Связанные понятия
Судоустро́йство (но́рмы) — совокупность правовых норм, определяющих задачи и принципы организации и деятельности, структуру и компетенцию судов.
Право на охрану здоровья (термин российской Конституции), право на медицинский уход (термин ВДПЧ) или право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (термин МПЭСКП) — одно из прав человека второго поколения. Закреплено также в Европейской социальной хартии (статья 11).
Уголовная политика — деятельность государства по защите граждан и общества от преступных посягательств и преступлений в целом. Содержанием уголовной политики является разработка целей и задач, а также выработка средств и методов борьбы с преступностью.
Надгосударственность , наднациональность — правовое качество международной организации, позволяющее ей, в соответствии с утверждённой государствами-членами процедурой, принимать решения обязательного характера, в том числе без прямого согласия на то заинтересованного государства.
Институционная система — принципы построения гражданского кодекса, разработанные французскими юристами при составлении Кодекса Наполеона (1804), берущие свое начало от системы изложения (учебника) «Институции» римского юриста Гая. Институционная система предполагает разделение кодекса на три части (книги) — первая посвящена лицам, вторая описывает виды имущества, третья оговаривает способы приобретения собственности. Общая часть при этом отсутствует, вместо неё, как правило, используется краткий...
Упоминания в литературе
Обозначенный в этой статье человек, как гражданин в конституционно-правовом смысле, является помимо всего и субъектом гражданского права, наделенный соответствующей гражданской правоспособностью и дееспособностью, и все
права гражданина , провозглашенные источниками конституционного права, в полной мере переходят к нему как к гражданину российского государства. Обладая общим конституционно-правовым статусом гражданина,[6] последний имеет, кроме того, и родовой статус, определяющий его права и обязанности как участника гражданско-правовых и иных отношений. В свою очередь, государство, выступая на конституционно-правовом поле политическим сувереном (империум), может быть участником гражданско-правовых отношений, не теряя при этом своих суверенных прав, но и не злоупотребляя ими.
Права гражданина вытекают из факта гражданства, юридической связи лица с определенным государством, политическим сообществом. Это права личности как члена политического сообщества, они связаны с актами и действиями государственных органов. К их числу относятся, например, избирательные права, право на объединение (в т. ч. в политические партии), право на участие в управлении делами государства и т. д. Сюда относятся и некоторые социально-экономические права (например, на бесплатное обучение за счет государства, на государственное медицинское обслуживание). Они предоставляются гражданам с учетом материальных возможностей государства, в зависимости от уровня развития демократии в данной стране, от ее традиций и других обстоятельств. Непреодолимой грани между правами человека и правами гражданина нет, не всегда между ними можно провести различия, их разделение имеет преимущественно философский, общетеоретический характер.
Состояние гражданства предполагает как определенные права, так и обязанности. С одной стороны, гражданство представляет собой одновременно и политическую принадлежность к данному государству, и состояние подвластности, поскольку на гражданина распространяется суверенная власть государства не только на территории данной страны, но и за ее пределами. С другой стороны, из состояния гражданства вытекает
право гражданина на защиту его прав и законных интересов со стороны соответствующих органов того государства, к которому он принадлежит, обязанности государства перед гражданином.
Проведенное в Декларации 1789 г. различие между правами человека и
правами гражданина по сути дела означало различие между человеком как частным лицом (членом гражданского общества) и политическим человеком как членом государства, гражданином. Отсюда закрепленные в Декларации права получили название гражданских (личных) прав человека и политических прав гражданина.
Права гражданина не связаны с осуществлением им своей правоспособности и принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует о том, что данные права выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина, неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства. Избирательные права и право на участие в референдуме признаются лишь за гражданами, т. е. обладание этими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства.
Связанные понятия (продолжение)
Санкция нормы права , санкция правовой нормы, правовая санкция — элемент нормы права, который указывает на правовые последствия несоблюдения требований правовой нормы (её диспозиции). Эти последствия, как правило, неблагоприятные для правонарушителя, являются мерами юридической ответственности, как государственного принуждения и способа обеспечения правового воздействия.
Реторсия (в международном праве) — правомерные принудительные действия государства в ответ на недружественный акт другого государства.
Общественное участие (англ. public participation) — это непрерывный процесс взаимодействия между учреждением (организацией), ответственным за принятие решения, и гражданами, чьи интересы могут быть затронуты прямыми или косвенными последствиями планируемого решения, а также государственными органами различного уровня, регулирующими данный вид деятельности. Концепция общественного участия появилась в процессе развития демократии как системы государственного управления. Но истинной причиной её развития...
Суде́бная пра́ктика — руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, обеспечивающие правильное и единообразное применение законов судами Российской Федерации, а также множественность судебных актов, образуемых в процессе деятельности судебных органов Российской Федерации по гражданским, административным, уголовным делам с конкретным применением норм права, регулирующих схожие отношения.
Уголовный кодекс Грузии (УК Грузии, груз. საქართველოს სისხლის სამართლის კოდექსი) — основной источник уголовного права Грузии, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Грузии.
Правовая (юридическая) помощь — это профессиональная деятельность юристов, направленная на содействие гражданам и юридическим лицам в решении вопросов, связанных с реализацией норм права, что выражается в предоставлении правовых (юридических) услуг.
Потребительский экстремизм — поведение потребителей товаров и услуг, имеющее целью получить определённую выгоду и доход, манипулируя законодательством о правах потребителей в корыстных целях.
Негра́ждане — это лица, не имеющие эффективных связей со страной, в которой они находятся (см. Гражданство).
Правовой режим — это совокупность правил, регулирующих ту или иную сферу деятельности; специальный закрепленный в нормативно-правовых актах различного уровня порядок регулирования общественных отношений основанный на установленных и обеспеченных государством правовых средствах, направленный на формирование благоприятных условий для удовлетворения интересов субъектов права, выражающийся в специфике способов и гарантий его реализации, ответственности за нарушение его требований и основывается на действии...
Избирательный ценз — устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения, или осуществления гражданином избирательного права. В конституционной практике различных государств используются следующие виды избирательного ценза: возрастной, гражданства, имущественный, образовательный, оседлости, половой, расовый, служебный, языковой. Имущественный, расовый, половой цензы всегда носят дискриминационный характер и несовместимы с современными демократическими принципами избирательного...
Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных, логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона. Может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или, в широком толковании термина, совпадать с этим понятием, обозначая деятельность по подготовке и принятию законов.
Правовой статус личности — юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе. Правовой статус личности представляет собой часть общественного статуса и относится к качествам человека и гражданина.
Права меньшинств — правовой термин, касающийся соблюдения прав человека в отношении определенного меньшинства. Другое значение касается системы коллективного права в отношении группы меньшинства. Изначально под меньшинствами имелись в виду исключительно национальные меньшинства.
Позитивная свобода в политической философии характеризуется как возможность и наличие ресурсов для реализации своего собственного потенциала (это может подразумевать и свободу от внутренних барьеров); используется в качестве противопоставления негативной свободе, которая является свободой от внешних ограничений и насильственного вмешательства других людей.
Общая собственность — собственность нескольких лиц на одно и то же имущество. В общей собственности может находиться, как неделимая вещь, так и делимая вещь, а также совокупность делимых и неделимых вещей, составляющих единое целое. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность)
Юридическая обязанность — предусмотренная законом или соглашением сторон мера должного поведения субъекта правоотношения.
Промышленная собственность — разновидность интеллектуальной собственности. Объектами охраны промышленной собственности являются: патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования места происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения, пресечение недобросовестной конкуренции, топология интегральных схем, селекционное достижение. С 1970-х годов к понятию «Промышленная собственность» относят также «ноу-хау» (секреты...
Нематериальные блага — это блага неимущественного характера, лишённые экономического содержания, то есть не имеющие стоимостного выражения.
Райхман против Латвии (сообщение № 1621/2007) — дело, рассмотренное Комитетом ООН по правам человека в 2010 году (документ CCPR/C/100/D/1621/2007).
Парадипломатия (англ. paradiplomacy) — международные (внешние, транснациональные, трансграничные) связи субнациональных (нецентральных, региональных, местных) органов власти.
Презумпция авторства – норма в авторском праве, согласно которой авторство признаётся юридически достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное. В общепринятой юридической практике, при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в этом качестве на оригинале или экземпляре произведения. В законодательстве Российской Федерации презумпция авторства закреплена в ст. 1257 ГК РФ: «Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается...
Отчуждение имущества (имущественных прав) — передача вещей в собственность другого лица, а равно передача права собственности или любого имущественного права (включая права, выраженные ценными бумагами) его обладателем другому лицу.
Обязательные работы — вид административного наказания, которое заключается в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учёбы время бесплатных общественно полезных работ. На Украине было введено Законом Украины от 24.09.2008 № 586-VI (ст. 301 КоАП Украины) и применяется с 16 ноября 2008 года. В Российской Федерации было введено Федеральным законом от 08.06.2012 № 65-ФЗ (ст. 3.13 КоАП РФ) и применяется с 1 января 2013 года...
Че́стное испо́льзование (англ. fair dealing) — положение в законе об охране авторских прав, создающее некоторые ограничения из исключительного права, используемое во многих юрисдикциях общего права Содружества наций.
Принцип невмешательства — международное обязательство не вмешиваться в вопросы, относящиеся исключительно к внутренней компетенции независимой страны. Эта обязанность соотносится с понятием суверенитета и выражает основные практические последствия суверенитета для других государств.
Подробнее: Невмешательство
Срок в праве — это момент или период времени, наступление или истечение которого влечет возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.
Самозащита права — инициативное, самостоятельное действие лица по недопущению нарушения гражданского права и по уменьшению последствий данного нарушения. Защита прав самого лица, без обращения в компетентные органы.
Конвенция о правах инвалидов — конвенция, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008 года (на тридцатый день после присоединения или ратификации двадцатью государствами). Одновременно с Конвенцией принят и вступил в силу Факультативный протокол к ней. По состоянию на апрель 2018 года 177 государств и Евросоюз участвуют в Конвенции, 92 государств — в Факультативном протоколе.
Список высших судов содержит перечень главных судебных инстанций государств мира, которые возглавляют национальную судебную систему или являются самостоятельными высшими судами вне общей иерархии. Высшие суды непризнанных или частично признанных государств приводятся в самостоятельном разделе.
Иск о признании представляет собой иск, предмет которого характеризуется способами защиты, связанными с констатацией наличия или отсутствия спорных прав или законных интересов, т.е. спорного материального правоотношения. Поскольку иски о признании всегда направлены на установление наличия или отсутствия спорного правоотношения, они именуются ещё установительными исками.
Дедушкина оговорка (англ. Grandfather clause) — сложившийся в мировой практике принцип защиты инвестора от изменения законодательства принимающей инвестиции стороны или введения каких-либо международных санкций или торговых ограничений. Является разновидностью применения принципа «закон обратной силы не имеет» применительно к существующим уже отношениям или инвестиционным проектам.
На данный момент в состав ООН входит 193 государства-члена и 2 государства-наблюдателя. Святой Престол (Ватикан) и Государство Палестина являются субъектами международного права и постоянными наблюдателями-не членами ООН.
Подробнее: Список государств
Международный билль о правах человека — совокупность международных документов, содержащая Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Первый и Второй факультативный протокол к нему в совокупности с Всеобщей декларацией прав человека.
Налоговые преступления — это преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов. В настоящее время уголовная ответственность за совершение налоговых преступлений в российском законодательстве предусмотрена статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса РФ.
Закон РФ «О защите прав потребителей» — закон Российской Федерации, регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами, импортерами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливающий права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах...
Судебный акт — это правоприменительный акт суда, разрешающий уголовное, гражданское или административное дело по существу. Суды подразделяются на первую, апелляционную, кассационную и надзорную инстанции.
Суверените́т ли́чности (или индивидуальный суверенитет, индивидуальная автономия, «право собственности на самого себя») — это концепция права собственности по отношению к себе, выраженная в моральном или естественном праве человека быть единственным, кто распоряжается его телом и жизнью. По словам Г. Коэна, концепция права собственности на самого себя состоит в том, что «каждый человек пользуется полным и исключительным правом контроля и использования себя и своих возможностей и, следовательно, не...
Арбитражная оговорка должна быть сформулирована таким образом, чтобы однозначно определялись вопросы урегулирования возможного спора: доарбитражный порядок или претензионный порядок урегулирования и предмет спора (указание на контракт или иное соглашение сторон), материальное право применимое к спору между сторонами (либо гражданское законодательство, которое включает в себя также гражданское процессуальное законодательство, в части регулирования предъявления иска), место арбитража, орган или образование...
Коллизионное право — совокупность норм международного частного права, помогающих разрешить противоречия (коллизии), возникающие между теми или иными правовыми системами (национальными, международными) по одному и тому же предмету регулирования.
Нелиберальная демократия (англ. illiberal democracy; также фиктивная демократия) — политическая система, имеющая некоторые формальные признаки демократии, например выборы, но исключающая реальные механизмы и институты народовластия, такие как свобода слова, свобода собраний, независимый суд, разделение законодательной и исполнительной ветвей власти и др. В таких системах граждане не имеют реальных гражданских прав и свобод. Общество в таких странах не является открытым. Зачастую конституции в странах...
Правящая партия — политическая партия, которая в условиях парламентской республики и пропорциональной избирательной системы получила право на создание (формирование) правительства.
Клаузула о верховенстве (англ. Supremacy Clause) — формулировка в Конституции США, предусматривающая, что конституция и законы Соединённых Штатов, а также международные договоры, заключённые Соединёнными Штатами, являются верховным правом страны. Клаузула также обязывает судей штатов руководствоваться Конституцией, законами и международными договорами США, даже если конституции и законы отдельных штатов противоречат федеральному праву. Конституции штатов также признают верховенство федеральной Конституции...
Упоминания в литературе (продолжение)
Личные (гражданские) права – это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права. Их не следует путать с
правами гражданина , которые охватывают весь комплекс прав, обеспечиваемых государством лицам, имеющим гражданство. Личные права производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от физического произвола со стороны власти и других людей. Эти права позволяют человеку сохранять индивидуальность, быть самим собой в отношениях с другими людьми и государством. К личным правам обычно относят право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и доброго имени, на справедливый, независимый и публичный суд, предполагающий защиту обвиняемого, на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений, свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну и др.
Несомненно, определение исходных правил участия граждан в выборах имеет фундаментальное значение для всего российского избирательного права, включая и его принципы. Обусловлено это тем, что избирательное право представляет собой совокупность правовых норм, преимущественно регулирующих
право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права. Соответственно этому и основополагающий федеральный законодательный акт о выборах посвящен регулированию основных гарантий избирательных прав граждан РФ, вследствие чего принципы избирательного права в их нынешнем формально-правовом выражении вынужденно тяготеют к определению форм участия граждан в выборах и гарантий их избирательных прав. Поскольку задача обеспечения избирательных прав граждан является генеральной линией в развитии избирательного законодательства на современном этапе, то приоритетное внимание к ним и в определении системы принципов российского избирательного права не вызывает серьезных возражений. Но только в том случае, если речь идет именно о приоритетном, а не исключительном внимании.
Права гражданина являются следствием гражданства или юридической связи лица с конкретным государством. К правам человека как личности, принадлежащей к определенному политическому сообществу, причисляются следующие:
Защита Отечества является конституционным долгом и обязанностью российских граждан. Указанное положение Конституции РФ соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. В ст. 29 Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности». В Международном пакте о гражданских и политических правах также зафиксировано, что «отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит». Государство, принимая на себя обязательства по обеспечению
прав граждан , имеет право требовать от них правомерного поведения, которое бы соответствовало эталонам, зафиксированным в юридических нормах. В этих целях государство формулирует свои требования в системе обязанностей и устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.
Запрещаются любые формы ограничения
прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.
3.
Права гражданина определяются фактом гражданства, т. е. юридической связью человека с каким-либо государством, политическим сообществом. Права гражданина рассматриваются как права члена политического сообщества.
Основной задачей государства в данном направлении является закрепление
прав граждан в области трудовых отношений и защита этих прав. Государство является как бы третьей стороной в отношениях между работником и работодателем (за исключением вопросов, связанных с прохождением государственной службы) и гарантирует права и свободы участникам этих отношений, закрепляя их нормативными актами трудового законодательства.
Административному праву принадлежит особая роль в защите
прав граждан от неправильных действий как субъектов государственной власти и органов местного самоуправления так и граждан.
В ст. 46 Конституции Российской Федерации закреплено
право граждан на обращение в суд за защитой своих нарушенных прав. Это право универсально, гарантируется каждому человеку, иностранным гражданам, объединениям граждан, лицам без гражданства.
Предоставляя
гражданам право на информацию (в широком смысле), Конституция РФ предполагает определенные обязанности и ответственность государства перед гражданами. Это отражается прежде всего в предусмотренных Конституцией Российской Федерации гарантиях прав и свобод человека (часть первая ст. 17) и находит свое развитие в обязанностях органов государственной власти и местного самоуправления для беспрепятственного осуществления гарантированного права.
С точки зрения Конституции РФ
право граждан на местное самоуправление можно рассматривать как интегральное право, объединяющее в себе следующие права и свободы граждан:
С 1993 г. в России действует Конституция, утвержденная в 1993 г. на всенародном референдуме. Вопросы экономики не сведены в Конституции в какой-то один раздел – они пронизывают почти весь ее текст. Важнейшие принципы: признание частной собственности, в том числе на землю, единство экономического пространства, свобода экономической деятельности – установлены в главе «Основы конституционного строя». Свободное использование своего имущества для незапрещеннои законом экономической деятельности, право на свободный труд и другие социальные и экономические
права граждан закреплены в главе «Права и свободы человека и гражданина». В главе «Федеративное устройство» распределяются полномочия между федеральными органами власти и регионами (субъектами Федерации) в вопросах экономического регулирования.
Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. утверждала, что все «беды страны» проистекали из пренебрежения неотъемлемыми естественными
правами граждан . Поэтому новая конституция не может не учитывать эти права. Перечень прав служил фундаментом позитивных, то есть исходящих от государства, законов. Именно поэтому Декларация провозглашала права не только человека, но и гражданина.
Для обеспечения реализации
прав гражданина Российской Федерации необходима система гарантий. Изначальным и универсальным гарантом прав может быть только закон. Между законом и государством как гарантами прав и обязанностей граждан существует сложная связь. Чтобы закон мог выполнять функцию гаранта, необходим ряд условий: достаточно стабильная экономическая и политическая ситуации в стране, высокий уровень юридической техники и др. Роль органов государственного управления и местного самоуправления как гарантов прав и свобод граждан состоит в том, что они занимаются непосредственным исполнением законов, а также тем, что наделены обширными юрисдикционными полномочиями. Комплекс организационно-правовых гарантий можно разделить на два вида: судебные и несудебные.
С принятием УПК РФ 2002 г. появились правовые привилегии уголовно-процессуального характера. Его раздел – «Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц» – откровенно и глумливо для всего общества практически выводил из сферы действия уголовного закона ту часть чиновничества (депутаты, судьи всех уровней, высшие должностные лица и пр.), которая должна бы демонстрировать уважение к закону, обеспечивать его торжество и нести повышенную ответственность за отступления от требований права. В государстве создавалась каста т. н. элиты, защищенной от ответственности за служебные злоупотребления юридическим иммунитетом. Такое решение было подготовлено программным документом в виде Указа Президента РФ от 6 июля 1995 г. «О разработке концепции правовой реформы в РФ», который, вопреки положениям Конституции РФ, не содержал указания на обеспечение равенства
прав граждан России. Создавался тепличный режим для коррупции, борьба с которой, реальная или мнимая, составляет ныне предмет политических спекуляций.
ИСХОДЯ ИЗ ТОГО, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства, законодательство о политических партиях может содержать нормы, обеспечивающие соблюдение
прав граждан на объединение и их защиту, в том числе от неправомерных действий руководящих органов партий. Соответственно самостоятельное регулирование руководящими органами политических партий вопросов внутреннего устройства нельзя толковать как их исключительное право на окончательное разрешение всех спорных ситуаций.
В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих
прав гражданами , отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.
Исследователи конституционного права, прав человека классифицируют конституционные права и свободы человека на: 1) личные (гражданские) права и свободы; 2) политические права и свободы; 3) экономические и социальные права; 4) культурные права.[50] С точки зрения В. А. Патюлина, в реальной жизни происходит конкретизация конституционных прав и свобод с помощью норм текущего законодательства.[51] По мнению Л. Д. Воеводина, конституционные права имеют только общезакрепительный характер, их основная идея развивается и конкретизируется другими прописанными в законе правами, отраслевые права раскрывают содержание и определяют объем конституционных
прав граждан .[52] По мнению Н. В. Витрука, отраслевые права могут существовать самостоятельно, наряду с конституционными правами и свободами, дополняя их.[53]
Наиболее тесно взаимодействие муниципального и конституционного права РФ. Конституционное право РФ служит отправной точкой для муниципального права, закладывает правовые основы институтов муниципального права, определяет его цели и принципы. Конституционное право наделяет граждан правом на местное самоуправление, закрепляет прочие
права граждан , без которых осуществление местного самоуправления было бы невозможным.
Данные принципы основаны на общепризнанных правилах и нормах международного права и Конституции РФ, которые запрещают любые формы дискриминации при вступлении в брак и в семейных отношениях. Согласно СК РФ
права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан. В РФ признается брак, зарегистрированный только в органах ЗАГС.
Именно нормы гражданского права, гражданско-правовые способы и средства защиты
прав граждан и организаций, методы и принципы гражданско-правовой защиты участников деликтных отношений, процессуальные нормы, обслуживающие их, способны обеспечить достойный вклад в дело конституционной защиты прав и свобод наших граждан в сфере осуществления публичной власти, вывести нашу страну на путь подлинно правового и демократического государства.
– обеспечение реальных и незыблемых конституционных (основных) прав и свобод граждан, в том числе и
права граждан участвовать в управлении делами государства (ст. 2, 32 Конституции);
В Торговом кодексе содержатся лишь специальные правила, применяемые в сфере торгового оборота, при отсутствии которых применяются общие правила, предусмотренные гражданским законодательством. Французский торговый кодекс имел значение для кодификации торгового права и в других странах (Бельгии, Голландии, Греции, Португалии и в других странах), например определение торговой сделки было заимствовано практически всеми последующими кодификациями. Как уже ранее отмечалось, несмотря на то что Торговый кодекс действует до настоящего времени, в него было внесено множество существенных изменений. Так, была произведена полная реформа вексельного права в связи с присоединением Франции к Женевской вексельной конвенции 1930 г. В 1967 г. был принят закон о торговых товариществах, который также значительно изменил содержание отдельных статей Торгового кодекса. Таким образом, в настоящее время основное значение имеет уже не сам кодекс, а нормативные акты, дополнившие и изменившие многие его положения. В настоящее время ст. 34 и 37 Конституции Франции 1958 г. определены основные принципы имущественных отношений, реальные права и обязанности граждан и коммерсантов, а также установлены нормы по защите и обеспечению основных
прав граждан на реализацию общественных свобод, в том числе и свободы торговли и предпринимательства. Кроме отдельных законов и декретов, принятых во исполнение положений ст. 37 Конституции Франции, в качестве источников торгового права используются и некоторые административные декреты правительства, решения на уровне министерств, префектур и муниципалитетов. Акты же, издаваемые администрацией предприятий, являются распоряжениями, регулирующими исключительно внутреннюю деятельность предприятий, и источниками права не считаются. Конституция 1958 г. значительно усилила роль делегированного законодательства, приравняв его по силе к закону.
Согласно ст. 18 Конституции РФ неотчуждаемые права и свободы «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Цитируемая конституционная норма четко устанавливает иерархию естественных прав и полномочий власти. Из ее содержания следует, что производной является не самозащита, а, наоборот, государственная, в том числе и судебная, защита субъективных прав, что подтверждается расположением норм о самозащите и судебной защите
прав граждан (ст. 45 и 46 Конституции РФ). Поэтому право на самозащиту существует независимо от наличия или отсутствия соответствующих законодательных положений, что уже неоднократно отмечалось отечественными правоведами. Например, Г. Я. Стоякин видел особенность мер самозащиты в том, что они не нуждаются в гарантии органов, обладающих властной компетенцией[198].
2.1. В ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод человека и гражданина понимается как конституционная категория равноправия. Формально-юридическое требование равенства прав и свобод и их гарантирование государством придают данной категории не только юридический, но и социальный характер. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ содержится в качестве относительно самостоятельной антидискриминационная норма, устанавливающая запрет на любые (дискриминационные) формы ограничения
прав граждан .
Особо квалифицированная помощь необходима лицам, заключенным под стражу, т. к. будучи лишенными, свободы они ограничены в выборе форм и методов защиты. Таким образом, конституционное закрепленное
право граждан на защиту является конституционной основой деятельности адвокатуры.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения
прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
– принцип равенства всех перед законом и судом. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрет любых форм ограничений
прав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности;
Материально-субстанциональные
права граждан имеют только им присущие особенности, в том числе соединение в едином правовом статусе гражданина качеств субъекта и объекта права.
7. Из перечисленных
прав граждан Российской Федерации: 1) на жизнь; 2) избирать и быть избранным в органы государственной власти; 3) на личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища; 4) на передвижение – к правам, которые реализуются в сфере государственного управления, относятся:
В изложенном нами понятии права сделан акцент на добровольности применения норм
права гражданами , организациями, публично-правовыми образованиями. Вместе с тем сохраняется возможность принудительного применения права судами и другими правоохранительными органами государства. Сказанное не означает, что в понятие права включаются и правоотношения.
Для уголовной юстиции определяющее значение имеют международные правовые акты, провозглашающие и гарантирующие защиту прав человека, определяющие принципы организации и деятельности органов судебной власти и правоохранительных органов. Уголовная юстиция соответствует своему назначению только в том случае, если она обеспечивает
права граждан , если ее деятельность соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права защиты прав человека.