж. Но Мария объявила священникам, что Она посвящена Богу и желает остаться девою. Марию обручили восьмидесятилетнему вдовцу Иосифу, родственнику, который должен был заботиться о Ней, так как Ее родители скончались. Иосиф, как и Мария, происходил из рода царя Давида, но был беден и зарабатывал трудом плотника. Мария стала жить в его скромном доме в Назарете. Она много молилась, изучала Священное Писание и вместе с дочерьми Иосифа занималась домашним рукоделием.

Изучая Священное Писание, Она узнала, что скоро явится Спаситель, и со смиренным сердцем хотела стать хотя бы служанкой Той, от Которой родится Спаситель.

Глава 4

Благовещение

(Праздник 25 марта/7 апреля) Лк. 1, 26–56


После чудесного явления Архангела Гавриила Захарии, он явился Марии и сказал Ей: ра́дуйся, Благода́тная! Госпо́дь с Тобою́; благослове́нна Ты между жена́ми. Мария смутилась, но Архангел продолжал: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога… и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего.

Мария недоумевала, потому что Она не собиралась выходить замуж. Архангел же сказал Ей: Дух Святый найдет на Тебя… посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Мария отвечала Архангелу: Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Тогда Архангел рассказал Ей о Елисавете, которой Бог тоже даст сына.

Святая Дева Мария после этого пошла к Своей родственнице, Елисавете. Когда Она вошла в дом Елисаветы и приветствовала ее, младенец взыграл, радуясь, в чреве Елисаветы. Елисавета, исполнившись Духа Святого, воскликнула: благослове́нна Ты между жена́ми и благослове́н плод чре́ва Твоего́!

Эти слова напомнили вам, дети, молитву, которую каждый из вас слышал:

Песнь Пресвятой Богородице

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Марие́, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.


По-русски:

Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен плод, Тобой рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

Глава 5

Рождество Христово. Поклонение пастырей Спасителю

(Праздник 25 декабря/7 января) Лк. 2, 1–20


В это время Римский император Август повелел сделать перепись в своем государстве. Каждый шел записываться в тот город, из которого был родом.

Иосиф и Мария, которые были из рода царя Давида, пошли записываться в Вифлеем. Но когда они пришли туда, то не смогли найти места в гостинице: так много народа прибыло в город на перепись. Они приютились в пещере, куда на ночь пастухи загоняли стада. Между тем Марии пришло время родить. Она родила Сына и, спеленав Его, положила в ясли. Пресвятая Богородица радовалась, так как знала, что родившийся от Нее Младенец послан Богом для спасения всего мира.

Вифлеем был окружен лугами; на них паслись стада. Пастухи стерегли их от хищных зверей, и часто целую ночь проводили в поле.

В ночь, когда родился Спаситель, пастухи увидели свет на небе, и к ним явился Ангел Божий. Пастухи испугались, но Ангел сказал им: Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет радостью и всем людям. Ныне родился Спаситель, Иисус Христос. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

И вдруг в небе появилось множество светлых ангелов; все они пели хвалу Богу и восклицали: Сла́ва в вы́шних Бо́гу, и на земле́ мир, в челове́цех благоволе́ние! Эта радостная песнь и до сих пор поется в храмах на утреннем Богослужении.

Пастухи сказали: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, что возвестил нам Господь.

В Вифлееме они нашли Младенца Иисуса, лежащего в яслях. Пастухи поклонились Ему и рассказали Марии и Иосифу все, что слышали от Ангела. Потом они поблагодарили Бога за все, что видели и слышали, и возвратились к своим стадам.

Иисус Христос, Царь и Спаситель мира, избрал для Своего рождения на земле не роскошный дворец, а пещеру; Он родился не в величии, а в смирении и бедности. Иисус Христос особенно любит кротких и смиренных, тех, кто терпеливо переносит горе и нищету и во всем покоряется воле Божией.

Празднуя день Рождества Христова, Святая Церковь воспевает:

Рождество́ Твое́, Христе́ Бо́же наш, возсия́ ми́рови свет ра́зума, в нем бо звезда́м служа́щии звездо́ю уча́хуся Тебе́ кла́нятися, Со́лнцу пра́вды, и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка. Го́споди, сла́ва Тебе!


По-русски:

Рождение Твое, Христос Бог наш, показало миру свет познания. Служащие звездам от звезды научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и Тебя узнать с высоты Востока. Господи, слава Тебе!

Глава 6

Поклонение волхвов Иисусу Христу

Мф. 2, 1–12


В то время, когда родился Спаситель, мудрецы вдруг увидели на небе необыкновенную звезду. Этих мудрецов звали волхвами: они знали пророчества об Иисусе Христе и поэтому ожидали явления Мессии, Которого в пророчествах часто называли Царем, так как Он и есть Царь мира. Увидев на небе звезду, волхвы поняли, что совершилось это великое событие. Они захотели поклониться Божественному Младенцу и отправились в Иерусалим. Там они стали спрашивать, где родился Царь Иудейский: мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему, – говорили они.

Волхвы отправились в Вифлеем. По дороге они увидели, что звезда движется перед ними, как бы указывая путь. Они шли за ней до тех пор, пока звезда не остановилась над пещерой. Они вошли в пещеру и увидели Младенца с Матерью Его, Марией. Волхвы поклонились Ему, как Царю, и поднесли дары: золото, ладан и смирну.

Когда волхвы собрались в обратный путь, то во сне им явился Ангел и повелел не заходить в Иерусалим, а возвратиться домой другим путем.

Глава 7

Сретение Господне

(Праздник 2/15 февраля) Лк. 2, 22–38


Через сорок дней после Рождества Иисуса Христа Пресвятая Богородица пошла с Младенцем в Иерусалим, чтобы исполнить закон иудейский. Этот закон повелевал, чтобы первенец мужского пола был посвящен Господу, в память избавления первенцев израильских в земле Египетской.

Когда Младенца Иисуса принесли в храм, туда вошел благочестивый старец Симеон. Ему было сказано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа, и он твердо верил в это обещание, ожидая Спасителя. Увидев Младенца, он узнал в Нем Иисуса Христа, взял Его на руки и воскликнул: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.

Рядом находилась и Анна пророчица, вдова, которая жила при храме и с верою ожидала Спасителя. Она восхваляла Господа и говорила об Иисусе Христе всем, ожидавшим спасения.

Сретение Господне – великий праздник. В этот день Святая Церковь воспевает:

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды, Христо́с Бог наш, просвеща́яй су́щия во тьме. Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный, прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших, да́рующаго нам воскресе́ние.


По-русски:

Радуйся, Благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, праведный старец, принявший в объятия Избавителя душ наших, дарующего нам воскресение.

Глава 8

Бегство в Египет

Мф. 2, 13–21


Когда Иудейский царь Ирод услышал от волхвов, что родился Царь мира, то стал опасаться, как бы этот Младенец со временем не сделался царем в Иерусалиме.

Ирод просил волхвов показать ему место рождения Иисуса, уверяя их, будто и сам пойдет Ему поклониться. На самом же деле он хотел найти Младенца, чтобы убить Его. Но волхвы, по повелению Ангела, не пошли к царю, а возвратились другой дорогой в свою страну.

Жестокий царь совершил тогда страшное злодеяние. Он велел убить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до двух лет. Бедные матери горько плакали, обнимали невинных детей, стараясь защитить их от воинов Ирода. Но слуги Ирода были неумолимы. Ирод надеялся вместе с этими детьми убить и Иисуса Христа.

Но как только волхвы ушли из Вифлеема, Ангел Божий явился во сне Иосифу. Он велел ему взять Семью и идти в Египет. Иосиф исполнил повеление Ангела. Он посадил на ослика Марию с Божественным Младенцем, и они отправились в Египет.

Ирод через некоторое время был наказан за свое злодеяние. Он заболел и умер в ужасных мучениях. Тогда Ангел опять явился во сне Иосифу и объявил ему, что теперь можно возвратиться в родные места.

Глава 9

Отрок Иисус в храме

Лк. 2, 39–52


По возвращении из Египта Иосиф и Мария с Младенцем Иисусом жили в Назарете. Младенец возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

Каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник в храм Божий. К этому дню там собиралось много народа из дальних городов и деревень. Кто приходил пешком, кто приезжал на верблюде.

Когда Иисусу Христу было двенадцать лет, Иосиф и Мария взяли Его с собой на праздник. По окончании праздника они пошли назад в Назарет. Много народа возвращалось вместе с ними; Мария, не видя возле себя Иисуса, думала, что Он идет за ними вместе с родными и знакомыми. Вечером все остановились отдыхать, и тут-то Иосиф и Мария увидели, что Иисуса нет с ними. Тогда они поспешили назад в Иерусалим. Три дня они искали Иисуса в Иерусалиме. И где же нашли Его? Он сидел в храме посреди учителей. Он слушал их и Сам предлагал им вопросы. Все удивлялись мудрым словам двенадцатилетнего Отрока. Иосиф и Мария, видя, что Он рассуждает с учителями и законниками иудейскими, остановились в изумлении. Наконец Пресвятая Дева сказала Иисусу: отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. – …Зачем было вам искать Меня? – отвечал им Иисус. – Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (То есть делать то, для чего прислан Отцом Моим.) Эти слова показались непонятными слушателям. Иисус Христос был послан на землю, чтобы спасти людей и указать им путь ко спасению, то есть учить их истине.

После этого Отрок Иисус возвратился в Назарет с Матерью Своей и Иосифом. Он с полной готовностью покорялся им. Мария хранила в сердце Своем все слова Божественного Сына.

Глава 10

Крещение Господне

(Праздник 6/19 января) Мф. 3, 1–17. Мк. 1, 7–12. Ин. 1, 29

Вы, конечно, не забыли об Иоанне Крестителе, который родился за несколько месяцев до рождения Иисуса Христа и о котором Ангел возвестил, что он будет великим Пророком и Предтечей Спасителя. Он жил в пустыне, в великой строгости и воздержании. Когда Иоанну Предтече минуло тридцать лет, Господь повелел ему идти проповедовать покаяние народу Израильскому, то есть убеждать людей исправить свою жизнь и каяться в грехах. И он стал проповедовать в пустыне Иудейской, говоря: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

Множество народа сходилось к нему; он учил его воле Господней, призывал к покаянию в грехах, к жизни праведной и честной, к милосердию и любви. Приходили к нему из Иерусалима и изо всех окрестностей и крестились от него в реке Иордан, исповедуя свои грехи. Видя праведное его житие и слыша его слова, многие спрашивали: не этот ли Мессия? Но Иоанн отвечал им: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

В то время пришел Иисус из Галилеи на реку Иордан, чтобы креститься от Иоанна. Иоанн сказал: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

Но Иисус ответил: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.

Как только Иисус, крестившись, вышел из воды, небеса отверзлись над Ним и Дух Святой сошел на Него в виде голубя. И с неба слышен был голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Иисусу было в то время около тридцати лет. Иоанн, указывая его народу, говорил: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.

Потом Иисус удалился в пустыню, где жил в строгом посте, а после, возвратившись в Галилею, начал проповедовать Свое учение людям.

В наше время Святое Крещение совершается над младенцами и над взрослыми. Этим таинством усыновляются они Богу, облекаются во Христа, делаются христианами. На них призываются благословение Бога и помощь Святого Духа. Мы должны всегда помнить, что крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа, и потому должны стараться исполнять волю Господню и молить Бога, чтобы Он укрепил нас и помог нам следовать Его заповедям.

Праздник Крещения Господня называется еще Богоявлением, потому что в этот день явился миру Бог во Святой Троице. Голос Бога Отца именовал Иисуса Сыном возлюбленным, и в виде голубя явился Дух Святой. Вот священная песнь, которая поется в этот день:

Во Иорда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди, Тро́и-ческое яви́ся поклоне́ние: Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́, возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я, и Дух, в ви́де голуби́не, изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние. Явле́йся Христе́ Бо́же, и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.


По-русски:

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, тогда открылось поклонение Святой Троице; ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Святой Дух, явившись в виде голубя, подтвердил истину слова. Христос Бог, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

Глава 11

Избрание апостолов и наставление о молитве

Мф. 6, 9–13. Мк. 10, 14


Господь стал проповедовать Свое учение людям. Спаситель избрал двенадцать учеников – апостолов: они должны были после Него учить народ. Один из них был Симон, прозванный Петром. У Петра был брат Андрей. Оба были рыбаками и имели свою лодку.

Однажды Иисус, проходя по берегу, увидел, что они бросают сети, и велел им идти за Собою. Петр и Андрей сейчас же оставили сети и пошли за Иисусом. В другом месте Спаситель увидел еще двух рыбаков, Иакова и Иоанна, которые сидели в лодке и чинили сети. Иисус позвал их. Они тотчас же пошли за Ним, оставив все.

Все двенадцать учеников были с Иисусом, видели дела Его и слушали Его учение. Вот имена их: Симон, прозванный Петром, и Андрей, брат его; Иаков Зеведеев и брат его Иоанн; Филипп; Варфоломей; Матфей; Фома; Иаков Алфеев; Симон Зилот; Иуда Иаковлев и Иуда Искариотский. Но не их одних Иисус Христос учил истинам веры и благочестия. Он часто предлагал Свое учение всем людям. Иногда Он говорил с народом в открытом поле, иногда входил в лодку, а народ, оставаясь на берегу, слушал Его слова. Бедные люди, которым помогал Спаситель, ходили за Ним. Он удалялся от них только для того, чтобы молиться. Он любил говорить о славе Небесного Отца Своего и заповедовал с верою и усердием Ему молиться. Ученики однажды спросили Его: как нам нужно молиться? Иисус отвечал им: молитесь же так:

Молитва Господня, или «Отче наш…»

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!

Да святи́тся имя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, яко на небеси́ и на земли́.

Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.


По-русски:

Отец наш Небесный!

Да святится имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя на земле, как и на небе.

Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешившим против нас; и не допусти нас до соблазна, но избавь нас от лукавого.

Итак, Сам Иисус Христос научил нас этой молитве, в которой высказано все, о чем мы должны молить Отца нашего Небесного. Каждый должен знать ее, и даже самые маленькие дети должны твердо ее выучить. Господь любит малых детей и слушает их, когда они молятся Ему.

Однажды благочестивые матери привели к Иисусу своих детей, чтобы Он возложил на них руки, то есть благословил их. Ученики останавливали их и говорили: не беспокойте Учителя. Но Спаситель тотчас же подозвал к Себе детей и, обняв их, благословил, возложив Свои руки на их головы, и сказал: пустите детей приходить ко Мне… ибо таковых есть Царствие Божие.

Глава 12

Чудеса и учение Иисуса Христа

Мф. 22, 37–39


Иисус Христос с учениками Своими ходил по всей Иудее, проповедуя учение Свое, исцеляя разные болезни, совершая различные чудеса. Он словом усмирял бури, пятью хлебами кормил несколько тысяч человек, бывших с Ним в пустыне, воскрешал умерших, возвращал зрение слепым. За Ним ходило множество людей; со всех сторон приносили Ему больных, и Господь одним словом, одним прикосновением руки исцелял их. Он всех принимал с любовью, учил веровать и молиться, грешников кротко увещевал оставить грешную жизнь и обратиться к Богу, обещая милосердие и прощение грехов всем искренне кающимся.

Все учение Иисуса Христа исполнено милосердия и любви. Он Сам так возлюбил людей, что для спасения их принял страдания и смерть, и нам Он заповедал любить друг друга. Он сказал: возлюби Господа Бога всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя. Он повелел всем прощать обиды, любить врагов наших, помогать неимущим, молиться и уповать на Бога. Он говорил, что, когда мы творим добрые дела, мы не должны гордиться ими и ждать похвалы от людей. Не должны слишком заботиться о приобретении богатства земного, но стараться приобрести богатство вечное, то есть сердце чистое, любовь к Богу и ближнему. Он говорил, что мы должны быть готовы переносить страдания и лишения за имя Его, то есть исполнять Его заповеди даже тогда, когда бы за это пришлось пострадать. Он говорил о воскресении мертвых, обещал, что тем, кто любит Бога и верует в Него, Господь даст небесные блага. Он проповедовал о кончине мира и о Страшном Суде. Когда Господь явится с Ангелами Своими, чтобы судить живых и мертвых, тогда все злые люди, те, кто не исполнил Закона Божия и не веровал во Христа, будут ввержены в ад, а добрые получат вечную жизнь.

Глава 13

Первое чудо Иисуса Христа

Ин. 2, 1–11


Главный город в Палестине – Иерусалим. Далее от Иерусалима, в северной части Палестины, находился небольшой город, который назывался Каной Галилейской. В этом городе Иисус Христос совершил первое Свое чудо. Чудом называется необыкновенное дело, которое не может совершить никто, кроме Бога и святых Его угодников по молитвам к Нему.

В Кане Галилейской была свадьба, на которую был приглашен Иисус Христос. Тут была и Мать Иисуса, Пресвятая Богородица; были также Его ученики. Для собравшихся гостей не хватило вина. Мать Иисуса, заметя беспокойство хозяев, сказала об этом Своему Сыну. Господь Иисус Христос повелел слугам наполнить водой шесть больших каменных сосудов. Когда это было исполнено, Он сказал слугам: Теперь почерпните и несите к распорядителю пира. Они сделали, как повелел им Иисус, и распорядитель, отведав воды, превращенной в вино, сказал, что оно лучше прежнего.

Иисус Христос сотворил Свое первое чудо на брачном празднестве и этим показал, что Он благословляет законное и верное супружество. Поэтому Евангелие, где описано это событие, читается у нас при совершении Таинства Брака.

Глава 14

Исцеление расслабленного при Овечьей купальне

Ин. 5, 1–14


Была в Иерусалиме купальня, у Овечьих ворот, которая называлась по-еврейски Вифезда, то есть «дом милосердия». Она была замечательна тем, что Ангел Господень время от времени сходил в нее и возмущал воду; и тот больной, который сходил в купальню первым после Ангела, тотчас выздоравливал.

Однажды Иисус Христос, проходя мимо купальни, увидел множество лежащих около нее больных. Тут были хромые, слепые, иссохшие; всякий ждал минуты, когда Ангел возмутит воду, чтобы войти в нее. Среди больных был один, который тридцать восемь лет лежал в расслаблении (параличе). Спаситель сжалился над ним и сказал: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус сказал ему: встань, возьми постель твою и ходи. Больной тотчас выздоровел, взял постель свою и пошел. Бывшие тут иудеи вознегодовали и сказали исцеленному, что не следовало ему брать постели своей, так как день был праздничный.

Но он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

– Кто тот человек? – спросили они.

Но он не знал; Иисус же направился дальше.

Через некоторое время Иисус встретил этого человека в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

Вот о чем мы должны все помнить, когда Бог избавляет нас от болезни. Во время болезни мы часто просим помощи у Бога, а выздоровев, забываем о молитве и возвращаемся к прежним грехам, вместо того чтобы исправиться и начать новую, благочестивую жизнь.

Глава 15

Иисус Христос укрощает бурю

Мф. 8, 23–27


Многие из нас не бывали на море и не могут представить, как страшна бывает буря на море или на большом озере. Волны вздымаются так высоко, что совсем заливают корабли. Нередко, когда буря очень сильна, корабли тонут, и все, кто есть на них, погибают.

Однажды Иисус Христос учил народ на берегу Геннисаретского озера, называемого также морем Галилейским, а к вечеру вошел в лодку; за Ним последовали ученики Его. И они отправились. Во время плавания Спаситель уснул. Вдруг поднялась сильная буря, так что волны заливали лодку и она уже наполнялась водой. Тогда ученики подошли к Иисусу, разбудили Его и говорят: Учитель, спаси нас, мы погибаем! Иисус, проснувшись, запретил дуть ветру и повелел морю успокоиться. Тотчас наступила великая тишина, и лодки благополучно пристали к берегу. Все, кто видел это, изумились и говорили друг другу: что это за Человек? Он повелевает ветрам и воде, и они послушны Ему!

Глава 16

Иисус Христос воскрешает дочь Иаира

Мк. 5, 22–24, 35–43


Иисус Христос во время земной Своей жизни воскресил трех умерших: дочь Иаира, сына вдовы Наинской и Лазаря. Иаир веровал в силу Христову. Двенадцатилетняя дочь его опасно заболела. Иаир пошел к Иисусу и стал просить, чтобы Иисус пришел к нему в дом. Дочь моя при смерти, говорил он, но приди и возложи на нее руку, и она будет жива.

Иисус тотчас же пошел, но на дороге встретился им человек, который сказал Иаиру: дочь твоя скончалась; не беспокой Учителя. (Учителем звали Иисуса потому, что Он учил народ исполнять волю Божию.) Бедный Иаир был сражен горем. Но Иисус сказал ему: не бойся, только веруй – и продолжал идти с Иаиром к его дому. И когда пришел в дом, увидел в нем плачущих. Иисус тогда сказал: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. Многие из присутствующих стали смеяться над словами Спасителя, так как они знали, что девица умерла; но Иисус выслал всех из комнаты, кроме трех Своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна, а также отца и матери девицы. Он подошел к умершей, взял ее за руку и громко сказал: девица, тебе говорю, встань. Девица тотчас встала, и Спаситель приказал, чтобы ей дали пищи. Иисус Христос строго приказал родителям воскресшей девицы никому не говорить об этом чуде, и все-таки слух о воскрешении дочери Иаира разнесся по всей стране.

Глава 17

Иисус Христос питает народ в пустыне

Мк. 8, 1–9; 6, 31–44. Мф. 14, 13–21


Однажды в пустыне вокруг Иисуса собралось множество народа слушать Иисуса Христа. Господь сказал ученикам Своим: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.

Ученики сказали: откуда в пустыне взять хлеба, чтобы накормить такое множество? Сколько у вас хлебов? – спросил Иисус.

Они отвечали: семь и немного рыбы.

Тогда Он велел народу возлечь на земле и, взяв семь хлебов и рыбу, помолился и, благословив еду, преломил и дал ученикам, а ученики раздали народу.

И все ели и насытились, и оставшихся кусков набрали семь полных корзин. А евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.

Случилось в другой раз, что в пустыне, около города Вифсаиды, с Иисусом было около пяти тысяч мужчин и с ними их жены и дети. Солнце уже садилось; ученики сказали Иисусу: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал ученикам: не нужно им идти, вы дайте им есть. Ученики сказали Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Тогда Спаситель велел принести хлеб и рыбу, потом всем возлечь на траве. Спаситель взял пять хлебов и две рыбы, благословил их и, ломая хлебы, стал подавать ученикам куски, чтобы они раздавали народу. Таким же образом разделил Спаситель и две рыбы. Когда все насытились, Иисус велел ученикам собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало, и этих оставшихся кусков набралось двенадцать коробов.

Иисус Христос перед преломлением хлеба совершил молитву и благословил хлеб, который так милостиво и щедро раздавал бедному народу.

Не забудем примера, поданного нам Спасителем. Когда принимаемся за пищу, помолимся Богу, Который дает нам все, что мы имеем.

Молитва перед вкушением пищи

О́чи всех на Тя, Го́споди, уповаю́т, и Ты дае́ши им пи́щу во благовре́мении, отверза́еши Ты ще́друю руку Твою́ и исполня́еши вся́кое живо́тное благоволе́ния.


По-русски:

Глаза всех обращены к Тебе, Господи, с надеждой, и Ты даешь пищу всем в свое время; открываешь щедрую руку Твою и насыщаешь все живущее по желанию.

Глава 18

Иисус христос ходит по воде

Мф. 14, 22–33; Мк. 6, 45–53


После того как Иисус Христос пятью хлебами и двумя рыбами накормил множество народа, Он взошел на гору близ озера, чтобы помолиться, а ученикам Своим приказал в лодке переправиться на другой берег. Ученики исполнили это повеление Иисуса; но вечером поднялся на озере ветер и сделалась великая буря. Буря все усиливалась, а ученики уже далеко отплыли от берега, и волны страшно качали и заливали их лодку.

Между тем Иисус молился на горе. Окончив молитву, Он пошел к Своим ученикам прямо по воде. Он шел спокойно по волнующемуся озеру. Уже было темно; ученики очень испугались, увидев Иисуса. Сначала они не узнали Его и в испуге закричали. Иисус успокоил их и сказал им: это Я, не бойтесь. Услышав знакомый голос, ученики успокоились. Им не страшна стала буря. Петр, один из учеников, бывших в лодке, ободренный голосом Иисуса, сказал Ему: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Иисус отвечал ему: иди. Петр вышел из лодки и пошел по воде к Иисусу. Но вдруг испугался, стал тонуть и в испуге закричал: Господи! спаси меня. Иисус протянул ему руку, поддержал его и сказал: маловерный! зачем ты усомнился?

Когда Спаситель вошел в лодку вместе с Петром, то озеро утихло и небо прояснилось. Ученики, которые находились в лодке, поклонились Иисусу и сказали Ему: истинно Ты Сын Божий.

Вот и нам надо всегда твердо надеяться на Господа Иисуса Христа и просить Его помощи.

Глава 19

Чудесная ловля рыбы

Лк. 5, 1–11


Иисус стоял у озера Геннисаретского, и народ теснился вокруг Него, чтобы слышать Его слово. Господь заметил у берега две пустые рыбачьи лодки. Рыбаки на берегу вынимали свои сети. Иисус сел в лодку, принадлежавшую Симону Петру, и, позвав его, велел отплыть от берега. Когда лодка немного отошла от берега, Он начал учить народ, который, стоя на берегу, слушал Его.

Потом Иисус сказал Симону Петру: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон Петр отвечал Ему: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Закинув сети, они поймали так много рыбы, что даже сеть прорывалась под тяжестью. Они позвали своих товарищей на помощь, вместе вытащили сеть и наполнили лодку рыбой.

Симон Петр, считая себя недостойным находиться в лодке с Господом, просил Его выйти из нее, но Спаситель сказал ему: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

Слова эти означали, что апостол Петр будет учить людей своей проповедью.

Глава 20

Преображение Господне

(Праздник 6/19 августа) Мф. 17, 1–9. Мк. 9, 2–9. Лк. 9, 28–36


Господь Иисус Христос знал о замыслах Своих врагов. Он добровольно шел на мучения и смерть ради нашего спасения. Он говорил ученикам Своим о том, что Ему придется пострадать от начальников и первосвященников иудейских, быть распятым и в третий день воскреснуть.

Ученики огорчались, слыша слова Его. Для того чтобы они не соблазнились при виде Его страданий и смерти, им надо было твердо увериться в том, что Он воистину Сын Божий и что Его страдания добровольны. Тогда Господь решил показать славу Свою трем ученикам: Петру, Иакову и Иоанну.

Однажды взял Он их с Собою на гору Фавор. Там после молитвы Он преобразился перед ними. Лицо Его просияло, как солнце; одежды Его сделались белы, как снег. К Спасителю явились два ветхозаветных святых, Моисей и Илия, и стали беседовать с Ним об искупительных Его страданиях в Иерусалиме. В это время Петр и другие два ученика заснули.

Пробудясь, они увидели славу Господа и двух мужей, стоящих пред Ним. Когда же Петр заметил, что оба мужа, бывшие с Иисусом, готовились оставить Его, то сказал Ему: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (палатки): Тебе одну, Моисею одну и одну Илии. Пока Петр говорил это, нашло светлое облако, осенило всех, и раздался голос с неба: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. Ученики в страхе пали на землю; когда же поднялись, то никого не увидели, кроме Иисуса Христа.

Сходя с горы, Иисус запретил ученикам Своим говорить о том, что они видели на горе, пока Он не воскреснет из мертвых.

Преображение Господне – один из великих праздников. Вот священная песнь, которая поется в этот день:

Преобрази́лся еси́ на горе́, Христе́ Бо́же, пока-за́вый ученико́м Твои́м сла́ву Твою́, я́коже можа́ху; да возсия́ет и нам гре́шным свет Твой присносу́щный, моли́твами Богоро́дицы, Светода́вче, сла́ва Тебе́.


По-русски:

Ты, Христе Боже, преобразился на горе и показал ученикам Твоим славу Твою, сколько им можно было видеть; да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный по молитвам Богородицы. Светодатель, слава Тебе.

Глава 21

Воскрешение Лазаря

Лк. 10, 38–42. Ин. 11, 1–45


Недалеко от Иерусалима находилось небольшое селение, называемое Вифания. Здесь жили две сестры, Марфа и Мария, вместе с братом, Лазарем; все они были благочестивы и со вниманием и верою слушали учение Господа Иисуса Христа. И Господь любил их. Когда после праздника Иисус Христос зашел к ним в дом, они очень обрадовались. Марфа тотчас стала готовить угощение для Спасителя; Мария же села у Его ног и с любовью слушала каждое слово. Марфа попросила, чтобы сестра помогла ей; но Спаситель сказал ей: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом (земном), а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

Через некоторое время опасно заболел их брат, Лазарь. Сестры послали сказать Спасителю: кого Ты любишь, болен…Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, – отвечал Иисус и пробыл еще два дня в том месте, где сказали Ему о болезни Лазаря.

На третий день Спаситель сказал ученикам Своим: пойдем опять в Иудею. Это огорчило учеников; они припомнили, что давно в Иерусалиме иудеи хотели побить Его камнями, и потому старались отговорить Его идти. Но Спаситель сказал им: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Иисус говорил о смерти, зная, что в то время Лазарь уже умер, но ученики подумали, что Он говорит о сне обыкновенном, и отвечали: если он уснул, значит, ему лучше и он скоро выздоровеет. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер… И они отправились в путь.

Когда Спаситель пришел в Вифанию, Лазарь уже четвертый день был во гробе. В той стране хоронили умерших так: гробы выделывали в каменных горах; в эти пещеры клали мертвые тела, а вход в них заваливали тяжелым камнем.

Многие родные и знакомые пришли из Иерусалима утешить двух бедных сестер, Марфу и Марию, но никто не мог принести им полного утешения в их великом горе, кроме Господа Иисуса Христа. И вот, наконец, Марфа услышала, что Он идет к ним, и поспешила к Нему навстречу. Увидя Иисуса, она сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.

Спаситель отвечал: воскреснет брат твой.

Марфа подумала, что Он говорит о том воскресении, которое всех нас ожидает после смерти, и сказала: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.

Иисус отвечал: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?

Марфа воскликнула: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.

После этого она пошла к сестре и сказала ей потихоньку: Учитель здесь и зовет тебя. Мария тотчас встала и пошла за сестрой.

Когда Мария увидела Спасителя, она опустилась к Его ногам и со слезами сказала: если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Спаситель, видя ее глубокую печаль, Сам прослезился. Он спросил, где положили умершего, и пошел со всеми ко гробу. Люди, видя Его слезы, говорили друг другу: смотри, как Он любил его. Не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?

Придя ко гробу, Иисус велел отвалить камень, но Марфа сказала, что уже четвертый день, как Лазарь похоронен. Не сказал ли Я тебе, – возразил ей Иисус, – что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?

Когда отвалили камень, Спаситель возвел очи Свои к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Потом Иисус произнес громким голосом: Лазарь! иди вон. И умерший вышел из пещеры; руки и ноги его были обвиты пеленами, и лицо его было обвязано платком. Спаситель сказал: развяжите его, пусть идет.

Как обрадовались сестры, как изумились все, кто тут был! Многие из них уверовали в Господа Бога.

Святая Церковь воспоминает воскрешение святого Лазаря в последнюю субботу перед Страстной неделей. Этот день называется Лазаревой субботой.

Глава 22

Вход господень в Иерусалим

(Праздник за неделю до Пасхи) Мф. 21, 1–17. Мк. 11, 1–11


Последний воскресный день Великого поста перед Страстной неделей называется Вербным воскресеньем. В этот день воспоминается торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим, когда народ встречал Его, держа в руках ветви деревьев. Вот как это происходило.

Господь из селения Вифания направил путь Свой в Иерусалим. Остановившись близ горы Елеонской, Он сказал двум Своим ученикам: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне… Ученики привели ослицу и молодого осла, покрыли его своими одеждами, и Иисус сел поверх их. Народ собрался вокруг Него в великом множестве и сопровождал Его с такой торжественностью, с какой в древние времена сопровождали только царей. Народ знал, что это был Тот Самый Иисус, Который учил их, утешал, исцелял больных и воскрешал умерших и только что воскресил Лазаря. Все громко восклицали: осанна (спасение) Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! Многие снимали верхние одежды и устилали ими дорогу; другие срывали зеленые ветви и бросали их на землю. Каждый хотел выразить свою радость.

Так Иисус Христос вступил в Иерусалим и направился к храму. В храме было много торговцев и менял. Торговцы и покупатели часто спорили, кричали, иногда обманывали друг друга. Иисус, увидя это, вознегодовал. Он выгнал из храма торгующих, опрокинул столы и лавки и сказал: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали из него вертеп разбойников.

К Нему подошли больные, и Он исцелил их.

Маленькие дети, по примеру отцов, продолжали восклицать: осанна Сыну Давидову! Когда первосвященники и книжники стали требовать, чтобы Господь запретил детям восклицать «осанна!», Господь сказал им: разве вы никогда не читали (в Писании): из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? (Пс. 8, 3)

Всегда помните, дети, что Господь с любовью принимает хвалу и молитвы, Ему возносимые. Хорошо, если вы будете находить отраду в прославлении Спасителя.

В праздник Вербного воскресенья Церковь, воспоминая и воскрешение Лазаря, и торжественный вход Господень в Иерусалим, воспевает:

О́бщее воскресе́ние пре́жде Твое́я стра́сти уверя́я, из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. Те́мже и мы, яко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, Тебе́, победи́телю сме́рти, вопие́м: оса́нна в вы́шних, благослове́н гряды́й во и́мя Госпо́дне.


По-русски:

Христе Боже, Ты перед Своими страданиями удостоверил нас во всеобщем воскресении, воскресив Лазаря из мертвых. Потому и мы, подобно отрокам, неся знамения победы, восклицаем Тебе, победителю смерти: осанна (спасение) в вышних, благословен грядущий во имя Господне!

Надо знать, что в древности встречали победителя, держа в руках пальмовые ветви. Потому и мы, воспоминая торжественный вход в Иерусалим Христа, Победителя смерти, держим в руках вербы, держим и зажженные свечи в знак радости и торжества. И прославляем Спасителя песнью: Оса́нна в вы́шних, благослове́н гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Глава 23

Тайная вечеря

Ин. 13. Мф. 26, 20–30


Иисус Христос часто говорил Своим ученикам, что Он будет предан на страдания и смерть, но они не совсем понимали тогда смысл Его слов.

Приближался праздник Пасхи. Иисус, зная, что пришло Ему время отойти к Отцу Небесному, яснее сказал ученикам Своим о близкой Своей смерти.

Перед этим Он совершил омовение ног. Был обычай при входе гостей в дом мыть им ноги; это делали обычно рабы. Но, приготовляя учеников Своих к празднованию Пасхи и великому Таинству Причащения, Господь Иисус Сам благоволил омыть им ноги. Он снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем и налил воду в умывальницу. Затем Он стал омывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Этим Господь показал ученикам Своим высочайший образец смирения, чтобы и они со смирением служили друг другу. Приближалось время, когда Иисус Христос должен был принести себя в жертву за грехи мира, и Ему угодно было установить Таинство Причащения Тела и Крови Его, отданных за спасение людей. Спаситель взял хлеб, благословил его и, преломив, дал ученикам, говоря: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. Потом, взяв чашу и поблагодарив, сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. После этого Иисус еще долго беседовал с учениками, напоминал им об исполнении Его заповедей и обещал прислать им Утешителя, Духа истины. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

При совершении Таинства Причащения находился один ученик, который имел намерение предать Господа в руки врагов Его, первосвященников и фарисеев. Это был Иуда Искариотский. Господь, Который все знает, знал и грешное намерение недостойного Своего ученика.

Таинство Причащения, установленное Спасителем, совершается в храме на Божественной Литургии. Каждый из нас, причащаясь, принимает Тело и Кровь Христа точно так же, как и ученики принимали эти Святые Дары из рук Спасителя.

Глава 24

Спаситель в Гефсиманском саду

Мф. 26, 31–75. Мк. 14, 12–21


Между тем начальники иудейские, возненавидевшие Иисуса, толковали о том, как бы взять Его и осудить на смерть. Они не знали, где найти Иисуса. Иуда пришел к ним сам и за тридцать сребреников обещал предать Его в их руки. Они со злобной радостью приняли это предложение.

Итак, установив Таинство Причащения, Иисус Христос пошел на гору Елеонскую. С Ним были все ученики Его, кроме Иуды. Он говорил им: все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр, один из учеников, сказал Иисусу: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. – …Истинно говорю тебе, – отвечал Иисус, – что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

…Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, – говорил Петр, – не отрекусь от Тебя. То же говорили и прочие ученики.

Иисус, придя в селение, называемое Гефсимания, сказал ученикам: посидите здесь, пока Я помолюсь. И, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, Он пошел в сад Гефсиманский…Душа Моя скорбит смертельно, – сказал Он им, – побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. Он отошел немного, пал на землю и начал со слезами молиться: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты. После молитвы, возвратившись к ученикам, Он нашел их спящими и сказал Петру: не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь… дух бодр, плоть же немощна.

Когда Иисуса схватили в Гефсиманском саду, ученики, оставив Его, убежали. Пока Иисус был на судилище у Каиафы, Петр вошел во двор первосвященника и грелся у огня со слугами, которые разговаривали об Иисусе. Одна служанка, увидев Петра, сказала, что и он был с Иисусом. Петр испугался, сказав, что не знает Его. Другие люди повторили то же самое, и Петр три раза с клятвой отрекся от Христа. В это время запел петух, и Петр, вспомнив слова Иисуса, вышел со двора и горько заплакал, раскаиваясь в своем малодушии.

Пусть пример Петра научит нас не надеяться на собственные силы, а просить силы у Господа и призывать Его на помощь.

Глава 25

Иисус Христос перед понтием пилатом

Мф. 21, 11–31. Мк. 15, 1–22


На другой день, рано утром, члены синедриона, или верховного судилища, повели Иисуса после допроса к правителю Иудеи Понтию Пилату.

Пилат слышал об Иисусе и долго не хотел осудить Его, потому что не видел за Ним никакой вины. Но народ, подстрекаемый врагами Иисуса, требовал Его казни. Был в Иудее обычай в праздник Пасхи отпускать одного узника. Пилат предложил отпустить Иисуса, но народ кричал: распни, распни Его; отпусти Варавву! А Варавва был известный разбойник.

Слабый и малодушный правитель, хотя и был уверен в невиновности Иисуса, уступил и осудил Его на крестную смерть. Эта казнь считалась самой позорной, и на нее осуждались лишь злейшие преступники. Стражники били Иисуса, надели на Него багряницу и возложили Ему на голову терновый венок; они дали Ему в руки трость и, смеясь над Ним, говорили: радуйся, Царь Иудейский! Они плевали Ему в лицо и ударяли Его тростью по голове. Потом повели Его на казнь. Место, назначенное для Его казни, называлось Голгофа, то есть Лобное место.

Глава 26

Распятие Иисуса Христа

Мф. 27, 31–56. Лк. 23, 26–49. Ин. 19, 26–27


Были в то время и добрые люди, которые плакали при виде страдающего Спасителя и с ужасом смотрели на злые дела начальников иудейских. Но кто тужил, кто плакал больше Пречистой Его Матери? Она шла за Иисусом. Она видела, как вели Его на распятие, как били и мучили Его. Как страдало сердце Матери при виде мучений Сына! Как сожалела Она о тех грешных людях, которые вели на смерть Иисуса!

Иисус Христос нес тяжелый крест Свой и, утомленный долгими страданиями, с трудом восходил на гору. Воины принудили одного встретившегося человека, по имени Симон, нести крест. Когда они дошли до вершины горы Голгофской, то поставили там крест и распяли на нем Иисуса, пригвоздив ко кресту руки и ноги Его.

Какое ужасное страдание! Руки и ноги Спасителя были до крови изранены острыми гвоздями, голова – колючими шипами. На кресте, в насмешку над Ним, сделали надпись: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Стражники, прохожие и начальники иудейские, издеваясь над Ним, кланялись Ему и смеялись над Его мучениями, забыв, как много Он делал добра людям. Они говорили, смеясь над Ним: других спасал, а Себя Самого не может спасти… пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. А Господь и на кресте молился за тех, кто Его мучил; Он говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.

Вместе с Иисусом распяли на крестах двух разбойников: одного по правую, другого по левую сторону. Один из них злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Но другой увещевал его: мы терпим справедливое наказание за наши злые дела, а Он ничего худого не сделал. Потом, обратившись к Иисусу, он сказал: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое!

Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Рядом стояла Мать Его и некоторые женщины, следовавшие за Ним; был там и любимый ученик Иисуса, апостол Иоанн. Господь сказал Матери Своей, указав на Иоанна: се, сын Твой; а ученику: се, Матерь твоя!

И с того времени Иоанн взял к себе Пресвятую Богородицу и служил Ей, как сын матери.

Крестные страдания Иисуса Христа продолжались долго. И вот Господь воскликнул: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, преклонив голову, испустил дух.

В то время как распяли Христа, тьма сделалась по всей земле, а как только Он испустил дух, то земля затряслась, завеса церковная разодралась сверху донизу, камни раскрошились и многие умершие воскресли. Видя эти знамения, многие уверовали, а сотник, стоявший на страже у креста, воскликнул: воистину Он был Сын Божий!

Все эти события совершились в пятницу. Поэтому в пятницу Церковь воспоминает страдания и крестную смерть Спасителя и в этот день установлен пост; точно так же пост установлен и в среду, потому что в этот день Спаситель был предан Иудой.

Глава 27

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа

(Пасха бывает между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая и празднуется в ближайший воскресный день после весеннего полнолуния) Мф. 28, 1–15. Лк. 24, 1–12


Среди тех, кто любил Иисуса, был добрый человек по имени Иосиф Аримафейский. Когда он узнал, что Спаситель умер, то в тот же вечер выпросил у Пилата позволение взять и похоронить тело Его у себя в саду, в пещере. Иосиф вместе с Никодимом, тайным учеником Иисуса, снял с креста тело Его, обвил его тонким полотном и перенес в пещеру. Здесь со слезами положили во гроб пречистое тело и завалили вход в пещеру большим камнем. Это было в пятницу вечером. Иудейские начальники, боясь, как бы ученики не украли тела Христова, запечатали вход в пещеру и приставили стражу.

В воскресенье, рано утром, женщины, которые любили Иисуса и следовали за Ним, пришли к пещере, чтобы помазать благовонными маслами тело Его. Когда они подошли к пещере, то с изумлением увидели, что камень отвален и вход открыт. Они вошли в пещеру, но здесь уже не было тела Иисусова, и два светлых Ангела обратились к ним с радостными словами: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. Жены-мироносицы, услышав слова Ангела, поспешили передать эту радостную весть всем ученикам Иисуса и первые сказали им: Христос воскрес.

С какой радостью и мы повторяем эти слова в Светлый праздник! В этот день одержана великая победа над адом и смертью и для всех верующих открылись врата в Царствие Божие, закрытые грехом. Кроме того, воскресение Спасителя говорит о том, что и мы воскреснем после нашей смерти. Будем же стараться всей нашей жизнью заслужить обещанное нам воскресение!

Воскресение Христово, или день Пасхи, празднуется Церковью как самый торжественный праздник. В церковных песнях он называется праздником праздников и торжеством из торжеств. Радостно поет Церковь:

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.


По-русски:

Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и даровав жизнь вечную тем, которые во гробах.

Глава 28

Вознесение Господне

(Праздник через сорок дней после Пасхи) Мк. 16, 19. Лк. 24, 49–53. Деян. 1, 1–12


Вскоре после того как ученики узнали от жен-мироносиц о воскресении Христовом, они сами увидели Его. Иисус являлся им в разное время и беседовал с ними о Царствии Божием. Как Владыка неба и земли, Он повелел апостолам нести Евангелие всему миру, обещал им чудодейственную силу и Свое постоянное присутствие с верующими.

Сорок дней по воскресении Своем пребывал Иисус Христос на земле. В сороковой день апостолы собрались, и Господь в последний раз явился им и повелел не отлучаться из Иерусалима до тех пор, пока не сойдет на них Дух Святой. Потом Спаситель вывел учеников Своих из города на гору Елеонскую и повелел им свидетельствовать о Нем во всей вселенной. После того Он благословил их и, благословляя, стал подниматься от земли и отдаляться от них. Все смотрели в благоговейном страхе, а Иисус поднимался к небу, и наконец светлое облако скрыло Его от глаз учеников.

Долго еще они оставались и молились на том месте, где вознесся от них Божественный Учитель. Они знали, что Спаситель возвратился к Своему Небесному Отцу и там будет ходатайствовать пред Ним за нас, то есть умолять Его о всех тех, кто верует в Него и старается исполнять Его заповеди.

Святая Церковь в праздник Вознесения Господня воспевает:

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш, ра́дость сотвори́вый ученико́м обетова́нием Свята́го Ду́ха, извеще́нным им бы́вшим благослове́нием, я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.


По-русски:

Вознесшись во славе на небо, Христос Бог наш, Ты обрадовал Своих учеников обещанием ниспослать им Святого Духа, ожидаемого ими по Твоему благословению; ибо Ты Сын Божий, Избавитель мира.

Мы рассказали здесь о Спасителе нашем со дня Благовещения о рождении Его Деве Марии до торжественного Его Вознесения. Многое еще узнаете вы о чудесах Его и о спасительном учении, если будете слушать Священное Писание в церкви и читать его дома. Как милостив, как кроток был наш Господь! Как много терпел Он от злых людей, которые пригвоздили Его ко кресту! Зачем прошел Он через такие мучения? Для чего оставил Он Престол славы Своей, принял слабое человеческое тело и допустил грешным людям мучить Себя? Спаситель все это сделал, чтобы избавить нас от греха и смерти. Никто бы не вошел в Царство Небесное, если бы Христос не умер за нас. Как же нам не любить Иисуса Христа, нашего Спасителя и Господа! Будем же чаще и усерднее Ему молиться и со всей ревностью позаботимся об исполнении Его святой воли.

Глава 29

О притчах Господних

Господь наш Иисус Христос во время земной Своей жизни часто учил народ словами и делами, которые были исполнены любви и милосердия. Он говорил, что мы должны любить ближних, и по любви Своей к нам Сам принял за нас страдания и смерть. Он говорил, что надо прощать обиды, и молился за тех, кто Его распинал на кресте. Он объяснял слушавшим Его заповеди Божии, учил их молиться, обещал жизнь вечную тем, кто уверует в Него.

Народ шел вслед за Иисусом; тут были мужчины, и женщины, и дети; люди всякого возраста, всех состояний, богатые и бедные, ученые и неученые. Иисус Христос желал, чтобы всем было понятно Его учение, и для этого часто излагал Свое учение в притчах, то есть в иносказательных повествованиях.

Вы это легко поймете, прочитав несколько притчей.

Глава 30

Притча о мытаре и фарисее

Лк. 18, 9–14. Мф. 7, 3–5


Среди слушавших Иисуса Христа были люди, которые считали себя праведниками, превозносились, а других унижали. Иисус рассказал им притчу.

Два человека пришли в храм помолиться: один был фарисей, а другой мытарь. Фарисей молился так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю (в Церковь) десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз к небу; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Мытарь, а не фарисей, пошел из церкви прощенный. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Гордость противна Богу; нет порока, который был бы вреднее гордости. Она мешает нам замечать свои собственные слабости и недостатки, а у кого их нет? Они есть и у самого хорошего человека, и потому все мы должны с сокрушением сердечным повторять молитву мытаря: Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному.

Притча о мытаре и фарисее читается в Церкви незадолго до Великого поста, чтобы напомнить нам о смирении, без которого не может быть покаяния и исправления.

Фарисей не только гордился своими собственными добродетелями, но и презирал ближнего своего. А это очень большой грех. Будем же снисходительны в суждениях о других людях, помня о наших собственных грехах и о том, что сами нуждаемся в снисхождении и милосердии.

…Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, – сказал однажды Иисус, – а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Это значит, что ты осуждаешь малый недостаток в ближнем твоем, но не замечаешь собственного большого порока.

Вынь прежде бревно из своего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

Глава 31

Притча о блудном сыне

Лк. 15, 11–32


Эта притча показывает любовь и милосердие Отца нашего Небесного.

У некоторого человека было два сына. Младший из них сказал отцу: отче! дай следующую мне часть имения. И отец разделил имение.

Вскоре младший сын пошел в дальнюю страну и там растратил свое имение.

Когда же настал великий голод, он нанялся в работники к одному из жителей той страны, а тот послал его в поле пасти свиней. И он рад был наесться свиного корма, но никто не давал ему. Придя же в себя, он сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода.

И пошел он к своему отцу. Увидел его отец, сжалился над ним и, кинувшись ему на шею, стал целовать. Сын сказал ему: Отец! Я согрешил против неба и перед тобой и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал своим рабам: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын был в поле. Возвращаясь домой, он услышал пение и ликование. Призвав одного из слуг, он спросил, что это значит. Тот отвечал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Старший сын рассердился и не захотел войти. Тогда отец вышел и позвал его. Но он сказал отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Отец сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей мертв был и ожил, пропадал и нашелся.

Как добр этот отец, который с радостью принял кающегося сына! Отец этот – Сам Бог, Который с радостью принимает кающегося грешника.

Глава 32

Нагорная проповедь

Мф. 5, 3–48


Одна из бесед Спасителя передана нам с особой подробностью евангелистом Матфеем. В ней заключается высокое учение Христово; в ней выражается вся любовь Господа и Учителя нашего к нам, слабым, грешным людям. Господь говорил ее с горы, на которой Он сидел, окруженный учениками; вокруг Него толпился народ. Тут были больные, бедные скитальцы, которые повсюду следовали за Иисусом и которым Он всегда помогал; тут, вероятно, были и дети. Господь Иисус любил детей и всегда позволял им подходить к Нему и слушать Его учение. Как были счастливы дети, жившие в то время! Они видели кроткое лицо Спасителя, слушали Его голос. Но Господь говорил не только для тех, кто Его окружал; слова Его обращены ко всем людям.

Блаженства Евангельские

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…

Мы часто слышим в церкви эти слова Спасителя; они читаются или поются за обедней, перед выходом со Святым Евангелием. Великим постом они поются после часов, с прибавлением молитвы кающегося разбойника: Помяни́ меня́, Го́споди, когда́ прии́дешь во Ца́рствие Твое́! Постараемся понять эти Божественные слова. Мы узнаем из них, кого Спаситель называет блаженными, то есть самыми счастливыми людьми, и как мы можем достигнуть такого блаженства. Блаженство, о котором говорит Спаситель, не похоже на радости земные. Мы радуемся богатству, славе, почестям; но все это очень часто отдаляет нас от Бога. Господь называет блаженством только такое благополучие, которое соединено с чистотой сердца и близостью к Богу.

1. Блаженны нищие духом. Нищий – это бедный, беспомощный человек; его кормят Христа ради; он знает, что у него нет ничего, всем кланяется, у всех просит помощи. Почему же Спаситель обещает Царство тем, кто в душе своей нищ? Потому что Он любит смиренных, тех, кто почитает себя последним из людей, никогда не гордится и сознается в недостатках своих. Кто хочет быть первым между вами, – сказал Он ученикам Своим, – пусть будет всем раб. Это значит, что мы все усердно и смиренно должны трудиться на пользу ближнего, не ожидая за то наград и благодарности.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Господь называет блаженными тех плачущих и сожалеющих о грехах своих, которые ищут в Нем утешения, молятся Ему и вспоминают о Его страданиях.

Господь всегда особенно любил несчастных, страдающих людей. Он говорил: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Сколько раз во время земной Своей жизни Спаситель помогал несчастным, исцелял больных, утешал страдающих; Он и теперь подает чудесные утешения тем, кто к Нему обращается в горестях. Много есть несчастных детей, но они не забыты Богом. Если ты несчастный сирота, у тебя нет ни доброй матери, ни нежного отца – знай, что Господь, Отец Небесный, видит твои слезы и одиночество. Если ты болен и не можешь играть с товарищами – не унывай, но будь уверен, что Господь видит твои страдания. Молись Ему, и Он тебя утешит, даст тебе силу и терпение, и если Ему угодно и для тебя полезно, то исцелит тебя.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Часть I. Земная жизнь Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Азбука православной веры (В. М. Зоберн, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я