Лёгкая ТРИЗ для сильного мышления. Практический курс

Алексей Щинников

Практический курс теории решения изобретательских задач. Изобретать легко! Каждый может стать архитектором событий своей жизни.

Оглавление

Шаблоны сильного мышления

Что в первую очередь мешает изобретателю получить хорошую идею?

Инерция мышления (психологическая инерция) — склонность к сохранению уже имеющихся представлений, шаблонов, нежелание пересмотреть их, даже если они более не поддерживаются опытом или опровергаются им.

Изобретательская задача. На заре кинематографа еще не было залов с наклонным полом. А этикет не предписывал дамам снимать шляпы. Сзади сидящим зрителям сильно не нравилось, что сказывалось на посещаемости сеансов и могло ввести бизнес в убытки. Пытались давать объявления по громкоговорителю, но никто шляпы не снимал. Повесили объявления — нулевой результат. Как быть?

Может быть покажется странным, но люди мыслят шаблонами. Это хорошо! Если бы не шаблоны, то мы каждый раз удивлялись бы тому, что нужно завязывать шнурки. Человек очень похож на компьютер, в котором множество программ. Каждая программа выполняется в определённых ситуациях. Шаблоны помогают нам действовать на автопилоте, не задумываясь о том, как решать жизненные задачи.

Но, жизнь не стоит на месте. Если шаблоны помогают решать известные задачи, то, что делать, если в какой-то момент мозг не может подобрать нужного шаблона? Думаю, Вы уже знаете, что мозг выдаст похожий шаблон по аналогии. Не зря эрудиты игры «Что? Где? Когда?» считаются очень умными людьми. Они много знают, а если возникнут трудности, то отыщут в своих знаниях похожий ответ на вопрос, а потом смогут даже логически переработать свои знания и решить задачу.

Однако, может так случиться, что аналогия подведёт. Пустота в голове, а проблему решить надо. Что ж, вот тут мы и подошли к самой сути ТРИЗ. Как же она работает?

Я очень люблю игру «ДаНетка». В игре ведущий задаёт какую-либо ситуацию, а игроки должны объяснить её. Ведущий может отвечать только «Да», «Нет», «Не имеет значения».

Я разработал «вечную» «ДаНетку». Представьте, что я загадал число от 1 до 10. Пожалуйста, дайте ответ, какое число я загадал. Используя шаблон «Перебор каждого числа из десяти», ответ будет найден за несколько секунд. Это пример простой жизненной проблемы. Нужно найти число из десяти, перебрали все варианты, нашли ответ.

А что, если я загадаю число от 1 до 31 536 000? Если перебирать числа по одному в секунду, то ровно год может уйти на перебор всех вариантов. Вот и появилась изобретательская задача.

Необходимо найти загаданное ведущим число из 31 536 000 вариантов, ответ должен быть найден за несколько минут, ведущий сам не скажет ответ.

1. Цель есть.

2. Знаем недостаток, который нужно устранить.

3. Ограничения определили.

Заменим старый шаблон перебора вариантов на более совершенный. Допустим, используем метод «Больше-Меньше». Достаточно отсекать по половине чисел, как ответ действительно будет быстро найден.

С помощью ТРИЗ изобретатель делает то же самое — отсекает слабые (компромиссные) варианты, выходя, с помощью метода «идеализация», на самые сильные решения. А вот перебор он уже делает не всех подряд вариантов, а только самых сильных.

Перебор в ТРИЗ всё равно остался. Но это перебор только сильных вариантов.

Что мы сделали? Мы использовали для решения нерешаемой задачи другой шаблон.

Сильное мышление — это использование сильных шаблонов. Другими словами, нужно иметь «набор отмычек» для разных замков, а ещё лучше одну универсальную.

При столкновении с тупиковой ситуацией, ТРИЗ располагает на этот случай целым табуном троянских коней — набором хитрых обходных приемов.

Секрет изобретательства в осознании шаблонности мышления и умении заменять неработающие шаблоны на более совершенные.

Будучи студентом Калифорнийского университета, Джордж Данциг (математик, один из основоположников линейного программирования) относился к учёбе очень серьёзно и часто засиживался до поздней ночи. Однажды он из-за этого немного проспал и пришел на лекцию профессора Неймана по статистике с двадцатиминутным опозданием. Профессор оказался гуманным и пустил в аудиторию опоздавшего. Студент быстро переписал две задачи с доски, полагая, что это домашнее задание и дослушал лекцию. Задачи были трудными, и на их решение у Джорджа ушло аж несколько дней. Но в конце концов он их решил и принёс решения профессору. Тот ничего не сказал… Через несколько недель профессор Нейман ворвался в дом Джорджа в шесть утра.

Думаю, глаза у него горели, как у Дока Брауна из фильма «Назад в будущее». Оказалось, что студент нашёл правильное решение двух ранее неразрешимых задач математического раздела статистики, о чём даже и не подозревал, так как опоздал на занятие и не слышал преамбулы к задачам, написанным на доске. За несколько дней ему удалось решить не одну, а две задачи, над которыми математики мучились десятки лет, и даже Эйнштейн не смог найти их решение. Джордж Данциг не был ограничен славой этих задач как неразрешимых, он просто не знал, что это невозможно…

Если бы Джордж пришёл на лекцию вовремя, то получил бы шаблон «задачи нерешаемые». Он бы их не решил…

А теперь познакомимся с ключевым сильным шаблоном ТРИЗ.

Идеальные решения получаются тогда, когда недостаток сам собой устраняется без ничего, за счёт собственных ресурсов (как в сказках: ковёр САМОлёт, скатерть САМОбранка).

Попробуйте найти ответ на задачу о дамах в кинотеатре. Пусть дамы САМИ снимут шляпы.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я