Еврейская мудрость всех времен

Группа авторов, 2018

История еврейского государства в его народе. Мудрость их идет от вечного поиска. Поиска истины, справедливости, знаний, понимания и дома. Именно об этом говорят цитаты знаменитых представителей еврейского народа и притчи, написанные его мудрецами. На страницах этой книги вы найдете вдохновение на изучение себя, мира и истории своей нации. Советы вам будут давать великие писатели, философы, физики, врачи и политические деятели. Со многими представителями еврейского народа вы уже знакомы, но их высказывания могут помочь вам увидеть каждого с новой стороны. Например, знали ли вы, что Эйнштейн прекрасно играл на скрипке? Или то, что Маяковский поддерживал Илья Ильфа и Евгения Петровского, авторов романа «Двенадцать стульев»? В этой книге вы прочтете множество интересных фактов о великих людях и сможете перенять их мудрость. Обращайтесь к страницам «Еврейской мудрости всех времен» за поддержкой и мотивацией!

Оглавление

Гиллель старший

60 до н. э — 7 н.э

Гиллель (ок. 70 до н. э. — 10 н. э.) был рожден в очень бедной семье, но всегда стремился к знаниям. Поэтому он оставил родной Вавилон и пошел на учение в Иудее. Гиллелю приписывают создание классического иудаизма, основанного на библейских догматах и нравственных заповедях.

* * *

Из Вавилона Гиллель вышел в возрасте сорока лет, сорок лет слушал учение мудрецов и сорок лет был пастырем добрым своего века. Рассказывают про Гиллеля, что ни одной науки и ни одного наречия он не оставлял без изучения. Изучал он также голоса гор, равнин и долин, шелест деревьев и трав, язык зверей и животных, голоса демонов, притчи, басни и сказки народные.

* * *

Вот что рассказывают про Гиллеля. Одному очень достойному, но обедневшему человеку он помогал тем, что нанимал для него верховую лошадь и провожатого. И как-то раз, не сумев подобрать хорошего провожатого, целых три мили сопровождал этого человека сам, заменяя ему слугу.

* * *

Если человек не становится больше, он становится меньше.

* * *

Не осуждай никого, пока не встанешь на его место.

* * *

Стократное повторение урока не может сравниться с повторением его сто и один раз.

* * *

Если я не сам за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, то зачем я? И если не теперь, то когда же?

* * *

Однажды к Шаммаю пришел некий иноверец и сказал:

— Я обращусь в твою веру, если ты изложишь мне всю Тору, пока я продержусь стоя на одной ноге.

Шаммай рассердился и прогнал иноверца. Тогда тот пришел к Гиллелю. И Гиллель обратил его, сказав:

— «Не делай ближнему ничего из того, что ты не желаешь для себя». В этих словах — вся суть Торы, все остальное — толкование. Иди и учись.

* * *

Когда Гиллель уходил из Школы, ученики, что шли с ним, каждый раз спрашивали его:

— Учитель, куда ты идешь?

— Совершать богоугодное дело, — отвечал Гиллель.

— Какое?

— Мыться.

— Разве это богоугодное дело?

— Безусловно. Даже статуи царей в театрах и цирках моются: их чистит специально нанятый человек, который кроме платы получает за эту работу почет. Тем более должен блюсти свою чистоту человек, созданный по образу и подобию Божию.

Притча о долголетие Гиллеля

Был такой случай. Двое заспорили о том, можно ли рассердить Гиллеля.

— Уж я-то выведу знаменитого учителя из терпения! — говорил один.

Побились об заклад в четыреста зуз. Было это в канун субботы, Гиллель собирался мыться. Подошел тот, кто собирался рассердить его, к двери дома Гиллеля и закричал:

— Кто здесь Гиллель? Кто здесь Гиллель?

Оделся Гиллель, вышел и спросил пришедшего:

— Что тебе угодно, сын мой?

— Хочу спросить тебя.

— Спрашивай, дитя мое, спрашивай.

— Отчего у вавилонян головы неправильной формы?

— Сын мой, — сказал Гиллель, — важный вопрос задал ты мне, и я отвечу: оттого, что у вавилонян нет хороших повивальных бабок.

Спрашивавший ушел. Но через некоторое время вернулся и снова закричал:

— Кто здесь Гиллель?

Оделся Гиллель и вышел к нему.

— Чего хочешь ты, сын мой?

— Хочу задать вопрос.

— Спрашивай, сын мой, спрашивай.

— Отчего у тармудян глаза больные?

— Важный вопрос, сын мой, задал ты мне, и я отвечу: оттого, что они живут в песчаных местностях.

Ушел спрашивавший, но вскоре вернулся и закричал:

— Кто здесь Гиллель?

Оделся Гиллель и вышел к нему.

— Что угодно тебе, сын мой?

— Хочу задать вопрос.

— Спрашивай, дитя мое, спрашивай.

— Отчего у апракийцев ступни широкие?

— Важный вопрос задал ты мне, сын мой, и я отвечу: оттого, что они живут среди болот.

— У меня еще много вопросов, но боюсь рассердить тебя.

— Спрашивай обо всем, как пожелаешь, и я отвечу!

— Тот ли ты Гиллель, которого величают князем израильским?

— Да.

— Пусть же не будет много тебе подобных в Израиле!

— Почему, сын мой?

— Потому что из-за тебя я потерял четыреста зуз — мне не удалось тебя рассердить.

— Будь же впредь осмотрительней. Ты не раз четыреста зуз потеряешь, а рассердить Гиллеля тебе не удастся.

Талмуд

Талмуд с иврита означает «обучение», это слово емко описывает суть томов Талмуда — свода правовых и религиозно-этических положений иудаизма, передаваемых в виде устной Торы из поколения в поколение. Также в Талмуд вошли диалоги мудрецов, живших в период Второго храма и несколько столетий после его разрушения.

* * *

Однажды дочь римского императора увидела рабби Йегошуа бен Ханания и сказала с усмешкой:

— Такая большая мудрость — и в такой безобразной оболочке!

— В каких сосудах твой отец держит вино? — спросил ее рабби в ответ.

— В глиняных, — сказала она.

— Император держит вино в глиняных сосудах, как простой человек? — удивился рабби.

— В каких же сосудах должен держать вино император? — спросила девушка.

— Вы, как люди важные, должны держать вино только в золотых и серебряных сосудах! — сказал рабби.

Она побежала и передала это отцу. Вино перелили в золотые и серебряные сосуды, и оно прокисло.

Позвал император свою дочь и спросил:

— Кто дал тебе такой совет?

— Йегошуа бен Ханания, — ответила дочь.

— Зачем ты так сказал? — спросил император у рабби.

— Я лишь показал, что оболочка — не главное.

* * *

Когда человек хотел сделать доброе дело, но что-то ему помешало, Всевышний засчитывает ему это дело как совершенное. Когда же человек хотел совершить злое дело, и ему что-то помешало, Всевышний не засчитывает это дело ему, ибо сказано: «Если бы несправедливость взрастил я в сердце своем, не услышал бы меня Господь».

* * *

Первый Храм был разрушен, потому что при нем совершалось идолопоклонство, кровосмешение и убийство. Но тогда почему был разрушен второй Храм, при котором все изучали Тору исполняли заповеди и совершали добрые дела? Потому что люди грешили ненавистью друг к другу.

* * *

Школы Шаммая и Гиллеля спорили полтора года. Одни говорили: лучше бы человеку не быть сотворенным, другие: хорошо человеку, что он сотворен. Решили голосованием, что лучше бы человеку не быть сотворенным. Но поскольку его все же сотворили, то он должен задуматься о своих делах.

* * *

Есть шесть дел, которые не только радуют человека своими плодами в этом мире, но и составляют его заслугу перед будущим миром: оказывать гостеприимство, навещать больных, сосредоточенно молиться, заблаговременно приходить в дом учения, обучать детей законам Торы и проявлять снисходительность к ближнему.

* * *

Для чего само ухо сделано твердым, а его мочка — мягкой? Чтобы, услышав неподобающие речи, человек мог заткнуть уши мочками.

* * *

Почему был разрушен Иерусалим? Только потому, что в нем не почитали мудрецов.

* * *

Мзда делает мудрого слепым.

* * *

На занятиях учеников рассаживай по их знаниям, а за обедом — по их возрасту.

* * *

Только тот бедняк, кто беден знаниями.

* * *

Бутылка, в которой всего одна монета, всегда звенит гораздо громче бутылки, полной монет. Так и люди: тот, кто по-настоящему учен, — скромен, а недоучка любит похвастаться своими знаниями.

* * *

Сидели рабби Тарфон и старцы на верхнем этаже дома Нетазы в Лоде. Спросили их:

— Что важнее: учиться Писанию или исполнять заповеди?

Сказал рабби Тарфон:

— Исполнять важнее.

Сказал рабби Акива:

— Учиться важнее.

Сказали все:

— Учиться важнее, ибо учеба ведет к исполнению заповедей.

* * *

Учись каждый день, и пусть учеба радует тебя.

* * *

Выдать свою дочь за невежду — все равно что отдать ее льву. Лев рвет жертву на куски и пожирает ее, не ведая стыда, так же и невежда, не стыдясь, бьет свою жену и пользуется ею.

* * *

Продать свиток Торы можно только ради учения или женитьбы.

* * *

Старец Гиллель каждый день ходил и искал работу. Половину заработка он тратил на пищу для семьи, а остаток отдавал сторожу дома учения. Как-то раз в пятницу работы для него не нашлось, и сторож не впустил его без оплаты. Тогда он залез на крышу и стал слушать через верхнее окно, как учат Закон Шаммай и Авталион. Дело было зимой, пошел снег и засыпал его. Утром в субботу Шаммай спросил Авталиона:

— Брат, почему так темно? Здесь всегда было светло. Может, ветер нагнал облака?

Они вышли во двор и увидели, что у окна сидит человек, весь в снегу. Тогда они взобрались наверх и помогли ему спуститься, а потом искупали его, умастили, посадили согреться у огня и сказали:

— Для такого человека можно и субботу нарушить!

* * *

Человек, который переписывает Писание и дает читать другим, подает пример благочестия. Потому что одолжить кому-либо редкий рукописный текст — значит совершить большое благодеяние.

* * *

Стараниями изучивших Писание умножается мудрость.

* * *

Сердиться на своего учителя — все равно что сердиться на Божественное присутствие.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Еврейская мудрость всех времен предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я