Сатуран. Чувственные народы

Алмаз Браев

Рациональность, холодный расчет, логика – это все для цивилизации денег, цивилизации цифр. Эмоциональность, родство по крови, родство по духу, дружба, землячество, мафия – это все для цивилизации семьи и крови. Казахи не смогут ближайшие 50 лет в два поколения преодолеть свою привязанность, поменять цифры на вещи, родство на деньги, коррупцию на логику. Цивилизация семьи все время будет жить при коррупции и избранности нескольких семей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сатуран. Чувственные народы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава VI

Обрусение

Но надо сказать, раз уж значительная часть казахов проживала вблизи русских населенных пунктов, еще точнее железнодорожных станций, то самые ущербные и ущемленные своей родней казахи могли свою жизнь изменить. Радикально.

Не кочующий со всей родней казах — это не казах. А перебравшийся от бедности в русский город — это казах сарт. Это потом, когда казахи начнут большой массой приобщаться, — в таком виде казахи встретили и русскую революцию.

Которая степнякам была и ни к чему. Совершенно непонятная и ненужная. Говоря современным жаргоном, была просто по барабану. После революции казахи приобщались к городскому быту. С помощью новых учителей обучились грамоте. Произошла ломка не только традиции, но и степной иерархии. Все изменилось. Все поломалось. Все? Нет, не все.

Советская власть объявила феодальную знать вне закона. И казахи бедняки проявили в этом деле особое усердие. Это потом станут говорить, что казахи такие — сякие, завистливые, коралмайт (завидуют значит), сами сдали красноармейцам своих баев, а красные эту родню расстреляли. Эта перемена привела к новой степени уважения. Не тот важен, у кого много скота, а кто получил от новой власти мандаты. Этот показатель авторитета растянулся в степи на десятилетия. Последних «недобитков» и врагов народа расстреляли в годы так называемой коллективизации. Против этого казахи ничего не могли сделать. Можно сказать, просто покорились судьбе. При этом, оказавшись в кольце нового Сатурна, это конечно могло и понравится. Теперь не бай и его сынки диктовали условия, а новые «идейные» красные казахи.

Конечно под сталинскую секиру попали и первые казахи большевики. То есть казахи, идейные образованные марксисты, которые видели Ленина своими глазами. Казахам, которые видели Сталина, то есть менее образованным это не понравилось. Сталин всегда делал ставку на маргиналов, на выскочек, которые были бы благодарны за это. Борьба среди большевиков в Москве показалась большинству казахов борьбой двух казахских родов — так ведь понятнее и по — казахски. Одни русские большевики были якобы за род Троцкого, другие были из рода Сталина. И вот казахи, как я уже говорил, что ездили в Москву первыми, а значит превратились в казахских новых авторитетов, их и расстреляли потом как членов клана троцкистов. Сталинский аппарат подбирал себе самых преданных казахов. С этого момента, то есть где то с 1938 года казахи большевики превратились в новую степную знать. По старым степным понятиям знать есть знать. Что сказал казах большевик — сталинец, то стало законом. Был когда то царский волостной, к примеру, теперь его место занял безродный казах большевик. И с этого же момента казахи стали проявлять фанатичную преданность делу Ленина, как это и хотели люди из рода Сталина. Другой альтернативы не было. Единственным способом выдвинутся в новые казахские авторитеты при тоталитарном режиме, это старательность и прилежание. Конечно в руководящую казахскую когорту не выбирали богатых. А кто в степи на тот момент имел большие стада лошадей или баранов? (Прилежанием, еще точнее беспринципностью преуспели и современные рыночные казахи. Совершенно не важно в данном случае, какой ты казах. Все успешные рыночные казахи как раз казахоязычные. За исключением успешной родни столичной казахской партократии на момент начала так называемых реформ. Эти всегда могли говорить на русском языке, даже сейчас). Все идет по порядку. Но все остается на своих местах. Казаху важна иерархия. И какое место он в ней занимает ныне: это все по традиции и консервативным законам любимого прошлого. Все современные требования, принципы, идеологию придумали не казахи. И заставили казахов подчиняться сначала коммунизму, потом рынку. Кто победил, тот и прав. Хотя казахи всегда тянутся к традиции. Казахи привыкли к родовой иерархии. Жить, находится среди родственников. И это никак не перевоспитывается. Теперь это стало возрождаться при рынке в чистом виде.

Итак, с приходом советской власти самой главной привилегией для казаха было — жить в городе. Совершенно не кочевать. Уже были созданы так называемые колхозы. Попасть в город бывшему пастуху, его детям было трудно. Чтобы окончательно не лишиться колхозников, Сталин ввел институт прописки. Лишь во время хрущевской оттепели казахи совершили великой поход в города. Этот поход можно было назвать походом за знаниями. Первая так называемая «вшивая» сталинская интеллигенция показала, кто важнее и значительнее в новом советском мире. Сначала среди простых пастухов на первое место вышли просто обученные грамоте — образованные казахи. Затем первенство должно было перейти к казахам со специальным средним и высшим образованием. Высшее образование! Дипломированный казах инженер! Дипломированный врач! Дипломированный учитель! Все эти люди моментально вышли на первое место в казахской иерархии. Это были очень уважаемые люди. Они заслужили уважение своими знаниями и культурой. Кроме конечно партийного руководства конечно. Люди из аппарата власти были вне конкуренции. Они были впереди и формально и неформально. Врачи были авторитетными неформально, а члены партии и руководители обкомов формально. Каждое такое выдвижение сопровождалось конечно тотальным обрусением дипломированных казахов. Иначе никак. Или пойдешь снова пасти баранов, или давай учись. Поэтому дипломированных казахов всегда было меньше, потому что нагыз казахи остались на месте и занимались традиционными промыслами. К тому же в городе десять детей не прокормить никак. Лучше уж обрусеть на все 100 — не так ли? Авторитет все таки ценней, чем 10 детей. Кто же знал, что через несколько десятков лет необразованность и сельское происхождение будет в приоритете? Невежды сначала молчали. Осмотрелись, потом стали давить и требовать по наущению таких же новых политиков — патриотов. Со стороны это выглядело так: мы боролись за независимость, теперь мы — хозяева, мы говорим чисто на казахском языке! (Это все отлично и хорошо. Но не мешало бы добавить и профессионализма с ответственностью)

Не сразу. Первые учителя и врачи казахи испытывали большие трудности. Все обучение велось на русском языке. Чтобы их дети не испытывали трудности, учителя, инженеры и врачи отдавали своих детей в советские детские сады, потом и школы. Эти отцы были карьеристами? Возможно. Все возможно. Но тогда такие вопросы никто не задавал. Кто получал образование на русском языке, были почти богами. (Таких «богов» становится сегодня все меньше. Ведь образование падает. Традиций возрождается, образование падает). Из этих детских садов, потом школ, потом институтов, где говорили и обучались, значит и говорили на русском языке, появилось поколение русскоязычных казахов. Появились такие, кто вообще не знали казахский язык. Нигде больше в Союзе не было такого процента русскоговорящих аборигенов. Только в Казахской ССР. Эти русскоязычные казахи составили авторитетную советскую касту интеллигенции. Авторитетную! Ей завидовали все так называемые «колхозники». По мере того как интеллигенции становилось все больше и больше, а Казахстан становился развитым и индустриальным, казахская интеллигентность растворилась в советском растворе. Интеллигентность потеряла всякий смысл. Хоть казахская, хоть любая другая. Рабочие люди получали большие зарплаты. А учителя и врачи, если бы не разный блат, влачили жалкое существование. Среди достоинств интеллигентности было только образование и культура. Некий недоступный низам статусный уровень. То есть среди плюсов интеллигентности была сама интеллигентность. Каким низам? Аульным, в том числе. В общей городской массе казахов интеллигентов было мало. Самих казахов в казахстанских городах было не больше 20% от горожан. Но по мере роста советского кризиса и застоя, интеллигентность потеряла престиж, но только не среди казахов! Во все времена плебеи высмеивали грамотных людей. В завершающей стадии в Советском Союзе знания, образование потеряли ценность. Потерялась и культура. Блат и знакомство вышли не первое место на Сатурне. Знакомство в первую очередь с торгашами ценилось.

И конечно выдача дипломов вышла на поток. Просто всем стали нужны только дипломы, никакие не знания. Дипломы все желающие лицемеры и хамы могли купить за энную сумму денег. Например, на Кавказе, чтобы поступить в грузинский мединститут, нужно было заплатить 100 тысяч рублей. В Казахстане всего 10 тысяч. Некоторые грузины проявляли смекалку, поступали в Казахстане, отучившись, уезжали обратно — обогащаться в Грузию. Удивительно, на восьмом десятке советской власти в СССР расцвело махровое кумовство. Традиция никуда не исчезла даже в СССР. Советская власть сама провозгласила приоритеты. Хотя опора на пролетариат, как на первоначальный идейный столп была липовая и лицемерная, в партийный аппарат давно проникли безродные «пролетарские» кадры. А если бы эти кадры были бы еще и «племенные», состояли бы из одних условных туземцев, то СССР, я в этом уверен, развалился бы еще раньше. Это они привели СССР к кризису, дети и внуки кухарки. Только в традиционном обществе отцы передавали детям наследство. Третье поколение номенклатуры захотело иметь привилегии своих отцов партийных функционеров навсегда. За годы так называемого брежневского застоя не только в Узбекистане, но и по всему СССР власть захватили кланы бюрократов. В начале 80 — х следователи Генеральной прокуратуры СССР разворошили осиное гнездо узбекской хлопковой мафии. Но если взять любую республику СССР на тот момент, за исключением может быть Прибалтики, то ситуация была точно такая. Мафия заседала везде. Не смотрите на название. Не называйте географию республики. Там где сохранилась традиция, там всегда будет мафия. Давно известный феномен. Декабрьские события 1986 года в Казахстане были отголоском клановой борьбы. А вдруг бы и в Казахстан приехали подлые московские следователи?

Но в Казахстан Горбачевым был назначен варяг Колбин. Отличный предлог для восстания и саботажа обделенного клана? Нет же, это была борьба за власть. Партийная верхушка за исключением только самого Кунаева сохранила за собой свои места. СССР уже разваливался. Горбачев с товарищами пошел на попятную. Горбачев был слабым вождем. Он родился не для больших дел. Но советская власть отдавала приоритеты детям кухарки. Вот они и наварили.

Почему же Казахстан самым последним из всех союзных республик провозгласил независимость? В Казахстане было меньше традиции? В Казахстане были такие идейные коммунисты? Казахстанцы верили в коммунизм? Не уверен. Как развалился СССР, все бывшие коммунисты сразу куда то исчезли. Даже руководство стало обвинять СССР в перегибах строительства нового общества. Бывшие коммунисты и руководители перекрасились, спрыгнули с одной лошади и запрыгнули на другую. Можно твердо сказать, казахи не понимали что такое коммунизм. Эти казахи хотели быть начальниками. Авторитетными людьми. У них это получилось.

Как и везде. Все пристроились, вступили в КПСС, чтобы лучше жить. А может быть Казахстан из-за этого так сильно обрусел? Кстати, обрусение имело большое значение на начальной стадии формирования группировок. Обрусение мешало и мешает традиции. Сильно мешает до сих пор. Потому наверху все меньше и меньше русскоязычных «мангуртов». А коррупция расцветает — переливается новыми красками.

На Кавказе, таксисты и продавцы на рынке в Тбилиси не давали сдачи. Если у них купишь и ждешь, они говорили: «Это только русские стоят и ждут сдачу». Но весь Тбилиси говорил на грузинском языке.

ПС

Надо отметить, первыми на русском начали обучать своих отпрысков торе и кожа, они же спонсировали строительство русско-туземные школы, а потом они все ринулись в имперские центры обучаться дальше, когда русский царь реформатор Александр 2 провозгласил либеральные реформы. Многие торе и кожа получили образование даже в Европе. Сын волостного Кунанбая Абай Кунанбаев, например, не имел возможности выехать в Европу, но отлично овладел русским языком, в своих «Назиданиях» завещал казахам учиться русскому языку. Когда в России произошла февральская революция, образованные казахи стали членами партии кадетов, записались в массоны, хотя там принимали не всех желающих степняков. Как говорил атаман Дутов, «алашординцы хотят залезть на шею казахской черни и самовольно грабить, без контроля центра». Советы победили, разорвали в клочья белое движение, родовитые и образованные казахи не сумели превратиться в новую степную элиту. Почувствовав веяние, «своевременно обрусевшие» степняки резко приняли сторону большевиков, а после участвовали в партийных интригах, закончившийся их расстрелом в 37—38гг. Потому что люди Сталина — дети кухарки не любили никого, кроме себя. Не могли допустить любого сноба, еще царской закалки в аппарат «власти трудящихся». Чтобы не чувствовать ущерб, они использовали «классовую борьбу». Изменилось ли что-нибудь потом? Изменились ли казахи, получившие от Советов все знания, ведь казахи стали поголовно грамотными? Я думаю, претендентов на блага стало очень много — как обычно. Раньше только торе и кожа конкурировали друг с другом. Теперь же, когда социализм не получился, пришли рыночные отношения, конкурировать за теплые места стали почти все. За привилегиями выстроилась огромная очередь «профессионалов» казахского языка. Самые шустрые жылпостар объявили себя патриотами. Ну правильно, для казаха авторитет на первом месте. Анкау халыкка арамза молда.

В общем, получается, что казахам все время как бы тесно наверху.

Вот докладная записка «старого большевика» Сакена Сейфуллина Сталину. в апреле 1925 года.

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА С. СЕЙФУЛЛИНА И. В. СТАЛИНУ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ В СРЕДЕ КАЗАХСКИХ ПАРТИЙНО-СОВЕТСКИХ РАБОТНИКОВ

После 19 апреля 1925 г.

.. Дело в том, что меня и некоторых работников, активно боровшихся в 1917—18 гг. за Советы, многие товарищи-киргизы (здесь казахи), вступившие в партию в 1920 г., а в 1917—18 гг. так или иначе боровшиеся против Советов и против большевиков, не любят и не переваривают. «Восточная мстительность» этих, теперешних наших товарищей по партии, не дает им забыть прошлое. Они не могут нам простить того, что мы с 1917 г. стали ярыми противниками «киргизских (казахских) националистов алашордынцев», боровшихся против большевизма, во главе с Букейхановым, почти все эти товарищи были или личными друзьями Букейханова, Тынышбаева, Досмухамметова или их поклонниками. А эти последние три субъекта Вам конечно, должно быть известны (Букейханов — председатель правительства Восточной Алаш-Орды. Тынышбаев — председатель правительства Кокандской Республики, а Досмухамметов — председатель правительства Западной Алаш-Орды).

В Киргизии (Казахстане) сейчас господство людей, пришедших в партию в 1920 г. т. е. людей правой тенденции. Лишь только председатели ЦИКа и СНК люди не из сочувствующих правой тенденции. Поэтому издали может показаться, что не все командные высоты в руках людей правой тенденции. Но что сделают два человека? Притом, тяжеловесность характера ПредСНК Нурмакова и малограмотность Пред КЦИКа т. Мынбаева прекрасно позволяют (что же на факте видно) за их спинами работать людям правого уклона. Эти последние между собой так хорошо связаны, как звенья одной цепи, начиная о людей находящихся в Компартии и занимающих высокие ответственные посты и кончая с Букейхановым, Досмухамметовым и Тынышбаевым и поэтами Джумабаевым, Дулатовым. Все мещаюшие этим людям товарищи постепенно под разными видами снимаются с важных постов и на их места становятся свои люди. Теперь все председатели гиков, за исключением председателя Уральского гика т. Досова, ихние «свои люди».

Вот, конечном счете, сейчас в Киргизии правые элементы господствует, а Алаш-орда рукоплещет. Для характеристики укажу один мелки эпизод, с большим значением. V Всекиргизский съезд открылся в г. Ак-мечете (Перовск). Этот съезд считался первым объединительным съездом, на этом съезде была окончательно объединена вся Киргизия, присоединив к себе Джетсуйскую и Сыр-Дарьинскую области. После открытия съезда, на 2 или 3 день мне один товарищ говорит, что в зале, на самой середине красных знамен раскинуто зеленое знамя Западного правительства Алаш-орды Досмухамметова с надписью из Корана.

Я не поверил, но вспомнил, что действительно на средине красных знамен стоял какое то зеленое знамя. Некоторые товарищи возмущались. Алаш-ордынское знамия сняли. Когда обратно, после конца съезда ехали в г. Оренбург, в поезде один бывший работник Алаш-орды, старый учитель, мне хорошо знакомый, теперь сотрудник Наркомпроса, с довольным видом в присутствии двух товарищей сказал мне: «Наконец все вышло в нашему (т. е. по Алаш-орде). Съезд открыли под нашим зеленым знаменем Алаш-орды. Мы говорили, что ставка должна быть на интеллигенцию, а на этом съезде полностью эту идею проводили. Слова „рабочие“ остались пустыми фразами. Мы свое правительство называли Алаш-Орд». А на этом съезде будущую столицу Киргизии город Ак-мечеть (Перовск) переименовали Кызыл-орда (Красная — орда). Для киргиз цвета красные, зеленые, белое, никакого значения не имеют, лишь бы осталось Орда. Теперь в партию войдем и мы. (Ордою называли юрту, богатых и знатных людей, а юрту бедных и неимущих людей называли баспана и лашык).

Вот, примерно, вкратце все то, о чем я хотел поставить Вас в известность. Я лично ничего не добиваюсь, мне ничего не надо. Но вместе с этой докладной запиской я подал заявление в ЦК о том, чтобы в этот для меня удобный момент, мне дал ЦК командировку Социалистическую академию для пополнения политическо-экономического и марксистского знания, т. к. в этом отношении я чувствую в себе большие проблемы. С коммунистическим приветом С. Сейфуллин.

Сакен Сейфуллин был репрессирован Сталиным в 1936 году.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сатуран. Чувственные народы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я