Это книга-практикум для начинающих руководителей и предпринимателей. Когда уже есть за плечами опыт управления и появляются вопросы как сформировать стратегию компании, как повысить эффективность компании через осознание и формализацию бизнес-процессов, как построить мотивацию персонала, на чем строится лидерство и как сохранить баланс времени между работой и остальной жизнью. Именно когда есть опыт и требуется найти ответы на вопросы вам поможет эта книга. Несмотря на скромный объем книга содержит много концентрированной информации, конкретные инструменты и технологии, а так же ссылки на авторов для более глубокого изучения. Не наступайте на грабли тех, кто уже шел этой дорогой. Используйте чужой опыт и пусть у вас все получится.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Парадоксы управления в российском бизнесе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Почему «ПАРАДОКСЫ», и чем может быть полезна эта книга читателю
Писать о тех вещах, о которых написано везде, нет смысла. Рассказывать об опыте — это значит говорить не только о положительных практиках, но и о тех ошибках, от которых очень хочется предостеречь других. Вот
и получается, что иногда мы делаем очевидные ошибки, нелогичные поступки, зачастую даже понимая риск, на который идем. Именно это для меня и есть ПАРАДОКСЫ в отечественном опыте управления. Именно о наиболее крупных из них, в понятных мне темах, я и буду рассказывать. Всех читателей я призы — ваю посмотреть на вопросы, о которых я буду писать, под новым углом. Зачем делать то, что уже опробовано другими и имеет негативные последствия? Да — вайте где-то с юмором, а где-то очень даже серьезно попробуем осознать риски и реализовать в лучшем виде вопросы менеджмента, обходя те «грабли», на которые наступили другие.
Акцент на российский бизнес в названии сделан не только потому, что я имею практику именно в нашей стране. Я уже писал ранее, что российская действительность преломляет западные теории, требует их осмысления и адап — тации к нашей действительности. Примеров будет достаточно много. Не могу вам обещать простого чтива — увы, это так. Книга дает большой объем кон — центрированной информации по основным проблемам управления, так что готовьтесь к таблицам и цифрам
Я буду приводить основные постулаты, теории, примеры из практики, с которыми сталкивался в своей работе. Все это позволит вам погрузиться в предмет вопроса. Надеюсь, многие из вас, уважаемые читатели, смогут най — ти ответы на имеющиеся вопросы в менеджменте. Однако будьте готовы, что на нескольких сотнях страниц текста я не раскрою максимально широко все вопросы менеджмента в России. Скорее, помогу посмотреть на ряд вопросов иначе и дам ссылки на первоисточники «сильных» авторов, по-моему мне — нию — лучших в своей области. Вопросов у вас будет много, но если вы начнете изучение вопроса глубже и, прочитав с десяток книг, ответите на них, — я буду считать, что моя задача выполнена.
Книга в большей степени подойдет линейным руководителям, тем, кто не так давно встал на путь управления персоналом. Также будет актуальна для
предпринимателей, которые уже имеют определенный опыт работы в управ — лении и столкнулись с конкретными практическими вопросами. Если говорить в методологии И.К. Адизеса (а мы будем говорить об основах его концепции)», книга актуальна для тех, кто выходит из этапов жизненного цикла компании, называемых Адизесом «младенчество», или находится на этапе «давай-давай» и стремится перейти в этап «юности». Это наиболее любимый мной переход, когда уже много чего есть за плечами и пора перерождаться. Подобно тому, как гусеница превращается в легкую и готовую летать бабочку, компаниям предстоит переродиться в новый профиль, поменяв роли внутри компании, осознав роль системности и автоматизации в развитии компании, навести порядок в процессах и научиться делегировать. Именно для руководителей разного уровня в компаниях, у которых наступает этап перерождения, будут наиболее полезны мысли из моего опыта.
Также книга актуальна для тех руководителей, кто испытывает сегодня ка-
кие-то трудности в продвижении своего бизнеса — для тех, у кого есть результа — ты в прошлом, но что-то мешает сделать рывок для перехода на новую ступень. В описанных парадоксах с высокой долей вероятности вы встретите то, что сдерживает вас в этом шаге. Очень надеюсь, что смогу вам помочь.
Начав свою практику консультирования и работы «вне штата» компании «за — казчика», я понял, что, как ни странно, даже после кризиса 2014 года и длитель — ной рецессии на рынке остались компании, которые находятся на плаву, но им не хватает опыта. Возможно, эта проблема свойственна компаниям Дальнего Востока России, возможно, также близка компаниям в Сибири как удаленным регионам от центра страны. Но моя практика показала, что тут есть реальный спрос на техники и технологии в менеджменте. Увидев интерес к консультациям и семинарам, тренингам и лекциям, я решил объединить управленческие темы в одну книгу и поделиться ими с большим количеством аудитории. Я действи — тельно верю, что таким образом я помогаю другим людям и, созидая, делаю этот мир лучше. Ведь изменить мир нельзя сразу и решительно, но изменив себя, поделившись своими знаниями с теми, кто в этом имеет необходимость, — это польза для всех сторон! Именно так появилась идея создания этой книги.
По моему мнению, успех бизнеса складывается из нескольких базовых
вопросов:
•
УТП и позиционирование компании (товара или услуги) на рынке и относительно
конкурентов;
•
эффективные точки контакта с
потребителями;
•
грамотные
сотрудники;
•
мотивация
персонала;
•
эффективные бизнес-процессы.
Это не все, но это 20 % вопросов, дающие 80 % результата. Именно об этих базовых вопросах и пойдет речь в этой книге. Вашему вниманию предлага — ется «коктейль» с большим количеством «качественных ингредиентов»: теорий И.К. Адизеса, Саймона Синека, А. Остервальдера, Д. Нортона и Р. Каплана, А. Фридмана, А. Саенко, Р. Симуткина и других профессионалов в описанных выше базовых вопросах менеджмента. Однако мой труд заключается не в том, что я собрал выдержки из столь авторитетных источников, а в том, что я опробовал на практике и могу рассказать о результативности ряда техник и технологий. В каждой из глав я буду показывать сочетание нескольких концеп — ций от сильных авторов, которые с учетом моей практики объединены в одну конкретную технику.
Книга построена на опыте, собранном в результате работы наемным со — трудником, далее — на основании нескольких десятков проведенных консал — тинговых проектов, а также на основании многих десятков кейсов, в практиче — ском решении которых я участвовал при работе различных форумов и клубов. Я верю в высокий потенциал российского бизнеса и предпринимательства.
Причина не только в национальной истории и успехах большого количества ди — настий в дореволюционные времена, но и в том, что предпринимательство — это творчество. А с творчеством у русского человека всегда было все в порядке. Тем более отечественный бизнес проходит суровый этап «закалки» в условиях не только внешней конкуренции, но и все большего ужесточения со стороны го — сударственной системы. Столь «закаленные» предприниматели не могут не дать высоких результатов относительно «спокойных» зарубежных компаний.
А вот с автоматизацией все намного хуже. Эффективность процессов управления и степень их автоматизации очень сильно страдают в отечествен — ном бизнесе. Системности подхода в малом и среднем бизнесе тоже не доста — ет. Это вопрос, приходящий со временем, и конкуренция заставит заниматься им — уверен, что все встанет на свои места и наиболее сильные представители бизнеса, молодое поколение предпринимателей в том числе, смогут подтянуть уровень автоматизации и производительности, чтобы выжить в борьбе за ме — сто на рынке.
Не случайна и репродукция картины на обложке этой книги. По данным сайта ru.m.wikipedia.org, «Относительность» — литография голландского ху — дожника Эшера — впервые была напечатана в 1953 году. На литографии изо — бражен парадоксальный мир, в котором не применяются законы реальности. В одном мире объединены три реальности, три силы тяжести направлены пер — пендикулярно одна другой. Созданная архитектурная структура реальности объ — единена лестницами. Для людей, живущих в этом мире, но в разных плоскостях реальности, одна и та же лестница будет направлена или вверх, или вниз.
Согласитесь, что очень похоже на нашу реальность: много лестниц, и для кого-то одни из них — это подъем, для других — спуск. Одни и те же двери могут играть разные роли в нашей бизнес-среде. Разве не парадокс? Разве не харак — терен он в первую очередь именно для нашей страны? Способность «открывать двери» в нашей стране особенно важная компетенция в бизнесе и политике.
За последние 10-15 лет темп жизни сильно вырос. Совершенно очевидно, что мир меняется слишком быстро, жизненный цикл товара сокращается, и вме — сте с изменением рынка и спроса должны меняться и мы. Таким образом, полу — чается, что проблемы в управлении у нас с вами в основном старые, но есть от — носительно новые способы их решения. В частности, IT технологии, доступность онлайн-обучения и групп по интересам, доступность научной информации.
А еще я постарался отразить вопросы с юмором и шутками. Уверен, что способность видеть хорошее даже в самой сложной ситуации, способность с юмором и шуткой не просто относиться к окружающим, но и смотреть на себя — это сильная черта, свойственная именно нашему русскому народу. Как часто в истории нашим предкам приходилось решать трудные вопросы? И только смекалка, терпение, стойкость к жизненным трудностям и юмор позволяли не падать духом и находить выход из сложных жизненных ситуаций. Так что предла — гаю с улыбкой отнестись к некоторым моим суждениям и оценкам.
Из оглавления вы можете увидеть, что мы пройдем от простых вопросов вы — бора стиля управления, делегирования и тайм-менеджмента до более сложных практических глав о наборе и адаптации персонала, мотивации, лидерстве и даже профилактике выгорания. Приготовьтесь к непростому чтиву с таблицами, выводами, анализом и предложениями и даже практическими упражнениями.
По тексту вы будете встречать абзацы с выравниваем текста не по левому краю страницы, как основная часть книги, а по правому. Это сделано специально для выделения практических упражнений. Я очень хочу, чтобы после прочтения у вас не просто появились ответы на некоторые вопросы, не просто появилось желание более глубоко разобрать одну или несколько тем, но и сформировались практические навыки и задел для их развития. Именно для этого я предусмотрел практические упражнения для вас. Дойдя до каждого из них, я рекомендую остановиться, взять в руки блокнот и карандаш и начать
выполнять поставленную задачу.
Надеюсь, эта книга поможет вам в управлении компанией или подразделе — нием, а, возможно, и станет началом изменений жизни к лучшему.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Парадоксы управления в российском бизнесе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других