1100 православных монастырей Российской империи

Леонид Денисов, 2019

В знаменитом дореволюционном справочнике содержится уникальная информация о множестве русских православных обителей. Семь лет заняло составление этого монументального труда. За более, чем 100 лет после выхода этой книги многое изменилось. От некоторых монастырей не осталось даже фундамента, некоторые процветают. О этом читатель узнает из примечаний редакторов.

Оглавление

Из послесловия Ааврентьевской летописи

Семилетний труд мой окончен. Как бы ни судили его читатели и критики, я не обинуясь ставлю в челе моего предисловия слишком понятные мне слова суздальского монаха-летописца.

Целью написания моего труда было составление справочной книги обо всех ныне существующих монастырях (мужских и женских) с необходимыми топографическими, историческими и археологическими сведениями и указанием печатной литературы.

Обсудив план предпринятой работы, я приступил к собиранию печатного материала, представляемого преимущественно провинциальными изданиями, редкими отчасти по антикварной ценности вследствие давности времени напечатания, а еще более благодаря трудности приобретения их в столице, где полного собрания их не имеется ни в одной публичной библиотеке.

Желая возможно успешнее пополнить число приобретаемых мной монастырских описаний, вышедших в провинции, я разослал по монастырям выработанную мною программу, с приглашением ответить письменно на проставленные в ней 14 пунктов, а равно и прислать имеющиеся печатные описания. Из 800 настоятелей и настоятельниц, к которым я обращался с этой просьбой, только 280 почтили меня присылкой рукописных сведений, а также печатных описаний и фотографических снимков (большей частью видов монастырей). Программа, первоначально опубликованная мною в № 3 московских «Церковных ведомостей» за 1901 г. от 21 января, содержала, как я уже сказал, 14 вопросов, выраженных в такой форме:

1) время основания или возобновления и имя основателя монастыря;

2) ближайшие к монастырю станции (расстояние в верстах и название): почтовая, железнодорожная и водного сообщения;

3) ближайший к монастырю губернский, уездный или заштатный город;

4) сколько храмов и приделов? древнейший по постройке? позднейший по постройке или возобновлению (в каком году);

5) святые мощи (на вскрытии или под спудом);

6) чудотворные иконы (с какого времени);

7) местные празднования (праздники престольные, в честь святых мощей и святых икон, крестные ходы);

8) приписные к монастырю скиты и пустыни;

9) монастырские подворья (если при них имеются церкви);

10) могилы исторических личностей;

11) памятники церковной старины и другие достопримечательности монастыря;

12) иконописные и церковно-приходские школы;

13) минеральные источники, благотворительные заведения, больницы;

14) число монастырской братии: монахи, послушники (монахини, послушницы).

Впоследствии эта программа, сообразно имевшемуся у меня в руках материалу, была, по возможности, несколько расширена. Так в нее были внесены:

1) краткие сведения об основателе монастыря;

2) перечень выдающихся событий в истории монастыря;

3) поименное перечисление монастырских храмов и приделов с обозначением времени их постройки, возобновления и освящения, а иногда и лиц, освящавших тот или другой храм;

4) более или менее подробные указания на содержание монастырских ризниц и библиотек;

5) занятия монашествующих (работы в монастырских мастерских, полевые работы, пасеки, виноградники и проч.);

6) земельные владения и оброчные статьи монастырей;

7) казенное содержание по штатам 1764 г.;

8) иногда (где имелись) сведения о монастырских капиталах и доходах;

9) иногда список достопамятных настоятелей.

Последний пункт осуществлялся нечасто ввиду того, что полного и достоверного списка настоятелей монастырей не существует; список Строева значительно устарел, крайне неполон и спутан; хорошие списки в отдельных монастырских описаниях встречаются редко, так что систематическое проведение этого пункта повсюду потребовало бы от автора самостоятельных и долгих изысканий, которые могут составить предмет особого труда, независимо от предложенного в этой книге списка монастырей.

Занявшись в 1904 г. приготовлением моего труда к печати, я не переставал пополнять мой запас материалов. С этой целью в № 14–15 московских «Церковных ведомостей» 1904 г. от 11 апреля я обратился к настоятелям и настоятельницам монастырей с вторичной просьбой о доставлении мне печатных и рукописных сведений о находящихся в их заведовании монастырях по ранее предложенной программе. Каюсь, что я немного покривил далее душой, утверждая, будто я на первое свое обращение «получил ответы несколько менее чем из половины тех мест, куда я обращался» (на самом деле число полученных мною из монастырей ответов равнялось лишь 35 % разосланных мною вопросных листков). В надежде на хороший результат моего обращения к настоятелям и настоятельницам монастырей я указывал им на важность детального познания исторических судеб родины и приписывал им сознательное отношение к культурно-исторической роли монастырей в общем ходе русской истории.

Все это ни к чему не привело. Надежды мои не сбылись, ожидания captandae benevolentiae[1] были обмануты: победила вековая косность в союзе с непонятной подозрительностью и равнодушием ко всему, что выходит за пределы обиходного кругозора.

Кроме ранее полученных 280 письменных сообщений, я, при составлении своей книги, воспользовался около 1000 книг, брошюр и журнальных статей. Под описанием каждого монастыря напечатаны петитом точные постраничные ссылки на те из них, в которых имеется какое-либо сведение о данном монастыре.

Вследствие того что книга моя начала печататься в январе 1905 г. и печаталась, стало быть, около трех лет, в ней, естественно, оказались невольные недосмотры и пропуски, которые и восполнены в отделе поправок и дополнений. Эти пропуски произошли отчасти по неимению во время печатания соответствующих материалов, которые попали в мои руки позднее, а отчасти от тех перемен и приращений, которые вызваны в числе и устройстве монастырей определениями Святейшего синода. В отделе дополнений помещены мною также сведения о православных монастырях в Китае и Соединенных Штатах Северной Америки.

Читатель, даже при беглом просмотре моей книги, увидит, что я в конце описания почти каждого монастыря указываю номер и страницу известного труда В. Зверинского. В большинстве случаев это удостоверяет только, что данный монастырь занесен в один из трех томов «Материалов» Зверинского, и эта отметка избавляет интересующегося тем или другим монастырем от траты времени для наведения самостоятельной справки у Зверинского, но не упраздняет совсем знакомства с его трудом. Иногда, ввиду полного отсутствия у меня достаточно обширного материала для описания какого-либо монастыря, кроме официальных данных синодальной ведомости за 1901 г. или немногих строк в каком-либо неспециальном труде, я, в силу необходимости, заимствовал у Зверинского 2–3 нужные мне строки из его кратких сведений, оказавшихся в каком-либо отношении несколько полнее имевшихся у меня материалов.

Я сказал выше, что мой труд не упраздняет, не делает лишним знакомство с тремя томами «Материалов» В. Зверинского. Говоря это, я имел в виду библиографические примечания моего ближайшего предшественника, которые не воспроизводятся в моей книге. В своих библиографических примечаниях я указываю лишь то количество из всей огромной литературы предмета, которое просмотрено мною непосредственно в оригинале. У меня нет ни одной заимствованной ссылки. В оправдание же неполноты приведенных у меня библиографических сведений я могу указать:

1) на сравнительно короткий срок исполнения моего труда (В. Зверинский, например, работал над своими «Материалами», по собственному признанию его в предисловии к 1-му тому, более 20 лет);

2) на вытекающую отсюда физическую невозможность проверки библиографии, приведенной у В. Зверинского, в связи с понятным нежеланием перепечатывать ее целиком без собственного просмотра указанных им материалов;

3) наконец, на то, что я цитирую, за редкими исключениями, лишь те печатные материалы (книги, брошюры и журнальные статьи), которые собраны мною для настоящего труда и находятся в моей библиотеке, а приобретение большего, чем имеется, количества их оказалось для меня по разным причинам затруднительно.

В заключение считаю приятным долгом принести искреннюю благодарность настоятелям и настоятельницам 280 мужских и женских монастырей и издателю этой книги московскому книгопродавцу А. Ступину, при содействии которых мне удалось значительно пополнить мое собрание печатных монастырских описаний, а также администрации Московской епархиальной библиотеки и священнику Вл. А. Копьеву, любезно предоставившим мне пользоваться имеющимися в их собраниях описаниями монастырей, которых я почему-либо не мог приобрести.

Вот все, что я считал нужным сказать в виде напутствия читателю в своем предисловии.

Леонид Денисов

Москва

7 декабря 1907 г.

Примечания

1

Благоволения публики ради (лат.).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я