27 звезд, 27 божеств: астрологические мифы Древней Индии

Вик ДиКара, 2018

Перед вами книга, посвященная пока еще мало освещенной области Ведической Астрологии – 27 накштарам и астрологической мифологии. Автор раскрывает природу каждой накшатры (звезды) посред-ством знакомства с мифами из древних Пуран, Махабхараты, Риг-веды, Бхагавадгиты т.п. Книга будет интересна самому широкому кругу читателей – от интересующихся индийской культурой, религией, астрологией до продвинутых практиков Ведической Астрологии (Джйотиш).

Оглавление

3. Криттика — острое лезвие

Название — Криттика

Значение — резак, разделитель

Символ — острые лезвия

Божество — Агни — бог огня

Основные звезды — яркие голубые Плеяды

Название «Криттика» происходит от слова kṛttā/kartari, что означает «резать, разделять», и символ острого лезвия как нельзя лучше отражает данное значение. Однако это слово связано еще и с корнем krt, что означает «собирать, завершать», поэтому острота Криттики — это не варварский клинок, а острый инструмент для точного разреза. Помимо этого Криттика — это звезда проницательности, точности, разрешения сложных вопросов и глубокого понимания.

Агни — бог огня — наделяет Криттику силой. Огонь характеризуется двумя особенностями: он яркий и горячий. Яркость излучает свет. Жар горит или «переваривает», он освобождает энергию в предметах. Криттика не только острая, но и «смышлёная». Это звезда интеллектуалов, блестящей интуиции и способности быстро «переваривать» идеи и концепции. Этимология слова «критичный» идет от слова «критика». Это звезда острого, критичного мышления.

Криттика — накшатра, не имеющая ничего общего с мягкостью и отзывчивостью, но превосходная для анализа, быстрого и точного анализа, решения проблем и сомнений.

Дитя Огня, разделившийся на части

Чтобы рассказать вам эту историю, объединим версии «Махабхараты» (Вана.223-227), «Валмики Рамаяны» (Балаканда.36) и «Брахманда Пураны» (81):

Однажды во время ритуала Агни увидел жен семи мудрецов и влюбился в них. Чтобы тайно смотреть на их красоту, он превратился в огонь в их очагах. Но потом он раскаялся и удалился в лес, чтобы погоревать над своим разбитым сердцем.

Богиня по имени Сваха уже долгое время любила Агни и увидела в этом поступке свой шанс. Она приняла образ одной из жен мудрецов и прибежала к Агни со словами: «Я — Шива, жена мудреца Ангираса. Я здесь, чтобы удовлетворить твои желания».

После их связи, она превратилась в птицу и улетела на легендарную гору, откуда восходит Солнце. Там она выплеснула семя Агни в озеро. Затем она приняла образ жены другого мудреца и так повторила еще пять раз. Принять образ седьмой жены Арундхати ей не удалось, так как та была очень предана своему мужу Васиштхе.

Тем временем к власти пришел анти-бог по имени Тарака и завоевал всех богов силой благословения. Убить Тараку мог бы только ребенок семи дней от роду.

Боги попытались зачать ребенка, но не могли из-за проклятия. Даже Шива и его жена Парвати не могли зачать в течение целых ста небесных лет! Их мощные попытки повергли Вселенную в страдания, и боги попросили Шиву и Парвати остановиться. Они прервали Шиву как раз в момент извержения семени, и тогда он спросил: «Вы привели в ярость мою жену, прервав нас! В какую же утробу теперь мне излить мое семя?»

Боги предложили в качестве утробы использовать Землю. Это привело Парвати в еще большую ярость, и она прокляла Землю, чтобы та не могла выносить ребенка. Семя Шивы сильно встревожило Землю, что привело к потопам и опустошению. Боги обратились к всемогущему Агни, богу огня, чтобы тот принял в себя семя, и тот принял его в пламенную утробу. Но и он попал под проклятие Парвати и не смог выносить ребенка из этого семени. Усилия истощили его, и огонь начал затухать и остывать. Агни обратился к богине Ганге, которая посоветовала ему опустить семя в воду. Но и ее постигла неудача и разочарование, пока она не узнала, что семя Агни пять раз попадало в озеро на горе Восхода. Туда же она добавила и семя Шивы.

Вскоре гора породила жестокого и сильного ребенка, который начал крушить холмы и издавать крик, подобный грому.

Семь мудрецов попытались устранить это ужасное нарушение. Обитатели леса рассказали им, что винить стоит своих жен. В ярости мудрецы развелись со своими шестью женами и выгнали их прочь. (Они отрезали жен, развелись с ними — буквальное значение Криттики)5.

Никто не мог усмирить ребенка, и даже боги не могли осмелиться открыто противостоять ему. Вместо этого они отправили шесть разведенных жен мудрецов (Криттик) усмирить дитя и затем отравить его из своей груди. Но женщины пожалели мальчика и приняли его как собственного сына.

С того дня, когда шесть женщин стали приходить, чтобы накормить его, ребенок разделился («криттика») на шесть форм, чтобы одновременно кормиться у каждой матери. Вскормленный Криттикой, его называли Картикея.

Усмиренный шестью матерями, дитя отблагодарило своего отца Агни.

Затем прибыли Шива, Парвати, богиня Земля и Ганга — каждый из них выдвигал свои претензии на родительство. Дитя имел шесть форм. Одна из них осталась с шестью Криттиками, вторая — с Агни, остальные отошли Шиве, Парвати, Ганге и Земле.

Когда мальчику со сверхспособностями исполнилось семь лет, боги поставили его во главе своей армии и атаковали анти-богов. Могущественный новорожденный ребенок уничтожил Тараку и восстановил силу богов.

Убийство детей

«Махабхарата» (Вана.230)

Сын Агни сказал своим шести матерям: «До шестнадцати лет я буду злым духом — убивать детей, разрезать их на части и съедать».

Всем известно, что война убивает детей и отбирает их у родителей. Огонь, повышающий кислотность в теле, снижает и способность к оплодотворению. Так, Криттика считается неблагоприятной для детей и деторождения, а также и для всего, что требует бережного и внимательного отношения.

История царя Шиби

«Махабхарата» (Вана.131)

Эта история об Агни очень занимательная, и я решил привести ее здесь, несмотря на то, что она не имеет отношения к астрологической природе Криттики.

Царь по имени Шиби был самым щедрым и милосердным человеком в истории. Однажды Индра и Агни решили продемонстрировать его готовность к самопожертвованию. Агни обернулся голубем и сел на колени царя, а Индра превратился в ястреба и попытался налететь на голубя и съесть его.

Когда царь отогнал ястреба прочь, тот спросил, почему он отбирает у него пищу.

Царь ответил: «Голубь нашел у меня прибежище, поэтому я должен защищать его. Но раз ты голоден, я найду тебе поесть что-нибудь другое».

Но ястреб не хотел принимать ничего другого взамен голубю. Шиби даже предложил ястребу все свое царство, но тщетно. Наконец, ястреб согласился на кусочек плоти Шиби, равной весу голубя.

Когда Шиби поместил голубя и кусочек своего бедра на чаши весов, голубь оказался тяжелее. Он отрезал свою плоть кусочек за кусочком, но голубь все время оставался тяжелее. Когда тяжело израненный царь был готов поместить на чашу весов все свое тело, Агни и Индра приняли свой истинный образ, благословили его и забрали в рай.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 27 звезд, 27 божеств: астрологические мифы Древней Индии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Семь звезд Большой Медведицы представляют собой семь мудрецов. Шесть главных звезд Плеяд — это шесть разведенных жен, неудачливых богинь. Седьмая жена — Арундхати — осталась рядом со своим мужем Васиштхой в виде звезды Алькор рядом со звездой Мизар.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я