Перед вами книга, посвященная пока еще мало освещенной области Ведической Астрологии – 27 накштарам и астрологической мифологии. Автор раскрывает природу каждой накшатры (звезды) посред-ством знакомства с мифами из древних Пуран, Махабхараты, Риг-веды, Бхагавадгиты т.п. Книга будет интересна самому широкому кругу читателей – от интересующихся индийской культурой, религией, астрологией до продвинутых практиков Ведической Астрологии (Джйотиш).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 27 звезд, 27 божеств: астрологические мифы Древней Индии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
5. Мригашира — искатель
Название — Мригашира
Значение — с лицом, похожим на оленя
Символ — олень, втягивающий носом землю
Божество — Сома — бог бессмертного нектара
Основные звезды — голова Ориона: λ, φ Ориона
«Мрига» означает лесное животное, особенно, оленя. Их так называют, потому что они постоянно бродят по лесу в поисках пищи, что отражает буквальное значение «искатель».
Символ Мригаширы — олень, втягивающий носом землю — буквально описывает слово «Мригашира», «морда оленя».
Сома — божество Мригаширы. Сома появляется в «Бхагавадгите» (15.13), когда Шри Кришна говорит:
puṣ ṇ āmi cauṣadhīḥ sarvāḥ somo bhūtvā rasātmakaḥ
«Я стал Сомой и сделал растения вкусными и сытными»
Сома — это бог легендарного эликсира, который также называют Сома. Данный эликсир гарантирует вечную молодость и постоянные наслаждения. Выражение «фонтан молодости» — самое емкое и точное описанием Сомы. Оно объединяет в себе природу искательства и приключений Мригаширы.
Буквально слово «сома» переводится как «сок, жидкость». Особенно это касается жидкостей, содержащихся в растениях, которые питают их и придают им вкус. Хорошее питание поддерживает нашу молодость, а вкус приносит в нашу жизнь наслаждения. Поэтому всю пищу можно назвать разновидностью Сомы. В конечном итоге, легендарный эликсир есть пища.
В Ведах выделяется одно особое растение под названием сома-валли, так как оно превосходит все остальные по питательным характеристикам и запаху. Теперь это растение уже вымерло, но миллион лет назад оно произрастало только в нескольких регионах10, а листья его распускались и опадали вместе с растущей и убывающей Луной. Из стебля этого растения можно было выдавить сок, который называли Сома или Амрита — «нектар бессмертия», который боги обильно пили, чтобы обрести силы и бессмертие.
Все растительные продукты содержат в себе силу жизни, поэтому их можно назвать «амритой». Без пищи мы умираем (мрита). С пищей мы не умираем (а-мрита). Пища делает нас бессмертными, так как она противостоит смерти. Но эликсир, сделанный из растения Сома, обладал огромной силой. Люди и боги во все времена и всех культур постоянно искали его, подобно тому, как олени постоянно втягивают носом запахи в поисках своей тропы.
Олень Мригаширы обнюхивает землю в поисках Сомы в лекарственных и питательных травах, человек же «принюхивается» на своем жизненном пути в поисках Сомы в форме бессмертия и блаженства.
Мригашира имеет отношение ко всему, что связано с поиском.
Сома, Амрита, Раса
Я уже упоминал, что пища, среди которой Сома является королем, обладает двумя качествами: она поддерживает в нас жизнь и доставляет удовольствие. В «Ригведе» в 9 разделе, полностью посвященном Соме, сказано, что Сома (1) дает бессмертие, (2) «хохочет».
Сому называют Амрита, «бессмертие», так как она противостоит смерти. Пища также поддерживает нашу жизнь. В «Ригведе» (9.42) Сому даже называют «бессмертием бессмертных» и «божественным внутри богов».
Второе качество Сомы, однако, еще более любопытное. Конечно, оставаться живым очень важно, но в чем смысл жизни? Раздел 9 «Ригведы» представляет для нас Сому в качестве ответа на этот вопрос — смысл жизни в наслаждении, «хохоте, смехе»; нужно пировать, наслаждаться и вкушать расу — экстатическую радость. Поэтому Раса — это еще один синоним Сомы.
В «Тайттирийя Упанишаде» (Ананда.7) сказано о расе так:
raso vai saḥ
rasaṁ hy evāyaṁ labdhvānandī bhavati
«Он и есть раса!
Достигни его расы и, несомненно,
будешь опьянен блаженством!»
Напрямую или косвенно, осознанно или нет, мы все находимся в поисках расы. Наши амбиции могут быть задавлены молотом постоянных неудач, но за каждым нашим желанием всегда будет стоять истинная жажда расы. Мригашира объединяет в себе все трансформации поиска расы, а не только низменного поиска веселья. Тем более, олень все-таки является красивым и благородным животным, а не грубым.
Раса — это высшая цель Мригаширы. В Упанишадах сказано, что мы не обнаружим расу ни в одном фрукте или овоще, ни даже в райском эликсире. Мы сможем обнаружить ее только в Великолепном божестве Шри Кришне, кто есть олицетворение расы.
Братья и сестры в звездах
«Махабхарата» (Вана.221.15) рассказывает нам о брате Сомы Агни и его сестре Рохини. Эта история имеет особое астрологическое значение. Два брата, Сома и Агни, стоят по обе стороны от своих сестер. С одной стороны Рохини находится звезда Сомы Мригашира, а с другой — звезда Агни Криттика.
Агни — это огонь, солнечный элемент. Сома — вода, лунный элемент. Жизнь процветает лучше всего, когда существует равновесие тепла и влаги. Поэтому из всех 27 звезд Рохини занимает самое лучшее, плодородное положение, находясь между огнем Агни и влагой Сомы11.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги 27 звезд, 27 божеств: астрологические мифы Древней Индии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
10
В «Ригведе» (8.7.29 и 8.64.10-11) говорится, что это растение произрастало в «Сушоме, Арджикийе и т.д.» и в «Шараньявате» (что, вероятно, является берегом какого-то особенного озера) и на склонах горы Муджават. Считается, что оно имело длинный стебель цвета травы и лучилось зеленым блеском («Ригведа» 9.42.1 и 9.61.17).