Лёгкая ТРИЗ для сильного мышления. Практический курс

Алексей Щинников

Практический курс теории решения изобретательских задач. Изобретать легко! Каждый может стать архитектором событий своей жизни.

Оглавление

Что такое ТРИЗ и зачем она

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) разрабатывалась в СССР с конца 1940-х годов.

Цель ТРИЗ — упорядочить мышление: сделать его более системным, логичным, научить отсеивать заведомо «пустые» и неработоспособные варианты; сделать поиск новых идей целенаправленным и сформировать творческую личность. ТРИЗ создавалась для упрощения и повышения эффективности мышления.

«Наука изобретать» предназначена для анализа сложных проблем и поиска максимально эффективных инновационных идей и решений в технике, конфликтологии, бизнесе, менеджменте, маркетинге, образовании.

ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) активно применяется как один из ключевых ингредиентов инновационных стратегий в таких глобальных компаниях, как General Electric, Intel Corporation, Samsung, Procter & Gamble, Siemens. Российские компании также используют ТРИЗ, например, компания Русал, РЖД и другие.

Этапы становления науки об изобретениях

С давних времен первым и до сих пор главным изобретательским методом считается Метод проб и ошибок (МПиО). Это метод случайных озарений, бесконечных проб и отбор хороших идей через ошибки. Сколько жизней унес этот метод?

1. Попытки создания изобретательских методов до 20 века. Например, Лейбниц предлагал делить понятия на части и складывать из них новые понятия.

2. Томас Эдисон создал конвейер изобретений, организовал производственный процесс создания идей. Фактически он изобрел первый научно-исследовательский институт (НИИ).

3. Были сделаны попытки обобщить знания о том, как изобретать, свести воедино навыки и умения, нужные для этого. Появились первые методы активизации мышления: синектика, мозговой штурм, морфологический ящик. Эти методы представляют совокупность приёмов в поиске решения задачи, которые позволяют ограничить хаотичный перебор идей.

4. Создание патентных баз данных.

Прорыв в изобретательском деле совершил Генрих Саулович Альтшуллер в середине 20 века. Создана ТРИЗ нашим соотечественником, инженером, изобретателем, известным писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером (1926—1998 гг.).

Работу над ее созданием со своим другом Р. Б. Шапиро он начал в 1946 году, будучи молодым сотрудником патентного бюро.

На основе анализа многих тысяч изобретений, а также информации по истории техники была предпринята попытка выявить закономерности создания новых устройств.

Их первая статья вышла в научном журнале «Вопросы психологии» (№6, 1956), в которой были сформулированы основные положения новой теории: техника развивается не случайным образом, а в соответствии со своими внутренними законами, причем эти законы можно выявить, а на их основе сознательно совершенствовать технические системы.

Стереотипный образ изобретателя в обществе — это «человек, который умеет удивлять».

Современный изобретатель — это человек решающий задачи, соответствующие реальным потребностям производства. Современные изобретатели работают, уже не следуя «порывам вдохновения», а наоборот, их вдохновение «включается» при появлении потребностей.

Разделы «науки изобретать»

· ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) — направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи при помощи изобретательских инструментов.

· РТВ (Развитие творческого воображения) — направлено на управление воображением с целью создания новых образов.

· ТРТЛ (Теория развития творческой личности) — направлена на формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку достойной цели и успешного продвижения к ней. ТРТЛ входит в этот курс частично (вы автоматически формируете свою творческую личность через применение РТВ-ТРИЗ).

Использование методики ТРИЗ организует мышление, делает его системным, учит находить и разрешать противоречия. На этой основе достигается более глубокое усвоение фактических знаний, а главное — формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение понимать закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства творческих задач.

Изучив десятки тысяч патентов и авторских свидетельств, объединив все существовавшие до него методики и подходы, Г. С. Альтшуллер открыл основные принципы изобретательского творчества и показал, что процесс создания изобретений — управляем.

Освоив «классическую ТРИЗ», вы сможете решать изобретательские задачи не только в технической области. Эту науку можно адаптировать к другим областям. Именно так я поступил, создав технологию объединяющих переговоров и решения конфликтов «Конфликторинг».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я