Святая инквизиция

  • Свята́я инквизи́ция (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium, «Святой отдел расследований еретической греховности») — общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Трибунал священной канцелярии инквизиции (исп. Tribunal del Santo Oficio de la Inquisición, широко известный как Испанская инквизиция, исп. Inquisición española) — особый следственный и судебный орган, созданный в 1478 году Фердинандом II Арагонским и Изабеллой I Кастильской. Призван поддерживать чистоту католической веры в их подданных, а также заменить собой средневековую инквизицию, которая находилась под папским надзором. Первоначально инквизиция работала в значительной степени для того, чтобы...

Подробнее: Испанская инквизиция
Осведомитель инквизиции — человек, который во времена деятельности инквизиции доносил на человека, который, по его мнению, поддавался ереси. Использовались с самого начала деятельности инквизиции. Таким агентом был, например, Казанова.
Португальская инквизиция была официально утверждена в 1536 году по просьбе короля Португалии Жуана III.
Преследования христиан в Римской империи начались в I веке н. э. c описанных в Новом Завете гонений от иудеев и продолжались с разной интенсивностью в течение до 313 года, когда императором Константином Великим был издан Миланский эдикт и положение христиан стало легальным.
Донати́зм (лат. Donatismus, греч. Δονατισμός) — церковный раскол в Карфагенской церкви, начавшийся в первом десятилетии IV века и сохранившийся до мусульманского завоевания. Причиной раскола стала реакция части христиан на поведение тех клириков, которые в силу разных причин во время диоклетиановских гонений пошли на сотрудничество с имперскими властями. Главным действующим лицом на начальном этапе был епископ Нумидийский Донат.

Упоминания в литературе

Все эти меры дают полное право считать 1229 год первым годом инквизиции и годом первого инквизиционного процесса. Такой процесс еще во время тулузского собора был возбужден для примера и выработки процедуры против некоего синьора Пейрпертюза и барона Неро де Ниорта. Оба были заподозрены в ереси, что подтверждалось свидетелями, и потому обязывались покаяться в течение 15 дней под страхом отлучения и конфискации. Уже с этого процесса определилось лицо святой инквизиции. В суд была позвана масса свидетелей, но обвиняемые не сводились с ними на очную ставку, чем очевидно поощрялась возможность ложного свидетельства. Свидетелям задавали массу вопросов, пытаясь сбить их в показаниях, и нередко обращали таким образом из помощников правосудию в подсудимых. Доносы были узаконены постановлениями собора, и ими пользовались почти как явными обвинениями уже в эту раннюю пору инквизиции.
Реконкиста еще продолжалась, когда королева Изабелла Кастильская вышла замуж за короля Фердинанда Арагонского, заложив таким образом первый камень в основание единого испанского государства. Не откладывая дела в дальний ящик, короли-католики утвердили чрезвычайные полномочия Святой Инквизиции и подчинили ее себе напрямую, в обход даже римскому понтифику. По завершении реконкисты в 1492 году принялись выстраивать государство, скрепленное единой верой, способное противостоять угрозам внутренним и внешним. Тогда же ими был подписан указ о выдворении за пределы королевства всех лиц иудейского вероисповедания с выбором для пожелавших остаться – либо крещение, либо смерть на костре. К тому времени Инквизиция уже сожгла две тысячи иудеев, крещенных в христианство, но заподозренных в непризнании Святой Троицы.
Надо было устранить и последние помехи с инквизиционного пути; надо было сломить и последнее возможное сопротивление деятельности святой инквизиции, и Генрих Инститорис, только что переживший неприятные минуты в Инсбруке и Бриксене, задумал издать «Божественную, священную книгу», которая со ссылками на Ветхий и Новый Заветы, с доказательствами, почерпнутыми у авторитетнейших отцов церкви и учителей богословия, утвердила бы во веки веков священнейшее право инквизиции преследовать наиболее опасных еретиков, каковыми являются ведьмы, в чьем существовании может сомневаться лишь достойный суровейшей кары еретик.
Следует, наверное, вернуться в историю создания самой Святой Инквизиции. В 12 веке уже существовало два крупных монашеских, влиятельных ордена – доминиканцы и францисканцы. Казалось, они имели много общего и могли спокойно объединиться, как это предложил однажды в Риме папа Григорий IX. Но возглавляющие в то время братства Франциск и Доминик отказались от слияния, также они отвергли предложение папы назначать на высшие церковные должности священников из своих ордеров. Но именно францисканцы и доминиканцы возглавили Incuisitio hacreticae pravitatis – Святую Инквизицию, учреждение римско-католической церкви, главной целью которой были розыск, суд и наказание еретиков.
С льстивыми речами Гольсер провожал неудачника-инквизитора за городские ворота: «Он мне казался, – говорил Гольсер, – впавшим в чрезмерное детство от большой старости». Надо было устранить и последние помехи с инквизиционного пути; надо было сломить и последнее возможное сопротивление деятельности святой инквизиции, и Генрих Инститорис, только что переживший неприятные минуты в Инсбруке и Бриксене, задумал издать «божественную, священную книгу», которая со ссылками на Ветхий и Новый Заветы, с доказательствами, почерпнутыми у авторитетнейших отцов церкви и учителей богословия, утвердила бы во веки веков священнейшее право инквизиции преследовать наиболее опасных еретиков, каковыми являются ведьмы, в чьем существовании может сомневаться лишь достойный суровейшей кары еретик.
История города полна тайн и противоречий. Папская область (папство), где вся власть принадлежала католическому духовенству, существовала на территории Италии на протяжении одиннадцати столетий. И всегда здесь кипели страсти. Так, во времена Средневековья в Ватикане находилась страшная машина святой инквизиции, а провинциями управляли папские легаты из духовных лиц, иезуиты. В XIX веке все провинции области находились на осадном положении; военные суды не прекращали действий, тюрьмы и места ссылок были переполнены осужденными; виселицы практически не пустовали. Так о тех временах рассказывает история.
Не имея духовных сил в борьбе с ересью, русские пастыри обратились к опыту святой инквизиции и «шпанского короля» Фердинанда II. В послании собору русских епископов Геннадий пишет: «Да еще люди у нас простые, не умеют по обычным книгам говорити, таки бы о вере никаких речей с ними не плодили; токмо того для учинити собор, что б их (еретиков) казнити – жечи да вешати…» Казнь еретиков для русского общества тоже была в новинку. Ни в Греции, ни на Руси с религиозными вольнодумцами так никогда не поступали. Церковное общество разделилось. Последователи Нила Сорского, заволжские старцы, вполне признавая еретический характер учения жидовствующих, считали, что со словом можно бороться только словом. Они даже давали в своих скитах укрытие еретикам, когда преследования могли угрожать жизни. Но значительная часть схизматической тогда Русской Церкви требовала на католический манер жестокостей и казней. И они победили: вожди жидовствующих были сожжены или умучены иными способами по указанию великого князя.
Я умышленно привел длинную цитату известного историка православной церкви. Все сказанное им – святая правда. Но если рассматривать это вне времени и ситуации в окружавших Оттоманскую империю государствах, то получится большая ложь. Каково жилось маврам на Пиренейском полуострове в конце XV–XVI веках? А как насчет похождений герцога Альбы в Нидерландах и преследований гугенотов во Франции. Попробуем сравнить святую инквизицию и число ее жертв с буйством янычаров. Да они просто мелкие шалунишки по сравнению с католическим клиром и орденами.
Святая инквизиция (лат. Inquisitio Haereti cae Pravitatis Sanctum Officium, «Святой отдел расследований еретической греховности») – общее название ряда учреждений Римско-католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью

Связанные понятия (продолжение)

Великое гонение — гонение на христиан, начавшееся при императоре Диоклетиане в 303 году и продолжавшееся при его наследниках до 313 года. Было последним и самым суровым гонением на христиан в Римской империи. В 303 году тетрархи Диоклетиан и Максимиан, Галерий и Констанций Хлор издали эдикт, юридически отменяющий гражданские права христиан и требующий от них соблюдения традиционных римских религиозных практик. В дальнейшем были выпущены новые эдикты, направленные против священников, а также обязывавшие...
Аутодафе́ (ауто-да-фе, аут-да-фе, ауто де фе; порт. auto da fé, исп. auto de fe, лат. actus fidei, буквально — акт веры) — в Средние века в Испании и Португалии — торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осуждённых еретиков, чтение и исполнение их приговоров, как правило, сожжение на костре.
Процесс Галилея — инквизиционный процесс над 69-летним физиком и астрономом Галилео Галилеем, состоявшийся в 1633 году в Риме. Галилей был обвинён в публичной поддержке гелиоцентрической системы мира Николая Коперника, которую католическая церковь ранее, в 1616 году, осудила как еретическое учение. В результате процесса, несмотря на согласие отречься от коперниканства и покаяться, Галилей был приговорён к пожизненному заключению в тюрьме, которое вскоре было заменено на домашний арест и пожизненный...
Смертная казнь в Ватикане была официально узаконена в 1929—1969 годах в качестве наказания за попытку покушения на папу; однако, за это время данное наказание ни разу не применялось. Смертная казнь, однако, неоднократно применялась Святым Престолом в более раннее время (во время существования Папской области).
Спор о трёх главах — один из этапов внутрихристианского конфликта, последовавшего за Халкидонским собором, ставший следствием попыток византийского императора Юстиниана I примирить нехалкидонитов Сирии (принадлежащих Сирийской церкви) и Египта с халкидонитами. Предыдущая попытка, предпринятая императором Зеноном, связанная с изданием им примирительной вероисповедательной формулы «Энотикон» в 482 году, завершилась неудачей.
Гонения на христиан при Деции — гонение на христиан в Римской империи предпринятое при императоре Деции Траяне в 250 году.
Колле́ж Сорбо́нна (фр. Collège de Sorbonne, школа господина Сорбонна) — знаменитая богословская школа в Париже, основанная в 1253 году Робертом Сорбоном, духовником Людовика Святого; до революции богословский факультет Парижского университета, унаследовавшего название Сорбонна.
Ариа́нский спор — основной внутрицерковный конфликт IV века, самый драматичный из всех перенесённых христианской церковью к тому времени. Причиной конфликта стало различие в христологических воззрениях александрийского пресвитера Ария и его сторонников, стоявших на антитринитарных позициях и не принявших решения Первого Никейского собора, и их противников, согласных с решениями этого Собора. Каждая из сторон считала исключительно свою точку зрения отражением «православного» взгляда церкви и осуждала...
Янсенизм (лат. Iansenismus) — религиозное движение в католической церкви XVII-XVIII веках, осуждённое со временем как ересь. Подчёркивало испорченную природу человека вследствие первородного греха, а следовательно — предопределение и абсолютную необходимость для спасения божественной благодати. Свободе выбора человеком убеждений и поступков янсенисты не придавали решающего значения.
Реформа́ция (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви.
Изгнание евреев из Испании (Альгамбрский декрет) — изгнание евреев из Испании, Сардинии и Сицилии указом правящей королевской четы Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Католической, принятым в 1492 году в Альгамбре (также известным как Гранадский эдикт или Эдикт об изгнании). Эдикт предписывал всем евреям Испании в трёхмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны; оставшиеся после этого срока объявлялись вне закона. Евреи бежали либо в Португалию (где через 4 года история повторилась...
Испанский адопционизм (от лат. adoptio — «усыновлять») — христианское богословское течение, существовавшее в VIII—IX веках на Пиренейском полуострове. В II—III веках уже существовали различные антитринитарные учения, среди которых был и адопционизм, отрицавший божественную сущность Иисуса Христа. Данное учение было осуждено христианской церковью как ересь. В VIII веке в Испании архиепископ толедский Элипанд и епископ урхельский Феликс снова подняли вопрос о двойственной природе Богочеловека, утверждая...
Ката́ры (греч. καθαρός — чистый) — еретическая христианская секта, достигшая расцвета в западной Европе в XII и XIII веках. Катары исповедовали нео-манихейскую дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания, до́бром и злом, причём материальный мир рассматривался как зло. Схожие взгляды исповедовали на Балканах и Ближнем Востоке средневековые религиозные секты павликиан и богумилов; катары были тесно с ними связаны.
Фемические суды, фемы, фемгерихт (ср.-нижн.-нем. feme) — система тайной судебной организации, появившаяся в Вестфалии в конце XII — начале XIII веков. Суды существовали в Германии и ряде других европейских стран в XII—XVI веках, однако последний фемический суд был отменён французским правительством в Мюнстере в 1811 году.

Подробнее: Фемический суд
Англия — страна, известная своими реформаторскими тенденциями. Ещё в XIV веке Библия была переведена на английский язык Джоном Уиклифом, а его последователи — лолларды — скрытно продолжали существовать на острове и вести свою проповедь. В 1525 году Уильям Тиндейл напечатал свой перевод Нового Завета, что позволило многим желающим ознакомиться с текстом Библии.

Подробнее: Реформация в Англии
Христианство начало распространяться у готов в первой половине IV века. Среди германских племён готы первые приняли христианство. Особенности христианизации готов, пришедшейся на разгар арианского спора, исследователи связывают с различными внешними и внутренними факторами. В силу исторических обстоятельств, готы приняли христианство в его арианской форме. Библия, переведённая на готский язык группой переводчиков под руководством, и с вероятным участием, эпископа Вульфилы, использовалась и другими...
Скифские монахи — устоявшееся название группы из четырёх монахов, живших на территории Византийской империи в начале VI века. Инициированные ими христологические споры стали важным фактором в сложных взаимоотношениях между Восточной и Западной православными церквями. О самих монахах мало что известно, кроме их имён — Ахилл, Иоанн, Леонтий и Маврикий, поскольку их роль в истории Церкви не вышла за пределы этого эпизода.
Баскские процессы над ведьмами — единственная серьёзная попытка «искоренения колдовства», когда-либо предпринятая испанской инквизицией, которая, как правило, скептически относилась к обвинениям в колдовстве. Процесс над баскскими ведьмами начался в январе 1609 года в Логроньо, недалеко от Наварры и Страны Басков. На него оказали влияние аналогичные преследования, проведённые в соседнем Лабурдане (Франция) судьёй Пьером де Ланкром. Хотя число казнённых было незначительным по европейским меркам, этот...
Религия в Российской империи — положение религиозных организаций и вероисповедная политика властей Российской империи. До Указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» и Манифеста 17 октября 1905 г. в Российской Империи по закону не допускалось внеконфессиональное состояние, существовал ряд ограничений и запретов в конфессиональной сфере.
История христианства в Римской империи охватывает период от зарождения христианства в первой половине I века до распада Западной Римской империи. В течение II века христианство распространилось практически по всей Римской империи, во II веке появилась обширная апологетическая литература, а также послания и сочинения авторитетных христианских авторов.
Пизанский собор 1409 года — непризнанный вселенский собор католической церкви, на котором была предпринята попытка прекратить многолетний церковный раскол путём одновременного отречения пап Бенедикта XIII и Григория XII. Однако, вместо того, чтобы закончить раскол, собор избрал третьего папу — Александра V.
«Акт о более эффективном подавлении богохульства и нечестия» (англ. An Act for the more effectual suppressing of Blasphemy and Profaneness) — закон английского парламента, принятый в 1697 году. Действие закона распространялось на Англию и Уэльс, в Шотландии были свои, более суровые законы — в том же 1697 году в Эдинбурге за отрицание Троицы и других религиозных доктрин был казнён через повешение 20-летний студент Томас Эйкенхед.
Западное монашество — это монашество христианского Запада, связанное с Западно-Римской империей, латынью и римским католицизмом.
Христианский пацифизм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — богословское учение раннего христианства, протестантских деноминаций и отдельных католических и православных богословов, поставившее в центр внимания духовной жизни идею непротивления злу силой. Это учение основывается на провозглашении абсолютной ценности человеческой жизни, бескомпромиссно отрицается любое оправдание насильственного покушения на эту жизнь. Основанием этого учения служит буквальное прочтение...
Диктат Папы (лат. Dictatus papae) — документ, составленный, по всей видимости, в 1075 году и содержащий ряд идей, характерных для понтификата Григория VII. Прежде достоверность сборника решений об авторитете Папы ставилась под сомнение, в настоящее время считается, что автором сборника был Григорий VII.
Эта статья посвящена религиозным преследованиям верующих из евангелических (евангельских) протестантских церквей (из числа представителей коренного населения) в Российской империи в конце XIX — начале XX веков. Статья охватывает период с момента появления первых русскоязычных евангельских общин (1860-е годы) до Февральской революции 1917 года.

Подробнее: Преследование российских протестантов в Российской империи
Хождение в Каноссу, или каносское унижение (нем. Gang nach Canossa, Canossagang; итал. l'umiliazione di Canossa) — датированный 1077 годом эпизод из истории средневековой Европы, связанный с борьбой римских пап с императорами Священной Римской империи. Эпизод ознаменовал победу папы Григория VII над императором Генрихом IV. Под хождением в Каноссу понимают само путешествие Генриха IV из Шпейера в Каноссу и связанные с ним события, произошедшие в январе 1077 года.
Нантский эдикт (фр. l'édit de Nantes) — закон, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. Издание эдикта завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного межконфессионального мира, известного как «Великий век». Эдикт был составлен по приказанию французского короля Генриха IV Бурбона и утверждён в Нанте (13 апреля 1598 года). Отменён Людовиком XIV в 1685 году.
Римско-католическая церковь обвиняется многими в сотрудничестве с хорватским радикальным националистическим движением усташей, управлявших в годы Второй мировой войны марионеточным Независимым государством Хорватии и развязавших холокост и геноцид сербов. Несмотря на то, что Ватикан де-юре не заявлял о своей поддержке усташей, а ряд деятелей католической церкви занимался спасением евреев и сербов от массовых убийств и экстрадиций, Святой Престол обвинялся и продолжает обвиняться не только в бездействии...

Подробнее: Сотрудничество католической церкви с усташами
Внешнеполитические взаимодействия 260-го Папы Римского Пия XII и Советского Союза в 1939—1958 годах сформировали систему отношений Святого Престола с СССР, Русской Православной Церковью и Объединенной Восточной церковью, и заложили фундамент современных отношений между Ватиканом и Россией. Дипломатическая деятельность Ватикана этого периода совпала с религиозными гонениями внутри Советского Союза во время эпохи сталинизма, попытками советских коммунистов искоренить в своей стране все виды религиозных...

Подробнее: Папа Пий XII и СССР
Казнь через сожжение — применялась в России в XIII — первой половине XVIII века для преступников, осуждённых главным образом за ересь и колдовство.
Апосто́лики (апостольские братья) — общее наименование различных христианских сект, протестовавших против обмирщения церкви и проповедовавших возвращение к апостольской простоте. В III и IV вв. апостолики, называемые также апотактиками, появились во многих местах Малой Азии, но скоро были уничтожены. Они проповедовали, что спасения не достигнут те, кто обладает собственностью и живет в браке.
Инквизиция в Гоа — инквизиция в индийском штате Гоа и других владениях Португальской империи в Азии. Была учреждена в 1560 году, приостановила свою деятельность в период с 1774 по 1778 год, и прекратила своё существование в 1812 году.
Константинопольский собор 815 года — поместный собор, состоявшийся по инициативе императора Льва V Армянина в Константинополе, начавший второй период в истории византийского иконоборчества. Считается, что повторное обращение к отвергнутому на Втором Никейском соборе 787 года интеллектуальному течению было вызвано представлением о том, что императоры-иконоборцы VIII века были более успешны, чем их преемники. В идейном отношении данный собор не предложил ничего нового к отвергнутой ереси.
Рейхлиновский спор — литературная борьба между сторонниками Иоанна Рейхлина и его противниками, развернувшаяся в 1509—1518 годах в Германии.
Тамплие́ры (фр. templiers — «храмовники»), также известны под официальными названиями Орден бедных рыцарей Христа (фр. L'Ordre des Pauvres Chevaliers du Christ), Орден бедных рыцарей Иерусалимского храма (фр. L'Ordre des Pauvres Chevaliers du Temple de Jerusalem), Бедные воины Христа и Храма Соломона (лат. Pauperes commilitones Christi Templique Salomonici) — духовно-рыцарский орден, основанный на Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового...
Бегуны́, стра́нники (Бегу́нский толк, Стра́нническое, или Адамово, согласие) — одно из беспоповских направлений старообрядчества. В разных районах России именовались скрытниками, сопелковцами, подпольниками, голбешниками.
Преследования язычников в христианской Римской империи — политика в отношении сторонников традиционных политеистических религий, проводившаяся императорами Римской империи после принятия христианства.
Делатории (лат. delatores — «доносчики») в древнем Риме — информаторы, бывшие ключевой частью судебной системы.
Благочестивый обман, святая ложь, ложь во спасение (лат. pia fraus; итал. santo inganno) — морально-теологическая концепция о допустимости сознательного обмана для «вящей славы Божьей» и спасения души .
Отношения декабристов с церковью формировались на фоне особенностей политической и духовной жизни России рубежа XVIII—XIX вв. В их среде были и верующие различных конфессий, и деисты, и материалисты. Вся их сознательная жизнь в той или иной мере проходила в соприкосновении с действовавшими церковными институтами и священнослужителями. Участники декабристского движения — по рождению и по воспитанию — были христианами, но их идеи тираноборчества и планы цареубийства вступали в противоречие с освященной...

Подробнее: Декабристы и церковь
Альгамбрский эдикт, иначе Гранадский эдикт (исп. Edicto de Granada) — указ королевских величеств Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской, изданный в 1492 году, об изгнании со всех территорий их королевств тех евреев, которые до 31 июля этого года откажутся принять христианство.
Е́ресь в христианстве (в противоположность ортодоксии) — формальное отрицание или сомнение в какой-либо из основных доктрин христианской веры, как они определены в одной или более христианских церквей. Ересь следует отличать от отступничества и раскола. Отступничество почти всегда предполагает полный отказ от христианской веры после того, как она была свободно принята, а раскол является нарушением церковного единства, не обязательно на догматической почве.
Второй Маконский собор — один из церковных соборов, общефранкский синод под председательством святого архиепископа Приска Лионского, созванный королём Бургундии Гунтрамном 23 октября 585 года в Маконе.
Протестантизм как идеология и международная историческая сила оформился в XVI веке, когда Мартин Лютер и Жан Кальвин возглавили массовое движение против духовной монополии католицизма. Однако история протестантизма прослеживается в более ранние века, идеалом движения было возвращение к раннему христианству. На протяжении многих веков питательной почвой для антикатолических настроений в Европе были претензии папства на светскую власть и упадок нравов римской курии. С началом Реформации протестантизм...

Подробнее: История протестантизма
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я