Понятия со словосочетанием «коммунистическое воспитание»
Связанные понятия
Факультеты общественных наук были созданы в университетах РСФСР и других советских республик взамен ликвидированных юридических и историко-филологических факультетов для разработки и распространения идей научного социализма и ознакомления широких масс с переменами в общественно-политическом строе России (см. Октябрьская революция), с целью создания «кадров научно-подготовленных практических работников социалистического строительства».
Высшая партийная школа КПСС (ВПШ) — высшие учебные заведения в СССР в 1946—1991 годах для подготовки руководящих партийных и советских кадров, а также подготовки руководителей средств массовой информации. Школы создавались и находились под руководством соответствующих Центральных Комитетов Коммунистической партии союзных республик, обкомов и крайкомов КПСС. Учебно-методическое руководство системой ВПШ осуществлялось Высшей партийной школой при ЦК КПСС и Заочной высшей партийной школой (ЗВПШ) при...
Институ́т кра́сной профессу́ры (ИКП) — специальное высшее учебное заведение ЦК ВКП(б) для подготовки высших идеологических кадров партии и преподавателей общественных наук в вузах.
Институт научного атеизма — научно-исследовательская организация, основанная в 1964 году в Москве для координации научной работы по атеизму, проводимой научно-исследовательскими институтами Академии Наук СССР, высшими учебными заведениями и учреждениями министерства культуры СССР.
Нау́чный коммуни́зм — одна из трёх основных частей марксизма-ленинизма, наряду с марксистско-ленинской философией и политической экономией, дающая наиболее прямое, непосредственное, социально-политическое обоснование исторической миссии рабочего класса, условий и путей её осуществления; наука об общих социально-политических закономерностях, путях, формах и методах коммунистического преобразования общества.
Государственный учёный совет (ГУС) — руководящий научно-методический орган Наркомпроса РСФСР, ведавший осуществлением политики государства в области науки, искусства, образования и социалистического воспитания. Организован и возглавлялся М. Н. Покровским, после его смерти ликвидирован.
Обществове́дение — название учебного предмета в советской школе, преподававшегося с 60-х гг. по 1991 год на всей территории СССР. Впервые школьная программа была утверждена Народным комиссариатом просвещения в 1925 г.Специфика предмета заключалась в разработке системы взглядов у учащихся общеобразовательных школ на мир, охватывающих все происходящее в нём явления, и дающее учащимся их единое понимание и объяснение через призму марксистско-ленинской философии. Учебник по данному курсу включал три...
Школы Алтынсарина — учебные заведения, организованные Ибраем Алтынсарином в Тургайской области. (1864—1889). Типы учебных заведений, которые открыл Алтынсарин: двухклассные 6-летние интернатские училища (в уездных городах), одноклассные (3-4-годовые) волостные начальные школы, школы для девочек (1887), аульные школы (1892). Алтынсарин проектировал также профессионально-технические и сельскохозяйственные учебные заведения, в 1883 открыл учительскую школу. Алтынсарин создал основу учебно-просветительской...
Центральный институт организаторов народного просвещения им. Е. А. Литкенса (ЦИОНП) Главпрофобра Наркомата просвещения РСФСР (в 1922-24) - педагогический институт в Москве в 1921-1924 гг. Образован постановлением Наркомпроса в начале 1921 г., начал действовать с 10 июня 1921 г. Ликвидирован постановлением СНК РСФСР от 6 июля 1924 г. и Наркомпроса от 28 августа 1924 г. с передачей функций Академии коммунистического воспитания (АКВ) им. Н. К. Крупской. Впоследствии был выделен из состава АКВ и послужил...
Стипендия (от лат. stipendium — оклад, жалование) — нерегулярная финансовая помощь в виде оплаты стоимости обучения, а иногда и выдачей ежемесячного пособия учащимся, как правило, средних специальных и высших учебных заведений, а также аспирантам и докторантам.
Международная ленинская школа (МЛШ) — учебное заведение Коминтерна, основанное в Москве с целью обучения деятелей революционного движения стран Европы и Америки, действовала в 1925—1938 годах. Первым ректором был Николай Бухарин. С 1941 года в Кушнаренкове.
Истпарт — Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б), научно-исследовательское учреждение, которое занималось сбором, хранением, научной обработкой и изданием материалов по истории Коммунистической партии и Октябрьской революции. Как самостоятельное учреждение Комиссия действовала в 1920—1928 годах, а ее региональные отделения — до 1939 года.
Тридцатитысячники — передовые работники предприятий и организаций, партийных и советских учреждений, направленные Коммунистической партией Советского Союза в деревню в 1955—1957 годах для руководства экономически слабыми и отстающими колхозами с целью подъёма колхозного производства в СССР.
Центральный институт заочного педагогического образования (ЦИЗПО) - институт в Москве, основан в 1930 г. на базе Бюро заочного обучения (БЗО) при педфаке 2-го МГУ, расформированного приказом Народного Комиссариата Просвещения № 234 от 18 апреля 1930 года за подписью наркома просвещения РСФСР А. С. Бубнова. Как самостоятельная организация просуществовал около года. В 1931 году был ликвидирован и включен в состав Центрального института повышения квалификации кадров народного образования (ЦИПККНО...
За́вуч — заведующий учебной частью, заместитель директора среднего и средне-специального учебного заведения по учебной работе.
«Культура и жизнь» — газета Управления пропаганды ЦК ВКП(б). Издавалась с 28 июня 1946 до 8 марта 1951 года.
Педагогический институт детской дефективности — учебное заведение в Москве в 1920—1924 гг., специализировавшееся на подготовке дефектологических кадров. Организационный прототип института — шестимесячные, а затем и годичные курсы по подготовке специалистов-дефектологов, которые начали свою работу после октябрьской революции 1917 года по инициативе В. П. Кащенко, основателя частного санатория для одаренных и детей с задержками и патологиями развития. В 1920 на базе курсов Кащенко организовал учебный...
Школы-коммуны — учебно-воспитательные заведения интернатного типа, появившиеся в 1918 году в РСФСР в соответствии с «Положением о единой трудовой школе РСФСР». В основном входили в систему опытно-показательных учреждений (ОПУ) Наркомпросов республик, на практике разрабатывая советскую педагогику и идею трудовой школы.Были школы-коммуны 1-й ступени (4-7 лет обучения) и 2-й ступени (9 лет обучения). Иногда при них имелись детский сад и профшкола. В школы-коммуны принимались дети красноармейцев, бедняков...
Подробнее: Школа-коммуна
ВОАПП — Всесоюзное объединение Ассоциаций пролетарских писателей. Организовано на I Всесоюзном съезде пролетарских писателей (Москва, 1928). В работе съезда принимали участие представители литературы 30 народностей. В ВОАПП вошли: РАПП (РСФСР), ВУСПП (УССР), Ассоциации Белоруссии, Закавказья, Туркменистана, Узбекистана и группа «Кузница».
Ленинская стипендия (стипендия имени В. И. Ленина) — самая престижная и высокая стипендия в Советском Союзе для учащихся средних специальных учебных заведений, студентов вузов, аспирантов высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений.
Институты народного образования (ИНО) — высшие педагогические учебные заведения, созданные в СССР на базе университетов и педагогических заведений. Готовили работников образования для общеобразовательных и профессиональных школ всех типов и воспитательных заведений. Первый ИНО был создан в 1920 году на базе Харьковского университета. Впоследствии они были созданы на базе значительного числа советских университетов. В этот период во многих вузах вместо целого ряда факультетов было образовано два-три...
Новая экономическая политика и задачи политпросветов — доклад В. И. Ленина на II Всероссийском съезде политпросветов 17 октября 1921 года. Доклад посвящён задачам политпросветов в условиях новой экономической политики. В докладе разъясняется смысл новой экономической политики.
Пионе́рская дружи́на — первичное объединение (как правило в несколько сот человек) членов пионерского движения, существовавшего в СССР (Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина), а также в ряде других стран социалистического лагеря.
Наро́дный комиссариа́т просвеще́ния РСФСР (Наркомпрос РСФСР) — орган государственной власти РСФСР, контролировавший в 1920—1930-х годах практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др.
Рабо́чий факульте́т (сокращённо рабфа́к) — учреждение системы народного образования в СССР (курсы, позже собственно факультеты), которое подготавливало рабочих и крестьян для поступления в высшие учебные заведения, существовавшие с 1919 года до середины 1930-х годов.
Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации — добровольное общественное объединение граждан, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления образованием, организациях, предприятиях и учреждениях образования и науки и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы.Сокращенное название: Общероссийский Профсоюз образования...
Культурная революция в СССР как целенаправленная программа по трансформации национальной культуры на практике зачастую буксовала и была массированно реализована лишь в годы первых пятилеток. В результате, в современной историографии существует традиционное, но, по мнению ряда историков, не вполне корректное, а потому зачастую оспариваемое соотнесение культурной революции в СССР лишь с периодом 1928—1931 гг.. Культурная революция в 1930-е годы понималась как часть больших преобразований общества и...
Стахановские школы — одна из форм распространения передовых методов труда и организации помощи отстающим рабочим со стороны передовых. Возникли в СССР, как важное средство повышения квалификации и производительности труда рабочих. Названы по имени Алексея Стаханова — новатора угольной промышленности.
Общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) (Всесоюзное добровольное Общество пролетарского туризма и экскурсий) — добровольное общество, появившееся 8 марта 1930 года в результате слияния АО «Советский турист» и Общества пролетарского туризма (ОПТ). Общество пролетарского туризма РСФСР было создано 3 июня 1929 года на базе Российского общества туристов с целью развития массового туризма в СССР.
«История ВКП (б). Краткий курс» — учебник по истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), опубликованный в 1938 году. Составлен при личном участии секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина.
Партийный организатор (аббр. парторг, парторганизатор) — многозначный термин, использующийся в контексте деятельности политической партии. В зависимости от идеологии, целей и задач той или иной партии, а также исторических условий, в которых происходит её деятельность, термин «партийный организатор» может иметь следующие значения...
Педолóгия (от греч. παιδός — дитя и греч. λόγος — наука) — направление в педагогике, ставившее своей целью объединить подходы различных наук (медицины, биологии, психологии и пр.) к методике развития ребёнка.
Подробнее: Педология
Военно-научные общества - общественные организации объединяющие офицеров находящихся в запасе или отставке. Являются добровольным военно - научными организациями офицеров предназначенными для изучения и обобщения опыта войн и локальных конфликтов, а также участия в военно-патриотическом воспитании граждан.
Партийно-политическая работа (ППР) — обязательные занятия по партийно-политической подготовке военнослужащих Советской Армии, Военно-морского флота, пограничных и внутренних войск ВС СССР, а также курсантов военных училищ и студентов ВУЗов, обучающихся на военных кафедрах при них.
Среднее специальное учебное заведение (ссуз) — профессиональные учебные заведения среднего профессионального образования (колледжи, техникумы, училища: медицинские, педагогические, ветеринарные, юридические), где даётся средний (между школой, ПТУ и вузом) уровень профессионального образования и совокупность различных специальностей на базе основного общего (с получением среднего (полного) общего образования) и на базе среднего (полного) общего образования.
Уда́рник — работник, демонстрирующий повышенную производительность труда. Это понятие зародилось в Советском Союзе в годы первых пятилеток.
Ленини́зм — философское, политическое и социально-экономическое учение, созданное В. И. Лениным в развитие марксизма. Термин «ленинизм» введён в оборот И. В. Сталиным в классическом определении (1926): «Ленинизм есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции». С ленинизмом самоотождествляют себя такие противостоящие друг другу направления, как троцкизм, сталинизм, маоизм и бордигизм.
Высшие женские естественно-научные курсы М.А. Лохвицкой-Скалон (1903—1918) — женское высшее учебное заведение в Петербурге (Петрограде), дававшее соответствующий уровень образования, но официально такого статуса не имевшее.
Женотдел (сокращение от Отдел по Работе Среди Женщин, Женский отдел, другие названия — Отдел работниц и крестьянок) — отдел при ЦК и местных комитетах РКП(б)/ВКП(б) по работе среди женщин. Женотделы были созданы в 1919 году на базе Комиссий агитации и пропаганды среди рабочих и крестьянок РКП(б). Инесса Арманд стала первой заведующей Женотдела при ЦК и пробыла на этом посту до 1920 года, когда её заменила Александра Коллонтай.