Еврейская мудрость всех времен

Группа авторов, 2018

История еврейского государства в его народе. Мудрость их идет от вечного поиска. Поиска истины, справедливости, знаний, понимания и дома. Именно об этом говорят цитаты знаменитых представителей еврейского народа и притчи, написанные его мудрецами. На страницах этой книги вы найдете вдохновение на изучение себя, мира и истории своей нации. Советы вам будут давать великие писатели, философы, физики, врачи и политические деятели. Со многими представителями еврейского народа вы уже знакомы, но их высказывания могут помочь вам увидеть каждого с новой стороны. Например, знали ли вы, что Эйнштейн прекрасно играл на скрипке? Или то, что Маяковский поддерживал Илья Ильфа и Евгения Петровского, авторов романа «Двенадцать стульев»? В этой книге вы прочтете множество интересных фактов о великих людях и сможете перенять их мудрость. Обращайтесь к страницам «Еврейской мудрости всех времен» за поддержкой и мотивацией!

Оглавление

Бенедикт Спиноза

1632–1677

Спиноза получил религиозное образование и усвоил все мудрости талмуда. Изучив ортодоксальные учения, Спиноза захотел большего и как раз тогда познакомился с философией Декарта, став его последователем, за что был изгнан из еврейской общины. Спиноза жил как отшельник, на малые средства, стараясь ни чем не ограничивать свободу своих мыслей и творчества. Главными работами Спинозы являются его знаменитая «Этика», «Трактат об усовершенствовании разума» и «Богословско-политический трактат».

* * *

Природа познается сама через себя, а не через какую-либо иную вещь. Она состоит из бесконечных атрибутов, из которых каждый бесконечен и совершенен в своем роде; к сущности ее относится существование, так что вне ее нет уже сущности или бытия, и она точно совпадает с сущностью единственно величественного и прославляемого Бога.

* * *

Наконец, мы привыкли все, что познаем, рисовать в нашем воображении в виде картин, откуда и происходит то, что даже не сущее мы воображаем положительно как сущее. Ибо душа, рассматриваемая сама по себе как мыслящая вещь, не имеет большей силы для утверждения, чем для отрицания.

* * *

Как только вы вообразите, что не в состоянии выполнить определенное дело, с этого момента его осуществление становится для вас невозможным.

* * *

Я понял, что все вещи, которых я боялся и которые боялись меня, являются добрыми или злыми лишь в той мере, в какой они воздействуют на мой разум.

* * *

Понимание — начало согласия.

* * *

Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные.

* * *

В материи нет ничего, кроме механических соединений и операций.

* * *

Страх возникает вследствие бессилия духа.

* * *

Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение.

* * *

Незнание — не довод. Невежество — не аргумент.

* * *

Деление сущего на действительное и мысленное ложно.

* * *

Удовольствие — переход человека от меньшего совершенства к большему.

* * *

Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими.

* * *

Достоверность не находится в вещах.

* * *

В желании выражается сущность человека.

* * *

Честолюбие есть чрезмерное желание славы.

* * *

Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается.

* * *

Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.

* * *

Человек свободный выбирает бегство с тем же мужеством или присутствием духа, как и сражение.

* * *

Всякая любовь, имеющая причиной не свободу духа, а что-то иное, легко переходит в ненависть.

* * *

Никто так не падок на лесть, как тот честолюбец, который хотел быть первым, но не смог им стать.

* * *

Опыт слишком часто доказывает нам то, что люди ни над чем так мало не властны, как над языком своим.

* * *

Требуется одинаково большая сила или твердость духа как для обуздания отваги, так и для обуздания страха.

* * *

Природа не предполагает для себя никаких целей… Все конечные причины составляют только человеческие вымыслы.

* * *

Одно дело — исследование природы вещей, другое — исследование модусов, посредством которых мы воспринимаем вещи.

* * *

Соревнование — это желание чего-либо, зарождающееся в нас под влиянием того, что нам кажется, что другие желают того же.

* * *

Свободный человек ни о чем так мало не думает, как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни, а не о смерти.

* * *

Наш разум был бы менее совершенен, если бы душа оставалась одинокой и не познавала ничего, кроме самой себя. Поэтому для человека нет ничего полезнее человека.

* * *

Тоска — это желание или влечение к обладанию какой-либо вещью, поддерживаемое памятью об этой вещи и вместе с тем ограничиваемое памятью о других вещах, исключающих существование желаемой вещи.

* * *

Счастье — не награда за добродетель, а сама добродетель; не потому мы наслаждаемся счастьем, что обуздали свои страсти, а наоборот, наслаждение счастьем делает нас способными обуздать их.

* * *

Люди считают, что они свободны лишь постольку, поскольку им позволено повиноваться своим страстям, а будучи принуждены жить по предписанию закона, они думают, что поступаются своим правом.

Еврейские притчи

Однажды сапожник спросил у раввина:

— Как мне быть с обязательной утренней молитвой? У меня много клиентов, и все они бедняки, имеющие по одной паре обуви. Поэтому я беру их башмаки поздно вечером и чиню их по ночам. Нередко к рассвету я не успеваю все закончить, а ведь хозяевам башмаков уже нужно отправляться на работу. Так как же мне быть с утренней молитвой?

— А как ты поступал до сих пор? — спросил раввин.

— Ну я просто молился поскорее и возвращался к работе. А иногда вовсе не молился, и тогда у меня на душе было очень тяжело, и, орудуя шилом и дратвой, я словно слышал вздох своего сердца: «Как жаль, что у меня совсем нет времени на утреннюю молитву!»

— Если бы я был Богом, — ответил раввин, — то этот вздох мне был бы дороже самой молитвы…

* * *

Однажды молодой еврей спросил раввина:

— Говорят, давным-давно можно было увидеть Бога и даже поговорить с Ним. Почему же сейчас Он не приходит на землю и не является нам?

Старый раввин ответил:

— Сын мой, Бог и сейчас там, где был всегда. Просто люди забыли, как низко нужно склониться, чтобы увидеть Его.

* * *

Молодой раввин спросил у старого:

— В те часы, когда я занимаюсь изучением Торы, я словно ощущаю свет. Но когда я заканчиваю свое занятие, все прекращается. Почему?

Старый раввин ответил ему:

— Ты как тот, кому нужно было идти через лес ночью. Поначалу его сопровождал друг со светильником, а потом они расстались, и первому пришлось идти во тьме. Вот если бы у тебя был свой светильник, ты бы не боялся темноты.

* * *

Пришел еврей к учителю и спросил:

— Рабби, что мне делать? Я исполняю все заповеди, кроме одной: мне никак не удается возлюбить Бога, то есть почувствовать, что я люблю Его.

Раввин ответил:

— Значит ты не исполняешь и другую заповедь: возлюбить ближнего как самого себя. Когда по-настоящему исполнишь ее, сможешь и возлюбить Бога.

* * *

В один из праздничных дней на площади было гулянье с музыкой: играл оркестр, выступали певцы, и все люди пели и танцевали или просто раскачивались под музыку. Только один человек, глухой от рождения, удивлялся, глядя на это, и думал: «Почему так странно ведут себя все эти люди? Одни что-то делают со своими инструментами, другие качаются, подпрыгивают, машут руками…» Ему недоставало слуха, чтобы почувствовать прекрасный звук и гармонию. Это удовольствие ему было недоступно.

Можно только посочувствовать глухому, который неспособен наслаждаться звуками музыки. Но гораздо страшнее обладать глухим сердцем.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я