Рациональность, холодный расчет, логика – это все для цивилизации денег, цивилизации цифр. Эмоциональность, родство по крови, родство по духу, дружба, землячество, мафия – это все для цивилизации семьи и крови. Казахи не смогут ближайшие 50 лет в два поколения преодолеть свою привязанность, поменять цифры на вещи, родство на деньги, коррупцию на логику. Цивилизация семьи все время будет жить при коррупции и избранности нескольких семей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сатуран. Чувственные народы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава IX
Из Сатурана в Сатурн
Сегодня, когда казахские юноши одевают короткие штанишки, а девушки покрывают лица, на казахских свадьбах, хотя на казахских свадьбах обычно играет второй свадебный гимн Досмукасана со словами «кияк, кияк» (нальем водки!), я уже не говорю про обряд беташара. Сегодня, когда большинство казахов торгует на рынках и хотят демократии «как в Европе и в Америке» из-за материальных удобств и потребительства. Сегодня, когда из всех атавизмов прошлого казахская власть, сама использует лишь исполнительность и безличие, тем самым мы сами предлагаем нашим соседям определить, кому мы будем целовать одно место, типа кто победит, такими мы будем. Будем ли мы провинцией юго — восточной империи и разделим судьбу Синьдзяна, именно на основе нашего безличия, безмолвной инерции и потребительства (потому что казахи на сегодня напоминают рабов денег. Кто больше заплатит, тот и господин). Будем ли мы в союзе с севером. Будем ли мы копией Афганистана прежде чем стать дублем Синьдзяна. Нужно разобраться, почему мы такие культурные обжоры и губки. То есть почему мы впитываем в себя все, что нас окружает, потом обжираемся в понастроенных во всех городах республики ресторанах
Традиционный мир так устроен. Все время нужно строиться в ряд. В живой природе такая же картина. Есть доминантные самцы, есть самцы омега. В человеческом обществе законы стаи выстроены несколько по другому, но иерархия как в живой природе. Обязательно должны быть элитарии. Их не много, но они выступают наконечником. Остальные выстаиваются к ним в подчинение. Этот порядок принято называть социальной иерархией. Между верхами и низами существует большое расстояние. Вот в этот самый промежуток все время пытаются попасть новые люди. Новые хотят войти также в элиту, но наверх их не пускают. Во всяком случае такие попытки были, есть и будут. Социальное пространство не всегда под контролем элиты. Подобно старым самцам в стае элита теряет бдительность, элита стареет. Вожаки готовят своих детей себе на смену, хотя дети элиты, сыновья не чувствовали пороха, имеют мало опыта, не знают реальной жизни. Поэтому элите приходилось использовать помощь самых одаренных кандидатов из низов, чтобы они могли поддержать порядок. Но снова и снова, чужих в стаю не принимают! А если принимают, то кандидат должен пройти жестокий отбор среди большой массы желающих. Например, в петровском Табеле о рангах, для того чтобы стать именным дворянином, нужно было сильно отличиться на полях сражений или же двадцать лет прилежно служить мелким служащим. Расти по службе. Царь мог высочайшим соизволением оценить высокой наградой подвиг офицера, тем самым благословить его род. Чтобы дети могли наследовать дворянство. Чтобы дети могли получить наследство отцовские привилегии, дед и отец должны были иметь стаж 60 лет государственной службы, а то и больше, непрерывной работы на благо империи.
И вот теперь, представьте, что в казахский аул приходят странные вооруженные люди и говорят, что царя нет, потом Временного правительства тоже больше не существует — вся власть теперь у народа. У какого народа? Тут могли возникнуть проблемы.
Казахи, которые привыкли уже подчиняться — волостным старшинам, которых назначал царь через своих генералов, потом своим родовым авторитетам — в растерянности: что за народ такой, у которого нет ни альфа ни омега людей? Как это работает?
Конечно, если белые, они же орысы так решили, наверное они же и будут тем самым народом, который будет решать. С этого момента наступает вживление казахской родоплеменной матрицы в революционную действительность. Конечно вы должны понимать: с этого же самого момента казахская родовая традиция отступает на задний план. Во всяком случае 73 года родоплеменная матрица уступает место официальной коммунистической доктрине (читай русские революционные порядки установили в степи новую номенклатуру иерархии). Русских генералов — наместников заменили коммунистические бюрократы. Конечно бюрократы социалисты говорили о равенстве, о свободе казахских шаруа от баев (то есть от собственной родни и прочее, и прочее. Порядок есть порядок. Коммунистические бюрократы заменили царских генералов, вот и все. Что произошло? Что случилось?
Кольца традиции уступили кольцам другой планеты.
К сожалению, нельзя представить, что в солнечной системе на орбите Сатурна вращаются сразу два тела — большой Сатурн и малый Сатуран. Или рядом с кольцом Сатурна появилось еще одно кольцо. И что это кольцо внедрилось в кольцо Сатурна. И как космическое тело с более сильной гравитацией Сатурн перетащил пылинки и льдинки с маленького Сатурана. Вот так казахская традиция потеряла сотни тысяч казахов, казахи — кочевники стали старательно учить русский язык. Ну, вы сами понимаете почему. Для того чтобы у белого царя стать наследственными дворянами, когда на царя пахали два поколения чиновников — дед и отец? Нет же, абсолютно! Сыну казахского чабана, к примеру (только к примеру, не надо делать из этого обобщающие выводы), вообще не было возможности никакой прыгать. Хоть бы десять поколений его предков пасли для царя скот. А тут такие возможности при коммунистах! Любой мало-мальски соображающий казах тут же бы бросился за знаниями. И казахи так и делали. Никто не имел даже понятие, что такое карьера. Но каждый понял, как может стать новым коммунистическим баем. В любом случае, стать очень уважаемым человеком. С этого началось кручение казахских тел вокруг нового космического тела по имени красный коммунистический Сатурн.
Я предлагаю всего лишь взглянуть, как новая система ценностей смогла вторгнуться в традиционное (консервативное) сознание.
Традиция, традиционное сознание никуда не исчезло конечно. Оно осталось с теми казахами, которые, хоть и учили язык, но продолжали соблюдать казахский этикет, а значит и казахские ценности сохранили. Не все же казахи могли ринуться в русский город. Город конечно не русский, а туркестанский, по имени новой автономии. Но в городе все говорили на русском языке. Потому казахам, что еще при царе сбежали от бедности из аула, очень повезло. Они были первыми горожанами. Они давно знали русский язык. Наверное, они и были в числе тех, кто вернулся в родной аул на красном коне и перепугали всех баев. И так далее. «Кто тут временные? Слазь. Кончилось ваше время»: по — казахски Маяковский прозвучал конечно не так. Но смысл был один и тот же. Казах, выучивший несколько слов на русском языке, пришедший с вооруженными незнакомцами, превратился в нового казахского старшину. Конечно баи и муллы не соглашались, сопротивлялись выскочкам, устроили саботаж. Нет, мол, мы — казахская элита, а не вы, из бишары! Но кто же устоит против государства? Потом с баями разобрались окончательно при коллективизации.
Чтобы казахи всем аулом ринулись в город во имя власти, такое невозможно. Во-первых, простых людей интересует не власть, а продолжение рода. То есть, кушать всех хотят. А что там можно кушать в городе? Казахи кочевники всегда пасли свой скот. Главной казахской ценностью всегда было поголовье скота. Те традиционные, кто остался, даже когда после смерти Сталина произошло послабление для миграции, для кого скот, семья, родственники остались на первом месте, можно сказать «ленивые» казахи, они сохранились. Эти «ленивые» вертелись на орбите традиции, зависли в традиционном космосе в сонном режиме 73 года вокруг своего казахского Сатурана, как и положено по традиции растили детей. Много детей. А что еще завещают всему народу предки? Чтобы было много детей. От переизбытка теперь совсем не жатаки, а самые «лишние», старшие в семьях казахи отправлялись в город, теперь уже не за царским, а за советским счастьем.
Чтобы попасть в кольцо советского Сатурна, конечно нужно было учиться. И учиться русском языку. Эти люди потом составят сильную группу казахской интеллигенции первого поколения.
От первого поколения туземцев, то есть консерваторов всегда вообще то исходит национализм. Возьмите любого горожанина в первом поколении и он будет всегда националистом. Этот свежий горожанин так защищается от враждебного города. Но Советская власть обещала детям бедноты все блага, поэтому первые интеллигенты верили Сталину, их дети и внуки так освоились в городах, что забыли ана тили — язык своего народа. Когда власть ничего не обещает, только врет, потому что во власти скопились пройдохи низкого происхождения, новые интеллигенты из первого поколения в городе тут же превращаются в националистов (это доказывают события распада СССР, все интеллигенты — националисты — попали в город сами, все они родились в поселках. Когда люди получают образование, а советская власть учила всех без разбора, все первопроходцы превращают свои знания в оружие. Начинают заявлять, что именно они соль казахской земли, а не дети городских казахов. Возбуждая миллионы, сбежавших разрушенных и разворованных советских поселков, сельских казахов) Именно от них будет исходить казахский национализм. Вообще от зеремидов всех народов мира исходит и всегда будет исходить национализм по понятным причинам. Это полу традиционные казахи, которые до попадания в город воспитывались отцами и стариками. Они же были вынуждены, чтобы летать в кольце советских метритов вокруг советского Сатурна, учить русский язык. Русский язык им сильно помог освоиться. Потому что люди, воспитанные в традиционном ключе всегда тихие, скромные. А эти — нет, не такие. Они превратились новых казахских авторитетов. Но не все и не всегда. Кандидатов всегда много, а выбирает одного. Только самых толковый, ну и конечно сильно старательных любит народ. Традиционная система, любая любит старательных, а не хитрых. Если, конечно, народ сам в растерянности — не может различать, кто есть кто: кто есть настоящий батыр, а кто только болтун, хитрец и пройдоха. Рынок, рыночные отношения развязывают многие языки: на восточном базаре больше преуспевает самый крикливый продавец.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сатуран. Чувственные народы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других