27 звезд, 27 божеств: астрологические мифы Древней Индии

Вик ДиКара, 2018

Перед вами книга, посвященная пока еще мало освещенной области Ведической Астрологии – 27 накштарам и астрологической мифологии. Автор раскрывает природу каждой накшатры (звезды) посред-ством знакомства с мифами из древних Пуран, Махабхараты, Риг-веды, Бхагавадгиты т.п. Книга будет интересна самому широкому кругу читателей – от интересующихся индийской культурой, религией, астрологией до продвинутых практиков Ведической Астрологии (Джйотиш).

Оглавление

6. Ардра — гроза

Название — Ардра

Значение — намокший

Символ — ливни, дождевые капли

Божество — Рудра — бог грозы

Основные звезды — Бетельгейзе

Слово «ардра» означает «мокрый». Ардру символизируют влажные предметы: слезы, капли дождя и, особенно, ливни. Божество Ардры — Рудра, громогласный бог разрушительных гроз.

Что такое гроза? Она пугающая, ужасная и разрушительная. Но именно так природа пополняется чистым кислородом и защищающим озоном в атмосфере.

Ардра — это гроза, которую нужно переждать, чтобы природа снова стала чистой и свежей.

Шанкара-ачарья, воплощение Рудры, был рожден, когда Луна находилась в Ардре. Еще один знаменитый философ Индии Рамануджа-ачарья, который поправил и рассчитал основы, заложенные Шанкарой, также родился, когда Луна находилась в Ардре.

Без сомнения, эта звезда — владение духовного плодородия.

Битва Создателя и Разрушителя

В «Сканда Пуране» рассказывается история о том, как однажды Брахма поссорился с Рудрой, и тот отсек одну из голов Брахмы (изначально у него их было пять). Рудра выбросил голову, и она превратилась в звезды Мригаширы, накшатры, которая идет после Рохини Брахмы. В поисках (мрига) головы (ширша) Рудра обосновался в накшатре Ардра, которая идет следующей за Мригаширой.

Если представить, что буква «у» просто со временем выпала из современного написания Ардра, тогда название этой звезды означало бы «место, которое привлекло Рудру». Хотя часто название этой звезды пишут именно «Арудра».

Гнев и разрушение

Рождение Рудры, бога Ардры, с небольшими вариациями описывается в разных источниках12. Здесь мы приведем обобщенный вариант мифа.

После того, как Брахма создал основные элементы Вселенной, ему понадобились живые существа, чтобы населить ее. Сначала он создал четырех великолепных существ и велел им: «Населите Вселенную!» Но те отказались. Им было совсем неинтересно действовать в материальном мире, так как их амбиции были чисто духовными. Брахма сильно разгневался на непослушание своих первых детей. Хотя он и понимал, что причина неповиновения его пожеланию совершенно обоснована.

Брахма попытался усмирить свой гнев, но он начал скапливаться между бровей и сформировался в глубокую морщину. Гнев был такой сильный, что начал светиться. Мощь его все возрастала, и Брахма уже не мог сдерживать его внутри. Но вместо того, чтобы все высказать своим святым сыновьям, Брахма низверг весь гнев из своего лба, и тот превратился в темнокожего ребенка с лиловым оттенком, который начал громко и яростно кричать.

— Кто я есть? — спросил он.

— Ты есть Рудра (Ревун)! — ответил Брахма.

Ребенок был наполовину мужского, наполовину женского пола, поэтому Брахма велел: «Разделись!» Тогда Рудра и его жена Рудрани приняли отдельные формы.

— Разделись снова! — велел Брахма.

Тогда Рудра и Рудрани разделились каждый на 11 форм.

— Теперь идите каждый на свое место и плодите детей! — велел Брахма.

Так они и поступили и породили тысячи яростных, гневных, кричащих созданий огня, грозы и разрушения.

Увидев это Брахма, воскликнул: «Дети мои, остановитесь! Разрушение должно быть сбалансировано, равномерно и сдержано. Оно не должно распространяться без меры. Теперь, вместо того, чтобы продолжать создавать гневных детей, идите и медитируйте на Божестве. Это усмирит вас и успокоит».

Одиннадцать форм Рудры и Рудрани объединились в одного мужчину и одну женщину и последовали указанию Брахмы. Так они стали мирными и получили имя Шива («Тот, кто благостен») и Парвати («Та, кто поднялась выше»).

Рудра родился, когда созидательные амбиции Брахмы расстроились. Адрда — это нарушение созидательной силы. Она представляет собой все, что мы должны преодолеть перед тем, как сможем созидать и достигать поставленных целей.

Рудра вызывает разрушение, которое может оказаться очень сильным, но для этого есть причина. Ардра наделяет человека силой разрушать, забывать и отпускать неблагоприятные вещи.

Необходимость разрушения

Роль Рудры во Вселенной та же, что и роль Ардры в нашей жизни — разрушение. Разрушение нам необходимо, чтобы оставить место для нового создания.

Создатель Брахма живет триллионы лет, и каждый из его «дней» длится миллионы и миллионы человеческих лет. Создатель не может отдыхать, пока активны его творения. Прежде чем Брахма сможет отдохнуть, Рудра и его дети должны начать разрушать созданное. Если Рудра не будет выполнять свою разрушительную функцию, Брахма не сможет остановиться и восстановить свою созидательную энергию.

Ардра позволяет нам отдохнуть. Когда вещам нужно «упокоиться с миром», им нужна Ардра.

В «Иса Упанишаде» (11) сказано, что «забыть, что знал» (разрушение) важно так же как и учение (созидание).

Ардра позволяет нам разучиваться, разрушать невежество и забывать то, что следует забыть.

Защитник Божественной Расы

Жители священного города Вриндавана рассказывают миф о Шиве как «Гопешвара Махадеве». Этот миф очень красочно описывает, насколько разрушение нереального, полное забвение и отказ от собственного иллюзорного Я важно для того, чтобы человек смог увидеть истинную красоту и испытать удовольствие духовного отречения. Это отражается и в последовательности звезд. Рохини в центре представляет собой благословенный объект красоты и плодородия. По обеим сторонам ее питает солнечная сила Агни Криттика и лунная сила Сомы Мригашира. Далее по обеим сторонам их окружают сложные стены Ямы (Бхарани) и Рудры (Ардра). Миф рассказывает о том, что у бога Ардры есть ключи, позволяющие выйти за пределы этих стен и блаженное царство.

Посреди осенней ночи, освещенной полной Луной, Шри Кришна исполнял изумительный «танец расы», демонстрируя бесконечную романтическую красоту. Шива хотел присоединиться к нему, но Вринда, богиня Вриндавана, остановила его на тропе на окраине рощи: «Тебе нельзя туда входить» — воскликнула она.

— Почему? — спросил Шива и расстроился.

— Сюда не может входить никто, кроме Кришны, — объяснила Вринда, — Так как ты держишься за ошибочное представления себя как мужчины, твое присутствие будет недопустимо!»

На большом расстоянии Шива мог слышать, видеть и чувствовать запах оживления танца расы. Это сводило его с ума от желания.

— Я — Рудра! — воскликнул он, — Я могу все разрушить!!! Поэтому я смогу разрушить свое мужское эго!

С этим яростным сильным решительным намерением он сел медитировать на высшей женщине Шри Радха, центральной фигуре танца расы, чтобы добиться ее благословения.

Услышав его молитвы, Шри Радха послала к Шиве, который сидел в огненной, страстной медитации на окраине леса, свою ближайшую подругу Лалиту. Лалита наделила Шиву всеми необходимыми указаниями, как развить внутреннее эго женской богини и быть пригодным присоединиться к высшему танцу расы Шри Кришны. Но тело Шивы осталось мужским.

Лалита привела его к Ямуне. Благодаря ее благословению, когда Шива вновь появился из воды, его новое физическое тело соответствовало внутреннему Я — он обрел форму богини расы Гопи.

Когда Шри Кришна увидел новую гопи, вошедшую в танцевальный круг рука об руку с Лалитой, волна счастья и озорства всколыхнула его трансцендентное бытие. Так как гопи уже не была Шивой (которого называли Махешвара, великий смотрящий), Кришна шутливо назвал ее Гопешвара.

Сегодня паломники, планирующие путешествие в Вриндаван и участие в божественном танце Расы Шри Кришны, всегда читают мантры Шиве в образе Гопешвары. Мантры направлены на то, чтобы Рудра разрушил их эго и сделает их пригодными для того, чтобы участвовать в этом божественном блаженстве.

Когда разрушительная сила Ардры приобретает духовное направление, она повергает ошибочное эго и позволяет войти в блаженные миры бытия.

Примечания

12

«Бхагавата Пурана» (3.12); «Вишну Пурана» (1.7 и 8); «Деви Бхагават» (7); «Махабхарата» (Вана.12)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я