Палисадник

  • Палиса́дник (фр. palissade — изгородь, частокол) — участок между домом и дорогой (тротуаром), огороженный забором (палисадом).

    Палисадник обычно рассечён дорожкой, ведущей к входу в дом, а в стилевом решении связан с архитектурой дома. Палисадник используется для создания каменистых горок, цветников, композиций из декоративных кустарников или плодовых деревьев. Нередко композиция палисадника основана на двух доминантных растениях, растущих по разные стороны дорожки, и дополняющих их более мелких растениях.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Цветни́к — участок (ограниченная территория), на котором выращивают декоративные растения. Чаще всего это травянистые цветковые растения, но могут присутствовать также кустарники и небольшие деревья. Среди растений могут быть как собственно цветковые (покрытосеменные) растения, так и представители других растительных отделов — хвойные, папоротниковидные и др.
Озелене́ние — совокупность работ, связанных с созданием и использованием растительных насаждений; в более широком смысле — работы, направленные на улучшение экологического состояния окружающей среды и благоустройство территории.
Алле́я (фр. allée, от глагола aller — «идти») — дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их), обсаженная по обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками.
Боске́т (фр. bosquet, от итал. boschetto — лесок, рощица) — элемент ландшафтного дизайна, участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены в виде ровных стенок (шпалер), геометрические объёмы, иногда имитирующие архитектуру с арками и башенками и т. п.
Вазон — тип малой архитектурной формы, декоративная ваза, обычно каменная, металлическая или гипсовая, установленная на открытом воздухе. Также может быть в бетонном варианте с фактурой камня. Как правило, вазон не имеет никакого утилитарного назначения, но в некоторых случаях может служить клумбой. Вазоны широко использовались в европейской и русской архитектуре 18—19 веков, при декорировании парков, общественных построек и богатых домов. Широко использовали также в 1930—1950-е годы в СССР, в архитектуре...

Упоминания в литературе

Палисадником называется территория, отделяющая фасад дома от улицы и обычно отделенная забором или живой изгородью. На Западе его принято засевать газоном. При небольших размерах он выполняет функции декоративного барьера, защищающего от пыли и шума, или парадного двора перед входом в дом. Если он имеет не более 4 м в глубину, по той его стороне, которая прилегает к дороге, высаживают декоративные деревья или кустарники, образующие плотный заслон. При большей глубине (от 6 до 10 м), помимо кустарников, перед домом разбивают цветники. Если жилое здание отстоит от так называемой красной линии (стороны, выходящей на улицу) на 12–15 м, то землю перед ним засевают газоном партерного типа или разбивают на ней сад.
Обычно в палисаднике устраивают садовую скамейку, небольшой столик, газон с посадкой одиночных деревьев или кустарников, цветник и дорожку из естественного камня, кирпича, обломков бетонных плит и т. д. Однако при наличии чрезмерной влаги в основании дома (подвале, погребе) целесообразно в палисаднике сделать бассейн-накопитель (рис. 1).
Лучшее место для гравийного цветника – не внутренний дворик или укромный уголок сада, а пространство между главными воротами (калиткой) и входом в жилой дом, иначе говоря, палисадник. Пусть первым, что попадется на глаза вашим гостям, будет чудесный гравийный цветник в лаконичном восточном или небрежном сельском стиле! В гравийном палисаднике хорошо смотрятся одиночные кустарники (барбарис, кизильник, самшит) и однородные групповые посадки неприхотливых и практически не требующих ухода многолетников (бадан, ирис). Для тенистого или влажного палисадника подойдут злаки, мхи, папоротники и некоторые почвопокровные растения. Если гравийный палисадник находится на солнечной стороне участка, то посадите в нем растения с сизой и голубоватой листвой: они, как правило, лучше приспособлены к засушливым условиям. Не бойтесь играть на контрастах! Желтый гравий отлично сочетается с зелеными листьями и оранжевыми цветами; серый гравий неплохо оттеняет белые и малиновые соцветия на фоне изумрудно-зеленой листвы. Высокорослые растения высаживайте рядом с низкорослыми; вечнозеленые – с листопадными, особенно с теми, что на осень меняют окраску листьев.
С севера или со стороны, откуда обычно дует сильный ветер, участок защитит зеленая изгородь. Вдоль дорожек можно дополнительно высадить ряды ягодных кустарников. А перед домом, радом с детской площадкой, хорошо устроить цветочный палисадник.
Крыльцо может стать главной архитектурной деталью, украшающей фасад дома на вашем дачном участке. Конфигурация его часто диктуется архитектурой дома, дизайн также привязан к общему стилю всего дома. Нужно учитывать и соразмерность крыльца и дома, пропорции крыльца в отношении к палисаднику.

Связанные понятия (продолжение)

Живая изгородь представляет собой растения, посаженные в один или несколько рядов, кроны которых плотно сомкнуты. Ветви кустарников, реже — кроны деревьев формируют, либо дают им расти свободно . Выполняет декоративную, ограждающую и маскировочную функции.
Пе́ргола (итал. pergola от лат. pergula — навес, пристройка, от лат. per- + regere — направлять) в садоводстве — навес первоначально из вьющихся растений для защиты прохода или террасы от палящего солнца. Опора перголы состоит из повторяющихся секций арок, соединённых между собой поперечными брусьями. Пергола может быть как отдельно стоящим сооружением, так и частью здания, закрывающим открытые террасы.
Раба́тка (от нем. Rabatte — грядка) — прямоугольный цветник в виде узкой (ширина до 2—3 метров) полосы вдоль садовой дорожки, забора или ограды; с одним или несколькими видами растений. Обычно рабатка имеет параллельные стороны.
Патио (исп. patio на основе лат. pat через прованс. «pàtu») — открытый внутренний двор(ик) жилого помещения, с разных сторон окруженный стенами, галереями, воротами, решёткой и т. д. или же зелёной изгородью из деревьев и/или кустарников. Архитектура патио восходит к классическому перистилю, получившему широкое распространение во времена Античности и Средние века в средиземноморских странах (больше всего выделяется Испания), а затем и в Латинской Америке, а также в исламском мире. Патио впервые стал...
Партеры, разделённые на участки правильной формы, характерны для регулярных парков XVII—XVIII веков; в дворцово-парковых ансамблях Западной Европы и России они достигли расцвета в XVIII веке и представляли из себя неотъемлемую часть декоративной композиции.
Солитéр (фр. solitaire, от лат. solitarius — одинокий) — отдельно стоящее дерево (кустарник) в европейских парках. Дизайнерский приём, один из основных элементов композиции зелёных насаждений применяемый при благоустройстве и озеленении парков, садов и частных владений.

Подробнее: Солитер (ландшафтный дизайн)
Бесе́дка — лёгкое архитектурное сооружение, расположенное, как правило, в саду или парке, со скамейками и столом, предназначенное для защиты от дождя и прямых солнечных лучей и служащее для отдыха и бесед, что и дало ему название.
Вися́чий сад — архитектурное сооружение, небольшой сад, расположенный на крыше, галерее, специальных каменных опорах. Имеет насыпной почвенный слой для произрастания трав, цветов, декоративных кустарников, деревьев. Вместо сплошного почвенного слоя используются также особые переносные ёмкости для растительного грунта, небольшие бассейны для водных растений. Термин употребляется преимущественно в отношении исторических сооружений, созданных по мотивам Висячих садов Семирамиды. Древнерусский синоним...
Газо́н (от фр. gazon — дёрн, трава) — участок земли с искусственно созданным травяным покровом ; травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции (ГОСТ 28329-89). В северных широтах чаще всего используется мятлик луговой. Также газоном считаются специально посаженные цветники (цветы) и кустарники.
Сад Эрам (перс. باغ ارم‎ — «Баг-е Эрам») — декоративный персидский сад в Ширазе (Иран). Современный вид приобрёл в XIX веке, но инфраструктура, по-видимому, заложена в XVIII веке, когда этот объект описывался европейскими путешественниками как «Сад шаха». Сад Эрам является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, известного под общим названием «Персидские сады».
Агведаль — арабское название обширных, огороженных и роскошно обустроенных садово-парковых территорий, принадлежащих султану и специально предназначенных для его отдыха и развлечения. Подобные садовые комплексы были типичны для мавританской Испании и арабских стран Востока; в символизме тех времён они несли в себе образ райского сада.
Шале́ (фр. chalet), в Альпах — небольшой сельский домик в швейцарском стиле. Небольшая дача.
Сады в Древнем Египте происходят, предположительно, от орошаемых Нилом огородов, с ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев. Сады разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады.
Японский сад (яп. 日本庭園, にほんていえん, нихон тэйэн или яп. 和風庭園, わふうていえん, вафу тэйэн) — разновидность сада (частного парка), принципы организации которого были разработаны в Японии в VIII—XVIII веках.
Плете́нь — плетёная изгородь из прутьев, ветвей и строительный материал аналогичной конструкции.
Забо́р (также городьба, изгородь, огорожа, ограда, палисад, плетень, тын, частокол) — сооружение, служащее для ограждения (защиты) и обрамления (обозначения границы) той или иной территории.
Декорати́вные расте́ния — растения, обыкновенно и большей частью выращиваемые для оформления садов, парков, скверов и других участков городских и сельских территорий, предназначенных для отдыха, либо служебных, производственных и жилых помещений (в последнем случае они часто называются ещё и комнатными растениями). Деятельность по выращиванию декоративных растений называется декоративным садоводством.
«Павильо́н ши́шек» — архитектурно-ландшафтный проект Адриана Гейзе, созданный в рамках фестиваля «Архстояние» 2007 года. Находится на территории Парка «Никола-Ленивец» возле деревни Никола-Ленивец.
Огоро́д — относительно небольшой участок земли, предназначенный преимущественно для выращивания овощей. На огороде могут также присутствовать посадки ягод и плодовых деревьев. Обычно огород огорожен забором или живой изгородью. Возделывание огородов называется огородничеством.
Берсо́ (фр. berceau) — крытая галерея из перекладин, установленных на опоры, вдоль аллеи или садовой дорожки. По её сторонам высаживают растения, ветви которых прикрепляют к каркасу из решётчатых стенок. Разрастаясь, они образуют сплошной зелёный тоннель.
Бу́нгало (хинди बंगला banglā — в бенгальском стиле; допустимое произношение — бунга́ло) — одноэтажный дом для одной семьи, часто с плоской крышей и обширной верандой.
Сад — территория с посаженными человеком плодовыми деревьями и кустарниками. Также в саду могут произрастать декоративные кустарники, цветы, а также присутствовать элементы огорода.
Древесная группа — собранные в отдельную композицию немногочисленные экземпляры древесных пород, размещённые обособленно от других насаждений на открытом газоне. Один из основных элементов композиции зелёных насаждений применяемый при благоустройстве и озеленении парков, садов и частных владений.
Се́ни (сенцы) — входная часть (прихожая) традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, несущее несколько функций...
Регуля́рный парк (или сад; также францу́зский или геометри́ческий парк; иногда также «сад в регулярном стиле») — парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических форм.
Сад камней (яп. 枯山水 карэсансуй, букв. «сухие горы и воды»), также «сэкитэй» (яп. 石庭, букв. «каменный сад») — культурно-эстетическое сооружение Японии, разновидность японского сада, появившаяся в период Муромати (1336—1573).
Лески — парк, расположенный в одноимённом микрорайоне Николаева. Имеет статус памятника садово-паркового искусства.
Ивовый палисад или Ивовая граница (маньчж. ᠪᡳᡵᡝᡤᡝᠨ ᠵᠠᠰᡝ, по Захарову: Бирэгэнь чжасэ; кит. 柳邊, Любянь), также Граница ивовых тычин (кит. 柳條邊, Лютяо бянь) — сеть укреплений из рвов и насыпей, усаженных ивовыми деревьями, сооруженных в период династии Цин в конце XVII века для предотвращения проникновения китайцев в Маньчжурию.
Пекинский ботанический сад — ботанический сад, расположенный на северо-западной окраине Пекина, между парком Сяншань и горой Юйцюаньшань в горах Сишань. Был основан в 1955 году. Площадь ботанического сада — 564 000 м².
Самши́т (лат. Búxus) — род растений семейства Самшитовые, медленнорастущие вечнозелёные кустарники и деревья, вырастающие до высоты от 2 до 12 м (изредка до 15 м).
Терра́са (фр. terrasse «площадка») — открытый настил на подготовленном основании (как правило, опорах).
Пейза́жный (англи́йский, иррегуля́рный, ландша́фтный) парк — направление в садово-парковом искусстве, сложившееся в XVIII веке в Англии на контрасте с барочным регулярным парком во «французском стиле» Ленотра.
Плата́н, или Чина́р (лат. Plátanus) — род деревьев; единственный представитель монотипного семейства Платановые (Platanaceae). Многие виды — ценные декоративные растения, используемые в городском озеленении.
Плата́новая алле́я — одна из главных достопримечательностей города Сочи, Краснодарский край, Россия.
Зи́мний сад (нем. winter garden; фр. jardin d'hiver) — отапливаемое помещение с естественным освещением, предназначенное для размещения экзотических и не зимостойких, а также комнатных растений. Зимний сад обычно представляет собой застеклённое помещение с металлическим, алюминиевым, деревянным каркасом или веранду как продолжение гостиной.
«Дом над ле́сом» — архитектурно-ландшафтный проект Анны Щетининой, осуществлённый в рамках зимнего фестиваля «Архстояние» 2008 года. Находится на территории Парка «Никола-Ленивец» возле деревни Никола-Ленивец.
Оранжере́я — пристройка или строение для выращивания растений, искусственная экосистема.
Сад Джусти (итал. Palazzo e Giardino Giusti) — дворцово-парковый комплекс, построенный в конце XVI века на склоне холма у восточной окраины Вероны (Италия).
Чаир — тип традиционного садового хозяйства в горном и предгорном Крыму, представляющий собой многоуровневый фитобиогеоценоз. Имеет древние традиции, совмещающие многофункциональность (сад, сенокос, пастбище и лесозаготовки), гармонию с природой (учёт местных особенностей климата и рельефа), а таже общественное использование членами всего селища на протяжении нескольких поколений и даже столетий. В XIX веке российские архитекторы Крыма включили элементы крымских народных агротехнических традиций...
У бука европейского в природе встречаются различные ботанические формы в пределах вида, отличающиеся от типичной по форме кроны, строению, размеру и окраске листьев, строению коры и прочему. Некоторые из этих форм имеют декоративное значение и используются в озеленении. Многие формы бука европейского были выведены искусственно и эти работы продолжаются в настоящее время.
Корейский сад — сад, сочетающий в себе элементы природы и корейской культуры. По своему содержанию прост и более близок к природе. Корейский сад имеет двухтысячелетнюю историю. Наиболее древние записи, датируемые периодом трёх корейских государств (57 год до н. э. — 668 год н. э.), рассказывают об особенностях развития дворцовых и архитектурных садов того периода.
Традиционное жилище сербов — старинная жилая архитектура сербов, которая была распространена в сельское местности до XX века.
Вера́нда (от бенгальского ) — открытое или застекленное помещение, пристроенное или встроенное в здание; чаще используется в малоэтажных жилых домах, но в южных районах является составной частью квартиры и в многоэтажном строительстве; обычно не отапливается, вентилируется через открываемые створки окон, иногда оборудуется защитными устройствами от солнца. Веранды широко применяются в детских, санаторных учреждениях, больницах.
Эстонская национальная архитектура состоит из нескольких традиционных стилей народной архитектуры Эстонии, олицетворённых в деревнях, фермерских хозяйствах и фермерских домах. Старейшие письменные источники, описывающие эстонские деревни, датированы XIII веком, когда они были упомянуты в летописцем Генрихом из Леттии...
Синдэн-дзукури (яп. 寝殿造り, «спально-дворцовый стиль») — стиль жилищных сооружений японских столичных аристократов X—XII веков периода Хэйан. Его особенностью является симметричное расположение главных строений аристократического поместья и отсутствие пространства между строениями. Использовался при строительстве резиденций правителей в Киото, буддийских храмов и синтоистских монастырей.

Упоминания в литературе (продолжение)

Помните, что в тени от дома практически ничего расти не будет, поэтому чаще всего его размещают в глубине участка или выдвигают к дороге, сохранив место для палисадника, который от улицы можно отделить забором или живой изгородью. Роль палисадника не стоит умалять: он не только выполняет чисто эстетическую функцию, но еще и защищает жилище от шума и пыли, проникающих с улицы.
Если палисадник расположен с северной стороны дома, то есть большую часть времени находится в тени, проще всего его оформить посадкой хвойных растений: западной туи, как с вертикальной кроной, так и шаровидной, можжевельников, горизонтального и казацкого, микробиоты, стлаников, торной сосны» Можно высадить и голубую или серебристую ели.
Каждый приусадебный, дачный или садовый участок имеет ряд функциональных зон: палисадник, хозяйственный двор (в основном на приусадебном участке), место для отдыха, плодовый сад и огород.
Таким забором обычно ограждают палисадник, огород, цветник. Для установки этого ограждения фундамента не требуется. Столбы могут быть деревянными, металлическими, из профильных труб. Несущие горизонтальные планки – деревянными. Пролеты можно купить готовыми, а можно сделать самим из отдельных штакетин. Высота забора колеблется от 0,5 до 1,5 м. Ширина зазора также бывает разной, обычно она равна ширине штакетины. Столбы должны быть немного выше штакетин.
На равнинах чистотел редко встречается в дикой природе: как лопух и крапива, растет в основном у жилья, «под тыном», мы буквально ходим по нему, топчем ногами. Дитя глухих заборов и подворотен, заросших палисадников, кювет и канав, засоренных оврагов, запущенных садов и парков, помоек и свалок, строительных завалов и трущеб. Чистотел совершенно не боится тени, его можно найти и в густых зарослях сирени, и под огромными тополями.
В январе-феврале горшки с луковицами ставят в теплое место (20-22°С) и совершенно прекращают поливку до появления цветочной стрелки. Затем переносят на светлое окно и поливают тепловатой водой, пока цветочная стрелка не достигнет высоты 7-10 см. В это время поливка должна быть умеренной, иначе пойдут в рост листья, а цветки не разовьются. После окончания цветения и засыхания цветочной стрелки (через 30-40 дней) луковицы пересаживают в почву (смесь – дерновая, перегнойная, листовая земля и крупнозернистый песок – 2:2:2:1). Необходимы горшки такого размера, чтобы разместились корни, и хороший дренаж. При пересадке старую землю удаляют, обрезают испорченные корни. Луковица должна сидеть в земле не глубже чем на 1/2 своей высоты. После пересадки горшок ставят на светлое окно в теплой комнате и поливают обязательно теплой водой. Летом выносят на открытый воздух – балкон, наружный подоконник или в палисадник. Один раз в неделю подкармливают минеральными и органическими удобрениями. Осенью амариллисы вносят в помещение. Зимой поливку сводят до минимума. Регулируя период покоя, цветущие амариллисы можно иметь даже в январе.
Начиная от Турнель, предместье Сен-Виктор с его мостом через Бьевр с его аббатством, в котором сохранилась эпитафия Людовика Толстого – «epitaphium Ludovici Grossi» – с церковью, увенчанной восьмигранным шпилем, окруженным четырьмя колоколенками. Далее начиналось предместье Сен Марсо, имевшее три церкви и один монастырь. Еще дальше, оставляя влево четыре белые стены мельницы Гобеленов, располагалось предместье Сен-Жак с чудесным резным распятием на перекрестке. Потом – церковь Сен-Жак-дю-Го-Па. Церковь Сен-Маглуар с прекрасным нефом. Церковь Нотр-Дам-де-Шан с византийской мозаикой. Наконец, минуя стоящий в открытом поле картезианский монастырь с множеством палисадников и пользующиеся дурной славой руины Вовера, взгляду представали три романские стрелы церкви Сен-Жермен-де-Пре. Позади этой церкви начиналось Сен-Жерменское предместье, состоявшее из семнадцати улиц. На одном из углов предместья высилась островерхая колокольня Сен-Сюльпис. Но особенно привлекало взор и надолго приковывало к себе внимание… аббатство Сен-Жермен. Этот монастырь, производивший внушительное впечатление и как церковь и как господское поместье, этот дворец духовенства, в котором парижские епископы считали за честь провести хотя бы одну ночь. Его трапезная, которая благодаря стараниям архитектора, по облику, красоте и великолепному окну напоминала собор. Изящная часовня во имя Божьей матери. Огромный спальный покой. Обширные сады. Опускная решетка. Подъемный мост. Зубчатая ограда на зеленом фоне окрестных лугов. Дворы, где среди отливавших золотом кардинальских мантий сверкали доспехи воинов.
Огонек горел в окне уютного, маленького домика, перед которым был разбит маленький палисадник.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я