Новосибирский метрополитен
Новосиби́рский метрополитен — скоростная рельсовая внеуличная общественная транспортная система на электрической тяге в Новосибирске. Является самым восточным метрополитеном в Российской Федерации. Метрополитен запущен 7 января 1986 года. После запуска Новосибирский метрополитен стал первым и единственным за Уралом, в Сибири и на Дальнем Востоке, а также четвёртым в России и одиннадцатым в СССР .
По длине эксплуатируемых линий занимает 155-е место в мире, одиннадцатое — среди метрополитенов бывшего СССР (после Московского, Петербургского, Киевского, Харьковского, Минского , Бакинского, Ташкентского, Тбилисского, Нижегородского и Казанского), пятое — в России. По числу станций Новосибирский метрополитен занимает 4-е место в России после метрополитенов Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода .
Метрополитен работает с 6:00 до 0:00. В его системе действуют две линии с тринадцатью станциями со всеми необходимыми сопутствующими сооружениями. Протяжённость обеих линий — 15,9 км. Интервалы движения поездов — от 2 минут 45 секунд (минимально возможный интервал на Ленинской линии) до 12 минут в зависимости от линии и времени суток. На всех станциях метрополитена присутствует покрытие сотовых операторов Билайн, МегаФон, МТС и Tele2.
В систему метрополитена входят 24 вестибюля, 32 эскалатора (на 7 станциях), 15 подстанций (понизительные и тяговые). На 2008 год действовало 46 тоннельных вентиляционных агрегатов, 14 тепловых узлов и более 300 километров трубопроводов различного назначения. Имеется и одно эксплуатационно-ремонтное депо.
Стоимость разового проезда по жетону, по «Единой транспортной карте» и при оплате бесконтактной банковской картой составляет 22 рубля; по «Дисконтной социальной карте», «Карте школьника» и «Карте студента» (тариф «Экономный») — 11 рублей. Себестоимость проезда (на январь 2018 г.) — 20 рублей 27 копеек.
Также существовал способ оплаты с помощью «Мобильного билета», но он прекращает работу с марта 2018 года.
По совокупности климатических условий Новосибирский метрополитен претендует на звание самого экстремального в мире, так как среднегодовая изотерма в месте его географического расположения может опускаться ниже нуля. При этом Новосибирский метрополитен является третьим по загруженности в России, перевозя в среднем более 80 млн пассажиров в год. Всего же за годы своей работы подземка перевезла уже более 2 миллиардов пассажиров — 27 февраля 2012 года её работники встречали двухмиллиардного пассажира.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Новосибирский трамвай работает с 26 ноября 1934 года. В настоящее время в Новосибирске действуют 11 маршрутов трамвая, которые обслуживаются двумя депо: Левобережным (до объединения в 2000 г. — Ленинское депо и Кировское депо) и Правобережным (до объединения в 2001 г. — Дзержинское депо и Октябрьское депо).
Нижегоро́дский метрополите́н (до 1990 года — Го́рьковский метрополите́н) — внеуличная пассажирская транспортная система Нижнего Новгорода. Хронологически третий метрополитен в России, первый в Приволжском федеральном округе, десятый в СССР.
Кросс-платформенная пересадка — пересадка с одного направления движения на другое в метрополитене или на железнодорожном транспорте, осуществляемая переходом на другую сторону той же платформы, а не переходом на другую станцию или платформу. Как правило, при такой организации движения в пересадочный узел входят две платформы, на каждую из которых прибывают поезда разных линий, движущиеся приблизительно в одном направлении.
Челно́чное движе́ние — способ организации движения рельсового пассажирского маршрутного транспорта (метрополитена, трамвая), при котором один и тот же поезд двигается в обе стороны по одному и тому же пути, без оборота в конечных пунктах.
Вилочное движение — способ организации движения рельсового пассажирского маршрутного транспорта (метрополитена, трамвая, S-Bahn), при котором линия имеет разветвление и часть поездов направляется по одному ответвлению, а часть по другому.
Оборо́тный тупи́к — часть станции метрополитена, легкорельсового транспорта или трамвая, предназначенная для разворота подвижного состава.
Московское центральное кольцо (МЦК) — маршрутная линия железнодорожного пассажирского транспорта в Москве, частично интегрированная с метрополитеном по системе оплаты проезда и пересадкам. Представляет собой городскую систему движения электропоездов по основному ходу Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД). РЖД осуществляет перевозки по договору с заказчиком проекта — Московским метрополитеном.
Красноя́рский метрополите́н — недостроенная система линий метрополитена в Красноярске. Должен был стать девятым метрополитеном в России, третьим в Сибири и семнадцатым на территории бывшего СССР.
Подземный пешеходный переход обычно состоит из тоннеля под проезжей частью, железной дорогой или рекой и ведущих к нему ступеней, расположенных на пешеходных дорожках. Часто ступеньки оборудованы наклонными дорожками для спуска велосипедов, детских и инвалидных колясок, однако не всегда удобными.
Волгогра́дский скоростно́й трамва́й (метротра́м) — трамвайная система с элементами метрополитена в городе Волгограде (Россия), насчитывающая 22 станции, расположенные на одной линии длиной 17,3 км. Из них участок длиной 7,1 километра в составе шести станций (Площадь Ленина, Комсомольская, Пионерская, Профсоюзная, ТЮЗ и Ельшанка) проложен под землёй по стандартам метрополитена, при этом станция Пионерская, в силу особенностей рельефа местности, расположена на эстакаде над поймой реки Царица. Наземный...
Наземная станция — обобщающее название нескольких типов станций метрополитена, отличительной особенностью которых является расположение непосредственно на поверхности. Существует два типа наземных станций: открытые и крытые.
Станция мелкого заложения — станция, заложенная на такой глубине, при которой она сооружается открытым способом.Строительство станций мелкого заложения в большинстве случаев ведётся в открытом котловане, закреплённом расстрелами с помощью типовых конструкций из сборного либо монолитного железобетона.
Это статья о транспортно-пересадочном узле. Для других значений см. ТПУТранспортно-пересадочный узел (сокращённо ТПУ) — пассажирский комплекс, выполняющий функции по перераспределению пассажиропотоков между видами транспорта и направлениями движения. Как правило, ТПУ возникают в крупных транспортных узлах с целью оптимизации перевозочного процесса.
Подробнее: Транспортно-пересадочный узел
81-702 или Вагоны метро типа «Д» серийно выпускались в 1955—1963 годах. В 1949 году были построены прототипы «М-5» с номерами 401—406, позже 501—506, позже 601—606, позже 701—706 с присвоением типа «УМ-5», позже 801—806 Мытищинским машиностроительным заводом. Эксплуатировались в Московском метрополитене до 1995 года, в Петербургском метрополитене до 1992 года, в Нижегородском до 1993 года (переданы из Москвы) и в Киевском метрополитене до 1969 года (переданы в Ленинград). Также три вагона такого...
Подробнее: Д (вагон метро)
Пермский трамвай — система трамвайного движения в Перми. Пермский трамвай был открыт 7 ноября 1929 года. Ежедневный выход подвижного состава трамваев на улицы города составляет примерно 127 единиц (в будни), действует 10 трамвайных маршрутов. Протяжённость трамвайных путей равна 110 км. Ежедневно трамваями пользуются тысячи пассажиров, самые популярные маршруты — 4, 5, 11 и 11у.
Служебная соединительная ветвь (соединительная ветвь, ССВ; другие названия — межлинейник, передаточный тоннель) — соединительный участок линий метрополитена, использующийся для перевода составов с одной линии на другую. В различных транспортных системах может использоваться или не использоваться для пассажирского движения. Так, в Московском метрополитене пассажирское движение по ССВ осуществляется только между Арбатско-Покровской линией и Солнцевским радиусом Калининско-Солнцевской линии, между Большой...
Станция метрополитена — остановочный пункт, предназначенный для посадки/высадки пассажиров метрополитена (метро).
Нижегородская городская электричка — один из видов рельсового транспорта Нижнего Новгорода. Вместе с метрополитеном образует систему скоростного рельсового транспорта города. Состоит из двух линий — Сормовской и Приокской. Основана на базе ГЖД 24 июня 2013 года, как дополнение к метрополитену.
Екатеринбу́ргский метрополите́н (до 1992 года — Свердло́вский метрополите́н) — система линий метрополитена в Екатеринбурге. Последняя — тринадцатая — система метрополитена, открытая в СССР. Первый на Урале. Шестой метрополитен в России. Отличается высоким удельным пассажиропотоком как в расчёте на километр путей, так и на одну станцию, занимая по этим показателям 4-е место в России, уступая московскому, петербургскому и новосибирскому метрополитенам.
Б — тип вагона метрополитена, модернизированная версия типа А, выпускавшийся Мытищинским вагоностроительным заводом в период с октября 1937 года по январь 1939 года.
«Надземный экспресс » — отменённый проект системы легкорельсового транспорта в Санкт-Петербурге. По существу, являлся проектом линии скоростного трамвая. Начало строительства планировалось на 2015 год, пуск первого участка на 2018.
Ста́нция закры́того ти́па — станция, посадочная платформа на которой для защиты от прибывающих поездов огорожена от станционных путей стеной, двери в которой открываются во время посадки в вагоны. Конструкция предназначена для предотвращения падения людей на пути, а также ограничения несанкционированного доступа в тоннели метрополитена.
Станционный путь — железнодорожный путь, расположенный в границах раздельных пунктов с путевым развитием.
Путево́й съезд — соединение двух железнодорожных путей с применением стрелочных переводов (по которому подвижной состав может съехать с одного пути на другой). Съезды — типичный элемент путевого развития железнодорожных станций.
Станция глубокого заложения — станция заложенная на такой глубине, при которой она сооружается закрытым способом без вскрытия дневной поверхности грунта .
Барнаульский троллейбус — система троллейбусного транспорта города Барнаула Алтайского края, начала работать 19 октября 1973 года. В настоящее время действуют 3 маршрута, на которых работает 61 троллейбус. Эксплуатацией занимается муниципальное предприятие «Горэлектротранс». Имеется одно действующее троллейбусное депо (№ 1), строительство второго приостановлено. 19 октября 2013 года отмечалось 40-летие открытия троллейбусного движения в городе Барнауле. Также в 2014 году был утверждён проект строительства...
Пике́т (от фр. piquet — кол) — точка разметки расстояния на железнодорожных линиях, как правило, с шагом 100 м. На местности обозначается столбиком (пикетным знаком) с цифровым обозначением на обочине железнодорожного пути.
Скоростно́й трамва́й — разновидность наземного либо наземно-подземного легкорельсового транспорта, регулярный скоростной внеуличный (реже частично уличный) вид городского пассажирского транспорта.
МЦД-4 «Апрелевка – Железнодорожный» — четвёртая линия Московских центральных диаметров, планируемая к запуску в 2021 году. Маршрут, связывающий подмосковные города Апрелевка и Железнодорожный, пролегая через территорию Москвы, соединяет Киевское и Горьковское направления Московской железной дороги и будет иметь длину 85 км с 35 остановочными пунктами. При этом первоначально маршрутом предполагалось соединить города Апрелевку на Киевском направлении и Королёв на Ярославском направлении МЖД.
Нижегоро́дский тролле́йбус — троллейбусная система Нижнего Новгорода, одна из крупнейших в России, обслуживается тремя троллейбусными депо МП «Нижегородэлектротранс». Троллейбус был запущен в эксплуатацию 27 июня 1947 года. Стоимость проезда 28 рублей с 15 августа 2017 года.
Надземный пешеходный переход — внеуличный пешеходный переход, выполненный в виде инженерного сооружения, расположенного над проезжей частью либо железнодорожными путями. Зачастую ошибочно именуется пешеходным мостом.
Колонная станция глубокого заложения — разновидность станции метрополитена, находящейся на большой глубине. Представляет собой центральный и два боковых зала, взаимопересекающиеся разомкнутые кольца обделок которых опираются на общий для каждой пары залов конструктивный элемент — колонну. В зависимости от типа станции кольца обделок передают нагрузку на колонны через клинчатые перемычки либо через прогоны, образуя колонно-прогонный комплекс.
Екатеринбургский трамвай — система трамвайного движения в Екатеринбурге. Второй по распространенности вид транспорта в городе после коммерческих малых автобусов.
81-701 или Вагоны метро типа «Г» серийно выпускались в 1939—1940, 1947—1955 годах Мытищинским машиностроительным заводом. Эксплуатировались в Московском и в Ленинградском метрополитенах до 1983 года. Всего было выпущено 425 вагонов этого типа.
Подробнее: Г (вагон метро)
А — тип вагона метрополитена, выпускавшегося Мытищинским вагоностроительным заводом в период с 1934 по 1939 год. Был спроектирован специально к открытию московского метрополитена, которое состоялось в 1935 году.
Московский троллейбус — троллейбусная сеть Москвы, крупнейшая троллейбусная сеть в мире по длине контактной сети и числу машин подвижного состава (по 2015-й год).
Прохо́дческий щит — подвижная сборная металлическая конструкция, обеспечивающая безопасное проведение горной выработки и сооружение в ней постоянной крепи (обделки). Проходческий щит применяется при сооружении тоннелей различного назначения, при разработке месторождений полезных ископаемых подземным способом. Проходческий щит является элементом конструкции некоторых видов тоннелепроходческих комплексов (ТПК).
Вагоны метро типа «Еж» были созданы на основе вагонов типа «Е». В обиходе данный тип (как и основанный на нём тип «Еж-3») вагонов часто называют «Ёжиками».
Подробнее: Еж (вагон метро)
81-740/741 «Русич» — модель вагонов метрополитена, серийно выпускавшихся заводом ОАО «Метровагонмаш» с 2003 по 2013 год. На 2016 год составляет 33 % от общего числа составов метрополитена Москвы, 64 % общего числа составов метрополитена Казани и 77 % общего числа составов метрополитена Софии.
Нижегоро́дский трамва́й — система трамвая в Нижнем Новгороде, работающая с 1896 года, одна из старейших трамвайных систем в России.
Метрополите́н (от фр. métropolitain, сокр. от chemin de fer métropolitain — «столичная железная дорога»), метро́ (фр. métro, англ. underground, амер. англ. subway) — подземная (внеуличная) городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров, инженерно отделённая от любого другого транспорта и пешеходного движения.
Донецкий метрополитен (укр. Донецький метрополітен) — планируемый метрополитен в Донецке. Должен был стать 4-м метрополитеном в Украине и 20-м на постсоветском пространстве. В 1990 году ещё при СССР было принято решение начать строительство метрополитена в Донецке. По проекту стройка была рассчитана на 10 лет. Строительство начато в 1993 году, запуск первой очереди планировался в 2005 году, позже был назначен на 2011 год. Из-за систематической нехватки финансирования сроки сдачи проекта постоянно...
Ге́рмозатво́р или Гермети́чная две́рь — специальный затвор (дверь, ворота, люк и тому подобное), способное не пропускать воду, воздух, газы, радиоактивную пыль и тому подобное.