Связанные понятия
Аверс (англ. obverse, нем. Vorderseite, итал. dritto, фр. avers, лат. adversus — «обращённый лицом») — лицевая, главная сторона монет и медалей, противоположная реверсу. Термин происходит из Античности. Изначально он обозначал сторону монеты, отчеканенную с использованием нижнего штемпеля (лат. adversus — «обращённый лицом»). Учитывая особенности монетного дела, на нём помещали «более важные» изображения, в то время как на верхнем штемпеле — «менее важные». С развитием технологии выпуска монет разделение...
Ре́верс (лат. revertor — «поворачиваю назад») — оборотная сторона монеты или медали, противоположная аверсу.
Пятнадцать рублей — золотая монета Российской империи, чеканившаяся после проведённой Витте денежной реформы на Санкт-Петербургском монетном дворе с 1897 по 1899 годы при правлении императора Николая II.
Решка — в просторечии сторона монеты, противоположная орлу. Решка может быть тождественна как аверсу, так и реверсу монеты.
Елисаве́тин золото́й — общее название пробных золотых монет номиналами 5 (полуимпериал) и 10 (империал) рублей, предложенных во время денежной реформы в 1755 году во время царствования императрицы Елизаветы Петровны. Монеты не были утверждены (указом от 12 ноября 1755 года была принята только их проба) и не поступали в обиход, елисаветин золотой номиналом в 10 рублей известен в единственном экземпляре, известных подлинников полуимпериала нет только новоделы).
Упоминания в литературе
Светская символика занимает прочное место в оформлении печатей и монет Болгарии. Некоторые болгарские цари в конце XIII – начале XIV в. чеканят монеты с изображением двуглавого орла, царя на коне. На болгарских монетах XIV в. можно видеть и льва с высунутым языком, идущего на задних лапах. Данные эмблемы
типичны для монет и печатей Западной Европы. В Византии они, как правило, в этом качестве не употреблялись[236]. Золотые буллы болгарских царей наряду с византийским обычаем расположения надписей используют и круговую легенду – на западноевропейский манер[237].
В самом своем начале (вплоть до XVI в.) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI в., Государственный герб в России появляется уже при Иване III (1462–1505). Именно ему приписывается учреждение Государственного
герба как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной – двуглавый орел.
За образец он взял рисунок государственной печати из «Титулярника», но при этом убрал
«печати» областей, оставив одного двуглавого орла. Такой рисунок герба России имеется в набросках Петра I; по-видимому, Санти следовал указанию императора. Он перерисовал орла, поместил эмблему Москвы на его груди в щит французского типа и сделал раскраску герба в соответствии с правилами западноевропейской геральдики.
Интересно, что каждый элемент эмблемы СВР России, по словам специалистов в
области геральдики, несет свою собственную смысловую нагрузку. Так, золотой двуглавый орел символизирует принадлежность Службы к федеральным органам исполнительной власти. Круглый щит характерен для вооружения русских воинов. Количество закрепов на щите – двенадцать – ассоциируется со временем (12 часов на циферблате, 12 месяцев) и символизирует непрерывность любого вида деятельности Службы во времени. Закрепы выполнены в виде геральдических роз, означающих сохранность тайны.
Более того, указания на прямую персонификацию стали все чаще замещаться государственной символикой, прежде всего изображением позади трона двуглавого орла[174]. Подобное осмысление концепта власти, впрочем, не являлось разрывом с предыдущей традицией: этот принцип использовался еще в представительских покоях XVII века (Престольная палата Теремного дворца).
При этом очевидно, что двуглавый орел в данном случае становится универсальным символом, способным, с одной стороны, выделить пространство на знаковом уровне, а с другой – корректировать последнее, скрывая элементы, не являющиеся в имперском отношении значимыми (в XVIII веке стены Грановитой палаты были затянуты темно-вишневым бархатом с изображением двуглавых орлов[175]).
Связанные понятия (продолжение)
Семь рублей пятьдесят копеек — золотая монета Российской империи, чеканившаяся после проведённой Витте денежной реформы на Санкт-Петербургском монетном дворе в 1897 году при правлении императора Николая II.
В Википедии есть другие статьи об 1 долларе СШАМирный доллар — серебряная монета США номиналом в 1 доллар. Выпускалась в 1921-1928, 1934-1935 и 1964 годах. Изначально планировалось отчеканить памятную монету в честь окончания Первой мировой войны. Своим названием обязана слову «PEACE» в нижней части реверса.
Подробнее: Мирный доллар
Золотая монета 1 рубль — золотая монета Российской империи достоинством один рубль времён императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II. Традиционно относится к категории золотых монет для дворцового обихода, но есть свидетельства о более широком применении.
Византийская монета — золотые, серебряные и бронзовые монеты Византии, чеканившиеся до падения Константинополя в 1453 году.
Подробнее: Византийские монеты
Червонец Петра I образца 1701 года — золотая монета без обозначения номинала. Чеканилась на Кадашёвском монетном дворе в 1701—1703 годах.
Двуглавый орёл — гербовая фигура в виде орла, имеющего две головы, обращённые вправо и влево, или двух орлов, расположенных друг за другом, когда от орла, расположенного на заднем плане, видна только голова.
Золотые монеты для дворцового обихода (также «Дворцовые» или «Дворцовки») — отчеканенные в периоды правлений Елизаветы Петровны и Екатерины II золотые монеты номиналами в полтину, рубль и два рубля. В российской нумизматике эти монеты принято называть дворцовыми из-за версии о том, что они были отчеканены специально для императорского двора, карточных игр императриц и придворных.
Древнегреческие монеты — широчайшая и старейшая группа в нумизматике. Группу древнегреческих монет обычно разделяют на следующие подгруппы...
Монета — денежный знак, изготовленный из металла либо другого материала определённой формы, веса и достоинства. Кроме полноценных монет выпускаются разменные, коллекционные, памятные и инвестиционные монеты. Чаще всего монеты изготавливаются из металла методом чеканки и имеют форму правильного круга.
5 центов со щитом (англ. Shield nickel) — медно-никелевые монеты США номиналом 5 центов, которые чеканились с 1866 по 1883 годы. Имеет несколько разновидностей. За всё время было отчеканено более 128 миллионов экземпляров.
Пробные монеты Российской империи — монеты, которые чеканились во времена Российской империи на основе заранее заданного веса и формы и после изготовления предоставлялись вместе с другими образцами на рассмотрение специальной комиссии, которая занималась отбором и утверждением решений о чеканке монет. Пробные монеты чаще всего чеканились из меди, но иногда для их создания использовались драгоценные металлы. Местом хранения пробных монет был архив монетного двора. Пробные монеты были нужны для оценки...
Триенс (лат. triens) — первоначально древнеримская бронзовая монета, равная 1⁄3 асса или 4 унциям (отсюда название и символ римского триенса — четыре точки; ••••). Затем это древнеримская и византийская золотая монета, равная соответственно 1⁄3 ауреуса или солида (в Древнем Риме её второе название — тремисс, в Византии она обычно называлась тремиссисом), а также название средневековых золотых варварских подражаний античным монетам.
Альфонсодеоуро , афонсодеоуро (порт. Afonso de ouro) — название первых португальских золотых крузадо, отчеканенных во время правления Афонсу V (1438—1477).
Севский чех — низкопробная серебряная монета, чеканившаяся в 1686—1687 годах для Малороссии. Своё название получила по городу Севск (в настоящее время районный центр Брянской области), где чеканилась монета, и казацкому названию польских полтораков, монет достоинством 1+1⁄2 гроша,— чехов.
1 гривна — серия украинских монет массового выпуска, используемых в повседневном денежном обороте. Выпускается также инвестиционная монета из серебра.
Артилук , артилукко (хорв. artiluk, итал. artilucco) — серебряная монета Дубровницкой республики. Чеканилась в 1627—1701 годах весом в 2,22—1,38 г с содержанием 2,0—1,28 г чистого серебра.
Бургундский , брабантский, королевский или крестовый талер, дальдер или дальдре — название ряда монет, отчеканенных для испанских Нидердандов во второй половине XVI столетия. Среди них, например, дальдер Филиппа (филиппсдальдер), дальдер Альберта (альбертусдальдер, патагон) и многие другие монеты.
Пятьсо́т гри́вен (укр. П'ятсот гривень) — номинал денежных банкнот УНР, имевших хождение в 1918—1920 годах, а также номинал банкнот независимой Украины, введённый в обращение 15 сентября 2006 года. Самая крупная банкнота независимой Украины. На момент введения она стоила более 100 долларов США, и была самой тяжёлой банкнотой постсоветского пространства после банкноты 5000 рублей в России, введённой накануне до этого. После нескольких девальваций (2008 и 2014—2015 годов) банкнота постепенно обесценилась...
Водный талер (нем. Wassertaler) — название рейхсталера города Аугсбург 1694 года. Своё название монета получила из-за характерного изображения аверса. На нём в центре помещена кедровая шишка — центральный элемент герба города, по сторонам от которой располагаются двое мужчин, представляющие собой аллегорическое изображение божеств рек Вертах и Лех. Реверс монеты содержал герб Священной Римской империи и круговую надпись с именем и титулом императора «LEOPOLDVS D. G. ROM. IMP. S. AVG.» (Вечно священный...
Плавание — памятная монета номиналом 2 гривны, выпущенная Национальным банком Украины, посвящённая XXVIII Играм Олимпиады, проходивших в 2004 году в Афинах (Греция).
Энджел , или Ангел (англ. Angel) — золотая монета, выпускавшаяся во Франции и Англии.
Шиллинг (Schilling) Ливонского ордена — монета, изготавливалась из биллона, чеканилась с 1424 по 1561 год. 1 шиллинг = 12 пфеннигов (хотя фактическое соотношение было 1 шиллинг = 9 пфеннигов). Диаметр монеты — 18,1—20,1 мм, вес — 0,9 г. В Королевстве Польском известен как «szeląg», Великом княжестве Литовском и Новгородской республике — как «шелег», «шэляг», «склязь».
В Википедии есть другие статьи об 1 долларе СШАЗолотой доллар — золотая монета США номиналом в 1 доллар, чеканившаяся в период с 1849 по 1889 годы. Содержит 90 % чистого золота. Является наименьшей по номиналу из выпускавшихся золотых монет за всю историю США. Также — наименьшая по размеру монета США. Существует три типа золотого доллара.
Подробнее: Золотой доллар
Золотые монеты Петра I — монеты Русского царства и Российской империи, отчеканенные из золота во времена правления Петра I.
Пять латов — монета выпускавшаяся в Латвии в 1929, 1931 и 1932 годах. Монета была популярным символом независимости в период вхождения Латвии в состав Советского Союза среди части населения, прежде всего среди бывшей элиты Латвийской Республики, лиц, подвергшихся репрессиям и латышских эмигрантов.
Крещение Руси — памятная монета Национального банка Украины. Посвящена рождению в городе Вифлееме 2000 лет назад от Девы Марии и Святого Духа Сына Божьего — Иисуса Христа, основателя христианского вероучения.
Боксталер (нем. Bockstaler, дословно «козлиный» или «бараний» талер) — название распространённых в южных и южнозападных немецких землях рейхсталеров города и кантона Шаффхаузен XVI—XVII столетий. На их аверсе изображён мотив городского герба — выскакивающий козёл (нем. Bock) или баран из городских ворот. Благодаря нему монета и получила своё «говорящее» название.
Молда́вский лей (молд. leu, мн.ч. lei) — денежная единица Молдавии, состоящая из 100 баней (молд. ban, мн.ч. bani). Был введён в обращение в период с 29 ноября по 2 декабря 1993 года, сменив купоны и советские рубли. На середину 2018 года представлен девятью номиналами банкнот: 1, 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500 и 1000 леев, а также семью номиналами монет: 1, 5, 10, 25 и 50 баней, 1 и 2 лея; в 2019 году планируется введение монет в 5 и 10 леев. Национальным банком Молдовы также выпускаются памятные...
Па́мятные моне́ты (мемориа́льные моне́ты) — монеты, выпускаемые в обращение в память о каком-либо определённом событии, по одним источникам, не связанные с круглыми, юбилейными датами, по другим, связанными и с юбилеями. В последнем случае разновидностью памятных монет являются и юбилейные монеты.
Подробнее: Памятная монета
Броуд или Брод (англ. Broad) — английская золотая монета, отчеканенная во времена Английского содружества в 1656 году. Монета диаметром 29-30 миллиметров имеет вес 9-9,1 грамм золота и равнялась 20 серебряным шиллингам.Разработчиком монеты выступил известный британский медальер Томас Саймон. На аверсе монеты помещено изображение лорда-протектора Английского содружества Оливера Кромвеля. На легенде монеты надпись на латыни с сокращениями «OLIVAR D G R P ANG SCO HIB &c PRO» что означает «Оливер, Божьей...
Голландский червонец русской чеканки — золотая монета, которую с перерывами чеканили в Российской империи с 1735 по 1867 год. В народе её чаще всего именовали «лобанчиком», «пучковым» или «арапчиком». В официальных документах она называлась «известной монетой», а её штемпеля — «секретными штемпелями».
Паанга (код ISO 4217 — TOP, символ — T$) — денежная единица Королевства Тонга, иногда называется «тонганский доллар» или «доллар Тонги». 1 паанга состоит из 100 сенити (центов). Официальная валюта королевства с 1967 года, когда она заменила тонганский фунт (курс обмена: 1 фунт = 2 паанга).
Золотые торговые монеты — серия серебряных памятных монет достоинством 10 гульденов, выпущенных Нидерландскими Антильскими островами в 2001 году и посвященных золотым торговым монетам различных эпох — от ауреуса Суллы (I век до нашей эры) до 20 франков бельгийского короля Альберта I (I половина XX века).
Двести гривен (укр. Двісті гривень) — номинал денежных монет и банкнот Украины, введенных в обращение 22 августа 2001 года. Вторая крупнейшая купюра в истории современной Украины (до введения в 2006 году купюры номиналом 500 гривен) и первая, которая не была введена непосредственно при введении гривны в обращение.
Хоккей (укр. Хокей) — памятная монета номиналом 2 гривны, выпущенная Национальным банком Украины, посвящённая XIX зимним Олимпийским играм, которые прошли в 2002 году в Солт-Лейк-Сити (США).
Три рубля (платиновая монета) (3 рубли на серебро) — платиновая монета Российской империи номиналом в три рубля. Чеканилась по указу Николая I Санкт-Петербургским Монетным двором с 1828 по 1845 год.
Пол-угорского Софьи Алексеевны — золотая монета в половину угорского, чеканившаяся между 1682 и 1689 годами и служившая в основном в качестве награды участников Крымских походов. Вес монеты — 1,78 грамма.
Глукхенненталер (нем. Gluckhennentaler — талер с наседкой) — название памятной талерной медали 1691 года города Базель. Поводом для её выпуска стало успешное разрешение конфликта между магистратом и горожанами.
Дарик (др.-перс. дараявака, др.-греч. δαρεικος, англ. daric, рус. дарик, дарике, дарейк, даркемон, дарикос и др.) — персидская высокопробная золотая монета, основа денежной системы Державы Ахеменидов. Монета получила своё название, по-видимому, по изображению на аверсе персидского царя Дария I, который начал её выпускать в ходе своих реформ (кон. VI в. до н. э.). Масса монеты ок 8,4 г, с высоким содержанием золота. Этими монетами вносились подати, они же служили для крупной торговли не только в Персии...
Пенни (фин. penni, p) — в прошлом производная денежная единица и разменная монета Финляндии достоинством в одну сотую финской марки, существовавшая с 1860-х годов XIX века до перехода страны на евро с 1 января 2002 года.
Американский золотой орёл (англ. American Gold Eagle, American Eagle Gold Bullion Coins) — инвестиционные монеты США. Выпуск монет этой серии был начат в 1986 году на основании Монетного акта 1985 года. В настоящее время «Американский золотой орёл» — одна из самых популярных и распространённых золотых инвестиционных монет в США.
Абаз , или абази (груз. აბაზი) — грузинская серебряная монета, чеканившаяся первоначально по образцу персидского аббаси.
Упоминания в литературе (продолжение)
Почему Александр предпочел освятить меч именно в Ладоге? Неужели не нашлось подходящего храма в Новгороде? До времени русская государственность вбирала в себя обе традиции. Известная печать Ивана III, к которой возводится история герба Российского, содержит два равноценных символа. Один из них «ездец» – всадник, пронзающий змия копьем (этот образ уже настолько прочно отождествлялся с государственной властью, что слово «ездец» в древнерусском обозначало государственную
печать вообще), а второй – двуглавый византийский орел. К концу XV века относятся первые известные нам свидетельства того, что они соединились.
Высшая воинская награда России была учреждена императрицей Екатериной II 26 ноября 1769 г. и получила наименование в память римского военачальника Георгия, проповедовавшего христианство перед императором Диоклетианом, обезглавленного в 304 году и прославленного в лике святых. Императрица, по праву основательницы, и стала первым кавалером ордена. Он сразу задумывался как исключительно боевая награда и подразделялся на четыре степени. Низшая, 4-я степень, представляла собой скромный крест из белой эмали с изображением Св. Георгия, поражающего копьем змея (для иноверцев изображение святого
с 1844 г. заменялось изображением двуглавого орла; на реверсе изображался вензель из букв СГ). Крест носился на левой стороне груди, правее всех прочих наград, на черно-оранжевой ленте, символизирующей цвета дыма и пламени. Крест 3-й степени был несколько больше по размеру и носился на шее, выше всех прочих нашейных орденов. Там же носился и крест 2-й степени, еще больший по размеру, чем предыдущие, но к нему уже полагалась орденская звезда – четырехугольная по форме, что резко выделяло ее на фоне прочих российских орденских звезд. Крест 1-й степени, самый большой по размеру, носился на левом бедре, к нему полагались орденская лента через правое плечо и звезда. В отличие от всех других орденов, младшие степени «Георгия» не снимались при наличии старших (это правило ввели в 1856 г.) и вообще носились при любых обстоятельствах. Девизом ордена стала фраза «За службу и храбрость». Орденским праздником Св. Георгия был день 26 ноября (с 2007 г. он отмечается как День Героев России).
Полностью оформленный герб состоит из щита, украшенного нашлемником, шлемом (в случае с классическими боевыми гербами),
девизом и щитодержателями – двумя фигурами, расположенными по бокам. Британский королевский герб оформлен с левой стороны восстающим львиным леопардом и единорогом с правой стороны. Российский герб состоит из заостренного книзу красного геральдического щита с золотым двуглавым орлом (орел – вторая по популярности в геральдике фигура после льва), символизирующим власть, господство.
Первым символом Берлина, о чем свидетельствовало имя маркграфа – Альбрехта дер Бера (Медведя), стало изображение медведя на гербах и знаменах города. Символом же Бранденбурга, земель вокруг Берлина, с ранних времен являлся орел. Переход города из рук асканских князей в руки князей дома Виттельсбах, а затем и дома Гогенцоллернов нашло отражение в геральдике. Так, с конца XIII в. на гербах города медведь стал изображаться укрощенным, в ошейнике, даже на привязи. Главенствующее место занял орел, вверху над медведем или стоящим на его спине, буквально попирающим его. До 1875 г. медведь
продолжал изображаться на гербе города под эгидой прусской короны, но с ошейником, затем по решению магистрата эта подробность была упразднена.
Прямой черный крест верховного магистра Тевтонского ордена на белом поле был украшен в центре черным одноглавым орлом Священной Римской империи германской нации на золотом щите. На черный крест был наложен
более узкий золотой крест королевства Иерусалимского, основанного крестоносцами в Земле обетованной (так называемый «Крест императора Констанция» – по древней легенде, римскому императору Констанцию, сыну первого христианского императора – святого равноапостольного царя Константина Великого, – в небе над Иерусалимом привиделся крест именно такой формы), чаще всего имевший форму, именующуюся в геральдике «костыльной» или «усиленной» (с поперечными перекладинами на концах лучей креста), оканчивающийся на концах золотыми геральдическими лилиями.
Прямой черный крест верховного магистра Тевтонского ордена на белом поле был украшен в центре черным одноглавым орлом Священной Римской империи германской нации на золотом щите. На черный крест был наложен
более узкий золотой крест королевства Иерусалимского, основанного крестоносцами в Земле обетованной (так называемый «Крест императора Констанция» – по древней легенде, римскому императору Констанцию, сыну первого христианского императора – святого равноапостольного царя Константина Великого, – в небе над Иерусалимом привиделся крест именно такой формы), чаще всего имевший форму, именующуюся в геральдике «костыльной» или «усиленной» (с поперечными перекладинами на концах лучей креста), оканчивающийся на концах золотыми геральдическими лилиями.
В первое время в Византии была большая путаница с точным титулом императора. Там он пользовался римским вариантом, называя себя «императором», «кесарем» или «августом». Тем не менее к концу V века нарастающие зависть и ревность начали портить отношения между греками и латинянами Константинополя, и вскоре каждая сторона стала требовать, чтобы именно их национальная культура была выбрана в качестве государственной культуры Византии. Когда в 491 году император Зенон умер, не назвав преемника и тем самым переложив выбор на свою вдову, под ее окнами собралась огромная толпа. Одни кричали, чтобы она выбрала на этот пост грека, другие – римлянина. Ее решение соответствовало желанию первых. Она назначила императором посредственного, но опытного и надежного пожилого придворного по имени Анастасий (491–518). Однако только при императоре Ираклии (610–641), который принял греческий в качестве государственного языка Византийской империи, греческий титул «базилевс» заменил латинские и остался единственным официальным названием императора. Приблизительно в то же время символ Юпитера – орел – был
сделан гербом императоров. В XIV веке он стал двуглавым. Это изменение произошло после того, как император Германии решил использовать одноглавого орла на своем гербе. Тогда в Византии начали распространять идею, что двуглавый орел правителей Византии символизирует восточные и западные территории Римской империи. В таком виде этот герб перешел через браки к монархическим династиям Австрии и России.
Тогда Александр I решил в 1813 году объединить
две восьмиугольные звезды высших иноземных орденов, которыми его успели наградить, в одну. Не исключено, что ее эскиз разработал сам русский самодержец, а высочайший заказ воплотил в драгоценном металле, скорее всего, именно петербургский мастер Франц Франк. В центре этой звезды вместо алого креста Св. Георгия красовался черный прусский орел, а вокруг круглый щиток окаймляла покрытая синей эмалью ленточка с девизом английского ордена Подвязки, как бы заканчивающаяся пряжкой[83]. (См. цвет. илл. 5.)
В 1692 г. последовал выпуск серий геральдических карт Jeu de Cartes du Blason, publie a Lyon, отличавшихся великолепным исполнением гравюр. Значки масти исполнены в стиле «цветок ириса» для Франции, «орел» для Германии и Фландрии, «розы» для Италии, а также «льва» для Испании и Португалии. На павильоне или тузе цветка ириса красуется герб графа де Берри. На каждой карте изображены образцы носимого оружия, а фигурные
карты украшены портретами европейских правителей.
В июне «сусального дела мастеру» Ивану Уварову выдали пятьдесят два
золотых червонца. Не в качестве заработной платы, а в качестве рабочего расходного материала. Мастер расплющил червонцы до толщины папиросной бумаги, и в январе 1723 года Захаров получил две тетради «большой руки» с листочками сусального золота. Уже летом ширококрылого двуглавого орла окрасили чёрной краской, а короны на головах, скипетр и держава в когтях, детали щита с рельефом Георгия Победоносца на его груди были вызолочены. Свинцовый орёл весом восемьдесят шесть пудов вызывал удивление современников не только своей тяжестью, но и чёткостью проработки деталей. Орёл остался самой значительной работой скульптора-литейщика Вассу, умершего в 1725 году, вскоре после кончины императора Петра Алексеевича.
По доставлении жетона на яхту выяснилось, что он «оказался без цепочки, и потому надеть его нельзя. Ея Величество изволила мне разрешить отправить этот жетон обратно к Фаберже для приделания к нему, т. е. к жетону недостающей цепочки»[179]. К возвращенному жетону прилагался эскиз (жетон в виде флага с двуглавым орлом. – Авт.), на котором была прорисована требуемая цепочка. Техническое задание Фаберже звучало следующим образом: «1. Для присоединения к нему недостающей цепочки и 2. Для обращения внимания магазина на то, что Орел сделан не точно, во-первых, он светло серого мышиного цвета, а не черный, а во-вторых, перья у него чересчур тонкие, а потому их слишком много. Видно, что художник у них не знает характер
русского геральдического орла. На монетах он сделан точно. Душевно преданный Вам М. Путятин»[180].
На стенах, поднимавшихся на головокружительную высоту, в массе сплошных узоров и высоких рельефов едва виднелись установленные на кронштейнах статуи святых. Еще более эффектным
дополнением служили огромные фигуры геральдических зверей и птиц: гибкие львы на карнизах, орлы с распростертыми крыльями, держащие короны. Связки стрел, символизирующие единство державы, соседствовали с раковинами – знаком святого Иакова, покровителя страны, которого испанцы называли Сантьяго. Бесчисленные статуи святых, мелкие орнаменты подчеркивали благородство скульптурных гербов и были призваны олицетворять силу государства, открыто напоминая о его верной спутнице – католической церкви.
В Оружейной палате сформировалась уникальная коллекция русского защитного, холодного и огнестрельного вооружения. Она находится в четвёртом зале. Наиболее ранние, редкие
образцы XII–XV столетий практически не имеют аналогов в других музейных собраниях. Здесь же представлены почти все русские императорские ордена XVIII–XIX столетий, начиная от первого российского ордена Святого Андрея Первозванного, учреждённого Петром I, и заканчивая орденами Белого орла и Святого Станислава, введёнными в российскую орденскую систему Николаем I.
В облик державы образца 1762 г. при последующих коронациях вносились изменения. Самые принципиальные – при коронации Павла I в 1797 г. Тогда появился громадный сапфир под крестом и треугольный алмаз на пояске, приобретенный у Ивана Амбеликова и долгое время бывший в России вторым по величине после знаменитого бриллианта «Орлов». Всего же на
ювелирные работы по коронации тогда потратили 86 000 руб.87
Во 2-й половине XVI века в творчестве критского мастера Михаила Дамаскиноса (или мастера его уровня) складывается, как было доказано М. Хадзидакисом, новый иконографический тип, представляющий святую Екатерину на троне. Эта иконография получила известность в XVII веке, благодаря произведениям критского мастера Иере мии Палладаса, работавшего в XVI веке в Синайском монастыре и его подворье в Ираклионе (Ираклио) на острове Крит. Особенно известна икона 1612 года, написанная им для главного иконостаса кафедрального собора Синайского монастыря: великомученица Екатерина изображена сидящей в легком повороте, ее левая рука – на колесе, в этой же руке она держит Распятие, в правой – пальмовую ветвь, перед святой Екатериной на пюпитре лежит раскрытое Писание. Облачение составляют: императорское платье, плащ на горностаевом меху, украшенный орнаментами и изображением орлов, корона, волосы уложены и покрыты сетчатым головным убором. В нижней части – астрономический глобус, чернильница, философские книги и другие символы мудрости. Иногда,
как на иконе 2-й половины XVII века критского же мастера священника Виктора (Византийский музей, Афины), святая держит Распятие и пальмовую ветвь в одной левой руке. Отдельные элементы этой иконографии были заимствованы из произведений итальянских мастеров. Огромный авторитет Синайского монастыря оказал влияние на широкую популярность этой иконографии. Она повторялась в произведениях многих греческих мастеров XVII–XVIII веков: Георгиоса Клонцаса, Сильвестра Теохариса, Эммануила Ламбардоса, Филофея (икона 40-х гг. XVII в. из церкви Архангелов в Сараеве, круг Сильвестра Теохариса и др.)
Что ж, попробуем справиться без подсказки… Вооружившись лупой, Гельмут не обнаружил на поверхности монеты даже малейших изъянов. На аверсе, застыв в золоте, куда-то вправо сосредоточенно и серьезно взирал Вильгельм Первый, а на оборотной стороне в центре монеты был запечатлен орел с приоткрытым клювом и расправленными крыльями, чьи перья напоминали заточенные копья.
По краям монеты написана номинальная стоимость – десять марок. И в самом деле, головоломка выглядела не из простых.
Появляются новые приемы и
художественные особенности в чеканке. Так, в Новгороде чеканщики применяют прорезной орнамент, в Костроме развивается плоская измельченная чеканка, чередующаяся с литьем и резьбой. Московские серебряных дел мастера достигли виртуозного исполнения высокого чеканного рельефа, который создавая богатейшую игру контрастов света и тени, блестящих поверхностей и матового канфаренного фона, нередко полностью покрывал все изделие. Изящные чарки, миниатюрные корчики сплошь прочеканивались изображением птиц, диковинных зверей и т.д. Этот принцип положил в основу своей работы мастер, оформляя серебряную пороховницу Афанасия Нестерова. На ее поверхности он вычеканил сцену сражения орла с драконом, фигуры птиц и зверей среди пышного узора трав и цветов.
Обрамляющие их арки и веерообразная притолока долго скрывались за стенкой из грубых камней и были обнаружены в ходе восстановительных работ лишь в конце прошлого столетия. Реставраторам не удалось полностью восстановить ранние формы портала, поскольку его верхняя часть была достроена в 1559 году и, к сожалению, в ином стиле. Идея новых ворот принадлежит испанскому архитектору Эрнану Гонсалесу де Лара. Созданный им рельеф с двуглавым орлом и королевским гербом неудачно помещен над изящными мавританскими арками и потому выглядит тяжеловесным. Помпезность скульптуры подчеркивают остальные,
уже чисто испанские детали: статуя ангела на фронтоне, монументальные башни и две орнаментальные полосы, украшающие каждую из них. К закату мавританской эпохи относятся ворота Валмардон, а также внутренняя отделка портала Биб ал Макара, получившего название дель Камброн после восстановления в 1102 году.
Тихая жизнь в Оахаке резко меняется в так называемый «ольмекский» период, начало которого приходится на рубеж I и II тысячелетий до н. э. Завершается этот революционный процесс к середине IX века до н. э. Сейчас практически невозможно представить, кто и каким образом вынудил местное население отказаться от привычной жизни. Однако археологи отмечают, что именно в это время кардинально меняется весь общественный уклад. В Каньяде, Миштека-Альта и долине Оахаки возникают относительно крупные центральные поселения, а множество мелких в это же время прекращают свое существование. Селения начинают специализироваться на том или ином виде хозяйственной деятельности (обработка минералов, изготовление зеркал и т. д.). А это, в свою очередь, приводит к развитию отношений обмена и кооперации между отдельными общинами и районами. Свидетельством победы новой религии становятся образы новых, уже общих для Мезоамерики, божеств. На керамических и каменных изделиях, а также памятниках архитектуры триумфально появляются ягуар, змей, кайман, орел, вытесняя символы предыдущей веры. Нельзя не согласиться с главным специалистом по культурам Оахаки археологом Маркусом Винтером, считающим, что «использование символов кодифицирует и стандартизирует мышление». Новая модель мира невозможна без новой идеологической концепции. Нет сомнений в том, что племенные представления о реальном и потустороннем мире существовали и до 1200 года до н. э. Но именно в этот период возникшие прогрессивные представления о мироустройстве были осмыслены, восприняты и сведены в систему,
описываемую через новые ключевые знаки.
Первые официальные раскопки большого скифского кургана были произведены в 1763 г. по поручению генерал-поручика Алексея Петровича Мельгунова, бывшего в то время губернатором Новороссийского края. Исследованию подвергся Литой курган (или Червонная Могила), в 60 км от Елисаветграда (совр. Кировограда). И хотя курган не был докопан до конца из-за наступления ранних холодов, вскрытое там погребение знатного скифа содержало великолепные вещи конца VII – начала VI вв. до н. э. Их приказали передать коменданту крепости Святой Елисаветы для дальнейшего препровождения в Петербург императрице Екатерине II. Наиболее интересной находкой из могилы скифского вождя,
безусловно, является меч в золотых ножнах, украшенных изображениями каких-то фантастических животных. Это странные существа имеют туловище быка, хвост скорпиона, голову барана, орла или льва, и крылья в виде рыбы со звериной головой. В лапах они держат натянутый лук со стрелой. В раскопе была также обнаружена диадема и множество других драгоценных украшений. Все эти предметы имеют древневосточное происхождение. Возможно, они были добыты скифскими воинами во время их походов в страны Передней Азии.
Во времена III рейха по указанию Гитлера прусский орел на гербе расправил свои крылья.
Основной цвет флага был красный с белым кругом, внутри которого расположена черная свастика.
То, что Тит назван в посвятительной надписи «божественным» (divus), означает, что арку возводили уже после его смерти и официального обожествления. Впрочем, тому есть и более наглядное подтверждение. Если, находясь между знаменитыми рельефами, поднять голову кверху, то нашему взгляду откроется рельеф, который мало кто замечает, – на нем орел Юпитера уносит на небо в своих когтях маленького человечка, и это не кто иной,
как император Тит. Это странное изображение демонстрирует момент апофеоза, что в переводе с греческого дословно обозначает «обожествление».
Нижняя часть герба, бо́льшая, разделена по диагонали от правого верхнего угла к нижнему левому на два поля. Правое поле красное, а левое – серебряное. На диагональ положены две розы, а между ними – лилия. Таким образом, половина каждого цветка находится в красном поле, а половина – в серебряном. В красном поле розы и лилия имеют серебряный цвет, а в серебряном поле – красный. На щите покоится графская корона, а на ней – три дворянских серебряных шлема с золотыми обручами и цепями. На правом шлеме – дворянская корона, из которой выходит шесть знамен: два красных, два белых и два золотых с изображенными на них российскими орлами. На среднем шлеме изображена графская корона и на ней российский двуглавый орел с короной, клювом золотыми когтями. На левом шлеме – лейб-компанская шапка и с каждой ее стороны по одному черному орлиному крылу с тремя серебряными на нем звездами. Намёт с правой
стороны черный с золотом, а с левой – красный с серебряным.
Темно-синий или черный боннет glengarry тоже предполагает клетчатую отделку, но часто делается без нее. Шотландцы всегда украшают его лентами и носят чаще, предпочитая всем остальным головным уборам. Ленты должны свисать не сзади, а сбоку. Ношение на боннетах перьев орла разрешено лишь наиболее выдающимся личностям, получившим такое право согласно уставу лорда Лайона Шотландского. В английском языке существует фраза «A feather in one` s bonnet» («перья на боннете»),
приблизительно означающая «предмет гордости, заслуги, успех».
Первые официальные раскопки большого скифского кургана были инициированы в 1763 г. губернатором Новороссийского края генерал-поручиком А. П. Мельгуновым. Исследованию подвергся курган Червонная Могила, находившийся в 60 километрах от Елисаветграда (современный Кировоград). Вскрытое там погребение знатного скифа
содержало великолепные вещи конца VII – начала VI в. до н. э. Наиболее интересной находкой среди них был меч в золотых ножнах, украшенных изображениями каких-то фантастических животных. Эти странные существа имеют туловище быка, хвост скорпиона, голову барана, орла или льва и крылья в виде рыбы со звериной головой. В лапах они держат натянутый лук со стрелой.
Изучив архаические астрономические
символы на классических монетах, монументах и других древностях, Томпсон пришел к выводу, что большой барельеф Азиатской Сивиллы, хранящийся сейчас в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, олицетворяет собой древние тропики Водолея и Льва и что Водолей, Орел – или, скорее, Лира – Лев и Бык появляются на аналогичном изображении в Иезекииле в главах 1: 10, и 10: 14 и в Апокалипсисе в главе 4: 7.
Это – помещенная на прямоугольный постамент скульптура матери у колыбели младенца (А. и Н. Демидовы, 1800-е гг.); мраморная аллегорическая композиция из кирасы, шлема и орла (надгробие В.
В. Шереметева, 1817 г.); фигурки двух путти с крылышками – ангелочков, водружающих крест на памятнике М. П. Колычевой (ум. 1818). Последний памятник близок по решению к надгробию Е. И. Барышниковой в московском Донском монастыре. Это позволяет предполагать, что в петербургской мастерской Трискорни делались заказы и для Москвы[177]. Возможно, на некоторых памятниках были использованы доставлявшиеся из Италии работы Паоло Трискорни (подобно тому, как при содействии Агостино в Петербург были привезены скульптуры диоскуров для Конногвардейского манежа)[178]. Близки к известным подписным работам П. Трискорни скульптурные изваяния на надгробиях Е. М. Алексеевой и 3. А. Хитрово (нач. 1800-х гг.). Единственный памятник, на котором указано, что его «сочинил и делал» А. Трискорни, – это надгробие А. В. Ольхина (ум. 1815), со скульптурой, символизирующей Веру, у алтаря с крестом. Несомненно, это работа Агостино Трискорни. Так же как и не сохранившийся барельеф надгробия В. Веннига на Смоленском лютеранском кладбище (1821 г.). Племянник его, Алессандро, приехавший в Россию в 1825 г., создал мраморное надгробие поэтессы Е. Б. Кульман; других его работ в области художественного надгробия мы не знаем.
Восьмой знак Зодиака. Его символ в разные эпохи по-разному понимался и изображался. Изображается главным образом как скорпион, аспид, змея. Реже как Дракон и тогда он соотносится с созвездием Орла. В
текущую эпоху этот символ изображается как скорпион: лапы и хвост, в котором жало. Знак Воды, фиксированный, ночной, холодный, влажный. Правитель – Плутон. Экзальтация – Уран, Кету. Заточение Венеры. Падение – Луна, Раху. Минерал – кровавик, топаз. Дух знака – Барбиэль. Число – 14. Карта Таро Умеренность (Осторожность).
Папай (Зевс) – олицетворение неба, супруг богини «влажной земли» (Апи) и прародитель скифов с бронзового навершия. IV в. до н. э. В скифских мифах он выступает как творец Вселенной и людей. К нему обращаются в минуту наивысшей опасности. «Владыками своими, – говорит скифский царь Иданфирс персидским послам, требовавшим от него покорности, – я признаю лишь Зевса, моего предка, и Гестию царицу скифов». В индоевропейской мифологии небесный бог-творец обычно ассоциируется с шаманским деревом, с которым связан обширный комплекс представлений и ритуалов.
Изображением Папая (Зевса) или близкого ему божества можно считать навершие из урочища Лысая Гора близ Днепропетровска. Мы видим божество плодоносящих сил природы и громовержца, обитающего на мировом дереве. Над головой божества изображена его священная птица – орел, на четырех ветвях дерева – звери и птицы (духи-помощники), держащие цепочки с колокольчиками, полумесяцами и кружками – символами грозы и небесных светил
Кроме оленей, скифские художники изображали барсов, лосей, львов, коней, орлов, медведей и др. Всегда подчеркнуты их мускулы, уши, глаза, пасти. В скифских курганах довольно много найдено золотых и серебряных сосудов с
изображениями различных сцен из жизни скифов, что позволяет выяснить многие детали из жизни и быта населения степной зоны.
Переломным моментом в полувековой борьбе стало сражение близ Марафона. Осенью 490 года до н. э. афинское войско под командованием Мильтиада разгромило персов благодаря вмешательству Тесея. Согласно мифам, видя усталость соплеменников, дух бесславно почившего царя прорвал вражеские ряды, чем вызвал панику среди врагов и воодушевил своих соотечественников. Одержав первую крупную победу, афиняне вспомнили о благих делах Тесея, особо оценив заслуги по объединению аттических городов. Решив переправить его останки в Афины, люди прибыли на Скирос и долго искали могилу, пока не увидели орла, разрывающего землю когтями. Начав копать там, где указала птица, они нашли гроб с костями в бронзовых доспехах. Бренные останки Тесея перевезли в столицу и с почестями захоронили недалеко от рыночной площади. Впоследствии на месте погребения царя появился храм, сохранившийся гораздо лучше других построек того времени. При нашествии персов обгорела и едва не погибла священная олива, но впоследствии на ней появились зеленые
побеги, ставшие символом возрожденной греческой столицы.
С древних времен орлу приписывали способность общаться с богами, в некоторых культурах его считали наместником Бога в мире птиц. Поэтому талисманы в виде орлов предпочитали носить представители царского рода в любом государстве. Он наделял своего хозяина силой, храбростью, давал веру в свое могущество и величие. В минуты опасности у человека с таким талисманом активизировался весь его энергетический потенциал и принятые им решения были гениальны. Обладатель такого талисмана мог предугадывать действия своего противника, в нем проявлялись стратегические и тактические наклонности.
Вообще, талисман с изображением орла считается талисманом полководцев. Он несет в себе воинственный дух и если Вы решили надеть этот талисман, то научитесь быстро преодолевать препятствия, действовать стремительно. Но не позволяйте развиться таким качествам, как безжалостность, беспощадность, жестокость.
Существует старинная баллада под названием «Роза Англии», в которой история войны изложена аллегорически. В прекрасном саду (Англия) растет розовый к уст. На нем распускается алый цветок (дом Ланкастеров), но тут в сад вторгается белый вепрь (дом Йорков, Ричард III). Орел уносит розу в свое гнездо (Генрих Тюдор был вынужден на время бежать из страны), но та возвращается обратно, и с помощью орла и единорога победа, наконец, одержана – белый вепрь повержен, а сад вновь радуется жизни. Историю пишут победители.
Из шумерских текстов, посвященных строительству и освящению храмов, мы узнаем о существовании внутри храма покоев бога, богини, их детей и слуг, о «бассейне Абзу», в котором хранилась освященная вода, о дворике перед храмом для принесения жертв, о строго продуманном декоре
ворот храма, которые охранялись изображениями львиноголового орла, змей и драконообразных чудовищ. До настоящего времени из этого сохранилось очень мало.
В шестиконечной звезде расположен кольцом поедающий себя змей, а в этом кольце орел, павлин, лебедь и лев. Поедающий себя змей – это «солнечное колесо», олицетворяющее непреходящую жизненную силу. Птицы символизируют связь небесного и земного, в то же время каждая из птиц имеет свое значение: лебедь – честное богатство; орел – отвага, сила, богатство, величие; павлин –
гордость и процветание. Лев – символ энергии, силы и упорства (рис. 4).