Финансы, бюджет и банки в новой России

А. Г. Аганбегян, 2018

В книге сделана попытка проанализировать роль и поведение финансовых составляющих в переломный период развития России. На этой базе обосновываются предложения, как лучше реформировать отдельные стороны финансовой системы с тем, чтобы она обеспечивала достойный социально-экономический рост за счет внутренних источников нашей страны. По мнению автора, России предстоит достроить свою финансовую систему, сформировав развитые фонды «длинных» денег – инвестиционные, пенсионные, страховые и паевые, сопоставимые по значимости с масштабами банковской системы. Целесообразно увеличивать активы банковской системы, и в первую очередь – кредитование предприятий, организаций и населения. Приоритетную значимость, по мнению автора, следует придать росту инвестиционного кредита в основной и человеческий капитал – главные источники социально-экономического развития.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы, бюджет и банки в новой России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Особенности финансовой системы России

2.1. Особенности финансовой системы России: неразвитость и слабость, огосударствление, олигархический уклон и фискальность

Финансовая система страны включает в себя государственные финансы, главными из которых являются бюджет и внебюджетные государственные фонды, финансы банков, финансы коммерческих предприятий и организаций, финансы некоммерческих предприятий и организаций, финансы населения и, наконец, финансы, связанные с международными отношениями. Эти направления финансовой системы находятся во взаимосвязи и переплетаются друг с другом благодаря циркуляции денег и ценных бумаг.

Главный элемент финансовой системы страны — финансовый рынок со всеми его институтами. Финансовая система каждой страны отлична от другой и обладает специфическими особенностями. Попытаемся систематизировать такие особенности для финансовой системы России.

Финансовая система России, как рыночной страны, не завершена по той простой причине, что Россия еще полностью не перешла к рынку, у нее отсутствует развитый цивилизованный рынок. Поэтому финансовая система недоразвита в сравнении с финансовыми системами других рыночных стран, не только передовых, но и многих развивающихся стран. Будучи незавершенной и неразвитой, финансовая система является попросту слабой, отстающей от уровня экономического развития страны. Рассмотрим более подробно эту существенную отличительную особенность финансовой системы России, как страны с переходной смешанной экономикой.

Россия находится пока на полпути к развитому современному рынку. У нас в основном сформировался рынок товаров и услуг. Значительная часть цен на этом рынке фактически носит государственный характер и устанавливается не на рынке, а согласно директивам государственных управляющих организаций. Речь идет о ценах на природный газ, электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги, о железнодорожных тарифах, стоимости авиабилетов монополиста воздушных перевозок — «Аэрофлота», о тарифах госорганизаций типа Ростелеком. Этот рынок недостаточно интегрирован и не имеет развитой конкурентной среды в регионах, тем более он не может конкурировать с ценами мирового рынка, где тоже существуют многочисленные барьеры.

Хуже обстоит дело с рынком жилья и другой недвижимостью, объекты которой стоят на земле. В России не завершена рыночная оценка земли и вовлечение земли в рыночный оборот. Подавляющая часть земельных участков не имеет даже кадастровой оценки. Земля не обладает правом залога и т. п.

Единый рынок рабочей силы в России тоже пока не создан из-за многочисленных сложностей, прежде всего связанных с решением жилищной проблемы, препятствующей перемещению работающих в регионы. Следствием этого является огромная разница в уровне заработной платы одних и тех же специалистов по стране.

Рынок финансовых услуг развит в части предоставления краткосрочных заемных средств по крайне высоким ссудным ставкам.

Рынок капитала в широком смысле слова практически отсутствует. Инвестиции на рынке малодоступны из-за дефицита средств («длинных» денег) и непомерно высокой процентной ставки, которая существенно превосходит рентабельность промышленности и других отраслей народного хозяйства.

Также недостаточно развитым является фондовый рынок, где не осуществляется нормальный перелив капитала.

Самое же главное заключается в том, что в России важные сектора рынка фактически являются либо монополизированными, крупнейшими государственными или олигархическими структурами. Речь идет о рынке природного газа, в том числе продажи газа за рубеж, который монополизировал «Газпром». Сильно монополизирован и рынок электроэнергии и тепла, рынок железнодорожных перевозок, услуг ЖКХ и др. Поэтому в России, вопреки рыночным законам и традициям, в периоды стагнации, рецессии, кризиса внутренние цены не снижаются, а растут, причем быстрее, чем во внекризисное время. Так было в кризис 1998–1999, 2008–2009 гг., в стагнацию и рецессию 2013–2016 гг.

Монополизирован и рынок банковских услуг, поскольку государственные банки охватывают почти 60 % банковских активов, из них на долю Сбербанка приходится 27 %, а на долю ВТБ (с ВТБ 24) — 22 %. К ним примыкает полугосударственный Газпромбанк — более 6 % банковских активов.

Говоря о недоразвитости российских финансов, мы опираемся на международные рейтинги. По уровню экономического развития (ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в долларах) из 150 стран мира Россия занимает 43-е место, а по развитию финансового рынка — 95-е место среди 140 стран. По монетизации экономики (объем денежной массы М-2 в процентах к ВВП) Россия занимает одно из последних мест в мире, уступая в 2–4 раза большинству стран мира. Если по уровню экономического развития и реальным доходам Россия превышает большинство развивающихся стран, например Индию, Китай, Бразилию, Мексику, Чили, Индонезию, то почти по всем финансовым характеристикам она уступает этим странам, в том числе по уровню монетизации экономики, удельному весу активов и кредитов банка по отношению к ВВП, особенно по уровню пенсионных накоплений, фонда страхования, паевых фондов, капитализации рынка акций и др.

Возьмем показатели кредитования реального сектора (в процентах к ВВП): Россия — 40,1 %, Индия — 51,1 %, ЮАР — 67,2 %, Бразилия — 69,1 %, Чили — 79,4 %, Малайзия — 124,6 %.

Доля ПИФов (в процентах к ВВП): Россия — 0,2 %, Китай — 6,8 %, Чили — 17,1 %, ЮАР — 34,2 %, Бразилия — 42,2 %.

Размер премии по страхованию жизни (в процентах к ВВП): Россия — 0,2 %, Мексика — 1,0 %, Китай — 1,7 %, Бразилия — 2,1 %, Чили — 2,5 %, Малайзия — 3,1 %, ЮАР — 11,4 %.

Доля пенсионных сбережений (в процентах к ВВП): Чили — 68,3 %, Мексика — 13,9 %, Бразилия — 12,1 %, Россия — 6,2 %.

Объем вкладов населения (в процентах к ВВП): Россия — 21,2 %, Мексика — 27,5 %, Индонезия — 39,6 %, ЮАР — 35,9 %, Чили — 47,6 %.

Капитализация рынка акций (в процентах к ВВП): Россия — 37 %, Индонезия — 47 %, Китай — 48 %, Индия — 75 %, Чили — 91 %, Малайзия — 138 %.

Я мог бы привести еще с десяток подобных данных, но пока ограничусь этими, взятыми из отчетов Центрального Банка России, для представления всей глубины нашего отставания в финансовой сфере.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы, бюджет и банки в новой России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я