Сказания хори-бурят. Девятый том

Алексей Тенчой

В этом сборнике 290 притч. Они повествуют о нашем непростом, но прекрасном мире, который основан на незыблемых нравственных ценностях, о культуре бурят, живущих в Бурятии и Забайкальском крае.

Оглавление

23 Истории о Гандане

СВЕТ С ТУШИТЫ

Люди, гонимые желанием, бегают вокруг, как бегает перепуганный заяц. Связанные путами и узами, они снова и снова в течение долгого времени возвращаются к страданию.

Дхаммапада

Монастырской святыней Гандана, полное название монастыря Гандантекченлинг, является 26-метровая статуя бодхисатвы Авалокитешвары. Статуя была построена в 1911—1913 годах по инициативе Далай-ламы XIII, под личным контролем Богдо-Гегена VIII (третье лицо в иерархии тибетских буддистов). Внутри статуя была заполнена томами тибетского канона Ганжура, мантрами, целебными травами и драгоценными камнями. В 1938 году статуя была демонтирована по приказу Чойбалсана и, согласно легенде, отправлена в СССР. В 1996-м статуя Авалокитешвары была восстановлена на пожертвования верующих, сейчас она вся покрыта сусальным золотом и украшена огромным количеством драгоценных камней. Поклониться ей приезжают тысячи паломников со всей буддистской Азии.

Говорят, ночью в полнолуние при чистом небе можно увидеть свет, проникающий из космоса на территорию Гандана. Это свет с самой Тушиты доходит до земли. Тушита17 на тибетском звучит «Ганден». Это рай, где сейчас пребывает Майтрея — Будда будущего.

На небесах Тушита пребывают боги состояния блаженства, этот мир называют миром жизнерадостных дэвов. Там был рождён Бодхисаттва перед тем, как спустится в мир людей. Несколько тысяч лет назад Бодхисаттвой этого мира был Шветакету, «Белый стяг», который переродился Сиддхартхой и стал Буддой Шакьямуни; после этого главой Тушиты стал Натха — защитник, который переродится как Аджита и станет Буддой Майтреей.

САНДАЛОВОЕ ДЕРЕВО НА БОГДО-УУЛЕ

«Монголы, — говорит Лазарист Гюк, — очень набожны: будущая жизнь занимает их непрерывно и земные дела в их глазах ничтожны. Оттого живут они в этом мире, как бы не принадлежа ему».

Очерки о Монголии. 1887 год. А.М.Позднеев.

Город Улан-Батор находится у подножия горы Богдо-Уула. «Богдо» означает король, «Уула» — это гора, вместе «Король Гор». Вершина горы покрыта кедровым лесом, по которому гуляют олени с ветвистыми рогами. Однажды ночью, гуляя по окраине города, в одном дворе я заметил прекрасную скульптуру оленя, она была настолько естественной и прекрасной, что я стоял и не верил своим глазам. Тут моя скульптура стала перемещаться, и я понял, что ошибся — это настоящие олени спустились с гор. Они не боятся городских жителей и поэтому частенько приходят полакомиться угощениями в виде хлеба или остатками пищи. Однажды среди мощных кедров появилось сандаловое дерево, и один из старейших лам Гандана заявил об этом. Многие, конечно, не поверили и посмеялись над его заявлением, но он смело повел свою монастырскую братию на гору. И вот оно чудо, там действительно рос сандал. Хотя он растет только в теплых странах, видимо, это был подарок с юга всему монгольскому миру. Говорят, можно и до сих пор натолкнуться на него в густом кедровнике, только для этого нужно везение. Это знак, что тебе дорога в Индию открыта, и ты смело можешь отправляться туда в паломничество.

ПЕПЕЛ ВОКРУГ МОНАСТЫРЯ

Буддийское учение пустило в Монголии такие глубокие корни, как, может быть, ни в одной другой стране буддийского мира.

Н.М.Пржевальский.

В 1809 году из монастыря Богдо-Гегена выделилась специальная школа для изучения цанида. Она была названа «Гандан» в честь одноимённого монастыря Ганден в Лхасе. Первое деревянное здание для нового монастыря было основано в Их-Хурэ в 1835 году по указанию Богдо-Гегена V, желавшего перенести в монастырь свою резиденцию, отдалиться от китайского торгового квартала столицы. В 1840—1841 годах было построено первое каменное здание.

Монастырь Гандан строили по всем канонами буддизма. Ученые ламы выбрали подходящее место. Сначала испросили у хозяина местности — сабдака выделить землю. Для этого они поднялись на обоо, это чаще всего груда камней, сложенных на возвышенности, и вокруг которого развешаны флажки-удачи с изображением Коня Ветра, расположенного на вершине Богдо-Уулы. Каждая местность в Монголии имеет своего невидимого покровителя, который отличается от людей и имеет сознание, они относятся к разряду духов, божеств или ангелов-хранителей. Эти хозяева местности обеспечивают благоприятную погоду, могут помочь получить хороший урожай, так как им подвластны все стихии. Помимо этого они могут содействовать в сохранении здоровья, жизненной удаче, сохранности в дороге. Срок жизни у сабдаков исчисляется несколькими десятками тысяч лет, а то и сотнями.

Ламы лишь совершили обряд подношения хозяину местности, так как ламы не обращаются под прибежище к сабдакам, они просто по-дружески угощают их, тем самым задабривая и прося о том, чтобы те не вредили и не обижались. Оказалось, для строительства монастыря недостаточно одного согласия сабдаков. Нужно еще лусов попросить об этом. Лусы, или, по-другому, наги — змееподобные существа. Обитают на земле, в воде и под землёй.

У самого Будды были ученики наги, а наг Мучалинда защитил своим капюшоном его от палящего солнца во время медитации перед просветлением. Сам махасиддха Нагарджуна 17 лет медитировал, чтобы обрести тело нага, после чего погрузился в их стихию — воду, где и обрёл высшую интуитивную мудрость — праджняпарамиту. Утверждается, что наги хранили истину в тайне до тех пор, пока люди не созрели для её понимания. Земля была населена нагами ещё задолго до человеческой цивилизации.

Ламы совершили еще один обряд — почитания нагов «Луса тахилга». По гороскопу выбрали благоприятный день, а он бывает нечасто, не более одного или двух раз при каждой новой луне. В остальное время наги спят, и страшно не любят, если их будят. Для выполнения ритуала принесли молоко красной коровы и белой козы, и еще много благовоний. За день до ритуала все ламы, проводящие обряд, перестали употреблять в пищу чеснок, лук и мясо. Обряд прошел удачно, и все знаки природы свидетельствовали об этом. На небо поднялась двойная радуга, сразу после окончания молитв заморосил слепой дождик. Это особый знак радости нагов. И вот эти самые наги дали клятву, что не будут мешать в будущем этому монастырю, даже будут помогать в пропитании монахов. Только данное обещание касалось той территории, которую сейчас монахи сами себе отмерят. Ламы очертили нужную для будущего монастыря землю, вырыли там ров глубиной в метр и засыпали пеплом.

Со временем монастырь Гандан стал самым главным в Монголии и прославился своими учеными ламами на весь мир. И до сих пор, разрывая землю за стенами монастыря, находят пепел, и ни один монах не голодал за всю историю существования монастыря.

ЧУДО БАКУЛЫ РИНПОЧЕ

Бывали случаи, что ученик, явившись к учителю и распростершись перед ним ниц, заставал его погруженным в созерцание, и вот, чтобы не прервать мысль учителя, он оставался без движения в своем распростертом положении три дня.

Очерки о Монголии. 1887 год. А.М.Позднеев.

Во многих буддийских монастырях вокруг статуи Будды расположены статуи или танки с изображениями шестнадцати Архатов, учеников Будды Шакьямуни. Эти ученики поклялись оберегать Учение Будды ради спасения существ от страданий сансары18 и дали обет не уходить в нирвану ранее времени, предсказанного Буддой. Согласно легенде, они жили сотни лет, окружённые своими учениками.

Одним из них был Архат Бакула. Имя Архата Бакулы означает, что одеждой ему служит кора дерева бакула. Он родился в семье Брахмана, в Шравасти. Был значительно старше, чем Будда, когда его посвящали, и обрел архатство в своем преклонном возрасте. Будда сказал, что он обрел состояние Архата силой крепкой веры. Он стал монахом в возрасте шестидесяти лет. Он держит в своих руках мангуста, который постоянно чудесным образом изрыгает драгоценности из своего рта — символ желания Архата избавить мир от бедности. Сейчас он пребывает в Северных Землях Звука Пророчества, окруженный 900 архатами. Она также называется мифической страной Утаракуру. Бакулу до сих пор почитают в Ладаке, в горах Кракорум, на севере Кашмира, как Гуру основателя Учения.

Ранее действующий духовный глава Ладака, которого звали Бакула-лама, в непрерывной линии реинкарнаций почитается как духовный перерожденец Архата Бакулы.

Когда я учился в буддийском университете монастыря Гандан, послом Индии в Монголии был как раз великий святой Бакула ринпоче. Однажды нас пригласили на обряд соджонг вместе с учителем. Когда мы все дружно уселись, Бакула ринпоче взял в руки микрофон и сказал:

— Все, кто не имеет обета монаха-гелонга или монаха-гецула, должны покинуть этот молебен, так велит устав Винаи.

Никто не тронулся с места, в зале царила тишина. Тогда он сам встал и вышел, сказав перед этим:

— Если вам это тяжело, то я сам покину вас!

Все ринулись за ним, и я в том числе. Когда его решили догнать, то ринпоче вдруг стал резко отдаляться. Пока молодые монахи запыхались, пробежав лишь сотню метров, он уже был на расстояния километра, хотя я не увидел резких или активных движений с его стороны. Когда он исчез из вида, все с сожалением бросили попытки догнать его. Может, это покажется чудом, я раньше только слышал об этом, а сейчас воочию столкнулся. Это значило, что Бакула ринпоче практикует тумо и обрел внутренний огонь. Раньше в Тибете практики тумо в сильный мороз могли медитировать раздетыми. Так же до появления телеграфа и Интернета в Тибете практиковались почтальоны лунпопо, они передвигались быстрее бегущей лошади. Они, словно воздушные шарики, подпрыгивали и делали трехметровые шаги. Так они могли бежать безостановочно несколько суток и преодолевали расстояния от Тибета до Монголии.

Сегодня же в Гандане несколько сотен монахов следуют пути учителя Бакулы ринпоче и полностью соблюдают все обеты.

10 ТЫСЯЧ МОНАХОВ И ЛЕЧЕНИЕ ПРОКАЗЫ

Прослушавший курс цанида в Тибете получает степень Рабжамба, Доромба получают в тибетском монастыре Лабран, прослушавшие в Тибете курс тантрического учения, получают степень Нгарамба, наконец, выдержавшие цанидское состязание перед Лхасским Джу удостаиваются Лхарамба.

Очерки о Монголии. 1887 год. А.М.Позднеев.

В начале XX века на территории монастыря, ставшего важнейшим центром буддийского образования в Монголии, проживало около 14 тысяч монахов. В 1938 году, в годы инициированных Чойбалсаном репрессий в отношении буддийского духовенства, монастырь был закрыт. Однако в 1944 году Гандан по просьбам верующих был вновь открыт и под руководством настоятеля габжу Эрдэнипэла стал единственным официально действующим в социалистической Монголии буддийским монастырём. Этот статус сохранялся до 1990 года, когда после реставрационных работ открылись два действующих храма — Соборный (монг. Цокчин) и Дзу. До 2013 года Хамбо-лама, настоятель Гандана Д. Чойжамц, являлся одновременно и главой монгольских буддистов. C 1970 года при Гандане действует Буддийский университет — крупнейшее учреждение религиозного образования в Монголии и Бурятии.

В начале XX века в Гандане на обряд Соджонг собиралось более 10 тысяч монахов. Их угощали зеленым китайским чаем с молоком. Во время перерыва между сессиями монахи дружной толпою выходили на улицу и приседали. Там был огромный канал, куда стекались переработки чая, и там моментально образовывалась маленькая речка. Говорят, маленьких детей, в этот момент играющих на дне или переходящих эту канаву, уносило вниз по течению. Многие прихожане заметили, что если у них на ноге были раны, проказа, псориаз или воспаления, то они исчезали, только стоило им обмочить ноги в этой речке. С тех пор для многих это место стало своего рода целебным источником здоровья.

Ну, а мы же помолимся, чтобы карма повторялась и в Монголии в будущем опять наступили столь благодатные времена!

ПОДНОШЕНИЕ НЕКТАРА ЗАЩИТНИКУ МАХАКАЛЕ

Хубилган, что значит перерожденец, или воплощение какого-либо знаменитого ламы. Титул хутухты жалуется хубилганам уже Богдо-гегеном при особом рескрипте и непременно с выдачей золотой печати, то же самое относится и до титула геген, что собственно значит — светлый, блестящий и святой. Различия между этими двумя титулами почти нет, хотя китайское правительство приняло в обычай давать хубилганам титул хутухты за отличную деятельность на пользу церкви и религии, а титул геген — за гражданскую доблесть.

Очерки о Монголии. 1887 год. А.М.Позднеев.

В Гандане раньше был лама, почитающий Махакалу.

Махакала — защитник, идам19, развивающий в людях сострадание. У него шесть рук, символизирующих шесть парамит: даяние, нравственность, терпение, усердие, сосредоточенность и мудрость.

По легенде, Авалокитешвара в течение многих эонов20 трудился на благо существ, помогая им высвободиться из сансары. Но однажды, взглянув на мир и увидев, что страдальцев не стало меньше, он очень огорчился и впал в уныние. Тогда к нему явился Гуру Амитабха и посоветовал: «До сих пор ты действовал миром — попробуй разгневаться. Может, тогда ты сумеешь помочь большему числу страждущих».

Так, для развития трудноусмиримых, для успокоения их слишком возбужденных умов проявился Махакала — гневный образ Авалокитешвары. Несмотря на свирепый и ужасный облик, по отношению к живущим он испытывает лишь любовь и сострадание, и ум его спокоен.

Из-за паралича этот лама не мог ходить, а в обязанности входило каждый день подносить своему защитнику ведро водки. Делал он это по-особенному, преобразовывая все ведро в нектар и совершая подношение, в конце обряда водка улетучивалась, и никто не мог понять куда! А своего послушника, который ухаживал за ним и выносил целое ведро с мочой, он заставлял выливать содержимое только на землю. Запрещал расплескивать, особенно против ветра. Ученик несколько лет в точности выполнял инструкции, пока однажды не решил нарушить. Он вышел и вылил ведро в сторону дующего ветра, и его с головы до ног окатило мочой, но, как ни странно, мочой она не пахла. Это был запах настоящей водки. «Так вот куда водка девается, наш учитель все это выпивает! Только почему я его никогда не видел пьяным?», — подумал он. С тех пор стал послушник пить мочу своего учителя. Так как в его обетах не было запрета на употребление мочи, то он не совершал ничего плохого. Он представлял себя вместо учителя, который пьет водку, и ему становилось хорошо. Из-за его омрачений у него не было силы для того, чтобы преобразовывать алкоголь в нектар, да он и не задумывался об этом. Только через год ученик спился, и его поймали, когда он заснул с ведром в руках.

АТЛАНТ

Поза льва. Ложитесь на правый бок, подкладываете правую руку под правую щеку и безымянным пальцем затыкаете правую ноздрю, выпрямляете правую ногу, а левую сгибаете в колене, левую рук, напротив, вытягиваете по мере возможности и кладете на таз.

Очерки о Монголии. 1887 год. А.М.Позднеев.

В Гандане есть большая белая ступа. Рядом с ней — пригорок, говорят, на этом месте хотели построить храм, а когда стали раскапывать землю, то обнаружили семиметрового человека в позе лотоса. Не зная, что с ним делать, ламы обратились к оракулу, и тот, войдя в транс, наказал закопать его обратно, так как он еще живой и время для просыпания не наступило. Так и сделали, но земли словно стало больше, поэтому образовался пригорок. Храм построили в другом месте, а по пригорку, то есть по голове атланта, ходят толпы верующих, ничего не зная.

БУРЯТСКИЙ ЛАМА

«Вследствие того, что я делаю эти поклонения, да очистятся грехи и препятствия к спасению мои собственные, а также и всех живых существ. Пусть все мы станем Буддами!». Человек просит ни много ни мало, а лишь, чтобы сам он и даже грызущее его насекомое сделались богами!

Очерки о Монголии. 1887 год. А.М.Позднеев.

Приехал до революции в Гандан монастырь в Монголии один бурятский лама. Во время обхода в главном здании Цогчен-дугана собрания местных лам он запнулся и ухватился за центральный столб. Это вызвало бурю насмешек. После службы все были поражены тем, что на столбе осталась глубокая вмятина в форме руки ламы. И тут всем смеявшимся стало стыдно. По прошествии времени в храме случился пожар, и он полностью сгорел, а этот столб остался единственным и невредимым. Он стал местной святыней, и новый храм заново отстроили в стороне. Теперь, обходя центральную ступу, все прихожане прикладывают свои руки в след от руки бурятского ламы.

ВОПЛОЩЕНИЕ БЕЛОЙ ТАРЫ

Несмотря на то, что все мы в равной мере хотим счастья и не желаем страдать, лица некоторых людей нам нравятся больше, о них мы думаем: «Это мои друзья». Лица других людей нам нравятся меньше, и о них мы думаем: «Это мои враги». Мы разделяем людей на «своих» и «чужих», настойчиво стремимся приблизиться к первым и культивируем неприязнь ко вторым. Приносит ли это пользу? Нет. Огромное количество энергии расходуется в заботах о самых поверхностных явлениях этой жизни. Глубина уступает банальности.

Его Святейшество Далай-лама XIV

В доброе старое время в Гандане служил один лама. Все свою жизнь он почитал только одно божество — Белую Тару. Так как эта богиня безмерного сострадания дарует долгую жизнь, никто не помнил, сколько старому ламе лет, те, кто помнили, как ему исполнилось 100 лет, давно уже умерли.

Однажды во время дебатов в монастыре он встал и вступил в диспут. При этом он всех побеждал, даже тех, кто 30 лет изучал философские науки. Все были крайне удивлены. Но потом приехал с Тибета святой ринпоче и увидел, что это не сам монах вступает в спор, а Белая Тара воплощается в его тело. И поэтому ее-то никто и не мог победить.

ЧУДО ЧАДО РИНПОЧЕ

Как известно, Индия — это родина многих великих мыслителей и духовных учителей. Некоторые из этих мыслителей, такие как Махатма Ганди и другие политики, применяли благородные идеи, такие как ахимса, в политической сфере.

Его Святейшество Далай-лама XIV.

Как-то в Гандане во время празднования Зула21 хурала пригласили Чадо22 ринпоче, тибетского мастера, для возжигания тысячи лампад на улице.

Чадо Тулку ринпоче родился в Тибете в семье кочевников в 1954 году и в возрасте трех лет был признан шестым воплощением Чадо Тулку. Оставив оккупированный китайцами Тибет, Чадо ринпоче обучался в известном монастыре Сера Дже на юге Индии, где получил обширные наставления от многих великих лам, таких как Кенсур ринпоче и Лобсанг-Вангчук.

Чадо ринпоче вышел из храма на улицу, а там дул сильный ветер. Лампадка мастера горела, словно не было никакого ветра. Пламя поднималось ровно и даже не колыхалось. Он спокойно подошел к остальным лампадкам и зажег их, хотя все сопровождающие ламы закрывали уши от шквального ветра. Вот такие случаются чудеса.

СУР И ТАБАК

«Не принимайте слово мое на веру из одного лишь почтения ко мне, но лишь после тщательной проверки, как ювелир, приобретающий золото».

Будда Шакьямуни.

В Монголии был один продвинутый учитель, который сострадал всем живым существам, в том числе и голодным духам. Он каждый вечер в своем дворе возжигал костер, затем на углях подносил духам пищу. Этот обряд в буддизме называется «сур».

Однажды этого монгольского учителя пригласили в далекую деревню, и он, переживая о своих голодных духах, попросил своего ученика сделать подношения вместо него. Ученик был озорником, курил самокрутку из махорки. Без учителя он выходил покормить духов, а заодно и покурить. Не желая курить один, он насыпал махорки и духам. Вот учитель вернулся и сам стал кормить духов. Но духи после еды стали шептать ему на ухо: «А как же остальное?». Учитель долго не мог понять, чем это духи недовольны. Он вызвал своего ученика и заставил его сделать подношения так, как он делал в его отсутствие. Пришлось ученику все учителю рассказать, тот посмеялся и сказал:

— Плохие привычки и к духам пристают, теперь будешь вместо меня каждый день это совершать!

ПУД ЯЗЫКОВ

«Если практикующий Дхарму не соблюдает ее предписаний, он наносит ущерб учению».

Великий йог Миларепа.

До революции в Монголии ламы Чодчии были не такой большой редкостью, их можно было увидеть вдоль дорог, на пустынных кладбищах, везде они держали водной руке ганлин23 — костяную трубу — и в другой — большой барабанчик — дамару. Эти аскеты полностью отреклись от мирской суеты и занимались созерцанием смерти и будущих жизней. Ламы, достигая высшего мастерства, проводили на себе испытания. Приходили на кладбище и, откопав свежеумерший труп, привязывали себя к нему. Нужно было своим дыханием согреть его и в течение трех дней оживить. За это время кожа ламы становилась синей от трупного яда, а запах потом не отмывался месяцами. И как только труп оживал, он на долю секунды высовывал свой язык. В этот момент надо было его откусить, если лама не успевал, то труп его съедал. То есть шансов было поровну: либо победить, либо пойти на обед зомби. Но если все получалось, то лама получал в качестве приза язык зомби, который потом становился золотым. Сколько бы золота вы от него ни взяли, за ночь язык восстанавливал свой вес. Можно было получить от него столько золота, сколько нужно. И так как практики Чод становились все профессиональнее, то таких золотых языков накопилось в монастыре Гандан около пуда. Все они хранились в тайниках монастыря и использовались для позолоты крыши храма. Во время революции монгольские чекисты уже знали об этом золоте, поэтому специально пришли его конфисковать. К сожалению, нигде больше в архивах не указано, что это золото было изъято, только был слух, что сам Сталин интересовался этим золотом и просил доставить его в Москву. Но это только слухи…

КАК НАРИСОВАЛИ ЖАМСАРАНА

Такими покровителями избраны в Урге — Жамсаран, в Эрдени Дзу — Гонбо, в Барун-хуре — Жигжит, в Гусиноозерском дацане наших бурят — Лхамо, в Цугольском и Эгитуйском — Чойжил, в Агинском — Жамсаран.

Очерки о Монголии. 1887 год. А.М.Позднеев.

Однажды к Хамбо-ламе обратились художники-танкописцы с просьбой нарисовать грозного защитника Жамсарана. Проблема была в том, что они не видели самого защитника вживую, поэтому не могли создать живой образ. Хамбо-лама отправил своего послушника за ламой, который единственный проводил ежедневные службы для почитания Жамсарана. Лама сразу отозвался и пришел, но Хамбо-лама сделал удивленное лицо и ответил, что никого не звал. Так повторилось три раза, на четвертый раз он предупредил мастеров художников запомнить каждому по одной детали. Первый должен был нарисовать одну руку, второй — другую, кто — тело, кто — ногу и т. д. Когда ламе в четвертый раз ответили, что это, видимо, шутка, его лицо стало багряным, глаза красными, и он, недовольно топнув ногой, вышел. Все художники незамедлительно начали рисовать и, вскоре закончив, объединили свои рисунки. К удивлению всех получилось полное и очень точное изображение защитника Жамсарана. До сих пор монголы почитают эту танку за оригинал, срисованную с настоящего ангела-хранителя!

СИЛА ЗАЩИТНИКОВ ЛАМЫ

Имея доброе сердце и мудрость, вы автоматически обретаете правильную мотивацию и желание делать то, что необходимо. Если в своих поступках люди начнут руководствоваться подлинным состраданием, тогда мы сможем спасти и себя самих, и окружающую среду. И сделать это будет гораздо легче, нежели приспособиться к суровым и непонятным условиям, которые прогнозируются на будущее.

Его Святейшество Далай-лама XIV.

В Монголии в старые добрые времена был один старый лама. Его все уважали и почитали, все те семьи, которые просили провести обряд на благополучие в будущем, быстро процветали. Конечно, много было учителей умнее его и сильнее в тантре, но у ламы была одна неординарность. Он был очень близок к защитникам. Они его слушались, как дворовые собаки, и выполняли любую прихоть. Поэтому ему приходилось все время оберегать себя от дурных мыслей о посторонних. Если он видел, что кто-то обижает слабого, и думал: «нехорошо», то тут же хулиган спотыкался и падал, ломая себе кости. Если он видел, как кто-то своровал чужую вещь, он только качал головой, но вора тут же ловили стражи порядка и сажали в тюрьму. Конечно же, лама сам не хотел наказывать этих плохих людей, но защитники не дремали. Поэтому лама перестал вообще выходить из дому, дабы не навредить другим. Он был одним из немногих учителей, сумевших породить в своем сердце любовь ко всем живым существам. Поэтому его самого никто не боялся, а вот с его защитниками никто не хотел шутить. С тех пор прихожане, придя к нему домой, просили: «Пусть ваши защитники не обижаются на нас и простят наши прегрешения, пусть они всегда помогают нам и заботятся о нас!»

ПРО ТАНТРИКА ИЗ ТИБЕТА

Если мы внутренне счастливы, то способны без труда перенести даже телесную боль. Нельзя пренебрегать заботой о состоянии своего ума. Духовность совершенно не обязательно подразумевает поклонение Богу, Будде; духовность — это также спокойствие ума, умиротворение. В этом смысле для умиротворения ума очень и очень полезна практика сострадания.

Его Святейшество Далай-лама XIV.

Как-то пригласили в Монголию, в монастырь Гандан, одного известного ламу-тантриста. Все ждали от него чудес, а он с виду был вполне заурядным. Следили за ним круглые сутки, но так и не смогли найти сиддхи. Все решили, что он обычный лама, и задумали подшутить над ним. Одели одного из монахов в одежду черта, приделали хвост и рога, смазали сажей. Ночью он выскочил на дорогу, по которой шел тантрист. Тот сделал вид, что испугался, и произнес вслух заклятие. Горе-шутник упал замертво, а почтенный лама спокойно последовал к себе в келью. Друзья-заговорщики подбежали к упавшему, и нашли его тело бездыханным. Они пришли в ужас от собственного содеянного и тотчас бросились к ламе-тантристу с хадаками24, упали на колени и стали просить прощения.

— Да я ничего страшного не сказал, даже не произнес ПАД — мантру отсечения, а только ХУНГ, что означает объединять, так что с вашим другом ничего страшного не случится.

Действительно, когда они вернулись, тот уже пришел в себя и только качал своей глупой головой.

ЖАМЬЯН-ЛАМА ЖЕВИ-ШЕНИН, КОТОРЫЙ НАШЕЛ СТУПУ В УТАЙШАНЕ В 1900 ГОДУ

«Избегайте дурных деяний и вершите добро; направляйте все практики на воспитание ума».

Будда Шакьямуни.

Лама Жамьян Жеви-Шенин отправился в паломничество в Утайшань, на родину великого божества мудрости Манджушри.

Это горный массив длиной около 170 км, а высотой до 2291 м в провинции Шаньси. С точки зрения истории и религии Утайшань — место просто исключительное. Во-первых, для китайского буддизма «Гора Пяти Помостов» — наиглавнейшая из четырех священных гор, остальные три — это Путошань в Чжэцзяне, Эмейшань в Сычуани, Цзюхуашань в Аньхое. Со времени появления в Китае учения Шакьямуни на Утайшань начали строиться буддийские монастыри, к настоящему моменту их насчитывается сорок восемь. Эта гора считается официальным местом пребывания Манджушри — одного из наиболее почитаемых в Махаяне25 бодхисаттв, олицетворение мудрости; изображается обычно в двух канонических позах — с мечом в руке, которым отсекает невежество и заблуждение, или сидящим на льве. Такие китайские императоры, как Канси, тяготевшие к буддизму, не раз совершали паломничества на Утайшань, совершая там молитвы и воскуряя благовония.

Во-вторых, для последователя буддизма вообще существует несколько мест, числом также пять, для паломничества, которые, в идеале, конечно же, необходимо посетить в течение жизни. Это Потала в Тибете, Лумбини — место, где родился Будда Шакьямуни, Раджагриха — город, где он проповедовал, Шамбала впрочем, как туда попасть, понятно далеко не каждому, и, между прочим, уже знакомые нам горы Утайшань. Так что «Гора Пяти Помостов» обладает и известностью, и святостью далеко не только для китайского буддиста. В настоящее время из нескольких известных течений буддизма на Утайшань безраздельно господствуют два — Цзинту (Учение Чистой Земли) и тибетский буддизм. Что касается последнего, то на «Горе Пяти Помостов» можно встретить его в чистом виде: встречаются храмы, где монахи — только тибетцы, и мирно существующим в комбинации с Цзинту в рамках одного и того же монастыря

Во время своего пребывания там Жамьян-лама увидел в медитации, как Манджушри указывает ему на какое-то место на вершине горы. Местность в видении была покрыта известняком, песчаником и даже местами остывшими извержениями вулкана. Найти это место было нелегко, так как вершины там плоские, а склоны крутые. Когда он, наконец, увидел это место и пришел туда, то обнаружил среди сосен никому не известную доселе ступу Манджушри. С тех пор все паломники, посещая Утайшань, обязательно приходят поклониться этой самовозникшей чудесным образом ступе.

ПОЧЕМУ ВСКРЫЛИ СТУПУ ЦОНКАПЫ В 1850 ГОДУ В КУНБУМЕ

«Истина вечна, а у лжи нет будущего»

Гьялпо Депа-Тенпо.

В Тибет в 1850 году приехал монгольский геше Балдан-Соржой. Он попросился на аудиенцию к Его Святейшеству Далай-ламе. Разрешение было сложно получить, но старый лама все же добился своего и попал в святые покои.

— Я нашел маленькое несоответствие в тексте Ламрима, я уверен, сам Цонкапа не мог так написать, — заявил приезжий ученый.

Далай-лама практически наизусть знал текст великого реформатора Цонкапы и поэтому задумался над услышанным. Через неделю достопочтимого ламу пригласили в экспедицию к ступе Цонкапы в Кумбуме, внутри которого находился оригинальный текст Ламрима, написанный самим Цонкапой. Среди буддистов считается одним из тяжелейших грехов — разрушение ступы, поэтому к данной миссии отнеслись с опаской. Только личное разрешение великого Далай-ламы смогло успокоить огромную толпу верующих, собравшихся у ступы. И вот по кирпичикам ступу разобрали и вынули текст Ламрима. Как оказалось, монгольский ученый оказался прав, опечатка была исправлена, и изменения внесли во все тексты Тибета и Монголии. Все великие ламы поблагодарили монгола и преподнесли его учености дань уважения.

Когда великий лама вернулся домой в Ургу и со спокойной душой взялся править свой Ламрим, то оказался он уже исправленным. Лама удивленно вызвал своего любимого ученика Жаврал Цультим-Намгьяла и тот ответил:

— Да, я давно уже подозревал, что опечатка существует, и поэтому имел наглость самовольно её исправить.

Со временем его ученик стал известным ученым Монголии и прославился как Шежа Гавжа.

РЕЛИКВИИ МОНАСТЫРЯ

МЕЧ МАНДЖУШРИ

Если мы не занимались духовными практиками, и в день смерти вокруг соберутся плачущие друзья и другие люди, что были связаны с нами при жизни, из которых никто не напомнит нам о добродетельной практике, то это лишь усугубит тревогу, и нам некого будет винить, кроме себя. В чем же заключалась наша ошибка? В том, что мы не размышляли о непостоянстве.

Его Святейшество Далай-лама XIV.

В Гандане есть реликвия — меч самого Манджушри

Еще его называют пламенный меч мудрости Манджушри26, потому что обоюдоострое лезвие обвивает тонкий язык пламени, поднимаясь над его остриём. Пламя символизирует ваджрную природу меча: его невозможно сломать, по природе он подобен алмазу, несокрушим.

Как меч короля Артура Эскалибур он обладает магическими качествами и может находиться в руках только у своего законного владельца. Сияние его пламени освещает темноту как физически, так и духовно, и устрашает полчища мар и демонов.

В западной традиции ритуал возведения на трон монаршей власти обычно сопровождается прикосновением, благословением и передачей меча. Это главная материальная эмблема монарха, символизирующая не только верховную власть, могущество и авторитет, но и справедливость, милосердие, различающую мудрость и прозрение.

Множество гневных божеств держат в руках меч в качестве оружия, как правило, в правых «проворных» или «ловких руках».

На тибетских танках мечи могут быть изображены с пламенем или без него, с односторонним изогнутым лезвием или с прямым обоюдоострым лезвием и с различными стилистическими вариациями рукояти. Лезвие меча изображается в основном тёмно-синим цветом железа, но существуют также описания лезвий меча из кристалла, меди, золота или ляпис-лазури, особенно в описаниях гневных божеств, окружённых свитой из четырёх проявлений по сторонам света. Чрезвычайно гневная активность иногда выражается в виде рукояти меча в форме скорпиона или меча, сделанного из языка восставшего мертвеца-зомби, или пылающего огненного меча демона-ракашаса. Каким бы гневным ни изображался меч, его основной символизм — в разрушении неведения и врагов, персонифицированных в форме злых духов и демонов, создающих препятствия на пути развития мудрости.

В правых руках божеств ануттарайога-тантры, таких как Ямантака, меч также символизирует обретение восьми сиддх или сил духовного достижения. «Сиддхи меча» — это первая из сиддх, дарующая силу уничтожать врагов мечом различающей осознанности. Вторая, анджанта сиддхи, дарует способности ясновидения благодаря «глазной мази» всеведения. Третья, падалепа сиддхи, дарует проворство ног в виде «ножной мази» скорохождения. Четвёртая, антарадхана сиддхи, дарует способность делаться невидимым и чудесным образом исчезать. Пятая, расаяна сиддхи, это алхимическая сила преобразования, которая дарует бессмертие и способность трансформировать материю. Шестая, кечара сиддхи, дарует способность летать по небесам. Седьмая, бхучара сиддхи, дарует силу перемещения и множественных проявлений в пространстве. Восьмая, патала сиддхи, делает сиддха способным перемещаться по всем измерениям бытия. Восемь великих сиддхи в разных тантрических традициях объясняются по-разному, но перечень, приведённый выше, наиболее распространён.

ЩИТ ЗАЩИТНИКА

Как дерево, хотя и вырванное, продолжает расти, если корень его не поврежден и крепок, так и страдание рождается снова и снова, если не искоренена склонность к желанию.

Дхаммапада

Ещё в Гандане есть щит Защитника.

Меч и щит часто изображаются в паре как оружие нападения и защиты: пронзающий меч держится в правой, «мужской», руке, или руке метода, а оборонительный щит — в левой, «женской», руке мудрости.

В тибетском искусстве железный щит изображается округлой формы, часто украшенный декоративными лотосовыми лепестками, или же он может изображаться как колесо с восемью спицами, что, возможно, подчёркивает аспект мудрости, заключённый в символизме щита. Также за восемью спицами щита могут изображаться концентрические кольца, придающие ему сходство с ротанговыми щитами, которые до сих пор используются полицией в борьбе с уличными беспорядками в Индии и Юго-Восточной Азии. Щит индийских воинов обычно изготовлялся из шкуры носорога, которая заковывалась в круглую железную оправу и часто украшалась четырьмя железными или бронзовыми шишками.

Калачакра и его защитник Ваджравега держат меч и щит в парных вторых правых и левых руках, здесь меч представляет элемент ветра, а щит — торс, или тело. Щит символизирует как защиту, так и победу над врагами. Щит Ямантаки представляет триумф Будды в битве с Марой, его победу над врагами и дарование защиты всем живым существам.

ПОСОХ АРХАТА

«Подлинный духовный наставник взирает на всех живых существ с любовью и преисполнен почтения к учителям всех традиций. Лишь с одним врагом он борется ― с омрачениями, что в нем самом».

Первый Далай-лама.

В Гандане также есть посох Архата.

Посох или палка в руках саддху и странствующих монахов различных индуистских сект широко известна как данда (посох) или шакта (палка). Шиваитские канпхаты могут иметь обёрнутый тканью посох-данда, изготовленный из соломы и известный как сударшан, бамбуковый посох, металлический трезубец или посох из дерева тимур.

Гега-лама описывает разветвлённый жезл как деревянное копьё, изготовленное из сухой древесины ядовитого дерева с острыми шипами. Разветвлённая ветка дерева также использовалась тибетскими монахами-надзирателями для управления толпой во время массовых религиозных мероприятий.

Был случай, когда в старом храме произошел пожар. Все выгорело дотла, и только деревянный посох остался невредим.

КОЛЬЧУГА БОГАТЫРЯ

Для того чтобы достичь мудрости Всеведения, необходимо прибегнуть к помощи действенного метода. Посредством медитации о пустоте происходит накопление мудрости, а с помощью других практик, таких как принесение блага другим существам и медитация о сострадании, создаются огромные накопления созидательной энергии. Сохранение этой созидательной энергии во многом зависит от практики отказа от десяти неблагих деяний. Отказываясь от десяти неблагих деяний, мы делаем свою жизнь гармоничной, что дарит нам мир и счастье и способствует выполнению высших духовных практик. Мы также закладываем в своем сознании кармические отпечатки, способствующие формированию причин для обретения человеческого рождения, наделенного восемью качествами, которое благоприятствуют дальнейшему духовному прогрессу.

Его Святейшество Далай-лама XIV

В Гандане хранится кольчуга богатыря. Раньше среди народа рождались люди с двумя сердцами и у них ребра были сросшиеся друг с другом. Приходили они в наш мир, чтобы совершать чудеса, для очищения ума всех людей от негативных омрачений. Они имели специальную амуницию и ездили на конях — хулуках. Звались они богатырями-защитниками, кольчуга одного из них до сих пор хранится в Монголии. Говорят, сам защитник Жамсаран или Бегце носил такую же кольчугу. Поэтому буквальное значение имени «Бегце» — «скрытый покров кольчуги».

Доспехи воинственных божеств часто изготавливаются из маленьких прямоугольных или имеющих форму языка железных пластин с отверстиями, через которые они надёжно связываются друг с другом кожаным шнуром. Самые уязвимые части тела воина — плечи, грудь, предплечья, запястья и бёдра — закрывались отдельными металлическими пластинами, которые обеспечивали дополнительную защиту этих участков.

Запястье защищено обшлагом из железных пластин, имеющих форму лотоса, они служат для отклонения ударов меча. Верхняя часть руки закрыта изогнутой железной пластиной с верхней перекладиной с узорами листьев. Нижняя часть руки защищена похожей пластиной, с декоративной драгоценностью на локте. На верхней части руки — обод из шкуры носорога, служащий для отражения ударов меча.

Хотя броня божеств чаще всего сделана из железа и кожи, она может описываться как изготовленная из драгоценных материалов, например, из золота, серебра, меди, хрусталя, ляпис-лазури, рубина, коралла, изумруда или из раковины. Обмундирование гневных божеств может включать черные шелковые одеяния, украшенные узорами из магического оружия, или броню из меди, стали, метеоритного железа, из черной шкуры носорога. Нагрудник имеет изображение лица Киртимукхи, с гирляндами драгоценностей, свисающими из ее рта.

ЗУБ ДРОМТОНПЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ТАРЫ

«Даже если все оказывают тебе высочайшие почести, лучше держать себя в смирении».

Дромтонпа.

В Гандане есть священная реликвия «Зуб Дромтонпы27 с изображением богини Тары28». На этом зубе видно настолько четкое изображение, словно оно высечено в камне.

Дромтонпа всегда носил очень старую, изношенную одежду. Перебросив рукава чубы через плечи, он иногда уходил в можжевёловый лес. Соединив вместе два-три шеста и покрыв их шерстяной накидкой, как делают тибетские кочевники, Дромтонпа строил себе небольшое укрытие и медитировал внутри него. Пробираясь через лес, Дромтонпа иногда повторял стих из «Письма к другу» Нагарджуны: «Обретенье и утрата, счастье и несчастье, слава и позор, хвала или хула — вот мирские восемь дхарм. Они мне чужды, вовсе безразличны для меня!»

Увидев однажды монаха, обходящего вокруг монастыря, Дромтонпа обратился к нему: «Совершать обход хорошо, но лучше бы практиковать Дхарму». Монах подумал: «Может быть, лучше делать простирания». Увидев, что монах делает простирания, Дромтонпа сказал ему: «Это хорошо, что ты простираешься, но было бы лучше практиковать Дхарму». Когда монах попробовал чтение молитв и медитацию, Дромтонпа вновь повторил те же слова. В конце концов, монах спросил Дромтонпу: «Так что же я ДОЛЖЕН делать?» Дромтонпа трижды повторил: «Отвернись в своём сердце от этой жизни!»

РЕБРО БУДДЫ КАШЬЯПЫ, ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО СТУПЫ ДЖАРУН ХАШОР

Третьим негативным деянием речи является сквернословие — употребление грубых слов, которые могут ранить сердце. В какие бы мягкие формы мы ни старались облечь свои фразы, речь считается грубой, если причиняет страдание. Ехидный сарказм — еще одна форма сквернословия. Подобные манеры словесного обращения приводят ум собеседника в замешательство, и потому их следует избегать. Лучше уж вовсе промолчать, чем сказать что-то обидное. Жизнь человека и без того коротка, зачем понапрасну или по злому умыслу тратить отпущенные нам глотки воздуха.

Его Святейшество Далай-лама XIV

В Гандане есть ребро самого Будды Кашьяпы. Он пришел на землю за много тысяч лет до прихода Будды. Он был шестым среди тысячи Будд нашей кальпы. В долине Катманду есть ступа29 Джарун Хашор, и она имеет связь с Буддой Кашьяпой30.

Много тысяч лет назад жила в долине Катманду птичница под именем Шамвара. Хотя была она из низшей касты, была она мужественной и достойно воспитывала своих четверых сыновей. За много лет ей не удалось накопить много богатств, и тогда она захотела построить ступу для блага всех живущих. Заодно решив этой добродетелью накопить заслуги для благополучного будущего своих детей.

Чтобы приобрести участок земли для строительства храма, женщине пришлось пойти на хитрость. Собрав небольшую сумму денег, Шамвара отправилась к королю и изложила свое желание купить участок земли.

— Сколько тебе нужно земли? — спросил король.

— Столько, сколько займет шкура одной лошади, — ответила она.

Не ожидавший подвоха король согласился, а мудрая Шамвара разрезала шкуру на десятки узких длинных лоскутов, сшила их вместе и отмерила получившейся веревкой громадный надел, на котором ныне и возвышается Боднатх. Когда сановники возмутились и потребовали отказать ей, король произнес: «Джарун Хашор», что означает «Я уже сказал».

Так, Великая Ступа стала известной под названием Джарун Хашор, что значит: если дано разрешение на постройку, то можно преодолеть любое препятствие.

С помощью своих четырех сыновей, осла и быка она приступила к осуществлению своего строительства. Она работала не покладая рук в течение уже долгого времени, и огромный холм ступы поднимался мало-помалу. Для примера формы и вида своего сооружения они смотрели на древнюю ступу Будды Кашьяпы, которая была небольшая по размеру и находилась недалеко, на возвышенности. Считалось, что внутри этой старинной ступы помещены мощи самого Будды Кашьяпы.

Богачи удивлялись и завидовали Шамваре, женщине низкой касты. Они, исполненные негодования, стали жаловаться королю. Но тот, тронутый находчивостью Шамвары, не обращал внимания на жалобы и только подтвердил свое разрешение на строительство. Время проходило, и, несмотря на многочисленные препятствия, гигантская ступа поднималась теперь, близкая к своему завершению. Старая женщина, чувствуя приближение смерти, позвала своих четверых сыновей и завещала им закончить работу и совершить освящение и благословение храма. Потом она скончалась, достигнув благодаря своим достоинствам нирваны.

Легенда сообщает нам, что в момент ее смерти с четырех сторон донесся звон колоколов, дождь из нежных цветов пролился с неба благословением Божьим, и небо охватили разноцветные огни многочисленных радуг. Понадобилось еще три года, чтобы закончить строительство, завет благодетельной Шамвары был выполнен, и миллионы паломников с тех пор совершали миллиарды благочестивых кругов вокруг большой Ступы Будды.

Что касается тибетского правителя Ландармы, то существует такое объяснение. Слово ланг означает «бык» — подразумевается его прошлое рождение в виде тягового животного, которое использовали для перевозки камней и земли на строительстве великой ступы Боднатх. Гуру Падмасамбхава объясняет: в то время как братья зародили благие желания, бык замыслил злое: разрушать все, что братья построят. Из истории Тибета видно, что это неблагое желание почти сбылось.

Учение Будды утвердилось в Тибете при царе Трисонг Децене. Он через своего министр Ба Салнана пригласил из Индии Шантаракшиту и Гуру Падмасамбхаву. В одном из своих прошлых перерождений эти бодхисаттвы были братьями, строившими великую ступу Джарун Хашор. По окончании строительства они дали совместную клятву утвердить в будущем Истину в Стране Снегов. Придя в Тибет, Шантаракшита помнил о данной клятве так же, как помнил о ней и Гуру Падмасамбхава.

В середине IX века в Тибете, при царе Ландарме, пришедшем к власти за счет убийства своего брата Ралпачана, начались сильные гонения на буддизм. Ландарма постоянно демонстрировал ненависть к буддийским монахам и святыням. Всякий раз, когда на его пути встречалась буддийская статуя, он приказывал ей говорить, и если статуя безмолвствовала, он приказывал отрубить ей нос или палец.

Ландарма был убит выстрелом из лука монахом Лхалунг Пел Дорже, который, «преисполнившись сострадания к царю», убил его. Он спрятал лук и стрелу в рукаве своего длинного халата, одетого для исполнения религиозного танца царю.

Во время строительства ступы один ворон подслушал, как бык жалуется ослу и обещает портить все, что будут делать братья. И, сорадуясь братьям, он стал молиться, чтобы рождаться там же, где и бык, и подчищать за ним все зло. Этот ворон и переродился в монаха Лхалунг Пел Дорже.

Лхалунг Пел Дорже вначале натерся сажей сам и натер ею своего коня, а после удачного покушения на Ландарму омылся в озере, помыл коня, вывернул наизнанку свою одежду и таким образом ушел от погони. После этого Лхалунг Пел Дорже, потеряв свои монашеские обеты, удалился в уединение, посвятив всю свою жизнь медитации.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказания хори-бурят. Девятый том предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

17

Тушита — чистая земля, в которой пребывают Будды, перед тем как снизойти на Землю.

18

Сансара — обыденное существование, мир циклического чередования рождений и смертей.

19

Идам — медитативный образ божества, в виде которого визуализирует себя практикующий.

20

Эон — отрезок времени, за который Земля проходит очередную стадию своего существования.

21

Зула хурал — «Праздник светильников» — проводится двадцать пятого числа первого зимнего месяца по лунному календарю. Он посвящён Великому Цонкапе, земному воплощению Бодхисаттвы Манджушри, реформатору тибетского буддизма, основателю школы гелуг. Верующие читают «мигзем» — молитвенное обращение к Ламе Цонкапе и зажигают светильники, символизирующие свет мудрости, рассеивающий мрак неведения.

22

Чадо Тулку ринпоче имеет степень геше Лхарамба — самую высокую докторскую степень в традиции гелуг. С 1997 по 2004 годы он был настоятелем монастыря Намгьял в Дхарамсале (Индия), основанного в 1568 году Далай-ламой III и призванного служить личным монастырем для всех последующих Далай-лам. Чадо Тулку ринпоче ― сегодня один из наиболее уважаемых лам в школе гелуг. Среди западных буддистов учитель известен динамическим стилем обучения и остротой ума, неординарными способами передачи Учения Будды.

23

Белая труба (ганлин) из бедренной кости является атрибутом практиков линий передач чод. Тибетские йогиныиспользуюттрубуизбедреннойкостивомногих ритуалах изгнания духов и управления погодой. Ее устрашающий гул подрывает силы вредоносных духов, овладевших человеком, или нагов и местных божеств стихии, которыемстительноудерживаютиливысвобождают силы элементов грома, ветра, града и дождя. Тибетская труба из бедренной кости обычно держится в левой руке мудрости и часто идёт в паре с дамару, который держится в правой руке метода. Как музыкальный инструмент, который используется на монастырских церемониях, труба изготавливается из бронзы.

24

Хадак — разноцветный шарф из шелка, подносимый в виде подарка.

25

Махаяна — дословно «великая колесница»: буддийское учение, главная отличительная особенность которого — мотивация бодхичитты, или устремление к пробуждению ради блага всех живых существ.

26

Пламенный меч Манджушри отмечен знаками ваджры на рукоятке и семенным слогом Манджушри — Дхи. Этот меч символизирует различающую мудрость, постигающую пустоту. Острое двойное лезвие представляет нераздельность относительной и абсолютной истин, остриё символизирует совершенство мудрости, а языки ваджрного пламени, распространяющиеся в десяти направлениях, представляют сияние огня осознающей мудрости полного просветления. В левой руке Манджушри держит стебель синего цветка утпала на уровне сердца, который распускается рядом с его ухом, внутри цветка — текст «Праджняпарамита-сутры» («Сутры совершенства мудрости») в ста тысячах строф. Эмблема Манджушри — вертикально стоящий над текстом меч, или меч и книга, пребывающие на двух цветках утпала в правой и левой руках Манджушри. Встречается как знак отличия у многих учителей — воплощений Манджушри, таких, например, как царь Трисонг Децен, Сакья Пандита, лама Цонкапа и Лонгченпа. Как эмблема будда-семейства карма, меч или вишваваджра — это атрибут Амогхасиддхи, зелёного будды севера.

27

Дромтонпа (Дромтон Гьялвей Джунгнэ, Brom-ston-pa) (10051064) — выдающийся буддийский учитель, основной ученик и преемник Атиши, основатель школы кадампа и монастыря Ретинг. При этом Дромтонпа был не монахом, а мирянином, живущим согласно пяти обетам. Он хорошо знал как тантры, так и сутры. Среди текстов сутр он исправил переводы «Аштасахасрики-праджняпарамиты», «Абхисамаяламкара-алоки» Харибхадры, «Спхутартхи», «Nyi-khrisnang-ba» и другие тексты. Из тантр он исправил перевод «Джнянасиддхи».

28

У Белой Тары семь глаз — по одному на каждой ладони и ступнях, а также во лбу, что символизирует её Всеведение, видение страданий во всей Вселенной. Белая Тара является целительницей и дарует удачу. В одном из древних тибетских текстов она упоминается как Еше Хорло — «колесо мудрости». В левой руке Белая Тара держит цветок лотоса. Среди верующих очень распространена практика, когда серьёзно больной человек обращается не только к врачу, но также приглашает ламу, который начитывает мантру Белой Тары и выполняет связанные с ней ритуалы.

29

Слово «ступа» (чодтен, субурган) в переводе с санскрита означает — вершина, верхушка. Так в древней Индии назывались могильные курганы. Ступы — это прекрасные культовые сооружения, обладающие магической силой добра, вносящие гармонию в нашу жизнь, очищающие наш ум от жадности и корысти, наполняющие наши сердца любовью ко всему живому на земле. Они представляют собой символ просветленного ума Будды и являются не только формой подношения, но являются объектом, излучающим и передающим благословение всем живым существам, вступившим с ними в контакт. Построенная по всем правилам и инициированная специальным ритуалом ступа является генератором духовной энергии, целью которой служит принесение гармонии и мира всем живым существами и приведение в равновесие сил природы.

30

Кашья́па (санскр. kaњyapa «черепаха»). Будда Кашьяпа — шестой из тысячи будд нашей кальпы, предсказавший пришествие седьмого будды — Будды Шакьямуни. В его время человеческая жизнь длилась 20 тыс. лет. Первые восемь Будд нашей кальпы: Випашьин Vipaњyin Шикхин Њikhin Вишвабху Viњvabhū Кракуччханда Krakucchanda Канакамуни Kanakamuni Кашьяпа Kāśyapa Шакьямуни Майтрея

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я