Художественная галерея

  • Худо́жественная галере́я — пространство, предназначенное для демонстрации изобразительного искусства. Выставленные произведения часто предлагаются на продажу. Иногда художественными галереями называются художественные музеи.

    Термин художественная галерея в России используется достаточно широко, однако этим словом обозначаются различные явления. Художественная галерея музейного типа помимо экспонирования произведений искусства предполагает наличие собственного художественного фонда (коллекции), а также его сохранение и изучение (научную деятельность), например Государственная Третьяковская галерея. При этом в музее могут быть оборудованы залы для проведения периодических выставок, экспонироваться фонды других галерей, произведения современных авторов. Галереи выставочного типа (выставочные залы и центры) не имеют собственных фондов, постоянно действующей экспозиции, не нацелены на сохранение и изучение произведений искусства, но предоставляют свои площади для проведения выставок. Галереи смешанного типа могут совмещать признаки как музея так и выставочного зала.

    Некоторая неоднозначность в использовании термина «художественная галерея» существует также и в других странах мира, где художественной галереей может быть назван даже интернет-магазин, торгующий репродукциями работ известных авторов.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Галерея современного искусства — художественная галерея, посвящённая современному искусству.
Галерея Гари Татинцяна — галерея современного искусства, открытая в Москве в 2005 году нью-йоркским галеристом Гари Татинцяном.
«На Каши́рке» — крупнейший государственный выставочный зал в Южном округе Москвы. Расположен в районе Нагатино-Садовники недалеко от станции метро Каширская, рядом с парком «Садовники».
«Новая коллекция» (нем. Neue Sammlung) — государственный музей прикладного искусства в Германии. Появившись задолго до появления самого слова «дизайн», он считается первым музеем дизайна в мире.
Белый куб (англ. «White Cube») — выставочная концепция, согласно которой объекты искусства выставляются в белом пространстве. С 20-х годов XX века принято представлять предметы искусства, особенно современного, на белом фоне, для того чтобы архитектура выставки не заслоняла собой произведение искусства и чтобы избежать какого-либо взаимодействия между архитектурой и произведением искусства. В последние годы концепция, однако, подвергается критике, поскольку многие музейные и выставочные архитекторы...

Упоминания в литературе

В XX веке «выставки становятся тем медиумом, через посредство которого только и можно узнать о существовании бо́льшей части искусства. За последние годы не только кардинально выросло число и разнообразие выставок – музеи и художественные галереи (например. Тейт в Лондоне и Уитни в Нью-Йорке) начинают демонстрировать свои коллекции именно в виде сменяющих друг друга временных выставок. Выставки – важнейший элемент политической экономии искусства: здесь происходит обмен и здесь конструируется, поддерживается и временами деконструируется значение искусства. Являясь и зрелищем, и социо-историческим событием, и структурирующим инструментом, выставки – и выставки современного искусства в особенности – формируют и управляют культурным смыслом искусства»[3].
Современное искусство зачастую переплетается с искусством дизайна. Например, сумочка от Луи Вюиттона – дизайнерское изделие или произведение искусства? Связей между ними множество. Бернар Арно, владелец компании «Луи Вюиттон – Моэ – Хеннесси» (LVMH), крупнейшего мирового производителя предметов роскоши, владеет также аукционным домом «Кристи». В центральном магазине LVMH на Елисейских Полях в Париже работает художественная галерея. Один из первых экспонатов «Культурного пространства Луи Вюиттона» – именно так называется галерея – представляет собой большие фотографии обнаженных белых и чернокожих женщин, образующих своими телами вензель LV. Еще один экспонат – видеозапись, на которой женщины изображают собой сумочки на полках магазина. Идея галереи – «омолодить при помощи искусства дизайнерскую марку „Вюиттон“ и привязать бренд LV к искусству». Два крупных музея – Музей Виктории и Альберта в Лондоне и Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке – провели у себя выставки сумочек от Вюиттона, причем если лондонский музей выставлял сумочки как образцы дизайна, то нью-йоркский – как произведения искусства.
Среди ключевых выставок того времени – «Когда отношения становятся формой» (When Attitudes Become Form: Works, Concepts, Processes, Situations, Information)[35] и «Хеппенинг и Флюксус» (Happening and Fluxus)[36] Зеемана; «Январь 5–31, 1969» (January 5–31, 1969)[37] Сигелауба, «Квадратные колья в круглых дырах» (Square Pegs in Round Holes)[38] Вима Бирена, «Анти-иллюзия: Процедуры/Материалы» (Anti-Illusion: Procedures/Materials)[39] Марсии Такер и Джеймса Монте; «Пространства» (Spaces)[40] Дженнифер Лихт; уже упоминавшаяся «557,087»[41] Люси Липпард, а также «Информация» (Information)[42] Кинастона Макшайна. Многие из этих выставок принесли мировое признание как художникам, так и кураторам и, несмотря на внимание к менее объектно-ориентированной художественной практике, прошли в известных музеях и художественных галереях. При этом кураторское производство заключалось в объединении произведений и художников, так или иначе связанных между собой и имеющих, по мнению куратора, аналогичные переживания – в результате чего форма выставки стала рассматриваться как самостоятельный медиум. Другими словами, с тех пор выставка четко отождествлялась с именем ее создателя, авторским стилем куратора-производителя и его способностью контекстуализировать ряд работ как единое целое[43].
Это две галереи, которые примыкают друг к другу. Вместе галерея Фрира и галерея Артура М.Саклера образуют Национальный музей азиатского искусства Смитсоновского института. В обеих галереях демонстрируются предметы искусства стран Южной Азии, Юго-Восточной Азии, Восточной Азии, Древнего Ближнего Востока, Древнего Египта, исламского мира. В галереях представлена значительная коллекция американского искусства конца девятнадцатого века. В галерее проводятся временные выставки, лекции и другие мероприятия. Основные помещения художественной галереи Артура М. Саклера находятся под землей.
Современное искусство стремится к сотворчеству. Поэтому интерактивность, диалогичность являются перспективными музейными технологиями. Музей, художественная галерея сегодня часто становятся местом рождения художественных произведений, диалога автора – зрителя – критика. Феномен художественной акции демонстрирует пример особого пространства редукции себя и окружающего мира через использование взаимодействия как метода познания и репрезентации окружающего мира и собственного «Я». Акция – действо, помещенное в пространство, априорно атрибутированное как пространство художественного, дает с одной стороны маркирование происходящего как Искусства, а с другой предоставляет свободу средств вне классических представлений о его сущности, т. е. (если следовать терминологии Б. Гройса) – запись в «архив» еще до свершения. Художественные практики, проникая в зоны пограничного пространства искусства – неискусства, современности – прошлого, национального и глобального творят искусство, которое часто выходит за рамки художественного дискурса, что в России иногда приводит к неадекватной реакции публики. Так, выставка «Осторожно, религия» в Общественном центре имени Сахарова (январь, 2003 год, г. Москва) вызвала возмущение верующих, хотя сами художники заявили темой своих работ протест против спекуляции любыми символами. Но как сказал Владислав Флярковский (телеканал «Культура»), протест был вызван неадекватностью произведений, и скандал послужил скорее рекламе выставки, вызвал общественный резонанс.

Связанные понятия (продолжение)

Галере́я «ЖИР» — московская галерея современного искусства. Расположена на территории Центра современного искусства «Винзавод». Ориентируется на новую и альтернативную арт-сцену.
Объединение «Выставочные залы Москвы» — объединение учреждений музейного типа, относящихся к выставочным залам, основанное в 2013 году. Представляет собой сеть современных выставочных площадок, работающих с разными видами и жанрами традиционного и современного искусства. В настоящее время в Объединение входит 19 галерей, расположенных в 9 округах Москвы.
Открытый клуб — московский клуб и галерея, где проходят выставки произведений искусства разных эпох и направлений, а также другие культурные события.
Музей Гуггенхе́йма в Бильба́о — музей современного искусства в Бильбао, Испания. Является одним из филиалов музея современного искусства Соломона Гуггенхейма. Расположен на берегу реки Нервьон.
Osnova (Осно́ва) — московская галерея, работающая с молодыми российскими и европейскими художниками.
Это обзорная статья о музеях Москвы. О конкретных музеях см. Список музеев Москвы.

Подробнее: Музеи Москвы
Худо́жественный центр (арт-центр, или центр иску́сств) отличен от художественной галереи или художественного музея.
М-галерея — галерея современного искусства, представлена в городе Ростове-на-Дону с 2008 года.
Македонский музей современного искусства — один из трёх музеев современного искусства в Салониках, Греция...
Худо́жественная инициати́ва — проект, которым руководят художники, презентующие свои проекты и проекты других художников.
Музей кино в Жироне не ограничивается только лишь экспозициями: кроме постоянной выставки в нём реализуется активная образовательная программа о кино, выполненная в движущихся картинках, проводятся временные экспозиции, открыт музейный магазин, создан Институт исследований (Instituto de Estudios) с библиотекой, видеотекой и архивом. На базе музея существует клуб актёров (Club de Actores), ставший частью Музея кино.
Городской музей «Искусство Омска» — бюджетное учреждение культуры города Омска; музей культурологического и искусствоведческого профиля; музей искусства одного города. Неофициальное сокращённое название — ГМИО.
Южно-российская биеннале современного искусства — серия современных выставочных проектов, отражающих актуальные тенденции развития современного искусства, проходящие в галереях, музеях, выставочных залах, на улицах Ростова-на-Дону.
Экспонат (от лат. exponatus — выставленный напоказ) — предмет, выставляемый для всеобщего обозрения в музее или на выставке. В качестве экспонатов могут выставляться произведения искусства, документы, артефакты, образцы продуктов природных процессов, модели технических изделий, иллюстрации исторических событий и т. д., в соответствии с разработанной музеем или выставкой научной или художественной концепцией. Экспонаты могут принадлежать выставляющему их учреждению либо предоставляться их владельцами...
Гейдельбергская школа (англ. Heidelberg School) — австралийское художественное движение конца XIX века, позднее было описано как Австралийский импрессионизм.
Атлантический центр современного искусства (исп. Centro Atlántico de Arte Moderno, сокр. CAAM) — главный музей современного искусства на Канарских островах (Испания). Он расположен в районе Вегета в городе Лас-Пальмас-де-Гран-Канария.
Московская международная биеннале молодого искусства, впервые прошедшая в июле 2008 года, стала новым форматом, который приобрели фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?» (проводился Государственным центром современного искусства ежегодно с 2002 по 2006 годы) и выставка молодого искусства «Мастерская» (проводится Школой современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства ежегодно с 2001 года и по сей день.).
Музей живой истории — не научный термин, применяемый для определения некоторых видов музеев. Соответствует зарубежному понятию: археологический музей под открытым небом, или музей экспериментальной практической археологии.
Общество молодых художников (ОБМОХУ) — объединение молодых российских художников, существовавшее в 1919—1923 гг.
Музе́й иску́сства аванга́рда (сокр. МАГМА) — постоянно пополняемая частная коллекция, включающая в себя несколько сотен произведений искусства, в том числе картины известных русских художников еврейского происхождения, фотографии, шедевры графики и скульптуры. В Музее собраны работы Валентина Серова, Леона Бакста, Марка Шагала, Эля Лисицкого, Хаима Сутина, Амедео Модильяни, Эрика Булатова, Ильи Кабакова и других. Музей создан в 2001 году. Президент МАГМА — Вячеслав Моше Кантор.
Музей оптических иллюзий (англ. Trick Eye Museum) — интерактивный музей, расположенный в Сеуле (Южная Корея). Экспонаты музея представляют собой увеличенные полотна и инсталляции, создающие эффект оптической иллюзии. Название музея происходит от французского слова «Trompe-loeil», дословно означающего «обман зрения». Большой приток посетителей обеспечивается за счет удобного расположения музея в одном из самых оживленных районов Сеула — Хондэ. Одной из особенностей музея является возможность беспрепятственно...
Явление возникло как реакция на доминирующее положение минимализма и концептуального искусства на протяжении 1970-х. В живописи эта реакция приняла форму неоэкспрессионизма, в скульптуре ознаменовалось возвращением к использованию широкого спектра техник и материалов, включая традиционные. Новая британская скульптура (New British Sculpture) — группа скульпторов, которая участвовала в серии выставок в начале 1980-х, самой значительной из них была «Предметы и скульптура». Все участники «новой британской...

Подробнее: Новая британская скульптура
Це́нтр иску́сств и ме́диа-техноло́гий (нем. Zentrum für Kunst und Medientechnologie, ZKM) открыт в Карлсруэ с 1997 года, является крупнейшей в мире институцией, специализирующейся на медиаискусстве.

Подробнее: Центр искусств и медиатехнологий
Музей Джорджа Истмана (George Eastman Museum) — старейший в мире музей, посвященный фотографии, и один из старейших в мире киноархивов. Открыт для посетителей в 1949 году в Рочестере, штат Нью-Йорк, США.
Музе́й (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Международная стамбульская биеннале — выставка современного искусства, проходящая каждые два года в Стамбуле, Турция, начиная с 1987 года. Как правило, входит в десятку наиболее авторитетных биеннале и триеннале современного искусства.
Берлинская галерея (нем. Berlinische Galerie) — берлинский земельный музей современного искусства, фотографии и архитектуры.
Post-ВДНХ — художественная выставка, проведённая в 1997 году в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
Венецианская биеннале — один из самых известных форумов мирового искусства, международная художественная выставка, проводящаяся раз в два года с участием международного жюри.
Национальный музей природы и науки (яп. 国立科学博物館 Кокурицу кагаку хакубуцукан) — музей, расположенный в северо-восточной части парка Уэно в японской столице Токио. Музей предлагает экспозиции, рассказывающие об эволюции живых организмов на Земле, экосистемах, истории развития научных знаний, о современных технологиях. Также посетители имеют возможность провести интерактивные научные эксперименты.
Арт-Москва — ежегодная крупнейшая в восточной Европе художественная ярмарка современного искусства.
Живопись жёстких контуров (Hard-edge painting) — живопись, которая содержит фигуры (часто, но не обязательно, геометрические) с резкими, чёткими контурами. Этот стиль связан с геометрической абстракцией, постживописной абстракцией и живописью цветового поля. Термин был предложен писателем, куратором и арт-критиком «Лос-Анджелес Таймс» Жюлем Лангснером в 1958 году. Хотя это определение можно было бы применить и к таким направлениям как пуризм, чаще под живописью жёстких контуров подразумевают тип...
Культурное Достояние — российский фонд поддержки традиций российской академической школы живописи, основанный Виктором Карцевым в 2007 году.
Минералогический музей — научно-просветительное учреждение, разновидность музея. Предназначен для экспозиции кристаллов, камней и других экспонатов минерального происхождения. Музей осуществляет комплектование, хранение, изучение и популяризацию минеральных объектов, памятников естественной истории. В музее хранятся объекты, представляющие историческую и познавательную ценность. Сотрудники музея регулярно проводят экспозиции, выставки, осуществляют другие формы научной популяризации и воспитательской...
Арт-центр Иеронима Босха (нидерл. Jheronimus Bosch Art Center) — центр, посвященный творчеству нидерландского художника Иеронима Босха, находится в его родном городе Хертогенбос. Был открыт в феврале 2007 года.
Фольклорный и этнологический музей Македонии и Фракии (греч. Λαογραφικό και Εθνολογικό Μουσείο Μακεδονίας-Θράκης) — музей в городе Фессалоники, Центральная Македония, Греция.
Арсенальная выставка (англ. Armory Show), официальное название Международная выставка современного искусства (International Exhibition of Modern Art) — выставка произведений живописи, графики и скульптуры современного искусства, организованная с 17 февраля по 15 марта 1913 года в здании Арсенала (Armory) 69 Нью-Йоркского полка Национальной гвардии, на углу Лексингтон-авеню и 25-й улицы. Позднее выставка была показана также в Бостоне и Чикаго. Эта выставка считается отправной точкой развития современного...
Экспозиция — основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных экспонатов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
Молодые британские художники или YBA (также Brit artists и Britart) — условное название группы современных художников из Великобритании, большинство из которых учились в Голдсмитском колледже в Лондоне. Общее название закрепилось за ними после совместной выставки в Галерее Саатчи в 1992 году, которая принесла им славу.
Выставки изобразительного искусства Ленинграда — важная составляющая художественной и культурной жизни города на протяжении большей части XX века, своеобразный барометр состояния и тенденций развития изобразительного искусства.
Международная выставка каллиграфии — проект, организованный Современным музеем каллиграфии, при поддержке Национального Союза Каллиграфов и Конгрессно-выставочного центра «Сокольники». Проект заключается в популяризации искусства каллиграфии путём проведения художественных выставок и фестивалей. Его заявленной целью является «сохранение для будущего поколения редкого искусства каллиграфии».
Музей ныне живущих художников (фр. Musée d'artistes vivants) — парижский художественный музей, существовавший с 1818 по 1886 г. В настоящее время известен как Люксембургский музей.
Национальная галерея Берлина (нем. Nationalgalerie Berlin) — собрание произведений искусства XIX, XX и XXI веков в составе Государственных музеев Берлина Фонда прусского культурного наследия. С ноября 2008 года Национальную галерею Берлина возглавляет Удо Киттельманн.

Упоминания в литературе (продолжение)

О серьезности отношения к татуировке говорит и тот факт, что в США началось издание ряда журналов, посвященных этой тематике. Они занимаются научной стороной и популяризацией проблем, касающихся исключительно татуировки. Неутомимый популяризатор искусства украшения тела, создатель музея Истории татуировки в Оксфорде и многолетний председатель Британского клуба татуировщиков Лайонел Тиченер издает ежемесячник. Были создан Музей искусства татуировки в Сан-Франциско, Музей татуировки в Амстердаме, отдел татуировки в музее анатомии при Токийском университете, а также отделы татуировки в некоторых музеях искусства и при больничных архивах во многих странах Запада. В архиве при больнице св.Вита в Лондоне в качестве экспонатов хранятся фрагменты татуированной человеческой кожи 1608 и 1808 годов. Выделена в отдельную экспозицию коллекция 19 века, представляющая портреты татуированных маори, – в городской художественной галерее в Окленде (Новая Зеландия). Чак Элдридж, знаток и историк татуировки, собирает, обрабатывает и открывает доступ к документации со всего мира, посвященной татуировке, в созданном им самим архиве татуировки в Беркли (США).
В период творческого взлета Дали создал такие ошеломляющие шедевры, как «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле» (1931, Национальный музей современного искусства, Париж), «Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол» (1934, Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида), «Призрак сексапила» (1934), «Лицо Мей Уэст, которое можно использовать как квартиру» (1934–1935), «Параноико-критическое одиночество» (1935), «Женщина с головой из роз» (1935), «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны» (1936, Художественный музей, Филадельфия), «Антропоморфный секретер» (1936), «Большой параноик» (1936), «Супруги с головами, полными облаков» (1936, Художественная галерея, Брайтон), «Жираф в огне» (1936–1937, Музей искусств, Базель), «Сон» (1937, Художественная галерея, Брайтон), «Метаморфоза Нарцисса» (1936–1937, Галерея Тейт, Лондон), «Испания» (1938, Музей Бойманса ван-Бёнингена, Роттердам), «Лицо войны» (1940, Музей Бойманса ван-Бёнингена, Роттердам), «Рынок рабов с явлением невидимого бюста Вольтера» (1940, Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида).
В художественной галерее «Зал искусств» представлены полотна московских художников О. Калашниковой, И. Чайки,
Рельефные изображения Мадонны с младенцем стали «массовой продукцией» мастерской делла Роббиа, как и многих других скульптурных мастерских. Начало было положено в 1449 году архитектурно-декоративным элементом – рельефом на портале урбинской церкви Сан Доменико. Именно плоскости стены, ограниченности заданной пространственной ячейки фасада эти рельефы обязаны своей скованностью, застылостью. Конечно, на фасадах – рельефы много более монументальны, настроение их более «официозно», чем в станковых произведениях. Последние, при всей своей обобщённости (как образной, так и пластической), у Луки всегда отличаются особым лиризмом настроения, нежностью взаимоотношений матери и младенца, миловидностью их образов, мягкостью лепной проработки. Таков, собственно, «архетип» Мадонн Роббиа – «Мадонна с яблоком», происходящая из коллекций Медичи (1440–45, Флоренция, Национальный музей, илл. 10), и её многочисленные вариации: «Мадонна Блисс» (1440–45, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), «Мадонна Фридрихштайн» (1440–45, Буффало, Художественная галерея Альбрехт-Кнокс), «Мадонна» из флорентийского Музея Оспедале дельи Инноченти (1446–49). Существует и полнофигурный вариант композиции, представляющий Мадонну сидящей в кресле на фоне цветущих растений, к которым тянется младенец («Мадонна роз», 1460–70, Флоренция, Национальный музей, также происходит из коллекции Медичи, илл. 21).
Тогда же, в 1980-е, мифологию Белого города / стиля Баухаус помогла скрепить еще одна сопутствующая городская легенда – об улице Шейнкин. Несмотря на то что географически она расположена в центре Белого города, судя по окружающей обстановке тех лет, ее вполне можно было отнести к городской окраине[9]. Главным местом притяжения стали художественная галерея и кафе «Тат-Рама» (это заведение открыли на улице Шейнкин братья Дани и Ури Дотан, первый – панк-рок-певец, второй – художник), благодаря чему Белый город в сознании людей стал не просто классическим и европейским, но по-настоящему космополитичным – этаким мини-Нью-Йорком. И опять марка Баухауса всех устраивала: арендодателей и белых воротничков с самой прославленной улицы города – бульвара Ротшильда – ничуть не беспокоило то, что Баухаус ассоциируется с социалистическими идеалами, а если говорить о юнцах в черных одеждах с самой улицы Шейнкин, для них понятие «Баухаус» прежде всего соотносилось с названием прогрессивной британской группы «новой волны», регулярно выступавшей на популярной рок-площадке Dan Cinema. Чиновники городской администрации почувствовали модную молодежную тенденцию и придумали для улицы Шейнкин новую роль – теперь этот район стал «сердцем Тель-Авива» («Лев ха-Ир»). Вооружившись этим новым названием, они решили позиционировать сердце Тель-Авива в специально выделенном микрорайоне Белый город. За этим последовал ряд серьезных административных и градостроительных мероприятий, призванных привести район в соответствие с новой ролью как с экономической, так и с культурной точки зрения.
Впрочем, ценители прекрасного могут увидеть «золотую Адель» в художественной галерее Лаудера «Neue Galerie», которая целиком посвящена австрийскому и немецкому искусству.
В ходе занятий школьники знакомятся с жизнью и творчеством художников В.М. Васнецова, И.И. Левитана, И.К. Айвазовского, И.Н. Крамского, И.И. Шишкина, В.И. Сурикова; изучают деятельность семьи Третьяковых – создателей художественной галереи.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я