1. книги
  2. Популярные справочники
  3. Александр Анваер

Главная книга пациента

Александр Анваер (2017)
Обложка книги

Иногда мы с вами обращаемся за квалифицированной медицинской помощью. Как сделать так, чтобы при посещении поликлиники вам было комфортно, чтобы вы чувствовали себя уверенно и знали, что вас не обманывают и на вас не наживаются шарлатаны? О чем вам неудобно напрямую спросить своего лечащего врача? Главная книга пациента — попытка объяснить смысл и содержание врачебного обследования, направленного на установление диагноза и назначение лечения. Эта книга ответит на многие ваши вопросы и обязательно поможет вам! Конкретные поводы обращения к врачу. Методы обследования пациентов. Наиболее распространенные заболевания. Все о вакцинах и прививках. Витамины.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Главная книга пациента» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Визит к врачу

Под визитом я подразумеваю встречу с врачом, и неважно, идете ли вы сами в лечебное учреждение, или приглашаете врача на дом.

К этой встрече надо подготовиться с не меньшей тщательностью, чем к первому свиданию.

Главное здесь — это понимание этапов, из которых складывается установление диагноза и назначение лечения.

Порядок исследования

Встреча начинается с расспроса. Врач выясняет, на что вы жалуетесь, какие неприятные ощущения вас преследуют, и истории этих ощущений (анамнез) — насколько давно они появились, какие факторы их провоцируют и т. д. В некоторых случаях больного спрашивают о перенесенных заболеваниях, о работе (не связана ли она с определенными вредностями), и всегда — о факторах, вызывающих аллергические реакции. После этого врач приступает к осмотру, то есть к тому, что на медицинском языке называется физикальным или объективным исследованием — то есть к ощупыванию (пальпации), выстукиванию (перкуссии) и выслушиванию (аускультации). Эти методы будут подробнее описаны в словаре терминов. Закончив объективное исследование, врач, как правило, назначает дополнительные исследования — лабораторные и инструментальные. Лабораторные исследования — это анализы (крови, мочи или других биологических жидкостей и структур — вплоть до волос и ногтей), а инструментальные исследования — это такие процедуры, как рентгенография, электрокардиография, МРТ, КТ, денситометрия и т. д., то есть исследования, выполняемые с помощью каких-либо инструментов или приборов. С такой точки зрения измерение артериального давления — это инструментальное исследование, выполняемое с помощью тонометра (прибора для измерения артериального давления крови).

Таким образом, установление диагноза складывается из анализа жалоб, анамнеза, данных объективного исследования, лабораторных анализов и инструментальных методов исследования. Диагноз оказывается верным, если все эти составляющие соответствуют действительности и правильно истолкованы. Анализ жалоб больного, проведение объективного исследования, назначение дополнительных лабораторных и инструментальных исследований и интерпретация их результатов — задача врача. От больного зависит качество только первой составляющей — жалоб и анамнеза (воспоминания о болезни). Выдающийся терапевт В. Х. Василенко говорил: «Из анамнеза вытекает диагноз». Это означает, что предъявленные больным жалобы и рассказ о том, как возникла и как развивалась болезнь (точнее, связанные с ней ощущения) задают направление клиническому мышлению врача и он начинает целенаправленно искать подтверждения в осмотре и дополнительных методах исследования. Как говорится, находим только то, что ищем…

Чаще всего причиной обращения к врачу является боль. Боль может появиться в любой области тела в результате великого множества самых разнообразных болезненных процессов. Иногда причина боли очевидна и самому больному — например, вы ушибли колено, и оно начало болеть. Если дело ограничилось небольшой ссадиной или синяком, то понятно, что к врачу вы не пойдете, но, если колено распухло и долго болит при попытке согнуть или разогнуть его, то надо, не мешкая, обратиться к травматологу. Однако, в большинстве случаев пациент не может определить причину боли, и, если она продолжается в течение нескольких часов или, тем более, дней, то обращение за помощью становится настоятельной необходимостью.

Общее недомогание — слабость, вялость, быстрая утомляемость, упадок сил. Опять-таки, понятно, что, если вы всю ночь вели машину, а потом целый день напряженно работали, то к вечеру почувствуете неимоверную усталость. Прежде чем идти к врачу, в такой ситуации надо для начала просто хорошенько выспаться.

Перечислять возможные симптомы можно бесконечно долго. Поэтому я, для ясности изложения, разделил все симптомы на местные и общие. Местные будут рассмотрены по областям тела, а потом мы займемся симптомами общими.

В каждом разделе будут указаны возможные анализы, инструментальные методы исследования и различные варианты лечения. Конкретные методы исследования, их суть и значение, а также принципы лечения будут описаны в специальных разделах — по возможности доходчиво и образно.

Итак, подытожим: к врачу люди идут, когда у них расстраивается здоровье. Поводы для обращения за медицинской помощью бывают нескольких типов.

Во-первых, это появление боли или неприятных ощущений в какой-либо области тела, при том, что эти ощущения не проходят сами и не поддаются самостоятельным действиям больного. Часто с такими ощущениями бывает связан страх какого-то серьезного нарушения.

Во-вторых, это появление на теле каких-то необычных структур — пятен, язв, шишек, бугорков, или выделений из естественных отверстий, и эти выделения являются или кажутся больному необычными или болезненными.

Третьей причиной может быть появление общего недомогания, слабости, вялости, ощущения жара, жажды, сухости во рту и т. д.

Все эти ощущения и внешние проявления врачи наблюдают уже не первое тысячелетие, и за это время сложились представления о связи тех или иных симптомов (а боли, неприятные ощущения и странные явления на коже, под кожей и в естественных отверстиях — это симптомы) с конкретными поражениями каких-либо органов, систем или функций организма. Например, определенного типа боль в животе может говорить об аппендиците, а сухость во рту и жажда — о сахарном или несахарном диабете.

Предъявление врачу сведений о замеченных субъективных симптомах называют предъявлением жалоб, и это очень важный источник информации для врача. Отнестись к предъявлению жалоб надо очень серьезно, отсюда следуют некоторые полезные моменты подготовки к посещению врача.

Постарайтесь проанализировать и вспомнить свои жалобы, мысленно отрепетируйте их внятное и понятное другому человеку изложение. Это не всегда легко, так как ощущения могут быть неопределенными и расплывчатыми, но постараться стоит, так как от предъявленных жалоб зависит направление диагностического суждения и дальнейшая тактика установления диагноза.

Перед посещением врача лучше удалить лак с ногтей и помаду с губ, так как врачу может потребоваться оценить их истинный цвет. Не стоит красить и веки, так как, например, избыточная их пигментация — это симптом повышенной функции щитовидной железы (тиреотоксикоза). Одежды не должно быть слишком много, и одевание и раздевание не должно требовать большого времени и усилий.

Излагать жалобы следует внятно, четко, не отвлекаясь на не имеющие медицинского значения обстоятельства. (Помню, как одна больная в ответ на вопрос, что ее беспокоит, ответила: «Катастрофически не хватает денег»). Впрочем, такая жалоба вполне уместна на приеме у психоаналитика.

На уточняющие вопросы врача следует отвечать по существу, и ни в коем случае ничего не придумывать. Говорите правду, одну только правду, и ничего кроме правды… Если вы не можете ответить на вопрос, то так и скажите. Если вы вдруг вспомните ответ во время дальнейшего осмотра, то не стесняйтесь сказать об этом врачу сразу, пока не забыли.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Главная книга пациента» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я