Михаил — старшеклассник обычной школы, увлекающийся стрит-артом и согревающий себя мыслями о любви к доброй девочке Лене. На этом, пожалуй, заканчивается то, по отношению к чему можно применить понятие «нормальность». Всё, что происходит в жизни Миши, сложно назвать ординарным: в школе парня травят одноклассники, дома над ним издевается отчим, а единственным другом он считает Цицерона — вымышленного персонажа в своей голове. Чтобы получить аттестацию по химии, он обращается к репетитору, некоему Никите Сергеевичу, но находит совершенно новый, далёкий от прогресса и цивилизации мир, в котором люди самовольно оторвались от нынешних реалий. Их распорядок дня состоит из одержимого следования законам Божьим, но через призму психоделиков и беспощадного садизма. В атмосфере чёрного, нагнетающегося абсурда трудно понять, где начало, и страшно подумать, чем всё закончится. Реальность перемешана с видениями, и, чем дальше в лес, тем он темнее. Но может ли быть иначе в дружбе с дьяволом?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дружба с дьяволом» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЦИЦЕРОН
“В каждом стаде есть подчинённые и их вожак. В моём случае долго думать не придётся: вот вам вожак, учительница химии, моя"любимая"Роза Елизаровна, и стадо — мои не менее"любимые"одноклассники. Вся эта система работает по одному и тому же принципу. Так было всегда! Если тебе что-то не нравится — уходи или умри… Не всякий может выдержать такие муки: такие люди обычно становятся чужаками для стада. Но те, кто сумел адаптироваться к внешним условиям, получат щедрое вознаграждение. Типа того!”
Из школы Миша прискакал раньше обычного, потому что Семёна не было дома, а мать находилась в экстазе после очередной иглы. Раскрыв сумку и взяв оттуда тетрадку, та тут же упала на пол и осталась в прихожей.
“Возвращаясь к событиям прошлого дня, мне уже всё равно. Вся злоба откуда-то берётся, но куда-то снова исчезает, будто она лишь приходила так, для вида. Либо я на очко подсел… Х его З, короче!”
Помимо нервного напряжения, Михаил нередко не высыпается и голодает, ведь в таком состоянии о продуктивности речи быть не может. Когда ты утомлённый, размякший и раздавленный, всему виной нарушение теплообмена вследствие дефицита калорий, которые могли пойти на выработку энергии и обеспечили бы соответствующим теплом.
“Иногда я не питаюсь просто потому, что уже привык терпеть до конца занятий, невзирая на урчание в желудке”.
Поэтому первое, что Мишка решил сделать, это пойти к холодильнику, в котором помимо пустых банок из-под овощей стояла полная бутылка молока, а в шкафу слева — коробка из-под хлопьев. Для Шалаева хлопья стали основной едой, которую тот поглощал преимущественно в сухом виде, но появившееся молоко давало хоть какую-то надежду на выживание.
Когда Миша вытащил молоко из холодильника, его глаза привлекла маленькая коричневая сумочка, завязанная узлом и лежавшая на столике. Невольно улыбнувшись, он понял, что это наверняка сушёные шляпки мухоморов. Это была любимая находка его мамы для её"травяного"чая.
Он задумался, почему сумочка так легко оказалась перед его глазами. Миша любопытно уставился на неё, думая, что мать наверняка забыла спрятать её на своём обычном месте. И вот чашка, стоящая рядом, казалась прекрасным местом для изучения содержимого.
Опередив свои мысли, Шалаев развязал узел и аккуратно перевернул сумочку. Когда кипяток разлился по чашке, выступая нежным ароматом, юноша понял, что творится что-то необычное. Маленькие пушистые шляпки послушно раскрыли свои красочные лепестки, словно волшебные цветы, оживая от воздействия горячей воды.
Для пущего эффекта пригодился Мишин мобильник, куда тот успел перегнать несколько треков из"телеги", пока сосед не надумал сменить пароль на роутере. Список композиций был не густ, и если поначалу у мальчика были достаточно сильные впечатления при прослушивании “Korn”, то теперь они заставляют его медленно ехать башкой.
…
В лесу, где трели птиц и шум листвы переплетались в едином гармоничном танце, росла таинственная растительность. Среди множества грибов, один был особенный — мухомор. Жизнь человека и мухомора — две кажущиеся совершенно различными вещи, не так ли?
Мы видим его величественную красоту и яркость: эти малиново-красные шляпки с белыми пятнами, словно капли молока, словно драгоценности, притягивают внимание. Мы часто оцениваем друг друга с первого взгляда что, к сожалению, приводит к принятию пустых, поверхностных решений.
Сходство мухомора с человеком заключается в его корне. На первый взгляд кажется странным, что его красота, магия и духовный мир может быть лишь привлекательным фасадом. Подобно человеку, мухомор таил в себе некий яд, способный вызвать сильное отравление.
Методом тыка, но молодой человек смог выбрать более-менее сносный музон, ведь первой выпитой чашки было достаточно, чтобы медленно подобраться к рассеянному склерозу.
Из динамиков запел некий Сергей Иванович, призывавший своим последним четверостишьем выпить, скушать, а послушать до тошноты. На обложке красовалась бутылочка с заманчивой фразой"ВЫПЕЙ МЕНЯ".
Однако, как только Миша опустошил две чашки, он понял, что что-то пошло не так. К тому же горький вкус напитка был настолько сильным, что дальнейшее употребление стало попросту нестерпимым. Паренёк явно не читал"Алису в Стране чудес".
…
И вот, ты оторвал его и с осторожностью вылизал. Цвета стали ярче, контуры растянулись, а звуки преобразились в мелодию, которая казалась космической симфонией. Но в один момент реальность начинает смешиваться с фантазией, словно покрытая завесой тумана. Ты теряешь ориентацию, не можешь различить то, что находится в твоём воображении, и то, что является реальностью. Вместе с ориентацией ты перестаёшь осязать собственный затылок, темень, виски и лоб.
Тебе кажется, что ты перемещаешься во времени и пространстве, странствуя по мирозданию. Ты одновременно и прежний чепух, и великий художник, которым мечтал себя ощущать.
Миша засыпал тарелку хлопьями, залил её молоком и направился к своему"логову". Деревянная дверь с треском распахнулась, и Шалаев переступил порог своей злосчастной комнатушки. Это всего лишь небольшое помещение от стены до стены с бирюзовыми пыльными обоями, отслаивающимися от стен. Мебель оставляла желать лучшего: своего хозяина всегда встречал пыльный ковёр с сухими пятнами, запятнанные никотином занавески, шкаф виноградного цвета справа и белый диван, служивший юноше кроватью. Возле окна стоял рабочий стол того же цвета, что и шкаф, а на нём монитор, на удивление новый, но не без скопившейся пылинки. Под столом же сам системник, напичканный всевозможными проводами, видеокартой, материнкой и прочим.
Миша грустно посмотрел на ковёр и немного задумался. Ковёр никогда не стирался, не подвергался чистке. Более того, когда Семён приобрёл его, то сразу же забыл о его существовании.
“Серьёзно! Купил, застелил, забыл”.
Этому ковру было столько же, сколько и самому пареньку. Мишка буквально рос вместе с ним: на нём он учился ходить, там же метил углы и разбрасывал побрякушки. Со временем парень стал походить на свой же ковёр: он выглядел таким же дряхлым, покрытым нагноившейся чешуей, засохшей грязью, а с возрастом потерял всякую надежду и силы на существование.
Посмотрев в зеркало, Мишутка не узнал самого себя, ведь заметные синяки под глазами воплощали в нём мумию, нежели человека. Годы мучительных страданий изуродовали парня до неузнаваемости. Но ему было настолько плевать на свою внешность, что тот даже не заметил, как у его родителей уже не хватало денег даже на обычный шампунь.
“По правде говоря, я сроду не ухаживал за своей волоснёй, редко мыл их и не знал, что такое гель или воск. Мне не составит труда отрастить гриву, как у Курта Кобейна, а если они вьющиеся, то просто выпрямить их выпрямителем и взъерошить. Только терпеть эти “заросли” мне долго не удавалось, ибо я имел вредную привычку сбривать всё к чертям”.
Взмах!
И словно по команде, сотни мелких Мишек полетели на пол.
“Они превратили меня в себя…”
Снова взглянув на свой облик, парнишку передёрнуло, отчего он схватился за голову и упёрся лбом в оставшиеся осколки зеркала.
“Придурок!”
Шалаев ударился лбом о зеркало.
“Идиот! Ну как же так можно?!”
Второй удар последовал менее сильнее, чем первый.
Третий. Финальный.
“И что я вижу на этот раз?! Полуразложившийся зомби в свои восемнадцать?!”
Нервный смех вырвался у молодого человека, и он саданул по зеркалу. Дверь шкафа затрещала, и оглушительный шум заставил клопов в страхе разбежаться.
Потом ещё…
Ещё и ещё… Мишутка боксировал до тех пор, пока все осколки не разлетелись, оставляя за собой кровавые следы.
Мишка припал к дверце.
— “Я не настолько нищий, чтобы быть всегда лишь самим собой, — Мишка проглотил горечь незаконченной фразы и продолжил, — и меня непременно повсюду несметное множество!”
“Некто Егор Летов… Не знаю, кто такой этот Летов, но он явно не прав в своём высказывании. Если человек пуст внутри, то он пуст и снаружи, даже если он носит какой-нибудь забугорный “Polo Ralph Lauren”. Но в каждом человеке есть масса интересного, таинственного, глубокого. И если ты умело распоряжаешься этим богатством, никто больше не скажет, что ты беден, даже если ты одет в лохмотья… Стоп! Никто ведь не смог придумать большего совершенства, чем БОГ. Бог себе не изменяет. Значит, он всегда остается самим собой, превосходя того же Летова в множественности. Вывод: Летов не прав? Не прав!.. Блядь! Говорю же, Летов не прав!”
Спустя четные попытки выпутаться из нитей собственных же мыслей, Миша не выдержал, громко закричал и впился в дверце, разгрызая и срывая опилки. Он продолжал колотить дверь, пытаясь выломать его своими хилыми ручонками; охотно жевал опилки, пока помутнение не отступило, а на его место не пришла боль.
Левая рука была разбита, правая лишь расцарапана. Лицо болело, особенно пострадал лоб. Губы и щёки окрасила стекающая кровь.
— Дерьмо… — прошептал Миша, дрожащей рукой вытирая кровь с губ.
— Ну и зачем ты так?
Шалаев вскочил.
“Чёрт! Меня ещё и заметил кто-то!”
Парнишка встал посреди комнаты, а перед ним… никого! Этот пронзительный голос доносился внутри его головы.
— Да можешь не прикрываться, дурында. Я-то тебя хоть сквозь стены увижу.
У Миши сдавали нервы. В этом голосе столько простоты, словно он издевался над парнем.
— Ну, может, ты уберёшь руку с лица? — голос насмешливо вопрошал. — Это всё-таки невежливо.
“Ты-то явно знаешь о вежливости, не так ли?”
— А зачем? То, что ты дурачок, я и так знаю.
“Ах, да уж… Гм. А я и забыл, что ты имеешь доступ к моим мыслям. Хоть бы предупредил, что пожалуешь в этот дивный денёк!”
— Извини.
…
Единственным, кто меня понимал, был Цицерон. Нетрудно догадаться, в честь кого я его так назвал.
Цицерон. Тульпа моих безумных подростковых мыслей… В какой-то степени даже легенда в моём одиноком кругу. Он был единственным, кто стал мне по-настоящему близок.
Я долго не мог привыкнуть к его… причудам, что ли. Я часами пытался прикинуть его истинный облик, а если не мог, то придумывал самостоятельно.
И каждый раз, мысленно конструируя перед собой множество неразрешённых теорий, в конце концов возвращался к тому, что автором сия “чуда” являлся я…
Ведь как это бывает? Ты выдумал себе своё собственное “я” и цепляешься за него, как утопающий цепляется за соломинку. Ты выдумал себе образ неизвестного, на которого можно положиться. И, наконец, ты выдумал себе личность и уверовал в его материальность. Ты можешь подсознательно взаимодействовать с этой личностью, но не можешь его увидеть. Но ты продолжаешь биться об заклад, доказывая себе, что какая-то заноза в твоей голове такая же живая, как и ты. Такая же, как и все остальные. Потому что слишком страшно однажды открыть глаза и осознать, что только ты несёшь ответственность за свою жизнь. Слишком горько осознавать, что ты, по сути, никому не нужен. И тебе приходится удовлетворять своё одиночество с тем, кого даже не существует.
Не могу сказать, служит ли его появление сигналом к развитию у меня шизофрении… Да и к чему мне этот сыр-бор, когда я могу уверенно сказать, что никакая шиза не сломит такую крепкую, пусть и фальшивую, нереальную, фиктивную, но дружбу!
Может быть, он действительно безумно напоминал мне того самого древнеримского политика своей непревзойдённой харизмой и ораторским голосом? Хотя их голоса лучше не сравнивать… Ну и своей, скажем так, нудной, но довольно интересной философией…
И это правда. С ним очень интересно дискутировать на разные темы, обмениваться точками зрения, поправлять друг друга, идти друг другу на… уступки? Очень смешно!
“В мире есть равновесие. И вообще, нет добра и зла!.. Это всё вымысел, придуманный сумасшедшими древними мудрецами.
Веришь в добро и зло? Тогда тобой проще управлять.
Бог хочет, чтобы люди были свободными и сильными. Для этого он наделил их способностью совершать волевые действия, восприятие и внимание. Пользуясь ими, ты идёшь по пути добра, по пути сознательности. Ты не подвержен причинно-следственной связи, ибо сам можешь стать причиной желаемых тебе следствий. Путь добра.
Пренебрегая ими, твоя жизнь становится детерминированной, инертной и подчинённой этим самым причинно-следственным связям. Ты ничего не меняешь в своей жизни, и тогда она начинает менять тебя. Это путь зла.
Я могу отследить паттерны в мозгу, которые активируют феноменологическое переживание вкуса апельсина, но не могу сделать это для Бога”.
— Паттерны-хуятерны!.. Ты же тупой! Зачем такие слова говоришь? — Цицерон безжалостно оборвал рассуждения Шалаева. — Как ты эти паттерны отследишь реакциями нейронов на те или иные раздражители? Покажи мне не реакцию на раздражители, а вкус апельсина, ёб твою мать! Хорошо, покажи мне Интернет. Не оптоволокно, не кабель, не сигналы лазера, не дата-центр. Покажи мне Интернет, больной ублюдок. Паттерны феноменологии мне отследишь, говно собачье? Из этого вытекает, что Интернет есть только в твоей голове!
— Вкус апельсина — это информация в твоём мозгу, которая воспринимается как субъективный опыт. Не понимаю, что ты так завёлся…
— А что насчёт Интернета?
— А Интернет создали люди! А что касается Бога, то его никто не видел, никто не слышал, никто не может доказать его существование.
— А-а-а-а! Я понял. Ты какой-то даун! Сначала ты наплёл про вкус апельсина, и я подумал, что ты воспринимаешь Бога как чистый феноменологический опыт. Потом ты сказал про Интернет, и это вообще какая-то тупая хуйня! Ты говоришь об абстрактных концептах, теперь понятно. Что ж, жаль тебя разочаровать, но в реальности их даже не существует. Они существуют только в твоём мозгу, как и Бог. Вот есть один стул, определённый. На нём можно сидеть — функция. У него есть четыре ножки — характеристика. Он не живой — характеристика. Характеристика возможности сидеть — это абстрактный концепт, также, как и вкус апельсина. Она не существует в реальности. Это просто абстракция, некий конструкт в твоём мозгу, с которым ты сравниваешь вселенную вокруг… Короче, есть три абстракции, и если есть что-то соответствующее этим характеристикам, то это называется стулом. Таким же образом красный цвет — это просто абстракция. Нет красного цвета, который был бы отдельным от какого-то объекта. Красный цвет всегда идёт с неким объектом. Потому что красный цвет по сути является характеристикой чего-то, из чего потом удаляешь абстракцию. Я не понимаю, какое это имеет отношение к Богу.
— Ты просто заменил слово “красный” другим обозначением. Вопрос: зачем?
— Чтобы показать, что есть язык семантики, а есть синтаксиса. Когда ты говоришь технику: красный, он не привязывает это к предмету, а вспоминает РГБ. Когда говоришь: “сделай в презентации квадрат”, он не представляет квадраты всех видов, не проводит такого описанного тобой процесса. Это склад мышления синтаксиса, не путай с концепцией Бекка.
— Но даже в твоей РГБ-нотации самого красного цвета не существует, — заметил Миша. — Ему также нужен зелёный и синий, чтобы относительно них указать красноту. Я говорил о реальной Вселенной, а не о мышлении. Во Вселенной нет красного цвета. Это возможно лишь в чьей-то голове. Хотя попробуй представить себе, например, красный цвет без формы, то есть без геометрических фигур. Просто красный. К тому же, я не говорил о представлении квадратов всех видов. Ты что-то путаешь.
— На улице, когда моргаешь, особенно на солнце, что ты видишь? — саркастически проворчал Цицерон.
— Какая разница? Ты же видишь некую фигуру! Фигура должна выровняться на твоей сетчатке, иначе ты бы её не увидел. К тому же, когда я говорил о мышлении, я всего лишь сказал, что для различения объектов нужна функция или характеристика. И что этих функций на самом деле не существует. Существуют только конкретные объекты, а абстракция — это всего лишь твоё воображение, так же, как и характеристики.
— Окей! Не мог бы ты, пожалуйста, представить характеристику бытия круглой? Не просто круглый объект, а именно характеристику, по которой можно сказать, что некий объект является круглыми.
— Отсутствие углов? — предположил Шалаев.
— Но мы называли вещи красными ещё до того, как узнали, что “красный” относится к длине волны фотонов. Поэтому характеристика, которую мы используем, чтобы определить, что красное, а что нет, не является длинной фотонов. Представь отсутствие углов без объекта, у которого отсутствовали бы углы. Ну охуеть! А ещё парни в очко долбились, прежде чем узнать, что это является педерастией. Значит, это не педерастия?
— Почему ты такой злой, — Мишка чутка спохватился, — и почему ты начал говорить о пидорах? Здесь я ошибся, ибо когда ты видишь что-то красное, можно сказать, ты делаешь замер, который показывает длину волны фотонов. Представь нечто, имеющее диаметр, но без объекта, имеющего диаметр. Длинна волны не существует отдельно от фотонов. Это характеристика фотонов.
— Как же тогда работает творчество? Люди сначала придумывают абстракцию и присваивают ей характеристики. Например, расплывающиеся часы или собаки, играющие в покер. Я это к тому, что по твоей теории нельзя представить то, чего не видел, не слышал. Ведь собаки не играют в покер.
— Какие собаки? Какой покер? Что за игра? Собаки — абстрактный концепт. Ты не имеешь в виду никакую определённую собаку. Собаки имеют характеристики и функции. Они определяют то, что ты считаешь за собаку. Из этой абстракции ты создаёшь некую конкретную собаку, основываясь на её идеальных характеристиках, и рисуешь! То же проделываешь с покером. Чем идеальнее характеристики, тем больше они напоминают какое-то клише, модель или стереотип. По сути, стереотип — это некий тип идеальной характеристики. Если бы все характеристики были реальными, тогда и стереотипы казались бы правдой. Характеристики, которые ты причисляешь миру, не объективны, а лишь результат работы твоего мозга. Абстракции тоже. Следовательно, если ты считаешь, что Бог — это абстракция, значит ли, что он результат человеческого воображения?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дружба с дьяволом» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других