Финансовое право

В. П. Щеглов

Опорный конспект лекций по финансовому праву.Пособие по дисциплине «Финансовое право» специальности «Право и организация социального обеспечения» Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Петровский колледж».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовое право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Корректор А. А. Чистова

Редактор С. П. Ярошенко

© В. П. Щеглов, 2018

ISBN 978-5-4493-4972-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Тема 1. Предмет метод и система финансового права

I. Понятие государственных финансов

Государственные финансы — экономическая категория, которая выражает определенную группу экономических отношений, появление которых связано с двумя условиями:

1. Развитие товарно-денежных отношений;

2. Возникновение государства.

Термин «государственные финансы» — стоимостная категория, которая связана с количеством общественно необходимого труда для производства товара, работы или услуги.

Основными институтами государственных финансов являются:

— деньги,

— займ,

— кредит,

— бюджет,

— налоги,

— страхование.

Первыми из этих институтов появились институты налога займа.

Государственные финансы в обществе и государстве выполняют две важные функции:

1. Они являются инструментом распределения совокупного общественного продукта, в том числе той его части, которая называется национальный доход.

2. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ в обществе.

II. Понятие финансовой деятельности государства

Финансовая деятельность государства — деятельность его органов и учреждений и по решению двух задач:

1. Распределение и перераспределение национального дохода как части совокупного общественного продукта;

2. Осуществление финансового контроля.

Формами решения этих задач являются:

— формирование бюджета как вторичного распределения фонда денежных средств, собранных государством, целью направления их в оборот (бюджет — это финансовый план государства, состоящий из двух частей: государственных доходов и государственных расходов);

— налогообложение;

— кредитование;

— страхование;

— собственно финансовый контроль, который присутствует во всех вышеуказанных формах.

Таким образом, финансовая деятельность государства — это образование, распределение и использование государственных денежных фондов (бюджета, заемных средств, кредитов, полученных в банке, средств, полученных в результате страховой деятельности) для решения своих задач и функций.

III. Формы и методы осуществления финансовой деятельности государства

Основными формами финансовой деятельности государства с экономической точки зрения являются:

1) бюджетное финансирование — безвозмездный и бесплатный отпуск денежных средств;

2) кредитование — возвратный и платный отпуск денежных средств;

3) финансовый контроль.

С правовой точки зрения формами финансовой деятельности государства являются финансово-правовые акты, которые подразделяются на:

а) законодательные акты;

б) финансово-плановые акты:

— бюджет;

— бюджет государственного социального страхования;

— кредитный и кассовый планы Центрального банка;

— кредитные планы коммерческих банков;

— финансовые планы органов социального страхования;

— финансовые планы министерств и ведомств;

— финансовые планы (баланс) предприятий и их объединений;

— сметы учреждений и других организаций, состоящих на бюджете.

Основными методами осуществления финансовой деятельности со стороны государства являются:

— налоговый (под которым понимаются обязательные платежи в бюджет);

— метод налоговых доходов (то есть добровольное взимание платежей в бюджет государства за выполнение какой-либо функции).

Финансовый контроль в государстве раньше был тотальным, так как экономика была государственно-плановой. В настоящее время финансовый контроль стал отраслевым, его осуществляют следующие органы:

1) Министерство по налогам и сборам и налоговая полиция контролируют уплату налогов;

2) Федеральное казначейство Министерства Финансов контролирует расходование средств бюджетными организациями;

3) Аудиторские организации, осуществляющие деятельность под методическим руководством Министерства Финансов;

4) Банки во главе с Центробанком также являются агентами валютного и финансового контроля. Они контролируют финансовую деятельность коммерческих структур;

5) Счётная палата Федерального Собрания осуществляет высший контроль высшего представительного органа власти за расходованием бюджетных средств;

6) Министерство Финансов организует общую деятельность по финансовому контролю, в том числе организацию бухгалтерского учета.

IV. Система и правовое положение органов‚ осуществляющих финансовую деятельность в РФ

В сфере финансов в России действует два вида органов:

1) органы общей компетенции:

— Президент;

— Правительство;

— главы администраций и их аппараты в субъектах РФ и на местах,

2) органы специальной компетенции:

— Министерство финансов РФ, в рамках которого действует Федеральное Казначейство;

— налоговая служба;

— налоговая полиция;

— Российская финансовая корпорация, созданная на основе Указа Президента от 15.03.93 г. для обеспечения связи бюджета с коммерческими структурами;

— банки или кредитная система, к которой относится ЦБ, коммерческие банки и парабанковские учреждения;

— Счетная палата Федерального Собрания;

— межведомственный совет по государственному контролю, обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других платежей в федеральный бюджет;

— Федеральная служба по валютному и экспортному контролю;

— Росстрахнадзор;

— государственный таможенный комитет.

Их правовое положение определяется особенной частью административного права.

V. Роль финансового права России

С помощью финансового права, как самостоятельной комплексной отрасли права, государство решает задачи собирания, распределения и использования необходимых ему денежных средств для осуществления своих задач и функций. Кроме того, с помощью финансового права государство поддерживает себя и обеспечивает контроль за денежно-финансовым обращением в стране.

Финансовое право имеет дело со специфическим объектом правового регулирования — денежными отношениями, в которых под деньгами понимается особый товар, являющийся эквивалентом и мерой измерения стоимости других товаров.

VI. Место финансового права в системе права России

Раньше финансовое право было частью административного права, которое в свою очередь выделилось из конституционного (государственного) права. В настоящее время оно является самостоятельной комплексной правовой отраслью, предметом которой являются финансовые отношения между различными субъектами (государством и его органами, юридическими и физическими лицами).

Метод правового регулирования в финансовом праве — императивный.

Властные структуры при исполнении своих функций используют властный (императивный) метод, с помощью которого государство формирует свою казну (бюджет), что обеспечивает в нашей стране перераспределение под контролем государства большей половины совокупного общественного продукта и национального дохода.

Финансовое право (ФП) — совокупность правовых норм, регулирующих собирание, распределение и использование государством необходимых ему денежных средств для решения своих задач и функций.

Финансовое право имеет общую и особенную части. Его нормы содержатся во многих источниках (в том числе и из других отраслей права), что и делает отрасль комплексной.

Финансовое право не кодифицировано, и его систематизация идет методом инкорпорации путем издания различных справочников и сборников в сфере регулирования институтов прежде всего особенной части.

Институты общей части:

— основные принципы финансовой деятельности;

— правовые формы и методы финансовой деятельности;

— система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение полномочий между ними;

— формы и методы осуществления государством финансового контроля.

Основные институты особенной части:

— государственный бюджет;

— финансы государственных предприятий и отраслей народного

хозяйства;

— государственные доходы (прежде всего налоги);

— государственный кредит;

— государственное страхование;

— государственные расходы;

— банковский кредит;

— расчеты (в том числе безналичные);

— денежное обращение;

— валютная монополия.

VII. Конституционные нормы и финансовое право

Основные конституционные нормы финансового права закреплены в ст. 71—72 Конституции РФ‚ в которых идет разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов.

Ст. 71 относит к предметам ведения РФ:

— установление правовых основ единого рынка (эти задачи решает Г К РФ);

— финансовое, кредитное и таможенное регулирование;

— денежную эмиссию;

— основы ценовой политики;

— формирование Федеральных экономических служб, включая федеральные банки;

— формирование федерального бюджета;

— установление федеральных налогов и сборов;

— формирование федеральных фондов регионального развития;

— организацию бухгалтерского учета.

Ст. 72 относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов:

— вопрос установления общих принципов налогообложения и сборов в РФ (решению этой задачи должен способствовать Налоговый кодекс, вступивший в силу с 01.01.01).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовое право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я