Первосвященник Иисус

Андрей Ронский

Эта книга не является толкованием Священного Писания – это результат размышлений автора над Посланием Апостола Павла к Евреям, одного из драгоценнейших алмазов христианского вероучения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первосвященник Иисус предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Андрей Ронский, 2021

ISBN 978-5-0050-9999-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ГЛАВА 1

От начала создания мира Бог всегда говорил с людьми, чему есть множество примеров в Библии — Адам, Каин, Авраам, Моисей и множество других людей, — самим фактом этого общения являя людям Свое особое отношение к Своему прекраснейшему творению — человеку. Сам факт того, что Бог желает говорить с человеком, приводит нас к необходимости правильного понимания нами того, что есть человек — кем он является для Бога и каким он должен себя осознавать.

Отношение человека к Богу обычно имеет в своей основе два основных принципа — или он понимает себя как «ничто» по отношению к Богу, или же воспринимает Бога как «ничто» по отношению к себе и именно то или иное отношение к Богу определяет самосознание человека, его восприятие самого себя и смысл его существования.

Есть один из главнейших факторов, влияющих не только на судьбу отдельного человека, но и на судьбу всего человечества, который, тем не менее, человечеством по большей части игнорируется, не принимается в расчет, хотя именно этот фактор как ничто другое влияет на происходящие в мире события — это состояние оторванности человека от Бога. В богословии чаще используется термин «отделен», но это слово в недостаточно полной мере показывает человеку саму суть его трагичного положения. Человек не просто отделен от Бога, он не просто отвернулся от своего Создателя, чтобы следовать собственным путем и жить по своему усмотрению — он оторван от Бога, живое оторвано от живого так, как если бы у человека была оторвана какая-либо часть его тела; такое действие производит страшную боль и мучения, сопровождается огромной потерей крови и навсегда делает человека инвалидом, утратившим свою трудоспособность. Интуитивно человек иногда воспринимает Бога как нечто великое и недосягаемое, лишенное в силу своего совершенства каких бы то ни было эмоций и управляющее миром посредством кнута и пряника. Но это не так — Бог может испытывать страдания в гораздо большей степени, чем человек. Может ли кто представить себе любовь одного человека к другому без проявления каких бы то ни было эмоций? И если страдает объект любви, разве не приносит это боль и страдания тому, кто любит? Бог же есть совершенная любовь и мог ли Он не испытывать боли тогда, когда человек был оторван от Бога? Да, человек сам виновен в своем отпадении от Бога, но может ли любовь от этого перестать быть любовью? Между Богом и человеком пролегла пропасть, но отношение Бога к человеку от этого не изменилось ни на иоту. Возникла проблема, требующая своего решения и это решение может найти только Сам Бог. Понимаем ли мы, что желание спасения человека является главнейшим желанием Бога и что именно в этом и состоит смысл Его любви? Разве все действия Бога по отношению к человеку не говорят о том, что не только человек нуждается в Боге, но и Бог — в человеке? Неужели можно представить себе, что сотворение человека, забота о нем и, наконец — спасение его посредством страданий Христовых — всё это только прихоть Бога, желание разбавить Свое вечное бытие чем-то новым? Любовь не может любить саму себя — ей нужен объект, иначе она теряет всякий смысл и превращается в нарциссизм, в любование собой, но тогда она уже не является любовью, потому что смысл любви не в желании чего-либо для себя, а в отдании себя другому, в посвященности себя объекту любви и в готовности к принесению себя в жертву, если это потребуется ради блага того, кого любишь. Кто-то может сказать, что существовал же как-то Бог и до сотворения человека, но когда у нас возникают подобные вопросы, мы должны понимать, что мы воспринимаем вечность лишь как бесконечное течение времени, в то время как вечность не включает в себя время и мы даже приблизительно не можем себе вечность вообразить и объяснить, что это. Одно можно утверждать совершенно определенно — если Бог создал человека, то это означает, что для Него это было неимоверно важно.

Грехопадение исказило мышление человека, произошел разрыв духовной связи между Богом и человеком и человек перестал понимать Бога; оказавшись во тьме и предоставленный самому себе, человек теперь вынужден освещать свой путь различными приспособлениями собственного изготовления, но может ли зажженная спичка, фонарь или даже прожектор заменить собой солнце, которое изгоняет тьму не частично, а полностью и притом — мгновенно? Но человек теперь живет, освещая свой путь именно спичками и хотя он и видит перед собой место, куда можно ступить ногой, он сам окружен всё той же тьмой и его ничтожное освещение не способно изгнать окружающую тьму, и по этой причине человек не может знать того, куда его в действительности приведет путь, по которому он идет — он не может видеть конечной цели и вынужден идти наугад.

На протяжении всей человеческой истории Бог стремится доказать человеку, что он для Него не «ничто», не пустое место, не грязное и мерзкое грешное существо, но что при всей своей падшести он был и есть для Бога самое лучшее из Его творений, которому по своему положению предназначено быть выше Ангелов небесных. Как бы низко ни пал человек, неизменным остается то, что душа его имеет небесное происхождение — «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7) — и как бы даже сам человек не отрекался от этого, он всё равно продолжает оставаться соединительным звеном между Богом и остальным творением. По самой природе своей человек сочетает в себе земное и небесное — всё, что земное, имеет отношение к внешнему, видимому и осязаемому; небесное же в человеке является невидимым и неосязаемым, но именно это невидимое и является сущностью человека; его способность к осознанию самого себя есть неоспоримое свидетельство его богочеловечности, потому что в сотворенном материальном мире он есть не просто человек, но богочеловек, являющийся богом по отношению ко всему остальному творению («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:27—28); «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс.81:6)) и человеком по отношению к Богу: «Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс.8:4—7).

Состояние оторванности от Бога является величайшей трагедией не только для самого человека, но так же и для всего остального творения, которое исключительно по вине человека ввергнуто в состояние разрушения и смерти: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим.8:19—23). Нельзя воспринимать грех только лишь как склонность человека к пороку — грех есть прежде всего трагедия каждой отдельной человеческой судьбы и, вместе с тем, — он есть и величайшая трагедия всего человечества. Только один Бог в полной мере понимает, что человеку нужно исцеление, а не осуждение и вечное проклятие, и Он желает этого исцеления в гораздо большей степени, чем сам человек: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам?» (Иез.33:11); «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9:56); «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28).

Даже полностью утратив подобие Божие, человек тем не менее никуда не может деться от того, что он продолжает оставаться образом Божиим среди всего остального творения. Утратив богоподобие, человек теперь всё делает так, что оно служит ему только во вред, потому что обо всём он имеет искаженное представление — о смысле своего существования, о своих целях и о методах их достижения, но как носитель образа Божьего он продолжает властвовать над всем творением (хотя властвует неразумно и разрушает, а не сохраняет его); он способен осознавать свое бытие, хотя и не так, как должен был бы его осознавать; он продолжает оставаться для всего остального творения богом, но богом злым, неразумным и жестоким. Хотя между Богом и человеком лежит пропасть греха, всё же человек неотделим от Бога, как бы ему самому ни хотелось бы обратного. Человек пытается вытравить из себя всякое знание о Боге, всякое желание добра, но не может этого сделать и именно поэтому он враждует с Богом — он ненавидит Бога за то, что не может избавиться от знания о Нем, само понятие «Бог» никуда не исчезает из сознания падшего человечества; душа человека всё равно стремится прорваться от тьмы к свету, потому что она страдает без Бога, хотя сам человек и не всегда способен объяснить причину своих страданий, объясняя их влиянием извне, хотя причина их — в нем самом, в том, что душа его имеет не земное, а небесное происхождение и стоит ли удивляться тому, что она страдает, когда насильно лишена связи с небом?

В глазах Божиих человек остается венцом творения и человек обязан осознавать это. Человек всегда есть то, кем он себя осознает — если он осознает себя как «ничто» по отношению к Богу, то он и живет, и действует как «ничто». Бог желает изменить понимание человеком самого себя, поднять его самосознание на невообразимую высоту, практически до Своего уровня — пребывать в Нём — только так человек может полноценно творить и созидать, наполнить свою жизнь высшим смыслом и быть истинным образом и подобием Бога в мире, а не жалким рабом своего собственного «я». Иисус Христос есть истинный Сын Божий, но вместе с тем — и истинный Человек и разве не должно поражать наше воображение то, что Человек Иисус Христос является одной из Ипостасей Божественной Троицы? И на какую высоту поднимает Бог человека обычного, земного, когда он верует в искупление, совершенное Иисусом Христом — веруя, человек пребывает в Боге, пребывает не умозрительно, а реально. Пребывание в Боге — не иносказание, не способ показать человеку, что он имеет двустороннюю связь с Богом, а это есть реальное пребывание духа человеческого в глубине самого божеского естества, о чем говорят и Апостолы Христовы: «Вы… соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» (2Пет.1:4); «Нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф.2:5—6); «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам… Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1Ин.3:23—24, 4:15).

Желание Бога говорить с человеком показывает то, насколько человек важен для Бога — даже когда Бог упрекает человека в его пороках и подвергает его порой даже очень жестоким наказаниям, это говорит не о жестокости Бога по отношению к человеку, а о Его желании исцеления человека, возвращения его в тот дом, откуда он ушел, пожелав стать независимым от Бога. Истинной жестокостью Бога по отношению к человеку было бы Его полное равнодушие, безразличное к человеку отношение, предоставление его самому себе, но этого равнодушия и безразличия нет и Бог никогда не перестает говорить с человеком — Он делает это, потому что человек дорог Ему так, как не дорог никто другой и когда человек осознает это, то и он начинает разговаривать с Богом — связь становится обоюдной и благодаря этому человек меняется — меняется его мировоззрение, его самооценка, его отношение к истине и к другому человеку; душа получает открытый доступ к небесам и радуется этому, потому что начинает жить естественной для нее жизнью, впитывая в себя небесный свет и сама обретая от этого способность светиться так, что уже никакая тьма не может ее поглотить вновь.

С теми, чье сердце было открыто для Бога, с людьми, любящими Его, Бог говорил иногда непосредственно и через этих же людей Бог обращался к остальному миру — Бог всегда, практически непрерывно, разговаривает с миром через Своих верных служителей. И в этом отношении верность Богу занимает гораздо более важное значение, чем стремление служить Богу, потому что невозможно служить Богу, не являясь при этом Ему верным: «Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях» (Чис.12:6—8).

В некоторых ситуациях Бог открывает людям Свои намерения как относительно какого-либо человека, так и относительно народа: «И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!» (Быт.18:17). Пророки обличали неверных Богу людей и предрекали неминуемое возмездие в случае упорства человека. Также пророки говорили и о будущем искуплении грехов всего мира, о страданиях, смерти и о воскресении Сына Божьего Иисуса Христа. При этом пророки не являлись провидцами — никто из людей не способен своими усилиями прозревать будущее — они лишь возвещали то, что открывал им Бог и были обязаны передать людям Его слово. Особенного внимания заслуживает то, что (в ветхозаветный период) Бог обращается со Своим призывом, увещанием, обличением и наставлением единственно к народу израильскому и более ни к какому другому народу: «Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю. Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают» (Пс.147:8—9), что неоспоримо свидетельствует о совершенно особом статусе этого народа в отношении исполнения Божьего намерения — спасения людей. При этом важно понимать, что в создании Богом народа израильского и в особом к нему отношении Бога явлена любовь Божия ко всему миру в целом, а не только к одному Израилю, так как намерения Божии относительно созидания Его народа не ограничиваются одним только Израилем.

Бог говорил с Израилем многократно и многообразно, что свидетельствует не только о постоянстве взаимных отношений Бога и Израиля, но и о постоянном желании Бога открывать Себя избранному народу и побудить его следовать нормам, изложенным в святом законе Божьем. И это более, чем естественно, если учитывать особое положение Израиля по отношению к Богу и те цели, которые Бог определил достичь посредством этого народа.

Несмотря на то, что Творец всего сущего пожелал иметь эти особенные, близкие отношения с избранным Им народом, Израиль часто отворачивался от своего Бога, обращаясь к язычеству и даже в те времена, когда он не обращался к исполнению языческих обрядов и поклонению идолам, его отношение к Богу обретало не форму взаимного диалога, а скрупулезного исполнения буквы закона и следования установленным традициям, что ни в коей мере не могло быть угодным Богу по той причине, что обрядовость не всегда отражает истинное отношение человеческого сердца к Богу, так как, исполняя обряды, человек делает то, что он должен делать и не всегда в этом участвует сердце человека — «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс.47:7—15). Нельзя полностью исключить обряды из духовной жизни человека, но обряд ценен и полезен только тогда, когда он является выражением любви человека к Богу. В противном случае обряды не только бессмысленны, но даже вредны, так как больше свидетельствуют о лицемерии и гордости человека, чем о знании им своего Творца. 1

Но несмотря на то, что Израиль часто отворачивался от своего Бога, Бог никогда не прекращал обращаться к этому упорному народу, Своей силой удерживая его в рамках исполнения закона посредством периодического воздействия на народ наказаниями — исполнение замыслов Божиих ни в коей мере не может претерпеть изменения и находиться в зависимости от поведения человека: «Они ели, насыщались, тучнели и наслаждались по великой благости Твоей; и сделались упорны и возмутились против Тебя, и презрели закон Твой, убивали пророков Твоих, которые увещевали их обратиться к Тебе, и делали великие оскорбления. И Ты отдал их в руки врагов их, которые теснили их. Но когда, в тесное для них время, они взывали к Тебе, Ты выслушивал их с небес и, по великому милосердию Твоему, давал им спасителей, и они спасали их от рук врагов их. Когда же успокаивались, то снова начинали делать зло пред лицем Твоим, и Ты отдавал их в руки неприятелей их, и они господствовали над ними. Но когда они опять взывали к Тебе, Ты выслушивал их с небес и, по великому милосердию Твоему, избавлял их многократно» (Неем.9:25—28). Это убеждает нас в том, что любовь Бога неизменна и не зависит от поведения человека — хотя великий Бог и не остается равнодушным к грехам человека и подвергает его наказанию, все же любви Своей Бог не лишает человека никогда, да и что есть наказание, как не свидетельство Божией любви, желающей не гибели, но исправления виновного?

Почему Бог говорил непосредственно только с Израилем и больше ни с каким другим народом на земле? Разве не является каждый живущий в мире человек творением Божиим? Писание неоднократно указывает на то, что Бог вникает в дела всех людей и путь каждого человека проходит пред Его взором; что это исключительно по воле Божией зарождаются и исчезают народы и что это Он определяет границы обитания этих народов? «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян.17:26). Почему же тогда Бог оставляет как бы в стороне все народы земли и обращается только к одному маленькому народу — Израилю? Все остальные народы пребывают как бы в забвении и, более того, некоторым из них в будущем предстоит быть полностью уничтоженными. Справедливо ли это и так ли уж виновны те, с кем Бог не пожелал иметь такие же отношения, какие Он имел с Израилем?

На этот вопрос может быть только один ответ: Бог не обращался ко всему человечеству в целом по той причине, что человечество стало неспособным воспринимать Божьи откровения: «Велико развращение человеков на земле, и… все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5). Создав человека, Бог не отворачивается от него даже после его грехопадения и, рассеяв людей по всему лицу земли, Бог ожидает, что они будут искать Его: «…дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян.17:27—28), причем возможность искать и найти Его есть у каждого человека на земле, но многие ли Его ищут? Что из себя представляет мир, в котором мы живем, как не прекраснейший и величественнейший дворец, который наполнен сиянием Божьей славы, созерцание которого не может не вызывать восхищения перед мудростью и величием создавшего его Мастера: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20) — видимы каждому человеку без исключения, а не только горстке избранных людей; стоит только задуматься о совершенной красоте мира и мудром его устройстве и мысли сами приведут человека к пониманию того, что за всем этим величием и красотой стоит Тот, по Чьей воле все сотворено и существует. Бог никогда не судит человека за, что он сделать не в состоянии, но познать Бога в творении и преклониться перед Ним доступно для каждого человека, но «как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды» (Рим.1:28—29) — «праведен суд на таковых» (Рим.3:8).

Итак, Бог содержит Израиль в определенных рамках, не позволяя ему окончательно отпасть и совершается это ради всего остального человечества, ради спасения людей, а это спасение невозможно без жертвы Христовой. Таким образом, целью особых взаимоотношений Бога с Израилем является ни что иное, как последующее благословение всего мира, которому надлежало совершится таким образом, что призыв ко спасению не может остаться незамеченным и спастись может всякий, желающий спасения, но совершиться это должно было в определенное время: только тогда, «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал4:4—5). Но на определенном этапе спасения (а то, что спасение есть процесс, а не сиюминутное действие, нам показывает История) Бог обращается непосредственно только к Израилю — «Блажен народ, у которого Господь есть Бог, — племя, которое Он избрал в наследие Себе» (Пс.32:12).

Служение пророков Израиля совершалось до определенного времени — до явления в мир Сына Божьего Иисуса Христа. Это служение состояло в том, чтобы быть для народа провозвестниками Божьей воли. Пророки говорили народу о грядущих событиях, при необходимости обличали в неверности Богу, говорили о грядущем Мессии и о судьбах мира. Пророк ничего не мог говорить от себя лично, но только лишь то, что повелевал сказать ему Бог.

Пророчества прекращаются за четыреста лет до пришествия в мир Иисуса Христа, но, конечно же, это ни в коей мере не означает, что Бог перестал обращаться к избранному народу и контролировать его жизнь. Все особо значимые пророчества записывались и после того, как было возвещено и записано пророчество пророка Малахии, завершилось составление книг Ветхого Завета и Священные Писания приняли на себя роль пророческого служения.

Последним же пророком ветхозаветного периода стал Иоанн Креститель, на долю которого выпало возвестить Израилю об уже пришедшем в мир Мессии и указать на Него людям, засвидетельствовать, что именно Он и есть Христос: «Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Мф.11:13); «И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос… Но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин.1:19—27).

Явление в мир Иисуса Христа стало кульминацией развития отношений Бога с человечеством, потому что именно во Христе Бог даровал человечеству самое полное откровение о Себе, о Своей любви к человеку; Бог во Христе открыл Себя людям настолько максимально, что теперь становятся ненужными никакие иные откровения и пророчества, так как то, что сказано и явлено Богом через Иисуса Христа больше не имеет нужды в каких-либо дополнениях. При этом Сын Божий не проповедовал какого-либо нового учения взамен старого — был заключен Новый Завет со всем человечеством, в отличие от прежнего завета, который был заключен только с Израилем, но суть Божественного Закона осталась неизменной и именно эту суть, которую не могли постигнуть евреи, открыл миру Христос: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:16—18). По сути своей закон — это не только то, что записано, но и то, что происходит в человеческом сердце как реакция на возвещенное ему слово Бога. Даже любую заповедь Господа нашего Иисуса Христа, любое Его высказывание легко превратить в букву закона, если относиться к Его словам как к тому, что ты обязан делать, не будучи при этом побуждаемым к исполнению заповеди любовью.

Сын Божий стал величайшим и полным откровением Отца, Его истинного отношения к человеку, Его желания спасения всех людей. Послав Своего Сына в мир и тем самым уже принеся Его в жертву, обрекая Христа на страдания (Ис.53), Бог показал величие Своей любви к падшему человеку, отвернувшемуся от своего Создателя и полностью забывшего Его. Отпадение человека стало максимально полным и оно стало бы необратимым, если бы не Христос. Таким образом, следствием полного отпадения человека от Бога стало полное откровение Бога человеку, потому что в Своем отношении к человеку Бог не руководствуется жаждой отмщения, но исключительно Своей любовью. Бог и сейчас продолжает говорить с человечеством посредством Своего Сына Иисуса Христа и через Писания.

То, что откровение Божие во Христе полно и совершенно, Бог подтвердил тем, что все сущее сотворено также через Сына, ибо исходящее от Бога слово при сотворении мира («И сказал Бог…» (Быт.1:3)) и Слово-Сын суть одно и то же: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1:1). Если сказано, что и века, то есть — время, сотворены через Сына, то это означает, что посредством Него созданы не только пространство и время, но и все то, что существует в пространстве и времени. Так как Он — «наследник всего» — то это значит, что Он есть первенствующий в доме Божием по отношению ко всему творению, ибо Сам не сотворен, но совечен Отцу, при этом как Сын Христос пребывает в покорности Отцу и ничего не делает Сам от Себя, но только то, что велит делать Ему Отец — так и человеком произносимое слово не имеет в себе власти возвещать что-либо само от себя, но несет в себе информацию, вложенную в него человеком и служит для того, чтобы быть способом передачи этой информации, чтобы достичь другого человека, так как не в пустоту говорится слово, но к разумному человеку. Как человеческое слово рождается в глубинах человеческого сознания и происходит не от плоти и не подвластно физическим законам, но исходит из самого естества человека, так и Божье слово происходит из естества Божьего, но человеческое естество имеет начало, Бог же начала не имеет, как не имеет и конца, потому и Слово Его совечно с Ним. Человеческое слово не может воплотиться и творить волю человека в образе человека, так как никто и ничто не созидает равное себе, но всегда высшее созидает низшее и повелевает им; Божье же Слово «стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1:14) и, воплотившись, не перестало быть Словом, исходящим из глубин естества Божьего. Полное же благодати и истины Слово не потому, что Бог решил показать людям только эти Свои качества, а потому, что такова сущность Самого Бога и, следовательно, Слово-Сын иным быть не может: «Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру» (Ин.8:26); «Славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего» (Пс.137:2).

О Сыне сказано, что Он есть сияние славы Отца и образ Его ипостаси, что означает то, что Христос явился в мир как высшее и полное проявление славы Божией в мире. Писание неоднократно говорит о проявлениях славы Божией в различных случаях и всегда никто, будь то Ангел или человек, не в состоянии был взирать на эту славу, ибо настолько велико сияние Божией чистоты и святости, что никто не может, увидев эту славу, остаться живым: «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх.24:17); «Моисей сказал: покажи мне славу Твою. И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею. И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:18—20). Слава Божия включает в себя Его абсолютную святость и все, что каким-либо образом соприкасается с этой славой, освящается само. Моисей, увидев горящий терновый куст, должен был снять обувь свою, потому что Бог освятил это место Своим присутствием: «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5). Во Христе слава Божия явлена во всей полноте, при этом явлена она была в Нем не только как в Божьем Сыне, но и как во Христе-Человеке и при этом человек может взирать на эту славу безбоязненно, в отличие от евреев у горы Синай, но не каждому дано узреть во Христе сияние славы Божией, а только верующим в Него. В Сыне Своем Бог открыл Себя во всей Своей славе и при этом люди могли находиться рядом с Ним, говорить с Ним, прикасаться к Нему, вместе с Ним принимать пищу. В Сыне Бог открыл человеку доступ к Себе таким образом, что, приближаясь к Нему, человек не только остается жив, но и обретает иную, совершенно новую — духовную — жизнь, обретает вечность. Если сердце человека открыто для веры, то и Бог открыт для сердца человека: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (Мф.13:12—16); «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (Ин.6:68—69).

Христос содержит все, что Было чрез Него сотворено, словом силы Своей (но не силой слова, так как не сила исходит от слова, как стараются представить это различного рода заклинатели и шарлатаны, но слово исходит от силы Христа и тем оно сильно и действенно, что силен и действенен Христос). Слово Сына Божия подтверждается явным проявлением Его силы: «Принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой» (Мф.9:2—7) — это имеет непосредственное отношение как к Писаниям Нового, так и Ветхого Заветов. Слова Писания истинны, потому что подтверждаются силой Христовой — Он Сам является гарантией их истинности. Как слава Божия неотделима от Бога, так и Сын неотделим от Отца, ибо Он есть само сияние Его славы. Христос — это открытое для человека сердце Божие и вполне закономерно, что Сын, «совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте», то есть, воспринял то величие, которое соразмерно лишь с глубиной Его уничижения среди людей.

Сын Божий, будучи сиянием славы Отца, образом ипостаси Его и содержащий все мироздание словом Своей силы, совершает Самим Собою очищение грехов человеческих, потому что никаким иным способом они очищены быть не могут и в этом очищении грехов в наибольшей степени явлены и слава, и образ, и сила Бога. Если при виде сияния славы Божией непосредственно лицом к лицу человек умирает, то же самое сияние, облеченное Плотью Христовой, очищает сердце человека и дает ему вечную жизнь. Созидая человека, Бог не пребывал в неведении относительно того, что человек впадет в грех и отвернется от своего Создателя, но, тем не менее, Бог его создал, потому что уже тогда грядущая Жертва Христова осеняла собою всё Божие творение, являясь залогом будущей победы: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33).

Ни в коей мере не следует отождествлять Сына Божьего Иисуса Христа с Божьими Ангелами, как это делают последователи некоторых псевдохристианских учений. Ни один из Ангелов, какое бы великое положение он ни занимал в небесной иерархии, не может претендовать на то, чем по праву обладает только Сын.

На протяжении библейской истории Бог многократно посылал к людям Ангелов для возвещения Его воли. Ангел поразил египетских первенцев; Ангелы были посылаемы к Аврааму, к Деве Марии, чтобы возвестить ей о грядущем рождении Сына и таких примеров в Писании множество. Но при этом ни один из Ангелов не был назван Сыном Божиим, так как все они являются духами-служителями, Божиими посланниками и исполнителями Его повелений, посредниками между Богом и людьми, и иными они никогда не станут. Превосходство Сына перед Ангелами неопровержимо доказывается тем, что Он совершил то, что невозможно было совершить ни одному из Ангелов: став Человеком по плоти, являя при этом Собой образ Божий, Он добровольно обрек Себя на страдания и смерть от рук грешников и именно потому, что это была реальная смерть реального Человека Иисуса Христа, а также через воскресение Его из мертвых, было совершено искупление грехов человеческих. Явленная во Христе слава Божия была отвергнута, осмеяна и оплевана людьми, но когда им и этого показалось недостаточно, эту славу прибили к позорному кресту и выставили на всеобщее обозрение и посмеяние. Ангел не может ни умереть, ни воскреснуть так, как это сделал Сын, «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп.2:9—10). Сын и слуга занимают в доме различное положение по отношению к хозяину дома — слуга всегда остается только слугой, сын же наследует все от своего отца, поэтому слуги служат не только отцу, но и ему. В доме Божием именно Христос — наследник всего, а также и те, кто усыновляются Богом-Отцом чрез Христа и становятся сонаследниками вместе с Ним; Ангелы же так и остаются навечно служителями, посылаемые на служение тем, кто имеет наследовать спасение.

В словах «Ты Сын мой, Я ныне родил Тебя» не производится сравнение Сына с другим творением, но утверждается Его божество, потому что рожденный не означает сотворенный — ведь не сравниваем же мы своих детей со стулом, сделанным нашими руками! Быть рожденным Богом — значит иметь Его природу, быть Его наследником и владеть всем, чем владеет Бог (это имеет отношение и к духовному возрождению человека). Попытки умалить Христа, лишить Его Божественности всегда предпринимались и будут предприниматься впредь, потому что принять Христа-Ангела или Христа-Человека проще, чем Христа-Сына Божьего, так как признавая Христа Сыном, человек берет на себя всю полноту ответственности за отвержение им Бога, сиянием славы и образом ипостаси Которого является Сын. В ином же случае человек, отвергая Христа, отвергает в Нем или Ангела, или Человека, но не Бога и это гораздо проще, причем так человек оставляет для себя возможность поторговаться с Богом и иметь отношения с Ним на своих условиях — грех становится не таким уж и мерзким, а искупление — не таким уж полным, а значит — и необходимым. Когда же речь идет о Христе-Сыне, то Жертва Его становится величайшей и всеобъемлющей, а грех — реальной проблемой, которую человек самостоятельно решить не в состоянии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первосвященник Иисус предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я