Лёгкая ТРИЗ для сильного мышления. Практический курс

Алексей Щинников

Практический курс теории решения изобретательских задач. Изобретать легко! Каждый может стать архитектором событий своей жизни.

Оглавление

Как находить изобретательские задачи

Решать изобретательские задачи помогает ТРИЗ. Но сначала надо научиться их находить. Они вокруг нас. Не обязательно решать УЧЕБНЫЕ задачи для тренировки ТРИЗ. Важнее самим обнаруживать изобретательские задачи.

Изобретательская задача. Необходимо измерить длину змей, свёрнутых в клубок, которые находятся в террариуме. Их много. Есть ли здесь изобретательская задача? Да, если змеи ядовитые, а защитных костюмов нет.

Первый признак изобретательской задачи — наличие цели.

Второй признак изобретательской задачи — наличие недостатка у средства достижения цели. То есть достичь цели без проблем нельзя выбранным средством, а может и само средство отсутствует.

Третий признак изобретательской задачи — ограничения. Возможно, что-то слишком дорого стоит или запрещено физическим, или юридическим законом.

Упражнение 1. Сформулируйте изобретательскую задачу об измерении змей по формуле:

Изобретательская задача = цель+недостаток+ограничения.

Текст изобретательской задачи записывается в свободной форме так: «Необходимо (указать какую цель надо достичь), устранив недостаток (указать) используемого средства достижения цели (указать), не нарушая ограничения (указать)».

Например, задача: по дороге в пункт А на трассе в пустынном месте у автомобиля открутилось колесо, болты потерялись в траве (или снегу), а запасных болтов нет.

Текст изобретательской задачи: «Необходимо доехать до пункта А на автомобиле, не разыскивая потерявшиеся болты, прикрутив колесо тем, что имеется (используя имеющиеся ресурсы)».

При описании изобретательской задачи следуйте двум логическим правилам:

1. Однозначность. Текст должен быть понятен ребёнку 12—14 лет. Слова должны быть определёнными, а специальные термины заменены простыми словами.

2. Достоверность. Условия задачи должны быть максимально конкретными, а не вымышленными.

Старайтесь заменять слова «детскими» словами, например, не молоток, а забивалка, ударялка.

Упражнение 2. Найдите недостаток в какой-нибудь вещи (любой). Предложите решение по устранению этого недостатка.

Прежде чем искать недостаток и решение, сделайте предварительный анализ самой вещи по методу «4 причины Аристотеля»:

1. Зачем нужна эта вещь? Её предназначение? Какую проблему решает эта вещь? Какова цель её создания?

2. Кто, как, где и когда её сделал? По какой технологии (какому способу)?

3. Из какого материала эта вещь сделана?

4. Какую форму имеет эта вещь? Какие части вещи влияют на форму?

К этому курсу пришёл вопрос читателя: «Хотелось бы больше вспомогательных материалов».

Ответ. Этот урок как раз о том, что вспомогательным материалом является весь мир. Применяйте инструменты ТРИЗ к своим задачам: свой дом, своя работа, свои дела, свои вещи и т. п. Вопросы пишите автору shinnikov@rambler.ru

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лёгкая ТРИЗ для сильного мышления. Практический курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я