Провести отпуск в засекреченном городе, бережно хранящем свои мрачные тайны, – что может быть увлекательнее? Согласившись подменить знакомую, работавшую костюмером в местном театре, Дайнека даже не представляла, какие страсти кипят в мире пыльных кулис и старых декораций! Найдя среди реквизита вещи пропавшей тридцать лет назад девушки, Дайнека испытала страх и азарт одновременно – она никак не ожидала, что это заурядное на первый взгляд событие всколыхнет устоявшуюся спокойную жизнь городка и заставит свидетелей той давней истории вновь воскресить в памяти то, о чем все они предпочли забыть… Потянув за тонкую ниточку, Дайнека шаг за шагом бесстрашно приближалась к развязке, не только раскрыв старое убийство, но и обнаружив следы грандиозной аферы, связанной с похищением несметных сокровищ из крупнейших музеев страны, – они вели именно сюда, в подземные бункеры закрытого города…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кольцо с тремя амурами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4. Следователь Василий Труфанов
В общежитие Василий Труфанов заселился сразу же, в день приезда. На работу вышел, как водится, в понедельник. Ему выдали ручку, карандаш и перекидной календарь. Когда он спросил про подставку, чтобы было на чем его перекидывать, завхоз ответила:
— На складе их нет, и когда привезут — неизвестно.
В кабинете уже сидели три человека. Его стол был четвертым и стоял рядом с эркером. Просидев пару часов без дела, Василий понял: если сдвинуть стул чуть левей и вытянуть шею, в окна эркера можно разглядеть перекресток и еще три двухэтажных здания-близнеца, таких же, как то, в котором сидел он. В одном находился Паспортный стол, в другом — Бюро пропусков, в третьем располагался Комитет государственной безопасности, а в четвертом, где работал Труфанов, — Управление внутренних дел Железноборска.
— Труфанов! — в кабинет заглянул лейтенант.
— Я!
— К начальнику следственного! Сейчас!
Василий выскочил в коридор, но потом быстро вернулся.
— А где он сидит?
— Напротив, — махнул рукой сослуживец.
Постучавшись, Труфанов заглянул в кабинет начальника следственного отдела.
— Вызывали?
— Заходи. — Майор протянул руку. — Виктор Николаевич Петров. Когда в город приехал?
— Неделю назад. Устроился в общежитии. Через год обещали квартиру.
— Где год — там и два, — нерадостно пошутил Виктор Николаевич. — Обещанного, как говорится, три года ждут…
На стол шлепнулась картонная папка, Труфанов заинтересованно покосился. Перехватив его взгляд, Петров пояснил:
— Твое первое дело.
— Убийство? — сурово спросил Василий.
Майор отмахнулся.
— Типун тебе на язык. У нас город тихий. Девушка пропала. Разберись, что там да как.
Труфанов раскрыл папку. В ней был только один лист — заявление матери.
— Когда это случилось?
— А ты почитай — там все написано.
— Могу идти?
— Давай, лейтенант, работай… И не слишком усердствуй. Наверняка с хахалем куда-нибудь укатила.
— Есть! — Труфанов козырнул и вышел из кабинета.
Первым делом лейтенант позвонил в приемный покой больницы, потом отправился на квартиру, где жила пропавшая девушка.
Он шел по улицам сибирского города и думал, что здешний апрель не такой, как в его родном Краснодаре. Там, дома, уже расцвел абрикос, дворы наполнились медовыми ароматами, и уже никто не носит пальто. Здесь же еще не растаял снег, а на асфальтовых пятачках уже прыгают девочки, гоняя по классикам свои битки. В лужах искрится солнце, прыгают мокрые воробьи и галдят вороны, радуясь приходу весны.
Когда Труфанов пришел по адресу, дверь открыла темноволосая женщина лет сорока.
— Екатерина Владимировна Свиридова здесь проживает?
— Это я. Вы из милиции? — Она отступила в прихожую. — Проходите.
Двухкомнатная квартирка была чисто убрана. Казалось, здесь никто не живет. Хозяйка пригласила Труфанова в комнату, где он вдруг вспомнил, что не представился и не показал документ.
— Следователь Труфанов, — Василий достал корочки.
— Прошу. — Женщина указала ему на диван.
Он огляделся.
— Мне бы туда, где можно писать.
— Тогда садитесь за стол.
Труфанов спрятал удостоверение, сел, достал ручку и положил перед собой лист бумаги.
— Приступим?
Екатерина Владимировна согласно кивнула.
— Расскажите, когда, где и при каких обстоятельствах пропала Елена Сергеевна. Когда в последний раз вы ее видели?
— В пятницу, шестого апреля дочь вернулась из школы…
— В котором часу?
— В четыре или в начале пятого.
— Одна?
— С подругой.
— Имя подруги?
— Ирина Маркелова.
— Они вместе учатся?
— Да, в одном классе.
— Адрес не назовете?
— Чей?
— Ирины Маркеловой.
Екатерина Владимировна прикрыла глаза рукой.
— Сначала я все расскажу.
Труфанов осекся:
— Да, конечно. Простите…
— Домой они пришли в начале пятого. Ирина сразу ушла, Алена стала собираться на репетицию.
Василий отвлекся от протокола:
— Вы же сказали, она школьница.
— Алена учится в десятом классе девяносто девятой школы, а по вечерам занимается в Народном драмтеатре при городском Доме культуры.
— Участвует в художественной самодеятельности?
— Да.
— Ирина Маркелова тоже там занимается? — догадался Труфанов.
— Они с Аленой репетируют одну роль.
— Ясно, — Василий что-то коротко записал. — Значит, стала собираться на репетицию.
— В шесть Алена ушла, и больше я ее не видела.
Труфанов озадаченно распрямился.
— Та-а-ак… Это все?
— Поздним вечером, когда дочь не вернулась домой, я побежала в Дом культуры. Вахтер сообщил, что все давно ушли. Утром пошла к Ирине. Она рассказала, что с репетиции Лена ушла около одиннадцати часов.
— А сама Маркелова где была в это время?
— На репетиции.
— А почему ваша дочь не осталась?
— Аленушке нет восемнадцати. Я попросила, чтобы режиссер отпускал ее до одиннадцати, — Екатерина Владимировна достала из-за манжеты платок и скомкала его в руках. — В тот же день, это была суббота, я пошла в дежурную часть, но мне сказали, что заявление примут только через три дня. Сегодня утром я его написала.
— Оно у меня, — Василий раскрыл папку и продемонстрировал заявление. — Давайте поговорим о том, как жила ваша дочь.
— Почему жила?.. — спросила Екатерина Владимировна.
Следователь изменил свой вопрос:
— Давайте поговорим о том, как живет ваша дочь.
— Как и все девушки ее возраста: домашние хлопоты, занятия в школе. Про репетиции я уже рассказала.
— У нее кто-нибудь есть?
Екатерина Владимировна подняла на него глаза.
— Что вы имеете в виду?
— Мальчик, парень, жених…
— Жениха нет. Рано еще. Парень есть.
— Его имя и адрес.
— Михаил Суворов. Живет в доме, где гастроном. Только сегодня вы его не найдете — учится в институте в Красноярске. Приедет в субботу.
— Значит, в пятницу, когда пропала ваша дочь, его в городе не было?
— Приехал только в субботу и вместе со мной начал искать.
— Вы проверяли вещи Алены?
— Зачем?
— Все ли на месте?
— Все, кроме той одежды, что была на ней.
— Это кстати. Пожалуйста, опишите, в чем она была одета в тот вечер.
— Красное демисезонное пальто, черные сапоги. Юбочка серая, плиссированная, белая блузка. Сумка красного цвета с замочком как у кошелька-гаманка.
— Это как? — переспросил следователь.
— Знаете, как будто два кулачка, и они между собой зацепляются.
— Понял. — Он все записал. — А как насчет документов?
— Паспорта я не нашла.
— Она всегда носила его с собой?
— Нет. Но в этот раз для чего-то взяла.
— И это хорошо, — подбодрил ее Труфанов.
— Почему? — Глаза матери полыхнули надеждой.
— Значит, она куда-то уехала, что исключает другие печальные версии.
— Надеюсь, хоть и не понимаю зачем, — прошептала Екатерина Владимировна.
— В жизни вашей семьи ничего не менялось в последнее время?
— С тех пор как умер отец Алены, мы остались вдвоем. Что у нас могло поменяться…
— У дочери не появились новые друзья или подруги? Может быть, приходили какие-то письма?
— Ничего такого я не заметила.
— Знаете, девчонки часто ведут дневники… У вашей дочери был дневник?
Екатерина Владимировна на мгновение задумалась.
— Бывало такое, что зайду в ее комнату, а она что-то пишет в тетрадке. Увидит меня, закроет и куда-нибудь спрячет.
— Значит, был… Как выглядел, не припомните?
— Красная клеенчатая тетрадь. На обложке — цветы.
— Можете поискать? — Следователь оживился и даже встал, как будто собрался искать дневник вместе с ней.
— Уже искала. Дома его нет.
— Что-нибудь еще можете рассказать?
— Больше нечего.
— Не возражаете, если зайду к вам еще раз?
Екатерина Владимировна уткнулась лицом в платок. Потом, сморкаясь в него, судорожно дернула головой:
— Как я могу возражать?..
В городском Доме культуры Труфанова первым делом проводили к директору. В огромном угловом кабинете его встретила женщина в пиджаке, застегнутом на все пуговицы.
— Здравствуйте, товарищ следователь. Мне уже позвонили. — Она по-мужски протянула руку. — Меня зовут Виолетта Андреевна.
Труфанов сунул папку под мышку и ответил крепким рукопожатием.
— Мне нужно поговорить с режиссером, с вахтером и с гардеробщицей служебного гардероба. С теми, кто работал в пятницу вечером.
Виолетта Андреевна одернула пиджак и вытянула руки по швам, отчего стала похожа на офицера запаса.
— Режиссер придет после шести. Вахтер и гардеробщица сейчас на работе, могу их сюда пригласить.
Труфанов оглядел кабинет.
— Лучше я сам к ним пойду.
— Вам виднее, — поджав губы, директриса предупредила: — Будьте внимательны, в Доме культуры ведется ремонт.
— Давно? — поинтересовался Труфанов.
— Второй месяц. Всю сцену разворотили. Монтируют поворотный круг.
— На сцену я не собирался идти. — Следователь прошел к двери, но вдруг обернулся. — Еще один вопрос… Если в здании ремонт, почему участники художественной самодеятельности продолжают репетировать?
— Апрель месяц, — Виолетта Андреевна развела руками. — Творческий сезон не закончен. Не разгонять же участников коллективов посреди года. Вот и занимаются в кабинетах.
— В каком репетирует драмтеатр?
— В сорок четвертом.
— Могу я его осмотреть?
— Будете говорить с вахтером, скажете — я разрешила. Он все покажет, ключи у него есть.
— Спасибо. — Труфанов вышел из кабинета и отправился к служебному входу.
Заметив его, вахтер вскочил со своего стула.
— Я только на минуту, в туалет отошел!
Труфанов ободряюще улыбнулся:
— А я пока ни о чем вас не спрашивал.
— Так ведь будем про девушку говорить?
— Будем.
— Ну — вот.
— Значит, вы не видели, как в пятницу Свиридова выходила из Дома культуры?
— Я же сказал! — вахтер обескураженно вскинул руки. — Ровно в одиннадцать пошел в туалет, пост покинул на пару минут.
— Предполагаете, в это время она вышла на улицу?
— В другое время я бы ее увидел.
— А если она ушла через главный вход?
— Там закрыто на ключ.
— Значит, не отлучались больше ни на минуту?
— Ни на минуту!
— Ясно… — Труфанов вздохнул и разочарованно повертел головой. — Где тут у вас гардероб?
Вахтер показал. Следователь тихонько спросил:
— Как зовут гардеробщицу?
— Анна Петровна.
Гардеробщица сообщила, что в пятницу к половине двенадцатого в гардеробе не оставалось ни одного пальто и ни одной куртки.
— Значит, Свиридова свое забрала? — спросил следователь.
— Молодая блондинка из драмтеатра?
— У нее пальто красного цвета.
Анна Петровна задумалась, потом махнула рукой:
— Если здесь не осталось, значит, забрала. Минуточку… — Она взяла номерок у щеголеватого мужчины лет сорока.
Он мимоходом взглянул на Труфанова.
— Товарищ кого-то ищет? — Мужчина забрал пальто и, одеваясь, представился: — Геннадий Петрович Сопелкин, художественный руководитель Дома культуры.
— Следователь Труфанов, — скрепив знакомство рукопожатием, Василий запоздало ответил: — В прошлую пятницу девушка потерялась. Была на репетиции, после чего домой не вернулась.
— Что за девушка? — поинтересовался Сопелкин.
Труфанов хотел ответить, но гардеробщица оказалась расторопней:
— Свиридова из Народного драмтеатра.
— Вот как?… — застегивая последнюю пуговицу, Геннадий Петрович взял Труфанова под руку и повел к мраморной лестнице. Они поднялись на площадку между первым и вторым этажами и остановились возле окна, которое располагалось как раз над служебным входом.
— Вот, — Сопелкин сдвинул в сторону французскую штору. — В прошлую пятницу вечером я видел, как Свиридова вышла из Дома культуры и села в белые «Жигули». Кстати, на заднем сиденье автомобиля стоял большой чемодан.
— Номер запомнили?
— Не обратил внимания.
— Водителя рассмотрели?
— Нет, его я не видел.
— В котором часу это было?
— В одиннадцать, может чуть позже.
— Уверены, что это была она?
— Я хорошо ее знаю, спутать не мог.
Труфанов открыл папку, глянул в окно и на всякий случай спросил:
— Опишите ее одежду.
— Пожалуйста: красное пальто, черные сапоги. В руках — красная сумочка. — Геннадий Петрович поправил штору и вежливо улыбнулся.
Труфанов закрыл папку.
— Спасибо. Вы очень нам помогли.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Кольцо с тремя амурами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других