Связанные понятия
Джиу-джицу, или
Джиу-джитсу , точнее Дзюдзю́цу (яп. 柔術 от яп. 柔 «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый» + 術 «техника, способ»; буквально «искусство мягкости») — общее название, применяемое для японских боевых искусств, включающих в себя техники работы с оружием и без него; искусство рукопашного боя, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений.
Армейский рукопашный бой (АРБ) — универсальная система обучения приёмам защиты и нападения, соединившая в себе многие функциональные элементы из арсенала мировых видов единоборств (ударная техника руками, ногами, головой, борцовская техника, болевые приёмы), опробованная в реальной боевой деятельности. Современный и быстро развивающийся вид боевых единоборств, получивший популярность за полноконтактные поединки.
Единоборство — противостояние двух людей (противников) один на один без или с применением оружия (огнестрельного или холодного), один против двоих (группа) уже стычка или дело;
Кикбо́ксинг (англ. kick «удар» + boxing) — спортивное единоборство, зародившееся в 1960-х годах. Подразделяется на американский кикбоксинг (фулл-контакт, фулл-контакт с «лоу-киком», семи-контакт, лайт-контакт, кик-лайт), японский кикбоксинг (формат К-1), сольные композиции (музыкальные формы). В широком смысле слова под кикбоксингом иногда понимают различные ударные единоборства, правилами которых разрешены удары руками и ногами с использованием в экипировке боксёрских перчаток (тайский бокс, шутбоксинг...
Карате ́ (также распространено написание каратэ, соответствующее русскому произношению; яп. 空手道 каратэ-до: «путь пустой руки» или 空手 каратэ «пустая рука») — японское боевое искусство, система защиты и нападения. С 2020 года — олимпийский вид спорта.
Упоминания в литературе
Развитие
рукопашного боя в дореволюционной России. Начиная с XIV в. в странах Европы, в том числе и на Руси, появилось огнестрельное оружие, что внесло существенные изменения в тактику военных действий. Рукопашный бой в этой ситуации стал скорее средством подготовки, нежели способом ведения сражения (как правило, эти умения были важны в конечных эпизодах боевых действий). Тем не менее рукопашная подготовка постоянно совершенствовалась и дополнялась приемами ведения боя с огнестрельным оружием (штыковой бой и т. п.). Русская национальная система боевой подготовки войск была заложена в период правления Петра I. Во второй половине XVIII в. благодаря усилиям выдающихся полководцев П.А. Румянцева, П.И. Панина, Г.А. Потемкина, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других эта система получила дальнейшее развитие и считалась лучшей в Европе. Особая роль в развитии боевой подготовки в русской армии принадлежит А.В. Суворову (1730–1800). Обучение рукопашному и штыковому бою в войсках Суворова органически входило в строевую и тактическую подготовку в сочетании с преодолением препятствий, маршами и другими разнообразными физическими упражнениями.
Первой современной и удачной попыткой создания универсальной системы подготовки к
рукопашному бою , можно считать систему оперативного карате и оперативного рукопашного боя, созданную в конце 1970–х гг. в КГБ СССР.[3]
Название «боевое самбо», или «боевой раздел самбо», многократно пытались изменить или модифицировать. В частности, использовались такие названия, как «прикладное самбо», «прикладное карате», «оперативное карате». В конечном итоге остановились на названии «
рукопашный бой ». В связи с тем что аналогов этой системе, несмотря на схожесть со многими восточными единоборствами, практически не было, добавилось слово «русский», и система стала называться системой русского рукопашного боя.
Существует школа
рукопашного боя Т. Касьянова (С. Иванов, Т. Касьянов, 1990), в основе которой лежит система, близкая к карате стиля шотокан со спортивным и специальным разделами. Ее ученики занимаются по двум разделам и обязательно участвуют в соревнованиях по рукопашному бою.
В 30-х годах ХХ века Нил Ознобишин дал следующее определение
рукопашному бою : «Искусство рукопашного боя заключает в себе все способы и приемы индивидуальной самозащиты и нападения, основанные на практическом изучении и научном анализе реального боя и его обстановки». Современный рукопашный бой как личная техника безопасности человека базируется на прочном научном фундаменте, включающем в себя целый ряд научных дисциплин – от физики и математики до психологии и биоритмологии. Общая структура рукопашного боя может быть представлена схемой показанной на рисунке.
Связанные понятия (продолжение)
Универсальный бой (Русский бой) (англ. Unifight) — комплексный вид спорта, включающий в себя преодоление полосы препятствий, метание ножей, стрельбу и рукопашный бой.
Кёку́синкай (яп. 極真会, «общество высшей истины»), или кёку́син (яп. 極真, «высшая истина») — стиль карате, основанный Масутацу Оямой в 1950-х годах. Кёкусинкай считается одной из самых трудных и жёстких разновидностей карате.
Панкратион (др.-греч. πανκράτιον ← πᾶν- «всё» + κράτος «сила, мощь») — возрождённый древний олимпийский вид единоборства. Слово «панкратион» происходит от названия боевого искусства, впервые включённого в соревнования античных Олимпийских игр.
Чёрный пояс — синоним звания дан в японских и корейских боевых искусствах. Обладатель этого звания в большинстве боевых искусств имеет элементом одежды для занятий пояс чёрного цвета. В некоторых боевых искусствах пояса не используются, но выражение «чёрный пояс» употребляется наряду со словом дан.
Боевы́е иску́сства — различные системы единоборств и самозащиты разного, часто восточноазиатского происхождения; развивались главным образом как средства ведения рукопашного поединка. В настоящее время практикуются во многих странах мира в основном в виде спортивных упражнений, ставящих своей целью физическое и сознательное совершенствование.
Борьба ́ — единоборство, рукопашная схватка двух людей, в которой каждый старается осилить другого, свалив его с ног.
Ударная техника — в боевых искусствах это совокупность средств, способов и методов выполнения ударов. Техника выполнения ударов является предметом изучения в таких боевых искусствах как бокс, кикбоксинг, тайский бокс, ушу, каратэ, тхэквондо и тому подобное.
Сава́т (фр. Savate; другие названия: boxe française, французский бокс, французский кикбоксинг и французская ножная борьба) — французское боевое искусство, в котором используются в равной мере и руки, и ноги, комбинируя элементы западного бокса и удары ногами. В классическом савате руки выполняют главным образом защитную функцию, удары производятся открытой ладонью. В современном савате (французский бокс) удары наносятся кулаками, с использованием боксёрских перчаток. Удары ногами наносятся стопой...
Кумите ́ (от яп. 組手 — букв. «переплетённые руки», схватка) — понятие японских боевых искусств, включающее в себя все разновидности боя на татами (тренировочный, соревновательный, аттестационный), является одним из основных разделов современного карате, наряду с ката и кихон.Зачастую кумите является одновременно и целью (соревнования, самооборона) и средством боевых искусств (отработка различных навыков и техник). Само по себе является конечной формой реализации всего технического и тактического арсенала...
Ушу ́ (кит. трад. 武術, упр. 武术, пиньинь: Wǔshù) — термин, употребляемый для обозначения как китайских боевых искусств, так и созданных на их основе современных видов спорта.
Тхэквондо ́ (кор. 태권도?, 跆拳道?), также таэквондо́ (калька с англ. Taekwon-do) — корейское боевое искусство. Характерная особенность — активное использование ног в бою; причём как для ударов, так и для блоков. Слово «тхэквондо» складывается из трёх слов: «топтать» + «кулак» + «путь, метод, учение, дао». По определению Чхве Хон Хи...
Са́мбо (сокращение (акроним) от самозащита (самооборона) без оружия) — советский, а в настоящее время и международный вид спортивного единоборства, а также комплексная система самозащиты, разработанная сотрудниками инструкторского и тренерского состава общества «Динамо» в 1930-е годы для подготовки офицеров НКВД и военнослужащих внутренних войск (в рамках курса специальной физической подготовки, сокр. «спецфиз»). Официальной датой рождения самбо принято считать 16 ноября 1938 года, когда Спорткомитет...
Армрестлинг (Борьба; от англ. Arm sport, arm wrestling, arm — рука) — вид борьбы на руках между двумя участниками (вид Спортивных единоборств). Во время матча одноимённые руки соревнующихся ставятся на твёрдую, ровную поверхность (как правило, стол), и ладони сцепляются в замок. Задачей соревнующегося рукоборца является прижатие руки противника к поверхности. На участников поединка накладывается ряд временных, технических и тактических ограничений (см. подробнее: Правила).
Айкидо (яп. 合気道 айкидо) — современное японское боевое искусство, созданное Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Чаще всего айкидо переводят как «путь слияния (с) жизненной энергией» или «путь гармонизации духа.» Целью Уэсибы было создание такого искусства, практики которого смогли бы защитить от травм не только себя, но и нападающего.Техники айкидо базируются на слиянии с атакой противника, перенаправлении энергии атакующего и заканчиваются...
Кэмпо (яп. 拳法) как термин употребляется некоторыми современными авторами как общее наименование всех боевых искусств независимо от национальной принадлежности. Термин появился от японского сочетания двух иероглифов "кэн" - кулак и "хо" - стиль, метод.
Дзюдо ́ (яп. 柔道 дзю: до:, дословно — «Мягкий путь»; в России также часто используется название «Гибкий путь») — японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро: 1860 — 1938), который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.
Хапкидо ́ (кор. 합기도?, 合氣道?; хап «объединение» + ки «энергия, сила» + -до «путь»; «Путь объединения энергии») — корейское боевое искусство, схожее с японским айкидо, но ближе к Джиу-джитсу, так как на его появление во многом оказала влияние техника, положенная и в основу айкидо, Дайто-рю Айки-дзюдзюцу. В дальнейшем в него вошли и элементы тхэквондо, тансудо. Хапкидо — относительно молодое боевое искусство, хотя в Корее по числу занимающихся занимает третье место после тхэквондо и дзюдо.
Сётокан (яп. 松濤館 сё: то: кан , буквально, «дом колышущихся сосен» или «зал сосны и моря») — один из основных стилей японского карате, разработанный выдающимся популяризатором и преподавателем карате Гитином Фунакоси (1868—1957) и получившим дальнейшее развитие благодаря его сыну Ёситаке Фунакоси. Направление получило название «Сётокан» от литературного псевдонима Фунакоси — Сёто. На эмблеме стиля изображен тигр.
Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК) — нормативный документ, определяющий порядок присвоения и подтверждения спортивных званий и разрядов в Российской Федерации. Определяет нормы, выполнение которых необходимо для присвоения званий и разрядов для всех официально признанных видов спорта. В СССР действовала Единая Всесоюзная спортивная классификация. Первая ЕВСК в России была введена в 1994 году, она была рассчитана на период до 1996 года. Для летних видов спорта действует ЕВСК...
Ножевой бой , или короткоклинковое фехтование, или ножевое фехтование — одно из разновидностей фехтования, характеризующаяся работой с короткоклинковыми типами холодного оружия (чаще всего ножом), или макетами имитирующих короткоклинковое холодное оружие. Как и большинство видов фехтования, имеет военно-прикладное и спортивное направление.
Борьба на поясах (англ. belt wrestling) — древний вид борьбы, заключающийся в единоборстве двух подпоясанных борцов. Спортсмены все время поединка находятся в схватке, держа друг друга за пояс и каждый из соперников пытается повалить другого и победить.
Бразильское джиу-джитсу (порт. Jiu-Jitsu Brasileiro) — боевое искусство и международное спортивное единоборство, основой которого является борьба в партере, а также болевые и удушающие приёмы. Это искусство возникло в начале ХХ-го столетия из дзюдо Кодокан, которое было самостоятельной молодой системой (основано в 1882 году), сформированной многочисленными школами (рю) японского джиу-джитсу.
Самооборона или Самозащита — ответные действия государства, юридического или частного лица, предпринимаемые для обеспечения своих прав, нарушенных нападением другого государства, юридического или частного лица.
Смешанные боевые искусства (также MMA — от англ. Mixed Martial Arts) — боевые искусства (часто неверно называемые «боями без правил»), представляющие собой сочетание множества техник, школ и направлений единоборств. ММА является полноконтактным боем с применением ударной техники и борьбы как в стойке (клинч), так и на полу (партер). Термин «Mixed Martial Arts» был предложен в 1995 году Риком Блюмом, президентом Battlecade, одной из ранних организаций ММА и впоследствии нашёл устойчивое применение...
Физи́ческая культу́ра (греч. φύσις — «природа» + культура) — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни...
Болевой приём — общий термин для действий человека во время схватки, сочетающих определённые захваты и движения, используемые для причинения противнику интенсивных болевых ощущений без применения ударной техники. В большинстве случаев непосредственной причиной боли является вынужденное движение одного из суставов человека по одной из осей на уровне физиологического предела (и, таким образом, на грани травмы), существуют также приёмы, сводящиеся к интенсивному локальному давлению на ткани. Для осуществления...
Регбо́л — спортивная командная игра с элементами борьбы, баскетбола и регби. Играют в регбол на баскетбольном поле. Цель игры — поразить мячом кольцо команды противника. В отличие от баскетбола, отсутствуют такие понятия как дриблинг и штрафные броски. Во время игры разрешается жёсткая силовая борьба, поэтому, чтобы не допустить травм и защитить игроков во время падений и столкновений — предусмотрены наколенники, налокотники и шлемы. Регбол является неотъемлемой частью в подготовке борцов. Рваный...
Тансудо ́ (당수도, 唐手道 ‘путь танской (китайской) руки’) — корейское боевое искусство, сосредоточенное на дисциплине и практике форм и последовательностей самозащиты.
Техника дзюдо (Кодокан дзюдо и других стилей) включает самые разнообразные приёмы: броски, болевые приёмы, удушения и удары. Не все приёмы разрешены в соревнованиях по спортивному дзюдо.
САМБОУД (САМозащита Без Оружия УДарами) — стиль рукопашного боя, разработанный группой энтузиастов, возглавляемой И.А. Дворяком, в Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского в начале 1970-х годов.
Исторический средневековый бой (ИСБ) — довольно молодой современный вид спорта, полноконтактные сражения с использованием защитного и наступательного вооружения, характерного для средневековья. ИСБ — это полноконтактное сражение на стальном не заточенном оружии. Бойцы облачены в полный доспех, который, как и оружие, сделан по историческим образцам. Удары наносятся в любые части тела (с учётом ограничений, зафиксированных в правилах), разрешены как ударные, так и борцовские приёмы.
Крав-мага ́ (ивр. קרב מגע — «контактный бой») — разработанная в Израиле военная система рукопашного боя, делающая акцент на быстрой нейтрализации угрозы жизни. Система получила известность после того, как была принята на вооружение различными израильскими силовыми структурами.
Операти́вное карате ́ (карате) — известное в России и мире направление в системе современного карате и рукопашного боя. Имеет прикладную направленность, проверенную опытом и практикой.
Кёкусин Будокай Карате (яп. 極真武道会空手) — стиль, созданный мастером боевых искусств Йоном Блюмингом (10 дан, Нидерланды).
Самоз (САМОЗащита) — система рукопашного боя, впитавшая в себя ряд приёмов из отечественных народных видов единоборств, а также наиболее эффективные приёмы западных и восточных систем самозащиты.
Историческое фехтование — фехтование на холодном оружии, имеющем аналоги в прошлом. Используются массогабаритные (не заточенные) копии оружия. Техника фехтования либо аналогична исторической (восстанавливается по историческим учебникам фехтования), либо разрабатывается заново (в спортивном варианте исторического фехтования). Обычно ограничиваются или исключаются слишком травмоопасные приемы.
Комплексное Единоборство — прикладной вид спортивного единоборства, созданный в 2003 году на основе наиболее рациональной техники и тактики бокса и кикбоксинга, вольной борьбы и самбо — в условиях активного противоборства, на фоне высокого психического напряжения и физического утомления. Комплексное Единоборство состоит из двух версий: Спортивно-прикладной и универсально-полноконтактной. Спортивно-прикладная версия начала зарождаться в Московском Институте МВД России с 1996 года и является базовой...
Немецкое дзю-дзюцу (Ju-Jutsu, также используется транслитерация , не путать с классической школой джиу-джитсу (Ju-Jitsu, Jiu-Jitsu или Jiujitsu)) — современная система самообороны .
УРСН (Уче́бная ро́та специа́льного назначе́ния) — первое подразделение специального назначения во внутренних войсках МВД Советского Союза.
Лава́нда — горнострелковая рота специального назначения внутренних войск МВД Украины, основными задачами которой являются проведение антитеррористических мероприятий в горной местности, ликвидация бандформирований и борьба с диверсионной деятельностью, а также, в условиях вооруженного конфликта на территории Украины захват и удержание перевалов до подхода основных сил, охрана и оборона особо важных объектов в горной местности, разведывательно-диверсионные мероприятия на временно оккупированной территории...
Фехтова́ние (нем. fechten — «сражаться, бороться») — система приёмов владения ручным холодным оружием в рукопашном бою, нанесения и отражения ударов и уколов. Также фехтованием называют и сам процесс боя с использованием холодного оружия (как реальный, так и учебно-тренировочный, спортивный, исторический, сценический и др.).
Мензурное фехтование (также мензура, студенческое фехтование) — проходящие по строгим правилам фехтовальные поединки на острых саблях-шлегерах между двумя представителями студенческих объединений в центральноевропейских государствах. Название происходит от термина «mensur», образованного, в свою очередь, от латинского «mensura» («размерность»), — с XVI века такие поединки проводятся со строго фиксированным допустимым расстоянием между противниками (ввиду чего поединки фактически проводились статично...
Тактика (др.-греч. τακτικός «относящийся к построению войск», от τάξις «строй и расположение») — составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и специальных войск на суше, в воздухе (космосе), на море и информационном пространстве; военно-теоретическая дисциплина.
Арнис или эскрима — филиппинское боевое искусство. Обучение начинается с работы с оружием (палки, ножи, бо), позже изучаются техники рукопашного боя (панантукан). Используются единые двигательные принципы при рукопашном бое и бое с оружием. В эпоху колониализма испытала сильное влияние испанского фехтования дестреза унаследовав от него раздел эспада и дага (исп. espada y daga).
Сквозная атака — один из учебно-тренировочных методов, практиковавшийся в русской армии в XVIII—XIX веках. Был создан фельдмаршалом Суворовым для обучения пехоты наступательным действиям и для приобретения солдатами физических и психологических навыков, необходимых во время реального боевого столкновения. Убеждённым сторонником использования сквозной атаки был российский генерал М. И. Драгомиров.
Упоминания в литературе (продолжение)
Задачи подготовки по боевым, спортивным и гражданским системам сильно отличаются друг от друга. Одно дело
рукопашный бой на войне, или выступление на ринге, а другое дело самозащита в мирной жизни и в любой ситуации. Поэтому боевые и спортивные методики подготовки нам не подходят, но могут использоваться как вспомогательный, дополнительный материал. В то время, как в спортивных и боевых единоборствах имеются четко разработанные методики, то в самообороне обычно, их за редким исключением, нет. Все обучение ведется без четкого учебного плана на усмотрение тренера, иногда по какой-то его программе, а иногда вообще бессистемно, по принципу «а чем бы нам сегодня позаниматься?».
К контрольным группам относятся студенты различного уровня подготовки и занимающиеся спортивным
рукопашным боем в спортивных секциях клубах г. Орла. Контрольная группа первого года обучения (НП-1) рукопашным боем РБ-1 составляет 22 человека, не имеющих разрядов по спортивным единоборствам (новички). Контрольная группа второго года обучения (УТ-2) рукопашным боем РБ-2 составляет 18 человек, имеющих начальный опыт занятий спортивными единоборствами. Контрольная группа третьего года обучения (УТ-3) рукопашным боем РБ-3 составляет 16 человек, имеющих опыт занятий спортивными единоборствами не менее 2 лет или спортивный разряд не ниже второго.
Ещё одной (на этот раз грубой) ошибкой является попытка многих авторов позиционировать
рукопашный бой как обязательную, да ещё и активно применяемую в боевых условиях, часть воинской подготовки восточных славян.
Сегодня широкое распространение различных систем боя, а также всевозможных стилей и школ боевых искусств среди населения позволяет предположить, что при реальном нападении, возможно, придется иметь дело с контингентом лиц, специально обученных ведению
рукопашного боя . Ведь ни для кого не секрет, что многие преступные группировки значительное время уделяют своей боевой подготовке – регулярно посещают спортзалы, изучают различные системы боя. С целью обезопасить себя от преступных посягательств, необходимо быть готовым действовать в ситуации необходимой обороны против нападающих, в том числе владеющих приемами бокса, самбо, дзюдо и каратэ. Необходимо стать «универсальным бойцом», одинаково эффективно повергающим противника вне зависимости от практикуемой им системы боя. Ведь различия между стилями обусловлены всего лишь влиянием тех или иных философских воззрений, исторической и национальной спецификой разных школ боевых искусств. Основных способов воздействия на человека в бою не так уж и много. Техника исполнения приемов зачастую схожа, поскольку все стили стремятся использовать возможности движения человеческого тела и особенности его строения.
6. Ударная борьба – соединение руконожного боя с бросками и борьбой лежа (то, что используется в современных соревновательных видах «
рукопашного боя » по милицейской и военной версиям).
Тактика (taktika) – греческое слово, обозначающее искусство построения войска. Применительно к штурмовому бою ГРОМ, тактика – это искусство ведения
рукопашного боя с превосходящими силами и средствами противника с наименьшим уроном для бойца и наибольшим поражением для противника. В данном случае нужно понимать, что силы – это количество противника, а средства – его техническая подготовленность и вооружение. Так как боевая самооборона не спорт, где нет правил, весовых категорий, где количество противника может быть разным и притом этот противник может быть вооружен, тактика штурмового боя ГРОМ играет главенствующую роль.
В 1948 году, когда было создано государство Израиль и организованы израильские силы обороны, Ими становится главным инструктором
рукопашного боя в Академии Боевой Подготовки. Он прослужил в Вооруженных Силах более 20 лет, в течение которых создавал и совершенствовал свою уникальную методику самообороны и рукопашного боя. Ими персонально тренировал лучших бойцов израильских специальных подразделений, обучил не одно поколение инструкторов крав маги.
Сходные изменения происходили и с играми в мяч. Североитальянский город эпохи Ренессанса был в состоянии приспособить к своим потребностям эти массовые схватки. Основы новой техники и практики фехтования, которое отделилось от обучения
рукопашному бою солдат наемных армий, ставших главной силой в военном искусстве, определялись придворными нормами престижа и физической подготовки.
Штурмовой бой ГРОМ является авторской системой (Махов С.Ю.) и представляет собой результат слияния научных знаний, практических разработок и реального боевого опыта в области
рукопашного боя , личной безопасности и боевого выживания.
Когда ценность таких групп была признана официально, высшие чины СС постепенно приняли реформы Штайнера. Вместе с идеологией «боевых групп» система обучения делала упор на трех главных элементах: физической подготовке, «закаливании характера» и обращении с оружием. День новобранца состоял из долгих часов физической и боевой подготовки, начинаясь в 6 часов утра. После подъема и завтрака, состоявшего из каши и минеральной воды, курсанты занимались огневой подготовкой и уроками
рукопашного боя . Далее следовал плотный обед, затем короткие, но интенсивные занятия по строевой подготовке. Вторая половина дня отводилась на уборку помещений и спортивную подготовку. В результате подопечные Штайнера проводили больше времени, занимаясь спортом и кроссами, чем строевой подготовкой. Вырабатывались высокие стандарты выносливости, позволявшие будущим солдатам войск СС преодолевать 3-километровую дистанцию в полной боевой выкладке всего за 20 минут. Этот норматив был не по силам ни новобранцам вермахта, ни даже многим солдатам «Лейбштандарта», которые большую часть времени проводили на плацу.
Период рождения различных видов борьбы начинается с эпохи Цинь и последовавшей за ней эпохи Хань. Раньше всех оформились два вида борьбы – цзюэли и цзюэди. Первоначально два эти термина были полными синонимами, но уже к III веку до н. э. стали обозначать два различных вида борьбы. Цзюэли первоначально не представляла собой конкретную систему с канонизированным набором приемов. Да и само название этой борьбы – «Помериться силами» – свидетельствовало о том, что под этим термином фигурировало все многообразие методов
рукопашного боя , боя с оружием, а иногда и просто силовых состязаний, например, в поднятии тяжестей. В одних случаях цзюэли представляла собой свободный поединок без четких правил, в других – турниры, проводимые в праздники во дворце или среди народа. Китайский император Цинь Шихуанди ввел цзюэли в качестве обязательной тренировки воинов. Каждый боец должен был пройти обучение фехтованию, бою на коне, в пешем строю, на воде, а также изучить несколько приемов борьбы без оружия. Одним из видов цзюэли стала борьба шоубо, которая включала броски, захваты, заломы и удары.
Период рождения различных видов борьбы начинается с эпохи Цинь и последовавшей за ней эпохи Хань. Раньше всех оформились два вида борьбы – цзюэли и цзюэди. Первоначально два эти термина были полными синонимами, но уже к III веку до н. э. стали обозначать два различных вида борьбы. Цзюэли первоначально не представляла собой конкретную систему с канонизированным набором приемов. Да и само название этой борьбы – «Помериться силами» – свидетельствовало о том, что под этим термином фигурировало все многообразие методов
рукопашного боя , боя с оружием, а иногда и просто силовых состязаний, например в поднятии тяжестей. В одних случаях цзюэли представляла собой свободный поединок без четких правил, в других – турниры, проводимые в праздники во дворце или среди народа. Китайский император Цинь Шихуан* ввел цзюэли в качестве обязательной тренировки воинов. Каждый боец должен был пройти обучение фехтованию, бою на коне, в пешем строю, на воде, а также изучить несколько приемов борьбы без оружия. Одним из видов цзюэли стала борьба шоубо, которая включала броски, захваты, заломы и удары.
Период рождения различных видов борьбы начинается с эпохи Цинь и последовавшей за ней эпохи Хань. Раньше всех оформились два вида борьбы – цзюэли и цзюэди. Первоначально два эти термина были полными синонимами, но уже к III веку до н.э. стали обозначать два различных вида борьбы. Цзюэли первоначально не представляла собой конкретную систему с канонизированным набором приемов. Да и само название этой борьбы – «Помериться силами» – свидетельствовало о том, что под этим термином фигурировало все многообразие методов
рукопашного боя , боя с оружием, а иногда и просто силовых состязаний, например в поднятии тяжестей. В одних случаях цзюэли представляла собой свободный поединок без четких правил, в других – турниры, проводимые в праздники во дворце или среди народа. Китайский император Цинь Шихуан* ввел цзюэли в качестве обязательной тренировки воинов. Каждый боец должен был пройти обучение фехтованию, бою на коне, в пешем строю, на воде, а также изучить несколько приемов борьбы без оружия. Одним из видов цзюэли стала борьба шоубо, которая включала броски, захваты, заломы и удары.
В настоящее время организационная структура содержания
рукопашного боя представляет собой следующие ее формы:
Первоначально перед РОН была поставлена задача в течение одного месяца подготовиться к проведению специальных операций с умением форсирования рубежей под водой с глубинами до двадцати метров и протяженностью не менее тысячи метров. За этот же срок личный состав должен был освоить различное стрелковое оружие и гранаты, приемы
рукопашного боя , изучить военную топографию и овладеть основами использования подрывных средств. Для физической подготовки моряков были выделены лучшие спортсмены и тренеры Ленинграда. Несмотря на протесты специалистов, сроки обучения подводных разведдиверсантов увеличить не удалось, более того, 7 сентября подготовка роты при ЭПРОН была внезапно прервана.
Для выполнения этих задач, проведения боевых операций в тылу врага в октябре 1941 года сформированные группой отряды особого назначения были сведены в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения (ОМСБОН). Бригада дислоцировалась на стадионе «Динамо». Помимо чекистов в нее вошли оперативники МУРа, спортсмены, специалисты всевозможных профилей – были даже механики по обслуживанию и ремонту самолетов, воины-интернационалисты, в основном испанцы. Все они прошли весьма серьезное обучение – прыжки с парашютом, стрельба из всех видов личного оружия – отечественного и трофейного, методы и способы маскировки, конспирации, приемы
рукопашного боя и специальной борьбы, подрывное дело. Овладели тактикой действий небольшими группами, приемами ведения ночной разведки, топографией, радиоделом. Проходили общефизическую подготовку вплоть до марш-бросков с полной выкладкой и амуницией.
Осознаем мы это или нет, но
рукопашный бой , как и все явления нашей жизни, подчиняется определенным закономерностям. И психология рукопашного боя не является исключением. Основными закономерностями психологии рукопашного боя являются следующие (по высказываниям дважды Героя Советского Союза, командира разведроты В. Н. Леонова):
В штурмовом бою ГРОМ практикуется отработка любых приемов из любых положений, выбор наиболее рациональных способов решения конкретной боевой задачи, чередование технических действий в зависимости от реакции противника на них. Это становиться возможным потому, что отсутствуют жесткие последовательности технических элементов. Техника штурмового боя основана на базовых движениях, которые при правильном применении единых методологических принципов дают практически бесконечное разнообразие действий адекватных конкретной ситуации реального боя. Благодаря этому штурмовой бой ГРОМ позволяет осваивать не только
рукопашный бой без оружия, но и с использованием практически любых подручных средств.
Оборонительные тактические установки на ведение
рукопашного боя , описанные в книгах до настоящего времени, ориентированы для побед над менее опытными бойцами, которые, нападая, продвигают к противнику свой клинок, недооценивая опасности попадания в «ловушку». Ибо недостаточно маскируемые атаки обороняющийся легко отражает и переходит к захватам вооруженной руки, чтобы обезоружить противника или поразить. Вместе с тем оборонительная тактика рукопашного боя проигрышна в принципе при равных по силам участниках, так как спортивной практикой многократно доказано, что атака более эффективна, чем оборона. Ведь нападать можно в различные секторы, менять способы действий или их повторять, предугадать длину и быстроту которых противнику чаще всего не удается. Следовательно, объемы изучаемых способов наступления и обороны при программировании обучения должны быть сбалансированы.
Вслед за появлением огнестрельного оружия 100 лет назад роль искусства
рукопашного боя стала постепенно уменьшаться, что заставило мастеров ушу пересмотреть цели боевого искусства и направления его развития. Был выдвинут лозунг: «Высшая цель занятий тайцзицюань – поддерживать здоровье и продлевать жизнь» (эта цель была сформулирована Яо Ханьчэнем в «Правилах выполнения 13 форм тайцзицюань в стихах»). Очевидно, именно с этого начался процесс постепенного превращения тайцзицюань из боевого искусства в комплекс оздоровительных упражнений. Другой причиной изменения являлась сложность упражнений, для выполнения которых требовалась большая физическая сила, что было не по плечу даже мастерам высокого уровня в пожилом возрасте.
Любой бой – это столкновение с противником и подавление его любыми доступными средствами физически, психически и морально. Это подавление может сопровождаться нанесением ударов, выполнением захватов и бросков, воздействием с помощью подручных средств. Кто-то предпочитает филигранную технику, кто-то ставку делает на изощренную тактику, кто-то не расстается с оружием, а кто-то просто убегает. Но всех бойцов, будь то боксер – тяжеловес или боец-легковес, проигрывающий последнему в весе и росте, объединяет одно – желание иметь сокрушительную мощь. Ударная мощь является наиболее важной составляющей успеха в
рукопашном бою . В полной мере невозможно компенсировать мощность в бою скоростью или техникой.
Можно вспоминать об увлекательных занятиях по
рукопашному бою , проводимых на снегу с оружием, ориентированию на местности по карте и без, днем и ночью, изучению иностранных армий и многое другое, – все было интересно, все пригодилось на войне.
• Системы
рукопашного боя , которые предполагают неплохую физическую подготовку занимающихся и возможность длительного обучения. Такие системы ставят своей задачей формирование стабильных боевых навыков.
Индивидуальный стиль деятельности складывается и развивается на протяжении всего пути занятий
рукопашным боем и отражает закономерность, при которой рукопашник не только сам приспосабливается к профессиональной деятельности, но и приспосабливает эту деятельность к себе. В целом блок средств этой деятельности обеспечивает практическую реализацию целей и планов рукопашника, превращая образы предполагаемых результатов деятельности в ее реальные эффекты.
Останавливающее действие пули – импульс, переданный пулей телу человека. Под останавливающим действием необходимо понимать удар, который наносит пуля, что в
рукопашном бою достаточно для «пропуска шага» и перехода инициативы. «Пропуска шага, одного темпа» достаточно для победы в фехтовальном поединке, боксе, борьбе.
Однако гражданское население, которому власти отказали вправе иметь настоящее оружие, разработало приемы безоружного
рукопашного боя , и приемы боя с подручным оружием. В арсенал подручного оружия входили палка, нож, крестьянский серп, коса, вилы и другие предметы обихода которые можно было встретить в любом крестьянском дворе и которые, всем желании, нельзя было причислить к оружию. Конечно, подручное оружие уступает настоящему с точки зрения эффективности, но в умелых руках оно может послужить отличным средством самообороны.
В древности все стили делились на 12 Маи Мэй и 12 Лук Мэй, но к концу XIX века стало принято выделять 15 Маи Мэй и 15 Лук Мэй, и в этом виде они преподаются и в наши дни. Традиционный муай тай – мощная система
рукопашного боя , в которой, помимо физических и бойцовских качеств, большое значение придают развитию духовных качеств, формированию спокойного разума и чистого сознания.
Цель этапа – приобретение базовых знаний и умений способов автономного выживания, штурмового
рукопашного боя , многофункционального тренинга, закрепление знаний практической отработкой.
В 15 боевых операциях участвовал майор А. П. Богданов. В одной из них при ведении боевых действий, рискуя жизнью, майор вынес с поля боя трех раненых. 15 мая 1984 г. в схватке с превосходящими силами противника его группа попала в окружение. А. П. Богданов был несколько раз ранен. Геройски погиб в
рукопашном бою .
– совершать длительные марш-броски…, метко стрелять, далеко и точно метать гранату и нож, искусно действовать прикладом и ножом, в совершенстве владеть приемами
рукопашного боя ;