В данной книге разобрано 44 бизнес-моделей и SWOT-анализа ИТ-компаний, специализирующихся в различных сферах: системные интеграторы, производители оборудования и компонентов, социальные сети, языковые сервисы, видео-хостеры и т. д. Данная книга подготовлена для учащихся, предпринимателей и специалистов, занимающихся разработкой продуктов, и преследует цель помочь увеличить «насмотренность» и развить вариативность мышления для разработки новых и улучшении существующих продуктов и услуг.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «44 примера и разбора бизнес-моделей и SWOT-анализа ИТ-компаний» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
4. Amazon: бизнес-модель и SWOT-анализ
Amazon — американская компания, крупнейшая в мире на рынках платформ электронной коммерции и публично-облачных вычислений по выручке и рыночной капитализации.
Описание бизнес-модели Amazon не тривиальная задача, поскольку этот гигант мировой торговли с каждым годом расширяет свое присутствие как в географическом плане, так и в плане предлагаемых товаров и услуг. Чтобы дать представление о масштабах бизнеса, можно сказать, что за то время, пока вы читаете эту статью, Amazon прибавила к своему доходу около миллиона долларов4.
Кто собственник Amazon
Поскольку Amazon является публичной компанией, ею владеет целый ряд институциональных и индивидуальных акционеров. Однако Джефф Безос, ее основатель, по-прежнему владеет значительной частью акций компании (около 10%), что делает его одним из наиболее влиятельных акционеров компании. Однако в июле 2021 года Безос ушел с поста генерального директора и стал исполнительным председателем совета директоров, оставив Энди Джасси на должности президента и генерального директора. В отличие от Google x Alphabet и Facebook x Meta5, Amazon — это фактически официальное название холдинговой группы, в которую входят все создаваемые сервисы, такие как Amazon Music, Amazon Prime Video, устройства Kindle и Alexa, Amazon Web Services (AWS) и многие другие.
Миссия Amazon
Amazon руководствуется четырьмя принципами: ориентация на клиента, а не на конкурента, страсть к изобретениям, стремление к операционному совершенству и долгосрочное мышление. Amazon стремится быть самой клиентоориентированной компанией на Земле, самым лучшим работодателем на Земле и самым безопасным местом работы на Земле.
Миссия:
Cтать самой клиентоориентированной компанией на Земле
Как Amazon зарабатывает деньги
Чтобы понять, как Amazon зарабатывает деньги, нам необходимо рассмотреть каждый из видов деятельности, входящих в состав этой крупной корпорации.
— Amazon Marketplace. Amazon Marketplace — приходится более 42% доходов (220 млрд. долл. из 513,98 млрд. долл. доходов в 2022 году от ее интернет-магазинов).Amazon требует от продавцов разместивших свои товары на площадке плату за продвижение и рекламу их товаров. На долю сторонних продавцов приходится 117,71 млрд. долл. дохода Амазон;
— Amazon Prime — это бизнес-модель Amazon, основанная на подписке и сыгравшая важную роль в росте бренда. В обмен на ежемесячную плату подписчики получают доступ к каталогу потокового видео и музыки, бесплатной двухдневной доставке, неограниченному хранению фотографий и т. д. В настоящее время участниками программы Prime являются более 150 млн. человек6;
— Amazon Web Services. Это недорогая комплексная платформа ИТ-структур, услугами которой пользуются компании, организации и учреждения по всему миру. Это не основной источник дохода, но, безусловно, самый прибыльный;
— Amazon Kindle. Это сервис электронного чтения компании Amazon, с помощью которого пользователи могут покупать, просматривать и загружать книги, журналы и газеты, доступные в магазине Kindle Store7. Amazon зарабатывает не столько на самом Kindle, сколько на привлечении трафика в программу Prime. Кроме того, платформа позволяет независимым авторам публиковать свои инфопродукты и электронные книги, получая от 30 до 70% роялти с продаж;
— Патенты Amazon. Компания обладает более чем 17 600 патентами8, некоторые из которых лицензированы другими компаниями. Только в 2022 году Бюро по патентам и товарным знакам США выдало Амазон около 2 051 патента;
— Amazon Advertising. Рекламная платформа Amazon предлагает рекламодателям рекламировать свою продукцию на платформе Амазон.
Канва бизнес-модели Amazon
Бизнес-модель Amazon можно представить в виде приведенной ниже схемы бизнес-модели:
[1] Потребительские сегменты Amazon
Клиентские сегменты Amazon можно разделить в основном на три группы: продавцы, покупатели и разработчики.
— Продавцы — это все компании, которые используют платформу электронной коммерции Amazon для продажи своих товаров широкой аудитории.
— Разработчики — это все сообщество, связанное с Amazon Web Services (AWS) — платформой облачных вычислений Amazon. Как говорится на сайте компании9, это клиенты и партнеры «практически из всех отраслей и любого размера, включая стартапы, предприятия и организации государственного сектора».
— Покупатели — это миллионы людей по всему миру, которые приобретают товары и услуги через каналы Amazon. Amazon отслеживает своих покупателей по некоторым характеристикам, таким как интерес, вовлеченность и персональные данные (возраст, пол, географическое положение, язык и т.д.).
[2] Ценностные предложения и преимущества Amazon
Джефф Безос определяет, что бизнес-модель Amazon основана на трех ценностных предложениях:
— низкая цена,
— быстрая доставка
— широкий выбор товаров.
Однако, рассматривая эти три потребительских преимущества, можно сказать, что главным ценностным предложением Amazon является удобство, поскольку аудитория понимает, что с помощью одного лишь устройства, подключенного к Интернету, она может получить доступ к каталогу товаров крупнейшего в мире ритейлера по разумной цене и с помощью оперативной, безопасной и надежной службы доставки.
Таким образом можно выделить следующие ценностные предложения и преимущества:
— Для покупателей: низкая цена, быстрая доставка, широкий выбор товаров и удобство;
— Для продавцов: платформа на которой миллионы покупателей;
— Для разработчиков: платформа как сервис для бизнеса.
[3] Каналы сбыта Amazon
Каналы сбыта Амазон:
— Сайт Amazon является его самым крупным и важным каналом;
— Мобильное приложение;
— Приложение бренда: Amazon Prime (платформа потокового вещания, развлечений и подписки) и партнерская программа;
— Интеграции с другими приложениями через API;
— Маркетинговые кампании, в основном интернет-маркетинг. В 2022 году компания инвестировала в медиа более 20 млрд долл..
[4] Взаимоотношения Amazon с клиентами
Amazon, несомненно, стремится к здоровым и длительным отношениям со своими клиентами. По этой причине компания поддерживает несколько каналов связи со своими потребителями:
— Автоматизация взаимоотношений: отзывы и комментарии на платформе;
— Служба поддержки: телефон, онлайн-чат и электронная почта.
[5] Потоки поступления доходов Amazon
Доходы Amazon складываются из:
— От покупателей: разовые продажи; Подписки (Amazon Prime)
— От продавцов: комиссионные от продаж; реклама товаров; Услуги по доставке;
— От разработчиков: подписка с оплатой за использование и поддержку; Веб-сервисы (AWS); Лицензии; Патенты.
[6] Ключевые ресурсы Amazon
Ключевыми ресурсами Amazon являются:
— Технологическая инфраструктура, которая должна быть широкой и очень надежной, чтобы вся цепочка работала без перебоев и потерь (в 2013 году Amazon не работала около 40 минут, что привело к потере более 5 млн. долларов10);
— Физические помещения компании, такие как офисы, склады, структура цепочки поставок, автоматизация и т. д.
— Человеческие ресурсы, которые должны гарантировать наличие игроков класса «А» среди дизайнеров, инженеров, разработчиков и т. д.
— Бренд компании.
[7] Ключевые виды деятельности Amazon
Основные направления деятельности Amazon:
— Развитие, поддержание и расширение платформы. Амазон инвестирует в разработку и управление веб-сайтами и приложениями, управление всей цепочкой поставок, хранение и логистику, информационную безопасность;
— Производство контента (фильмов, сериалов и других продуктов) для своей видеоплатформы;
— Логистика — управление и ускорение доставки товаров;
— Маркетинг всех своих продуктов и услуг.
[8] Ключевые партнеры Amazon
В число ключевых партнеров Amazon входят:
— Продавцы. Безусловно, самые важные партнеры бренда, поскольку именно они являются генераторами первого источника доходов Amazon. Во всем мире их насчитывается около 8 млн. человек, что обеспечивает более половины доходов компании;
— Аффилированные лица (лидеры мнения). Блогеры, получающие комиссионные за любые реферальные ссылки, которые приводят к продаже. Помимо помощи в продажах, они способствуют привлечению трафика на платформу;
— Разработчики. Это партнеры сегмента AWS, или, по определению самой компании Amazon, «тысячи системных интеграторов, специализирующихся на сервисах AWS, и десятки тысяч независимых поставщиков программного обеспечения (ISV), адаптирующих свои технологии для работы на AWS»;
— Создатели контента. Независимые авторы, которые могут публиковать свои произведения через Kindle Direct Publishing;
— Дочерние компании. К ним относятся компании, предоставляющие складские помещения, магазины, а также бренды и продукты, разработанные самой Amazon, такие как Amazon Essentials, Amazon Elements, Kindle, Alexa и др.
— Логистические компании.
[9] Структура издержек Amazon
Структура затрат компании Amazon включает в себя:
— Поддержание и развития ИТ-инфраструктуры;
— Персонал;
— Центр обслуживания клиентов;
— Разработка и сопровождение программного обеспечения, информационной безопасности;
— Маркетинг;
— Содержание инфраструктуры: центры исполнения заказов, сортировочные центры и станции доставки.
Конкуренты Amazon
Ниже приведены конкуренты Амазон:
— Интернет-магазины. По оценкам, в настоящее время насчитывается более 24 млн. интернет-магазинов. Особенно в том, что касается знаний и качества, небольшие нишевые магазины могут быть «сильнее» Amazon в своих областях;
— Walmart. Несмотря на то, что значительная часть продаж Walmart приходится на магазины, расположенные на территории США, это еще один мировой гигант, имеющий значительное присутствие в Интернете и являющийся вторым по популярности интернет-магазином в США;
— Alibaba. Китайская розничная компания, специализирующаяся на оптовых продажах через Интернет. Разделяется на отдельные бизнесы. Alibaba ориентирована на B2B, Taobao — на B2C, а Tmall — на транснациональные бренды;
— Otto. Европейский интернет-магазин, продающий на своей платформе товары других брендов. Имеет удобный интерфейс, а в число основных категорий входят мода, электроника, товары для дома и спорт;
— Jingdong (JD). Еще одна китайская электронная коммерция, прямой конкурент Tmall (от Alibaba). Имеет англоязычную версию Joybuy.com, которая поставляет товары в более чем 200 стран;
— eBay. eBay является пионером в области онлайновых продаж C2C и в настоящее время перешел на продажи B2C. По количеству посещений он уступает только Amazon и занимает около 20% доли рынка;
— Flipkart. Крупнейший индийский онлайн-ритейлер, основанный в 2007 году. В 2018 году Walmart приобрел 77% акций Flipkart. В настоящее время на платформе зарегистрировано более 100 млн аккаунтов;
— Rakuten. Японская компания, контролирующая более 14% всего мирового рынка электронной коммерции. Для расширения своего присутствия в Интернете она приобрела ряд других компаний по всему миру;
— Newegg. Мировой лидер по продаже электроники (компьютеры, телевизоры, фотоаппараты, телефоны и т.д.) — важно отметит, что электроника является самой популярной категорией Amazon.
— Microsoft. Доля Microsoft Azure на рынке облачных услуг составляет 21%, и она идет по пятам за Amazon, занимающей 34% рынка (2022 г., 3-й квартал). С момента своего появления в 2010 году Azure уверенно завоевывает рынок и доказал, что с ним необходимо считаться в облачном бизнесе.
— Google. Несмотря на то, что Google пока занимает скромную долю рынка по сравнению с другими «облачными гигантами», ее 11%-ная доля в отрасли — это уже задел для того, чтобы стать серьезным конкурентом.
SWOT-анализ компании Amazon
Ниже приводится подробный SWOT-анализ компании Amazon:
(1) Сильные стороны Amazon
— Бренд. Будучи гигантом электронной коммерции, Amazon имеет сильный имидж бренда на рынке и занимает второе место по оценке стоимости бренда11, уступая лишь Apple;
— Ориентация на потребителя. Разумные цены, индивидуальные предложения и отзывы формируют лояльное потребительское сообщество;
— Инновации. Amazon постоянно разрабатывает новые продукты и услуги, совершенствуя при этом свой обычный бизнес;
— Низкая структура затрат. Поскольку Amazon не содержит физических магазинов и имеет небольшой объем товарно-материальных запасов, ей удается поддерживать низкую структуру затрат, что обеспечивает низкую маржу;
— Большой выбор. Компания располагает обширным ассортиментом продукции, что позволяет покупателям приобретать все на одной платформе;
— Партнеры. Более 2 млрд. наименований товаров можно приобрести у сторонних продавцов. Кроме того, Amazon устанавливает партнерские отношения с местными компаниями, занимающимися поставками, чтобы понять и удовлетворить местные потребности в каждой стране;
— Эффективная логистика. Amazon использует высокоэффективную систему дистрибуции и известна своими короткими и надежными сроками доставки.
(2) Слабые стороны Amazon
— Подражатели бизнес-модель Амазон. Предприятия розничной торговли в Интернете становятся все более распространенными, и Amazon столкнулась с сильными конкурентами;
— Неудачи и провалы. Fire Phone стал большим провалом, а Kindle Fire не получил ожидаемого роста;
— Условия труда. Имеются негативные отзывы12 об обращении с сотрудниками, что отрицательно сказывается на репутации компании;
— Зависимость от дистрибьюторов. Это ставит Amazon перед широким кругом проблем, особенно с учетом пересмотра условий доставки товаров.
(3) Возможности Amazon
— Экспансия своей деятельности. Amazon может расширить свою деятельность в развивающихся странах;
— Физические магазины. Увеличение числа розничных магазинов может привлечь покупателей и составить более сильную конкуренцию традиционным ритейлерам;
— Приобретения «конкурентов». Amazon совершила несколько крупных покупок, например Zappos, и это может увеличить долю рынка и снизить конкуренцию.
(4) Угрозы Amazon
— Регулирование со стороны государства. Некоторые государственные нормативные акты могут угрожать распространению продукции Amazon в некоторых странах;
— Эксплуатация труда. Компания Amazon подверглась тщательному контролю со стороны США за то, что якобы поддерживает партнерские отношения с компаниями, которые нарушают права человека;
— Киберпреступность. Она может угрожать безопасности платформы и ее пользователей;
— Конкуренция. Помимо крупных розничных компаний, Amazon также сталкивается с сильными конкурентами в области сервисов потокового видео, такими как Netflix, Apple TV+, HBO Max, Hulu, Disney+ и т.д.;
— Рецессия. Интернет-магазины не застрахованы от экономического спада, и неопределенность может повлиять на продажи Amazon;
— Фальшивые отзывы. Покупатели полагаются на отзывы при совершении покупок, и компания уже удалила тысячи фальшивых отзывов со своей платформы.
Заключение
Amazon не просто является частью современного бизнес-ландшафта, она его формирует. Куда бы вы ни посмотрели — на мировые рынки или в цифровое пространство — влияние Amazon неоспоримо. Ее быстрая адаптация к изменениям рынка впечатляет, но что действительно выделяет ее среди других компаний? Это надежная многосторонняя платформенная бизнес-модель. Это не просто удача, это стратегический гений.
Краткая история Apple
Стив Джобс и Стив Возняк, два выпускника колледжа, основали Apple 1 апреля 1976 года, используя гараж Джобса в качестве основного офиса. Они стремились показать пользователям свое видение компьютеров. Они хотели сделать компьютеры достаточно маленькими, чтобы поместиться в домах и офисах клиентов. По сути, их первый продукт, Apple 1 — компьютер ручной сборки — включал только функциональные аппаратные модули, такие как центральный процессор (ЦП), операционная память и текстовый видео-чип13, без монитора, клавиатуры и других устройств взаимодействия с человеком (мыши).
В их втором продукте, Apple II, были предусмотрены слоты расширения14 для подключения дисководов гибких дисков и других компонентов, а также устройств пользовательского интерфейса. Этот второй продукт увеличил их продажи с 7,8 миллионов долларов в 1978 году до 118 миллионов долларов в 1980 году (когда они разместили свои акции на бирже).
Несколько лет спустя, в 1983 году, Возняк покинул компанию, и Джобс последовал его примеру в 1985 году, наняв на пост президента Джона Скалли из PepsiCo15. Джобс был уволен после того, как растущие трения между ним и Скалли привели к тому, что Стив Джобс организовал «переворот» с целью смещения Скалли. Однако этот переворот имел неприятные последствия.
Вскоре после этого Стив Джобс основал свою компанию по разработке программного обеспечения NeXT, купив Pixar у Джорджа Лукаса. Однако его уход был недолгим, и в 1997 году Apple купила новую компанию Джобса. Это было сделано, чтобы вернуть Стива в Эпл, чтобы сохранить их падающую долю рынка. Изменения, которые он внес после возвращения, спасли компанию от неминуемой гибели, и в 2007 году компания выпустили один из своих самых успешных продуктов — iPhone.
С тех пор они запустили другие успешные продукты и услуги, которые помогли им стать первой компанией, когда-либо преодолевшей отметку в триллион долларов, это было в 2018 году. В 2020 году они удвоили свою рыночную капитализацию благодаря своей бизнес-модели.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «44 примера и разбора бизнес-моделей и SWOT-анализа ИТ-компаний» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других