Грабли в сторону

Алексей Константинович Москвич, 2021

Третья книга известного бизнес-брокера Алексея Москвича, эксперта рынка купли-продажи бизнеса. Автор продолжает и развивает тему стоимости и инвестиционной привлекательности бизнеса как товара, а также экономических, юридических и психологических аспектов успешной сделки. Этот сборник представляет собой занимательное пособие как для читателей, задумывающихся о выходе из бизнеса или инвестировании в его покупку, а для специалистов – хорошее подспорье в вопросах оценки бизнеса и сопровождении сделок. Автор и на этот раз не изменяет своему немного ироничному стилю, что видно уже из названия книги.

Оглавление

«

Железяки» против денежного потока

Ситуация, сложившаяся в экономике, вынуждает многих владельцев производственных компаний задумываться о выходе из бизнеса путём его продажи. При этом в большинстве случаев основную часть стоимости предприятия составляет стоимость имеющихся активов, особенно если бизнес ведётся на собственных площадях.

Естественно, любому предпринимателю хочется получить максимально возможную цену за своё детище. Для того, чтобы поиск покупателя не стал бесконечной процедурой, для начала надо определиться с позиционированием объекта, а именно: не продажу выставляется производственная площадка (с оборудованием или без него) или действующий бизнес?

Мировой опыт свидетельствует, что из трёх подходов к оценке имущественный (он же затратный) подход практически не применяется. И если стоимость зданий, сооружений и оборудования выше, чем стоимость приносимого имущественным комплексом дохода, то это свидетельствует либо об отсутствии бизнеса как такового, либо об экономической нецелесообразности заниматься таким бизнесом.

Граница, где заканчивается экономическая целесообразность, опять же по мировому опыту, находится в районе 15% доходности от среднегодовой стоимости основных средств. При меньших показателях рекомендуется продать объект по рыночной цене активов, а иногда и по ликвидационной (то есть со скидкой 25% для быстрой реализации). Вырученные деньги можно вложить с такой же доходностью в другие инструменты. Даже банковский депозит экономически выгоднее, поскольку высвобождается самый ценный ресурс — время. Время можно монетизировать, не продавая бизнес, а сдавая имущественный комплекс в аренду.

Всё вышесказанное касается предприятий, вошедших в «пике» задолго до пресловутого локдауна. Множество производственных компаний начали испытывать трудности совсем недавно и по-прежнему обладают инвестиционной привлекательностью. Именно они могут стать объектами вложений так называемых «сигарных» инвесторов. «Сигарными» называются инвестиции, цель которых — покупка пострадавшего от кризиса объекта, выведение его как минимум на прежние, а лучше — на более высокие показателя с целью перепродажи. Причём, если покупается доля в такой компании, то это сравнивается с «подбрасыванием дров в затухающий костер», если бизнес целиком — с «докуриванием сигарных окурков». В зависимости от состояния объекта, его перспектив и интереса инвестора, иногда удаётся в качестве справедливой цены выторговать надбавку до 25% от стоимости его активов «за действующий бизнес»..

При оценке использование всех трёх подходов нецелесообразно. Достаточно применение одного или двух, наиболее применимых к вашей ситуации. Например, рыночный подход, состоящий в сравнении нескольких похожих (по типу и размеру) на оцениваемый объект компаний, проданных за последние 12 месяцев, практически не применяется в связи с отсутствием в открытом доступе данных по сделкам.

Доходный подход основывается на определении текущей стоимости будущих доходов компании и включает в себя метод дисконтирования будущих доходов. Необходимо составить прогноз доходов на пять-десять лет, затем продисконтировать (привести к нынешней стоимости) и суммировать. На следующем этапе определяют т. н. стоимость бизнеса в"постпрогнозный"периода, то есть на бесконечность. Считается, что в результате суммирования полученных результаты получается полная стоимость компании. При использовании этого метода не учитывается удельный вес стоимости чистых активов предприятия. На самом деле получаются оценочные, приблизительные показатели стоимости. Тем не менее в умелых руках этот метод часто даёт хороший результат. Кроме того, он представляет собой отличное упражнение для покупателя, которое может быть использовано для перекрёстной проверки.

Помимо рыночной стоимости существует и такое понятие, как инвестиционная стоимость. Существуют базовые, если хотите, концептуальные различия между этими понятиями. Рыночная стоимость опирается на широкий рынок и учитывает интересы неограниченного круга потенциальных покупателей и инвесторов. Инвестиционная стоимость формируется представлениями о ценности конкретного объекта для одного конкретного покупателя. Это могут быть и перспективы рынка, и клиентская база, и ценность деловой репутации, и, получение эффекта масштаба при встраивании бизнеса в свою производственно-логистическую цепочку.

Не стоит забывать, что инвестиционная стоимость, которая может быть значительно выше стоимости активов компании, формируется «сверху», от заинтересованного инвестора. Попытки продавца навязать своё понимание о ценности бизнеса могут привести к срыву сделки. Самая распространённая ошибка — это аргументация в духе «если в мой бизнес вложить совсем немного денег, то очень скоро можно получать в разы и даже десятки раз большую прибыль. На что стратегический инвестор вполне резонно отвечает: — Я привожу в компанию, кроме денег, новые производственные, маркетинговые, управленческие и информационные технологии, позволяющие бизнесу вырасти, и не обязан платить за это при покупке.

Важно помнить, что все эти формулы и методики — всего лишь инструменты, помогающие определить имеющий экономический смысл диапазон стоимости, которую может иметь оцениваемая компания. Окончательная цена сделки всегда отражает ожидания покупателя насчёт будущей эффективности приобретаемой компании. Поэтому продавцы могут укрепить свои переговорные позиции, создав имидж стабильной компании с минимальной степенью риска и максимальным доходом. И чем успешнее они поддерживают свой имидж, тем выше продажная цена предприятия.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я