Книга является практическим руководством для повышения эффективности общения посредством задавания вопросов в разных сферах коммуникации: управление персоналом, продажи, переговоры, коучинг, совещания, фасилитация. Отдельно освещается, как оптимально применять вопросы в рекрутинге, управлении карьерой, психотерапии, решении проблем, принятии решений, дизайн-мышлении, стартапах, инновациях в бизнесе. В книге много конкретных рекомендаций, примеров, алгоритмов, чек-листов. По сути, Книга написана для руководителей, менеджеров, рекрутеров, коучей, психотерапевтов, журналистов – всех тех, у кого работа тесно связана с коммуникациями. В книге приведен мой личный опыт, накопленный в ходе работы бизнес – тренером, бизнес-консультантом, коучем, фасилитатором, психотерапевтом, врачом-психиатром. Я постарался обобщить наработки ведущих мировых и российских специалистов, связанные с новой «наукой о вопросах» – на уровне XXI века! Вопросы – мощное оружие лучших коммуникаторов!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самураи ведут переговоры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Вступление
Жизнь постоянно ставит перед нами вопросы. И мы, в свою очередь, задаем вопросы жизни — и самим себе.
В этой книге мы постарались рассмотреть вопросы и с восточной, и с западной точки зрения. Знаменитые дзэн-коаны также основываются на вопросах.
Например: «Каков звук от хлопка одной рукой?»
Ответ: «Молчание».
Рано или поздно любой зрелый человек задается определенными вопросами. Кто-то спрашивает себя, кто-то — других. Вольно или невольно мы постоянно окружены вопросами: «Как быть дальше?», «Куда пойти учиться?», «Покупать или не покупать?», «Жениться или нет?», «Бросать работу или нет?», «Где найти работу?», «Куда поехать отдыхать?», «Как умирать будем?».
Есть вопросы и философские: гамлетовский «Быть или не быть?» или знаменитая фраза Альбера Камю — «Жить или умереть?».
Для чего люди задают вопросы?
1. Доминировать в беседе
2. Получить нужную информацию.
3. Управлять разговором.
4. Вызвать растерянность, психологически подавить оппонента.
5. Спровоцировать собеседника.
6. Разговорить собеседника.
7. Раскачать свою креативность.
Я уже тридцать лет занимаюсь психотерапией, провожу бизнес-тренинги, коучинг, фасилитационные сессии. Мой опыт показывает: в современной деятельности все мы, вольно или невольно, сталкиваемся с вопросами постоянно. И лишь со временем начинаем понимать их значимость. Именно через вопросы мы познаем мир, с их помощью — решаем семейные проблемы, справляемся с трудностями в бизнесе, вступаем на путь самопознания и творческого роста.
Перед любым серьезным проектом, перед любыми переменами мы озадачиваем себя вопросами. Иногда это эффективно, иногда — не слишком. Порой вопросы «извне» (если, к примеру, их задает хороший коуч, психотерапевт) позволяют узнать о себе много нового. Например: Какие вы испытываете эмоции? Что для вас важно? Что вы думаете по этому поводу? И т. п.
Бизнесменам хорошо известен метод «мозгового штурма»: люди собираются, и кто-то из присутствующих озадачивает их вопросом. Например:
• Как повысить производительность труда?
• Как увеличить объем продаж?
• Как создать новый продукт?
• Как выйти на новый рынок?
И т. п.
При решении проблем важна формулировка. Утверждение вроде «У нас низкая производительность труда» не активизирует мышление. А вот если к нему прибавить волшебные слова: КАК и ПОЧЕМУ, разговор пойдет по-другому.
Вопросы смещают определенные рычаги нашего мышления, в то время, как законченные фразы таким свойством не обладают. При этом если «почему» («А почему у нас теперь такая низкая производительность труда?») адресуется к прошлому (поиск причин) и настоящему, то «как» — к будущему, к решению проблемы.
Важно только, чтобы у «мозгового штурма» был хороший координатор, способный стимулировать команду и показать ей выход из интеллектуального тупика (если таковой возникнет). Ему на помощь также придут вопросы:
— Как это сделать проще?
— Лучше?
— Дешевле?
— Как сменить направление?
— Как это сделать по-другому?
— Можно ли что-то заменить?
— Упростить?
— Скомбинировать?
Если бомбардировать команду такими вопросами, люди сменят направление мышления, и смогут увидеть новые варианты, нюансы и возможности.
Для кого написана эта книга?
• Для тех, кто управляет персоналом.
• Для тех, кто активно занимается продажами и переговорами.
• Для тех, кто проводит презентации.
• Для тех, кто постоянно решает творческие задачи.
• Для тех, кого интересует коучинг, психотерапия и бизнес-консультирование.
• Для тех, чья профессия связана с интервьюированием (журналисты, кадровики, следователи и т. п.).
• Для тех, кто не относится к жизни пассивно и готов постоянно постигать окружающий мир.
В книге приведен мой личный опыт, накопленный в ходе работы бизнес — тренером, бизнес-консультантом, коучем, фасилитатором, психотерапевтом, врачом-психиатром.
Я постарался обобщить наработки ведущих мировых и российских специалистов, связанные с новой «наукой о вопросах» — на уровне XXI века!
Вопросы — мощное оружие лучших коммуникаторов!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самураи ведут переговоры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других