Что такое нарисованные скульптура, инсталляция или рисованная анимация-видео? Сегодня рисунок стал местом для визуального осмысления окружающего мира, территорией идей и лабораторией мысли, фиксацией внутренней пульсации и пространством для проектирования. Для создания рисунка используются новые приёмы: сгибание, приклеивание, сжигание, разрыв, соскабливание. Даже появился способ создания трёхмерного изображения рисунка в пространстве, сотворение рисунка через перформанс, акции, танец.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современный рисунок предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Почему мы любим рисовать
Если в окружающем мире что-то покажется нам интересным, красивым, интригующим, возникает естественное желание зафиксировать увиденное и сохранить. В наши дни это означает, что мы берём наш мобильный телефон и делаем снимки. Казалось, мы нашли идеальное решение, но возникают две большие проблемы, когда мы фотографируем. Во-первых, мы настолько увлекаемся процессом фотографирования, что забываем посмотреть вокруг и осознать, как прекрасен окружающий мир, потому что на первом месте для нас — фиксация увиденного в серии фотографий. Во-вторых, поскольку мы уверены, что фотографии в безопасности сохраняются в памяти наших телефонов, мы никогда не стремимся вновь увидеть «вживую» понравившийся объект, яркие достопримечательности.
Эти проблемы представляются очень актуальными сегодня из-за появления мобильных телефонов, которые постоянно находятся в наших карманах или сумках. Однако те же проблемы возникали и в самый ранний период истории фотографии, когда обычный фотоаппарат имел размеры дедушкиных часов. Первым заметил это выдающийся английский писатель, теоретик, арт-критик Джон Рёскин (1819—1900). Он был страстным путешественником и обратил внимание на то, что большинство туристов делают скучную работу, когда записывают или запоминают, какие красивые места они посетили. Он утверждал, что люди обладают врождённой способностью откликаться на красивые вещи и явления окружающего мира и стремятся обладать ими. Но существуют наилучшие и наихудшие проявления такого желания. Наихудшие, с его точки зрения, — это приобретение сувениров и фотографирование. По мнению Рёскина, необходимо сразу попытаться нарисовать увиденные путешественниками незабываемые достопримечательности, независимо от того, есть ли у них к этому талант или нет. Это наилучшее проявление нашего желания сохранить память о том, что произвело на нас такое сильное впечатление.
До изобретения фотографии люди рисовали намного больше, чем сегодня. Это была активная необходимость. Но в середине ХIХ века фотография убила рисунок. Повсеместно получило распространение общепринятое мнение, что только художники могут делать рисунки. Поэтому Рёскин, увлеченный пропагандист рисунка и враг фотоаппарата и фотографии, в течение четырёх лет проводил кампанию с целью заставить людей снова заниматься созданием набросков. Он писал книги, произносил речи, основал художественные школы и не усматривал никакого парадокса в том, что его кампания вовсе не преследует цель научить людей хорошо рисовать. «Человек рождается художником как гиппопотам рождается у гиппопотама», — писал Рёскин.
Итак, если рисунок обладал ценностью даже тогда, когда им занимались люди, не имеющие таланта, с точки зрения Рёскина, это происходило потому, что рисунок мог научить нас видеть и глубоко осмыслять окружающий мир: внимательно всё замечать, вместо того, чтобы бросать рассеянные взгляды и получать поверхностные и случайные впечатления. В процессе воссоздания в рисунке с помощью собственной руки того, что лежит перед нашими глазами, мы свободно и естественно переходим от позиции наблюдения за впечатляющими памятниками архитектуры, необычными природными явлениями к позиции глубокого понимания всех составных частей объекта рассмотрения.
Рёскин переживал из-за того, что люди редко замечают детали. Его огорчала слепота и безрассудство современных туристов, особенно тех, кто гордился тем, что за неделю на поезде объехал всю Европу. Он предлагал людям тратить больше времени на рассматривание понравившихся достопримечательностей, явлений, даже, если речь идёт о самых обыкновенных вещах. Его собственные рисунки демонстрировали подходящий способ рисования, хорошо иллюстрирующий его идеи.
Почему нам так нравится рисовать? Потому что, когда мы рисуем, нам удаётся выразить в рисунках наши эмоции, то, что мы испытываем в данный момент и наши идеи намного лучше, чем с помощью слов. Потому что рисунок — это фантазия, любовь и эмоции. Рисунок — не только вид искусства, созданный талантливыми художниками. Согласно последним научным исследованиям, рисунок оказывает влияние на одно из полушарий головного мозга. Правое полушарие нашего мозга несёт ответственность за творчество и воображение, в то время, как левое полушарие решает логическую задачу. Когда мы рисуем, 80% нашего правого полушария активизируется. Таким образом в процессе рисования не только оба полушария работают одновременно, но также развиваются и наши способности.
Рисунок успешно используется и как терапевтическое средство. Доктор Арнольд Брески, физик, создал программу «Brain Tune Up» (2010), где использует искусство как терапию для лечения болезни Альцгеймера. И результаты были успешными: увеличилась на 70% память пациентов. Он полагает, что рисунок и живопись помогает росту новых мозговых клеток. Эта терапия применяется не только к пациентам, но и к здоровым людям. Рисование действительно благоприятствует тому, чтобы наша память совершенствовалась.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современный рисунок предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других