История еврейского государства в его народе. Мудрость их идет от вечного поиска. Поиска истины, справедливости, знаний, понимания и дома. Именно об этом говорят цитаты знаменитых представителей еврейского народа и притчи, написанные его мудрецами. На страницах этой книги вы найдете вдохновение на изучение себя, мира и истории своей нации. Советы вам будут давать великие писатели, философы, физики, врачи и политические деятели. Со многими представителями еврейского народа вы уже знакомы, но их высказывания могут помочь вам увидеть каждого с новой стороны. Например, знали ли вы, что Эйнштейн прекрасно играл на скрипке? Или то, что Маяковский поддерживал Илья Ильфа и Евгения Петровского, авторов романа «Двенадцать стульев»? В этой книге вы прочтете множество интересных фактов о великих людях и сможете перенять их мудрость. Обращайтесь к страницам «Еврейской мудрости всех времен» за поддержкой и мотивацией!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Еврейская мудрость всех времен предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Моисей Маймонид
(1138–1204 г. г)
Моисей Маймонид известен также как Моисей Египетский. Маймонид занимал очень важную позицию в египетской еврейской общине. Им были написаны множество работ, в том числе: «Эпистола о вынужденном отступничестве». В 1185 г. он был назначен одним из личных врачей ал-Фадила, фактического правителя Египта. В это время он написал свои самые важные работы, такие как «Наставник колеблющихся» и «Йеменское послание». В каждой из своих работ он откликался на проблемы общества, а его высказывания находят отклик нашему времени.
Первое, что должен знать человек, это то, что есть Существо — Наставник всего сущего, Тот, кто создал все на свете, когда захотел. Он поддерживает бытие, пока желает этого и обладает полной властью над ним. Это Существо — Бог.
Невежда считает, что весь мир создан только ради него. Когда же вдруг с ним случается нечто противоположное его ожиданиям, он приходит к заключению, будто весь этот мир преисполнен зла.
Истина — в середине.
Никто не обеднеет, подавая милостыню.
Самый благословенный и желанный дар совершается тогда, когда даритель остается безымянным.
Всякий человек, качества которого находятся посередине между крайностями, называется мудрым. А тот, кто наиболее строго к себе относится, и слегка отклоняется от середины в ту или иную сторону, называется хасидом — благочестивым. Каким образом? Тот, кто отдалится от высокомерия до противоположности и будет наиболее смиренным, называется благочестивым, и это свойство благочестия. А если человек отдалился лишь до середины и стал скромным, он называется мудрым, и это свойство мудрости. И подобно этому, все другие качества. И благочестивые древности намеренно отклоняли свои качества от среднего пути в ту или иную сторону — одни качества склоняли назад, а другие — вперед, чтобы выполнять больше, чем от них требует Закон.
Необходимо прежде всего сознавать, что никому не дано понять истинную сущность Бога. У него нет аналогии ни с чем, существующим среди созданных вещей, ни с какой-либо идеей, которую может представить воображение или понять разум. Нет таких слов или описаний, которые действительно подходят и могут быть использованы для описания Бога.
Предотвращай милостыню, не допуская нищеты; помогай обедневшему соседу, дав ему подарок или деньги, научив его торговать или вручив ему ремесло, чтобы он мог честно заработать себе на жизнь и не был вынужден протягивать руку за подаянием. Это высочайшая ступень золотой лестницы добродетели.
Когда мы говорим о Боге, мы используем слова, но это лишь метафорические или заимствованные из иных сфер термины, нужные нам для того, чтобы понять то, что мы должны понять о Боге. Наш словарь содержит только слова, подходящие для обычных понятий, связанных ограничениями созданных вешей, и мы не можем вообще ничего сказать без этих слов. Но все, кто ищет Бога и говорит о нем, должны четко понимать, что любые описания или слова, использованные по отношению к Богу, не могут по-настоящему описать его. Они могут употребляться лишь как позаимствованные, косвенные термины. Необходимо быть весьма осторожным в этом отношении.
Важно понимать, что у Бога нет структуры, как нет у него и атрибута многочисленности. Он бесструктурен и в конечном счете прост.
Заповедь о милосердии мы должны осмыслить с большим тщанием, чем все прочие предписания. Ибо милосердие — признак праведного человека.
Не ищите посредников: обращайтесь прямо к Богу.
Еврейские притчи
Подданные одного государства выбрали нового короля и короновали его по всем правилам. И сделали они королю новую корону, и хотели украсить её драгоценными камнями, но не было человека, владевшего этим искусством в совершенстве, — все мастера боялись браться за это, чтобы не испортить корону.
Наконец, нашёлся ремесленник, который сказал, что берётся за один месяц выполнить эту работу. Дали ему корону, и вот он целый месяц раздумывал, как бы разместить и укрепить на ней драгоценные камни. Но из страха её испортить он не прикасался к короне, пока не приблизился день окончания работы. За два дня до срока решился он, наконец, взяться за дело, но руки у него задрожали, и он выронил корону.
Тогда, позвав маленького мальчика, который и понятия не имел, что такое королевская корона, он показал ему, что делать. А сам так волновался, что даже вышел, чтобы не видеть, что будет. Однако мальчик сделал работу как подобает, и укрепил драгоценные камни на короне наилучшим образом.
Невоспитанный джин
Однажды раввин Нафтали и его жена Ребекка копались в огороде. Вдруг лопата раввина на что-то наткнулась, и он достал из-под земли старинную, запечатанную сургучом бутылку. Он её открыл, и оттуда выскочил джинн.
— О, Нафтали! — воскликнул джинн. — Как я тебе благодарен! 1000 лет я провёл в этой проклятой бутылке и дал себе слово: тому, кто меня из неё выпустит, я буду служить до скончания его дней! Проси, что хочешь!
— Полезай назад в бутылку, — ответил ему раввин.
Джинн повиновался.
Нафтали крепко запечатал бутылку, привязал к ней камень, пошёл на берег моря и швырнул бутылку с джинном как можно дальше, так, чтобы её невозможно было найти.
— Ты что?! — набросилась на него жена. — Зачем ты это сделал? Этот джинн мог бы исполнить все наши желания!
— Во-первых, — ответил ей раввин, — что это за джинн, который за 1000 лет даже не в состоянии выбраться из бутылки? Во-вторых, он пообещал мне служить до скончания моих дней. А вдруг через какое-то время ему покажется, что мои дни тянутся слишком долго? И в-третьих, и это самое главное, — он не представился.
«Мертвая» ящерица
У прославленного мудреца Гиллеля был внук Гамлиэль, который стал почти таким же великим учёным, как и его дед.
Гамлиэля бен Шимона прозвали Гамлиэль хазакен — Гамлиэль-старший, потому что он был первым из шести мудрецов, носивших такое имя. А глубокие познания в Торе принесли ему титул рабан, что значит — наш учитель.
Рабан Гамлиэль глубоко чтил традиции.
Он говорил: «Сделай своим наставником того, кто сведущ в Законе, и избегай самостоятельно принимать решения в сложных случаях».
Он был великим мудрецом, и даже царь обращался к нему за советом.
Однажды к рабану Гамлиэлю прибежал человек из дворца:
— Рабби, беда. Во дворце будет пир, а мы нашли на царской бойне мёртвую ящерицу! Что делать?
Проблема была действительно серьёзной. Мертвая ящерица сделала бы непригодным всё мясо с этой бойни, так что царь и его гости остались бы без трапезы. Поэтому рабан Гамлиэль поспешил во дворец.
Придя на бойню, рабби увидел резника и слуг, столпившихся вокруг лежащей на столе неподвижной ящерицы. Подойдя ближе, рабан Гамлиэль сказал:
— Ну-ка пойдите и вылейте на неё холодной воды.
Слуги удивились, но так и сделали. Прошла секунда, другая — и вдруг «мёртвая» ящерица зашевелилась.
— Вот видите, — сказал тогда рабан Гамлиэль, — ящерица не умерла, а просто притаилась. Так что можете смело нести мясо на царскую кухню.
«Украденное» ребро
Однажды к рабану Гамлиэлю пришел римский император и сказал, что очень недоволен.
— Чем же ты недоволен? — спросил рабан Гамлиэль.
— Вашим Богом, ведь Он — вор!
— Да что ты говоришь? Что же Он украл?
— А вот сказано: «И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбр его» (Кн. Бытия 2:21).
Тут в разговор вступила дочь рабби Гамлиэля. Она попросила у отца разрешения ответить императору, и мудрец позволил ей говорить.
— О, великий император, не можешь ли ты позвать сюда судью? — обратилась она к правителю Рима.
— Зачем же тебе судья?
— Сегодня ночью к нам в дом залезли воры. Они украли серебряный кувшин.
Правда, взамен они подкинули нам золотой. Их нужно судить!
— О, я был бы не против, чтобы ко мне каждую ночь залезали такие воры, — возразил император.
— Пусть услышат твои уши то, что произносят твои уста! — сказала дочь рабби Гамлиэля. — Не это ли самое сделал Всевышний, да будет Он благословен. Он забрал у Адама всего одно ребро, а взамен дал женщину, которая будет всегда служить ему.
Зеркальная комната
Во дворце одного очень богатого хана была зеркальная комната. Все стены, пол и потолок в ней были из зеркал.
Однажды в этот зал попала собака и застыла, как вкопанная. Со всех сторон ее окружали собаки. Она оскалилась.
Зеркала многократно отразили ее оскал, и собаки вокруг тоже показали клыки. Собака в ужасе залаяла, и эхо вновь многократно отразило ее лай. Всю ночь собака металась по залу, лаяла и кидалась на мнимых зеркальных врагов.
Утром ее нашли мертвой.
А все могло сложиться иначе, будь она немного дружелюбнее и протяни лапу и повиляй приветливо хвостом, вместо злобного оскала.
Мораль: мир — большое зеркало, которое отражает твой внутренний мир и возвращает тебе твое отношение к жизни. Хочешь, чтобы тебя окружали теплые и светлые люди и события, — сам стань теплым и светлым. Улыбнись — и весь мир вокруг улыбнется тебе в ответ!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Еврейская мудрость всех времен предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других