1. книги
  2. Современная русская литература
  3. Борис Бужор

ДК

Борис Бужор (2019)
Обложка книги

Полный энергии молодой драматург Платон вопреки обстоятельствам пытается создать свой театр на базе забытого провинциального Дворца культуры. Но дело, которое он затеял, постоянно встречает препятствия. Да и вряд ли могло быть иначе, когда главный враг Платона — его жена — дерзкий, красивый художественный руководитель областного театра и самая сексуальная девушка города.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «ДК» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

После обеда

И новая театральная жизнь стартанула с места… И понесло… Куда понесло? Да шут его знает. И нам дали в помощь двух художников ДК. И нам выделили комнату для первых репетиций — читок, притирок актеров к тексту. Мы укомплектовались по полной — Танька согласилась принять участие в нашем «Марше одноногих». Ленкина избирательность сыграла в нашу пользу, вздорная актриса, недовольная ролью, что она не Джульетта, а какая-то Кормилица, назло руководству дала добро на работу в нашем спектакле. Тем более главная женская роль, да к тому же — единственная женская любовь. Жена злилась, что странно, почему-то на меня. Да и ладно.

Сама же говорила, решим все по-деловому, как полагается, я приехал к ней в театр… Ленка же сама отвела меня к Таньке, мол, спроси у нее все сам — готова или нет? Актриса оказалась готова, Ленка к такому повороту сюжета — нет.

Первая читка прошла вяло и скованно, с запинками и переспрашиванием. Явились все, кроме Колдая, тот работал, это нормально. У него-то роль — выйти из темноты вначале и в конце на три секунды да произнести одну фразу. Вот и весь бенефис. Все остальное исполнит фактура — большая и суровая, и даже если его герой позабудет текст, это мало кого огорчит, зритель подумает, что так и надо.

Читка проходила в комнате, где, как я понял, базировался Театр семейной трезвости. Стены были залеплены множеством фоток, которые увековечивали всю прелесть безалкогольной жизни. Снимок за снимком, если просматривать слева направо, возникнет ощущение, что глядишь допотопный фильм — счастливые мужики, еще больше счастливые женщины, то они вокруг самовара, то они моржуют возле проруби, то играют в бадминтон. Дальше сюжет о трезвом счастье закручивает интригу — и вот наши отважные герои уже на сцене в балетных юбках, исполняют танец маленьких лебедей. Нелепые, пузатые, рыхлые, задорные, улыбчивые, с тройными подбородками… Под фотографией надпись: «Быть трезвым — это весело».

Над пианино портрет печального мужичка с отважными глазами и напряженными от счастья скулами, вокруг, видимо руководителя это безумия, красовались грамоты и дипломы — за что и как они были получены разбираться не хотелось. А вот откуда подвешенный над ними транспарант, узнать не мешало бы, сгодился бы на спектакль: «Алкоголь — чума двадцать первого века».

— Что дальше? — аккуратно спрашивает Петр, словно за стенами нас могли подслушивать.

— Перекур и еще почитаем, — ответил я.

— Хорошо.

Серега откладывает текст в сторону, залипает в одну из фотографий, на которой черт-те что — мужики и женщины выстроены в шеренгу, их губы измучены улыбками, от этого кажется, что им невмоготу как хочется в туалет.

— Ничего так не провоцирует выпить, как трезвое счастье, — философски изрекает Серега.

Мы выходим подымить через служебный вход к когтистым корням растревоженных ветром сосен. На перекуре приходит беда, откуда не ждали. Танька, ни с сего заводится, как заговоренная.

— Я не понимаю, — точеным коготком стряхивает пепел с длинной сигареты.

Небо заволокло тучами, словно брезентом. Еще с утра накрывшая город пасмурность уплотняется мелким дождем, негодует природа, негодует Танька:

— Я не понимаю, вот про что эта пьеса? Вот ты автор, — глядит на меня, — объясни мне? — Ее грудь вздымается красиво и нервно, голос нарастает.

— Тихо, Тань, тихо, — пытаюсь успокоить, пусть выговорится, но не громко, а то в муниципальном при Ленкиной диктатуре кто ей даст такую возможность? Был бы я ее начальник, конечно, оборвал бы на полуслове, а тут остается только терпеть, никакого же рабочего договора между нами нет, Таньке ничего не стоит развернуться и послать нас ко всем чертям. Пусть продолжает, только не уходит. А то тут и ДКашные художники вышли покурить, — услышат, а тут на меня актриса кричит — перед ними свой авторитет терять нельзя.

— Платон, ну, не понимаю, почему вот я… Лично я, должна сочувствовать главному герою. Он ни то, ни се — ни рыба, ни мясо.

— Да это же моя проблема, я за героя отвечу, — хочет вмешаться Серега.

— Ничего не ответишь, на таком материале мы не выедем, понимаешь? А главное — нет трагедии в пьесе, даже любовной линии нет, в ней ничего нет!

Сыч отходит в сторону, его ветровка поднимается на ветру, словно плащ воина, достает из сумки чекушку, да с таким героизмом, словно Персей голову горгоны Медузы… Петр каменеет. Косится на меня, мол, ты главный, останови его, как это он может пить на репетиции? Да его директор и худрук театра остановить не могут, думаю, глава управления культуры с этим не справился бы.

— Ну, что это такое? — Танька лютует, переглядываюсь с Серегой, тот подавлен — все из рук вон плохо.

Первая репетиция, а уже раскол: группа глубоко мыслящих праведников — Танька и Петр, группа глубоко пьющих грешников — Сыч, начальствующая группа — я и Серега. Театр, мать его, не успел образоваться, а уже раскололся. И каждый же прав, жаль, что только ты один это понимаешь… Ты понимаешь всех, тебя никто.

По окнам колотил дождь, мы читали пьесу, я старался вежливо все разъяснить — каждый момент. Серега занимался конкретно Танькой, сидел рядом, пояснял, как первокласснице, каждое слово.

— Ничего не понимаю, — сопротивляется актриса.

— Да потому что ты тупая, — срывается Сыч. — Вы там все в вашем муниципальном совсем с катушек посъезжали от своей звездности! Вот, — хлопает меня по плечу, — драматург. Вот, — кивает в сторону Сереги, — режиссер. Это их проблемы, они решили, что смысл есть, объяснили тебе, что с тебя требуется, — все. Больше тебе знать ничего не надо. Куда ты лезешь?

Танька выдерживает паузу, набирает воздуха — готовит себя к величайшему скандалу.

— Все сказал? — «Примадонна» берет разгон. — Да ты хоть понимаешь на кого свой рот открываешь?

Молния на миг освещает кабинет трезвости, закупоренный воздух накаляется. Все сейчас полетит в тартарары.

— Тише! — выкрикиваю я, чувствуя, как мои слова тонут во всеобщей брани.

— Ты не меня затыкай. — Танька откидывает листы в сторону. — Ты его заткни.

— А что, я неправ? — Сыч продолжает бунтовать.

— Ребята, — пытается влезть Петр. — Ребята, успокойтесь.

Потолок гремит, под светом ламп обостряются трещины далеких времен.

— Э, кукловод, молчи, тебя не спрашивали.

Молния за молнией. Танькины губы продолжают шевелиться. Скулы Сыча обнажают жилистый надрыв… Сумрачный угол вырисовывается фосфорными очертаниями Петра.

— Ребята… — повторяет он раз за разом.

— Тихо! — взрывается Серега, следом гремит гром.

— Тихо! Да успокойтесь же вы!

Собрать актеров с разных театров вместе оказалось, все равно что смешать водород с хлором.

— Это вы там, — Танька привстает, — в своем областном зажрались, ни спектаклей нормальных, ни людей. Непонятно только, за что вам деньги платят.

— Деньги, — хохочет Сыч.

— Нам бы ваш бюджет.

— Да на хрен вам наш бюджет, у вас никакой фантазии. Только свои танцульки да комедюльки ставить и можете! Вас критик энурезный похвалит, вы и рады, себя чуть ли не Элиной Быстрицкой провозглашаете. Вот вам, — Сыч показывает на фотки «трезвенников», — только с ними и конкурировать.

— А вам инвалидов по пригласительным развлекать, все равно к вам больше никто не ходит.

Сейчас затрещавший по швам новоиспеченный театр бомбанет, разнесет ДК в пух и прах. Да что там ДК… Город. Поднятое под небеса пламя узрят театры мира другого и пристыдятся спокойствия своего, позавидуют темпераменту нашему провинциальному, что спичечным коробком всю планету озарить может.

— Все! — срываюсь я и распахиваю окно.

Свежая, только сорвавшаяся с небес вода вливается в кабинет. Ветер сметает со стола листы, срывает со стен грамоты и фотографии… Счастливые лица и бумажные заслуги осенней листвой слетают в темноту.

— Давайте текст читать уже, — подхватывает Серега.

Отдаляющийся гром шумит уже далеко за городом. Лица актеров напряжены — непробиваемы и враждебны. Продолжать репетицию смысла нет.

Все разошлись на репетиции по своим театрам. Мы с Серегой остались одни. Закрыли кабинет, отдали вахтерше ключи. Спустились к художникам в подвал — дверь оказалась закрыта. Вернулись на вахту, спросили.

— Не видели ли их?

— Да они на обеде, — сонно отвечает вахтерша, разгадывая сканворд. Фойе по-прежнему пахнет кофе и валерьянкой, пространство кажется недвижимо.

— И давно? — интересуется Серега.

— Да уже с час.

Мы остаемся ждать. Глядим на развешанные по всем коридорам фотографии — со Дня города, со Дня молодежи, с Первого мая, со дня школьника, со дня туриста… Бесконечное множество дней. Шмели, мухи, цыгане, музыканты, певцы, танцоры, дети с бантами… У расписания множества кружков висят памятки с красными словами «внимание». Читаю одну из них:

«Если вы стали жертвой изнасилования, ни в коем случае нельзя до прихода полиции смывать с себя следы грубости и особенно — сперму маньяка…»

Как ни странно, рядом висит афиша детского ансамбля «Букашки».

Мы изучили все, что можно было, художники не шли, настроение портилось.

— Да где они есть? — кипятится Серега.

— Да пес их знает, — отвечаю я… Больше переживаю за другое — как помирить и объединить этих актеров? Как?

Походили еще, покурили, что делать?

Решил заглянуть к директору.

— Он на обеде, — с ходу отвечает мне пасмурная секретарша.

— А когда будет?

— Позвони и спроси. Я почем знаю.

— Но ведь уже часа три, — возмутился я. Секретарша подняла на меня глаза.

— Молодой человек, что вы от меня хотите?

— От вас? Ничего.

— Ну тогда не мешайте мне работать…

Душный мир ДК оставался недвижим. Лишь из музыкальной студии на первом этаже высокий и рыжий мужик изредка выходил покурить, не спеша поднимал на нас свои увеличенные стеклом очков глаза и скрывался из виду. Хлопала дверь, мужик возвращался и с ленивым любопытством заново рассматривал нас, словно уже успел позабыть и видел впервые. Потом, ступая по коридору, косясь на фотографии, афиши и расписания кружков, тихо комментировал:

— Ох, блядь, ебанись…

Словно он только понял, куда его угораздило прийти.

— Да где они все есть? — не выдержал Серега. — У нас же дел море, нам все нужны.

— Азим Газизович, наверное, после обеда на совещание поехал.

— И как часто он на совещаниях бывает?

— Да целыми днями.

— О чем столько совещаться можно?

— Начальство, — обреченно разводит руки вахтерша.

Ничего не остается, как устроить срочное совещание уже в нашем личном «кабинете», после спертого воздуха ДК хвойный ветерок приятно остужал саднившее внутри раздражение. Подошва кроссовок проваливается в землю, грязь налипает, ну и черт с ней, подсохнет — сама отвалится. С листвы падают капли, но ее, слава богу, немного — все больше хвои.

— И как тут не пить? — Серега откупоривает зажигалкой бутылку пива. — Правда, денег почти не осталось.

Я с силой выбиваю из пачки сигарету, спрашиваю у худрука зажигалку, закуриваю и листаю на сотовом новости города. Заголовки следуют один за другим: «Неосторожность могла быть причиной взрыва бытового газа в жилом доме, в результате которого трагически погиб сын мэра», «Горожанин убил пинком мочившегося в подъезде дебошира», «Местный роспотребнадзор советует делать селфи с портретом на голове», «Городской ансамбль „Танцы-пляс“ стал всемирным победителем фестиваля „Помпадур“»… Читаю дальше… «Новая премьера Муниципального театра драмы — Шекспир на два миллиона»… «Областной театр — пришло время любви»… А где про наш? Эх, Алексей-Алексей… А вот: «Новый театр — новые горизонты».

Открываю заголовок, новость хороша, выверена, заманчива, да уж — пока что Библиотекарь единственный профессионал в нашем коллективе, не зря вчера мне выслал груду текста на согласование, я согласился с каждым, и теперь он заполонит всю прессу, в этом я не сомневаюсь. Сереге я не сказал, но сам, конечно, уже давно знал, что у Лехи, несмотря на его закрытый образ жизни, имеется доступ к любой городской печати. Даже к бюджетным «Городским вестям» и комбинатовским (поддерживающимся заводом) «Вестям города». Откуда у Библиотекаря такие связи? Даже у меня, когда я выполнял в бывшем театре функцию по связям с общественностью, таких не имелось и в помине.

— Про нас снова пишут, — как-то робея, говорю Сереге.

— Это и пугает.

— Меня тоже… Театры уже начали подготовку вовсю, а мы? За сегодня ни черта ничего не сдвинулось! От читки толку никакого. Все заново! А когда теперь всех их вместе соберешь?

— Нам нужен помреж, нам нужен завтруппой, чтобы по нашему приказу актеров обзванивал и время назначал, монтировщики, в конце концов…

— Ага-ага, а еще гример, костюмер, хер с горы… Забудь, у нас этого нет и в ближайшее время не предвидится.

— Да я знаю. И зачем я тебя послушал? — Серега глотнул немного пива, накинул на голову капюшон — мерзостный дождь словно телевизионные помехи снова заполнил пространство.

Я уверен, в муниципальном театре уже вовсю завпост и завхоз реализовывают смету к спектаклю, что составила Ленка, — ищут реквизит по городу и интернету, договариваются с мастерами по декорациям, а может и того лучше — мастера уже принялись за работу. Я жену знаю — отлагательств не терпит. Она выдрессировала своих работников до предела, все как по струнке ходят. Бывшему худруку, что был до нее, Болтагаеву о таком можно было только мечтать. Сценографию Ленка взяла на себя, роль художника по костюмам тоже — было бы хорошо у нее взять сегодня эскизы, посмотреть. Хотя…

В областном театре тоже не лясы точат, после трех премьерных провалов им, кровь из носа, нужен хит. Будет фиаско — Француз слетит с места худрука, к бабушке не ходи. Для него «Коварство и любовь» — последний шанс. Все это знают, на этот раз он выложится по полной, из кожи вылезет, но сделает хорошо, как раньше… А раньше, когда только вступил на должность, спектакли он ставил, будь здоров, зал на семьсот человек собирал стабильно, лауреатом самых престижных фестивалей бывал — многие постановки по Европе с успехом катались.

А мы стоим у поваленного бревна, промокаем, погружаемся в рыхлую, игольчатую от сосен землю и ждем конца обеда… Обед не кончается. Мы еще многое не знаем, к примеру, что обед в ДК не кончается уже давным-давно — может быть, даже с советских времен.

— Вот, наша первая грамота. — Серега срывает этикетку с пива и вешает на дерево — «Пикур», а ниже — «Из соловьиного края».

— За что?

— За безнадежность.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я