Связанные понятия
Паровоз А — российский пассажирский паровоз. Был создан конструкторами Владикавказской железной дороги, как альтернатива паровозу Н из-за убеждения многих специалистов в том, что у пассажирского паровоза должны быть две бегунковые оси, а не одна. Первый заказ Коломенскому машиностроительному заводу был сделан на шесть паровозов типа 2-3-0, которые были построены в 1892 году. Они имели двухцилиндровую машину компаунд, парораспределительный кулисный механизм Джоя и движущие колеса диаметром 1830 мм...
Парово́з типа 2-4-0, серии М («Маруся») — 3-х цилиндровый пассажирский паровоз, производившийся с 1926 по 1930 год для обслуживания главных пассажирских направлений сети железных дорог СССР. До замены паровозами серии ИС относился к категории пассажирских паровозов большой мощности.
Подробнее: М (паровоз)
Паровоз О («Основной») — первый паровоз, ставший основным в локомотивном парке российских железных дорог. В период с 1890 по 1915 год на двенадцати паровозостроительных заводах было изготовлено более 9 тыс. локомотивов этой серии, что сделало паровоз О самым массовым из дореволюционных локомотивов. Этот локомотив работал на всех государственных и большинстве частных железных дорог Российской империи, а также и на всех железных дорогах Советского Союза. Самые известные (и наиболее массовые) разновидности...
ЛК (Лазарь Каганович) — паровозы типа 1-4-2, выпущенные Коломенским заводом в 1941 году. Паровоз возможно предназначался для грузопассажирской работы, так как имел диаметр движущих колёс 1600 мм. Основой для них возможно послужила конструкция пассажирского паровоза ИС. Отличительной особенностью локомотива была повышенная нагрузка от осей на рельсы, которая составляла 23 тс. Рабочая масса паровоза достигала 141,2 т, гружённого тендера — 119,4 т. Полная же длина паровоза с тендером по буферам составляла...
Паровозы серии Ъ (еръ) — пассажирские танк-паровозы, объединенные по классификации 1912 года в единую серию.
Подробнее: Ъ (паровоз)
Паровоз В (с паровой машиной системы Воклена — главный инженер завода Балдвин) — русский пассажирский паровоз американского производства. На российских железных дорогах это был один из первых паровозов с паровой машиной нового типа — цилиндры высокого давления были расположены над цилиндрами низкого давления. Паровозы В были экономичней паровозов А, но их ремонт стоил на 70—80 % дороже чем последних. Из-за неправильной балансировки колёс паровозы В обладали неспокойным ходом. В силу этих недостатков...
Подробнее: В (паровоз)
Ку (К усиленный, прозвище — Кукушка) — русский пассажирский паровоз выпускавшийся с 1911 по 1914 годы. Был создан на базе паровоза серии К, по сравнению с которым усилен паровой котёл и увеличен диаметр движущих колёс. Ку имел самую большую высоту котла из всех дореволюционных паровозов (высота оси котла над рельсами составляла 3200 мм).
Паровоз И (заводской тип 112) — российский пассажирский паровоз типа 1-4-0, выпускавшийся Коломенским заводом с 1909 по 1911 гг. Был создан специально для Московско-Казанской железной дороги, на которой к тому времени применялись лёгкие пути, но в то же время были достаточно высокими веса пассажирских поездов. Из-за этого поезда часто приходилось водить двойной тягой паровозами серии Ж.
Подробнее: И (паровоз)
Паровоз Р (Рыбинская) — серия русских товарных паровозов. Имел четырёхцилиндровую паровую тандем-компаунд (по два цилиндра, расположенных друг за другом, с каждой стороны), что было неудобно при ремонте. Конструкция паровоза предусматривала возможность установки на него плуга для очистки пути от снега. По силе тяги не уступал паровозам серии Щ, которые имели на 21 % бо́льшую сцепную массу.
Паровоз Я (Ярославская дорога)— пассажирский паровоз типа 1-3-0, производившийся в 1896—1903 гг. для ряда российских железных дорог. Предназначался для вождения «дачных» (пригородных) поездов.
Подробнее: Я (паровоз)
Б (Брянский завод) — российский/советский пассажирский паровоз, предназначенный для вождения скоростных поездов. Создан на основе конструкции паровозов Г. На момент постройки (по данным 1912 года) был самым быстрым паровозом на российских железных дорогах (125 км/ч).
Парово́з — автономный локомотив с паросиловой установкой, использующий в качестве двигателя паровые машины. Паровозы были первыми передвигающимися по рельсам транспортными средствами, само понятие локомотив появилось гораздо позже и именно благодаря паровозам. Паровоз является одним из уникальных технических средств, созданных человеком, и роль паровоза в истории трудно переоценить. Так, благодаря ему появился железнодорожный транспорт, и именно паровозы выполняли основной объём перевозок в XIX и...
Сочленённый парово́з — паровоз, чья ходовая часть состоит из двух и более экипажей, размещённых на поворотных тележках. По сравнению с паровозами, имеющими одну жёсткую раму, сочленённые паровозы более гибкие, то есть они лучше вписываются в кривые, тем самым позволяя увеличить число движущих осей, а следовательно, и силу тяги паровоза. Благодаря этому сочленённые паровозы достаточно хорошо себя зарекомендовали на горных железных дорогах с крутыми уклонами и кривыми малого радиуса. Основными же недостатками...
Паровоз У (Уральский) — пассажирский паровоз, производившийся на Путиловском заводе с 1906 по 1912 год для Рязано-Уральской, Николаевской, Юго-Западной, Привислинской и Ташкентской дорог.
Паровоз серии С (конструкции Сормовского завода; прозвища — Гончая Малаховского, Русский Прери) — первый российский пассажирский паровоз типа 1-3-1. Спроектирован для вождения курьерских пассажирских поездов небольшого состава. Выпускался с 1910 по 1919 год (в массовом производстве с 1912 года) на ряде российских паровозостроительных заводов. Всего за период производства было выпущено 678 паровозов серии С. .
Подробнее: С (паровоз)
Паровозы серии Ь (ерь) — маневровые и промышленные танк-паровозы российских и советских железных дорог, разнообразные по числу осей и конструктивным особенностям, объединенные по классификации 1912 года в одну серию.
Подробнее: Ь (паровоз)
Е (прозвища — Русский Декапод, Ефим, Елена) — серия грузовых паровозов типа 1-5-0, поставлявшихся на железные дороги Российской империи и Советского Союза во время Первой и Второй мировых войн для быстрого пополнения паровозного парка. Строились на североамериканских заводах по чертежам, разработанным русскими инженерами. С 1917 года паровозы поставлялись как военная помощь, а с 1943 года — по ленд-лизу. Помимо этого, по различным мотивам, в том числе и политическим, данные паровозы эксплуатировались...
Паровоз Л (в честь Лопушинского; с 1947 г. — Лп — пассажирский. Прозвища — «Владикавказский паси́фик», «элька») — российский магистральный пассажирский паровоз осевой формулы 2-3-1, производившийся в 1914–1918 и 1923–1926 гг. на Путиловском заводе. В 1910-е и до конца 1920-х являлся самым мощным пассажирским паровозом в Европе. Редкий для российского и советского паровозостроения случай применения на паровозе с одной жёсткой рамой 4-цилиндровой паровой машины — средняя ведущая ось была коленчатой...
Подробнее: Л (паровоз, 1914)
Паровоз Г — российский пассажирский паровоз, выпускавшийся Брянским и Харьковским заводами. Был создан для замены менее мощных паровозов серии А. Так как паровозы Г строились вместе с товарными серии Ш, то на них были установлены такие же котлы и паровые машины. В целом паровозы Г получились относительно тяжёлыми: нагрузка от движущих осей на рельсы достигала 17 тс. Из-за этого они эксплуатировались лишь на Владикавказской и Китайско-Восточной железных дорогах. На участке Туапсе - Адлер паровозы...
Прототип
паровоза был построен во Франции в 1769 военным инженером Николя-Жозе Кюньо. (Первый прошедший испытания образец выставлен в Musée des arts et métiers.) Второй вариант был построен и испытан в конце 1770 года, но в декабре того же года изобретатель и заказчик были отправлены в ссылку как сторонники оппозиции. Эти разработки предназначались для транспортировки тяжёлых военных грузов (пушек) и представляли собой скорее паровой автомобиль.
Паровозы серии Т — товарные и пассажирские паровозы русских и советских железных дорог с осевой формулой 0-3-0, 1-3-0 и 0-3-1 («Трёхосные» или «Трёхпарки»), объединенные по классификации 1912 года в одну серию.
Паровоз Щ (в просторечии «щука») — паровоз типа 1-4-0, выпускавшийся в Российской империи и Советской России с 1906 по 1918 год.
Подробнее: Щ (паровоз)
Ы — русский грузовой паровоз. Был создан на основе конструкции паровоза Ѵ, но имел меньший вес. В основном, паровозы Ы работали на второстепенных и тупиковых направлениях. Стали первыми паровозами Армавир-Туапсинской железной дороги.
Су (от рус. сормовский усиленный; прозвища — «сушка», «советский Прери»; модификация Сум имела прозвище «сумка») — советский пассажирский паровоз типа 1-3-1, выпускавшийся с 1924 по 1951 гг.
«Механический путешественник » (англ. Mechanical traveller), более известный как Шагающий паровоз или Паровой конь — один из первых в мире паровозов. Также самый известный из паровозов необычных конструкций, так как передвигался по рельсам с помощью двух механических «ног», толкающих его по пути.
«Вадим » — паровоз, изготовленный на заводе Стефенсона в Англии. В 1840 году он прибыл на Царскосельскую железную дорогу. Данный локомотив имел отличительную особенность — больший диаметр ведущих колес 2134 мм и увеличенный диаметр цилиндров 394 мм, из этого следует сделать вывод — паровоз был мощнее и быстрее серийных моделей. Данные паровозы в России считались как «императорские» и использовались для поездов царской фамилии.
Паровоз Х — русский грузовой паровоз типа 1-4-0 (первый паровоз такого типа на российских железных дорогах) производства американского завода Baldwin (Балдвин). В начале 1900-х паровозы подвергли модернизации: на них установили пароперегреватели, а паровую машину компаунд заменили простой. Таким паровозам присвоили обозначение Хп.
Паротурбовоз — локомотив, в качестве двигателя на котором установлена паровая турбина.
Св — обозначение серии российского пассажирского (курьерского) паровоза типа 1-3-1, выпускавшегося в 1914 и 1915 гг. Коломенским заводом (КМЗ) по заказу Варшаво-Венской ж. д. (В. В. Ж. Д.) — ширина колеи 1435 мм. В 1913 г., вследствие возросшего объёма пассажирских перевозок на В. В. Ж. Д., заказ на новые пассажирские паровозы типа 1-3-1 для этой дороги, решением МПС — был выдан КМЗ. По требованию заказчика, с учётом особых условий эксплуатации паровоза на В. В. Ж. Д. КМЗ, приняв за основу проект...
Паровозы серии ТЭ (тип 52 или BR 52) — немецкие военные паровозы, в большом количестве полученные СССР в качестве трофеев и по репарациям и эксплуатировавшиеся на железных дорогах СССР в 1940—1970-х годах.
Подробнее: ТЭ (паровоз)
Паровоз ПВ — пассажирский паровоз, строившийся Коломенским заводом с 1877 года для Либаво-Роменской железной дороги.
АА (Андрей Андреев) — опытный советский паровоз. Единственный в мире локомотив с семью движущими осями в одной жёсткой раме (не путать с сочленёнными паровозами).
Крокодил — тип электровозов, у которых по концам расположены весьма удлинённые капоты, которые имеют сходство с длинными носами крокодилов, из-за чего данный тип и получил название. Также данный тип локомотива можно отнести к разновидности капотного локомотива. Экипажная часть всех крокодилов состоит из двух тележек, кабина машиниста и часть оборудования (например, тяговый трансформатор) размещены в центре кузова.
Паровоз К (Коломенский, прозвище — Кукушка) — русский пассажирский паровоз, выпускавшийся с 1907 по 1914 годы. Заводской тип 114. Был создан инженерами Коломенского завода Е. Е. Нольтейном и К. Н. Сушкиным для замены паровозов серий Ж и З. Является первым русским паровозом у которого топка была вынесена над рамой (но осталась между ведущими колёсами).
Подробнее: К (паровоз)
Паровоз ТО (Трофейный, близкий по мощности и характеристикам паровозам серии О) — серия немецких паровозов, попавших в СССР перед и во время Великой Отечественной Войны. Паровоз представляет собой немецкую серию BR 56, адаптированную для эксплуатации на колее 1524 мм и в соответствии с требованиями НКПС СССР.
Пассажирский паровоз — паровоз, предназначенный для вождения пассажирских поездов. Их отличительной особенностью является то, что диаметр движущих колёсных пар, как правило, превышает 1500 мм (для русской и европейской) и доходит до 2300 мм. Наиболее типичные значения диаметров около 1700—2000 мм (С — 1830 мм, Су — 1850 мм, М — 1700 мм, ИС — 1850 мм, GWR 6000 — 1981 мм, DB 10 — 2000 мм, LMS Jubilee Class — 2057 мм). Большой диаметр колёсных пар объясняется тем, что нужно обеспечивать большую скорость...
Паровоз Ж — российский пассажирский паровоз. Паровозы были заказаны Московско-Казанской железной дорогой и построены в 1896—1897, 1903—1904, 1907—1909 годах на заводах Геншель, Коломенский, Невский и Харьковский. Паровоз был признан весьма удачным. Предназначался для вождения тяжёлых поездов со средними скоростями. Имел небольшой диаметр колёс для того времени. 14 паровозов были импортированы из Германии. Позже большинство экземпляров были переделаны в серию З.
Теплово́з — автономный локомотив c двигателем внутреннего сгорания, чаще всего дизельным, энергия которого через силовую передачу (электрическую, гидравлическую, механическую) передаётся на колёсные пары.
ТА (тяжёлый, завода АЛКО) — опытный советский паровоз типа 1-5-2 с повышенной нагрузкой (23 тс) от движущих осей на рельсы. Был выпущен в количестве 5 штук в 1930—1931 гг. в США заводом ALCO по заказу НКПС.
Паровой трактор — трактор или тягач, использующий в качестве силовой установки паровой двигатель (тепловой двигатель внешнего сгорания). Подобные трактора активно производились и использовались в первой половине 20-го века, но из-за низкой эффективности примитивных конструкций парового двигателя того времени быстро были вытеснены из области применения с появлением эффективных конструкций двигателя внутреннего сгорания, а также с началом эпохи дешёвого бензина с окончанием Второй мировой войны.
Паровой автомобиль (паромобиль) — автомобиль, использующий паровой двигатель (тепловой двигатель внешнего сгорания) вместо стандартного в наше время двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Такие автомобили существовали сравнительно долгое время, но из-за низкой эффективности парового двигателя большого распространения не получили, и несмотря на усовершенствование двигателя в конце XIX — начале XX вв., были вытеснены автомобилями с ДВС в начале XX века.
Д — обозначение, данное в 1912 г. сериям русских пассажирских паровозов постройки 1883—1906 гг. с осевыми формулами 1-2-0, 0-2-1, 2-2-1 и части 2-2-0 — Двухпарок (т.е. паровозов с двумя сцепными осями), не вошедших в другие серии. Поскольку локомотивы оказались разных типов, большая их часть получило помимо литеры надстрочный индекс, показывающий внутресерийные различия.
Паровоз Ч (четырёхпарка (с 4 движущими колёсными парами), четырёхосный) — обозначение группы русских грузовых паровозов типа 0-4-0. Согласно Циркуляру Управления железных дорог Министерства путей сообщения от 16 апреля 1912 года обозначение серии Ч получали паровозы типа 0-4-0, построенные до паровозов «нормального типа».
Подробнее: Ч (паровоз)