В этом сборнике 290 притч. Они повествуют о нашем непростом, но прекрасном мире, который основан на незыблемых нравственных ценностях, о культуре бурят, живущих в Бурятии и Забайкальском крае.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказания хори-бурят. Девятый том предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
32 истории об Агинском дацане
ПЕРВЫЙ САНЬЯСИН
Агинское издательство напечатало оригинальные работы бурятских ученых-монахов. Эта литература публиковалась на двух языках — тибетском и монгольском. Известно, что некоторые ламы монастыря написали (rtsom) самостоятельные работы на тибетском языке:
— Работы по системе Калачакра, Данзана Жарбаева;
— Учебник для монастырского философского факультета, Содном-Жамсо (который сам учился на философском отделении Агинского дацана1 и получил степень рабжамбы в монгольском монастыре Бадгар) под названием «Mtshod bya don gyi dge ’dun nyi shu’i rnam bzag» («Повествование о двадцати ламах, следовавших по пути мудрости»), которое использовалось как руководство по классу Праджняпарамита;
— Учебник по философии Мадхьямики; работа о понятии «шуньята» в философских системах Мадхьямика и Йогачара.
В 1867 году настоятель Тугулдуров написал на тибетском языке книгу по астрономии и основал астрономический факультет. Среди авторов и переводчиков, которые писали на монгольском языке, первое место принадлежит настоятелю Лобсан-Дорже Данжинову. Он был известен как переводчик и издатель книг на бурятском языке, рассчитанных на самый широкий круг читателей. Он опубликовал биографии высокочтимых в Монголии буддийских деятелей, популярные книги по этике, монгольские буквари, грамматики, собрания джатак, песни Миларепы и был одним из авторов цикла книг по этике, изданного в 1892 году.
Как переводчик и издатель широкой известностью пользовался Дылгыров, особенно известны его переводы руководств по философии, таких как «Chu’i bstan bcos», «Shing gi bstan bcos» и комментарий на «Ламрим2 Ченмо».
Агинский монастырь. Б. Дандарон, 1961.
В Агинском дацане к середине 19 века уже было огромное количество образованных монахов, среди которых встречались и высокореализованные йогины. Так как каждый йогин чувствовал другого йогина на расстоянии, то было у них совместное увлечение соперничать друг с другом в духовной силе.
Очень много таких магов появлялось в Индии. Среди них попадались чернокнижники, идолопоклонники и буддисты. Простолюдинов и людей, не занимающихся такими практиками, они не замечали, для них они были объектами недостойными их внимания. Некоторая часть этих магов не достигла высоких этических уровней, поэтому у них еще оставалось тщеславие, в угоду которому они отправлялись на магические турниры — сражаться там с более известными магами. В турнирах все искали лучших и самых сильных. Все люди, которые более или менее занимались духовной практикой, уже знали имена современных героев и новости о ближайших магических турнирах. Это происходило именно в то время, когда в Европе и Англии отважные молодые люди скрещивали свои шпаги на дуэлях.
Я хочу вам рассказать о случае, который произошел в Агинском дацане.
Монахи дацана были в ужасе от угрозы, приближающейся из Индии. Один знаменитый саньясин пришел пешком из Индии. Так как саньясин не был буддистом, он не особенно церемонился с людьми. Он победил всех магов во всех схватках, где призом была жизнь. Все его соперники умерли, а их магическая сила перешла к этому саньясину. И он был уверен, что Агинский дацан, с его молодой историей и небольшим количеством реализованных мастеров, не станет для него серьезным препятствием. Но эта монашеская община обладала возможностью предугадывать все ближайшие события. И вот поступила информация, что к ним приближается тот ужасный йог. Старые монахи молчали, качая головой, а молодые носились по монастырю, держась за головы. Всем было ясно, что никто из местных не сможет дать отпор такому сильному магу.
Итак, наступил решительный день, когда йогин приблизился к воротам монастыря. Монахам ничего не оставалось, как обратиться за помощью к своему старому монаху, практиковавшему тантру. Они спросили его: «Что же нам делать, великая беда надвигается на нас, неужели мы погибнем и ничего не сделаем для сохранения своей жизни?». На что мудрец ответил: «Все мы уйдем когда-то из этого мира, и когда данный момент наступит, это будет только воля кармы. Если вы переживаете за свои жизни, есть один способ его остановить, и хотя нет гарантии, но есть какая-то надежда. Возьмите длинные шесты, которые вы найдете во дворе, на один конец привяжите танки всех наших защитников и встаньте у входа в монастырь. Танки — это священные изображения наших божеств. Если мы действительно верим в них, то наши защитники должны нас защитить. Мы должны держать их плотным слоем, отгородив наш монастырь от этого мага».
Всей монастырской братии, опустившей руки, этот совет был как призыв к действию. Они исполнили в точности все указания старца и встали у входа монастыря с длинными шестами. Стена из защитников поднималась на высоту до трех метров и была такой плотной, что между ними не пролетел бы голубь.
Наконец йогин подошел к воротам монастыря. Как все саньясины того времени он носил длинный халат, тюрбан и саблю, никогда не мылся, не брился и даже не постригал ногти. В наше время он выглядел бы ужасающе, но для того времени это было обычным. Встретив его на улице, вы никогда не подумали бы, что это один из святых того времени. Увидев преграду, маг недовольно закричал, высоко подпрыгнул в воздух и, вытащив на ходу саблю, разрубил первую попавшуюся танку, рассек защитника наискосок.
Все эти изображения, танки, были намоленными и имели огромную энергетическую силу. Разрушение такой танки-иконы было большим святотатством и грехом. Маг мгновенно потерял свою магическую силу и на землю он пал уже обычным человеком. Тут он заплакал об утерянной магической силе, которую копил всю жизнь. И, бросив свою саблю, он убежал обратно в Индию.
Обрадованные монахи побежали к своему старцу и стали выражать благодарность за его мудрость. На что тот ответил: «Запомните, мои ученики, если среди вас нет ни одного сильного йогина, то, объединившись, вы становитесь очень большой силой».
ЗОЛОТАЯ СТУПА
Все мировые религии сходятся в том, что сострадание играет важную роль. Они не только восхваляют сострадание, но и уделяют большое внимание его продвижению в человеческом обществе.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
Это второй рассказ о приходе саньясина в Агинский дацан.
Так как Агинский дацан стал известен на весь мир своими тантрическими факультетами, даже индийские йоги мечтали попасть в него. Те саньясины, которым удавалось дойти до Агинского дацана, — а проходили они десятки тысяч километров пешком, — были несказанно рады. Если посмотреть на карте, то это будет прямая линия от Индии на север, через Тибет и Монголию — в Бурятию. Это тот духовный путь, по которому шли саньясины.
В каждом монастыре обучались и практиковались тысячи йогинов-тантристов. Каждый из них искал просветление в йоге божеств. И, конечно, они были лучшими оппонентами в проверке сил духовной реализации. Но саньясины не принимали бодхичитты, тем самым не давали клятвы не причинять вреда ни одному живому существу. Поэтому проигравших соперников они заставляли обращаться в ученики либо убивали их. Слава некоторых саньясинов шла впереди них, они проходили через страны, сражаясь по пути, и никто не мог их остановить.
Почему же в Индии было и есть много сильных саньясинов? Как они набирали силу? Индия — это священная страна, где сохраняется преемственность духовных практик. Чтобы стать хорошим йогином, нужно быть очень дисциплинированным и соблюдать три пути: поведение, обеты и обязательства. Каждый из саньясинов должен был соблюдать ваджрное поведение, или, другими словами, негласный кодекс йогина.
Следующим была мораль — что можно делать, а что нельзя. Ограничение — что нельзя — давалось клятвой, человек давал слово чести, что не будет это совершать. Иначе он терял свою силу, и вся практика оказывалась бесполезной. Но если прегрешения были несильными, то обеты можно было восстановить.
Любая духовная практика основывалась на воздержании, на ограничении себя в поведении. Чем сильнее была у человека сила воли, тем быстрее он продвигался по пути реализации. Индия всегда была кузницей таких героев. Поэтому новичкам в буддизме тяжело было тягаться с йогинами, имевшими за собой тысячелетнюю историю.
О приходе этого йогина в дацан знали уже за неделю. Монахи, которые дали клятву не причинять вреда, посчитали более разумным заблаговременно покинуть монастырь. И представьте себе удивление йогина, пришедшего в монастырь и обнаружившего его пустынным.
В монастыре остался один послушник — Бадма, который должен был каждый день совершать подношение защитнику монастыря. Бадма подумал, что если он три года почитал своего защитника, то тот обязательно его защитит, и поэтому не покинул монастырь, а тихонько про себя совершал молитву. Бадма очень надеялся, что йогин не сможет войти в храм защитника, но тот все же вошел.
Обойдя пустые кельи, йогин решил зайти в храм защитника и заметил там одиноко молящегося Бадму. И тогда послушник понял, что защиты ждать не от кого. Саньясин вытащил свой меч, предвкушая лёгкую жертву. Но сначала он направился к алтарю с желанием все порубить на куски.
И тут он заметил ступу из цельного золота. Она была собрана из тысячи подношений прихожан, которые несли свои золотые украшения и монеты в дар Будде и Трем драгоценностям. Монахи, собрав подаяния, выплавили из них ступу. А чтобы ее не украли, сделали отверстие в основании алтаря и насквозь залили золотом. В саньясине тут же заговорила алчность, и он решил забрать ступу.
Но йогин не смог оторвать ступу и ударом меча срубил ее с алтаря. Только он это сделал, как почувствовал, что потерял силу. Не знал он, что такое сила народная, и обжегся на этом. Ставшая бессильной сабля упала на пол, и бедный бывший саньясин со слезами и криками убежал в южном направлении. Бадма, уже успевший попрощаться со своей жизнью и учителями, стал свидетелем краха планов злого саньясина. Ну и, конечно, он еще больше уверовал в своего защитника.
Когда монахи вернулись в свой монастырь, то обнаружили там счастливого и радостного Бадму. После он стал очень уважаемым и почитаемым ламой Агинского дацана.
ТРЕТИЙ САНЬЯСИН
В обыденной жизни мы склонны отвечать на те или иные ситуации и переживания бурными эмоциональными всплесками. Я называю такие реакции на банальные жизненные происшествия омрачающими, потому что они лишь вносят сумятицу в наши чувства и выводят из равновесия наш ум. Если же поток нашего сознания насыщен сострадательными помыслами и добросердечием, то тогда мы перестаем бурно реагировать на неблагоприятное стечение обстоятельств, которое обычно приводит к всплеску эмоций. В нас появляется стабильность, ощущение опоры на глубокие корни.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
Третье нашествие саньясина на Агинский дацан произошло накануне Октябрьской революции.
Этот саньясин из Тибета был последователем традиции Бон и обладал огромной силой. Он сжигал все монастыри на своем пути из Тибета в Бурятию. Последним был Цугольский дацан, соседний Агинскому.
К тому времени настоятелем Агинского дацана стал перерожденец-йогин Ёнзон-багша. Прибыв в окрестности монастыря, саньясин уселся на гору напротив него. Гора представляла собой идеальную пирамиду размером примерно двести метров в высоту. В то утро возбужденные монахи прибежали к Ёнзон-бакше и сказали, что на них надвигается беда — монастырь хотят сжечь.
Ёнзон-багша быстро собрал свои атрибуты, вышел во двор и начал йогическую практику. Остальные монахи из предосторожности покинули монастырь, забрались на северный склон горы и стали наблюдать за происходящим.
К обеду тибетский саньясин уже полностью подготовился и направил молнию прямо на монастырь. Но молния не нанесла вреда монастырю, а рикошетом вернулась к саньясину, и все вокруг него загорелось. И тут он понял, что победить этот монастырь не сможет. Тогда саньясин развернулся и направился домой.
Когда в Тибете спросили, почему он вернулся и не смог сжечь Агинский дацан, он сказал: «Этот монастырь мне не по зубам». Его спросили: «Ты не смог одолеть защитника?» — «Да нет, он махал мечом, но я не испугался его. А вот тот черный лама, который сидел в монастыре и делал практику, был опасный. Это он отвел молнию».
С тех пор гору напротив Агинского дацана называют Бон.
ОБРЯД ЗАЩИТНИКА НА ТРИ ГОДА
Сострадание и любовь действительно в корне меняют нашу жизнь. Факторы, противодействующие гневу, ненависти, ревности — это также сострадание и любовь.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
В тантрическом учении говорится: те, кто получил посвящение и в течение всей своей жизни практикует тантру и соблюдает нравственность, достигнут просветления уже в этой жизни и в этом теле. Тот же, кто в силу сложившихся обстоятельств не может в этой жизни практиковать, но соблюдает принятые обеты, достигнет освобождения в следующей жизни.
Итак, время было уже неспокойное, и в Аге всем заправляли молодые комсомольцы. А тут двум молодым ламам выпала честь три года проводить службу защитника Жамсарана. Они должны были блюсти чистоту и выполнять все обеты. Но не всегда духовная жизнь поддерживается мирской. Местный начальник администрации обложил подоходно-имущественным налогом всех, в том числе и дацан, требуя с монахов уплаты налога. Денег в казне не было, так как монахи давно уже жили на самообслуживании и прихода, как такового, у монастыря не было.
Молодые монахи решились на отчаянный поступок. Так как защитник Жамсаран отвечает за благополучие и достаток, они решили: «Пусть защитник сам и разбирается».
Монахи провели службу до середины и после самопорождения своего защитника встали и направились в администрацию. Только они зашли к грозному начальнику, как у того из носа пошла кровь. Сколько он ни старался, кровь не останавливалась, а монахи тем временем продолжали про себя делать восхваление защитника. Молодой комиссар был неверующим, но против физиологии тела не мог ничего сделать и выкрикнул:
— Ну ладно, идите, опиум для народа, в этом году не будем брать с вас налог!
КАК УЧИЛСЯ ЭМЧИ-БАГШИ
Даже современные сложные компьютеры не способны дать вам покой ума. Покой должен прийти от самого ума. Каждый человек стремится к счастью и удовольствию. Но если мы сравним физическое удовольствие и физическую боль с умственной, то увидим, что переживания, связанные с умом, превосходят по интенсивности и воздействию телесные переживания. Поэтому имеет смысл усвоить определенные методы укрепления внутреннего умиротворения, а для этого важно как можно больше знать об уме.
Его Святейшество Далай-лама XIV
Говорят, Эмчи-лама учился в Монголии, в специальной школе для гэгэнов, или перерожденцев. Там были собраны все известные монгольские ламы, среди них был и один бурят — Эмчи. Занятия проходили в специально отведенной юрте. Только самые старые и образованные ламы преподавали избранным.
В классе по медицине старый учитель давал общие знания и говорил:
— Бурятский лама, ты издалека приехал. Наверно, тяжело вдали от Родины, сходи отдохни.
И Эмчи-ламу выпроваживали из класса, так как он не был местным и тем более халхом. Но он был упрямым и жадным до знаний. Эмчи-лама спокойно выходил и обходил юрту, затем с тыльной стороны приподнимал войлок и ложился у основания стены. Если не приглядываться, то было не заметно, что он проделал в стене дырку и тайно слушал, что преподают дальше. Со временем он запомнил все, что говорили учителя, а в классе остальные ламы играли, шалили и ничего не запоминали.
Был такой случай, когда старый лекарь преподавал урок, а Эмчи, как всегда, был выпровожен, то внезапно у лекаря прихватило сердце, и он упал навзничь. Все ученики испугались, но ничего не смогли сделать. Эмчи забежал в юрту, вытащил три золотые иглы и воткнул их прямо под нос учителю. Тот быстро пришел в себя, и каково же было его удивление, когда он узнал, что привел его в чувство маленький Эмчи.
— Кто тебе показал эти тайные точки акупунктуры? Это секрет китайского императорского двора, только я о них знал!
— А я спросил у вашего главного любимого ученика Заю.
— А-а, тогда понятно, только как ты попал в эти точки все три раза — непонятно, — задумчиво произнес учитель.
Когда наступили экзамены, Эмчи-лама всех превзошел по медицине и приехал в родной дацан лечить земляков.
ОБРЯД МЕНЛА И ЧАЙ
Размышляйте о непостоянстве, а если у вас есть более глубокие познания, тогда размышляйте о природе страдания. Можно также размышлять о природе прекращения страданий.
Его Святейшество Далай-лама XIV
После приезда в родной монастырь Эмчи-лама решил угостить всех монахов чаем и отметить получение степени доктора тибетской медицины. Тогда в штате Агинского монастыря было около двух тысяч священнослужителей, и, конечно, нужно было много чая, чтобы угостить каждого хоть одной чашкой.
Для этого в монастыре имелся чан, специально выплавленный и привезенный с Петровского завода. Толщина стенок его была больше пяти сантиметров. В то время железо считалось большой редкостью и стоило очень дорого, а чан весил несколько центнеров. Сам процесс приготовления такого огромного количества чая занимал несколько часов.
Представьте себе, в чан наливали триста литров воды, сверху добавляли двадцать килограммов измельченного зеленого чая из прессованного брикета. По-бурятски он называется «ногоон сай3». Когда вода закипала, уменьшали огонь и давали напитку повариться. Ожидая, слегка помешивали, проверяли на готовность. Когда зеленый чай заваривался, в напиток добавляли пятьдесят литров молока и продолжали кипячение. Помешивая по часовой стрелке, начитывали мантру Будды Медицины, чтобы чай обрел еще и целебное свойство. Когда смесь закипала, добавляли соль и масло по вкусу.
И вот по недоразумению вместо одного ведра молока в чан налили ведро кефира. Все, кто видел это, застыли в ужасе. Представьте себе, сколько времени нужно было, чтобы заново сварить чай, сколько дров, ингредиентов, сил нужно было снова затратить, а молебен Менла — в честь Будды Медицины — уже подходил к концу, и все ждали чая.
По законам природы, или кухни, чай должен был свернуться и испортиться, но, видимо, в силу добродетельности Эмчи-ламы чай был совершено нормальным и имел отменный вкус.
«Пусть все желания донатора и его близких осуществятся,
Пусть все дела их в этой жизни — исполнятся,
Пусть все препятствия их устранятся,
И пребудут все они в благоденствии».
Такой молитвой в честь Эмчи-ламы довольные монахи закончили свое чаепитие.
НОВЫЙ ХРАМ И ЧЕТКИ
Вчера я слышал по Би-Би-Си, что примерно 18 миллионов людей в Африке находятся на грани голодной смерти. Конечно, основная причина ― это засуха, но есть и другая ― гражданская война, разгоревшаяся за последние годы. Огромные деньги были потрачены на закупку оружия в ущерб интересам сельского хозяйства. Все эти нежелательные последствия, в конечном итоге, связаны с вооружением. Вооруженные силы и войны ― это часть человеческой истории. Но мне кажется, сегодня все изменилось, и теперь мы должны прийти к новому образу мышления. Ведь у нас есть замечательный человеческий ум, который совсем не предназначен для разрушения. Будет большим несчастьем, если мы станем употреблять свои умственные способности только для разрушения.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
В Агинском дацане построили новый храм Авалокитешвары. Возводили его известные строители православных храмов, поэтому на северной стороне под штукатуркой потом обнаружили огромный крест. После окончания строительства всех старейших монахов монастыря пригласили на освящение монастыря. По случаю этого великого события для всех прихожан решили провести Санжадай4 хурал.
Первым должен был войти самый главный учитель, который неожиданно остановился перед входом в храм и снял четки с руки. Он стал сбивать ими невидимые шипы с дверного проема. Оказалось, что недоброжелатели завесили вход своими проклятиями. И каждый, кто должен был войти внутрь, мог пораниться.
Недалекие умы почувствовали, что открытие нового храма позволит многим прихожанам очиститься от грехов и тем самым избавиться от страдания, что вызывало у них большую зависть.
ЦЕДНЭЙ-ЛАМАХАЙ И ЗАРЫТАЯ СОБАКА
Злоупотребления случаются и в религиозной сфере. Порой неприглядные поступки совершаются во имя блага человечества, блага самой религии. Как можно что-то изменить, стоя в стороне? Если вы только критикуете, значительного эффекта это не принесет. Идите и попытайтесь изменить ситуацию изнутри. Так нужно действовать.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
Агинский дацан Дэчен Лхундублинг, основанный в 1811 году, на протяжении почти двух столетий является духовной опорой, источником веры, надежды для жителей Забайкалья.
Хотя официально датой начала строительства Агинского дацана считается 1811 год, в войлочных юртах он был основан уже в начале XVIII века. К середине XIX века в нем действовал один из крупнейших в Забайкалье буддийских университетов. В самом названии «Чойде ченбо Дэчен Лхундублинг» подчеркивался университетский уровень монастыря. По классификации монастырей ученого Б. Барадийна Агинский дацан относится к «образовательно-школьному типу «шадда».
Архитектура первого здания Агинского дацана, выстроенного в течение пяти лет с помощью русских плотников, отличалась несомненным влиянием традиций русского церковного зодчества. Двухэтажный Сокчен-дуган — один из первых бурятских каменных храмов. Строительство и отделка велись исключительно местными мастерами.
Порядок проведения и обучения всем дисциплинам в Агинском дацане соответствовал традиции тибетского монастыря Лавран в Амдо. Всех настоятелей в окрестные монастыри приглашали из числа образованных учителей Агинского дацана. Гунэйский дацан не стал исключением. Делегация прихожан получила разрешение на приглашение своим настоятелем Цеднэй-ламы, также его знали как Аняа-ламу. С тех пор его называли Цеднэй-ламахай. Он на протяжении 30 лет изучал философские трактаты, а затем тантрические практики в Жудмеде и стал известен как сильный йогин.
С виду он ничем не отличался от сотни других пожилых лам Агинского дацана. Только связь с тантрическими божествами у него была крепкая, поэтому лама не отказался от столь опасного поста, хотя несколько других претендентов на пост настоятеля умерли, так и не доехав до Гунэя.
Перед въездом в поселение Цеднэй-ламахай вдруг свернул на пригорок, с которого открывался вид на Гунэйский дацан. На самой вершине он попросил раскопать, видимо, давно засыпанную яму. Паломники удивились, когда обнаружили на дне ямы зарытую собаку.
Голова собаки была направлена в сторону монастыря, он спокойно попросил развернуть ее в другую сторону и снова закопать. С тех пор настоятели Гунэйского дацана перестали умирать, а несколько местных колдунов стали болеть и вскоре переселились с тех земель.
С тех пор местные жители, объезжая тот пригорок, поговаривают: «Вот где собака-то зарыта была».
ЧОД НА МЕСТЕ ПОСТРОЙКИ ХРАМА МАЙТРЕИ
Возбужденные страстью попадают в поток как паук в сотканную им самим паутину. Мудрые же, уничтожив поток, отказавшись от всех зол, странствуют без желаний.
Дхаммапада5
В конце XIX века в Агинском дацане также решили построить храм Майтреи6 и возвести в нем десятиметровую статую Будды будущего. Для этого выбрали подходящее место, где и провели обряд Чод.
Эту практику обычно проводят в уединённых и пустынных местах, вроде пещер и горных вершин, но в особенности на кладбищах и в местах сожжения трупов, чаще всего ночью. Находясь один в темноте, практикующий чод дует в ганлинг, в ритуальную тибетская флейта. Она изготавливался обычно из бедренной или большеберцовой кости человека, и оправляется в металл.
Монаха, проводящего обряд, называли Чодче-лама. Он надел костюм, прикрыл глаза бахромой, держа в руках барабанчик-дамару7, колокольчик и ваджру. Чодче-лама вошел в транс и мелодично начал распевать молитвы, параллельно совершая гигантские прыжки, некоторые из них были до семи метров.
Чод — это глубинный превосходный путь объединения метода и мудрости или быстрый путь порождения плода всеведения в собственном потоке сознания. Слово «чод» можно перевести с тибетского как «отсечение». Что же здесь отсекается? Внешние галлюцинации, видения божеств и демонов происходят от внутреннего корня — концепции цепляния за «Я». Вот этот-то корень неведения всех ошибочных представлений и отсекается в процессе практики Чод.
Введена на Тибете инд. йогином махасидхой Падампа Сангьей (ум. 1117), основателем школы шиджед. Иногда автором Чод называют ученицу Сангьи — Мачиг Лабдрон (ум. после 1129), разделившую Чод на внешний (посещение кладбищ или уединённых мест с мрачными ландшафтами), внутренний (подношение тела кладбищенским демонам и духам) и истинный (отсечение привязанностей от их корня).
ПОСТРОЙКА СТАТУИ МАЙТРЕИ И НЮХАТЕЛЬНЫЙ ТАБАК
В своем тексте «Наивысший непрерывный поток» (Ратнаготра-вибхага, или Уттара-тантра) Майтрея говорит, что все живые существа совершенно равны в том смысле, что все они обладают природой Будды. Это означает, что в каждом из нас есть семя доброты Будды, сострадания Будды ко всем живым существам, а, следовательно, потенциал для достижения Просветления и совершенства заложен в каждом из нас. Учение подобного рода дается для того, чтобы наделить практикующего несгибаемым мужеством и целеустремленностью. В противном случае размышлять об основополагающем равенстве всех существ было бы довольно бессмысленно.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
В Агинском дацане в 1899 году было получено разрешение на воздвижение металлической статуи Майтреи. Тайша Самдан Зодбоев с товарищами привез из Китая статую Майтреи высотой в пять саженей (чуть больше десяти метров), изготовленную китайскими мастерами в Долонноре, в мастерской Инкэ Интун Жана, по специальному заказу.
Когда статуя была готова, внутрь нее нужно было положить освященные свитки мантр для оживления тела, речи и ума статуи, также огромное количество благовоний и зеленого чая. Для этого создали специальную группу молодых послушников для сбора ингредиентов.
Один из послушников зашел в старую келью к пожилому ламе, где не было ничего, кроме кровати и стола. В это время лама держал в руках нюхательный табак и собирался втянуть его в нос. Услышав просьбу послушника, он отсыпал на бумажку горстку своего табака. Послушник, выйдя на улицу, посчитал табак недостойным священной статуи и развеял его по ветру.
Вскоре статуя полностью была готова, и все ламы, прихожане и далекие гости собрались на долгожданное ее освящение. Вдруг во время службы статуя начала странно гудеть через носовое отверстие. Благочинный был мудрым ламой, поэтому, собрав всех послушников, он строго спросил, кто и что утаил из ингредиентов. Наш молодой послушник долго не решался, но, наконец, сознался, что рассыпал табак. Его опять отправили к пожилому ламе за табаком.
Войдя, послушник сослался на резкий ветер, из-за которого весь табак рассыпался, и попросил еще. Старик, не жалея, насыпал еще больше табака, и довольный послушник прибежал в новый храм, аккуратно держа сверток в руке. На тот момент статуя уже была завершена, и встал вопрос, как же поместить внутрь нюхательный табак. Настоятель, увидев замешательство собравшихся, предложил использовать табак по назначению.
Притащили огромную лестницу, так как вместе с троном и подставкой из лотоса статуя достигала двадцати метров в высоту. Забрались на нее и поднесли табак к носу статуи. В очередной раз статуя Майтреи стала шмыгать носом, и весь табак залетел внутрь. С тех пор она больше не гудела.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ЗАПЛАКАВШЕГО МАЙТРЕИ
На мой взгляд, сегодня человечество достигает большей зрелости, мы начинаем мыслить более разумно. Конечно, появился терроризм, что очень печально, но это лишь горстка существ. Если же мы посмотрим в целом, то увидим стремление к миру и к ненасилию.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
Настали тяжелые времена, и опьяненные кровью невинных граждан комсомольцы и коммунисты стали разорять дацаны и ссылать лам на каторги. Эта плачевная участь постигла и Агинский дацан в 30-е годы. Статую Майтреи разобрали и отправили в Петербург, в Казанский собор. Там в запасниках и пролежала она до самой перестройки. В 1990 году меня и Бадма-ламу, настоятеля Агинского дацана, Золто-лама пригласил в Петербург, чтобы вернуть оттуда разобранную статую Майтреи.
Когда мы поднялись на крышу Казанского собора, то обнаружили там голову статуи. Старая крыша протекала, и капли дождя падали прямо на глаза Майтреи. И, если поглядеть в эти глаза, складывалось ощущение, что статуя проплакала многие годы — две зеленые дорожки тянулись вниз по огромному лицу.
После того, как мы доставили части статуи в Агинский дацан, Его Святейшество Далай-лама во время своего визита сказал:
— Как только восстановите статую, меня не нужно приглашать, я сам приду, даже пешком, поклониться ей.
ЛЕНИВЫЙ МОНАХ И ОБОРОТЕНЬ
С буддийской точки зрения медитация ― это духовная дисциплина, позволяющая обрести определенный контроль над своими мыслями и чувствами.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
Новый соборный храм, посвященный Будде Шакьямуни, строительство которого шло с 1875-го по 1886 годы, представляет собой великолепное трехэтажное здание, украшенное с южной стороны портиком с шестью колоннами. В храм ведут три двери, украшенные ажурной резьбой. Основная площадь здания почти квадратная, двадцать шесть на тридцать метров, и включает в себя главный зал молитвенных собраний, перекрытие которого поддерживают тридцать расписных колонн, расположенных в пять рядов.
Второй этаж занимает верхний, более скромный, молитвенный зал. На третьем этаже, опоясанном галереей с колоннами, размещался гонкан храма — помещение, где проводились обряды для почитания защитников монастыря. Главный Цокчен-храм до сих пор окружен большим кедровым парком.
Во время церемонии освящения нового храма, когда монахи собрались на молитву, произошел один инцидент.
Во время перерыва, когда разливали из медных чайников чай с молоком, у одного монаха не оказалось чашки. Видимо, он ее забыл дома. И, поленившись возвращаться, монах отправил за ней своего прислужника. Спросите, что тут такого необычного? В том-то и дело, что слуга этот был оборотнем. Он был невидимым. И, когда он принес, что велели, то благочинный увидел только проплывающую по воздуху чашку. Он проследил за ней и вычислил хозяина. Тут благочинный сразу отчитал монаха за беспечность и леность.
Связь с сомнительными духами строго запрещалась в монастыре. Тем более что раньше монах всегда был посредственным участником на философских диспутах, а в последнее время стал непобедимым мастером. Теперь все сразу догадались, что это нечистая сила ему подсказывала ответы.
Монаху приказали уничтожить оборотня и впредь не общаться с сомнительными духами. Все эти духи питаются человеческой энергией, предлагая за это свои сомнительные услуги. И, если бы не забытая дома чашка, этот дух мог окрепнуть, а затем погубить своего хозяина.
ПРИГЛАШЕНИЕ ФИЛОСОФА НА КОНЕ
Само желание изменить себя коренным образом на первый взгляд кажется неосуществимым. Однако длительное применение такого упражнения, как медитация, позволяет достичь поставленной цели. Мы выбираем для себя определенный объект и затем упражняем свой ум, приучая его сохранять сосредоточение на этом объекте. Обычно, если мы пробуем сосредоточиться, пусть даже на мгновенье, то видим, что нам очень тяжело удерживать фокус. Мы сосредотачиваемся, но затем наш ум отвлекается на какую-то новую мысль, внезапно пришедшую в голову. Наши мысли то и дело бросаются вдогонку то за тем, то за другим, потому что мы не приучили себя к сосредоточению. Медитация может помочь нам развить в себе способность фиксировать свой ум и удерживать сосредоточение на любом избранном нами объекте.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
В одном маленьком монастыре служил старый монах. Был он ничем не заметен, только молился с утра до вечера. Все считали его немного ненормальным, так как он был необщительным и нелюдимым. В его келью заходил только один ученик, чтобы прибраться и приготовить нехитрую еду. В келье монаха стоял единственный стол, а на нем — деревянная чашка, в которую были насыпаны зерна пшеницы.
Однажды утром всех лам в монастыре поразила весть о том, что гонцы с великого Агинского дацана пригласили этого монаха на пост настоятеля своего монастыря. Службу в новом монастыре он должен был начать с молебна — хурала «Доншод». Молебен приходился на 15-е число первого летнего месяца лунного календаря и был одним из самых больших религиозных праздников — молебнов, посвященных рождению Будды, его Просветлению и погружению в Нирвану8. В Агинском дацане шла большая работа: приготовили подношения из тысячи лампад, балины — жертвенные яства, большие фляги с аршанами — святой водой. Прихожане начали усиленно совершать священный обход — гороо — и молитвенные простирания — мургэл.
Наш скромный монах оседлал свою лошадь и, собрав свои пожитки, которые уместились в одной котомке, отправился в путь. Сопровождал его лишь тот самый незаменимый ученик. Монастырь находился рядом с чудесным озером, и именно там, на берегу, собрались все монахи, чтобы проводить своего собрата.
— Как же это наш оборванец стал настоятелем такого крупного дацана? За какие такие заслуги? У нас его даже на службу не приглашали, уж очень старенькая на нем одежда, не ровен час, прямо на глазах начнет рассыпаться, — шептались между собой монахи.
Выйдя из ворот, старый монах остановился, словно вспомнил что-то важное. Он подозвал своего ученика и шепнул ему что-то на ухо. Тот соскочил с лошади и побежал в келью.
— Наверное, забыл шкурку от крысы, которая у него в келье от голода умерла, — пошутил один из языкастых монахов, и все засмеялись этой шутке.
Но оказалось, это была деревянная чашка.
Ученик так спешил обратно к учителю, что споткнулся и просыпал все зерна прямо в озеро. Тогда, взяв чашку в руки, учитель сказал:
— Эх, хотел я всю сущность буддийской философии с собой забрать, но, видимо, так судьба распорядилась, что останется она в этих местах.
Сказав эту не всем понятную фразу, резво поскакал он напрямик через озеро. Его лошадь отталкивалась копытами от водной глади, словно от земли. Это было чудо! Его ученик чуть замешкался, потом тяжело вздохнул и так же, по воде, поплелся за ним. Все собравшиеся удивленно раскрыли глаза, и только когда старый монах со своим учеником исчезли на другом берегу озера, поняли, какого великого мастера они лишились. Порой мы не ценим, что под ногами лежит, а лишь потеряв — осознаем.
ПРИГЛАШЕНИЕ НАСТОЯТЕЛЯ И ЕГО ДЕЯНИЯ
Если созерцатель однонаправленно сосредотачивается на мысли о том, что все меняется в каждый последующий момент, то такая медитация будет однонаправленной. Если же он медитирует о непостоянстве, применяя ко всему, что встречает, различные логические цепочки, доказывающие преходящую природу вещей, и в ходе такого аналитического процесса усиливает в себе убежденность в непостоянстве всего сущего, то такая практика будет называться аналитической медитацией о непостоянстве. В обоих случаях речь идет об одном и том же объекте, непостоянстве, но способ медитации отличается.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
Агинский дацан входил в число наиболее значительных монастырей Забайкалья. Первым настоятелем дацана стал Ригден Пагбаев. В 1819 году его сменил Сультим Мункуев, который, не пробыв в этой должности и года, умер в 1820-м. Его сменил Галсан-Нима Раднаев. Четвертый настоятель — Жамьян-Зундуй. Пятый — Галсан-Жимба Тугулдуров — занимал пост настоятеля с 1858-го по 1873 год. Далее, с 1873-го по 1878 год, — Галсан-Чоймпел Пушигеев. Седьмым настоятелем был Лубсан-Доржи Данжинов (с 1878-го по 1901 год). Восьмой настоятель — Галсан-Чойдак Сундаров (с 1901-го по 1912 год), девятый — Данби-Жалсан Жамсаранов (с 1912-го по 1924 год), десятый — Дарижаб Норбоев (с 1924-го по 1932 год).
В 1858-1870 годах настоятелем Галсан-Жимба Тугулдуровым был основан философский факультет (цанид-дацан), в 1880 году — факультет тантры.
Лубсан-Доржи окончил факультет философии и тантры в бурятских дацанах, затем поселился в агинских степях и обзавелся семьей. В то время ушел из жизни настоятель Агинского дацана, и было решено создать делегацию из монахов для поиска нового кандидата. Астрологические книги показывали, что нужно искать его к югу от дацана. Группа монахов отправилась на поиски, понимая важность своей миссии.
Они вошли в юрту к одному высокорослому чабану, у которого оказалось множество детей. Он курил длинную черную трубку, набивая ее табаком из кисета на поясе. Поздоровались и спросили насчет соседей южнее его угодий. Лубсан-Доржи предложил им выпить с дороги чаю, но те сослались на спешку и ушли. Пройдя дальше, они открыли гадальную книгу, которая показывала, что объект теперь находится севернее. Делать было нечего, только возвращаться обратно в юрту. Каково же было их удивление, когда они увидели, что Лубсан-Доржи сварил чай и уже разлил его в пиалы ровно по количеству монахов. Теперь у всей группы исчезли сомнения, и они пригласили его в свой монастырь настоятелем. Лубсан-Доржи согласился, и с тех пор он стал известен под именем Лубсанэй-ламахай.
Руководил он своеобразно, ввел строгую дисциплину, хотя сам продолжал по старой привычке курить трубку. Однажды он застал своего ученика за курением трубки, затащил его в свою юрту и спросил:
— Как ты смеешь курить в монастыре?
— Смею, вы же курите, а я во всем вам следую, — ответил тот.
Тогда Лубсанэй-ламахай взял свою трубку, засунул себе сзади за пояс и приказал:
— Обойди юрту снаружи и принеси все, что найдешь необычного.
Тот послушно вышел и позади юрты нашел дымящуюся трубку учителя, заткнутую за средний ремень юрты. Он с удивлением принес трубку обратно.
— Когда научишься так делать, тогда можешь смело курить! — был приказ.
СОСТЯЗАНИЕ С МАГОМ
Стоит нам разозлиться, и мы чувствуем себя сильными и смелыми. Однако эта сила ― слепая. Энергия гнева может оказаться не такой уж созидательной, она может быть попросту разрушительной: нет никакой определенности, как все повернется. Крайнее проявление гнева может даже стоить вам жизни, и это очень глупо. Так что гнев ― слепая энергия.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
Как-то повадились местные маги приходить в Агинский дацан и вызывать главных учителей на поединки — помериться силой. Победитель забирает всю силу проигравшего. Все они получали отпор и убирались восвояси уже без своей магии.
И вот однажды пришел в дацан знаменитый маг, а в монастыре никого из старейшин не оказалось. Остался только посредственный учитель, у которого было всего несколько учеников. Вдруг ему тоже захотелось прославиться в своем монастыре победой. Он вызвался на поединок, не имея тантрической подготовки. История умалчивает, как умудрился он победить этого мага, говорят, какой-то хитростью, и тот настолько ослабел, что потерял всю свою жизненную силу и при смерти проклял своего врага: «Хорошо, ты победил меня, но как только наступит ночь, я приду за твоей душой в виде демона ночи». И затем умер.
С тех пор монах перестал спать по ночам и каждый вечер просил своих учеников покрепче привязать его к кровати. Ночью начинался настоящий кошмар — схватка продолжалась, стоял невообразимый шум, но ученики не могли и головы поднять, чтобы защитить своего учителя. Утром они обнаруживали еле живого учителя развязанным и уцепившимся за дверной косяк. Со временем все привыкли к шуму, раздающемуся по ночам из его дома. Учитель быстро поседел и умер от сердечного приступа. Видимо, ноша была не по плечу, либо слава победителя слишком тяжелой.
ПРИВЯЗАННЫЙ МОНАХ
Некоторые видят тину на дне пруда, а другие цветок лотоса на его поверхности — все зависит от точки зрения.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
В 1934 году Агинский дацан подвергается гонениям. Цогчен-дуган, главный храм в монастыре, в дальнейшем используется не по назначению. Только в 1990 году, по настоятельному требованию жителей округа Цогчен, дуган был возвращен Агинскому дацану. В 2003 году, после десятилетних реставрационных работ под руководством известного бурятского художника Дашинимы Дугарова, первый этаж был завершен, а в феврале 2004-го, после 70-летнего перерыва, в главном соборном храме был проведен молебен в честь празднования Нового года по лунному календарю.
Когда лам начали ссылать, был случай, что один избежал каторги. Он практиковал выход сознания из тела. Во время медитации он представлял, что человеческое тело ограничивает его возможности и не дает достигнуть совершенства, поэтому желал освободиться от тела. При этом само тело взлетало вверх и ударялось о потолок. Чтобы не повредить себе, он стал привязываться к тяжелому стулу.
Когда пришли народные комиссары с ордером на арест, то застали его в трансе. Он, привязанный к огромному стулу, с выпученными глазами и пеной на губах скакал по комнате и кричал:
— Освободите меня!
Нарком не любил исполнять чужие приказы, он решил, что лама и так с ума сошел, зачем его арестовывать, все развернулись и ушли.
ХУВАРАГ НА ШАМАНСКОМ ОБРЯДЕ
Под законом причинно-следственной связи мы понимаем универсальный принцип, который применим ко всем явлениям и событиям. Все появляется в результате причин и условий.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
Во время распространения буддизма в агинских степях оставались шаманы, которые проводили свои камлания. Однажды во время обряда «онгон» главный шаман не смог впустить в себя дух своего предка. Он должен был облизать раскаленный чугун и взлететь на верхушку дерева. Пристыженный он посмотрел на собравшихся и вдруг пальцем указал:
— Это он виноват!
Оказалось, хувараг — послушник из Агинского дацана, — движимый любопытством, решил подсмотреть обряд и спрятался в толпе. Из-за того, что послушник имел прибежище в Трех драгоценностях, все духи не могли подойти к нему близко. Шаман указал на послушника и попросил его удалиться, а обряд перенесли на следующий раз.
ПОСЛЕДНЯЯ КАЛАЧАКРА, ИЛИ ПОСТРОЙКА СТУПЫ «ГЕНДУН ЧОДТЕН»
Что касается пространства, то в Калачакра-тантре упоминаются так называемые атомы пространства, частицы пространства, являющиеся центральным ядром всех явлений. В период своего формирования мировая система, вселенная, появляется из центрального ядра, из частицы пространства. В этой частице пространства мировая система растворится в конечном итоге. Именно на базе пяти элементов можно говорить об очень тесной взаимосвязи между окружающей средой и ее обитателями, существами, живущими в этой среде.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
Ступу «Гендун Чодтен» начали строить в 1926 году и закончили в 1929-м. В целях умиротворения нарастающего насилия воинствующего атеизма усилиями всех верующих прихожан и священнослужителей в Агинской степи была воздвигнута Великая ступа «Гендун Чодтен», что в переводе с тибетского — «Побуждающая к примирению».
На освящение специально приехал наставник Далай-ламы XIII-го Агван Доржиев. Он провел большое посвящение Калачакры и освятил ступу. В дацане собралось огромное количество людей, что не понравилось комсомольцам. Они подошли к великому учителю и попросили его не проводить ритуал, но Агван Доржиев достал свою фотографию с Лениным и сказал:
— Между буддизмом и коммунизмом нет видимых различий, и тот, и другой хотят счастья и равенства всех людей! Сам Ленин поддерживает меня.
После этого комсомольцам пришлось покинуть мероприятие несолоно хлебавши. Но после отъезда Агван Доржиева в 1933-м году ступа была все же разрушена опозоренными и злыми комсомольцами. Поговаривают, что кто-то из них позарился на зеленый чай, которым была заполнена внутренность ступы. Но так как чай перемешали с можжевельником, он оказался горьким и непригодным к питью.
В 2005 году при поддержке администрации Агинского округа и прихожан Агинского дацана ступа «Гендун Чодтен» вновь была воздвигнута во имя мира, гармонии, процветания нашего края и освящена Пандито Хамбо-ламой9 Дамбой Аюшеевым. Ламы утверждают, что во время работы по закладке содержимого ступы время останавливалось — для тех, кто работал внутри, проходил всего час, тогда как снаружи — не меньше шести.
Высота великой ступы равна двадцати двум метрам, верхний конец ее находится почти вровень с Цогчен-дуганом. Скульптурные бронзовые львы-хранители смотрят в направлении четырех сторон света, стены ступы также украшают красочные изображения львов, выполненные в каноническом стиле. Верх ступы увенчан золоченым соембо — символом взаимосвязи человека и космоса.
ОТКРЫТИЕ МАНБА ДАЦАНА
Что же касается выживания человека, то люди — это общественные существа. Для выживания нам необходимы другие люди, без них наше существование попросту невозможно. Это закон природы.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
До революции открытие медицинского института в Агинском дацане столкнулось с неожиданным препятствием. Не было посетителей. Оказалось, что всех больных вылечивают ламы из тантрического колледжа Жудмед. Они мантрами10 очищали все болезни. Видимо, весь человеческий род раньше не пользовался лекарствами, а лечили заговорами и благословением. Поэтому и слово «врач» произошло от слова «вра», что значит «говорить ртом».
Пришлось благочинному Агинского дацана запретить монахам-тантристам лечить людей. С тех пор потихоньку люди научились принимать настои из трав и тибетские препараты.
Хотя до сих осталось много лам, имеющих силу молитвы, способную излечить рак, сахарный диабет, псориаз и многие другие болезни, трудно излечивающиеся европейской медициной.
РАЗГОВОР ЭМЧИ-ЛАМ ПО ПУЛЬСУ
В любом случае, крайне важно поддерживать высокий уровень качества подготовки и дисциплины монахов и монахинь, и это гораздо важнее их числа.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
Вскоре к концу XX столетия эмчи-ламы Агинского дацана стали такими специалистами по пульсовой диагностике, что перестали в общении между собой пользоваться словами. Они приходили в гости и щупали пульс друг другу, этого было достаточно, чтобы передать информацию. Они могли по пульсу определить, что ел пациент на завтрак или обед. Могли по пульсу одного члена семьи поставить диагноз всем остальным. Много чудес они показывали и излечивали от страшных недугов. Слава о них дошла до самого Тибета. С первого месяца у беременных определяли пол ребенка и могли с ним разговаривать через пульс матери.
МОНАХ, КОТОРЫЙ ЛЕЧИЛ САИГОМ
Куда бы я ни направлялся,
С кем бы ни встречался,
И какой бы ни была моя цель,
Да буду я считать себя нижайшим из всех,
Да смогу я со всей искренностью
Привести других к высочайшему Просветлению.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
После Гражданской войны в России наступили разруха и голод. Сибирская язва начала косить людей тысячами. Не было врачей, так как большинство образованных медиков сослали или расстреляли. Не было лекарств, некому было их производить. Народ был в панике. И стал тогда один лама из Агинского дацана лечить людей мантрами.
Он писал на бумаге молитвы и давал людям съесть. Все, кто принимали это лекарство, излечивались, а метод этот применялся в буддизме тысячелетиями и назывался — «саиг».
Так он спас целые районы и тысячи кочевников от эпидемий. Также лама завязывал охранные нити11 на руках.
СПАСЕНИЕ ТАРАКАНА
Мы должны считать болезненным и нежелательным не только очевидное страдание, но и страдание от перемен и, что важнее всего, всепронизывающее страдание от обусловленности. И здесь важно следовать по пути постепенно, шаг за шагом, а потому нужно совмещать аналитическую медитацию (випашьяну) с однонаправленным сосредоточением (шаматхой). Поскольку сострадание — это свойство ума, а ум ― это бесконечный поток, то, совмещая випашьяну и шаматху на протяжении длительного времени, мы заложим прочную основу для своей духовной практики. Опираясь на силу привычки, мы сделаем эту прочную духовную основу неотъемлемой частью своего ума.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
Как-то зимой во время молебна на улице один лама достал из-за пазухи свои книги, завернутые в материю. Когда он начал разворачивать их, то оттуда выбежал таракан и бросился наутек. Несомненно, он бы замерз в снегу, но лама ловко поймал его и обратно засунул себе за пазуху.
— Все живые существа в прошлых рождениях являются моими матерями, в том числе и ты, мой таракан! Как же я тебе позволю умереть здесь! — сказал довольный лама.
СЕКРЕТЫ ДОЛГОЛЕТИЯ МОНАХОВ
Говорим мы об окружающей среде или ее обитателях, и то, и другое состоит из пяти базовых элементов. Это земля, ветер, огонь, вода и пространство.
Его Святейшество Далай-лама XIV
Когда в 1989 году я поступил послушником в Агинский дацан, там служили около двадцати пожилых лам. Самому молодому, Жанчип-ламе, было 85 лет, а старейшему — 112. Приходилось Жанчип-ламе, как самому зеленому, бегать и подносить чай старшим, хотя мне, стороннему наблюдателю, это казалось не совсем естественным. Все они обладали богатырским здоровьем и отличной памятью. Весь секрет их долголетия был в том, что они в молодости соблюдали целибат, то есть обет безбрачия, и не тратили свою драгоценную энергию попусту. Много лет они почитали божество долголетия Аюшу и делали подношения Будде медицины — Менла. Не имели разрушающих эмоций, а имели покой в сознании. Не причинили ни одному живому существу вреда, сказать об этом или подумать — легко, но на практике это очень сложно. Поэтому они стали для меня примером подражания и эталоном нравственности.
ЭКЗАМЕНЫ ПО НАХОЖДЕНИЮ ИГОЛОК
Есть еще одна область, где свобода воли играет определенную роль. Допустим, вы совершили кармическое12 действие и заронили зерно, из которого должен прорасти определенный результат. Однако для того, чтобы этот результат проявился в полной мере, одной причины недостаточно ― нужны еще условия для ее активизации. У людей есть выбор, они могут принять соответствующие меры, чтобы такие условия не сложились.
Его Святейшество Далай-лама XIV
При Агинском монастыре был факультет Калачакры. Слово «калачакра» означает круг (круговорот) времени, и система Калачакры представляет три таких круговорота: внешний, внутренний и изменяющий. Внешний и внутренний круговороты имеют отношение ко времени, как мы его обычно понимаем, а изменяющий — это практика для достижения освобождения от тех двух.
Структуры внешнего и внутреннего круговоротов схожи, что подобно параллели между макрокосмом и микрокосмом, обсуждаемой в западной философии. Это означает, что сходные законы Вселенной пронизывают и атомы, и тело, и наш опыт жизни. Практики изменяющего круговорота также следуют этой структуре, чтобы дать нам возможность включить эти силы и собрать их эффективным образом. Такое уподобление, на самом деле, одна из отличительных особенностей в методике ануттарайога тантры.
В буддизме время определяется как мера изменения. Например, месяц — это мера изменения на внешнем уровне вращения Луны вокруг Земли или — на внутреннем уровне — в прохождении женщины от одних месячных до других. Такие перемены цикличны в том смысле, что данная модель повторяется, хотя события каждого цикла не полностью идентичны. На внешнем уровне Вселенная проходит через космические, астрономические, астрологические и исторические циклы. На внутреннем уровне тело проходит через психофизиологические циклы, многие из которых привносят также связанные с ними ментальные и эмоциональные циклы. Далее, как вселенные формируются, расширяются, сжимаются, исчезают и затем формируются заново, так же и отдельные существа проходят через продолжающиеся перерождения с повторяющимися зачатием, ростом, старостью и смертью.
Поступали на этот факультет после десяти лет обучения философии, и только отличники могли туда поступить. На факультете изучали тантру, астрологию, искусство построения песочных мандал и танца мистерии Цам. После окончания астрологии монахи должны были сдать экзамен на усвоение пройденного материала. Одним из них было нахождение иголок в ближайшем лесу.
Заранее экзаменационной комиссией иголки с разноцветными нитками втыкались в глухой чаще леса. Экзаменуемому отводилось ограниченное время, чтобы он по своим астрологическим книгам находил правильное направление и местонахождение иглы. Тот, кто первым приносил иголку, становился лучшим. Обычно все находили спрятанные иглы, только некоторые не укладывались во времени. Бывали случаи, что приходилось блуждать и до самой ночи.
Считается, что составление гороскопа прихожан — очень ответственное занятие, и ошибок в нем не должно быть. У тебя должна быть точность и способность найти хоть иголку в стоге сена или же, в данном случае, в лесу, что намного труднее.
КАК НАПЕЧАТАЛИ СЛОВАРЬ
Исторически после Будды Шакьямуни доминировала палийская традиция. В Пакистане существовал монастырский центр Таксила, а в первом столетии в Бихаре возник университет Наланда, который затем на протяжении нескольких веков был основным институтом буддийского знания. Очень многие наставники Наланды использовали санскрит. В целом существовало два канона — палийский и санскритский. В Бирме, Шри-Ланке, Тайланде, Лаосе была в основном распространена палийская традиция. В Китае, Вьетнаме, Японии, Корее, Тибете и Монголии была распространена санскритская традиция.
Его Святейшество Далай-лама XIV
Библиотека Агинского дацана имела в своих фондах лучшие образцы буддийской научной мысли, этому в немалой степени способствовала собственная издательская деятельность Агинского дацана. По всему Забайкалью и далеко за его пределами славилась своей издательской деятельностью печатня Агинского дацана. По описанию краеведа Г. Нацова, эта печатня располагалась в отдельном деревянном двухэтажном здании. В библиотеке Агинского дацана хранились 47 525 ксилографических досок с тибетскими и монгольскими текстами. Кроме того, имелись доски с рисунками и культовыми изображениями (592 штуки). Буряты переняли опыт ксилографического книгопечатания у монголов и тибетцев. Процесс был трудоемким.
Здесь печатались книги по буддийской философии, логике, медицине, астрономии, астрологии, тантрические трактаты на тибетском языке, издавалась популярная дидактическая литература, словари, справочники на бурятском и монгольском языках.
В Монголии до революции был знаменит тибето-монгольский словарь Богдо-Гегена. Был он самым точным и имел четыре уровня перевода: дословный, литературный, философский и глубинный, объясняющий пустотность13 бытия. Находился словарь в библиотеке Богдо-Гегена, и его запрещалось выносить за пределы здания. Агинский лама, будучи в Урге, совершал паломничество и, прочитав этот словарь, решил любыми путями напечатать его у себя в дацане. Он сошелся с библиотекарем и подарил ему золотое кольцо, за что тот разрешил ему каждый день выносить по листочку, а на следующий день он должен был его возвращать. Так он в течение трех месяцев переписал весь словарь и привез его в Агинский дацан. Через год там издали его с деревянных ксилографов. Видимо, такая благая карма у словаря. Так, во время революции библиотеку Богдо-Гегена сожгли, и монгольский вариант навсегда был утерян. А вот агинский вариант до сих пор существует и приносит пользу переводчикам!
ЧИНСРЕК, ПРОВЕДЁННЫЙ УЧЕНИКАМИ
Помнить о том, что мы умрем, очень полезно. Почему? Если мы не задумываемся о смерти, то будем легкомысленно относиться к духовным практикам. Мы растратим свою жизнь впустую, не анализируя, какие мысли и поступки продлевают страдание, а какие — приносят счастье.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
В Агинском дацане монахи-послушники проходили обучение по проведению обрядов огненной пуджи14. К нему они приступают после нескольких лет обучения обрядовой службы и сдачи всех текстов молитв наизусть.
Согласно пути высших тантр Ваджраяны, желающие достичь Пробуждения, должны сначала с помощью начитывания мантр призвать поток Пробужденного Ума и созерцать его, таким образом приближаясь к божеству, вступая в мандалу и практикуя стадии зарождения и завершения. Затем практикующему нужно исполнить великую цель на благо себя и других с помощью мирных, умножающих, подчиняющих и свирепых ритуалов. Ошибки и нарушения практики начитывания мантр очищаются с помощью ритуала огненной пуджи. Приближаясь к божеству, Его умилостивление зависит от ритуала огненной пуджи и потому она восхваляется в учении тантры. В «Самбхута тантре» сказано об этом: «Огненная пуджа умилостивляет божеств, а они даруют сиддхи! Если ты не закончил начитку мантр, то исправишь все ошибки и удовлетворишь всех божеств огненной пуджой! Порождая этим ритуалом Три Каи Будды, огненная пуджа восхваляема в Учении тантры».
Монахи-послушники так хотели поскорее провести обряд, что решили сделать это самостоятельно. Они тайком от учителей собрались за горой, собрали все ингредиенты и разожгли огромный костер. При проведении ритуала они сожгли с помощью топленого масла ивовые палочки, пучки травы пырей, рис, пшеницу, горох, ячмень, овес, пшенку и в конце добавили обжаренной муки — цампу. Обряд проводили около двух часов, все было сделано по-настоящему, и хозяин огня с удовольствием принял угощения будущих лам. Только на следующий день благочинный монастыря все узнал и наказал виновных, а главного зачинщика выгнали, так как он, не имея леруна — ретрита Ямантаки, сел на трон учителя. Это он мягко отделался, так как была опасность расстаться с жизнью во время игры.
ЗАВЯЗАННЫЙ МЕЧ
Для того чтобы работать с обычным человеческим сознанием, нужно понимать, как оно функционирует в условиях современного мира. Этим и занимается современная наука, выясняя, что такое ум, каковы его категории, каковы категории эмоций, сенсорный уровень, ментальный уровень, концептуальный и неконцептуальный уровни. Сознанию присущи различные ментальные состояния: во время бодрствования, во время сна, во время глубокого сна без сновидения, и еще одно ментальное состояние, когда человек находится в обмороке. В буддизме мы находим очень четкое описание этих состояний.
Его Святейшество Далай-лама XIV
Над внутренней стороной входа в Агинский дацан весит старинный меч. Он необычный, так как завязан узлом. Мечи раньше ковались из булатной стали и поэтому они не гнутся, а при большом давлении они только ломаются.
В Агинский монастырь однажды пригласили известного оракула, и он во время транса завязал этот меч. В буддизме часто обращаются за помощью в предсказаниях к оракулам. Оракулы устанавливают контакт с защитниками через специальные ритуалы. На что же направлена вся их гигантская энергия? Основным «врагом» защитников является неведение живых существ относительно истинной природы бытия, рассматривающееся как корень всех проблем. Наше невежество, заблуждения, стереотипы сознания — всё то, что обычно приносит нам наибольшую боль и страдания, прежде всего, является «врагом дхармы», а значит и «врагом» защитников. Именно против этого направлена их энергия. Оракулы пользуются огромным уважением в Тибете. К сожалению, в придачу к почётному званию «оракул» человек обычно получает сильнейшее перенапряжение и болезненные ощущения, которыми сопровождается сеанс вхождения в транс. Говорят, что оракулы часто рано умирают, истощённые невыносимой физической нагрузкой, которую они испытывают во время транса. Помимо этого, для того чтобы быть оракулом, необходимо вести праведный образ жизни, так как божеству крайне сложно входить в «нечистое» тело. Высшим оракулам запрещено иметь семью. Оракул завещал хранить этот меч как очень сильный оберег, который способен устранить все основные проблемы прихожан.
ЗЕМЛЕКОП
Оптимистический настрой ― это ключ к успеху. Сложно достичь даже небольших целей, если вы с самого начала настроены пессимистично. Именно поэтому важно всегда сохранять оптимизм.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
Был в Агинском дацане свой святой, звали его Дольдин-геген. С начала 20 века он был настоятелем в Хужуртуйском дацане в Чиндалее (перевод с бур. — Новое Море), с 1906 года два года был настоятелем Димчик сумэ, с 1908-го до 1920 года был настоятелем тантрического монастыря Жуд, с 1924-го по 1929 годы — настоятелем Гунэйского дацана. Затем он перебрался в Китай и был еще 10 лет настоятелем Бодонгоо сумэ. В 1945 году он был арестован нашим НКВД и посажен в тюрьму в Нерчинске.
Много чудес он показал народу за свою жизнь, и молва о них до сих пор жива среди народа. Как-то шли они с учеником по дороге, а навстречу попался землекоп с лопатой на плече. Дольдин-геген, сложив ладони перед грудью, попросил у него благословения. Тот, не задумываясь, дал лопатой по голове мастеру. Ученик удивился выходке своего учителя, но решил не высказывать удивления, и тоже получил лопатой по голове. Прохожие увидели странный поступок столь известного учителя и спросили его:
— Почему же вы, столь великий мастер, преклоняетесь перед простым рабочим?
— Где простой рабочий?! Это же само божество Мудрости — Манджушри!
Прохожие побежали вдогонку за землекопом, в надежде тоже получить благословение, но того и след простыл.
САПОЖНИКИ
Сегодня в быстро меняющемся мире очень важно осознавать взаимосвязь всех человеческих существ. В древние времена люди могли даже не подозревать о существовании соседей, и это никак не влияло на их жизнь. Однако нынешняя реальность такова, что, нравится нам это или нет, каждый отдельный кризис неотъемлемо связан с глобальным кризисом, поэтому подход с позиции интересов моей страны, моего континента, моей семьи, моей религии, моей традиции на сегодняшний день бесперспективен. Именно поэтому в настоящее время появилась насущная необходимость в чувстве всеобщей ответственности и изменении нашего внутреннего мироощущения.
Его Святейшество Далай-лама XIV
Когда паломники отправлялись в Тибет вместе с Дольдин-гегеном, заехали они по дороге в монгольский дацан Бадгар. Возле дацана были китайские торговые ряды. Проходя по этим рядам, Дольдин-геген остановился возле 16-ти сапожников и у каждого получил благословение. Кто дал ему башмаком по голове, кто иглой уколол в руку, кто прямо молоточком тюкнул по макушке. Вся группа стала смеяться в кулак над святым. Одни подумали, что он перегрелся на солнце, а другие, что он просто разыгрывает бедных китайцев. Когда все повернули за угол, то Дольдин-геген спросил у остальных:
— Почему это вы все не получили благословение у 16 архатов?
— Где архаты? — хором переспросили сопровождающие.
— Там, я же сейчас только со всеми поздоровался.
Вся толпа ринулась обратно, но там оказалась только дорожная пыль.
БАРАБАН
Опыт существования в безначальной цепи перерождений приучил нас к омрачающим эмоциям, а теперь, в добавление к этому, мы делаем основой своей духовной практики поверхностные ценности. Это еще более ухудшает положение, заставляя нас отвергнуть то, что действительно может оказать нам помощь.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
Во время буддийских ритуалов в Бурятии и Монголии подносят своим Защитникам различные дары, просят о защите и покровительстве. Чтение молитв, мантр, подношение балина, по-тибетски «торма15», и восхваление своего Защитника очищает негативную карму, приводящую человека к страданию. Слово «балин» проникло в Монголию прямо из Индии, минуя Тибет.
В раннем буддизме Индии подношение балин состояло из радующих вкус и «ублажающих субстанций» — зёрен, фруктов, «трёх белых» — молока, йогурта и ги, «трёх сладких» — мёда, патоки и сахара, целебных трав, цветов, воды и благовоний. Со временем они стали обязательным предварительным подношением во всех ритуальных практиках.
«Торма» — означающий жертвенный объект как подношение, происходит от глагола «торва», означающего «разбрасывать», «раскидывать» или «рассыпать». Глагольный корень «тор» также подразумевает акт даяния без привязанности, как выражение чистого намерения, суффикс «ма» означает «мать» и подразумевает лишённую эгоизма необусловленную любовь, которой мать окружает своих детей.
Во время этого обряда почитания защитников Дольдин-геген очень любил бить в огромный барабан. Бычья кожа на нем была толстой, причем настолько толстой, что когда однажды ученики поспорили, что тот, кто ударит в этот барабан так, чтобы он лопнул, тот и будет самым главным, то никто не смог этого сделать. Они даже заворачивали в свои накидки большие камни и били ими со всей силой. Когда же в этот барабан бил обычной палочкой Дольдин-геген, то от кожи во все стороны летели искры, как при ударе стали о камень. После него никому это не удалось повторить. Барабан увезли в 30-х годах в Ленинград, в Казанский музей, а в 90-х годах настоятель Золто-лама привез обратно в Агинский дацан, где он и служит по сей день на молебнах.
ССЫЛКА
Люди нередко путают сострадание с жалостью и несколько свысока смотрят на человека, вызывающего сострадание. Я думаю, это неправильно. Подлинное сострадание должно рождаться из осознания того, что все существа, как и мы сами, желают счастья и не хотят страданий.
Его Святейшество Далай-лама XIV.
В 1945-м году Дольдин-гегена, как и всех других лам в Шэнэхэне, то есть новом поселении во Внутренней Монголии, арестовали и посадили в Нерчинскую тюрьму. Но иногда люди его видели в народе. Иногда он приходил в гости к своим родственникам. Когда его спрашивали: «Как так, тебя что, уже отпустили?», он отвечал: «Да нет. Просто я отпросился на время!»
Все сначала думали, что такое возможно, но потом когда вернулись другие заключенные, они опровергли такую возможность. Вот таким был Дольдин-геген.
ИЗВЕСТИЯ ИЗ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Богатый еще не значит, что счастливый; умный еще не значит, что мудрый.
«Полезные советы» Пандэ-лама.
В конце 1930-х годов дацаны были закрыты, ламы отправлены в ГУЛАГ. В 1946-м было разрешено открыть в Забайкалье лишь Иволгинский16 и Агинский дацаны. После ареста Дольдин-геген не вернулся домой, хотя все знали, что он жив.
В 1990-х началось возрождение буддизма: восстановлено около 20 дацанов. Все старые ламы стали возвращаться в свои дацаны. И к ним пришла весть из Казахстана, что там поселился бурятский святой. По всем описаниям его проделок это был Дольдин-геген. Говорят, там он и умер, и оставил после себя много детей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказания хори-бурят. Девятый том предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3
Ногоон сай — бурятский чайный напиток, приготовленный из плиточного прессованного зеленого чая с молоком. Среди бурято-монгольских народностей, населявших бескрайние просторы Бурятии, этот напиток уже был популярен. В древние времена, еще до того как в 1638 году монгольский хан передал московскому царю через купцов в дар китайский чай, плитки прессованного чая, состоящего из листьев и веток чайного дерева низкого качества, поставлялись из Китая. Известно, что главной особенностью этого кирпича, за которую его так полюбили кочевые племена, была легкость в транспортировке (крепился к седлу) и энергетическая ценность. Напиток легко превращался в еду, если в него добавить хлеб и жир. К тому же, присутствие кофеина придавало дополнительной бодрости. Зеленый чай один из жиросжигающих продуктов питания. Он предотвращает образование раковых клеток и его употребление является профилактикой сердечнососудистых заболеваний. Еще он благотворно влияет на процессы метаболизма в теле человека. 4—5 чашек чая в день достаточно, чтобы справиться с лишним весом и избавиться от 70—80 ккал.
4
Санжадай хурал или «Лхабаб Дуйчен» — большой молебен, посвященный снисхождению Будды Шакьямуни с небес Тушита. Буддийские легенды повествуют о том, что Будда, узнав, что его мать царица Майя, ушедшая после его рождения, переродилась в небесном царстве Тушита (Гандан), отправился на небо для встречи с ней. Через 90 дней Будда снова вернулся в мир людей, чем принес неизмеримую радость последователям своего Учения. «Лхабаб Дуйчен» проводится в десятый месяц лунного календаря в течение пяти дней. Считается, что если начитать «Санжад монлам» 100 000 раз, то можно встретиться с Учителем Буддой Шакьямуни.
6
Майтрея — бодхисатва, он же грядущий Будда, в данный момент обитает на небесах Тушита. Будда Майтрея, в отличие от других Будд, изображается сидящим на троне со спущенными ногами, что символизирует готовность его прихода в наш мир. Церемония «Круговращения Майтреи» (тиб. «Жамхор») впервые была введена реформатором тибетского буддизма, великим Учителем Цонкапой и проведена в 1409 году. Раньше в дацанах Бурятии имелись специальные храмы, посвященные Будде Майтрее. Праздничные молебны проходили в пышно обставленных храмах, при большом стечении народа. По завершении устраивались «Три игры могучих мужей» (скачки на лошадях, борьба и стрельба из лука).
7
Типичные дамару составляют примерно пятнадцать сантиметров в диаметре. Внутренняя поверхность чаш дамару часто надписывается мантрами, перед тем как на неё натягивается и приклеивается кожа, а внешняя часть может быть покрыта лаком, морёным деревом или декоративно расписана символами. Маленький трапециевидный дамару с внешней стороны может быть окрашен в четыре цвета основных направлений. Ударная поверхность из козьей кожи обычно окрашена в зелёный цвет, на маленьких дамару кожа козы может заменяться змеиной кожей. Оба куска кожи вырезаются из одного листа кожаного пергамента, затем перед приклеиванием вместе вымачиваются в воде для того, чтобы оба куска имели одинаковую высоту звучания, после того как высохнут. Центральное сужение дамару окружено декоративным обручем из ткани, кожи или металла, к нему прикрепляется ручка из ткани или из драгоценностей. По обе стороны от центрального обруча свисают две овальные расшитые шёлком или связанные крючком колотушки, которые обычно прикреплены к двум скрученным шёлковым нитям. Подбитая тканью или украшенная драгоценностями ручка заканчивается длинным шёлковым хвостом, состоящим из верхней набивной подвески, переходящей в трилистник «завитка облака», от которого спускается пятицветная шёлковая обшивка. К разным по высоте кончикам обшивки и её верхним и нижним краям присоединяются шёлковые кисти, чередующиеся в пятицветной цветовой последовательности. Когда дамару не используется, длинный хвост оборачивается вокруг центрального сужения, и дамару хранится в специальной, имеющей форму барабана сумке — футляре из ткани, прошитом линиями, образующими геометрический или лотосовый узор. Круглые крышки этого футляра украшены трёхцветными колёсами радости. Дамару держат и играют на нём правой, «мужской», рукой метода йогины и йогини, сиддхи и божества. Как колокольчик, который держат в левой, «женской», руке мудрости, провозглашает звук пустоты, «мужской» дамару провозглашает звук великого блаженства. Когда дамару и колокольчик в паре, они символизируют союз метода и мудрости как одновременное звучание пустоты и великого блаженства.
9
Хамбо-лама — верховный духовный правитель. Четыре Благородных Истины — страдание, причины страдания, прекращение страдания и пути к этому.
10
Мантра — определенное сочетание звуков, произношение и визуализация которых позволяет практику оберегать свой ум.
11
В Индии разноцветный клубок нитей до сих пор используется на некоторых религиозных фестивалях, известных как Ракшабандха, или «связывание нитью». Самый известный из этих фестивалей проводится перед сезоном дождей в месяц Саван, когда сёстры традиционно завязывают защитные нити вокруг запястий своих братьев в обмен на маленькие подарки или денежные подношения. Другой праздник — это Гуру Пурнима, он проводится в первое полнолуние сезона дождей, во время которого возносятся хвалы гуру, а его ученикам даруются защитные нити. Традиционно раздаются белые, красные, жёлтые или чёрные нити, что изначально соотносилось с делением индуистского общества на четыре касты. Ещё одна группа лунных фестивалей известна как панчами, что означает «пятый», и приходится на пятые дни определённых месяцев. Весенний панчами известен как аюдхапуджа, что значит «почитание оружия», в ходе которого ритуальные принадлежности, оружие и инструменты становятся объектами поклонения. Традиционно в этом ритуале панчами используется пятицветный клубок пёстрых нитей, чтобы защитить оружие от одержимости злыми духами. В индуизме число пять особенно священно для Шивы и богинь-матерей. Термин «ракша» означает защиту, особенно от злых духов, и это санскритская приставка присутствует в названиях всевозможных оберегов, талисманов и амулетов, призванных защитить человека от их влияния. Тибетские защитные шнурки, которые носятся на запястье или на шее, чаще всего изготавливаются из красной нити с единственным узлом в середине. Для особенных защитных целей плетутся нити из прядей пяти цветов, они также обвязываются вокруг астрологических амулетов для защиты от неблагоприятных планетарных влияний.
14
Тибетское слово «чинсрек» состоит из двух частей: «чин» (сокращенное от «чинпа») означающее «даяние, дар, подношение». «Срек» переводится как «сожженное» или «сгоревшее». Этот красивый завораживающий ритуал относится к высшему разделу тантр — ануттарайога тантре. Только практик, прошедший через лейрун — ретрит дееспособности, имеет право на проведение этого сложного таинства. Чинсреки, по четырем видам деятельности на благо живых существ, классифицируются по четырем типам: мирный, развития, подчинения и яростный. У каждого типа своя диаграмма на очаге. Мирный чинсрек проводится по завершении какого-то важного действия, как, скажем, затворничество. Во время проведения мирного чинсрека Ямантаки практики мысленно порождают себя в виде идама Ямантаки, освящают специальный очаг, ритуальные принадлежности. Затем зажигают пламя, в языках которого визуализируется божество Огня — Агнидева, тело у него белого цвета, три лика, шесть рук, и он танцует в огне вместе со своей супругой. Ему подносят часть субстанций, после чего в его сердце порождается мандала Ямантаки, затем приглашается и сам идам, которому подносится основная часть субстанций, его провожают в место обычного обитания и после чего отдают остатки божеству Огня. В этом ритуале совершается подношение тринадцати субстанций: дрова для величия, масло для обретения, черный кунжут для очищения дурной кармы и неясности концентрации, трава дурва для продления жизни, рис для развития добродетели, кашица для высшего блаженства, трава куша для высшего обережения, горчица для устранения препятствий, овес для увеличения достояния, ячмень для скорой силы, горох для мощи, пшеница для здоровья и особое подношение как заключающее.
15
Торма (санскр.: balin, тиб.: gtor ma) — часть пищи, предназначенная для подношения или даяния. Тибетское «gtor» означает «бросать», «выбрасывать», а «ma» означает «мать». Как говорил Падмасамбхава: «Так как отдается без цепляний — «бросаемое», так как охватывает всех — «мать». Говоря «охватывает всех», Падмасамбхава имел в виду, что торма достается всем, кому предназначено. Она может иметь разные формы и разные цвета в зависимости от назначения и традиции.