Связанные понятия
Фу́тарк — общее наименование германских и скандинавских рунических алфавитов. Слово происходит от «сквозного» чтения первых шести букв старшего рунического алфавита: f, u, þ, a, r, k. Обычно этим словом обозначаются любые рунические алфавиты, вне зависимости от народа, который использовал ту или иную модификацию. Однако в силу некоторых причин древнегерманский рунический алфавит называется «старшим футарком», а остальные — младшими алфавитами. Более того, младшие алфавиты могут также именоваться...
Го́тский язы́к (готск. ????????? (gutarazda), ???????? (gutrazda), ??????? ????? (gutiska razda)) — язык готов. Относится к восточной группе германских языков.
Скандинавские, или северогерманские, языки — группа языков в составе германской ветви индоевропейской языковой семьи. Распространены главным образом в Северной Европе: в Швеции, Дании, Норвегии, Исландии, Финляндии, на Фарерских островах. Группы носителей скандинавских языков проживают также в Германии, Эстонии, Гренландии (территория Дании), на Украине (село Старошведское); говорят на скандинавских языках и эмигранты из скандинавских стран в США, Канаде, Австралии. Исторически скандинавские языки...
Древнеисла́ндский язы́к (др.-сканд. norrœna, norrœnt mál, norrœn tunga, исл. fornnorræna, норв. norrønt språk) — язык западноскандинавской подгруппы германских языков, использовавшийся до середины XIV века выходцами из современной Норвегии (викингами), заселившими Исландию. Первоначально не отличался от древненорвежского языка, назывался также «norrœnt mál», что означает «северная речь». Со временем оба языка стали существенно отличаться друг от друга. Входит в группу древнескандинавских языков...
Венгерские руны (венг. rovás írás (МФА: /ʁovaːʃ iːʁaːʃ/), дословно: резьблённое письмо) — руническая письменность, которой пользовались венгры до начала XI века, когда первый христианский король Иштван I ввёл латиницу. Среди венгерских рун различают более архаичные письмена Карпатского бассейна (венг. Kárpát-medencei rovásírás), использовавшиеся ещё до прихода венгров в Паннонию, и позднейшие собственно венгерские, или венгерско-секейские (венг. székely–magyar rovásírás) письмена.
Упоминания в литературе
Для подтверждения применения славянами
рун в качестве доказательства используются находки археологического плана – керамика с отрывками надписей, например черепки, относящиеся к черняховской культуре (Украина). В 1967 году в раскопках села Войковское на Днепре был найден глиняный сосуд славянского происхождения. Надпись на нем не поддается расшифровке никаким алфавитом из всех имеющихся письменных систем при наличии сходства с рунической символикой. В графике обнаружены руны футарка: Дагаз, Гебо и Ингуз. Как типичный пример применения славянами рун и рунического памятника славянской культуры приводится одно из вятических височных колец XII века, на лопастях которого выгравированы знаки, среди которых есть руна Альгиз, обычно присутствующая в руническом строе Старшего футарка. Ее код – защита от колдовства, злых воздействий на человека. В 1936 году в Польше, на территории Позненской области, нашли камни, известные как Микоржинские. Ученые относят надписи на них к культуре венедов (балтийских славян). На камнях обозначены руны с именами соответствующих им богов.
Находки в Нюдамской трясине указывают на еще одну важную перемену в жизни Скандинавии: обретение письма. Ранние германцы и скандинавы писали
рунами , системой значков, похожих на ветки, известной как «футарк» (по названиям первых трех символов). Хотя их часто резали на камне и металле, изначально руны создавались для вырезания на дереве: их формы избегают горизонтальных линий, которые трудно увидеть в древесной текстуре. Старейшая из известных рунических надписей состоит из слова harja, личного имени, и сделана на гребне, найденном в болоте у Вимозе на острове Фюн и датированном приблизительно 150 г.
Англы, саксы и юты пользовались
рунами . Рунический алфавит футорк (назван так по первым буквам, подобно тому как алфавит назван по первым буквам греческого алфавита) состоял из символов, образованных преимущественно прямыми линиями, поскольку так их было удобнее вырезать по камню, дереву или кости. Руны отлично подходили для кратких практических сообщений. Ими записаны решения некоторых загадок Эксетерского кодекса. Рунами могли записываться стихи, как на каменном Рутвельском кресте VIII века у города Дамфрис в Шотландии, изображающем события из жизни Христа. На этом кресте высечены рунические строки из поэмы «Видение креста», где о страстях Христовых рассказывает крест, на котором был распят Иисус.
Если немного отвлечься от легенд, то
руны – это древняя кельтская магическая семантическая система, которая представляет основные силы природы. Вообще существовало несколько рунических алфавитов, состоящих из разного числа символов, но самый распространенный – это германский алфавит, или старший, Футарк. Он образован 24 руническими знаками и одной пустой руной – именно этот алфавит мы и будем рассматривать.
В настоящее время древние письмена, имеющие в основе праславянский язык, различаются по своему виду на протокириллицу или
руны Рода ируническое сакральное письмо – руницу (для отличия от остальных рунических знаков). Согласно Чудинову такой тип письма в палеолите назывался Руны Макоши.
Связанные понятия (продолжение)
Огамическое письмо — письменность древних кельтов и пиктов, употреблявшаяся на территории Ирландии и Великобритании в IV — X вв. н. э. наряду с латиницей и, возможно, являвшаяся тайнописью.
Са́га (от др.-сканд. saga — «сказ», «сказание») — понятие, обобщающее повествовательные литературные произведения, записанные в Исландии в XIII—XIV веках на древнеисландском языке, и повествующие об истории и жизни скандинавских народов в период, в основном, с 930 по 1030 годы, так называемый «век саг».
Готский алфавит — алфавит, которым написаны сохранившиеся памятники готского языка IV—VI веков. Создание алфавита приписывается епископу Вульфиле (Ульфиле), который в середине IV века создал перевод Библии на готский язык. До этого готы пользовались рунической письменностью, но Вульфила счёл, что руны ассоциируются с язычеством и нежелательны для перевода священных текстов. Новый готский алфавит был создан на основе греческого с заимствованиями латинского. Названия букв происходят от названия рун...
Подробнее: Готское письмо
Древневерхненемецкий язык (нем. Althochdeutsch) — самая древняя засвидетельствованная в письменном виде форма немецкого языка. Охватывает временной период с 750 по 1050 год. Однако следует учитывать, что временные рамки условны, так как изменения в языке по ведущим параметрам хронологически не всегда совпадают. Кроме того, разные исследователи предлагают различные периодизации древневерхненемецкого языка.
Герма́нские языки — ветвь индоевропейской семьи. Распространены на территории ряда стран Западной Европы (Великобритания, Германия, Австрия, Нидерланды, Бельгия, Швейцария, Люксембург, Швеция, Дания, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн), Сев. Америки (США, Канада), юга Африки (ЮАР, Намибия), Азии (Индия), Австралии, Новой Зеландии. Общее число говорящих как на родных языках — около 550 млн чел.
Древнешведский язык (швед. fornsvenska) — период в истории шведского языка, традиционно разделяемый на рунический шведский (ок. 800—1225 гг.), классический древнешведский (ок. 1225—1375 гг.) и поздний древнешведский (ок. 1375—1526 гг.).
Болгарские руны — руническая письменность протоболгар (булгар, древних болгар), употреблялась в VI—X веках, некоторое время — на Балканах параллельно с кириллицей. Параллельно у протоболгар в Причерноморье и у волжских булгар была ходу так называемая доно-кубанская письменность, которая напрямую не связана с болгарскими рунами.
Те́нгвар (кв. Tengwar, «письмена») — один из видов письменности в легендариуме Дж. Р. Р. Толкина.
Гардари́ки (Гарда́рика) (др.-сканд. ᚴᛅᚱᚦᛅᚱᛁᚴᛁ, Garðaríki, норв. Gardarike, швед. Gårdarike) — с XII века норманское название Руси, известное в Северной Европе в Средние века, в том числе в скандинавских сагах. Термин можно перевести как «страна городов».
Германское язычество — духовное мировоззрение и религиозные практики древних германцев с эпохи Железного века до принятия ими христианства в Средневековье. Исследователи описывают его не как цельную религию, а скорее как систему связанных идей и практик.
Эпоха викингов — принятое в государствах Северной Европы обозначение раннего Средневековья, особенно периода с VIII по XI века, когда жители Скандинавии, известные как викинги, совершали набеги на сопредельные государства, устанавливали торговые отношения с государствами Ближнего Востока и Средней Азии и расселялись на широком пространстве от Восточной Европы до Северной Америки и Гренландии. Следует за германским железным веком (в Швеции — за Вендельским периодом).
Кельтская мифология — мифологические представления континентальных и островных кельтов. Сформировалась в первоначальной области их расселения в Центральной Европе (к северу от Альп). Последующее развитие происходило в условиях расселения кельтских племён во 2-й половине 1-го тысячелетия до н. э. на Европейском континенте и Британских островах и соприкосновения с автохтонным населением.
Свеи (швед. svear, sviar) — древнегерманское племя, жившее на территории нынешней Швеции. Термин также использовался как собирательное название населения древней Швеции. От этнонима «свеи» происходит название Швеции: Sverige = svea+rige (со швед. — «государство свеев»).
Погреба́льная ладья ́ («кора́бль мёртвых») — обряд погребения, при котором в качестве вместилища для покойного и/или его погребальных даров используется судно (корабль или лодка).
Рарог , Рарашек, Рариг (чеш. и словацк. Rarog, Raroh, Raroch, Rarašek, укр. Раріг, польск. Raróg) — в славянской мифологии огненный дух, связанный с культом очага.
Кеннинг (kenning) — разновидность метафоры, характерная для скальдической поэзии, а также для англосаксонской и кельтской. Принципы построения кеннингов и многочисленные примеры можно найти в Младшей Эдде.
Галльский язык — мёртвый кельтский язык, широко распространённый в Галлии в доримский период , до того, когда был окончательно вытеснен народной латынью.
Этру́сский алфави́т — набор символов, характерный для письменного этрусского языка. Создан на основе западногреческого алфавита.
Биа́рмия , или Бьярмия, или Бьярмаланд (норв. Bjarmeland) — известная по сагам и летописям историческая область на севере Восточной Европы.
Вальки́рия (др.-исл. valkyrja− «выбирающая убитых») в скандинавской мифологии — дочь славного воина или конунга, которая реет на крылатом коне над полем битвы и решает, кому из воинов выжить в битве, а кому − погибнуть. Погибшие отправляются в небесный чертог — Вальхаллу. С гривы её коня (облака) капает оплодотворяющая роса, а от её меча исходит свет.
Исла́ндский язы́к (самоназвание — íslenska ) — индоевропейский язык, язык исландцев, государственный язык (с 2011 г. законодательно) Исландии, представитель скандинавской группы германских языков.
Ётуны или йόтуны (др.-сканд. Jötunn — «обжора») в германо-скандинавской мифологии — великаны (турсы) семейства Гримтурсенов, правнуки Имира. Ётуны жили в Ётунхейме, отличались силой и ростом и были противниками асов и людей.
А́сы (др.-сканд. м. р. ед. ч. áss (ǫ́ss, ás), мн. ч. æsir; ж. р. ед. ч. ásynja, мн. ч. ásynjur) — в германо-скандинавской мифологии основная группа богов. Верховным богом и вождём асов является Один.
Рогатый шлем — головной убор (доспех), известный ещё из бронзового и железного века по изображениям и археологическим находкам .
Славя́нская мифоло́гия — совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов. Информацию о верованиях и религии славян см. в статье «Славянское язычество».
Римский железный век (1-400) — исторический период, выделенный шведским археологом О. Монтелиусом для части земель Скандинавии, Северной Германии и Нидерландов, не охваченной посткельтскими культурами эпохи римского владычества.
Ваны (др.-сканд. Vanir) — группа богов в германо-скандинавской мифологии, чей род уступил место культу асов (Aisir), с которыми они то враждуют, то заключают союз.
Составная руна — лигатура двух и более рун. Составные руны редко встречались в эпоху викингов, но часто применялись до и после викингов. Иногда использовались в качестве подписи мастера рун на камне или для выделения имён.
Финики́йская пи́сьменность — одна из первых засвидетельствованных в истории человечества систем фонетического письма. Появилась около XV века до н. э. и стала родоначальницей большинства современных алфавитных и некоторых других систем письма.
Подробнее: Финикийское письмо
Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки; отсюда и «клинообразные» штрихи.
Древнетю́ркское руни́ческое письмо ́ (орхо́но-енисе́йская пи́сьменность) — письменность, применявшаяся в Центральной Азии для записей на тюркских языках в VIII—X вв. н. э.
Древнеперси́дская кли́нопись — наиболее молодая из клинописных форм письма. Хотя знаки внешне напоминают аккадскую или шумерскую клинопись, сходство лишь внешнее — по происхождению это совершенно оригинальная письменность. Дешифрована в XIX в. немецким учителем Г. Ф. Гротефендом и английским дипломатом Г. К. Роулинсоном. Все надписи относятся к эпохе Ахеменидов. Наиболее известной является трёхъязычная монументальная надпись на Бехистунской скале — на древнеперсидском, аккадском и эламском языках...
Еги́петское иероглифи́ческое письмо ́, иероглифика — одна из систем (наряду с иератикой и демотикой) египетской письменности, использовавшаяся в Египте на протяжении почти 3500 лет, начиная с рубежа 4-го и 3-го тыс. до н. э. Является рисуночным письмом, дополненным фонетическими знаками (лого-консонантный тип), то есть сочетает элементы идеографического, силлабического и фонетического писем.
Ронго-ронго , кохау ронгоронго — деревянные дощечки с письменами жителей острова Пасхи. В настоящее время не ясно, представляют ли каждый символ отдельное слово или слог. Все ронго-ронго сделаны из дерева торомиро. На сегодня в музеях мира сохранилось всего около 25 «дощечек». Традиционно они нумеруются буквами латинского алфавита, что однако не является единственным способом обозначения «таблиц», среди которых присутствует один жезл, две надписи на нагрудном украшении реимиро, а также надпись на...
Латинская эпиграфика (греч. ἐπὶ γράφειν; лат. Epigrafia latina) — вспомогательная историческая и археологическая дисциплина, занимающаяся изучением, каталогизацией и переводом античных латинских высеченных надписей.
Фиванский алфавит (также письмо ангелов, Ангельский алфавит, алфавит Гонория, алфавит ведьм) — состоящая из 24 знаков система письма невыясненного происхождения, которая в Средние века использовалась для сокрытия от непосвящённых различных тайных текстов.
Розе́ттский ка́мень — плита из гранодиорита, найденная в 1799 году в Египте возле небольшого города Розетта (теперь Рашид), недалеко от Александрии, с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, в том числе двумя на древнеегипетском языке — начертанными древнеегипетскими иероглифами и египетским демотическим письмом, которое представляет собой сокращённую скоропись эпохи позднего Египта, и одной на древнегреческом языке. Древнегреческий был хорошо известен лингвистам, и сопоставление трёх...
Трикве́тр , также трикве́стр (лат. triquetrum от tri «три» + quetrus «имеющий углы») — символ, происхождение и современное применение которого разительно отличаются. Так, например, после X века на Руси символ использовался в основном как специфический «варяжский» орнаментальный мотив.
Греческая эпиграфика (греч. ἐπὶ γράφειν; лат. epigraphia graeca) — вспомогательная историко-филологическая и археологическая дисциплина, занимающаяся изучением, каталогизацией и переводом античных греческих высеченных надписей.
Ко́дексы ма́йя (юкатек. pik hu'un) — иероглифические рукописи цивилизации майя. Технически майяский кодекс представляет собой сложенную в виде гармоники полосу месоамериканской бумаги (аматль, на языке юкатека huun), изготовленной из луба растения амате (Ficus insipida). Складки гармоники — отдельные «страницы» — могли быть покрыты изображениями и надписями с лицевой и оборотной стороны, оборот иногда не заполняли текстом и изображениями. Тексты не предназначались для чтения подряд, структурно они...
Дешифровка ронго-ронго , письменности острова Пасхи, обнаруженной в конце XIX века, до сих пор не осуществлена. Аналогично другим недешифрованным письменностям, существует множество гипотез относительно ронго-ронго, в том числе фантастических. Известно содержание только части одной таблички, имеющей отношение к лунному календарю, но даже эту часть пока не удалось расшифровать. Дешифровке препятствуют три обстоятельства: малое количество сохранившихся текстов (содержащих в сумме не более 15 000 знаков...
Упоминания в литературе (продолжение)
Но нет ли какой-нибудь более «приземленной» версии происхождения
рун ? Долгое время историки и филологи отталкивались от их странной формы – угловатой, геометрической, и старались найти аналоги в самых разных древних языках. Но впоследствии возникла гипотеза, что, возможно, «предки» германских рун выглядели несколько иначе, просто жители севера трансформировали какую-то из существовавших на тот момент письменностей так, чтобы буквы (знаки) было удобно вырезать на камне и дереве. Поэтому руны, какими бы они ни были изначально, приобрели характерную угловатую форму. Наиболее популярна в наше время версия о происхождении рун от какого-либо из северноэтрусских алфавитов. Есть также предположения, что древние германцы не переиначивали уже имеющиеся знаки письменности, а создали свои собственные без опоры на то, что изобретено другими…
В этой части книги приведены все
руны Старшего Футарка в их оригинальном порядке, под современными названиями. Возле каждой руны указано ее первоначальное германское название и его буквальный перевод (ниже приведены дополнительные сведения об этом). Далее следуют соответствующие строфы рунических поэм и ассоциации, о которых мы уже немного говорили в первой части. Обратите внимание, что 24 става поделены на три группы: атт Фрейра (посвященный богу плодородия Фрейру), атт Хагалаз (посвященный стихийной силе града) и атт Тюра (посвященный древнему богу меча, Тюру, которого германские племена называли Тиу или Тиваз). При гадании это деление не имеет особого значения.
Бесспорно, самые первые символы и знаки, написанные или выдолбленные в камне или вырезанные на дереве, имели магический характер. Самые древние свидетельства того относятся к 17–16-му тысячелетию до н. э. На этих памятниках письменности изображены фигуры, ставшие «праотцами» известных сегодня магических символов: крестов,
рун , колес, свастик. Впоследствии эти сакральные знаки накапливались, передавались в откровениях, устно и до 3–1-го тысячелетия до н. э. уже были системами, начали образовываться первые магические алфавиты.
Сам Таубе считал, что знак in specie не представляет собой никакого предмета реального мира, не соглашался он и с толкованием знака как монограммы. Единственно приемлемым вариантом, по его мнению, являлось определение его как условной геометрической фигуры, орнамента. «Но, – рассуждал Таубе, – если знак Владимирова дома представлял собою не более как известный узор, орнамент, то совершенно ясно, что вопрос о его происхождении сводится к отысканию той художественной среды, в которой был в ходу или мог возникнуть подобный орнамент»[21]. Автор обнаружил художественную среду в Скандинавии и нисколько не сомневался, найдя «знаку Рюриковичей» аналогии на «рунических камнях средневековой Швеции», в его шведском происхождении. Исследуя изобразительную форму «загадочного знака», Таубе обнаружил в нем присутствие лилейного «узла», имевшего магическое значение «заговора», привораживания счастья и заклинания зла. С другой стороны, автор признавал, что «знак Рюриковичей» все-таки отличается от скандинавских
рун , сохраняя в принципе форму трезубца – «одной из древнейших, широко распространенных в Европе и Азии эмблем власти», а также «заветного символа… известного в обширном регионе действий древних скандинавских викингов».
По мнению Юрковца таких иероглифов, как на зеркале, в китайском языке нет. Но прочитать эту надпись на китайском языке можно идеографически, что и сделали китайцы по просьбе Шавкунова. Их иероглифическое письмо является разновидностью идеографического. Однако в надписи присутствуют и другие знаки типа черт и резов, встречающиеся в русской письменности, а также знаки из этрусского, критского, протоиндийского и других древних языков, во многом имеющие сходные фонетические значения. Компановка надписи представлена в виде столбцов – плотно упорядоченных соединённых знаков, составляющих слово. То есть слоги не написаны по порядку, а вставлены в самые значимые по смыслу знаки. А в них, в свою очередь, вставлены «проходные» слоги. Как пишет Юрковец, такой способ письма, видимо, является уникальным. Его можно назвать словографическим, поскольку он противоположен по смысловому наполнению идеографическому и несёт в себе графический образ самого слова. Очень интересен сам процесс расшифровки, описанный автором (здесь не приводится, как и сама надпись). Выделенные из текста знаки, преобразованы автором в буквы и слова и оказалось, что текст написан почти на современном русском языке: «Спасёво рода гора Ма на лоди своя». Таким Образом, похоже, что В. Юрковец открыл на Дальнем Востоке новый оригинальный вид русского словографического письма на чжурчженьском зеркале. Тогда возникает вопрос: а кем же тогда были чжурчжени? Уж не славянского ли они корня? Позже будет показаны примеры чтения
рун , выявленных в неолите Нижнеамурья.
В славянском происхождении казаков были убеждены Е. П. Савельев (1860–1927) и Д. И. Иловайский (1832–1920). Славянофильство Евграфа Савельева наглядно демонстрирует поддержка им Фаддея Воланского, который прочел руническую надпись на камне гробницы легендарного царя этрусков Энея, используя глаголицо-кирилловский алфавит. Притом что найденная в Италии надпись выбита чуть не классическими орхоно-енисейскими
рунами справа налево в тюркском стиле! В книге Алексея Бычкова «Происхождение славян» (2007){38} приводятся подобные надписи, где, если оказывается невозможным славянский перевод, их называют «магические буквы и завитки».
В источниках сохранились указания и на известность языческой культуре некой формы письменности. Так, Титмар Мерзебургский сообщает, что в храме Ретры на идолах были подписаны их имена. Однако о каком виде письменности могла идти речь точно сказать невозможно. Не исключено, что отголоском такой древней письменности или знаковой системы является сохранённая онемеченными потомками балтийских славян система знаков собственности. Такие знаки по виду походили на
руны , буквы или некоторые элементы орнамента, и использовались в XIX для обозначения собственности. Немцы называли их марками, в русской терминологии они бы скорее соответствовали тамгам. Такие знаки были в ходу как у знати и попадали в последствии на гербы, так и у простых крестьян и рыбаков, которые помечали ими свои сельскохозяйственные инструменты, рыболовные сети, скот и прочее имущество (Lisch 1855; Ebbinghaus 1961). На Рюгене и близлежащих островах ещё в начале прошлого века каждый рыбацкий дом имел свой собственный знак. Он передавался по наследству, но сын изменял знак отца, прибавляя к нему новую черточку и делая, таким образом, своим собственным. Знаки эти могли переходить не только от отца к сыну; при продаже собственности они переходили вместе с домом к новому владельцу. Схожая знаковая система известна по всей Балтике, в том числе в скандинавских, балтских и финно-угорских землях, так что истоки её могут уходить в очень глубокую древность, когда культуры и обычаи этих народов были ещё очень близки.
Итак, изначально глаголица и кириллица отличались друг от друга лишь начертанием букв. Кирилл и Мефодий создали своего рода «защитную оболочку» для рунического алфавита, зашифровав его греческими символами. Могучая сила
рун от этого не исчезла, но стала действовать более мягко. Такой алфавит можно было отдать широким массам, уже не опасаясь случайного нежелательного, а то и разрушительного воздействия мощной рунической силы.
Итак, изначально глаголица и кириллица отличались друг от друга лишь начертанием букв. Изобретя кириллицу, Кирилл и Мефодий создали своего рода «защитную оболочку» для рунического алфавита, зашифровав его греческими символами. Могучая сила
рун от этого не исчезла, но стала действовать более мягко. Такой алфавит можно было отдать широким массам, уже не опасаясь случайного нежелательного, а то и разрушительного воздействия мощной рунической силы.
Специалистам известно, что кроме церковных книг и летописей, написанных кириллицей, в архивах государственных музеев и в частных собраниях есть книги и предметы с дохристианской письменностью. Официальная наука называет это «черты и резы» и считает примитивной системой знаков славян. Расшифровкой таких текстов заниматься не принято. Но историки с более широкими взглядами именуют эту письменность рунической. По их мнению, у древних руссов были свои
руны – своеобразные иероглифы. И такие книги переведены.
Не утихают споры о том, можно ли прочесть их с помощью современного русского алфавита. С одной стороны, славянские четы и резы – это тоже
руны . Совершенно очевидно и то, что древние языки и культуры на территории Европы имели больше общего, чем сегодня. Не самой фантастической теорией выглядит предположение о том, что многие языки формировались на одной основе. В таком случае попытка соотнести русский алфавит и руническое письмо не бессмысленное занятие. Однако оно довольно неблагодарно в силу огромных пробелов в знании как фонетики, так и трансформации устной, а тем более, знаковой культуры наших предков.
Другой казахский исследователь древних
рун Алтай Аманжолов перевел текст серебряной чашечки из Иссыкского кургана. Верхняя строка надписи гласит: «Старший брат, тебе (этот) очаг!» Нижняя строка: «Чужой, опустись на колени! (Да будет) у поколения пища!» [93, с. 243]. Значит, в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Семиречье звучала тюркская речь. То же самое утверждает и академик С.Е. Малов: «В своей классификации тюркских языков я, в итоге своих занятий, отодвинул появление тюркских языков в том самом виде, как мы их теперь встречаем, на две с половиной тысячи лет вглубь от нас» [93, с. 248].
Другой важной составляющей его оккультной системы было учение о кристаллах. В соответствии с ним душе каждого типа людей соответствовал особый тип кристаллов. С их помощью можно было влиять на судьбу и лечить болезни. Структура драгоценных камней была также определена как трехмерная проекция
рун , что и давало дополнительную силу самоцвету. Само слово «кристалл» несло в себе указание на древнюю религию нордических народов – крист, впоследствии искаженную и вытесненную христианством. В качестве других доказательств ее существования приводились различные варианты крестов, присутствовавших во многих культурах. Чтобы показать существование древних знаков в алхимии, Горслебен трансформировал круг в свастику, квадрат разложил на составляющие и получил изображение руны «дагаз». Популярный в эзотерической среде символ – алхимический куб – представал как сложенный в трех измерениях крест, что являлось, по его мнению, доказательством сохранения в этой традиции остатков арийских верований.
В свете этого помимо керамики единственным надежным археологическим свидетельством пребывания скандинавов на севере Руси могут считаться артефакты с руническими надписями. Такие находки немногочисленны, но они есть. Найденный в Ладоге деревянный стержень с рунической надписью датируется первой половиной IX в., а обнаруженный там же медный амулет с рунической надписью был обнаружен в слое второй половины X в. Два металлических амулета с
рунами , найденные на Рюриковом городище, датируются рубежом X-XI вв. С учетом того, что только в Швеции обнаружено 2300 рунических надписей, А. В. Арциховский отметил: «Исключительная редкость рун в России резко противоречит обилию их в Скандинавии. Огромные размеры советских раскопок особо подчеркивают эту редкость. Очевидно, проникновение скандинавов в Россию не было массовым». Таким образом, подчеркнул ученый, «гипотеза о массовой шведской колонизации не подтверждается ничем»[98]. Приведенные данные показывают, что отдельные скандинавы присутствовали на севере Восточной Европе в эпоху, предшествовавшую призванию Рюрика, однако, как и в случае с балтами, их численность была невелика. Ни археология, ни антропология, ни лингвистика не подтверждают утверждений норманистов о том, что выходцы из Скандинавии оказывали какое-либо заметное влияние на происходившие в регионе события.
Готский историк VI в. Иордан говорил о людях, которых он называл скререфиннами, чья территория простиралась от Ботнического залива до центральных областей Швеции и Норвегии. Они в значительной степени испытали влияние готов, приобретя таким образом некоторое представление о руническом алфавите, принесенном с Черноморского побережья. Следы этого – что имело важнейшее значение для исследователей истории Скандинавии и экспедиций викингов – были замечены у лапландцев миссионером Кнудом Леемом. В 1725 г. он узнал
руны на некоторых рисунках, выполненных лапландцами на магических барабанах шаманов.
Наиболее известен так называемый Старший Футарк, состоящий из двадцати четырех знаков –
рун .
Вообще, спиральная структура оберега – не только основная примета головного оберега. Магический знак в виде спирали, обозначавший Солнце, встречается еще в бронзовом веке. Тогда у многих народов Европы, в том числе и у общих предков славян, применялись в украшениях проволочные круги, плотно заполненные спиралями. Золотистая бронза, из которой их изготавливали, указывала на них как на символы солнца. Здесь мы можем видеть, как магический знак, сходный с волшебной
руной , постепенно перекочевал со стены пещеры, где его рисовали в каменном веке, на обереги и со временем превратился в предмет наряда с функциями оберега.
Растет интерес и к руническим символам, а также к символике славянских оберегов. Здесь следует отметить, что использование
рун для исполнения желаемого – исключительно народный обычай, возникший во многих странах в ходе глобализации. Руны предназначены для связи со сверхъестественным, определения будущего, но никак не для привлечения богатства или удачи. Целесообразно использовать руны для того, чтобы узнать, например, какой путь выбрать, чтобы добиться цели. Однако сегодня нередко можно встретить советы по применению рун в качестве талисманов. Вероятно, такая методика работает благодаря вере обладателя талисмана. Символику славянских оберегов чаще можно встретить в одежде и вышитых панно.
Долгое время считалось, что тип XI относится к периоду 1120–1220 годов, но последние исследования отнесли его к более раннему времени. На недавно исследованном мече этого типа обнаружились
руны , выгравированные на хвостовике и инкрустированные белым металлом на клинке. Руны на хвостовике имеют явно выраженное англосаксонское происхождение и датируются самое позднее десятым веком. Примерно после 900 года руны использовались англосаксами довольно редко. Хорошо выполненное яблоко в форме бразильского ореха и длинная, незначительно изогнутая крестовина прежде датировались не ранее чем 1100 годом. Однако в настоящее время появилось немало свидетельств того, что они использовались, особенно в Англии, уже в десятом веке. В некоторых английских манускриптах, относящихся именно к этому веку, изображены длинные узкие мечи (рис. 12) с эфесами, сходными с описанным. Иногда крестовина бывает очень длинной и резко изогнутой. Есть еще яблоко в Британском музее, найденное в Инглтоне, Йоркшир, с оправой из черненого серебра и украшенное в типично английском стиле 900 года, которое очень похоже или было похоже – поскольку металлические части подверглись коррозионному разрушению – по форме на яблоко рассматриваемого меча и мечей, упомянутых в манускриптах.
Долгое время
руны применялись только в магических целях и для гадания. Знатоками рун были маги и врачеватели. Каждая руна имеет собственное наименование и связывается с тем или иным божеством, предметом или явлением. При нанесении изображения руны идет обращение непосредственно к той сущности, которую руна обозначает, – для того чтобы воздействовать на нее определенным образом. Для усиления действия при вырезании руны ее название произносят вслух или напевают.
Зато у всех арийских народов обнаруживаются алфавиты. На Балканах известны алфавиты греческий, фракийский, на Эгейских островах лемносский, в Малой Азии фригийский. В Италии и на Сицилии – латинский, этруский, умбрский, оскский, венетский, ретский, элимский. В античных источниках упоминается, что у здешних племен луканов и бреттиев тоже имелась своя письменность, которую они принесли откуда-то с севера. А Диодор Сицилийский называл изобретателями письма пеласгов и этрусков [47, 86, 89]. Несколько видов алфавита существовали у кельтов, испанских кельтиберов. У германцев и славян была руническая письменность. Ко всему прочему, германские
руны оказываются похожими на знаки древнеиндийского письма «брахми». Правда, оно было не алфавитным, а слоговым, но между буквами легко увидеть сходство [133]. Некой разновидностью письма «брахми» пользовались и тохары в Западном Китае. Руны, очень напоминающие германские, обнаружены в наскальных росписях в Хакассии.
Насмешливое украинское прозвание москвичей и вообще русских москали, на наш взгляд, уводит во времена по крайней мере не позднее похода аргонавтов за Золотым
руном в Мосхийские горы (западная часть Малого Кавказского хребта), где колхи (кохлы, хохлы – обычная языковая метатеза, как медведь – ведмедь) обитали в то время рядом с мосхами (москалями), имя которых и сохранилось в названии этой территории. Возможно, им, колхам-хох-лам, и принадлежало в то время нечто, связанное со священными знаниями о слове, известное нам из греческой мифологии как Золотое руно. Между прочим, аргонавты совершали свой поход под знаком змея, а наименование их корабля неслучайно дало современное слово жаргон и указывает на утрату ими священного знания. Мосхи же, согласно смыслу их имени, вероятно, были хранителями рода священной крови. (Мосхи – МОСО КИ, Мессианская Кровь; колхи – КОЛО КИ, Солнца Кровь.) Колхи утратили Руно, и с тех времен о нем не осталось никаких сведений.[28]
Само слово «навь» имеет общеиндоевропейский корень, знакомый многим по таким словам, как «навигация» (лат. navis – море), а также по одному из вариантов именования
руны n Need/Nautiz («Нужда»).
Что же мы видим в Европе? В Эгейском регионе – греческий, фригийский и фракийский алфавиты, алфавит острова Лемнос. В Италии – целый букет алфавитов: латинский, этрускский, умбрский, оскский, венетский, ретский, элимский. У кельтиберов в Испании существовало несколько видов письменности. Одна – в долине Эбро, другая в Андалусии у турдетанов. В других странах мы обнаруживаем
руны , германские и так называемые славянские. В Африке у берберов до XIX века сохранялся «ливийский» или «нумидийский» алфавит – и было доказано, что в основе его лежал вовсе не финикийский алфавит Карфагена, а какие-то более древние корни.
Что же мы видим в Европе? В Эгейском регионе – греческий, фригийский и фракийский алфавиты, алфавит острова Лемнос. В Италии – целый букет алфавитов: латинский, этрускский, умбрский, оскский, венетский, ретский, элимский. У кельтиберов в Испании существовало несколько видов письменности. Одна – в долине Эбро, другая в Андалусии у турдетанов. В других странах мы обнаруживаем
руны , германские и так называемые славянские. В Африке у берберов до XIX века сохранялся «ливийский» или «нумидийский» алфавит – и было доказано, что в основе его лежал вовсе не финикийского алфавита Карфагена, а какие-то более древние корни.
Некоторые современные специалисты в области геральдики, говоря о происхождении европейских гербов, склонны к самым прагматическим объяснениям. Например, французский историк Мишель Пастуро (2003) считает, что гербы возникли в средневековье из-за необходимости различать воинов, одетых в одинаковые доспехи, во время битвы. Он не видит предшественников гербов ни среди символов античности, ни в германских
рунах , ни на Востоке. Во времена первого крестового похода гербов еще не было, но ко второму они уже украшали щиты европейского воинства. Защитное вооружение (кольчуга и шлем, скрывавшие фигуру и лицо рыцаря) пробудило желание быть узнаваемым. Якобы именно поэтому возникла потребность расписывать щиты яркими и узнаваемыми картинами.
На страницах этой книги мы будем изучать
руны . Но не как инструмент для гадания или предсказания: видеть в рунах только способ для мантики – оскорбительно и недостойно такого глубокого предмета, как руническая магия. В этих простых на первый взгляд знаках и символах заложены более глубокий смысл и более широкие возможности, чем простое считывание информации об уже простроенных событиях. Мы будем изучать руны как описание мироустройства, описание всех энергоинформационных процессов – от устройства сознания человека до устройства сознания Вселенной, что есть суть одно.
Основополагающая роль воды в биосфере нашей планеты была известна всем древним народам. Это отразилось в их космогонических мифах, религии, верованиях и обычаях. Древние шумеры умело пользовались силой приливов и отливов, изготавливали сосуды для очищения воды и придания ей особых свойств. В скандинавской магии она была представлена сразу двумя
рунами , символизирующими ее жидкое и твердое состояние. В Индии все реки являются священными, в них совершают омовения, перед ними преклоняются, с их помощью решают проблемы. Египет поражает ученых не только гигантскими пирамидами, но и совершенной ирригационной системой, что свидетельствует о серьезных научных изысканиях в гидрологии. Древние египтяне создали свой загробный мир, дорогой в который, согласно «Книге мертвых», является именно река.
Покорив весь мир, арии разнесли мировоззрение, философию и образ жизни древних славянских народов по планете. И этому есть доказательства повсюду. В каждом артефакте присутствует славяно-арийская свастика, символизирующая стороны света. Свастика – это древняя русская
руна , хранящая глубочайшую философию, доступную нашим предкам и непостижимую нашим современникам. В Индии таких знаков много, но – это все копии аутентичных славяно-арийских тайных знаков.
Русь, Расея, Россия – гласные «у, а, о» равноценны или, другими словами, не принципиальны, они лишь связующие между «Р-С». Именно в этих двух символах-звуках наш смысл и наше начало. Один из возможных ответов можно найти, как ни странно, по ту сторону баррикад. В древнегерманских
рунах звук «р» обозначала руна , а звук «с» руна . Первая означала «восходящее, растущее солнце» (англ. «rise,sunrise»), вторая «убывающее, закатное солнце» (англ. «set,sunset»). И то же самое в Древнем Египте, в самых ранних источниках Ра означал именно «ра» стущее солнце, его восход, а вот солнце заката олицетворял бог Сет (солнце «садится», «sunset»). В целом Р-С и сама Русь может символизировать путь Солнца и два его отрезка, от рассвета до зенита и далее до заката, но в первоначальном, северном смысле – от восхода солнца в весеннем равноденствии до летнего солнцестояния и его заката от высшей летней точки до осеннего равноденствия. «Русь – Расея» это обожествленное время жизни, это божественный полярный год. В северной традиции время, полярный цикл, вечное возвращение Солнцебога есть форма Бога, может, единственная наблюдаемая, она во всех частях времени, Яр = Jahr (год), яра(др. русск. – весна), jour (день), uhr, hour (час), era (век, эра));год = God; Аn(лат.) = Он. Греческий Кронос, первый царьСевера, и есть Время = Хронос.
По словам Л.Р. Прозорова: «Ритуальная пахота героя – широко распространенный мотив у целого ряда индоевропейских народов: италиков, индусов, греков, франков. Священный золотой плуг присутствовал, по сообщению Геродота (IV, 5, 7), в обрядности «скифов» пахарей, сколотов Поднепровья, скорее всего бывших реликтом доскифского населения берегов Днепра. Легенды о пахаре богатыре присутствуют у прибалтийских финнов (князь Калевипоег, имя которого явно происходит от литовского или латышского «кальвис», – кузнец – и напоминает как финно-карельского Ильмаринена, так и «божьих ковалей» славян, пахавших на Змее – у эстонцев, кузнец Ильмаринен – у карел), чудесного пахаря Тюштяна избирают на княжение в мордовском предании. Впрочем, есть все основания считать, что указанные финно-угорские предания – заимствование у индоевропейских народов, в случае с карелами и мордвой – конкретно славянских. У карел были распространены даже собственно былины, перенятые у русских,[8] откуда, очевидно, и перешли в карельские
руны темы головы противника, насаживаемой на кол в ограде его собственного двора, увенчанной уже головами предшественников героя, самоубийства воина-изгоя Куллерво, бросающегося на меч, и, наконец, тема волшебника кузнеца, вспахивающего плугом из золота и серебра «змеиное поле» (очевидно, переосмысление «пахоты на змее» славянских ковалей). Что до мордвы, то ее предания подвергались сильнейшему влиянию русских соседей, в особенности раскольников,[9] да и само предание об избрании Тюштяна царем едва ли не дословно повторяет легенду о Пшемысле.
Обереги можно изготовить: любые небольшие вещицы, чаще всего, фигурки с нанесенными на них
рунами , знаками или символами. Даже если вы ничего не знаете про нанесенный на обереге знак, он все равно будет вас защищать, поскольку главную связь энергоинформационная составляющая оберега держит не с вашим физическим телом, а с другими тонкими телами вашей сущности, которые вполне понимают и принимают заложенную в знаке сохраняющую информацию.
Познавательные свойства искусства. Проблеме художественного образа в контексте гносеологии, познания уделяется значительное место в науке при рассмотрении философских и эстетических его аспектов. Для нас важно уяснение причин, благодаря которым художественно-образные представления человека о мире устойчивы в ходе истории. Миропонимание, мирописание, мировоззрение, картина мира, образ мира суть категории, с помощью которых определяется характер отражения природы в сознании людей их отношение к предметному, вещному миру. Гносеологическая специфика искусства заключена в образно-чувственном моделировании времени и пространства и в способах его презентации. Общей для всех искусств является категория «художественный образ». Картину мира постигали средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусства, архитектуры, литературы, музыки, театра, кино. Представления о мире в изобразительно-декоративной традиции суть визуально-графические и объемно-пластические формы. Цель художественной формы – выразить красоту материального объекта. Дописьменная эпоха отличается большим диапазоном графического изображения и устного предания. С появлением письменности изображение трансформируется. Структура образного мышления в графике меняется в сторону символических или сюжетных изображений, вместе с этим меняется и характер изобразительности. Графика преобразуется в пиктограмму и
руны и доходит до наших дней в функциях знаков письма.
Общее число указанных до сих пор созвездий 83. Остались пять созвездий – Киль, Корма, Паруса, Змея и Наугольник. Раньше три из них – Киль, Корма и Паруса – образовывали одно большое созвездие Корабль, в котором древние греки олицетворяли мифический корабль аргонавтов, под предводительством Ясона предпринявших поход в далекую Колхиду за золотым
руном .