Борис Орлов — классик современного искусства. Он оказался свидетелем многих судьбоносных для отечественной культуры событий. Его друзьями и коллегами были Дмитрий Пригов, Леонид Соков, Илья Кабаков, Эрик Булатов, Гриша Брускин, Иван Чуйков, Михаил Рогинский, Эрнст Неизвестный. В воспоминаниях Орлова — быт, творчество и вдохновение: как работали и жили художники, что читали, смотрели и слушали. Это бесценные свидетельства очевидца, проливающие свет на многие явления художественной жизни в СССР.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Хронограф» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Студия
В одиннадцать лет я начал заниматься живописью в студии Дома пионеров на Стопани. В четырнадцать, решив стать геологом, я перестал ходить на занятия, хотя продолжал рисовать дома.
В 1957 году, летом между девятым и десятым классом, в пионерском лагере, мне в руки попала глина, и я попробовал лепить. Это занятие так увлекло меня, что, вернувшись домой, я первым делом снова записался в студию. Так я оказался в группе замечательного педагога Александра Васильевича Попова. Попов был старым строгановцем, и вся его группа ориентировалась на поступление в Строгановское училище1. С этого момента моя судьба определилась окончательно.
В студии у меня появился близкий друг, Дмитрий Александрович Пригов2. Наша дружба продлилась без малого тридцать лет.
Если я оказался в студии по вполне понятным причинам, то Дима оказался там совершенно случайно: он мечтал попасть в кружок авиамоделистов, но там набор уже закончился, и Дима слонялся по коридорам, заглядывая то в одну, то в другую дверь. За одной из дверей он увидел ребят своего возраста, которые лепили с натуры филина. На звук открывающейся двери филин повернул голову на сто восемьдесят градусов и глянул на мальчика Диму так, что тот остался в той студии надолго, а в изобразительном искусстве — навсегда.
Уже тогда было ясно, что он человек творческий. Лепить у него поначалу получалось плохо, но ему так нравилось в студии, где благодаря талантам Попова собрались интересные ребята и сложилась семейная атмосфера, что он быстро освоился и начал делать успехи. Уже тогда он в больших количествах писал стихи, в то время очень похожие на есенинские.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Хронограф» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Сейчас это Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова — один из старейших в России центров художественного образования, история которого восходит к 1825 году, когда граф С. Г. Строганов организовал Школу рисования. В 1860 школа преобразована в Строгановское училище технического рисования, в 1918 — в Первые свободные государственные художественные мастерские, на базе которых (вместе с МУЖВЗ) создан Вхутемас. В 1945 училище было воссоздано под названием Московское высшее художественно-промышленное училище (быв. Строгановское). С 1992 — Московский художественно-промышленный институт им. С. Г. Строганова, с 2009 — современное название.
2
Пригов Дмитрий Александрович (1940, Москва — 2007, Москва) — поэт, прозаик, художник, график, скульптор. Окончил МВХПУ им. С. Г. Строганова. С 1956 писал стихи, которые распространялись в самиздате, со 2-й пол. 1970-х публиковался в эмигрантских журналах, с 1988 — на родине. Наиболее известен литературным творчеством в духе соц-арта и концептуализма. Автор графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов.