Книга «Извивы судьбы» – современный любовный роман, события в котором происходят на излете двадцатого и на заре двадцать первого веков; это были бурные годы. Круглый сирота становится офицером и по воле судьбы впервые оказывается в столице. Там знакомится с коренной москвичкой. Молодые люди друг другу пришлись по душе. Но… Через пару дней расстались. Встретятся ли? Романист Геннадий Мурзин сделал все, чтобы сюжет развивался по всем законам жанра, в котором эмоций хоть отбавляй.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Извивы судьбы. Современный любовный роман предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
Культпоход
Осинцев сидит за старинным письменным столом, уткнувшись носом в роман Толстого «Анна Каренина». Вчера купил, заскочив в огромный книжный магазин на Новом Арбате.
Рядом — тетрадный лист и простенький копеечный карандаш. Привык еще с суворовского: читая, тотчас же записывать особенно понравившиеся мысли литературных героев или самого писателя, мысли, которые трогательны ему, для него близки и понятны, родственны его душевному настроению или мироощущению. Так удобно, — считает он. Прохудилась память, выветрилось из нее, глянул в записи и восстановил.
Соловьев же, утопая в мягком и глубоком кресле, закинув, как он сам выражается, «ходули» одна на другую, наслаждаясь комфортом, смотрит в небесной голубизны потолок. Видно, что погружен в воспоминания. О чем? Не трудно догадаться — о встрече у памятника Пушкину. И главный вопрос, на который пытается ответить: это случайность или рок судьбы? Соловьев не верит в мистику: все участники встречи, по его мнению, искали друг друга, шли навстречу друг другу и нашли все то, что искали. Еще одно реальное подтверждение любимой и затертой до дыр его отцом поговорки: кто ищет, тот всегда найдет.
Соловьев, косясь на склоненного над столом Осинцева, думает: тому сильно повезло, что у него появился столь расторопный товарищ, как он, Соловьев. Если бы не он, Соловьев, то Осинцев ни за какие пироги не подошел бы первым к девчонкам и не стал бы на улице знакомиться; Соловьев убежден, что виной всему — непомерная гордыня Осинцева. Подумав так, тотчас же завистливо вспомнил, как на «педагогических балах» на Осинцеве студентки гроздьями висли. Что находили? Чего в нем такого притягательного? Вот он, Соловьев, другое дело: у него нос так нос, как у греческих богов, острый и длинный, к тому же с симпатичной горбинкой, как опять-таки он сам выражается, настоящий «рубильник»… Не то, что у Осинцева. Да, Осинцев, мускулист и широк в плечах, но зато на лицо — по-мужицки простоват: черты отталкивающе грубы, топорны. Проще говоря (Соловьев хмыкает), интеллигентности ни на грош. Конечно, девчонки любят грубую мужицкую силу, но природная интеллигентность, как у него, Соловьева, — тоже не последнее дело. Осинцева бы в хорошую семью, считает Соловьев, — мог бы получиться великолепный парень, ну, просто загляденье.
Осинцев, придвинув поближе к себе старинную настольную лампу с абажуром из зеленого стекла (горничная сказала, что именно в этом номере когда-то останавливался Ромен Роллан, следовательно, сидел за этим же столом и мог пользоваться этой же лампой), читая, шевелит губами: привычка с детства. В суворовском ребята подшучивали над ним, глядя, как он молча шлепает довольно пухлыми губами, или как они выражались, брылами. Осинцев остановился, крутнул головой, хмыкнул и записал на листе фразу, привлекшую его внимание: «Степан Аркадьевич не избирал ни направления, ни взглядов, а эти направления и взгляды сами приходили к нему, точно так же, как он не выбирал формы шляпы или галстука, и брал те, которые носят».
Соловьев заметил. Слегка привстав, заглянул через плечо Осинцева и проскользил по фразе, прежде записанной, в самом начале тетрадного листа: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Легко прочитав (почерк у товарища, отметил он, четкий и аккуратный, как и у него, Соловьева), прыснул.
— Чужими мыслями питаешься?
Не отрываясь от книги, которая вновь у него перед глазами, Осинцев пикирует:
— Что делать, если своих недостает?
— Ну-ну, — Соловьев крутит в руке пустой спичечный коробок, оставленный прежними постояльцами номера. — Не читал, что ли?
— Что «не читал»? — переспрашивает Осинцев, слушая товарища в пол-уха.
— Роман этот… В одиннадцатом проходил…
Осинцев хмыкает.
— Ты прав: именно «проходил»… Я в суворовском тоже «проходил»… А стоило изучать… Читал, но как-то так — через пятое на десятое. Дурачком был.
Соловьев смеется.
— Значит, с той поры поумнел?
— Похоже на то, — Осинцев кивнул и тоже усмехнулся. — Читаю и заново открываю Толстого.
Соловьев крутит головой.
— У меня — не получается. После третьего абзаца, а они у Толстого предлинные — в две-три книжных странички, засыпаю.
Осинцев согласно кивает.
— Непростые тексты… Мозговых усилий требуют…
Соловьев спрашивает:
— Не страшно?..
— Не понял?
— Дослушай, — Соловьев, подкалывая, смеется, — и тогда поймешь.
— Ну, слушаю.
— Чего понукаешь? — Соловьев продолжает смеяться. — Я — не лошадь.
Осинцев всерьез относится к словам Соловьева.
— Извини… Дурная привычка. Пытаюсь избавиться, но иногда все равно прорывается.
— Я — пошутил, Лёх. Что ты, в самом деле? Шуток не понимаешь?
Осинцев кивнул.
— Не понимаю… Особенно, когда замечание, по сути, в самую точку. Да, — Осинцев поворачивается в сторону товарища, — ты оставишь меня в покое или нет? Не видишь, занят?
— Вижу… Но скукотища смертная.
— Возьми книгу да почитай.
— Я — не ты: книжные магазины обегаю стороной.
— Возьми, — Осинцев кивком указывает на край стола, где лежит еще одна книга в бумажном переплете, — мою.
— О чем книга?
— Я еще не читал, однако слышал… О работе разведчиков в прифронтовой полосе. Богомолов написал…
— Такого писателя не знаю.
— Я тоже не знаю… Прочитай и узнаешь.
— Про войну, да?
— Да. Называется «В августе сорок четвертого». Книга вызвала шум. Вроде бы, в книге нестандартные мысли писателя. Короче, критикуют. В Свердловске гонялся за романом, но безуспешно, а в Москве купил свободно.
— Зачем читать, если критикуют?
— Чтобы иметь не навязанное, свое мнение. На пустую книгу так яростно не нападают: смысла никакого нет, чтобы кусаться.
— Умный такой… Не страшно, Лёх?
— Чего «страшно»?
— Что станешь шибко уж умным?
— Нет, Никит. Быть «шибко уж умным» не столь опасно, сколько оказаться совершенным тупицей.
— Книжно выражаешься… Результат чтения, да?
— Возможно.
— Не надо, Лёх, умничать.
— Это еще почему?
Соловьев, заложив ладони за голову, потянулся и сладко зевнул.
— Армия не жалует умников.
— Новость, — Осинцев удивленно покачал головой.
— Какая это «новость», Лёх?
— Никит, с чего ты взял?..
— Вся армия знает…. С зарождения.
— Ну, знаешь ли…
— Не притворяйся удивленным, Лёх, не надо. В армии все умничанья сводятся к двум фразам. Первая фраза — «так точно», вторая фраза — «никак нет». Причем, вторую «умную» мысль желательно произносить вслух как можно реже, особенно, в разговоре с командиром твоим.
— Чушь! — недовольно воскликнул Осинцев, оторвавшись от чтения книги. — А генерал Карбышев? Ну, тот, который ученый, погибший в концлагере? А Суворов? А Жуков, в конце концов?
— Что Жуков, ну, что?!
— Ничего… Кроме того, что Маршал Победы…
— Хам из хамов твой Жуков. Солдафон. Измывался, говорят, над подчиненными. Хотел бы я посмотреть на смельчака, отважившегося при нем вылезти с собственным мнением.
— Откуда, Никит, у тебя все это, а?
— Читал воспоминания современников Жукова.
Осинцев покачал головой.
— Видимо, мы с тобой разные книжки читаем… Я читал о том, как его любили солдаты. Потому что заботился о них и, по возможности, берег их жизни.
— Ну, да, берег! Клал тысячами, не задумываясь.
— Те, которые «клали, не задумываясь», сражения проигрывали. Жуков же всегда выходил победителем.
— Но какой ценой?!
— Войн без жертв не бывает. Даже Сталин, на что лют был, слушал и слышал аргументы Жукова. Жуков имел всегда собственное мнение и не боялся отстаивать. Чтили Жукова не только соратники, например, маршал Василевский, а и западные военноначальники, тот же Эйзенхауэр, допустим, или Монтгомери.
Соловьев готов к отступлению.
— Хорош, Лёх: не хочу спорить…
— Не хочешь, потому что нет аргументов.
— Не поэтому, — Соловьев отступает, не желая при этом терять лицо. — Настроение — не то…
Осинцев рассмеялся и дружески посоветовал:
— Почитай Богомолова и настроение сразу появится. Ты только попробуй.
— Нет, Лёх: усну я сразу. А спать что-то не хочется. Да, — Соловьев звонко шлепнул себя по лбу, — а ты, случаем, не забыл?
— Что я мог забыть, Никит?
— Ну, как же, Лёх! Ты должен знать святое армейское правило: война войной, а обед — по расписанию… Мы же без ужина сегодня остались. Запутешествовались по Москве.
— Не забыл… Но мне что-то не хочется.
— Толстым, его духовностью напитался? Или любовью сыт?
— Не мели, Никит, попусту. Ну, скажи, какая тут может быть любовь?!
— Обычная любовь… Любовь с первого взгляда.
— Ну… несколько часов знакомы… всего-то.
Соловьев почувствовал в голосе товарища фальшивую ноту. Он громко рассмеялся.
— Кому пудришь мозги? Мне? Своему другу?
Осинцев хмыкнул.
— Не рано ли записал в друзья?
— В самый раз… Хотя… Время покажет… Пока, прошу, не перебивай: могу забыть, что хочу сказать.
— Валяй, если так.
— Прямо скажу: врешь нагло и не краснеешь.
— Не говори ерунды.
— Не видел, думаешь, как пялился всю дорогу, глаз не сводил?
— Хм… Ну… — Осинцев смущен тем, что его, кажется, раскусили. — Я, да, пялился, а ты лапал вовсю. Чувствуешь разницу?
— Нет, не чувствую, — Соловьев рассмеялся. Днем — девчонки-хохотушки заливались, а теперь, вечером, он, Соловьев замещает их. — У каждого своя стратегия обольщения: ты глазками трудишься, я — руками, — Соловьев встал, подошел и повернул голову приятеля в свою сторону. — Нет, ты мне скажи честно: понравилась Верочка? Говори, глядя мне в глаза! Ну?!
Осинцев все-таки отвел взгляд в сторону и покраснел.
— Ну… Да… Понравилась… Очень… Сильно… Но это…
Соловьев прервал громким хохотом.
— Только что говорил книжно, красиво, а тут сразу занукал и зазаикался. Что с тобой? Зацепила блондиночка, крепенько так зацепила, что ли? Колись, Лёх, ну, колись быстренько!
— Я сказал: пон-ра-ви-лась! Что еще хочешь услышать, а?
— Правду, одну только правду и ничего, кроме правды: втюрился, мол, и люблю до безумия.
— Не рановато ли, Никит, а?
— Лучше рано, чем никогда.
— Сам-то, — Осинцев фыркнул, — всю дорогу щебетал на ушко своей брюнеточке. А она просто таяла и плыла от твоего щебета.
Соловьев щелкнул пальцами.
— Скажи, хороша?
— Не в моем вкусе. Слишком раскрепощенная… Мне такой показалась.
— Не красива? Это хочешь сказать?
— Красива, очень красива. Но… У брюнеток характер жестковат: мужиков обычно держат в ежовых рукавицах. Впрочем, тебе — то и надо, чтобы крепко в руках был и особо не вихлялся.
— Ага! Блондинки — мягче и ласковее, хочешь сказать?
— Именно так.
— Не обольщайся, Лёх, особо насчет блондинок. Так затянут на шее аркан, что взвоешь… Послушай меня…
— Слушаю.
— Блондинки — тоже не подарок… Это верно: стелют они мягонько, да спать бывает потом жестковато. Учти, Лёх.
— Учту, Никит, — с долей иронии ответил Осинцев и отложил в сторону роман. — Почитать ты, видимо, так и не дашь.
Соловьев опять потянулся и снова столь же сладко зевнул.
— Кушать, Лёх, хочется.
— В чем проблема? Внизу — ресторан, на этаже, в левом крыле — буфет. Работает, между прочим, до полуночи. Иди.
— Я знаю… Одному что-то не хочется… Если бы в компании, — Соловьев мечтательно прикрыл глаза.
— С брюнеточкой, что ли?
— Было бы великолепно, но, понимаю, несбыточно, поэтому… Соглашусь и на более скромную компанию.
— Не меня ли имеешь в виду?
— Лех, серьезно: давай сходим? Твое присутствие улучшает мое пищеварение. Услужи, Лёх?
Осинцев встал.
— Уломал… Пошагали, Никит…
В буфете — малолюдно. За столиками всего-то — мужчина и женщина. По всей видимости, иностранцы. Осинцев заметил, как мужчина уплетает телятину. Кусок большой и, судя по всему, сочный. У Осинцева разыгрался аппетит, и потекли слюнки. Женщина пришла, если он не ошибается, не потому, что голодна, а потому, что положено вечером ужинать, поэтому медленно и лениво ковыряется вилкой в салатнике, отбирая лишь самые вкусные компоненты. Когда проходили, женщина запустила в него оценочный взгляд-молнию, отвернувшись, принялась за прежнее, за медлительно-упоительное занятие.
Осинцев взял салат из свежей капусты с зеленым горошком и красным перцем, четыре отварных и ароматных сосиски, порцию кофе в крохотной чашечке и два кусочка подового хлеба.
Соловьев собезьянничал, повторив его заказ. Они выбрали столик у окна, из которого Москва смотрелась, как на ладони. Они сели друг против друга. И принялись за салат. Но тут неожиданно Соловьев вскочил и ушел к буфетной стойке. Вернулся с графинчиком и коньячными рюмочками в руках. Поставил. Налил понемногу.
— Но… Я бы не хотел…
— Молчи, Лёх. Ни слова. Угощаю! Или побрезгуешь?
— Болтун, — проворчал Осинцев и поднял свою рюмку, рассматривая содержимое на свет. — Какой? — спросил он, глазами показывая на графинчик. — Не грузинский?
— Что ты! Что ты! Я даже молдавский «Белый аист» игнорирую. Из отечественных — предпочитаю только армянский, а из импорта — французский. Так что пьем — «Наполеон».
— Ты спятил?! — Осинцев в ужасе округлил глаза.
— А в чем, собственно, дело?
— Какие деньги! Тем более, в буфете, с наценкой. Ужас какой-то… Или у тебя двойные командировочные, или…
— Не бери в голову, Лёх. Один раз живем… Извини за банальность. Давай, Лёх, хлопнем за наших москвичек. Не возражаешь?
— Они того стоят, — усмехнувшись, ответил Осинцев.
— Так вот… «Рыцарь печального образа» пьет за свою Дульцинею Тобосскую!
Осинцев осушил рюмку. Заметив, что Соловьев отпил лишь на треть и поставил рюмку на стол, Осинцев осуждающе напомнил:
— Нарушаешь офицерскую традицию.
— Не понял…
— Первую рюмку положено до дна, тем более, когда за свою даму сердца.
— А! — воскликнул Соловьев. — С удовольствием!
Коньяк выпит. Сосиски умяты (с русской-то горчицей и полено уйдет за милую душу). Офицеры — вяло-расслабленные — возвращаются в номер. Когда проходили мимо стойки дежурной по этажу, их тормознула пожилая женщина.
— Сынки, тут был офицер-порученец… Вам оставил… Настоятельно приказывал передать лично в руки.
Взяв два конверта, вертя их перед собой, Соловьев спросил:
— Странное дело… От кого?.. Не дамы ли сердца подают весточку?
Осинцев отрицательно мотнул головой.
— Не может быть… Верочка не знает, где я остановился.
— А Иришка моя знает!
— Все равно… Офицер не станет разносить по номерам любовные записочки. Скорее всего, что-то от организаторов нашего сбора.
Осинцев — прав. Вскрыв в номере конверты, офицеры увидели коротенькие записки с информацией и билеты в Большой, на «Пиковую даму» в постановке Григоровича.
Соловьев, увидев два билета, причем, в партер, просиял.
— Какие они молодцы!
— Организаторы, что ли?
— А то кто же! Предусмотрительные. Понимают, что молодым офицерам негоже идти в Большой без дам и… Извольте два билета каждому. Хорош сюрпризец! Замечательный подарок!
Осинцев, взглянув на дату, помрачнел.
— На завтра… Обидно… Не смогу пригласить Верочку мою…
— Это еще почему?
— Свидание-то назначено лишь на послезавтра. Как она узнает, что планы изменились?
— Чудак ты, Лёха!
— И никакой я не чудак.
— А телефон на что? — Соловьев кивнул на аппарат, стоящий на тумбочке.
— Не знаю ее номера… Не спросил… Посчитал, что будет выглядеть…
— Ну, блин! Ты, Лёх, серьезно или разыгрываешь меня?
— Серьезнее некуда… Обидно… Билет пропадет…
— Во-первых, Лёх, такой билет не может пропасть; у театра с руками оторвут. Во-вторых, — он дотянулся до телефонного аппарата и стал набирать номер, — сейчас все утрясу. Господи, что бы ты без меня делал…
— Ты куда звонишь? В справочную службу?
— Нет… Я звоню Иришке… Ирин, привет!.. Не узнаешь?.. Понятно: поклонников — куча. Можно и заблудиться… да-да-да… Звонят, не уставая… Что?.. Догадываешься?.. Ну, слава Богу!.. Да… Никита… Твоя личная гвардия… Извини, что звоню поздно… Обстоятельства так складываются… Нет, ты ошибаешься: никто не собирается смываться… Даже наоборот… А вот так… Ты рада, что я позвонил? Если нет, то я… А-а-а… Приятно до чёртиков… Да… Разумеется… Сидим и скукой маемся… А ты верь!.. Но-но! Я тебе не «кто-нибудь», ясно?.. Я тебе кто?.. Офицер Советской армии… Между прочим, лучший офицер… Это штатские крысы болтологией занимаются, а мы — нет… Да, и что?.. Мы — элита, честь армии, ее гордость… И что с того?.. Было бы чем хвастаться… Сам себя не похвалишь, кто вспомнит?.. Что за купец, не расхваливающий свой товар?.. Вот именно… Одна?.. С мамой?.. Привет и поклон… Как это «от кого»?.. От будущего зятя, конечно… А мы, уральцы, такие: куем железо, покуда оно горячо… Нельзя, чтобы остыло… Закон физики: ковкость утрачивается… Да… Ну, ладно, Ириш… Я ведь что звоню… Ясно, по делу… Ты подумала, что просто потрепаться захотелось?.. И снова ошибочка… Да… Ириш, приглашаю в Большой… Никто не треплется… Ну, что ты, в самом деле, унижаешь честь и достоинство советского офицера?.. Я серьезно приглашаю… Завтра… без четверти восемь встречаемся у Большого… При полном параде, ясно?.. Хочу, чтобы моя дама сердца сверкала, выглядела лучше всех… Я уверен: так и будет… Ты затмишь всех… Много комплиментов — не мало… Балет «Пиковая дама»… Кажется, премьера… Постановка Григоровича… Нет, не на балконе… Я бы застрелился от унижения… В партере… Восьмой ряд… А ты думала… Благодаря мне — увидишь… Ну, какие, Ириш, розыгрыши?.. Все очень серьезно: передо мной лежат два билета… Кстати, Ириш… Представляешь, рядом стоит Алёшка и нюнит, как малое дитя… Этот дуралей даже телефончик из своей блондиночки не выцарапал… Сидит и горючими слезами обливается: ах, кричит, как мне теперь предупредить блондиночку… То есть пригласить… Горюет, старый дуралей… Поделом… То ли дело я?.. Ты права: наглость — второе счастье… Ириш, может, Алёшке поможешь, а?.. Ясно, чем: телефончик блондиночки срочно требуется… Ага… Пишу… Так… двести девяносто шесть… так… шестьдесят… так… девяносто девять… Ну, удружила… Ну, выручила, Лёху… Так выручила, что ни в сказке сказать, ни пером описать… Можно сказать, жизнь вторую дала… Ты что?.. Я ему «поцелую»!.. Век будет помнить. Что мое, то мое… А ты как думала?.. Я такой… Покруче Отелло… Молилась ли ты на ночь, Дездемона?.. Да… решительный и отважный… А что?.. Других в Кремль не приглашают… Короче… Говорил бы с тобой, лапонька, до утра, да Лёшка в ухо зудит… Не терпится позвонить своей блондиночке… До встречи у Большого! До завтра!
Соловьев, положив трубку, вышел из-за стола, придвинул Осинцеву бумажку с телефонным номером. И проворчал о том же, усаживаясь в кресле:
— Ну, подумай, что бы ты без меня делал?
Осинцев тут же стал набирать номер. Но в ответ — частые гудки. Значит, номер занят. Продолжает, не уставая, набирать номер. И, наконец-таки, там сняли трубку. Он услышал голос той, которую больше всего и хотел слышать сейчас, — голос Верочки. От радости даже перехватило дыхание. Оправился. Взял себя в руки. Пригласил в Большой, предупредил, что встречаются за пятнадцать минут до балетного спектакля. Осинцеву показалось, что Верочка обрадовалась его звонку, и приглашение с радостью приняла. Верочка попробовала выведать, откуда у него ее номер телефона. Осинцев держится стойко и тайну не выдает. Пусть, считает он, будет небольшая интрига.
Наивный Алёшка! Да его девушка только что разговаривала с подружкой и та ей все уже рассказала.
* * *
…Около одиннадцати спектакль закончился. Осинцев, держа легонько Верочку за локоток, вывел ее из Большого.
Вышел из театра, досадуя. На что? А на то, что и не поговорил. Верочка, это правда, была все время рядом (а как ослепительно выглядела!), однако… Возле вертелась эта парочка — Ирина и Никита. Никита пытался острить, но, как показалось Алексею, пошловато. Впрочем, Ирина хохотала. Значит, ей нравился юмор Никиты.
На площади возле Большого парочки расстались. Наконец-то! Ирина поспешила к станции метро. Сказала, что живет не рядом, где-то на Преображенке. Никита (слава Богу) напросился в провожатые и последовал за Ириной.
Алексей и Вера остались одни. Вера, взглянув на крохотные наручные часики, (сказала, что часы — подарок отца на ее восемнадцатилетие), спросила:
— Что дальше?
Алексей честно признался:
— Не знаю.
— Вот тебе и кавалер! — сказала она и усмехнулась.
— Ты, вроде бы, говорила вчера, что живешь поблизости от «Украины»… Если так, то… Позволь проводить…
Вера, озорничая, спросила:
— А если бы «не так», что тогда? Отказался бы проводить девушку?
Осинцев смущенно опустил глаза.
— Извини, я неудачно выразился.
— Все-таки, — Вера продолжает настаивать, — пошел бы провожать или нет?
— Пошел бы… Долг советского офицера обязывает…
— И сейчас? Тоже лишь «долг»? — Вера явно озорничает, цепляясь к словам.
— Не… Не только… И даже не столько… Мне самому очень хочется… А! — он от отчаяния мотнул головой. — Предлагаю пешую прогулку и — все. Перед сном — полезно. И… вечер, гляди, как хорош!
Вере доставляло особое удовольствие смущать провинциала — такого мужественного и настолько нерешительного и слабого перед ней.
По лицу Веры пробежала легкая ухмылка.
— Сразу, — заметила она, — видно, что не москвич.
— Почему?
— Не ориентируешься.
— А… Далек путь?
— Уж не близок, — лицо Алексея просияло. Вера, заметив и, конечно, догадавшись о причинах, все-таки спросила. — Чему радуешься?
— Еще бы!.. Это даже к лучшему… Поболтаем.
— Тогда, — Вера подхватила офицера под руку, — идем, Алексей.
Они пошли. Они шли и разговаривали без умолку. О чем? Да обо всем, что молодым приходило в голову. Алексея подмывало порасспросить Веру, например, о семье, однако, стесняясь, не желая показаться слишком любопытным, что, по его понятиям, недостойно мужчины, старался вопросов не задавать. Сама же Вера аккуратно тему семьи оставляла в стороне и не касалась. И если бы не крохотные швейцарские часики, которые у нее сейчас на руке, не знал бы он, что у нее есть отец. Что-то, пожалуй, скрывает. Впрочем, это Алексею могло всего лишь показаться.
Зато Вера дала волю своему любопытству. Она — женщина и этим всё сказано. Прошли-то всего несколько кварталов, а она уже знала об Алексее все (он отвечал с радостью и подробно): то, что в Афганистане, выполняя интернациональный воинский долг, погиб его отец; то, что потом, когда учился в суворовском, внезапно занемогла и вскоре умерла его мать, единственный родной человек, и он остался в этом мире один-одинёшенек; о том, что были подружки, но его отношения далеко никогда не заходили, потому что он сам не позволял; то, что он любит читать и перечитывать литературную классику, а вот в серьезной музыке плохо разбирается, Моцарта от Гайдна вряд ли отличит; то, что кое-каким спортом баловался, но любительски, не ради рекордов и медалей, а всего-то во имя общего физического развития.
— А что сейчас читаешь? — спросила Вера. Она-то с первой встречи с ним на «ты», он же, после театра только перешел на «ты» и получилось у него, Вера обратила внимание, все очень естественно, непроизвольно, так, что, пожалуй, он и сам не заметил.
— Толстого.
— А что именно?
— «Анну Каренину». А на очереди — «В августе сорок четвертого»… Богомолова… В Свердловске много разговоров об этом писателе. Читала?
— Нет. И, к стыду своему, даже не слышала.
— А я… Облазил все магазины в своем городе, но не нашел. Подогрели интерес критики…
— Ругают?
— Еще как! На части рвут… Позавчера забежал в книжный на Калининском проспекте, спросил продавщицу и она тут же выложила мне. Обрадовался такому дефициту. Купил.
— Надо будет почитать…
— А, хочешь, я тебе подарю книгу?
— Нет-нет, спасибо. Сама куплю.
Алексей вздохнул.
— Жаль… Я бы с радостью…
— Сам сказал, что дефицит…
— Ну и что? Для тебя — готов расстаться.
— Боже мой, зачем такие жертвы?
— Издеваешься?
— Ничуть. Я — серьезно. Я знаю, каково расставаться с тем, что так долго искал и, наконец, нашел-таки.
— Ну, если только так…
— Вопрос на засыпку, Алексей. Хочу проверить, внимательно ли читаешь и какова у тебя память?
— Спрашивай, Верочка.
— С чего начинается роман «Анна Каренина»?
— Сюжет первой главы? Ну, это каждый школьник знает.
— Нет-нет, я о другом: процитируй самое первое предложение? Сможешь?
— Пожалуйста.
— Ну-ка…
— Лев Николаевич, — Алексей начал отвечать, как на уроке, перед строгим преподавателем, — написал: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Вера рассмеялась.
— За знание текста произведения — пятёрка. А сейчас проверю грамматику. Ответь мне: есть ли в процитированном тобой предложении какие-либо знаки препинания?
Алексей, задумавшись на пару секунд, вспоминая, ответил:
— Есть. Запятая перед словом «каждая».
— Так. Понятно. Теперь скажи: как пишется слово «по-своему»?
Вера с парнем, конечно, играет, но он-то к переэкзаменовке относится очень серьезно: вон, на высоком лбу даже испарина выступила. Боится опозориться.
— В слове есть тире между «по» и «своему».
— Не совсем так, конечно, ну, да, ладно: будем считать, что ответ правильный.
— Нет уж, Верочка! Без снисхождений, пожалуйста!
— Если настаиваешь… В слове — не тире, а дефис.
— Какая разница! Пишутся-то одинаково!
— Ошибаешься, Алексей: у тире с обеих сторон всегда должен быть пробел, дефис же с частями слова пишется без пробелов.
— Понял. Запомню… А я не придавал значения.
— Итак, экзамен закончен. Итоговая оценка, за знание литературного произведения и за грамотность — отлично. А ты, Алексей, молодчина: внимательно читаешь.
— Да, память у меня цепкая, — похвастался Алексей и добавил. — Но, на всякий случай, некоторые вещи еще и записываю в тетрадку: когда записываю, то крепче и дольше держится в голове да и можно, если что, освежить память.
Вера начинает смотреть на парня другими глазами. Она покачала головой.
— А ты — умница…
Алексей от похвалы смутился, покраснел и отвел глаза.
— Преувеличиваешь, Верочка.
— А скромность — украшает.
Алексей глубоко вздохнул.
— Я слышал другое: скромность, говорят, прерогатива ограниченных людей; не имея ума, говорят, они кичатся скромностью.
Вера серьезно заметила:
— Не говори…
— Увы, но это, скорее всего, так и есть.
— Нет и еще раз нет, — возразила девушка, а потом спросила. — Как ты относишься к Степану Аркадьевичу Облонскому?
— Обыкновенно: бабник — вот и все. Интересно не это…
— А что?
— То, как в доме отнеслись к его очередной «шалости». Жена — понятно. А другие? У Толстого: хотя Степан Аркадьевич кругом и виноват перед женой, но в доме все были на его стороне, даже самый близкий человек жены, нянюшка.
— Почему, как считаешь? Ведь и сейчас так: если муж сбегал налево, то это обществом воспринимается именно за шалость; если нечто подобное позволит себе жена, то это уже не иначе, как распутство. Почему одному позволительно все, а другому ничего?
— Я, Верочка, если хочешь знать, не одобряю никого: когда изменяет один из супругов, то это подлость; когда изменяют оба, то это уже чистейшей воды гадость.
Вера спросила:
— И ты жене не простишь, если она увлечется кем-либо?
— Ни за что! — с горячностью воскликнул Алексей и даже от отвращения (видимо, представил себе такую картину) брезгливо поморщился.
— А сам? — Вера копает глубоко, хотя это у них всего-то вторая встреча.
— Я? Жене? Изменить?! Никогда!
— Тут я с тобой, пожалуй, не соглашусь… Не все так просто, Алексей… Бывает, что обстоятельства сильнее нас.
— Все равно! Ничто не может служить оправданием измены, ничто!
— Излишне категоричен… Представь, что увлекся другой женщиной…
Алексей впервые позволил себе прервать Веру.
— И «представлять» не хочу!
Вера мягко заметила:
— Прости за повтор: категоричность, знаешь ли, не всегда…
— Есть в жизни то, где никакие компромиссы неуместны и непозволительны.
— Ну, хорошо… Ты гипотетически представь… Как у того же Облонского?.. Куча детей, постаревшая и, естественно, подурневшая жена, а он все еще — молодец молодцом. Перед глазами вертится молоденькая и смазливенькая мордашечка, строящая глазки и крутящая перед носом хвостом. Трудно, согласись, устоять.
— Ничего трудного… Жена есть жена… Первый и единственный человек, таким, сколько бы не прошло лет, какие бы морщины не покрыли ее лицо, и останется для меня навсегда.
Вера продолжает гнуть свое.
— И все-таки: ты не устоял и поддался животному инстинкту…
— Ну… Это будет все!
— А именно?
— Поступлю честно: приду, соберу вещи и уйду. Уважать же себя перестану навсегда — это — в любом случае.
— А если жена простит твою «шалость»?
— Все равно! Жена, даже простив (это ведь всего лишь слова), факт измены не забудет, и с укором будет смотреть в мою сторону. Что угодно, но вечный укор — я не выдержу.
Спустились поздние в это время сумерки. Зажглись фонари, а в небе засияли всей своей чистотой звезды. Очень слабый ветерок, гуляющий в кронах деревьев, мимо которых шли молодые, грустно перешептывался с листвой.
На углу, справа — телефонная будка. Увидев ее, Вера вспомнила про обязанность.
— Извини. На одну минуту, — она побежала к телефону-автомату, порылась в крохотной наплечной сумочке (скорее всего, из крокодиловой кожи), не найдя, обратилась к Алексею, оставшемуся стоять на месте:
— Монеточку не найдешь?
Алесей нашел в кармане несколько пятнадцатикопеечных монет (еще год назад звонок стоил две копейки, а нынче — подавай пятнадцать), подошел к телефону-автомату и протянул монеты. Тут же вернулся на исходную позицию, чтобы не смущать девушку во время телефонного разговора.
Вера вернулась быстро.
— Позвонила домой… Чтобы не волновались… Сказала, что гуляем, идем пешком, что я — не одна, в сопровождении блестящего офицера, а посему нет причин для волнения за мою безопасность.
— Серьезно так думаешь?
— Еще как…
— Любишь, да, родителей? — спросил и спохватился, что вопросом вторгается в святая святых девушки.
— Больше жизни!
— Я, — Алексей отвернулся и голос его дрогнул, — тоже… Любил… Офицером стал… В последнем письме отца, будто предчувствовал, что конец близок, было завещание: если, писал, что-либо с ним случится, то я должен продолжить его дело служения Родине… Поэтому и в суворовское пошел.
— Бедненький, — произнесла Вера и плечом прижалась к нему.
Алексей неожиданно для Веры обиделся.
— Не надо меня жалеть! Судьбу не выбирают: с ней рождаются и умирают.
— Нравится, как умело используешь словарный запас.
Похвала легла парню на душу. Однако, чтобы это не было слишком откровенным, заметил, притворно насупив длинные и густые брови:
— А сама все время цепляешься.
— В шутку же… Ну, захотелось поёрничать. Я же понимала у театра, что, смущаясь, волнуешься, отсюда и нечеткость мыслей…. Хотелось, чтобы еще больше засмущался.
— Получаешь удовольствие? Нравится других ставить в неловкое положение?
Вера кивнула.
— Нравится, когда такой блестящий мужчина, как ты, передо мной смущается, краснеет, заикается и беспрестанно опускает вниз свои голубенькие большие глазки.
Комплименты девушки Алексей решил разбавить (уж больно, как он считает, густо) самокритикой.
— Углан…
— Не скажи.
— Деревенщина…
— Глупости.
— Неотесанный…
— Неправда.
Алексею приятно на этот раз было слышать возражения на каждое слово. И он пускает самый весомый аргумент.
— Вот, Никита — другое дело.
— Пустомеля — твой Никита, — в сердцах вырвалось из Веры.
— А девчонки, завидев, млеют.
Вера снова и столь же решительно возразила:
— Не все!
— И тебе… он… не нравится? — спросил он, внимательно глядя девушке в глаза. Увидев, что та отрицательно мотает головой, сказал. — Только не ври, пожалуйста! Стройный, высокий, красивый, воспитанный (на лице прямо написано) в интеллигентной семье не может не нравиться девчонкам.
— Да, пригож… И что с того? Пустышка и ничего более. Лоск-то внешний. Уж он-то не страдает от скромности, потому что скудоумен.
Тут Алексей встал на сторону приятеля.
— Ты — не права. Парень — не дурак. А туповатым и недалеким всего лишь хочет казаться. Так, говорит, проще завоевывать девчонок, которые, по его мнению, шарахаются от умников.
— В любом случае, ты лучше его.
— И чем же?
— Тоньше, глубже, разностороннее.
Алексей галантно раскланялся.
— Благодарю… за предпочтение.
Они стояли на перекрестке, перед светофором, когда Алексей увидел слева, на той стороне улицы лотошницу, собиравшуюся, видимо, домой.
— Постой, пожалуйста, здесь, — сказал он девушке. — Я — мигом.
Он побежал через дорогу.
— Сколько? — запыхавшись, спросил он.
Лотошница не поняла и поэтому ответила вопросом на вопрос:
— Сколько стоят цветы?.. Вам — три, пять, семь?
— Все!
— Но тут много.
— Четвертной за все — хватит?
Уставшая за день женщина быстро закивала.
— Да-да… Более, чем.
Алексей положил перед лотошницей купюру, сам взял из ведра, наполненного водой, полураспустившиеся тюльпаны и побежал к Вере.
— Прими! — он протянул девушке охапку.
Вера взяла и прижала к груди.
— Спасибо… Господи, как их много!.. Ты миллионер, да?.. Как ты узнал, что ярко-красные тюльпаны — моя слабость?
— Ну… — Алексей замялся. Он не знал, как, не теряя лица, объяснить. Конечно, это была случайность, но признаваться ему в этом не хотелось. — Сердце подсказало, — счастливо сказал он и смущенно отвернулся. Ему трудно было смотреть на Веру. Потому что ее глаза в эту минуту были какие-то другие, теплее обычного.
После паузы Вера сказала:
— Люблю в мужчинах порывы.
Алексей ревниво подумал: «И сколько же их у тебя было?»
Они шли дальше и весело болтали, не замечая, что прохожих сильно поубавилось, что поток машин изрядно поредел.
Вот и мост через Москва-реку, упирающийся в Кутузовский проспект. Вот и временное обиталище Алексея — гостиница «Украина», на ступенях парадного входа которой в этот поздний час толчется народ.
— Фарцовщики! — пренебрежительно бросила Вера и отвернулась. — Кстати, ты можешь идти отдыхать. Тут уж я одна как-нибудь доберусь. Всего один квартал.
— Гонишь? — спросил Алексей.
— Нет, что ты!
— Тогда — до подъезда.
— Люблю, когда мужчина принимает решения.
Вот они свернули направо, прошли под аркой, во дворе повернули налево и остановились напротив третьего подъезда.
— Я — дома, — Вера подняла глаза вверх. — На кухне — свет. Ждут. Не спят. Смотри, как в открытом окне третьего этажа слегка колышется штора. Мама, прячась за ней, наблюдает за нами. Она всегда так делает. И уверяет, что не ради любопытства.
Алексей спросил:
— И часто тебя провожают мужчины?
— Часто, — ответила Вера и засмеялась. — Неужто ревнуешь? Уже?..
— Такую… Такую замечательную… Можно сказать, настоящую принцессу и не ревновать?!
Вера озорно встряхнула головой и над ней светло-золотистыми длинными волнистыми прядями вверх поднялись и опустились на плечи волосы.
— Ревность — ужасна, — заметила девушка, искоса поглядывая на Алексея. Видимо, ей была интересна его реакция.
— Нет ревности — нет и любви.
Вера, озорно поблескивая в ночи глазами, опять засмеялась.
— Уже и любовь?
— Почему, Верочка, нет?
Вера неожиданно заторопилась.
— Я — пойду, ладно? Завтра тебе позвоню.
— А телефон знаешь?
Девушка кивнула.
— Иришка сказала.
Она хотела было пойти к входной двери подъезда, но Алексей, взяв за руку, остановил.
— Верочка… Я хочу сказать, что… — он притянул Веру к себе, но она быстро отстранилась.
— Уж не поцеловать ли хочешь? — спросила Вера, еще дальше отстраняясь от него.
— Нет-нет, что ты, Верочка! Успокойся! Я хочу сказать… Понимаешь?..
— Извини, пока ничего не понимаю.
— Вчера… На Пушкинской… Сразу, как увидел… Влюбился, короче!
— В кого? Не в Иришку ли? — Вера все прекрасно понимает, но, чтобы скрыть собственное волнение, специально озорничает.
— В тебя! — в отчаянии выкрикнул, будто ему семнадцать лет, Алексей. — И сейчас… И сегодня… Окончательно убедился, что люблю… По-настоящему люблю.
— Эй, ямщик! Не гони лошадей! Нам некуда больше спешить, — пропела Вера своим замечательным контральто и побежала в подъезд.
Алексей растерянно крутил головой. Ему надо было сказать еще что-то, очень-очень важное, но он не знал, что именно. Голова — гудит и совершенно пуста.
Вера уже открыла дверь подъезда. Еще несколько секунд она скроется с его глаз.
— Верочка! — крикнул он вдогонку. — А я?.. Хоть чуть-чуть нравлюсь тебе?.. А?..
— Дурачок! — ответила она и, смеясь, скрылась внутри.
С минуту Алексей стоял, переминаясь с ноги на ногу. Стоял и смотрел на распахнутое окно третьего этажа. Штора по-прежнему волновалась: то ли от свежего ветерка, проникающего на кухню, то ли еще по какой причине.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Извивы судьбы. Современный любовный роман предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других