Сказания хори-бурят. Девятый том

Алексей Тенчой

В этом сборнике 290 притч. Они повествуют о нашем непростом, но прекрасном мире, который основан на незыблемых нравственных ценностях, о культуре бурят, живущих в Бурятии и Забайкальском крае.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказания хори-бурят. Девятый том предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

43 удивительные истории с монахами

БАЛБАР-ЛАМА И СОБАКА

Когда человек отказывается от своих страстей, Усмиряет свое Я, Он становится властелином самого себя, Своего Я.

Будда Шакьямуни

Есть у бурятского народа свой лекарь тибетской медицины — Балбар-лама — да еще какой лекарь! Всю жизнь он учился сложной науке врачевания. К тому же он буддийский монах — бикшу, или гелонг, — принявший 253 обета, в том числе и обет безбрачия.

Когда красные комиссары нагрянули в Сибирь с репрессиями и стали арестовывать, ссылать и расстреливать священнослужителей и просто несогласных с ними людей, пришлось Балбар-ламе податься в соседний Китай. Там он продолжал лечить людей и соблюдал свои обеты в строгости. Наступило время, когда и в Китае к власти пришли коммунисты, бежать стало некуда. Новая власть объявила все религии ложью, а их служителей — «врагами трудового народа». А все для того, чтобы простой народ верил в коммунистических вождей с той же силой и любовью, с какими раньше обращался к религии. Построил Балбар-лама себе отдельный дом и стал в нем жить, проводя время в молитвах. Чтобы не привлекать к себе внимания, алтарь он спрятал, а молитвы и без того знал наизусть.

Как-то пришли к нему китайские коммунисты и потребовали доказать, что он не исповедует «враждебную религию».

— Почему это ты живешь один? Ты продолжаешь соблюдать обет безбрачия? — с ухмылкой спросил китайский коммунист.

— Нет. Хотел жениться, да лицом, наверно, не вышел, ни одна местная девушка не хочет со мной жить, — отвечал Балбар-лама.

— Смотри, даем тебе срок — месяц, чтобы ты обзавелся семьей, иначе стоять тебе у стенки! — грозно предупредили его.

Задумался Балбар-лама. Принимая монашеский сан, он поклялся не обзаводиться семьей и впредь служить всем людям одинаково, а не только интересам своей семьи, как неизбежно приходится поступать отцу семейства. В раздумьях пошел он к своему родственнику, у которого было много детей.

— Скажи мне, брат! У тебя столько детворы, наверное, тяжело в это лютое время всех содержать?

— Да уж! Было у нас семьдесят коров, так всех коммунисты отобрали. Сказали, что живу богаче других, а беднякам есть нечего. А сами, наверняка, армии мою скотину скормили. Оставили нам самую негожую телку, а она даже молока не дает. Как я теперь детей кормить буду? Смотри, как отощали, одни глазища остались, — поделился брат.

— Есть у меня к тебе просьба. Отдай мне одного пацана. Знаешь, своих детей у меня нет, а одного я и прокормить, и обучить смогу.

— Бери-бери, как-никак одна семья, — согласился брат.

Балбар-лама собрал всех детей вместе и выбрал себе ученика-пасынка. Остановился он не на самом сильном, а на том, у которого были самые горящие глаза. Его звали Жимба, что означает «даяние».

Так стал Жимба жить у Балбар-ламы.

Пришли через месяц проверяющие.

— Как ты идешь в ногу с культурной революцией? Смотри, нашего великого Мао никто еще не обманывал, — грозились пришедшие.

— Да, да. Я вот послушался вашего совета и решил семейным стать, жену не нашел, а сына уже завел, — и показал на маленького Жимбу.

Посмотрели хунвэйбины на него — и поверили. А может, просто не до него было. Нужно было еще много добра у народа конфисковать в пользу молодого государства, да и на очереди для «перевоспитания» были все бывшие богачи, учителя и священнослужители.

В итоге Балбар-лама прожил всю жизнь в строгости, лечил людей травами и настоями, помогал страждущим.

А когда стали в родной Бурятии восстанавливать дацаны, понял Балбар-лама, что жизни его на родине угрозы больше нет, и приехал помогать. Однажды пригласили его и нескольких именитых тибетских лам на молебен в одну зажиточную семью. Договорились, что ламы сами подойдут в назначенное время. Пришли они, а по двору собака злющая бегает, лает, зубами клацает, слюной брызжет. Остановились именитые тибетские учителя, никто не решился войти во двор. Тут Балбар-лама подошел, посмотрел на лам, открыл калитку и последовал в дом. Собака как увидела его, так сразу присмирела, притихла. «Дорога свободна» — подумал народ, да не тут-то было. Только-только ступили люди во двор, опять собака кидаться на них начала, пока не выбежала хозяйка и не усмирила животное.

Удивились гости Балбар-ламе — поняли, какую силу обретает человек, проживший всю жизнь в святости. А пасынок Жимба благодаря этому случаю получил образование в России, а затем перенял премудрости траволечения у Балбар-ламы и в настоящее время лечит людей.

БОГДО-ГЭГЭН И ЛАМА СОПА

«Строительство статуи Майтреи — не цель,

Это метод для достижения цели.

Цель — принести благо стольким людям,

Скольким только возможно —

На протяжении столь долгого времени,

Которое только возможно!»

Лама Сопа

Как-то я был помощником у Его Святейшества Богдо-гэгэна.

Его Святейшество Богдо-гэгэн пожилой человек, но, несмотря на свой преклонный возраст, он бодр и энергичен. Рядом с ним ощущаешь себя ребенком и как будто попадаешь в некое мощное защитное поле, где нет места суете, заботам и страхам.

Его Святейшество Богдо-гэгэн всех встречает очень радушно. Он проявляет заботу о паломниках, интересуется их планами, путешествиями, предлагает помощь в организации поездок по Дхарамсале. Этот человек — вторая фигура в буддизме по значимости, но общаться с ним легко и просто. Он обладает великой добротой, и в его поведении нет никакого намека на его исключительность.

Мне всегда было интересно понять, как проходят встречи учеников с Учителями. Каждый человек — это учитель и ученик одновременно. Если Учитель достиг реализации в практике, он передает знание совершенно особым, невидимым со стороны, но действенным способом, который мощно ощущает ученик. Я смотрел на Богдо-гэгэна и начинал понимать, какое значение в простой повседневной жизни имеет понятие бодхичитты. Это отношение к людям без оценки, без разделения на плохих и хороших, своих и чужих, отношение к людям с открытым сердцем, с любовью и добротой, состраданием и заботой. Именно в этом и проявляется преодоление дуальности, «разделенности на два», от которой страдает большая часть людей.

Конечно, одного лишь наблюдения за жизнью человека, сумевшего достичь такого отношения к людям, недостаточно, чтобы развить эти качества и в себе. Но само общение с ним становится импульсом к тому, чтобы начать спрашивать себя — «Кто я?», анализировать свое отношение к жизни и окружающим тебя людям. Он учит людей быть счастливыми, отсекая все привязанности, объясняет сложные философские вопросы простым и доступным для понимания языком. Он показывает нам пример отношения к жизни и людям, желания жить, помогая людям найти свой путь и развить в себе Будду. В этом он и стал для меня Учителем.

Другим удивительным моментом было, что я ни разу не услышал от него никакой пропаганды буддизма, никакого намека на разницу в верованиях. Я увидел не на словах, а на деле проявление терпимости и принятия всех людей, независимо от их вероисповедания. Наверное, когда ощущаешь в себе высшие силы, то позволяешь людям идти к просветлению разными путями — лишь бы дойти. И хвала Учителям, что живут на нашей земле такие Просветленные, которые позволяют нам почувствовать божественную благодать.

Однажды к нам в гости пришел лама Сопа ринпоче. Во время чаепития Богдо-гэгэн попросил ламу Сопа положить внутрь статуи Будды Майтреи ингредиенты, которые он приготовит. Лама Сопа дал согласие и, попрощавшись, удалился.

Но после его ухода Богдо-гэгэн вспомнил, что не передал ламе Сопа тибетские сладости в дорогу. Пришлось мне отправиться в резиденцию ламы Сопа в ретрит-центр Тушита.

Когда я преподнес сладости, лама Сопа удивленно спросил меня:

Так быстро! Это шун32 для статуи?

Нет, нет, ринпоче, это угощение от Его Святейшества.

О, передай ему спасибо! Но сначала выпей тибетского чая, — по-детски засмеялся лама Сопа, а я не переставал восхищаться его оптимизмом и жизнерадостностью.

Когда я собрался уходить и вышел во двор, то увидел, как лама Сопа приготовился для проведения ритуала Туйсол. Его лицо закрывало мигдре33. Только он взмахнул травой куша и окропил окружающее пространство освященной водой, как тут же пошел дождь. Чем больше очищал природу лама Сопа, тем сильнее лил дождь. Так как зонта у меня не было, я встал под крышу беседки, построенной для ступы. Оттуда я завороженно наблюдал за буддийским ритуалом и за тем, как тонны очистительной воды омывают землю. Была засуха, и у местных крестьян погибал урожай, поэтому понятно, что они очень обрадовались дождю.

КАК ГОТОВИЛ ЕДУ ДАШИ-ЖАМЦО

Воду надо кипятить только один раз,

Иначе ее жизненная сила убывает.

Когда истекут сутки после кипячения,

Она умирает и превращается в яд.

Бурятская народная мудрость

На Учении Его Святейшества Далай-ламы в тантрическом колледже Гюдмед мы встретили монгола по имени Даши-Жамцо. Его тибетское имя — Таши-Гьяцо — переводится как «Океан Блага». Он попал в Лхасу еще до захвата Тибета китайцами, а затем эмигрировал в Индию вместе с тибетскими беженцами.

Жил он в Индии в 12-м кемпе (лагере) района Хунсур в штате Карнатака. С виду он был обычным человеком небольшого роста. Когда мы познакомились поближе, то узнали, что Даши-Жамцо готовит еду специально для Его Святейшества Далай-ламы. Для этого он брал в руки деревянные палочки и готовил только ими. При этом он не касался еды руками. Повар считал, что наши руки — руки простых мирян — могут осквернить пищу святого человека.

По окончании Учений у нас была аудиенция у Далай-ламы. Когда Его Святейшество узнал, что мы буряты из России, он рассмеялся и похвалил нас:

У вас отличная кухня! Я ничего не пробовал вкуснее, чем монгольские чебуреки!

Я сразу подумал о том, как тяжело лепить чебуреки одними деревянными палочками.

СИНИЙ КАФТАН

Победы порождают зависть и злобу,

А тот, кто побежден, живет в злобе и тоске.

Только мудрец живет спокойно,

Отказавшись от побед и поражений.

Будда Шакьямуни

Мы ежегодно ездили на Учение Его Святейшества Далай-ламы в Дхарамсалу, находящуюся на севере Индии.

Дхарамсала горное местечко в штате Химачал Прадеш у подножия Гималаев. Вся Дхарамсала расположена на холмистой местности с очень неровными спусками. Она делится на три части собственно Дхарамсалу, Маклеод Ганж, находящийся чуть повыше нее, и Дарамкот еще выше Маклеод Ганжа.

Маклеод Ганж поселок длиной в пару километров. Гулять здесь занятие нелегкое, постоянно приходится подниматься по каменным ступенькам и крутым дорожкам, ровных путей почти нет. Машин ездит немало, все-таки Маклеод Ганж культовое место. Туристов много, обычно это китайцы из Тайваня и Гонконга и европейцы. Вдоль дорог очень много нищих, в основном, калеки без рук и ног. Туристов, паломников и нищих объединяет потребность в чуде, и, конечно, их притягивает удивительная аура этих мест. Жизнь здесь намного спокойнее и тише, чем в похожих городах Индии.

Одна из главных достопримечательностей Дхарамсалы — ее природа, неописуемо красивая и завораживающая. Величественные горы, живописные радуги, ярко-голубое небо, в котором парят орлы. У приезжающего в этот райский уголок в душе воцаряются покой и тишина. В таком месте не хочется никакой суеты и беспокойства, оно само тебя умиротворяет и успокаивает. Можно просто бродить по окрестностям и наслаждаться бытием, воздухом, солнцем и водой. С северной стороны взор манят сверкающие снежные вершины, дивные цветы радуют глаз. Горный воздух прозрачен, чист и свеж как утренняя роса. Снег есть только в горах, а в самой Дхарамсале сухо и тепло. Все окрестности покрыты лесами с вековыми соснами и елями, по которым снуют проворные обезьяны. Кругом простор, журчат холодные горные ручьи и водопады, в которых можно купаться.

Если идти по Багсу роад, то минут через пятнадцать покажется деревня Дарамкот, рядом с которой находится изумительный водопад. Ниже он становится рекой, весело текущей по дну ущелья. Недалеко от водопада, на окраине Дарамкота, стоит индуистский храм. Даже далеко в горах слышен звон его колокола.

В самом центре Маклеод Ганжа находится действующий буддийский храм с молитвенными барабанами. В двух километрах от него по главной дороге находится старая британская церковь Святого Иоанна Пустынника с красивыми витражами, старым кладбищем, вековыми соснами и большим колоколом. Однажды колокол пытались похитить воры, но сумели унести лишь на триста метров, где в итоге и бросили.

В получасе ходьбы от Маклеод Ганжа есть священное озеро Дал, где можно полюбоваться на красных и синих рыб.

В канун наступления второго тысячелетия в Дхарамсале собралось около двух сотен буддистов из России. Каждый день паломники совершали кору (обход с чтением мантр и прокручиванием молитвенных барабанов) вокруг резиденции Далай-ламы вместе с монахами. Здесь постоянно проживает множество буддийских монахов. Их одеяния бордового цвета. Когда начинается Учение Его Святейшества Далай-ламы, они выстраиваются в ряд и сливаются в волны единой бордовой реки.

Однажды перед началом службы Его Святейшество Далай-лама указал на одного из нескольких десятков тысяч монахов, который сидел так далеко, что разглядеть его было почти невозможно, и попросил его встать. Затем Его Святейшество попросил монаха показать свой донгак34, но, к стыду монаха, на нем был синий кафтан вместо традиционной монашеской одежды. В традиции Гелуг очень строго следят за порядком ношения одежды. Этот монах рассчитывал, что никто не заметит его маленького отступления от традиций. Тем более что он был прикрыт бордовой накидкой. Но Далай-лама каким-то невероятным образом увидел это и приказал ослушнику снять синюю одежду, упрекнув его, почти плачущего от стыда, в нарушении дисциплины. Он спросил у старейшин, из какого монастыря этот монах, тот оказался из Дрепунг Лосалинга. Его Святейшество вызвал блюстителя порядка этого монастыря, гебкуй, и попросил его строже следить за дисциплиной. После этого добавил:

Не выгоняйте этого монаха, скоро он исправится.

С тех пор, как бы ни было холодно зимой в Дхарамсале, все монахи ходят с обнаженными руками. Даже если кругом лежит снег.

ЛИНГ РИНПОЧЕ В АМЕРИКЕ

По-настоящему разумный человек

Покидает этот мир, побеждая смерть.

Будда Шакьямуни

Преподобный Кябже Ёнгзин Линг35 Доржечанг (1903—1983) был старшим Наставником Его Святейшества Далай-ламы ХIV. Его мать, Сонам Декий, родила его в Ябху, святом месте Чакрасамвары к северо-западу от Лхасы, столицы Тибета.

После оккупации китайцами Тибета он бежал в Индию. Там он продолжал наставлять Его Святейшество. Со временем буддизм распространился во всем мире, и больших учителей стали приглашать для чтения лекций во многие страны. Так и Линга ринпоче пригласили в Европу и Америку.

Во время визита Линга ринпоче в Америку, а именно в Нью-Йорк, с ним произошел интересный случай. Группу монахов должны были встретить на выходе у станции метро. Однко встречающие перепутали место встречи, и в результате Линг ринпоче оказался посреди незнакомого города.

Линг ринпоче с группой тибетцев направлялся в Тибет Хаус, который, по его предположению, должен был находится неподалеку. Никто из группы не знал английского языка и поэтому не мог спросить дорогу. Тогда Линг ринпоче попросил у своих помощников фотографию Тибет Хауса. Получив ее, он снял четки, прочитал мантру, и взмахнул четками. После чего к нему подлетела невесть откуда взявшаяся маленькая желтая птичка. Она бесстрашно уселась на его плечо. Линг ринпоче показал птичке фотографию. Та взлетела вверх, потом вернулась, защебетав, стала порхать, словно показывая направление для движения. Вся группа направилась за птичкой. Тибетцы прошли полквартала за порхающей птичкой, свернули за угол и увидели нужное здание.

Рассказывают, что подобные невероятные случаи происходили с Линг Ринпоче не раз и не два, и каждый раз он использовал свои способности только тогда, когда помощь нужна была другим людям.

БАТО-МУНКО И МОНАХ В БОЛЬНИЦЕ

Недолгую свою жизнь

Не принимай за вечность.

Придет время уйти —

Подсчитай благие дела свои.

Бурятская народная поговорка

Как-то представителю «Единой России» в далекой Сибири, военкому Бато-Мунко, не повезло. Его продуло. Иммунитет ослаб, и он сильно простудился. Он был высокого роста и крупного телосложения, носил усы как у Василия Ивановича Чапаева. Видимо, он был потомком бурятских казаков, верно служивших русскому царю и прославившихся дисциплиной и отвагой при охране границ отчизны.

— Придется ехать в больницу, — с заложенным носом пробурчал Бато-Мунко.

В больнице у него был обнаружен опасный вирус группы менингококков W135. Этот вирус уже вторгся в кровеносную систему. Следовательно, появилась опасность проникновения заразы в головной мозг.

— Понятно, это септицемия, — пояснил доктор после долгого осмотра и не очень обнадеживающе посмотрел на своего пациента, поправляя очки на носу. Но не переживайте, этот вирус присутствует в организме каждого шестого из нас. Придется вас госпитализировать.

Диагноз врача опечалил Бато-Мунко, потому что он с детства отличался богатырским здоровьем и никогда не болел ничем тяжелее обыкновенной простуды. Обращаться к врачам ему еще не доводилось, не говоря уже о том, чтобы лечь в больницу.

Военкома положили в госпиталь и прописали антибиотики. По истечении недели болезнь все еще не проходила, а состояние его все ухудшалось. Дышать через рот было совсем неприятно. Во время сна ему не хватало воздуха, и он часто просыпался от удушья. К лишениям и суровым условиям ему было не привыкать, но супчик из мяса жирного курдючного барана с домашней лапшой снился ему уже не первую ночь.

Соседом по палате оказался старый лама, к которому все относились с большим почтением. Был он сильно болен, но при этом непрестанно жег можжевельник и молился.

Уважаемый, помогите, — попросил Бато-Мунко, так как с детства верил в силу буддийских молитв.

Можно попытаться, но результат выздоровления только в руках наших защитников, — ответил старый лама.

Затем он сел на край койки Бато-Мунко, взял в руки четки и стал негромко начитывать дхарани. Бато-Мунко долго ждал каких-нибудь действий и от этого в скорости задремал.

Пхет, — громко произнес лама и, тем самым напугав, разбудил Бато-Мунко. При этом он смачно сплюнул ему на переносицу. От неожиданности Бато-Мунко обомлел, его — грозу призывников-симулянтов — еще никто не оплевывал. Но делать было нечего, сам ведь напросился.

«Зря я все это затеял», — подумал Бато-Мунко, а вслух сказал:

Спасибо, почтенный! и, как ни странно, звук его голоса был чист, и он снова мог свободно дышать.

Радостный он уехал домой, даже не дожидаясь осмотра врача. Просто собрал свои вещи и, громко топая, как по своему родному военкомату, вышел на улицу. Только молоденькая медсестра с веснушками на щеках крикнула ему вслед:

Больной, вы куда? Вам нельзя на улицу!

Я уже не больной. Так что лечите лучше других.

Как не больной? Врач велел вам даже не подниматься с постели.

А ты знаешь, откуда произошло слово «врач»?

Нет, а откуда? — удивленно спросила сестричка.

Слово «врач» произошло от слова «врать», — ошарашил ее военком на прощание.

С тех пор он никогда не болел даже простудой и при виде монахов всегда вставал по стойке смирно.

САН ИЗ ТУНКИ

Смутного времени желаньем охваченный, Гордыней и игрищами захваченный,

Содеяв множество грехов,

Не уничтожь свою лодку

Для переправы через сансару.

Бурятская народная поговорка.

В Тункинском дацане был до революции такой обычай: когда наступала засуха, весь народ выходил на улицу во главе с монахами и проводил обряд почитания духов земли.

Самым важным элементом обряда были музыкальные парные тарелки, которые называются «сан36» или, по-тибетски, «буб».

Вместе с тарелками используются большие барабаны «хэнгрэг» или, по-тибетски, «рнга». Это большой плоский двусторонний инструмент, который обычно делают из дерева. На корпусе вырезают изображения пяти или семи переплетающихся драконов.

Говорят, в Тунку некогда привезли из Хухуртинского дацана, расположенного в Амгалантуе, совершенно замечательные тарелки, звук которых становился благословением для всех, кто его слышал. В Амагалантуе они принадлежали великому святому и подвижнику. С тех пор, как их привезли, стали они в Тунке местной святыней. Но услышать их можно было только во время летних засух.

Стоило главному монаху лишь ударить в тарелки, как в небе начинали сгущаться темные облака. Потом, когда процессия монахов проходила вокруг монастыря, начинал моросить дождь. Что может быть важнее дождя для крестьянина в знойную летнюю пору? Ведь от дождя зависит, будет ли в этом году урожай, хватит ли скошенной травы для заготовки сена скотине — а значит, будет ли год сытным или голодным.

Так, благодаря тарелкам, и не знали тункинские пастухи проблем с кормами до тех пор, пока после революции коммунисты не закрыли монастырь и не сослали монахов. Тарелки конфисковали и передали в городской музей. Там они и пылились целый рабджун37 до самой перестройки.

После перестройки старожилы, начавшие восстанавливать храм, вспомнили о своей святыне. Они обратились с письмом к городским властям, и тарелки вернули в дацан.

Один человек, не отличающийся большим умом, во время перевозки тарелок сказал: «Говорят, они волшебные, что же в них необычного?». Взял и ударил по ним. Дело было зимой, и вместо дождя вскоре повалил густой снег.

Однако из-за того, что тарелки были использованы без нужды и о них были сказаны пустые слова, с тех пор они дождя не призывают. Говорят, что сила тарелок проявится вновь только тогда, когда их вновь освятит человек с чистыми помыслами.

ПАССАЖИР АВТОБУСА

Народная молва как морская волна —

До небес вознести, до дна опустить вольна.

Бурятская народная поговорка

Произошла эта история после войны. Тогда на далеких окраинах СССР впервые появились автобусы. Они казались диковиной, передвигаться с их помощью было очень удобно, жаль только, билетов не хватало на всех желающих.

Как-то раз водитель новенького рейсового автобуса «ПАЗ38—652», курсирующего по маршруту Агинское—Могойтуй, заметил на дороге одиноко голосующего монаха в старой потрепанной тоге. Ноги монаха были обуты в кожаные гутулы бурятские национальные сапоги. Он скромно поднимал руку, и взгляд его был отрешен.

Водитель Мунко был членом комсомольской ячейки и принимал активное участие в мероприятиях по перевоспитанию «невежественных чабанов», как он любил их называть.

«Классовая борьба в эпоху перехода от капитализма к социализму состоит в том, чтобы охранять интересы рабочего класса! Так говорил сам товарищ Ленин! Вот! А куда вы, прошлый век, на своих лошадях доберетесь? Ни в космос, ни в век электроники вас не пустят!» — повторял он своим родственникам-пастухам.

Другое дело «ПАЗ». Вы знаете, что Павловский автобусный завод — это один из первенцев советских пятилеток?

Сначала Мунко не мог поверить, что монахи до сих пор существуют и так запросто гуляют по улицам. Остановиться он даже не подумал. Но, проехав километр, он заметил еще одного монаха в точно такой же одежде. «Как много монахов сегодня путешествуют. Или это тот же самый монах? Как-то быстро он добрался сюда!» подумал Мунко и опять проехал мимо.

Но в конце второго километра снова стоял монах в тех же самых гутулах — в этом Мунко уже мог поклясться. Его точно никто не обгонял, да и автомобили были такой редкостью в то время, что только несколько проезжало по этой дороге за день. На этот раз водитель внимательнее пригляделся к лицу монаха, надеясь найти в нем какую-нибудь странность, но оно было спокойным и умиротворенным. И опять он проехал мимо, не притормозив, а народ в автобусе уже начал перешептываться и показывать рукой на оставшегося позади монаха. «Нет мест, что я мог поделать? — успокаивал сам себя Мунко. — К тому же автобус полагается ждать на остановке, а не на дороге».

Следующего монаха он заметил еще издали, и его пробил холодный пот. «Неужели он умеет летать?» только успел он подумать, как ноги сами нажали на тормоза. Когда Мунко открыл дверь, монах неспешно вошел, поздоровался со всеми «Мэндээ!» что означало «здравия всем» и спокойно сел на уступленное каким-то пожилым степняком место.

Всю дорогу Мунко смотрел в зеркало заднего вида, надеясь увидеть у монаха крылья за спиной, но так и не заметил ничего странного. С тех пор активность Мунко в комсомольской ячейке как-то поутихла, не стал он подавать заявление в партию, как планировал, и на монахов и религию наговаривать перестал. Может, это и спасло его от бед, и он прожил долгую и счастливую жизнь.

МОНАХ-ЛЕКАРЬ НАГРАМБА

«Каждый день, просыпаясь, подумай:

Сегодня мне повезло, что я проснулся,

Я жив, у меня необыкновенная жизнь,

И я не собираюсь тратить ее впустую,

Я собираюсь направить

Всю свою энергию на саморазвитие,

Открыть свое сердце другим,

Достичь просветления

На благо всех существ,

Я намереваюсь думать о других хорошо

И не собираюсь сердиться,

либо думать о других плохо.

Я намереваюсь помогать всем

Настолько, насколько смогу».

Его Святейшество Далай-лама XIV

В начале 30-х годов, когда закрыли большинство бурятских дацанов, многие образованные монахи отправились в мир. Был среди них и геше Награмба. Был он высоким и стройным и всегда носил темные очки из кварца. Он получил хорошее образование в Лхасе, а затем вернулся, чтобы помогать землякам.

Сначала он передавал сокровенные знания тибетской тантры молодому поколению. Однако вскоре его монастырь закрыли, а религиозное образование было запрещено.

Между тем в России разбушевалась эпидемия сибирской язвы. Многие люди покрывались красными пятнами, а вскоре после того умирали.

Тогда стал геше Награмба лечить сибирскую язву. Делал он это так: брал руку больного и перевязывал красной ниткой. Затем он использовал силу своих молитв. Красные пятна, доходя до нитки, останавливались, и болезнь проходила

Говорят, чтобы получить такие способности, надо немало лет провести в затворничестве и начитать 100 миллионов целебных мантр.

Трудно поверить, что среди людей неприметно живут те, кто владеет силой, способной лечить смертельные заболевания таким простым способом. Поэтому молва об одном из них — о геше Награмбе — ходит в народе по-прежнему. А некоторые его благодарные пациенты живы и по сей день.

КАК СТАРЫЙ ЙОГИН КОРОВУ ДОИЛ

Чем в долгах как в шелках,

Так лучше в рубищах.

Бурятская народная поговорка

Эта история произошла еще до революции. Был в Агинском дацане старый монах, который любил пить зеленый чай с молоком. Знающие монахи приводили его в пример как истинного монаха, обладающего почти всеми качествами достойного служителя. Все свои мирские привязанности он преодолел, и единственное, что позволял себе из мирских удовольствий — чай с молоком.

Держал он при монастыре собственную корову, которая исправно давала парное молоко. Подоит он, бывало, свою буренку и угостит монастырскую братию вкуснейшим чаем.

Шли годы, монах состарился, спина его перестала сгибаться, и ему стало трудно наклоняться, чтобы надоить молока. Но, к удивлению монахов, он по-прежнему каждый день приносил в монастырь полное ведро молока и угощал всех своим любимым чаем.

У монастырской братии возникло подозрение — не может же старик каждый раз нагибаться! Как же он молоко добывает?

Решили монахи проследить за ним. В очередной раз, когда старик пошел за молоком, отправили по его следу юного послушника. Едва старый монах скрылся за дверью коровника, мальчик подбежал к двери и стал подглядывать в щелку.

Каково же было удивление мальчика, когда он увидел, как, оказывается, доит корову старик! Корова поднялась в воздух так, что ее вымя оказалось на уровне рук монаха. Надоил старик молока со свистом, довольно похлопал свою любимую буренку и, покряхтывая, взялся за ведро, чтобы угостить собратьев чаем со свежим молоком.

ПЬЯНЫЙ ПОСЛУШНИК

Обеты нарушив, все в ад попадают —

Так падают в воду, не удержавшись на лодке.

Глядя на добродетельного человека,

Пройдоха за слабость его презирает —

Так, увидав человека, мартышка смеется:

Мол, нет у него хвоста.

Бурятская народная поговорка

Был в Зугалайском дацане один послушник. В молодости, не будучи еще даже послушником, любил он выпить водки. Но затем поступил в монастырь и немало лет укрощал свои привязанности, соблюдал все запреты и посты. Пить спиртное в монастыре не разрешалось, но нет-нет да вспоминал он о стакане водки и только вздыхал с сожалением.

Шли десятилетия. И немало добра он сделал живым существам, много совершил обходов и поклонов своей святыне статуе Будды. Все это он совершал с твердой и непоколебимой верой в Три Драгоценности39.

Со временем поседела его голова, обрел он уважение и мудрость, но люди стали замечать его в состоянии алкогольного опьянения. Сначала на это закрывали глаза — негоже говорить дурное о старом и уважаемом человеке. Но все же кто-то донес настоятелю монастыря. Приказал тот выследить старца и поймать на месте преступления.

Другие монахи приметили, что с утра он угрюм и молчалив, а после вечернего обхода вокруг главного храма, который находился в самом центре дацана, возвращается с прогулки веселым, с красным носом и румяным лицом. Решили тогда, что бутылку он прячет за храмом. Стали упорно его выслеживать, но, как ни старались, так и не нашли места, где тот мог ее спрятать.

Тогда настоятель решил сам во всем разобраться и сам последовал за ним. Оказалось, что над стариком сжалился сам высокий защитник монастыря — Белый старец, высеченное в камне изображение которого находилось позади храма. Все буряты, калмыки и тувинцы почитают его, делают ему обильные подношения для хорошего урожая и приплода скота.

Своим благословением Белый старец создавал у старика чувство опьянения: стоило тому пройти один круг, и он ощущал, что выпил сто грамм, два круга двести грамм. После десятка кругов он был уже изрядно пьян, хотя спиртным от него и не пахло. Лишь только бодрости у старца прибавлялось.

Только Учителя, достигшие высоких реализаций, могли увидеть это и понять.

ПРЕДСКАЗАНИЯ ЛУПОН-ЛАМЫ

Лежебоки работу ищут полегче,

Еду ищут послаще.

Бурятская народная поговорка.

«Лупон» в переводе с тибетского языка означает «Учитель».

Жил до революции в Бурятии Лупон-лама. Этот Лупон-лама отличался глубокими познаниями в пустотности и иллюзорности всего бытия. Люди поговаривали, что он мог материализовывать вещи и даже своего собственного двойника. Многие бездетные семьи обретали счастье в потомстве после его обрядов.

Был он и прорицателем будущего. Говорил, что земля со временем покроется паутиной, и с высоты птичьего полета города и села будут выглядеть как кусты, окутанные паутиной. Народ удивлялся, некоторые втихаря посмеивались. В ту пору, когда и в столице основным транспортом была лошадь, а по всей стране жгли свечи да лучины, никто и подумать не мог, что электрические провода соединят самые глухие деревушки, а в городах над каждой улицей нависнет по связке проводов — где только для освещения, а где для троллейбусов и трамваев.

Еще он предсказывал, что буряты станут жить лучше, и у каждой семьи будет по отдельному дому, но в каждом из них будет мало детей. А еще предупреждал он, что если не соблюдать десять заповедей, то придет многочисленный народ с юга и все захватит.

ШЕСТЕРО РАЗБОЙНИКОВ

Мудрец — это тот,

Кто смиренно переносит невзгоды жизни,

Упреки со стороны невежд

И руководствуется такой могучей силой

Как терпение, а его оружием является спокойствие.

Будда Шакьямуни

Когда перед ступой Будда отрекся от жизни в миру, он скинул мирскую одежду и облачился в монашескую, которую ему поднесли небожители. Вслед за ним точно в такие же одежды облачились его последователи-ученики.

Во-первых, эти одежды нужны были для того, чтобы обозначить различие между монахами и мирянами. Во-вторых, эти одежды соответствуют обетам бхикшу. В-третьих, люди, которые приучены носить одинаковую простую одежду, не станут думать об украшениях.

Живший во времена Будды царь Бимбисара встретился с брахманом-иноверцем и, ошибочно думая, что он буддийский монах, поклонился ему. После этого Будда, чтобы различать тиртхиков (иноверцев) и буддийских монахов-бхикшу, ввел одежды из квадратных лоскутков, которые по-тибетски называются «намджяр» и «лагой». В настоящее время в северном буддизме их редко надевают в повседневной жизни. Они используются во время проведения ритуала очищения Соджонг40 и во время проповедования или слушания Учения. «Лагой» и «намджяр» одинаковы по размеру, но различаются размером лоскутков. Первое предназначено для принявших монашеские обеты, а второе только для монахов, принявших полное посвящение бхикшу.

Как-то по степи шел одинокий монах, одетый в бордовую накидку зен. И тут на него напало шестеро грабителей. Давно уже у них не было добычи, и голод толкнул их на преступление. Но вдруг монах стал двоиться, затем троиться, и множился он до тех пор, пока монахов не стало семеро. Тут грабители, люди трусливые по природе, испугались такого количества монахов и убежали.

В народе таких монахов называют хубилганами. Те, кто сумел полностью успокоить свой ум, могут совершать со своим телом много необычных действий.

ЗАНДАН ДЖУ

Тот, кто не любит учение священных книг,

Исповедующих вечные добродетели,

Похож на сову, избегающую солнечных лучей.

Бурятская народная мудрость

В бурятском дацане в Эгитуе есть знаменитая статуя Будды Шакьямуни — Зандан Джу. Поклонение этой статуе и почитание ее считаются равносильными почитанию самого Будды лично.

Считается, что она была изготовлена во времена самого Будды, когда ему было 38 лет, из сандалового дерева. Во время трехмесячного пребывания Будды Шакьямуни в раю, куда он отправился, чтобы преподать Учение своей матери, царице Махамае, правитель Уддияны соскучился по нему и попросил ближайшего ученика Маудгальяяну изготовить статую, которая была бы копией Будды. Тот взял двух искусных мастеров по дереву и посетил рай 33-х небожителей, где снял мерки с Будды.

Говорят, что во время пребывания Будды в раю от него исходил лучезарный свет, и мастера не могли смотреть прямо на Будду. Поэтому они лицезрели только его отражение в воде, и одежду на сандаловой статуе они изобразили волнистой, словно рябь на глади воды.

Когда наступило время возвращения Будды из рая, вся царская свита во главе с царем вышла поприветствовать его. Вместе с царем сделала шесть шагов навстречу Будде и его новая сандаловая статуя. Тогда Будда благословил ее и сделал предсказание: «Пробудешь ты в Индии многие века и будешь помогать бесчисленному множеству людей совершать добро. Но через века тебя увезут в далекую северную страну. Там ты станешь главной святыней для поколений царей многочисленной страны. Но и там ты не остановишься, а будешь путешествовать все дальше и дальше на север. Где бы ты ни была, везде распространится и восторжествует мое Учение!»

Прошло время, и статуя оказалась в Поднебесной. Во время боксерского восстания в Китае статую тайно вывезли в Бурятию и выставили в Эгитуйском дацане. Когда смута утихла, китайские послы попросили вернуть им их законную святыню, но буряты только головой кивали:

— Да, несомненно, это ваша статуя, и мы вам ее вернём. Но раз она попала в наши края, пусть простой народ получит благословение.

Так и уехали послы ни с чем. Вернулись они через год и попросили:

— Возвращайте нам нашу святыню, как обещали.

— Да, да! Мы помним! — отвечали буряты. — Только народ не закончил получать благословения.

Так продолжалось на протяжении нескольких лет, пока в Китае не наступило время больших перемен. Тогда китайцы забыли о происшедшем и больше за статуей не возвращались.

Мало кто знал, что на самом деле статуя едва касается пола. Под нее можно было просунуть шнурок, который свободно проскальзывал между полом и основанием статуи. Еще во время моего обучения столетняя бабушка Бадма рассказывала нам, молодым послушникам, что в детстве приходила в дацан вместе с родителями. Пока те молились, она просто просовывала руку под статую и игралась, за что ей часто попадало. Говорят, с накоплением грехов народа статуя опускается под их тяжестью все ниже и ниже.

Когда в России к власти пришли большевики, они стали бороться с религией. Некоторые храмы закрыли, некоторые разрушили. Часть изображений Будды большевики уничтожили, но самые известные конфисковали в пользу государства.

И вот дошла очередь до конфискации Зандан Джу. Не у одних только лам на сердце было тяжело. Последний день перед конфискацией был ознаменован плохой погодой, словно вся природа была против необдуманных действий новых властей. Все небо стало черным от надвигающихся туч. Говорят, в этот день ламы прибежали к настоятелю и крикнули хором:

Грядет беда! Если ничего не сделать, потеряем мы Зандан Джу!

Почему вы, обычные люди, думаете, что можете изменить судьбу великой статуи? Что должно произойти, того не миновать. Давайте лучше помолимся, — велел настоятель.

На следующий день статую погрузили на военный грузовик и увезли прочь. Весь народ следовал за своей святыней. Многие плакали, падали ниц и совершали простирания на прощание. Старики просили молодых комиссаров оставить статую, но те были непреклонны.

Однако судьба Зандан Джу оказалась не так страшна, как представляли себе многие верующие. Ее не разбили, не распилили и не продали за границу. Статую увезли в столицу Бурятии, Улан-Удэ, и там поместили в музейное хранилище.

Один из сторожей музея рассказывал потом удивительную историю — оказывается, статуя все время поворачивалась в сторону Эгитуйского дацана. Сначала он думал, что кто-то из посетителей ее специально передвигает. Но каждый раз, когда он ставил статую на место, вскоре снова обнаруживал ее повернутой. Наконец, ему надоело переставлять статую, и делал он это только перед посещением музея ответственными лицами.

Так Зандан Джу пролежала в пыли до самой перестройки. Лишь с ее наступлением статую вернули на прежнее место в Эгитуйский дацан. Сейчас там специально построили новый храм для статуи. Местные ламы ухаживают за ней и говорят, что она по-прежнему чудодейственна.

ПОГОНЯ ДО ТРИДЦАТИ ТРЕТЬИХ НЕБЕС

Доброе имя обрести — пожизненный и упорный труд,

Потерять — всего одной оплошности результат.

Бурятская поговорка

В конце лета последователи тибетского буддизма проводят службу почитания Шестнадцати архатов Нэйдан-хурал.

Верующие отмечают дни памяти Шестнадцати архатов41 в течение полутора месяцев, начиная с полнолуния шестого месяца после тибетского Нового Года.

Торжественные молебны совершаются в эти дни рано утром. Во время их проведения в храмах вывешиваются танки с изображениями архатов. Во время проповеди монахи рассказывают верующим о жизни архатов и совершенных ими благодеяниях.

Праздник Нэйдан-хурал призывает верующих помнить об опасности всякой привязанности к земной жизни, поскольку эта привязанность всегда ведет к новым и далеко не всегда благим перерождениям.

Во время одной такой службы в буддийской Монголии в начале прошлого века вышла перепалка между гебкуем — блюстителем порядка — и унзадом — главой монашеского хора. Последний утверждал, что пришло время активных действий, что надо меняться — отказаться от роскоши и подношений, начать пасти скот и кормить самих себя. В конце концов, унзад взлетел в воздух и ушел через верхний проем крыши храма в небо, благочинный последовал за ним. Все были в растерянности, но монахи все же закончили молитву. Только к вечеру прилетел весь растрепанный благочинный.

Почему ты один? Где наш унзад? Кто теперь за него службы будет вести?

Гнался я за ним, гнался, да так и долетел до самых тридцати третьих небес! Тут он стал подниматься выше, а я развернулся и полетел обратно: у меня, чтобы лететь дальше, добродетели не хватает.

После этого случая унзада никто больше не видел, а остальных монахов коммунисты вскоре сослали или расстреляли.

РАБЖЁР-ОРОЛОН

Что толку в красноречивом человеке, если он не следует своим словам?

Будда Шакьямуни

Как-то объявился в Кижинге оживший мертвец оролон. Поднялся он и стал гулять. Почему так случилось — непонятно, но говорят, что мертвецы поднимаются для того, чтобы вера у людей укрепилась. Вскоре местные жители узнали в нем недавно умершего монаха Рабжёра.

При жизни Рабжёр был сильным геше — ученым философом. Потому и оролон был умным и сильным.

Два геше вместе учились у одного учителя, и оба были образованными. Но у Рабжёра гордыни было побольше, поэтому учитель предпочел второго. Рабжёр решил отомстить учителю.

О Рабжёре еще при жизни ходило много всяких легенд. Однажды случилось так, что иркутский губернатор ввел закон, по которому буряты не имели права сами хоронить своих мертвых. По новому закону надо было обязательно звать на похороны попа. Сделал это губернатор под давлением православной церкви.

Как-то Рабжёр был на похоронах и первым прочитал всё, как положено. После него подошел к вырытой могиле поп, чтобы начать свою молитву. Рабжёр подскочил к нему, столкнул в могилу и крикнул:

Закапывайте, закапывайте! Нужно исполнять закон, а там написано: «ХОРОНИТЬ С ПОПОМ»вот и будем хоронить с попом, закапывайте!

Бедного попа, конечно, не закопали, но закон вскоре отменили.

Когда Рабжёр стал оролоном, был он таким страшным на вид, что люди падали в обморок, лишь увидев его. Ведь пролежал он в земле ни много ни мало пару месяцев. Людям свойственно передавать друг другу зевоту, смех и страх. Рабжёр на километры распространял неведомый здесь доселе страх смерти. Люди духом послабее сами уже были готовы отправиться на тот свет.

Стал народ в округе болеть и умирать. Дети малые перестали расти и прибавлять в весе, скотина не давала молока. Жить на краю села стало жутко — люди не выходили на прогулку даже днем, не говоря уже о ночи.

Видя такое дело, собрались старейшины, обсудили беду и направили послов в местный монастырь с просьбой о помощи. Монахи посовещались и признались, что эта задача им не по силам, надо вызывать сангаспа42 из Индии.

Откликнулся на приглашение один старый йогин.

«Нужна мне людская помощь, так как вы сами создали оролона своими плохими делами», — объявил он.

Попросил йогин принести каменную плиту. Сельчане хотели притащить огромную плиту, но старец их остановил.

«Мне достаточно маленькой! Причина возникновения беды духовная, а значит и сила укрощения должна идти от сердца, — учил он.Теперь мне нужен смельчак. Кто приведет сюда этого оролона?»

Тут вышел вперед местный парень по имени Батар. Пошел в степь, и не прошло и нескольких дней, как он притащил упирающегося оролона. Не ожидал никто такой удали от деревенского парня, и спросили старики у сангаспы, в чем причина его нечеловеческой удали.

Как оказалось, Батар был воплощением Дугар-зайсана — по-тибетски «Согпо Тагтид» монгольского богатыря, усмирившего царя тигров.

Недаром русское слово «богатырь», как и бурятское «баатар», произошло от старомонгольского «багатур», что значит «крепкий, надежный».

Мало оказалось поймать оролона: цепи он рвет, железом его не возьмешь. К тому же этот оролон, как мы знаем, был не простой. Так что, сколько ни читал сангаспа над ним тайных обрядов, а упокоить его не смог, лишь усмирил на время.

Напоследок завалил сангаспа могилу оролона плитой. На этой плите выбил он мантры, посадил рядом семь берез и сказал: «Я, чужак, не смог этого оролона убить, и никто в наше время не сможет. Через много лет посаженные мной деревья засохнут и умрут, надписи исчезнут, а плита отвалится в сторону. Тогда вновь поднимется оролон. Он будет еще сильнее, чем сейчас, и никто не сможет побороть его, кроме сына этой земли, рожденного здесь, чтобы спасти свой народ».

ОТЛОЖЕННАЯ ПХОВА

Ни на земле, ни на небе, ни в море, ни в горах

Не отыскать места,

Где бы человека не смогла победить смерть.

Будда Шакьямуни

В Цугольском дацане еще в старые добродетельные времена жил Ганджурва-гэгэн, и был он больше всего знаменит своей ученостью и способностью предсказывать будущие перерождения.

Как-то попросили Ганджурва-гэгэна провести с умершим обряд пховы43 — переноса сознания. Попросил его о том старый монгольский лама. По истечении трех дней пришел он к Ганджурва-гэгэну и, щурясь, спросил:

Вы закончили читать текст для переноса сознания умершего. Каково же его перерождение?

Недолго думая, Ганджурва-гэгэн ответил так:

Честно вам скажу: искал я душу умершего во всех трех мирах, да так и не нашел. Так что, увы, ничем не могу помочь.

Вы поистине святой! — воскликнул лама. — Ведь его душа у меня дома! Я ее чашкой прикрыл, — взволнованный отправился он домой.

Там приподнял он деревянную чашку. Неприкаянная душа вылетела, озарив все вокруг радужным светом, и устремилась к приготовленному Ганджурва-гегеном новому рождению.

РАЗОРВАННАЯ ТУЧА

Огонь и воду прошедший —

Силу закона познавший.

Бурятская поговорка

Как-то ламы Цугольского дацана начали молебен на монастырском дворе. На севере небо покрылось грозовыми тучами, которые стали надвигаться на храм. Ламы заволновались, так как могли промокнуть священные книги, да и монастырской утвари на воздух было вынесено немало. Посовещавшись, они подошли к благочинному и предложили перейти в тронный зал, чтобы уберечься от дождя.

— Не бойтесь, дождь нам не помешает, — ответил тот.

И действительно, как только начал капать дождь, благочинный вытащил четки и погрозил ими небу. Грозовая туча разорвалась надвое и обошла монастырь с двух сторон. Затем она сомкнулась на юге и продолжила поливать землю.

Именно с этого дацана и началась традиция монастырских философских школ в Бурятии.

ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА УЧИТЕЛЕМ

Пот в труде пролить —

Спокойное счастье нажить.

Бурятская мудрость

В июле тибетскими буддистами отмечается Круговращение Майтреи — Майдари-хурал.

Праздник этот отмечается в четвертый день шестого месяца и проходит три дня. Он посвящен приходу на землю Майтреи Будды Будущего.

Согласно учению буддизма, Будда Майтрея пребывает на небе Тушита и ожидает срока, когда он сможет родиться в мире людей. Это время наступит, когда продолжительность жизни людей на земле достигнет 84 000 лет и миром будет править Чакравартин истинно справедливый правитель.

Один образованный лама все время вспоминал своего умершего учителя. И вот он решил погадать по книге перерождений, где же тот переродился. Оказалось, переродился он в чистой земле Тушита.

Лама собрал остальных учеников своего учителя и объявил, что отправляется в Тушиту, чтобы пригласить учителя домой. Попросил он всех подготовить подарки и угощения и ждать его скорого возвращения. Затем сел в позу лотоса и стал медитировать. Его сознание вышло из тела, а дыхание прекратилось. В том, что его сознание добралось до Тушиты, никто не сомневался. Но оттуда он так и не вернулся. Тело его со временем мумифицировалось.

Можно предположить, что он все же встретился с учителем, который отказался от приглашения вернуться на землю. Более того, он сказал, что возвращение его самого на землю неблагоприятно, и велел ламе оставаться в чистых землях Тушиты. Так в свое время мы лишились еще одного реализованного мастера.

С тех пор ламы перестали уверенно говорить, что они могут попасть на небо Тушиты и вернуться оттуда обратно.

МЕДНАЯ ЧАШКА

Ничего нет в мире случайного —

Каждое явление и каждая вещь

Представляют для нас ценность.

Будда Шакьямуни

Какая же разница между тулку и буддой?

Если говорить «тулку», имея в виду «ринпоче», то они, возможно, будды для их учеников, но вовсе не обязательно, что они будды в полном смысле. Если говорить «тулку», имея в виду «нирманакая», то это одно из трех тел44 Будды, которые одновременно воплощаются в момент Пробуждения.

Давным-давно в Бурятии умер один знаменитый учитель и тантрический практик. Прошло время, и его ученики стали искать перерождение своего учителя, чтобы заново научить его всему, чему старый учитель когда-то научил их. Это позволило бы ему довести до конца начатые в прошлой жизни долгие тантрические практики.

По знакам и предсказаниям он должен был родиться в состоятельной семье. Поисковая группа лам направилась в юрту предполагаемых родителей. По слухам, именно там несколько лет назад родился ребенок, который, вероятно, и был перерождением их учителя.

Когда гости вошли в юрту, хозяйка по бурятскому обычаю предложила им зеленый чай с молоком. На ковре играл в кости маленький мальчик лет пяти, не обращая на гостей никакого внимания. Это удивило монахов, ведь обычно перерожденцы сразу проявляли к монахам большой интерес. К тому же ламы принесли с собой вещи учителя, надеясь, что ребенок узнает их, тем самым заявив о себе.

Так сидели ламы в гостях и беседовали с хозяином дома. Пока не наступило время обеда. Всем налили наваристого супа с лапшой. Мальчик быстро съел свою порцию из медной чашки и попытался языком слизать жир со стенок. У него ничего не вышло, так как у чашки было узкое горлышко.

«А ты ее выверни», — предложил старший из монахов.

Мальчик посмотрел на него, вывернул чашку наизнанку, словно это была матерчатая шапочка, и стал с аппетитом ее вылизывать.

НАКИДКА НА ЛУЧЕ СОЛНЦА

Мужчина семь раз споткнется,

Восемь раз поднимется.

Бурятская мудрость

Был один случай в Урге, древней столице Монголии. Там среди послушников был «тулку», наделенный сверхобычными способностями, но никто об этом не догадывался. И вот однажды на занятиях по философии учитель объяснял:

— Все вокруг вас сотворено мыслью. Значит, все это пусто и не имеет реальной сущности.

— Понятно! Того, что мы видим, на самом деле не существует. Значит, и то, что мы считаем несуществующим, может на самом деле иметь сущность! — сказав это, один ученик повесил свою накидку на луч солнца, проходящий через весь класс.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказания хори-бурят. Девятый том предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

32

Шун — это мантры для наполнения статуй, напечатанные на бумаге и скрученные в трубочку для удобства закладки внутрь статуи.

33

Мигдре — вуаль из нитей, закрывающая верхнюю часть лица.

34

Донгак — часть монашеской одежды, которая отличает тибетских практиков, поскольку не используется в Индии.

35

Линг Ринпоче являлся шестым в своем ряду реинкарнаций. Его новое воплощение было обнаружено и признано Его Святейшеством XIII Далай-ламой и государственными Оракулами Нечунгом и Кадонгом. Когда ему было семь лет, он был традиционным образом возведен на престол. Начал он свое обучение в монастыре Гарпа Ритрое, где он приступил к начальной подготовке в чтении, письме, запоминании, и других предварительных занятиях под опекунством образованных ученых и практиков. В 1912 году, когда ему было десять лет, он поступил в Колледж Лосалинг университета Дрепунг и начал систематическое обучение в буддийской философии. В возрасте двадцати лет он принял полные обеты бикшу от XIII Далай-ламы. Линг Ринпоче получил степень Геше Лхарамбa в Лхасев 1924 году. В 1936 году в возрасте 34лет, он был назначен Настоятелем тантрического колледжа Гюдод, где уже ранее отслужил срок Благочинным. Затем он был назначен правящим Регентом Гялцаб Радренг Хутугту. После того как в 1940 году Его Святейшество Далай-лама был возведен на престол — «Львиный Трон», он был теперь назначен Младшим Наставником. В 1949 он был назначен Шартзе Чойже, вторым самым высоким положением в Традиции Гелуг рядом с Держателем трона Ганден и впоследствии стал Старшим Наставником Его Святейшества. В 1954 году он выступил как аббат и как наставник, когда Его Святейшество взял полные обеты бикшу, и продолжал передавать Его Святейшеству знания. Когда в 1959 году коммунистический Китай вторгся в Тибет, Его Святейшество эмигрировал и получил политическое убежище в Индии. И наставники Линг Ринпоче и Трижанг ринпоче также переехали в Индию. Линг Ринпоче был назначен 97-м Держателем Трона Ганден. В конце его восемьдесят первого года, 25-го декабря, он отошел в мир иной. Он оставался в состоянии ясного света до 7-го января, и его тело сохранилось в отличном состоянии. Звуки музыки и мелодичное пение мужских и женских голосов исходили из комнаты, где покоилось его тело.

36

Церемониальные тарелки «сан» изготавливаются из латуни, меди и серебра. Это два плоских металлических диска с выпуклостями посередине. В центре выпуклости — отверстие, куда продеты ремешки, чтобы надевать тарелки на руки. Тарелки используют, когда проводят службу сидя или стоя, но иногда используют и при ходьбе. Ударяют их друг об друга скользящими движениями, двигая сверху вниз правой рукой с одной из тарелок. Одиночный удар, после которого тарелки разводятся в стороны и продолжают звучать, называют открытым ударом. При коротком ударе, который называют закрытым, требуется быстро погасить звук, для чего монахи после удара прижимают тарелки друг к другу или к своей груди. Часто во время церемоний тарелки быстро бьют друг об друга, задавая быстрый ритм.

37

В тибетском календаре вместо веков из 100 лет используются циклы по 60 лет, которые называются рабджунами. В течение рабджуна проходит череда годов с разными названиями, которые повторятся только в следующем рабджуне.

38

Павловский завод автотракторных инструментов (ЗАТИ) — завод-смежник ГАЗа. Был заложен 5 августа 1930, начал действовать в 1932 году. 24 апреля 1952 года постановлением Правительства СССР «Завод автотранспортного инструмента» был переименован в«Павловский автобусный завод» («ПАЗ»), а уже 5 августа 1952 года первые пять автобусов производственной модели «ПАЗ — 651» вышли из заводских ворот.

39

Три Драгоценности — Будда, Его Учение, Его Община.

40

Соджонг — хурал гелонгов, который является ритуалом для покаяния монашеской общины. Отличительной особенностью этого хурала является то, что в нём могут принимать участие только монахи-гелонги и монахи гецулы. Это монахи, давшие обет целибата, то есть отказ от семейной жизни. На этот хурал не допускаются миряне. Проведение этих ритуалов способствует процветанию региона в духовном, культурном и экономическом плане, созданию атмосферы доброжелательности и взаимопонимания в обществе, уменьшает негативные воздействия природных и иных катаклизмов.

41

Архат (санскр. «достойный») — святой подвижник, который прошел путь духовного совершенствования и достиг его наивысшего уровня — Пробуждения. Буддийская традиция относит к числу архатов ближайших учеников и последователей Будды. Архаты пользуются особымпочитанием, посколькустепеньархатапозволяет прервать цепь перерождений и достичь Нирваны.

42

Сангаспа (от тибетского «гсанг снгагс па») — тантрист, специалист по буддийской йоге.

43

Если человек умирает в результате несчастного случая, — например, в автокатастрофе, — восемь уровней растворения сознания происходят слишком быстро. Если человек умирает после тяжелой продолжительной болезни, которая поглощает телесные составляющие, и тело крайне ослабевает, стадии растворения происходят слишком не четко — они туманны, размыты. Поэтому те, кто обладает достаточными способностями и знаниями, делают практику переноса сознания (тиб.«пхова»), пока его тело еще не ослабло. Однако практику переноса сознания следует выполнять только в том случае, когда несомненные признаки смерти уже налицо, когда все методы исцеления не принесли успеха. В противном случае будет совершено преступление — убийство.

44

Три тела — это Дхармакая — если сказать просто — «это и есть Будда», это его естество, природа, принцип. Но он возможен для восприятия только Будд, а другим существам почти бесполезен. Следующий уровень это Самбхогакая или «Тело Совершенного Блаженства», может проявляться в сансаре на уровне Аканишты. И это уже форма, но настолько тонкая, что возможна для восприятия только Бодхисаттв 10 земли, невидимая простым существам. Самое «грубое» проявление Нирманакаи — Явленное Тело. Это тело может проявляться в любом месте, в любом виде. Есть «Высшая Нирманакая» и «Обычная». Первая является в виде Будды, например Будды Шакьямуни, вторая может явиться в любом облике, который максимально возможен для данного существа. Например, Майтрея явился Асанге в облике полудохлой собаки.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я