В книге собраны беседы Учителя – Богословского Георгия Леонидовича, основателя Школы йоги – которые проводились в январе-апреле 2012 года в Москве. В них автор объясняет суть йоги как целостного знания о взаимодействии человека с окружающим миром. Поднимает вопросы ответственности человека за слова, мысли, поступки и в целом за свою жизнь. Объясняет важность позитивного мышления для физического и психического здоровья человека.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы с учениками (январь-апрель, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Данный текст сформирован на основе устных бесед Учителя, и поэтому в нём встречаются обороты устной речи, которые сознательно сохранены в том виде, как преподносил материал Георгий Леонидович, чтобы читатель мог уловить интонацию, остановиться на ключевых моментах в изложении важнейших знаний. Слова и фразы, заключённые в скобки, добавлены редактором для лучшего понимания смысла сказанного.
12 января 2012
Учитель: Остановимся на вопросах йоги. На простых вопросах. И вообще, в чём суть йоги. Как я понимаю, никто не понимает, чем мы занимаемся. По большому счёту. Хотя, с другой стороны, всё понятно. Всё ясно. В том плане, что фундаментальные законы известны, известно о материальности мысли, известны асаны какие-то. Непонятно, зачем и где [они] висят и что делают. Известны также понятия, что без моральных норм, без морального внутреннего перевоплощения ничего не может быть.
Казалось бы, всего этого достаточно для того, чтобы понимать, что делаем. И как делаем. И зачем делаем. Не только понимать, что делаем, а вообще понимать — жить как. Всё просто. Но сразу возникает масса сложностей, даже в плане чисто работы с телом.
Я много объяснял, много раз говорил о том, что тот естественно-научный подход, который в мире выбран, в познании Мира, он — ошибочный. Потому что мир существует в целом. Так же, как и в человеке, в состоянии человека. Человек — это целое существо. Он цельный. Нельзя рассматривать [человека] отдельно, состоящим из печени, поджелудочной железы, из почек, из скелета, ещё чего-нибудь… Нельзя.
Если мы хотим рассматривать цельным человека, конкретного человека… У Васи своя печень, у Наташи своя, они в чём-то похожи, в основном, функция у печени примерно одна и та же. Но у Васи немножко иначе, чуть-чуть иначе работает, на микродозу какую-то. У Наташи чуть-чуть иначе. Мироощущение у Васи одно, у Наташи другое. То есть подход должен быть целостным.
Йога говорит о целостном подходе. Целостном. Поэтому в плане тела нельзя рассматривать йогу как совокупность мышц. Вот мы сейчас подтянем одну, вторую, четвертую, двадцатую — это ложный подход. Ложный, ведущий в тупик, никуда не выводящий. Спрашивается, а как правильно? А как правильно? А что надо? Я на это отвечаю, что мысль материальна. Что это значит — реальность мысли в контексте? Значит, существует образ, с которым вы работаете.
Да, образы тоже могут быть разными. Допустим, возьмём мы начальный уровень. Да, вы выполняете асану, некая Наташа или некий абстрактный Вася выполняет какую-то асану. Что должен делать этот абстрактный Вася или Наташа? Как он должен выполнять асану? Должен лишь удерживать образ свой, выполняющий асану. Всё. И здесь будет ошибочно говорить о том, что нужно вытянуться вот так, согнуться вот так, потому что Вася может быть весом под две тонны, и не может он функционально никак согнуться, как ни крути. Может быть, у него мышцы устроены немного иначе, связки, может быть, деформированы, и ещё мало ли какая история жизни у него была даже в этом воплощении, которая вот так вот вывернула его тело, поэтому он подстраиваться под некий идеальный образ просто не может. Он может подстраиваться только под себя, выполняющего определенные действия. Здесь всё легко. Всё просто.
Всё легко. Всё просто. При одном условии. Во-первых, в том, что мы не боимся ошибиться. Потому что должна быть базовая вера в то, что мир устроен мудро и тело наше, как часть этого мира, тоже устроено мудро, сознание наше устроено мудро. Подход естественно-научный говорит о том, что мир устроен, может быть, и мудро, но мы глупые, мы не понимаем, что, как и из чего сделано, поэтому нам надо подтягиваться к тому уровню, который он [мир] знает. Ничего подобного. Все мы устроены очень мудро, все мы знаем, что нужно и как нужно, только некая уверенность в нас выбита, почва из-под ног выбита.
Да, и поэтому нам кажется: «Ой, я не знаю, как это делается». Хотя, когда мы сделаем, мы всегда говорим: «Я так и знала, что надо вот так делать, но только боялась себе сознаться, была не уверена в том, верно ли это или нет». Оно, конечно, верно. То есть базовое сознание, включение в то, что мир устроен мудро, ваш организм устроен мудро, сознание ваше устроено мудро, впитывает информацию отовсюду, и тогда оно легко и хорошо включается и действует. Только лишь немножко нужно Веры в то, что вы действительно что-то знаете и что-то умеете. Да, Веры в это и Веры в то, что вы цельное существо, и мир тоже цельный, и организм вместе с вами. И в таком случае всё будет работать хорошо, просто изумительно.
К тому же, опять небольшое отвлечение, масса примеров естественно-научных, когда, исходя из разделения всего по частям, нам вдруг в какой-то момент кажется, что реки бы развернуть в другую сторону, и тогда было бы всё хорошо. Хорьков развести бы где-нибудь, в каком-нибудь месте, и тогда будет всё хорошо. И вместо этого «хорошо» мы видим, что в большинстве случаев получается не так, как хотелось бы. Получается всё наоборот, потому что в отрыве от подхода целостного сразу идёт потеря. На целостный подход пока не тянем.
Йога как раз исходит из целостного подхода. Это некий шаг такой глобальный вперёд и в плане мышления, в плане взаимодействия с этим миром — подход цельный. И в теле, и в сознании, и во всём. Здесь можно думать, каким образом мораль задействована. Почему она имеет значение. Сразу всё встаёт тогда на своё место.
Если у вас возникают вопросы, сразу спрашивайте. А то я начну уходить в дебри какие-нибудь. Потому что на самом деле это всё как бы легко, как бы естественно. Всегда сложно объяснять естественное. Всегда сложно объяснять, от чего лампочка светит. Ну светит и светит, светло и светло. Ну что она светит? Есть масса замысловатых объяснений о квантах энергии, которые там… ну и чего? И почему оно светит? Ну вот энергия выделяется, и, когда образуется излучение… и т.д, и т.п. Можно расписать массу всяких формул, но всё равно непонятно, от чего оно светит.
Ученик: Георгий Леонидович, вот, например, я делаю асану какую-то, и в соответствии со своим моральным стержнем у меня напряжена, скажем, поясница.
Учитель: Ничего страшного. Абсолютно ничего страшного.
Ученик: Она напряжена каждый день, напряжена.
Учитель: Не будет она каждый день напряжена, она будет работать ровно так, как вам надо. Да, естественно, пока вы осваиваете, какие-то сбои ещё будут, но по мере работы она будет работать эффективно. Так, как нужно. Если вы не в силах её расслабить так, как вам кто-то пишет, вы не расслабите никогда. И у вас останется комплекс психологический, что вы не можете. И в итоге вы на всё это махнёте рукой и скажете, что это не для меня, не по мне, я не могу делать вот так. И не нужно было так делать. То есть это всё выдумано, условно говоря, в образе сказочном. Некая злая сила, которая хочет выбить из-под вас почву и поставить в зависимость от себя. То есть рассматривать на таких мифических образах.
Ученик: Георгий Леонидович, сколько лет мы делаем позу планки, и вы говорите, чтобы ничего не провисало и ничего не торчало. На каждом занятии тем не менее всё равно или что-то висит или что-то торчит.
Учитель: Потому что выбить этот подход разделения не очень легко. Не очень легко. Он выбивается с трудом. Задача наша — всё больше и ближе подходить целостно к этому взаимодействию. И целостно подходить к асанам. Цельно. Мы также говорим, что без позитивного настроя ничего не будет, хотя в принципе, по большому счёту, даже говорить об этом не надо, потому что есть закон материальности мысли. Он уже сам собой объясняет. Он говорит о том, конечно, зачем делать какое-то действие с негативным отношением. Ну зачем?
Мысль — это сила конкретная. Даже некоторые вещи просто объяснять не надо и действовать в соответствии [с законом о материальности мысли]. Но в силу разделения, которое пока царствует в этом мире: ну как же я могу с позитивом работать, если от меня ушла жена, если болеют дети, если ещё чего-нибудь, если зарплату вовремя не выплатили. И так далее. Да какое это имеет отношение к миру? И к жизни в целом? Это некие мелкие частности. А мы включены злой силой в эти частности и зависим от этих частностей.
Хотя в целом йога говорит совершенно о другом — о другом отношении, о другом взаимодействии.
И опять же говорим: «Какой же образ мне выдерживать, когда я делаю определённую асану»? Вот здесь есть несколько уровней. Уровень первый — когда вы удерживаете эту асану и свой образ удержания этой асаны. Уровень второй — когда мы уже начинаем говорить о чакрах и так далее, давая чакре каждой свой визуальный конкретный образ. И фиксация идёт на чакрах. Это уже, что называется, следующий уровень. Но опять же, не нарушая целостного подхода и целостного взгляда, не разбивая чакру на совокупность нервных окончаний. Откуда они идут, зачем и почему, и с какой целью, и как усилить нам одно нервное окончание и остановить второе. Совершенно не думая об этом, а создавая цельный образ какой-то конкретный, жизненный. Будь то образ лотоса или какой-либо ещё, который потребуется. Это уже следующая ступенька. И так далее.
И отсюда опять же целостный подход йоги, на котором мы стоим, рассматривает и состояние здоровья или его отсутствие. Оно зависит, наличие или отсутствие, лишь от нашей системы взглядов, от того, как мы живём и взаимодействуем с этим миром. И так далее.
Здесь по идее рассчитывается на то, что вы, как бы включаясь в йогу, в йоговский взгляд, в йоговский подход к жизни, уже будете иначе взаимодействовать с этим миром. Но опять же некое базовое условие, скажем, некая злая сила внушила вам страх смерти. И из-за страха смерти она ещё внушила вам: «Да, конечно, вы умрёте — это очень страшно, и вообще это невозможно, хуже этого вообще ничего не бывает, но для того, чтобы не умереть, нужно пить какие-то лекарства, делать то-то, то-то». То есть делает из вас неких искусственных существ, не живущих в реальном мире, в целостном мире, а неких каких-то искусственных, непонятно для чего и непонятно как.
Этот страх сидит и управляет. И поэтому, скажем, если что-то случилось с вами, со специалистами-йогами, вдруг где-то в пути вы сбились, и смерть постучала к вам в дверь: «Завтра, Вася, ты уходишь». По-нашему, по-йоговски, Вася должен радостно это принять и спокойно уйти. Но по иному подходу Вася экстренно вызывает скорую помощь и пытается убежать от этого. Но от этого не убежать. Или, если и убежать, то всё равно это будет не тот Вася, а иной. С чем, в общем-то, мы и встречаемся в жизни. Человек до болезни один, а после, если случилось так, что его вытащили из этого смертельного состояния, он другой.
Это понятно? Не очень.
Ученик: Вот такой момент не очень понятен: или на самом деле смерть пришла, или, может, это такой момент, когда…
Учитель: А вы всегда знаете, пришла ли это смерть. Это вот тот подход ложный, который выбил у вас полностью почву из-под ног. И поэтому вы в полной растерянности и не знаете, смерть ли это пришла или нет. И можно сказать, если я не уверен, то врач знает лучше. Откуда? Откуда врач знает лучше именно вас? Может быть, для вас это норма, может быть, для вас это ещё не смерть, для вас это лишь испытание временное. Вы в общем-то знаете лучше, а не кто-то. Вы знаете лучше, сколько осталось вам жить. Вы это ощущаете, у вас для этого всё есть. Весь инструмент внутренний у вас есть, который подсказывает взаимодействие со всем окружающим миром. Он вам всё сообщает. И вы иногда сами себя ловите на том, что «ага, ну сейчас я заболею», и заболеваете, «сейчас уже и время умирать», и умираете.
Ученик: Георгий Леонидович, но обычно вызывают скорую родственники.
Учитель: О родственниках мы сейчас не говорим, говорим о вас.
Ученик: Ну как себе скорую вызовешь? Если лежишь, и всё. Откуда я знаю, пришёл врач или не пришёл? Я отцу вызывала скорую помощь. А, если сейчас ничего не сделать, не знаешь — останется он лежачим или нет.
Учитель: А вы говорите родственникам: «Родственники, оставьте меня в покое, дайте мне умереть спокойно». Это естественно, что с родственниками сложно что-либо сделать. Как с родителями, которые уродуют своих детей. Так и родственники уродуют своих близких, так же не давая им спокойно из жизни уйти, а заставляя разными искусственными средствами дотягивать. То, что они могли бы, в принципе, и не тянуть.
Ученик: Родственники сами боятся умереть.
Учитель: Мы же с вами не о родственниках говорим, а о вас, о йогах. Причём тут родственники? Если бы родственники занимались йогой, тогда можно было говорить о чём-то. А мы говорим пока о вас. О вас, конкретных специалистах, которые входят в новый путь и пытаются идти по нему.
Мы говорим только о вас, а не о ваших родственниках. Ваши родственники, конечно, могут относиться к жизни так, как они считают нужным с позиции своей веры, будь то мусульманская или христианская, какая угодно. Мы говорим о вас.
Ученик: Георгий Леонидович, а вот у меня ещё по асанам вопрос. Помните, у нас в группе был такой Леонид, года три прозанимался, а потом ушёл. У него асаны получались не лучше всех, были у него сложности. А недавно я увидел в интернете его фотографии. Он в школе Айенгара сейчас инструктором работает. Но он теперь просто мастерски делает асаны. А прошло не так много времени.
Учитель: А что хорошего-то?
Ученик: Я вот и хочу узнать.
Учитель: Я хочу сказать — задача йоги не мастерски делать асаны, [йога] никаким боком к этому отношения не имеет. Задача йоги никаким боком не имеет к этому отношения. Любая асана создана не для того, чтобы выполняли мастерски, а для того, чтобы работать с энергией, направить энергию в определенное русло. Именно вас, именно Васю, Машу и Колю, которые делают асану конкретную. Энергия идёт у них определённым образом, потому что Вася — это Вася, Саша — это Саша, и характеристика в этом. А сделать верно асану чисто внешне, это не нужно. Почему я и говорю, что идёт сейчас массовое выхолащивание йоги. Потому что основная суть-то — не растягивание мышц, связок. Никогда йога к этому отношения просто не имела и иметь не будет. Потому что совершенно не о том речь.
Йога — это взаимодействие с окружающим миром. Ничего больше, это просто совершенно иной взгляд на этот мир. В этом дело основное. Просто совершенно иной взгляд на этот мир. Можно делать вроде бы внешне хорошо асаны, но это ни к чему не ведёт, если за этим ничего нет.
Так же, как и в любой области. Скажем, можно очень хорошо решать интегральные уравнения — можно, но это ни к чему не ведёт, если нет действительно научного интереса к математике. Если нет, тогда можешь решать, хорошо решать интегральные уравнения любого порядка. Ну и толку что? Никакого не будет толку, если нет жизни в этом.
Так и здесь. Йога — это просто совершенно иной взгляд на окружающий мир. А попытка использовать тот стандартный естественно-научный взгляд и вносить его в йогу — это выхолащивание йоги, что, собственно говоря, и делается. Сводится йога к некому вспомогательному средству. А вспомогательное средство… тогда идёт потеря смысла, она [йога] просто не нужна особенно, потому что есть масса форм растягивающих, чисто физкультурных, где йога не нужна. Лишь используется некое слово там.
Тут можно говорить много о мистике, чтобы не дать войти этому новому взгляду на этот мир. Абсолютно иной, вроде бы не такой сложный, всё открыто. О материальности мысли вроде бы [всё сказано], что меня всегда удивляло: вроде всё просто, всё этим сказано, но мы никак не можем усвоить это, не можем усвоить эти элементарные вещи. Мы одновременно говорим о материальности мысли и тут же, через миг, мы можем какие-то вещи делать, которые несовместимы с этим знанием. Потому что, действительно, оно слишком сильно отличается.
Ученик: У меня так часто бывает, что, когда основные [асаны] делаю, крепишься, крепишься… и я начинаю реветь.
Учитель: И чего?
Ученик: И думаешь — вот сейчас будешь делать, и опять будет рёв, я лучше делать не буду, чтобы не реветь.
Учитель: А знаем о материальности мысли.
Ученик: Ну вот это очень неприятно. Почему в асане эмоциональное такое напряжение?
Учитель: А вы можете внимательно исследовать, отчего оно возникает у вас, наверняка есть конкретное, абсолютно реальное основание для этого. Всё просто оно решается. На самом деле в 99 случаях из 100 мы знаем всё, что случается с нами. Мы знаем всё. Но в 87 случаях из 99 мы не хотим в этом себе сознаваться. И поэтому начинаем искать какие-то уловки, в том числе разные естественно-научные и тому подобные разные способы уйти от чего-то или, скажем, уйти от ответственности. Йога также говорит о том, что и смерть надо принимать нормально, спокойно, естественно, как необходимый элемент. Так и ответственность за какие-то свои ошибки с телом также [принимать], а не пытаться от них уйти.
То есть йога — это такое открытое взаимодействие, откровенное, честное, не лукавое. Когда ты знаешь, что делаешь, зачем делаешь, почему делаешь, как делаешь. Вместе с тем мы говорим, что йога — это взаимодействие с окружающим миром, но опять же [это] совершенно не означает, по большому счёту, что каждый йог обязан делать асаны ежедневно. Вынь да положь утром, днём и вечером. Совершенно не обязан. Не обязан. У него лишь иной взгляд на этот мир, он знает основные фундаментальные законы, остальное зависит уже от его задачи.
Так же, как и в естественно-научном мире каждый не обязан решать интегральные уравнения. Не обязан. Он лишь должен знать, желательно, сколько будет два умножить на два, чтобы в кассе получить верно сдачу. Он на сегодняшний день даже этого может не знать, если с мобильником, с компьютером в него встроенным может общаться нормально, легко. Вот тот минимум, который ему нужен, а уже специалист, который хочет посвятить этому жизнь, начинает заниматься с интегральными уравнениями. Вникать, чего, куда, зачем и почему. Это уж его часть.
Так и в йоге естественно. Для тех, кто хочет уже глубже заниматься с энергией, понимать, зачем, откуда, почему, какая цель, тот начинает заниматься асанами, глубоко вникая в это. Не с целью свои связки удлинить, улучшить, ещё что-то. Нет. Никогда у йоги такой цели не было, это элемент некий. Он одновременно может быть лечебным элементом в том числе. Но йог не тот, кто ничего не делает, а только утром на голову встал — час стоит, днём встал — час стоит, в полдник на голову встал — час стоит, перед сном на голову встал — час стоит. Мир йога и путь йога — это [путь] через знание фундаментальных законов.
Соответственно, и медицина, и йога опять же [идёт] через знание фундаментальных законов, используя некоторые средства, в том числе и асаны. Или работа с образами. В том числе для того, чтобы поддерживать себя в определенном русле, в определенном виде. Если мы честно посмотрим на всю вашу жизнь будничную, ежедневную, вы фактически работаете с образами, живёте образами, но немножко искусственными образами, навязанными вам оторванно, не цельным образом взаимодействия. Без этого никуда.
Да, мы говорим о том, что «ой, ну как же фундаментальные законы, что это такое, ой, откуда они берутся?». Только фактически мы ими и живём. Да, я много раз говорил, вы в «телек» смотрите для чего? Для того, чтобы получить определенные состояния, для того чтобы получить определенную энергию, для того чтобы включиться в нечто. Вы смотрите фильм, который вас захватывает — для чего? Для того, чтобы получить определенную дозу впечатлений и эмоций, ни для чего больше.
А каким образом он на вас воздействует? За счёт силы мысли вашей, фантазии вашей, только за этот счёт. Всё на этом выстроено.
И вместе с тем это скрыто как-то. Хотя всё открыто, никто ни от кого ничего не прячет. И вместе с тем внимательный исследователь может даже задуматься: «А почему до какого-то момента мы никак не можем это осознать?» Хотя всё время этим пользуемся. Да, никак не можем это уцепить, начинаем как-то, где-то уходить в сторону от неких фундаментальных вещей.
Также тот пример, который я всё время привожу, говоря, что все тела падают на землю с одинаковым ускорением свободного падения в безвоздушном пространстве. Последнее дополнение разъясняет всё, потому что мы не видим то, что они все падают с одинаковым ускорением свободного падения. Свинцовый шарик — это свинцовый шарик. Веточка от дерева падает со своим ускорением, листочек будет парить, снежинки вообще кружат в вальсе некоем. И тогда можно сказать, что всё это ложь, этот закон неправильный, если упустить, что в безвоздушном пространстве.
Тогда могут возникнуть оппоненты и сказать, а где вы видели безвоздушное пространство? Не видели — это допущение, допущение некое. Можно лукавить сколько угодно. То же самое и с теми законами фундаментальными, о которых мы говорим, [мы] всё время используем силу мысли, всё время. Каждый раз, даже общаясь с кем-то, вы только это и делаете. Лишь облекаете в слова конкретные воздействия, иногда используя ещё иные механизмы, в том числе и асаны.
Когда вы говорите: «Вася, ты меня любишь?», уставившись ему в глаза, приняв определенную позу, чуть-чуть раскрыв рот, давая понять, что Вася должен ответить. Если вы не примете эту позу, а скажете походя, попутно: «Ну Вася, ты меня любишь?» — это будет совершенно иное состояние, совершенно иная реакция. То есть это обыгрывание вы совершаете автоматически, как бы само собой, объясняя: «Ну вот меня охватило что-то, где-то, зачем-то, как-то». Хотя всё это опять же фундаментальные законы — ничего иного, ничего иного в мире не придумано.
Если есть какие-то мысли, можно их озвучить.
Ученик: Значит, весь язык жестов — это всё тоже асаны?
Учитель: Естественно, чтобы получить определенный результат, определенный эффект, вы встаёте в угрожающую позу — это определенная асана, наполненная определенной энергией, человек делает определенные выводы. Делает вывод, что [надо] либо встать в ответную позу, либо разворачиваться и бежать. И [так] во всём. Мыслитель, решающий интегральные уравнения, сидит, вставив пальцы в лоб, задумавшись.
Ученик: А ковыряние в носу? Известно, что, когда думаешь, ковыряешь в носу. Это стимулирует?
Учитель: Да, стимулирует. Щупает там и попутно отвлекается, у него там щекочет что-то, мешает ему, и он там что-то вычищает у себя.
Ученик: Нос — это проекция сосудов головного мозга по китайской медицине.
Учитель: Ну придумать можно всё что угодно. А попроще, если как всегда, обезьянки в знак любви начинают вычищать у партнёра шёрстку тщательно.
Основная сложность, да и во многом опасность, и почему, собственно, йога, как и все новые версии, которые очень значимы для этого мира, сначала подвергается некоему выхолащиванию. Потому что они становятся опасными для существующей версии. Как мы видим, йога, в общем-то, опасна для существующего взгляда на этот мир. То есть человечеству тогда потребуется изменять свой взгляд. Ну и работает, естественно, охранная система, которая пытается выхолостить всё это и свести йогу к некоему вспомогательному средству. Таким образом давая понять, что, если действительно в этом что-то есть, то оно выживет, если нет, то оно себе и уйдёт, уйдёт в никуда, но в нашем случае она уже никуда не уйдёт.
Куда она может уйти? Она выживет, потому что она говорит об основных вещах, о базовых. Конечно, мы сталкиваемся с тем, что элементарный вроде бы закон о материальности мысли нас сразу ставит в тупик, потому что мы невольно, кто даже и несерьёзно задумывался об этом, понимаем, что надо изменять весь ход своих мыслей. А с мыслями мы работать как бы не привыкли. Это как бы некая субстанция, которая идёт мимо нас, как нам кажется. А мимо нас ничего не идёт. Мы сами эти мысли подтягиваем, мы сами их вызываем определённым своим состоянием, ощущением и всем чем угодно.
Да, очень интересные вещи наблюдаются. Много раз обыгрывалось и в фильмах: вот человек, мужчина чаще, здоровый, сильный. Пока он здоров, он лихой. Чуть у него заболело что-то, чуть с намёком на серьёзное — куда-то девается вся лихость, и девяносто пять процентов времени своего дня он говорит только о своей болезни, ни о чём больше. О том, как ему плохо: «Как же так, что же теперь делать, как скорее себе помочь?» И ещё что-то. То есть полностью в панике. Своими мыслями, своими образами он себя включил и выбил из такого лихого состояния, выбил себя и включил в панику полную. И полностью он размазался.
У женщин это проходит немножко мягче в силу их эмоциональных и физических особенностей. Они чаще сталкиваются с какими-то недомоганиями в том или в ином виде, поэтому не так резко это заметно, а у мужчин это сплошь и рядом.
И мы видим, что осознание и понимание закона о силе мысли нас вынуждает совершенно иначе смотреть на этот мир. То есть теперь, значит, и не пожалуешься своему ближнему на то, как тебе плохо. Потому что мысль-то материальна. Чем больше ты начинаешь жаловаться, как тебе плохо, [тем] тебе хуже становится.
Или, если вы не предпринимаете лукавого хода, говоря вроде бы о том, как вам плохо, и вместе с тем думая: «Чтобы тебе было так же плохо, как и мне». И для этого используются очень замечательные фразы: «Вот ты на моём месте бы как себя чувствовала»?
Масса разнообразных форм для того, чтобы снять с себя и направить на кого-то. Мы даже и не думаем [об этом], даже если человеку скажем: «Да нет, ну что ты, я такого ничего не хочу». Хотя, если до конца честно, то, конечно же, он не хочет, чтобы это было у него, конечно же, он хочет, чтобы его знакомый разделил с ним его боль. И не для того, чтобы знакомому было больно, а для того, чтобы он понял, как вам больно, только для этого же.
Вот и наша с вами задача начать жить или пытаться жить совершенно иным образом. Поэтому мы говорили с вами в том числе, что и к смерти относиться иначе. Спрашивайте.
Ученик: Вот к примеру, если хорошо знаешь, что умрёшь через много лет. Как насчёт рисков? Еду на мотоцикле по краю пропасти, например? Или за такую фигню могут и наказать?
Учитель: За такую фигню могут наказать. Это точно. Потому что мир устроен определённым образом, совершенно он не настроен на то, чтобы [вы говорили]: «Ага, я знаю, что через сто лет умру, поэтому сейчас могу делать всякие глупые вещи». Для чего? Иное дело, если вы ездите по краю пропасти не потому, что вы знаете, что вам ещё столько осталось жить много и с вами ничего не будет, а потому, что вам интересны ощущения скорости или ещё что-то, именно для этого делаете — это один момент. Но не потому, что у вас есть запас, и вы можете на всё на это наплевать, на всю страховку и на всё остальное.
Какие-то вещи ясны? Или нет? И с асанами ясно или нет?
Ученик: Я хотела ещё поговорить про значение асан.
Учитель: Асаны — лишь метод работы с энергией по большому счёту. Соответственно, который может использоваться и для поддержания собственного здоровья в случае отклонений каких-то, и для поддержания общего состояния земли в том числе, но в основном это механизм работы с энергией. И мы видим, что… да вот, опять же мы вернёмся к тому, что сейчас много разных версий, хотя тоже уже много раз отмечал — и дыханием холотропным, и цигун занимаются, и ещё чем-то — источник один, это лишь йога. И больше ничего.
Нет отдельно цигун, не существует. Его нет, он только в рамках йоги существует. И холотропного дыхания отдельно не существует, это дыхание — отдельный элемент йоги взятый. Всё это целостный взгляд йоги, больше ничего. Мы это должны осознавать и понимать.
Одиночные вещи внесены йогой, и в силу сложившегося подхода такого, как бы естественно-научного, удобно разложить, выделить и для чего-то использовать. Это одновременно и форма бизнеса, и ещё что-то, конечно. Всё это, если вы внимательно даже в эти версии окунётесь, то увидите, что источник один. Даже если не поймёте сразу, что источник один, иного источника быть не может.
Ученик: Георгий Леонидович, вот пребывание в определенной асане вызывает определенное эмоциональное состояние, и вот этим эмоциональным состоянием воздействуем на окружающий мир? Или всё-таки чем-то другим?
Учитель: Энергией. Эмоциональное состояние — это некоторое следствие. Это следствие, это ваше сегодняшнее эмоциональное состояние, которое вы описываете каким-то образом. Вы описываете его в той форме и тем языком, которые вам понятны на сегодняшний день. А это намного шире и намного больше. И, конечно, [это] задача для тех, кто хочет глубже входить в эту работу с энергией и понимать вообще эти связи. Потому что на самом деле всё оно глубоко и тесно взаимосвязано. И все отклонения, которые существуют, естественно-научные отклонения, все имеют своё объяснение и пояснение: почему, как, с какого шага это ушло в сторону и почему.
Всё, в принципе, это описывается, и всё это мы, если хотим в это глубоко входить, можем всё это внимательно исследовать, понимать все эти закономерности, каким образом это существует, отчего, зачем, как. То есть это такая цельная, глубокая система, серьёзная. Не какая-то такая лёгкая поверхностная, а глубокая, в которой всё. [Она] даст вам картину полную — что, почему, как, на каком шаге от чего.
Хотя опять же фундаментальные законы — они всё описывают. Всё понятно — мысль материальна, всё вокруг живое и мы отвечаем за всё.
В принципе они всё описывают. Так же, как, в принципе, и в науке также берётся некая база аксиом, штук пять, шесть, семь, в зависимости от области, из которых строится всё здание научное и, когда на здание смотришь, уже не разберёшься, какие аксиомы взяты изначально были. То есть зная базовые аксиомы, умному человеку, в принципе, не стоит особых затруднений вывести всё то здание, что выстроено. Да, конечно, потребуется для этого время, в общем всё это можно сделать. Так нам, думаю, не стоит жалеть время для того, чтобы выстроить всё здание и понять, что, откуда и почему именно так выстроено, и к чему всё это приведёт, и когда будет конец света и будет ли.
Ученик: Георгий Леонидович, ну вот с энергией можно работать и без асан. В чём особенность, когда мы через асаны работаем или без асан.
Учитель: Ну я же вам объяснял, почему вы принимаете определённую асану, объясняясь в любви. Ну почему? Казалось бы, не надо, можно себе сидеть и ковырять в носу: «Я тебя люблю». Это будет совершенно иная форма, и любимый среагирует иначе. Он скажет: «Ну ты хотя бы в такой момент не ковыряй в носу». Вот именно в этом и вся разница. То есть для определенного состояния вы принимаете определенную позу. Хотя, конечно, можно сказать: «Какая разница, ковыряю я в носу или нет, я же всё равно тебя люблю». Почему-то вам не хочется в этот момент залезать себе в нос и искать там то, что мешает. Даже если и мешает, вы отложите это на потом. Чтобы, не дай бог, не спугнуть и не пропустить верный ответ.
В этом и разница. И одновременно это [можно использовать] в том числе и для поддержания и себя в здоровом состоянии. Можно с помощью уколов, вливаний, химических взаимодействий, можно. А можно добиться этого же результата с помощью определённых асан, используя свой ресурс, который для этого есть. Но ведь человек — не беспомощное существо, [который] появился на свет и у него инструмента никакого внутри не заложено, чтобы каким-то образом себя удерживать на определённом уровне. Всё у него для этого есть. И не нужно ему ничего для этого вливать, или ещё что-то, всё он может сделать сам. Но удобно. Для кого-то удобно, чтобы он сам ничего не мог делать. Поэтому я отчасти в шутку, отчасти всерьёз говорю, что самая старая мафия в мире — это медицинская.
Ученик: Ну трудно же изменить сознание. Заболел ты, и у тебя определенный уровень…
Учитель: Кто вам сказал, что трудно? Это сейчас вам трудно.
Ученик: Ну вот опыт показывает, что…
Учитель: Это сейчас вам трудно, потому что у вас отняли этот шанс, и всё. Теперь его и вернуть-то сложно потому, что отняли. И вы даже уже и забыли — отняли или нет. Кто отнимал? Вы не знаете, кто отнимал. А, может быть, так оно было всегда? Поэтому сложно себя включить в иной ход мыслей. Но изначально, если подумать…
Ученик: Попробуй скажи-ка больному, что ему надо поменять мозги. Ой ты…
Учитель: А не надо же больному говорить сейчас об этом. Для того, чтобы люди как-то иначе к этому относились, надо им ещё вырасти. Самые банальные элементарные вещи, просто поверхностные, относящиеся к нашему современному миру, к нашему обычному взгляду на жизнь: для того, чтобы наше общество более внимательно относилось к инвалидам, надо ему ещё вырасти. Потому что более развитые общества более внятно к этому относятся: там везде и в автобусе есть возможность для инвалидов забраться совершенно свободно, в метро для инвалидов есть лифты, где вас спустят и поднимут совершенно свободно, в туалетах общественных есть места для инвалидов, где более удобно и легко это сделать. Для этого обществу нужно, чтобы оно чуть-чуть выросло.
Надо, чтобы наше общество ещё чуть-чуть выросло. Потому что в нашем обществе инвалидов быть не должно было. И как бы и не было. Поэтому ничего для инвалидов не приспособлено.
Ученик: Но на самом деле люди привыкли болеть и рассказывать про свои болезни такие истории.
Учитель: Это уже иные версии, это уже то, что базируется на том образе мыслей, которые на сегодняшний день есть. Но используется для этого сила мысли опять же. Рассказывает он все эти версии, используя силу мысли, себя ввергая в определенные состояния, получая определенную энергию от вас или включая вас в определенное состояние, чтобы вы стали его жалеть. Ну и так далее. То есть используются всё те [же] фундаментальные законы для таких целей.
Ученик: Попробуй ему сказать, что болеть стыдно! Когда это в сознание войдёт, что стыдно, наверное, тогда что-то изменится.
Учитель: Нет, но с другой страны, болеть не стыдно, хочешь болеть — болей. Не хочешь — не болей. Хочешь — умирай, не хочешь — не умирай. То есть ты хозяин своей жизни. Йога говорит о том, что ты хозяин своей жизни. Хочешь уходить из жизни — уходи, не хочешь — не уходи. Не хочешь уходить — живи, живи счастливым и здоровым. Хочешь ощущать себя несчастным — ощущай, хочешь, чтобы ты испытал всю тяжесть за всех людей на земле, освободить их от этого, пожалуйста, освобождай. Пожалуйста, ты хозяин. Каждый хозяин своей жизни, не кто-то, а каждый хозяин своей жизни. По йоговскому взгляду. А по тем [взглядам], которые сейчас есть, мы не хозяева своей жизни.
Ученик: Базовые мысли менять не так-то просто. Когда знаешь, что вот это по-старому нельзя, а по-новому ещё не можешь. Из этого какие-то следствия вытекают?
Учитель: Непросто. А мы не говорим, что просто, никто не говорит, что просто. Никто об этом не говорит. Йога об этом не говорит. Мы лишь говорим, что, если мы хотим идти путём йоговским, то, пожалуйста, кто хочет, начинает идти. Пытаться идти. Кто не хочет, кому сложно, ну так они этого не делают.
Каждый волен действовать так, как считает нужным. Любые действия непростые в любой системе ценностей. В любой. Хотите следовать христианским путём — это же непросто, это ж надо молитву соблюдать, искреннюю и откровенную, если честным быть. Каждый день, изо дня в день, и так далее. Тоже надо очищать своё сознание. Всё это надо делать. И посты соблюдать. В любой системе веры есть определенные нормы, которые надо выдерживать, и правила, которым надо следовать. И правила любые удерживать непросто. Иногда их хочется взять и отменить.
Всё понятно? Или что-то ещё непонятно осталось? По крайней мере, я же не говорю, что всё понятно. Всё, конечно, непонятно, но, может, что-то начинает чуть-чуть… где-то первые искорки рассвета забрезжили, может быть.
Ученик: Георгий Леонидович, а почему, собственно, так непросто? По идее любое действие должно радость приносить. По большому счёту, человек для того и воплотился.
Учитель: А кто мешает, кто мешает получать радость?
Ученик: Все говорят: «Ой да непросто».
Учитель: Ну кто мешает? Естественно, потому что вам надо переходить с колеи одной, которая накатанная, на другую. И в машине в колее вы едете, перескочить в другую тоже непросто, если та, по которой вы едете уже, глубокая, попробуйте-ка вырулить на другую. Она — раз, и соскальзывает, раз — и соскальзывает, раз — и не выезжает. Не так легко выехать. А, казалось бы, что там, на газ нажал — и выскочил. Она — раз, и опять соскальзывает. Так и здесь. А здесь ещё обрастает всякими водорослями в виде зацепок, страхов и так далее, плюс «а дети, а любимый, а родственники, а собственность, а как же с ней будет». И так далее. Казалось бы, ну что, отдай всю собственность, квартиру дети сами заберут. Родственники — это их жизнь, пускай живут своей жизнью. Не мешайте им, и они пусть не мешают. Всё просто.
А любимая работа, а те «песни о главном», которые пели, и так далее. Всё это те зацепочки, которые тянут, которые дают возможность некоторой стабильности. Человек устроен мудро, вот эти все вещи, которые вроде бы и мешают, одновременно и поддерживают его. Когда он осел на каком-то месте, он начинает усаживаться, ставит себе шалашик, деревце себе, скамеечку у шалашика, чтобы создать уже некий уют. Свыкается с этим местом, уже радостно встречает восход, закат. Всё, ему уже хорошо и комфортно. Он уже подтягивает всех своих родственников, все уже радостно живут в шалашике.
Когда надо бежать на другое место, ну с трудом тогда используется средство, ну с молитвой. Помолясь, шалашик разнесём этот старый и перейдём на новый. И опять немножко всплакнули, женщины порыдали как следует. И переехали на новое место. То есть опять включились в новое. Так оно всё идёт, используются все вот эти особенности. Но дальше уже вступают в силу особенности разума, и уже как раз наступает моральный элемент. Если кому-то не хочется уезжать отсюда, [он] начинает вести свою политику. Говорит: «Слушай, это земля, где наш отец умер, ты же хочешь бросить его здесь на то, чтобы волки съели, вырыли могилу. Нет, я отсюда не уйду никуда». И так далее. Начинает играть на эмоциях. И человек говорит: «Да, действительно, его же волки съедят, нет, не отдадим кости отца ни за что». И начинается обыгрывание уже в другую сторону, в какую хотите. И какие угодно запреты вводят на перемещение из этого места в другое для того, чтобы «наш род укрепился». Используются все атрибуты: сила мысли, ответственность — все эти атрибуты используются.
Какие вопросы? Страхи покинуть родные кости отца?
Ученик: Но при переезде с юга на север или с севера на юг — смена климата, и не каждый может адаптироваться,
Учитель: Ну, конечно, естественно. Конечно, это определённые условия, где-то холодно, где-то жарко.
Ученик: А йоги должны уметь жить везде.
Учитель: Что значит должны йоги? Как и любой человек может везде уметь жить. Естественно, переезжая с места на место, идёт некая ломка, адаптация к месту. Ничего в этом нет удивительного, ничего необычного. То есть йог — это не тот, кто находится вне неких законов, йог тоже живёт на этой Земле и подчиняется закону всемирного тяготения. Хочет он этого или нет. А все эти версии о том, что йог может летать… Может, но зачем? Ну зачем? Просто так? Как показывают фокусы?
Всё нужно для чего-то. То есть можно сделать так, чтобы летать, можно сделать так, чтобы переместиться. Но, с другой стороны, зачем перемещаться с места на место для того, чтобы Маше сказать, что я вот останусь здесь ещё на ночь, если для этого существует мысль? Мысленно Маше сказали, и она услышит, всё в порядке. Она знает, что вы остались здесь, всё хорошо.
Она не будет думать о том, а с кем вы остались здесь, потому что она верит вам и знает. А вот если у неё страх есть, тогда она уже скажет: «А правильно ли я услышала, а, может быть, я не то услышала?» И так далее. Если страх возникает — всё, уже сразу идёт сбой информации. Так же, как и с полётом: если вы не боитесь, вы легко взлетаете совершенно свободно, если страх идёт, вы не взлетите. Так же, как и по мостику, по дощечкам двум, приподнятым на метр от земли, пойти легко. Если подняты на пять метров — уже всё, а на сто метров — даже ползком трудно.
Ученик: А если ещё камушки и вода внизу бушует.
Учитель: А там всё равно, бушует или не бушует, всё равно уже. Хотя на метре легко, бегом перескочили, а на ста метрах и вцепившись и ползком. И ни с места.
Потому что мысль возникла: «А что, если упаду? Если здесь упаду — ничего, на метр упаду — подумаешь, упал. Ничего не будет. Но, если не очень удачно упал, что-то сломал, но это не так страшно. А там, если даже и удачно упал, результат один».
Всё ясно, что надо делать?
Надо что-то делать. Начинать с самого лёгкого. С простого. С осознавания материальности мысли. И в асанах, работая с образами. Больше не надо ничего думать и лукавить. Ничего нет более мощного, чем все те естественные образы, которые есть в этом мире. Образ Земли, Солнца, воды — всё естественно.
Если всё понятно, тогда не буду больше отвлекать вопросами. Если какие-то вопросы есть, тогда давайте уточним. То есть самое лёгкое понятно, что настрой должен быть позитивным, невзирая ни на что, невзирая на ваших родственников. Невзирая на ваших родственников, настрой позитивный.
Ученик: А в работе со страхом может помочь образ себя без страха?
Учитель: Может помочь, а почему бы нет?
Ученик: То есть смоделировал себя без страха, и всё? Без конкретного какого-то страха?
Учитель: Конечно. Идёшь по дощечке на уровне [высоте] ста метров. А если упал — и упал, что уж теперь. Ну классно. Значит, так Всевышний решил, чтобы быстро.
Ученик: Ну так можно напридумывать себе много всего нереального.
Учитель: А что значит нереально? Всё реально. Нереальных вещей нет никаких. Они все реальные. Но лишь просто надо учитывать, что есть некая эффективная реакция, чтобы перейти из одного состояния в другое, что мгновенно само оно не перейдётся, нужна инерция, исходя из сегодняшнего дня. У вас же родственников сколько, связей сколько… дети держат, хвостов сколько разных. Как вот в каком-то фильме о боевиках, о спецназе. Один говорит, что он расстался с прошлым и ещё что-то, а полицейский ему говорит — с таким прошлым, как у тебя, не расстаются. Поэтому с нашим прошлым, как у нас, не расстаются так легко. Поэтому связи эти так быстро-то не отпускают. Животные, домашние животные, кошечки-собачки.
Ученик: Получается, что мы всё-таки не хозяева своей жизни.
Учитель: Мы — хозяева, изменив [мышление], но эти связи-то нас держат.
Ученик: Но мы не можем их изменить
Учитель: Ну что значит не можем?
Ученик: Здоровье не можем своё изменить.
Учитель: Можем, пожалуйста.
Ученик: Не получается.
Учитель: Что значит не получается, что вы для этого делаете? Это надо просто отказаться.
Ученик: Неэффективно.
Учитель: Это просто надо отказаться от старого, и всё. Включить себя в позитив. Включить себя в позитивный настрой.
Ученик: Вот это усилие, которое должно быть, на поддержание — это самое сложное.
Учитель: Усилие должно быть, это непросто. А кто вас просил окунаться в дерьмо, в то, которое вы окунулись? Никто не просил, вы сами это сделали. Скажете, что мы не знали… Ну не знали, извините. Незнание закона не освобождает от ответственности. Незнание закона о тяготении всемирном не освобождает от ответственности, что мы по этой земле ходим, независимо на каком полушарии, Южном или Северном. Всё равно будем ходить и не падать, как это ни странно. Они почему-то там внизу не падают. А мы здесь тоже не падаем. Потому что что-то нас держит, какая-то сила, хотя мы можем и не знать, что держит. Держит нормально, пускай держит.
Ученик: Ну всё равно, наверное, меньше требования к тем, кто менее осознан, чем мы, допустим.
Учитель: Почему меньше требования? Требования ко всем одинаковые.
Ученик: Одинаковые?
Учитель: Конечно. Естественно, если вы начинаете знанием своим пользоваться в ущерб всем остальным и вводить их в заблуждение и становитесь той чёрной силой, которая мешает, тогда, конечно. Тогда для вас заготовлена определённая ячейка в пространстве и там вам будут объяснять, что так делать не надо.
Ученик: Всё равно знаний не хватает.
Учитель: Каких? Каких вам не хватает знаний? Элементарные законы физики. Чего вам не хватает? Мысль материальна! Мысль материальна — всё! Это фундаментальный закон!
А когда вы начинаете, зная о материальности мысли, говорить о том, что вам не хватает знаний, вы себя скатываете в яму сразу. Сразу. Потому что мысль — это сила, и, когда вы говорите, что вам чего-то не хватает, ну, значит, вам чего-то не хватает. Ничего не поделать. Потому что вы сами себе это сказали, что вам не хватает. Не потому, что вам не хватает, а потому что вы это себе сказали, что вам не хватает. Если вы скажете, что вам всего хватает, будет всего хватать, всё у вас будет, и знаний будет хватать вполне. А так, если будете говорить, что знаний не хватает, никогда не будет хватать, никогда, никогда не наступит тот момент, когда вам хватит. Также мы знаем, что, если мы говорим, что вам не хватает денег, вам и никогда их не хватит. Имея сто рублей в кармане, миллион рублей в кармане, миллиард, все деньги земли, вам всё равно не будет хватать. Вам всё равно будет мало.
Ученик: О последствиях мы не всегда понимаем, это в смысле «знаний не хватает». Если дикарю дать какой-то прибор…
Учитель: Дикарь может быть намного умнее вас. Если он понимает фундаментальные законы, и прибор ему не нужен. В принципе, все приборы не нужны. Они нашу жизнь не облегчили никаким образом, а лишь усложнили и сбили с толку. И поэтому ориентация на приборы, а не на то, что есть. То есть это тот ложный путь, по которому мы пошли все, который потихонечку, но верно, в тупик заводит.
Ученик: Георгий Леонидович, мы работаем со своим образом или со всеми известными образами, о которых мы говорили?
Учитель: Работаем со своим образом. По большому счёту, работаем, с каким хотим. Но в силу того, что с каким хотим — сложно, поэтому со своим.
Ученик: С чужим [работать] — ответственность, тогда как?
Учитель: С чужим тоже можно, но нельзя.
Ученик: Если спросить и он разрешит?
Учитель: Вот здесь уже, разрешит ли он или нет, это уже будет следующая ступенька. Потому что, конечно, он не разрешит. А если и разрешит, тогда вопрос задаст: «А зачем?». Допустим, вы спрашиваете у Макса: «Можно я поработаю с твоим образом?». Макс — ему вставать лень, работать с телом не умеет, говорит — пожалуйста.
Что из этого выйдет — это уже следующий вопрос. Макс думает о том, что он делать ничего не будет, а самочувствие будет хорошее. Ан нет, так не получится. Будет абсолютно иное некое следствие. То есть вот здесь уже новый взгляд на этот мир влечёт за собой новые закономерности, новые взаимодействия, которые и надо исследовать, над которыми надо думать. Для решения которых существуют храмы наши, которые должны уже тщательно это исследовать, понимать, осознавать или, по крайней мере, ставить эту задачу и потихоньку решать её. То есть нам надо вернуть себе знания сороконожки, как не думать, какую ставить ногу, чтобы бегать быстро. Потому что, если она начнёт думать, какую ногу ставить…. а если не думать, то — раз, быстро убежала. Всё. Как она ставила ноги, она даже не знает.
А мы живём, начинаем думать, как ставить ногу, чтобы… А ногу поднять не можем, потому что родственники держат, а там ещё и кошки дома держат, и с собачкой погулять надо. И ещё остальное. Плюс завтра работать надо, плюс ещё рано спать лечь не получится, значит, не выспишься, ну и так далее. То есть накрутка, из которой, конечно, не выбраться.
А при этом мы ещё услышали, что надо ещё и настройку позитивную иметь, ещё и моральные законы соблюдать, ещё помнить и о силе мысли, и всё. [Смех]. И в итоге, конечно, начинаем путаться. И на этой оптимистичной ноте закончим, как всегда, молитвой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы с учениками (январь-апрель, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других