1. Книги
  2. Религиоведение / история религий
  3. Аркадий Петрович Воеводин

Богословие апостола Павла. Критический взгляд на Павловы послания. Том II

Аркадий Петрович Воеводин
Обложка книги

В этом томе исследовано десять посланий апостола. В результате анализа всех посланий Павла выявился безупречный монотеизм апостола Христова, без каких-либо намеков на Троицу Божественных Лиц и, довольно неоднозначный характер его высказываний. Как наставник христианской нравственности, апостол ограничивается общими призывами к праведной жизни, чаще всего, не давая конкретных советов, как достичь праведности.В книге сделана попытка составления психологического портрета ап. Павла.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Богословие апостола Павла. Критический взгляд на Павловы послания. Том II» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Аркадий Петрович Воеводин, 2024

ISBN 978-5-0062-6918-7 (т. 2)

ISBN 978-5-0062-6919-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? (Иак. 3:12).

Как известно, статусом верховного апостола Господь наделил Петра (Мф. 16:18—19; Ин. 21:15—17; Деян. 15:7) и нигде в Св. Писании не говорится, что таким же статусом Он наделил и ап. Павла. Но люди, по своему пристрастию, возвели в первоверховные апостолы не Иоанна Богослова, любимого ученика Господня, сделавшего не меньше и стоящего никак не ниже Павла. То, что Господь назвал его избранным сосудом, предназначенным для возвещения имени Иисуса перед народами и царями и сынами Израилевыми (Деян. 9:15), то такими же сосудами являются и все ученики Христа Иисуса.

Правда, в посланиях апостола есть немало замечательных и эффектных сентенций, но мы не будем акцентировать внимание на духовной ценности нравственных наставлений ап. Павла, которые несомненны, ибо он уразумел и проповедовал основную и непреложную суть бытия человеческой личности, — тленность плоти и бесценность духовных плодов. Цель нашего исследования творческого наследия апостола — критический взгляд на его высказывания, — то, чего, до сих пор, избегали экзегеты и «ревнители благочестия».

Мы не случайно, в качестве эпиграфа, предпочли слова ап. Иакова, относящиеся к духовному источнику, ибо в посланиях ап. Павла обнаруживаются огрехи, подобные горькой воде, текущей из родника с чистой водой. В высказываниях Павла, порою, обнаруживается противоречивость, очевидно, по причине его горячности, увлекающей его из одной крайности в другую, и уверенности в своей непогрешимости. Но экзегеты игнорируют эти факты, ухищряясь представить ап. Павла безупречным, непререкаемым авторитетом, ведь собрание людей возвело его в ранг первоверховного апостола.

Протоиерей Валентин Уляхин, рассматривая послание к Галатам, гл.4, стих 26, говорит: «Павел утверждает превосходство веры над законом с помощью образов из книги Бытия». Но Павловы аллегории и параллели между ветхозаветными и новозаветными событиями, чаще всего надуманны и искусственны. Более всего потрясает весьма специфическое отношение Павла к закону Божию и предвзятое отношение к вере во Христа. Он четко, но совершенно не правомерно противопоставляет закон вере (Гал. 3:11—12). Если у ап. Иакова вера и исполнение закона являются двумя сторонами одной медали «Угождение Богу», то у ап. Павла с одной стороны медали, на которой изображен «Закон», он справедливо чеканит необходимость исполнения закона, ибо Бог воздаст каждому по делам его (Рим. 2:6), и «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся, потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:12—13), а на другой стороне этой медали, где «Вера», он стремится показать фиктивность противоположной стороны, на которой «Закон». Даже прямо утверждает, что закон является виновником преступления (Рим. 4:15, 5:20), противопоставляет Христа закону (Гал. 5:4), и утверждает, что с приходом Христа закон Божий упразднен (Рим. 10:4; Еф. 2:15), так как законы, данные Богом, в принципе, неисполнимы (Рим. 3:20; Гал. 2:16). Таким образом он старается стереть сторону медали, где «Закон», и превратить медаль в значок «Вера». Поэтому его рассуждения о законе и вере неизбежно страдает внутренними противоречиями. То утверждается: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8—9), то тут же говорит о необходимости добрых дел: «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10).

Игнорируя слово Писания: «…все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте» (Пс. 110:7—8), Павел стремится профанировать закон (Гал. 2:16,19,21, 3:2,21) и, посредством своих софистических рассуждений приходит к утверждению: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28). Противопоставление Павлом закона и веры, закономерно порождает противоречивость его утверждений. Он уверяет, что праведными становятся только по вере независимо от дел закона (Рим. 3:21,28; 4: 3—6,11,13, 9—13,30, 10:4,10; Гал. 2:21, 3:6, 11, 5:5; Флп. 3:9; Тит. 3:5), что делами закона не оправдается никакая плоть (Рим. 3:20; Гал. 2:16), и что закон дан только на время, до пришествия Христа (Гал. 3:19,23, 10:4; Еф. 2:15). Однако, сказав: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:28), он тут же пытается неловко развернуться на 180˚, якобы оправдывая закон: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим. 3:31). Спрашивается, каким же образом он утверждает закон, если старается отмежеваться от него? Только объяснений не последовало.

Превознося веру над исполнением закона, он, все же, признает, что Бог воздаст по делам (Рим. 2:6; 2Кор. 11:15; 2Тим. 4:14) и потому вера должна быть деятельной, а не эфемерной (Рим. 2:6—7, 6:19, 8:4,13 Гал. 5:6; Кол. 1:10; 1Тим. 2:10, 6:18—19; 2Тим. 3:16—17; Тит. 1:16, 2:14, 3:1), что совершенно справедливо и неминуемо вынуждает его признавать необходимость исполнения закона и призывать к добрым делам (Рим. 2:12—13,15,23,25,27, 6:2; Еф. 2:10; Гал. 3: 11—12, 6:9—10; 1Тим. 2:10, 5:10, 6:18; Тит. 2:7,14, 3:8,14).

На чем же основаны его посылы относительно приоритета веры и необязательности исполнения закона? Вспоминая о Соборе апостолов в Иерусалиме, он пишет: «…однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16). От кого же он узнал это? Судя по словам ап. Петра на Соборе: «Сердцеведец Бог дал им [язычникам] свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго [иудейские обряды: обрезание и прочие], которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы, как и они» (Деян. 15:8—11), — Павел услышал эту аксиому от Петра и решил обосновать ее доказательствами. Но беда в том, что Павел, утрируя суть сказанного Петром, ибо речь шла об обрядах, а не о нравственном законе, противопоставил Христа закону Божию, чего не делали, ни сам Христос, ни Петр, ни Иаков, ни другие апостолы. Спасительная благодать Господа, о которой говорил Петр, подразумевает помощь Божию в исполнении нравственных законов, а не их отрицание. Необходимость исполнения всех нравственных принципов закона укладывается в словах предписаний Иерусалимского Собора апостолов, обязывающих христиан из язычников: «…не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:29).

Неуемная ревность о вере во Христа уклонила Павла от разумения истины, которая заключена в неразрывном единстве Божественной благодати и исполнении Его заповедей. Вера затмила в нем понимание того, что законы даны всем и навсегда, и потому все находятся под законом, и праведники в том числе. Способные исполнить эти законы, — спасались и спасаются без помощи Христа, ибо Христос пришел призвать к покаянию и спасти грешников, а не праведников (Лк.5:32), так как не здоровые имеют нужду во враче, а больные (Лк. 5:31), и это — истина. Христос приблизил благодать Божию, ибо в Нем в мир явился Сам Бог Отец. Эта благодать помогает, обратившимся ко Христу грешникам, каяться, исцеляться от духовных и душевных недугов. Только все грешники индивидуальны — одни воспринимают благодать Божию, а другие игнорируют ее, или даже ненавидят, если уподобились бесам.

Ап. Павел категоричен в своих утверждениях, которые, порою, не соответствуют истине, например: «Закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления» (Рим. 4:15). Во-первых, любой закон предписывает нормы поведения, а не осуждает, а во-вторых, во все времена были преступления, ибо и сам Павел признал: «…и до закона грех был в мире» (Рим. 5:13). Несомненно, ложными являются и утверждения: «Грех не вменяется, когда нет закона» (Рим. 5:13), и «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13). Если бы это было так, то не было бы Всемирного Потопа, а люди были бы марионетками и не грешили бы, и ада не было бы. А утверждение: «Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование» (Рим. 5:14), — явная софистика. И таких казусных утверждений в посланиях Павла довольно много.

Он совершенно справедливо внушал: «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Рим. 2:1), и «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» (Рим. 2:21). Однако, сам осуждает ап. Петра, за то, что тот ел с необрезанными (с язычниками), обвиняя его в лицемерии (Гал. 2:11—15), тогда как сам Павел годами жил среди язычников и ел с ними, и, в принципе, даже был не против вкушения идоложертвенной пищи, ибо говорил: «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор. 8:4). При этом советовал не придавать особого значения тому, что мясо идоложертвенное, так как, по его убеждениям: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор. 8:8), и что идоложертвенное ничего не значит (1Кор. 10:19). Более того, склоняет к лицемерию, советуя таиться при еде идоложертвенного, чтобы не соблазнять немощных в своей совести братьев христиан (1Кор. 8:9—12).

Хоть и говорит: «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор. 10:20—21), — все же допускает, что можно есть идоложертвенное в гостях у неверных, или купленное на торгу, только советует не исследовать, какое это мясо (обычное или идоложертвенное), — просто ешь его со спокойной совестью, благодаря Бога (1Кор. 10:25—31). Кроме того, он, полностью отрекшись от отеческих законов и преданий, сам лицемерил пред соотечественниками, когда через семнадцать лет своих странствований посетил Иерусалим и, в угоду иерусалимских христиан, придерживающихся отеческих законов, прошел обряд очищения (Деян. 21:17—26). Яростно выступая против обрезания, он, ради иудеев, собственноручно обрезал Тимофея, (Деян. 16:1—3).

Павел, достаточно много говоря о тайне Божьего домостроительства, в котором спасение осуществляется через Иисуса Христа (Рим. 14:24—25; 1Кор. 2:7—8; Еф. 1:9—11, 2:12—13, 3:2—3,9—12, 5:32, 6:19; Кол. 1:26—27, 2:2—3, 4:3), признает, что высказывает лишь свое разумение тайны Христовой (Еф. 3:4). Но принцип воплощения Бога и Сам Христос, как Богочеловеческое Существо, остались для Павла тайной, ибо он нигде не открывает сокровенную суть Бога воплощения. Правда, однажды он попытался, но неверно интерпретировал эту суть (см. толк. 1Тим. 3:16). Несомненно, Павлу были приоткрыты Богом некоторые основные критерии спасения верой во Христа; несомненно, Павел был монотеистом и ему было дано знание особой, спасительной миссии Христа и Его особый статус на Небе; он сознавал, что Бог, каким-то непостижимым образом соединен с Иисусом и действует в Нем. Однако, всех тонкостей этого Богочеловеческого единства он не понимал.

Очевидно, он и не пытался вникнуть в сокровенную суть соединения двух природ во Христе, ему оказалось вполне достаточно понимания того, что во Христе в мир явился Бог, Тот, один и единственный, Которого он знал и Которого проповедовал, как Отца. Но ведь и для творцов тринитарного учения, и Бог, и Иисус Христос остались непостижимой тайной, в чем они сами и их апологеты откровенно признавались, и признаются до сих пор. Спорящие на Вселенских соборах лишь высказывали свое понимание Св. Писания, а не знание истины, в результате чего догматизировали то, что сами не разумели. В угоду этим догматам Синодальный перевод не погнушался извратить оригинальный текст Кол. 1:14—17, вставив в 14 стих слова «Кровию Его», а в ст. 15 приписать слово «рожденный», — которых нет в древних рукописях. Эти обстоятельства весьма важны при рассмотрении указанных стихов, в которых тринитарное учение видит Христа самобытным Богом Сыном. И в 1Фес. 2:15 извратили оригинальный текст, добавив слово «Его», из чего последовало убиение иудеями не пророков Бога, а пророков Иисуса Христа.

Знаю, мое мнение о Павле, как о гордом и самовлюбленном человеке, часто противоречащем самому себе, многим ревнителям православия будет, мягко говоря, неприятно. Но давайте будем объективны, — такое убеждение складывается не на предвзятом отношении к ап. Павлу, а на основании высказываний его самого о себе и о других. Его психологический портрет, в основных чертах, мы попытались высветить в Заключение книги.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Богословие апостола Павла. Критический взгляд на Павловы послания. Том II» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я