1. Книги
  2. Просто о бизнесе
  3. Александр Рост

44 примера и разбора бизнес-моделей и SWOT-анализа ИТ-компаний

Александр Рост
Обложка книги

В данной книге разобрано 44 бизнес-моделей и SWOT-анализа ИТ-компаний, специализирующихся в различных сферах: системные интеграторы, производители оборудования и компонентов, социальные сети, языковые сервисы, видео-хостеры и т. д. Данная книга подготовлена для учащихся, предпринимателей и специалистов, занимающихся разработкой продуктов, и преследует цель помочь увеличить «насмотренность» и развить вариативность мышления для разработки новых и улучшении существующих продуктов и услуг.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «44 примера и разбора бизнес-моделей и SWOT-анализа ИТ-компаний» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

11. Facebook: бизнес-модель и SWOT-анализ (Meta)

Здесь и далее, Fecebook, Meta, Instagram деятельность этих организаций запрещена на территории Российской Федерации. Бизнес-модель компании — это многосторонняя платформа. Хотя «социальными сетями» называли себя и другие бренды, такие как MySpace или Orkut, справедливости ради следует отметить, что первым, кто превратил эту цифровую среду в успешную бизнес-модель является Facebook23. За более чем 15 лет работы на рынке социальная сеть насчитывает уже более 3 млрд. пользователей по всему миру, и она продолжает активно развиваться и расти.

Несмотря на все спекуляции о поглощениях сервисов Instagram24 и WhatsApp, Марк Цукерберг, основатель Facebook, утверждает, что пользователи данных сервисов никогда не будет источником дохода сети. Даже потому, что это не будет финансово выгодно для ее собственного бизнеса.

Больше, чем социальная сеть

По словам Цукерберга, когда он разрабатывал социальную сеть, у него не было стремления создать предприятие мирового масштаба. В отличие от этого, он лишь понимал, что в Интернете «можно найти практически все — музыку, книги, информацию, — кроме того, что важнее всего: людей». Сегодня под «зонтиком» социальной сети находится еще несколько компаний. Среди них социальная сеть фотографий, WhatsApp, Oculus (технология виртуальной реальности), Moves (приложение для подсчета шагов) и другие.

Краткая история социальной сети

История компании началась в 2003 году, когда основатели Марк Цукерберг, Эдуардо Саверин, Дастин Московиц и Крис Хьюз учились в Гарвардском университете. Вначале это был онлайн-сервис, где студенты оценивали внешность друг друга, под названием Facemash, но он был закрыт всего через два дня за нарушение некоторых правил. В январе следующего года команда создала социальную сеть для студентов Гарварда, где учащиеся могли размещать фотографии и личную информацию. По мере роста популярности ресурса, сайт был открыт для студентов других учебных заведений. К концу 2004 года на сайте зарегистрировалось более миллиона человек, и в том же году такие компании, как MasterCard, предложили оплачивать рекламу на сайте.

В 2005 году из социальной сети было убрано слово «the», и она стала называться просто Facebook25, а к участию в ней были допущены старшеклассники и студенты за пределами США. Это позволило увеличить число пользователей сайта до шести миллионов.

В 2006 году зарегистрироваться в сети могли все желающие старше 13 лет. В 2008 году социальная сеть обогнала MySpace, а через четыре года стал публичной компанией, проведя первичное IPO и собрав 16 млрд. долларов, в результате чего его оценка достигла 102,4 млрд. долларов.

Кто владеет компанией

Социальная сеть с момента ее основания принадлежит Марку Цукербергу через холдинговую группу. После приобретения Instagram26 и WhatsApp Цукерберг решил, что лучше переименовать холдинг, чтобы отделить социальную сеть от группы. Так, в октябре 2021 года Facebook Inc. была переименована в Meta Inc., а Цукерберг стал ее генеральным директором и владельцем всех компаний группы.

Миссия социальной сети

Миссия компании заключается в том, чтобы

Дать людям возможность создавать сообщества и сближать мир.

Как компания зарабатывает деньги

Основной статьей дохода является таргетированная реклама, что обусловлено преимуществами платформы, позволяющими рекламодателям выходить на целевую аудиторию благодаря информации, которую сеть собирает у своих пользователей. И, по словам Цукерберга, именно поэтому социальная сеть не имеет смысла продавать данные своих пользователей. Это было бы перерезанием собственного горла, поскольку платформа передала бы свой самый большой актив.

Козырь социальной сети заключается в том, что он позволяет рекламодателям вкладывать деньги в нужную аудиторию. Имея более 3 млрд. профилей, компании могут добиться того, что их товары / услуги будут просматривать только 25-30-летние американки, имеющие высшее образование и заинтересованные, например, в замужестве.

Так реклама стала составлять от 97 до 99% доходов социальной сети. Остальные примерно 3% составляют платежи, получаемые от игр и товаров, продаваемых на платформе, частных услуг социальной сети для бизнеса, а также других продуктов, предлагаемых каждым из брендов, входящих в группу, например, устройства виртуальной реальности Oculus.

Канва бизнес-модели

Посмотрим, как выглядит канва бизнес-модели:

[1] Потребительские сегменты

Потребительские сегменты выглядят так:

Пользователи. Они являются самым крупным сегментом потребителей и составляют треть населения Земли! Это все люди, которые имеют свои профили в сети и используют их для взаимодействия и общения с друзьями и другими людьми со схожими интересами по всему миру. Они ничего не платят и, следовательно, не несут прямой ответственности за доходы бизнеса. Однако именно они являются основой, которая делает социальную сеть интересной для тех, кто платит;

Предприятия и рекламодатели. Это сегмент, участвующий в получении доходов. Он включает в себя все бренды и компании, размещающие рекламу в социальной сети. Они платят за размещение рекламы своих товаров и услуг на платформе, что, с их точки зрения, позволяет привлечь более квалифицированную аудиторию. Благодаря информации, которую социальная сеть собирает у своих пользователей, компания может таргетировать рекламу на своей платформе, что позволяет брендам и компаниям просматривать свои объявления целевой аудиторией. В любом случае, несмотря на то, что эти компании являются поставщиками доходов, их интерес будет сохраняться только до тех пор, пока база неплатящих пользователей будет широкой и квалифицированной;

Разработчики. Это самый маленький сегмент клиентов, в который входят те, кто разрабатывает приложения и игры на платформе.

[2] Ценностные предложения и преимущества

Поскольку у социальной сети три различных сегмента потребителей, каждый из них будет воспринимать ценность бренда по-разному. Поэтому давайте разделим ценностное предложение по сегментам:

— Для пользователей. Поддержание связи с родными и близкими посредством размещения текстовых сообщений, фотографий, видео, а также взаимодействия через комментарии и прямые сообщения. Это особенно актуально для тех, кто много путешествует или живет далеко от своих близких. Еще одно преимущество — доступность развлечений и информации. Социальная сеть полезна как тем, кто хочет развлечься жизнью своих знакомых, так и тем, кто использует его в качестве источника новостей и актуальной информации;

— Для рекламодателей. Возможность проведения целевых кампаний, ориентированных на конкретную целевую аудиторию. Добиваясь большего проникновения в основную аудиторию, компании также получают большую вовлеченность в интересующий их сегмент потребителей. Еще одним важным моментом, особенно для малого бизнеса или молодых компаний, является то, что инструменты для размещения рекламы в соцсети — достаточно просты, в лучшем стиле «сделай сам», что снижает необходимость нанимать кого-то для разработки собственного рекламного контента;

— Для разработчиков. Широкий перечень возможностей для карьерного и профессионального роста через разнообразие инструментов для программирования приложений, игр и платёжной инфраструктуры. Кроме того, здесь имеется широкая сеть поставщиков рекламных услуг.

[3] Каналы сбыта

Основными каналами сбыта соцсети являются:

— Собственный сайт и приложение, позволяющий пользователям вступать в группы по интересам

— Другие

— Сарафанное радио.

[4] Взаимоотношения с клиентами

Взаимоотношения с клиентами:

— Для пользователей — собственная платформа;

— Для рекламодателей — сеть агентств по продажам услуг компании.

[5] Потоки поступления доходов

Доходы компании состоят из:

— Доходы от платежей (процентное вознаграждение);

— Доходы от рекламы (CPM и CPV).

[6] Ключевые ресурсы

Среди ключевых ресурсов:

— Платформа, которая требует технологической инфраструктуры;

— Пользователи, пользовательские сети, пользовательский контент;

— Бренд компании.

[7] Ключевые виды деятельности

Ключевые виды деятельности:

— Разработка и обслуживание платформы (в т.ч. хранение и защита данных и информации);

— Обслуживание инфраструктуры, которая требуется сайту для поддержания его нормальной и оптимизированной работы в режиме 24/7;

— Администрирование социальной сети;

— Маркетинг и реклама социальной сети;

— Найм и удержание талантливых сотрудников;

— Продажи.

[8] Ключевые партнеры

Ключевые партнеры компании:

— Создатели контента;

— Разработчики для совместимых операционных систем, браузеров и оборудования;

— Цифровые агенты влияния;

— Предприятия и бренды, размещающие рекламу или осуществляющие прямые продажи на платформе;

— Маркетинговые агентства.

[9] Структура издержек

Структура затрат компании состоит из:

— Обслуживание платформы и хранением данных пользователей;

— Маркетинг, реклама, продажи;

— Исследования и разработки в области привлечения и вовлечения пользователей;

— Поддержка клиентов;

— Административные расходы международной компании.

Конкуренты

Snap. Snap Inc. — приложение для обмена фотографиями и видео, выпущенное в 2011 году, с 280 млн. активных пользователей в день. Оно очень популярно среди детей до 16 лет, поскольку контент исчезает за считанные секунды;

LinkedIn27. Эта профессиональная сеть была создана в 2003 году. Ее целью является установление связей между рекрутерами, работодателями и потенциальными соискателями. Сайт является бесплатным, но имеет некоторые премиум-функции для более чем 600 млн. зарегистрированных пользователей;

Twitter (X). Twitter (новое название — «X») — бесплатный сервис микроблогов, основанный в 2006 году. Его 180 млн. пользователей могут публиковать короткие тексты, называемые твитами;

YouTube. YouTube — платформа для обмена видеоматериалами, позволяющая пользователям загружать, просматривать и обмениваться видео. Она была основана в 2005 году и насчитывает 2 млрд. постоянных пользователей, которые ежедневно просматривают более миллиарда часов видео;

Pinterest. Pinterest — эта социальная сеть предназначена для сохранения и поиска творческих идей. Социальная сеть была создан в 2009 году, и на сегодняшний день насчитывает около 480 млн. активных пользователей;

TikTok. TikTok — это приложение для социальных сетей, предназначенное для создания и обмена видеороликами или для прямых трансляций. Основанное в 2012 году, оно является самым новым и на сегодняшний день насчитывает более миллиарда активных пользователей.

SWOT-анализ компании

Ниже приводится подробный SWOT-анализ компании.

(1) Сильные стороны

Сильный бренд. Компания уже входил в пятерку самых ценных брендов в мире. Сейчас компания занимает 13 место в мире, оцениваемое более чем в 35 млрд. долл.;

Диверсифицированный портфель активов в соцсетях. Диверсификация и приобретения других компаний позволяют соцсети защитить свои финансовые активы: WhatsApp, Instagram28, Messenger, Oculus, Workplace, Portal и Calibra и т.д.;

Доминирование на рынке. Несмотря на сокращение числа пользователей, компания по-прежнему остается лидером в индустрии социальных сетей, насчитывая более 3 млрд. пользователей. Третье, четвертое и шестое места занимают соответственно WhatsApp, Messenger и Instagram, входящие в состав компании;

Лояльная клиентская база. Около 30% населения планеты пользуется соцсетью и его семейными продуктами, что ставит компанию в очень выгодное положение;

Хороший работодатель. Кадровая политика ставит компанию в ряд лучших работодателей в мире, что позволяет привлекать и удерживать лучшие кадры;

Бренд лидера компании. Марк Цукерберг сегодня сам по себе является брендом. Его дальновидное руководство обеспечивает инновации, стабильность и устойчивость бизнеса;

НИОКР. Компания является одним из мировых лидеров по объему инвестиций в исследования и разработки, направляя на инновации почти 20% своего общего дохода;

Маркетинговая стратегия. Соцсеть является очень мощным маркетинговым инструментом, поскольку охватывает 3 млрд. человек и позволяет размещать целевую рекламу. Именно поэтому от 97% до 99% ее доходов поступает от рекламы.

(2) Слабые стороны

Слабая защита персональных данных. Компания сталкивается с некоторым снижением популярности и плохой репутацией из-за недостаточной защиты частной жизни и данных пользователей;

Чрезмерная зависимость от рекламы. Доходы бизнеса полностью зависят от социальных сетей (другие бренды работают в той же отрасли), и, как уже говорилось выше, реклама является основным источником доходов бизнеса, не оставляя места для других потоков доходов;

Фейковые новости. Соцсеть подвергается резкой критике из-за своей неспособности контролировать недостоверную информацию.

(3) Возможности

Расширение диверсификации портфеля активов. Компания имеет потенциал и ресурсы для диверсификации своего портфеля, чтобы избежать чрезмерной зависимости от социальных сетей и рекламы. Также соцсеть имеет возможность продолжать приобретать другие компании, даже из разных отраслей;

Интеграция с другими приложениями. Компания может быть открыт для интеграции со многими типами приложений, такими как электронная коммерция, подкасты, игры и т.д.;

Другая аудитория. С помощью новых функций соцсеть может привлечь и другие целевые сегменты, помимо технологически подкованной молодежи.

(4) Угрозы

Конкуренция. Число пользователей соцсети сокращается, и во многом это связано с конкуренцией как со старыми платформами, так и с новыми участниками;

Новые нормативные акты. С каждым годом появляются новые нормативные акты, которые могут нанести ущерб бизнес-модели компании, например, касающиеся безопасности данных, конфиденциальности пользователей, интеллектуальной собственности и т.д.;

Утечка персональных данных. В результате утечки персональных данных могут пострадать миллионы пользователей, поскольку персональные данные попадают в «dark net»;

Цифровое налогообложение (DST — digital service tax). Этот новый налог ввели в Великобритании и в некоторых странах Евросоюза. Если подобный налог будет введен в других странах, это может поставить под угрозу прибыль космпании;

Падение репутации. Утечки данных, фейковые новости, взломанные и/или фальшивые аккаунты и другие скандалы подпортили репутацию социальной сети, что привело к снижению ее использования.

Заключение

Несмотря на все обвинения и споры, социальная сеть продолжает процветать. И хотя многие считают, что эта социальная сеть скоро прекратит свое существование, бренд и бизнес компании, как вы, заметили, продолжает развиваться инвестируя в новые подходы и бренды.

Примечания

23

Здесь и далее, Fecebook запрещен на территории Российской Федерации

24

Здесь и далее, Instagram запрещен на территории Российской Федерации

25

Здесь и далее, Fecebook (Fecebook Inc., Meta Inc.) запрещен на территории Российской Федерации

26

Здесь и далее, Instagram запрещен на территории Российской Федерации

27

LinkedIn — деятельность компании запрещена на территории Российской Федерации

28

Здесь и далее, Instagram запрещен на территории Российской Федерации

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я