27 звезд, 27 божеств: астрологические мифы Древней Индии

Вик ДиКара, 2018

Перед вами книга, посвященная пока еще мало освещенной области Ведической Астрологии – 27 накштарам и астрологической мифологии. Автор раскрывает природу каждой накшатры (звезды) посред-ством знакомства с мифами из древних Пуран, Махабхараты, Риг-веды, Бхагавадгиты т.п. Книга будет интересна самому широкому кругу читателей – от интересующихся индийской культурой, религией, астрологией до продвинутых практиков Ведической Астрологии (Джйотиш).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 27 звезд, 27 божеств: астрологические мифы Древней Индии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

4. Рохини — смущенная невеста

Название — Рохини

Значение — розовощекая, смущенная дева

Символ — буйвол, запряженный тележкой, наполненной продуктами, дерево смоковницы

Божество — Брахма — прародитель, создатель

Основные звезды — красная звезда Альдебаран

Все, связанное с этой звездой, символизирует плодородие и созидание.

— Название «Рохини» означает «красная дева», что буквально означает «дева, способная к зачатию, достигшая половой зрелости, у которой началась менструация». Можно назвать ее «смущенной невестой». «Рохини» также означает «деторождение», а «деторождение» — это созидание и плодородие.

— Символ Рохини — это буйвол, олицетворяющий мужское плодородие. Буйвол тянет тележку, до краев наполненную продовольствием — еще один символ плодородия.

— Еще один символ Рохини — дерево, которое также олицетворяет плодородие, так как приносит плоды, в символической интерпретации это дети. Рохини символизирует особый вид дерева — смоковница, которая является особым символом плодородия и роста, так как никогда не прекращает расти и развиваться.

— Божество Рохини — Брахма, отец всего создания, прародитель, а значит и символ плодородия. Брахма является создателем всего во Вселенной, а значит и символом созидания.

Без сомнения, Рохини — это звезда плодородия и созидания, связанная со страстью и красотой.

Давайте посмотрим, кем был Брахма, и послушаем несколько историй о нем, чтобы в полной мере осознать созидательную энергию и страсть звезды Рохини.

Бог созидания

Христианское общество часто представляет индуизм, как «троицу», так как индуистское понимание мира основывается на трех силах. На деле, однако, индуистская концепция схожа не с христианской троицей, а, скорее, с современной теорией цвета, согласно которой весь безграничный спектр основывается на трех главных цветах.

Три главные силы — это саттва, раджас и тамас.

Саттва — это чистота, свет, равновесие, мир

Раджас — красный цвет, страсть, желание, действие

Тамас — тень, темнота, стабильность, сон

Эти три главные силы приводят к основополагающим действиям во Вселенной: сохранение, создание и разрушение. Три могущественных существа управляют этими силами, а значит и тремя вселенскими действиями. Вишну поддерживает существование вещей, управляя силой чистоты, саттвой. Брахма создает вещи, управляя красной силой, раджасом. Шива разрушает вещи, управляя силой тени, тамасом.

Брахма — это божество красной силы создания и страсти, раджаса. Поэтому он является и божеством красной звезды Рохини. Рохини — это звезда раджаса: плодородия, страсти, мотивации и разного рода созидательной энергии.

История создания

Ведическая литература представляет нам историю рождения Брахмы и создания им мира с разных точек зрения6. Здесь я объединю все эти истории, так как передаю историю создания, представленную в Пуранах.

До появления всего было сознание с присущей ей радостью и блаженством.

Радость не статична. По своей природе она постоянно расширяется. Расширение имеет особый сигнал и определенную величину усиления этого сигнала. Поэтому исходному одиночному сознанию свойственна множественность. Так как радость в одиночестве не процветает, вокруг исходного сознания собирается бесчисленное количество существ.

Эти бесчисленные существа обладают свободной волей, и они свободны не повиноваться такому сценарию. Так, существует зеркало реальности, где центральное исходное сознание скрыто в «темноте», а периферийный проблеск свободной воли считает себя центром всего.

Исходное сознание расширяется в эту темноту в форме Пуруши, изначального Вишну. Пуруша опирается на «океан причины и следствий». Так как он частично погружен в воду, из пор его тела выступает бесконечное множество пузырьков. Некоторые источники называют эти пузырьки «яйцами», в частности, золотыми яйцами, так как яйцо имеет круглую форму и содержит в себе материю и энергии, необходимые для создания чего-то нового. Яйцо золотое, потому что оно светится силой сознания, излучаемого божественным всесознающим телом Пуруши. Эти пузырьки-яйца являются прототипом Солнечных систем, парящих в безграничном океане причинности, пространстве.

Прежде чем создать что-то, яйцу требуется семя, поэтому Пуруша проникает в каждое из них. В каждом яйце он снова опирается на «космический океан». Так как он частично погружен в океан, некоторое количество воды попадает в его пупок, в котором растет «цветок лотоса».

Цветы размножаются не половым путем, поэтому являются прекрасным средством продвижения первого существа в мир7. Когда цветок раскрыл свои лепестки, в центре его восседал бог создания Брахма.

Сначала Брахма не понимал, кто он есть, чего от него ждут и как он должен это сделать. Он спустился по стеблю лотоса, но не нашел конца. Он посмотрел вокруг во всех направлениях — так появились пять его голов (запад, восток, север, юг и верх). Позже Шива удалил одну из них8. Но Брахма не нашел подсказки к ответу ни на один из своих вопросов.

Тогда Пуруша произнес одно единственное слово, которое Брахма услышал, как голос из безграничного пространства: «Тапа». Это было наставление для Брахмы: «Будь спокоен. Контролируй себя. Будь смиренен. Тогда ты поймешь».

Брахма практиковал спокойствие и самоконтроль, в результате чего его ум смог получить полную передачу знания Вишну. В этой передаче он узнал все, что ему нужно было знать, в том числе и то, как использовать примордиальные энергии внутри «яйца», чтобы соединить различные формы и создания во Вселенной.

До Брахмы не было ничего, кроме, так называемых, субатомных квантов. Все, что теперь существует, есть создание Брахмы или последовательное создание его созидания.

Давайте остановимся ненадолго и посмотрим, насколько созидательным должен быть Брахма. Он — создатель всей Вселенной и самое созидательное существо в ней! Теперь мы можем оценить, какой большой созидательной силой обладает его звезда Рохини.

Прародитель

Брахма был рожден прежде чего бы то ни было, а все остальное родилось от него (за некоторыми исключениями). Поэтому Брахму часто называют Праджапати, прародитель. Брахма создал много других праджапати, чтобы они помогли населить мир, но когда имя Праджапати используется в единственном числе, оно относится к Брахме.

Много существ Брахма создал непосредственно из своей мысли. Поэтому его звезда Рохини очень изобретательна и полна творческих мыслей и идей. Брахма создавал и более традиционным способом, поэтому можно сказать, что Рохини обладает сильным репродуктивным и романтическим желанием.

Брахма женится на своей дочери

О традиционном рождении в «Шримад Бхагаватам» (3.12) есть очень интересная история, которую нельзя не упомянуть. Чтобы Брахма мог порождать половым путем, сначала он должен был создать себе жену. Тогда, в этом смысле, его женой стала бы его же «дочь».

Ее звали Вак (сильная речь, другое имя — Сарасвати, богиня знания), и ей совершенно не нравилась эта идея. Когда Брахма стал давить на нее, другие его дети, протестуя, остановили его. Тогда Брахме стало стыдно, он покинул свое тело и создал новое, чтобы смыть нечистотность своих мыслей. Старое тело превратилось в ядовитую лягушку в темноте.

Позже, видя его затруднительное положение, Вак согласилась выйти замуж за Брахму, но они не были счастливы и жили далеко друг от друга.

Отец Шивы

«Шримад Бхагаватам» (3.12) описывает Шиву как дитя Брахмы.

Брахма разгневался, когда четыре его сына отказались выполнять важную обязанность воспроизводства ради воздержания во имя духовной цели. Гнев извергся из морщин между бровей Брахмы в виде Рудры, которого стали называть Шива.

Я расскажу этот миф подробнее, когда мы будем говорить об Ардре, звезде Рудры.

Вишну — это первый бог, который управляет силой саттвы, энергией самого существования. Однако существование не может проявляться само по себе без созидания, поэтому из Вишну появился бог созидания (раджас) Брахма. Но все, что создается, должно разрушиться, и без разрушения (тамас) не останется места для создания. Поэтому раджас активизировал тамас и, соответственно, бог тамаса Шива появился из бога раджаса Брахмы.

Несмотря на то, что Рохини является красивой и приятной звездой, подобно Брахме, у нее довольно вспыльчивый нрав9.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 27 звезд, 27 божеств: астрологические мифы Древней Индии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

6

В первой главе «Манусмрити» и главе 43 «Вамана Пураны» приводится метафора с яйцом в океане. «Веданта Сутра» добавляет истории философские измерения. «Брахма Самхита» также добавляет некоторые подробности. «Бхагавата Пурана» объединяет все это в своих главах 1.3, 2.4-5 и 3.8.

7

Так как Брахма был рожден неполовым путем, его называют «Аджа», «нерожденный» или «рожденный без зачатия».

8

В одних текстах говорится, что Шива оставил череп и сделал из него чашу, в других, что он бросил ее в пространство, и она упала в Мригаширу. В главе, посвященной Ардре, я подробнее остановлюсь на этом мифе.

9

В классические времена Рохини совпадала со значительной частью Тельца. По моему мнению, именно поэтому в классической астрологии этот вид гнева связывают с Тельцом, даже несмотря на то, что ни управитель Тельца (Венера), ни его элемент (Земля), ни тип (фиксированный) не имеют никакого отношения к злости и вспыльчивости.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я