Национальный доход

  • Национальный доход (англ. national income) — один из обобщающих показателей экономического развития страны, вновь созданная в материальном производстве стоимость.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Валовой национальный доход (ВНД) — это совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведённых в течение года на территории государства (то есть валовой внутренний продукт, ВВП), плюс доходы, полученные гражданами страны из-за рубежа, минус доходы, вывезенные из страны иностранцами. Один из экономических показателей.
Валовой национальный доход (англ. gross national product) — один из основных макроэкономических показателей системы национальных счетов. Зачастую употребляется совместно с показателем ВВП, или заменяется им, что в общем неверно.
Валово́й вну́тренний проду́кт (англ. Gross Domestic Product), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления, использования или применения), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Впервые это понятие...
Система национальных счетов (СНС) — согласованный на международном уровне стандартный набор рекомендаций по исчислению показателей экономической деятельности в соответствии с чёткими правилами ведения счетов и учёта на макроуровне, основанными на принципах экономической теории.
Национальное богатство — макроэкономический показатель, представляющий в денежном выражении совокупность активов, созданных и накопленных обществом.

Упоминания в литературе

Национальный доход (НД) – важнейший макроэкономический показатель совокупных доходов всего населения данной страны за определенный период времени (обычно за год); вновь созданная стоимость. Национальный доход определяется по формуле:
Сумма доходов, поступающая в распоряжение страны (национальный личный доход), подсчитывается как разница между чистым внутренним продуктом и сальдо доходов предприятий и граждан данной страны за рубежом и доходами иностранцев в этой стране. Этот показатель примерно соответствует понятию использованного национального дохода.
Если к величине национального дохода мы прибавим сумму амортизационных исчислений, выражающих износ используемого производственного аппарата, то получим валовой внутренний продукт – ВВП. Этим показателем, его абсолютной величиной и в расчете на душу населения пользуются чаще всего для характеристики уровня экономического развития той или иной страны. Однако для понимания рассматриваемого здесь круга вопросов нам больше всего понадобится определение той части национального дохода, которая остается у населения после уплаты им налогов государству и принимает форму его личных доходов. Они определяются по формуле:
Основные показатели развития национальной экономики. Степень развития национальной экономики измеряется специальными показателями, которые дают общее представление об экономическом потенциале страны, а также позволяют сравнить развитие отдельных государств между собой. Наиболее важными показателями являются: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальный доход (НД), экспорт, импорт, товарооборот внешней торговли, объемы производства товаров и услуг и некоторые другие. Эти показатели рассчитываются по формулам, которые приняты в международной системе национальных счетов. Обычно показатели в формулах приводятся в английской аббревиатуре, как это принято в СНС.
Роль финансов в государственной системе велика. Как экономическая категория финансы представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием специальных фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и реализации функций и задач государства. Также финансы выражают экономические отношения по поводу производства, распределения и использования валового внутреннего продукта. Фактически они выражают отношения по поводу стоимости конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени, и национального дохода. По содержанию финансы – это своего рода связующее звено между созданием и использованием стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода.

Связанные понятия (продолжение)

Макроэконо́мика (от др.-греч. μακρός — «длинный», «большой», οἶκος — «дом» и Nόμος — «закон») — раздел экономической теории, изучающий функционирование экономики в целом, экономическую систему как единое целое, совокупность экономических явлений. Впервые термин был употреблён Рагнаром Фришем 14 августа 1934 года. Основателем современной макроэкономической теории считается Джон Мейнард Кейнс, после того, как в 1936 году он выпустил свою книгу «Общая теория занятости, процента и денег» (англ. The General...
До́гма Сми́та — один из основополагающих тезисов классической политической экономии, сформулированный Адамом Смитом, по которому цена (меновая стоимость) годового продукта общества исчисляется как сумма доходов всех членов общества. «Догма Смита» изучается в программе современного курса истории экономических учений вместе с другими положениями классической политической экономии.
ВВП (ППС) на душу населения. ВВП (валовой внутренний продукт) на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) является характеристикой, определяющей уровень экономического развития, а также роста экономики. Все показатели для сопоставимости выражаются в единой валюте — долларе США. Пересчёты из национальных валют, как это принято при международных экономических сопоставлениях, выполняются не по рыночным обменным курсам валют, а по паритету покупательной способности.
Эквивалентность Рикардо-Барро (англ. Ricardo–Barro equivalence), называемая также рикардианской эквивалентностью или теоремой эквивалентности Рикардо-Барро — экономическая гипотеза, согласно которой экономические агенты придерживаются предусмотрительного поведения и при принятии решений о текущем потреблении учитывают будущее бюджетное ограничение правительства.
ВВП в расчёте на душу населения определяет уровень экономического развития государства. Все показатели для сопоставимости выражаются в единой валюте — доллар США. Пересчёты из национальных валют в доллары выполняются по рыночным обменным курсам валют.
Чистый национальный продукт (ЧНП) — общий объём товаров и услуг, которые страна за определённый промежуток времени произвела и потребила во всех секторах своего национального хозяйства.
Прогрессивное налогообложение (англ. Progressive tax) — система налогообложения, при которой происходит увеличение эффективной ставки налога с ростом налогооблагаемой базы. Прогрессивное налогообложение используется главным образом для налогообложения физических лиц (подоходный налог).
Фина́нсы дома́шнего хозя́йства — совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства.
Списки стран по величине валового внутреннего продукта, рассчитанного по паритету покупательной способности (ВВП по ППС) — списки, в которых страны мира расположены в соответствии с величиной валового внутреннего продукта, то есть стоимостью всех конечных товаров и услуг, реализованных в экономике страны за один год (в долларовом эквиваленте), полученной при помощи пересчёта по паритету покупательной способности (ППС), то есть с поправкой на уровень цен в экономике страны (а значит и покупательную...
Доход на душу населения — показатель экономического благосостояния страны, измеряющий среднестатистический доход, получаемый отдельно взятым лицом в стране за год. Вычисляется из национального дохода, поделенного на численность населения. Как показатель доход на душу населения принципиально отличается от валового внутреннего продукта и валового национального продукта на душу населения.
Фина́нсы (фр. finances — денежные средства) в российской научной и учебной литературе определяются, как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Обычно речь идёт о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятий).
Монетари́зм — макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Современный монетаризм возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Основоположником монетаризма является Милтон Фридман, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике в 1976 году. Однако название новой экономической теории было дано Карлом...
Дифференциа́ция дохо́дов населе́ния, или нерáвенство доходов — разница в уровне денежных доходов различных слоёв и групп населения. В количественном плане характеризуется показателями, отражающими степень неравномерности распределения доходов. Различие в доходах имеет следствием неравномерность в распределении материальных и нематериальных благ и играет определяющую роль в существовании экономического неравенства.
Совокупный финансовый результат - специальный термин отчёта о финансовых результатах, который отражает изменение Собственного капитала организации за период не связанное с деятельностью собственников(акционеров).
Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ. fiscal policy < лат. fiscus — корзина; касса, казна, финансы) — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.
Бюджет ЕС — схема доходов и расходов Европейского союза, устанавливаемая на семь лет. Бюджет используется для финансирования общесоюзной политики (в области сельского хозяйства; развития транспортных сетей; помощи отстающим регионам; исследований и для поддержки развивающихся стран вне ЕС) и административного аппарата союза. На администрацию уходит около пяти процентов бюджета, на политику — около 95 %.
Теневая экономика является одним из самых противоречивых аспектов экономической истории России. В 2011 году, согласно официальным оценкам Росстата, рассчитанным по методу корректировки ВВП, степень тенизации экономики России составлял порядка 16 % ВВП, при обороте порядка 7 триллионов рублей в год. В теневых секторах экономики было задействовано порядка 13 миллионов человек; по оценкам независимых экспертов в неформальном секторе трудоустроены 22 миллиона россиян.
Экономика Европейского союза является второй по величине экономикой в мире в номинальном выражении и в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС). Так, в 2017 году ВВП ЕС оценивался в €15,3 трлн, что составляет примерно 22 % от объёма мирового ВВП.
Бюдже́т (от старонормандского bougette в знач. кошелёк, сумка, мешок с деньгами) — схема доходов и расходов определённого субъекта (семьи, бизнеса, организации, государства ит. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.
При́быль — положительная разница между суммарными доходами (в которые входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации, процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Доходы − Затраты (в денежном выражении).
Государственная экономика — все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящиеся в государственной собственности, в распоряжении и ведении государственных органов власти.
Определялся в СССР путём суммирования всех произведенных товаров и предоставленных услуг за какой-то период (чаще всего - за год). При этом имел место повторный счет. Например, если комплектующие, произведенные одним заводом, проданы другому предприятию, то стоимость этих комплектующих учитывалась еще раз - в стоимости готового изделия . Валовой общественный продукт (ВОП) считался вплоть до 1991 года - до развала СССР. С 1988 года параллельно с этим показателем определялся Валовый национальный продукт...

Подробнее: Валовой общественный продукт
Подход базового индикатора (BIA; англ. Basic Indicator Approach) — упрощенный подход к оценке операционного риска в банках, предложенный в Базеле II для целей оценки достаточности капитала. В данном подходе в качестве количественного индикатора выступает средний валовой доход банка за последние три года. Величина риска рассчитывается как 15 % от базового индикатора.
Здесь представлен список почти всех стран мира по государственному долгу в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).
Кривая Лаффера (англ. Laffer curve) — графическое и устойчивое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и налоговыми ставками. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что его идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.
Рейганомика (англ. Reaganomics) — курс экономической политики американского правительства в 1981—1989 гг. в период президентства Рональда Рейгана. Связан с приходом к власти в США консервативно настроенных сил Республиканской партии, подъёмом так называемой неоконсервативной волны во многих развитых странах Запада. Теоретической основой рейганомики была экономика, ориентированная на предложение. Практическим выводом из неё явился перенос акцентов с регулирования спроса на товары и услуги на стимулирование...
Безусловный (гарантированный) базовый доход (безусловный основной доход, БОД) — социальная концепция, предполагающая регулярную выплату определённой суммы денег каждому члену определённого сообщества со стороны государства или другого института. Выплаты производятся всем членам сообщества, вне зависимости от уровня дохода и без необходимости выполнения работы.
Коэффициент Джини — статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку. Используется для оценки экономического неравенства.
Национа́льная энергети́ческая програ́мма (англ. National Energy Program, NEP) — энергетическая политика Правительства Канады с 1980 по 1986 год. Была разработана министром энергетики Марком Лалондом под руководством либерального правительства премьер-министра Пьера Трюдо и осуществлялась Министерством энергетики, рудников и ресурсов.
Уровень жизни, также уровень благосостояния, уровень потребления — степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.
Открытая экономика — экономика, интегрированная в систему мировых хозяйственных связей, при которых любой хозяйственный субъект в праве осуществлять экспорт и импорт товаров (услуг), финансовые сделки, открывающая свои границы для проникновения товаров и капиталов из других стран и свободно экспортирующей свои товары и услуги в другие страны.
Экономическое неравенство - это различие по показателям экономического благосостояния между отдельными лицами в группе, между группами населения или между странами. Проблема экономического неравенства имеет отношение к понятиям справедливости, равенства результатов и равенства возможностей.
Международный доллар — условная расчётная денежная единица, применяемая при сравнении макроэкономических показателей разных стран мира.
Ниже представлен список стран по показателям неравенства доходов, включая Коэффициент Джини, по данным Организации Объединённых Наций (ООН) и Справочника Центрального разведывательного управления по странам мира.
Бюдже́тное пра́вило — финансовое правило, накладывающее длительное ограничение на бюджетную политику посредством количественных ограничений на бюджетные показатели. Бюджетные правила в основном направлены на сдерживание чрезмерного роста расходов бюджета, особенно в благоприятные для экономики времена, для обеспечения финансовой ответственности и устойчивости государственного долга.
Список стран ОЭСР по уровню налогообложения физических лиц — список, в котором страны — члены Организации экономического сотрудничества и развития расположены в соответствии с суммарным уровнем отчислений физических лиц по отношению к их суммарному доходу. За доход работника (физического лица) принимается средний доход, принятый в данной стране.
В России минимальный размер оплаты труда или МРОТ — законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. МРОТ также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда.
Прожиточный минимум — стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека и сохранения его здоровья , набора пищевых продуктов, а также минимального набора непродовольственных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности.
Капита́л (от лат. capitalis «главный, доминирующий, основной») — стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости посредством производственной и экономической деятельности, основанной на добровольном обмене.
Минима́льный разме́р опла́ты труда́ (МРОТ) — установленный минимум оплаты труда в час, день, неделю или месяц (год), который работодатель может (должен) платить своему работнику, и за который работник может законно продать свой труд.
Трудовые ресурсы в России — численность населения России, способная к трудовой деятельности.
Паритет покупательной способности (англ. purchasing power parity) — соотношение двух или нескольких денежных единиц, валют разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определённому набору товаров и услуг.Согласно теории о паритете покупательной способности, на одну и ту же сумму денег, пересчитанную по текущему курсу в национальные валюты, в разных странах мира можно приобрести одно и то же количество товаров и услуг при отсутствии транспортных издержек и ограничений...
Функция потребления — функция, описывающая взаимосвязь между потреблением и располагаемым доходом.
Безрабо́тица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.
Политика реформ и открытости (кит. трад. 改革開放, упр. 改革开放, пиньинь: Gǎigé-Kāifàng, палл.: Гайгэ-Кайфан, буквально: «Реформы и открытость») — программа экономических реформ, предпринятых в Китайской Народной Республике, нацеленных на создание так называемого социализма с китайской спецификой, или социалистической рыночной экономики, и открытость внешнему миру.

Упоминания в литературе (продолжение)

Финансы как экономическая категория выражают экономические отношения по поводу производства, распределения и использования валового внутреннего продукта (ВВП), т. е. стоимости конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени, и национального дохода (НД) – вновь созданной стоимости или стоимости ВВП за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.
3) деньги являются главной основой существования и функционирования кредитно-финансовой системы. С помощью денег происходит образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы и инфляцию. Национальный доход страны – это вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. В случае нехватки в бюджете государства денежных средств происходят срывы важнейших социальных и экономических программ, может возникнуть кризис;
Советские авторы подчеркивали связь налога с отношениями перераспределения национального дохода, тем самым основывая юридическое определение налога на экономической категории перераспределительных отношений. Так, С. Д. Цыпкин отмечал, что «налоги – особый финансовый институт, совокупность финансовых отношений, используемых государством в качестве одного из способов перераспределения национального дохода. Налоговая часть доходов граждан и организаций привлекается в централизованный фонд денежных средств для удовлетворения общегосударственных потребностей»[27].
Необходимость государственного регулирования макроэкономики послужила причиной возникновения своеобразной национальной бухгалтерии. Все расходы на приобретение продуктов обязательно являются доходом производителей этих продуктов. С этим связана возможность введения всеохватывающего учета в масштабе всей страны. Такой учет ведется в виде национальных счетов. Национальные счета – это система взаимоувязанных макроэкономических показателей, которые характеризуют производство, распределение и использование ВНП и национального дохода.
Новый вариант моделей экономического роста был разработан английскими экономистами Джоан Робинсон (1903–1983) и Николасом Калдором (1908–1986), согласно которым темп экономического роста находится в зависимости от распределения доходов на заработную плату и прибыль. Однако трактовки этой зависимости в кембриджской школе неоднозначны. Одна группа экономистов утверждает, что повышение темпа экономического роста может быть обеспечено путем распределения национального дохода в пользу прибыли, другая – в пользу зарплаты. Практические рекомендации, вытекающие из кейнсианской экономической теории, широко использовались в США, Японии, в странах Западной Европы, что позволило деформировать экономические циклы, в результате чего экономические кризисы стали менее длительными и глубокими.
Кейнс и его последователи основное внимание уделяли анализу макроэкономических проблем. Ими исследуются важнейшие макроэкономические показатели и взаимосвязи между ними, в частности, зависимость между инвестициями и национальным доходом, между государственными расходами и объемом национального производства, между инфляцией и безработицей. По существу, Дж. М. Кейнс был основателем современной макроэкономики.
Подведем предварительные итоги. Анализ некоторых межстрановых показателей так и не принес статистической разгадки секрета современного экономического роста. Можно, конечно, вспомнить некоторую факторную зависимость прорыва от высокого валового сбережения или больших объемов денежной массы, но в одних случаях они объясняются заниженными курсами национальных валют, в других – объективно сложившимся превалированием экспорта над импортом или устоявшимися перераспределительными механизмами валового национального дохода.
Когда происходит создание так называемых основных или первичных доходов, то проявляется распределительная функция. Сумма доходов равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД (англ. national production) – часть стоимости совокупного общественного продукта, остающаяся после возмещения потребленных средств производства – предметов труда и средств труда (в размере их амортизации); обобщающий показатель экономического развития страны. В условиях товарного производства Н. д. в стоимостном выражении выступает как вновь созданная стоимость за определенный период времени (обычно за год). Н. д. воплощает в себе живой труд, затраченный в сфере материального производства. Принципы исчисления и отражения в национальных счетах Н. д. различны в разных странах. Из сложившейся в прошлом отечественной практики Н. д. по материально-вещественному составу включает предметы потребления; накапливаемую часть средств производства. По стоимости Н. д. распадается на необходимый продукт (созданный необходимым трудом работников материального производства) и прибавочный продукт (результат прибавочного труда). В настоящее время отечественная статистика перешла на систему национальных счетов, использует ее методику исчисления Н. д. Вместе с тем следует заметить, что хотя ООН предлагает использовать стандартную систему измерения показателей, входящих в национальные счета, многие страны не следуют ей, и поэтому существуют многочисленные противоречия в их оценках.
Особое место в воспроизводственной структуре занимает домашнее хозяйство. Оно является важной сферой национальной экономики, где потребляется значительная часть национального дохода, накапливаются огромные суммы денежных средств. Эта группа выступает основным поставщиком трудовых ресурсов.
С точки зрения участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода общественное производство делится на две сферы экономики:
Различные авторы приводят следующие определения термина «планирование». Так, профессор М. Л. Архипцева считает, что «планирование – это разработка планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения»[24]. Экономист Т. В. Прусакова считает, что «бюджетное планирование представляет собой распределение и перераспределение стоимости валового национального продукта и национального дохода между звеньями бюджетной системы страны на основе социально-экономической программы развития территорий в процессе составления и исполнения бюджетов»[25]. Профессор Г. Б. Поляк определяет планирование как последовательность действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных данных по собираемости платежей[26].
Использование в этих целях укрупненных (агрегированных) экономических показателей предполагает, что страны, наиболее развитые в экономическом отношении, имеют более высокий уровень социального развития. Нередко в основе сравнения между странами лежит валовой внутренний продукт или национальный доход на душу населения, который выражен в валюте одной из стран, либо в долларах США, либо в паритетах покупательной способности валют.
В работах Хансена теория Кейнса была представлена в виде тщательно разработанной модели, в рамках которой можно оперировать данными народнохозяйственной статистики и которую можно использовать для государственного воздействия на макроэкономические параметры – потребление, сбережение, инвестиции, уровень национального дохода в целом. П. Самуэльсон стал главным теоретиком неоклассического синтеза, который он определил так: "с помощью соответствующей кредитно-денежной и фискальной политики наша система смешанного предпринимательства может избежать эксцессов бума и резкого спада, может рассчитывать на здоровый прогрессивный рост. Поскольку это фундаментальное положение понято, парадоксы, которые лишали старые классические принципы, имевшие дело с мелким масштабом микроэкономики, значительной степени их применимости, – эти парадоксы теряют теперь свою остроту". Иначе говоря, неоклассический синтез – это объединение неоклассической микроэкономики как теории формирования цен и доходов в условиях рыночной конкуренции с кейнсианской макроэкономикой как теорией государственного вмешательства в экономику с целью максимизации общего благосостояния.
В двадцатые годы российский экономист Г. А. Фельдман [87] разработал основы теории экономического роста применительно к советской плановой экономике. В зарубежной экономической литературе данная разработка получила название «модель Фельдмана». Её исходной основой послужили марксистские схемы воспроизводства. В результате их преобразования Г. А. Фельдман построил систему уравнений и получил ряд важных коэффициентов, характеризующих эффективность экономики и источники ее роста. С помощью этих коэффициентов он исследовал взаимосвязь и взаимозависимость между инвестициями, капитальным фондом и экономическим ростом, коэффициентами использования капитала и темпами роста национального дохода и его различных составляющих.
Показательно, что расходы на большую часть Федерального бюджета социальную политику занимают – в условиях кризиса Россия готова сохранять приоритет социальной сферы по сравнению с национальной обороной и безопасностью. Четверть бюджета в 2015 году будет потрачена на социальную политику. На наш взгляд, структура Федерального бюджета и динамика его основных статей свидетельствует о том, что Правительство РФ придерживается заложенных в Конституции РФ принципов социального государства. В то же время, интерес представляет то, насколько эффективны расходы государства на социальную политику, действительно ли они улучшают материальное благосостояние граждан страны, снижают социальную напряженность, обеспечивают справедливое перераспределение национального дохода от наиболее богатых к наиболее бедным в условиях рыночной экономики. Иными словами, эффективна ли фактически социальная политика Российской Федерации.
Как уже было сказано, в XX–XXI веках возникла особо благоприятная конъюнктура мирового рынка для нефтегазодобывающей промышленности. Во многих странах природная рента, получаемая в этой отрасли, составляет теперь значительную или даже основную долю национального дохода. Причем в ряде стран она образуется в столь крупных размерах, что создает возможность радикально улучшать благосостояние всех без исключения граждан.
Авторы зарубежных учебников по макроэкономике продвинутого уровня в целом также избегают четких определений экономического роста. Они подменяются общей характеристикой его результатов – перечислением новых благ и технологий, указанием на повышение уровня и качества жизни, международными сопоставлениями подушевого ВВП и т. п. Так, в известном учебнике Н. Г. Мэнкью «Макроэкономика»[8] термин «экономический рост» отсутствует в словаре терминов, приведенном в конце книги. Не содержится четкого определения экономического роста и в соответствующей главе: оно заменяется описанием роста национального дохода и уровня жизни.[9] В учебнике Дж. Сакса и Ф. Ларрена[10] экономический рост также характеризуется описательно – как восходящая линия тренда колебаний совокупного выпуска в ходе экономического цикла.[11] Аналогичный подход содержится и в учебнике Р. Дорнбуша и С. Фишера: вместо сущностного определения экономического роста имеет место описание долгосрочного роста реального ВВП, который характеризует линия тренда делового цикла.[12] В учебнике Д. Ромера «Высшая макроэкономика» четкое определение экономического роста отсутствует, по содержанию же речь идет о повышении уровня жизни, реального дохода на душу населения, в том числе относительно других стран («чудеса и трагедии роста»).[13]
Центральное место в системе государственных доходов занимают налоговые поступления от юридических и физических лиц (налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на прибыль, на доходы от банковской и страховой деятельности, от операций с ценными бумагами, подоходный налог и др.). Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают органам государственной власти необходимые источники денежных средств, а также регулируют доходы разных социальных групп населения. Освобождаются от налогов лица, находящиеся за чертой бедности. Налоговые доходы являются конечным источником для большинства бюджетных расходов. Соответственно, более низкие доходы ведут к бюджетному дефициту, а низкие доходы могут сыграть отрицательную роль для привлечения инвестиций.
Представители школы неоклассического синтеза пришли к выводу о необходимости одновременного применения рыночного и государственного регулирования. Пол Самуэльсон отмечал, что экономисты считают аргументы классиков слишком упрощенными и не отвечающими фактам жизни XIX и XX столетий. В свободном мире правительства и центральные банки показали, что они имеют оружие фискальной (расходы и налоги) и кредитно-денежной политики, с помощью которых могут воздействовать на факторы, определяющие национальный доход и занятость.
В условиях капитализма, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
✓ бюджет представляет собой обособление части национального дохода в руках государства в целях ее использования в интересах общества в целом;
Таковы источники финансирования физической культуры и спорта. Формирование этих источников зависит от размеров производимого совокупного общественного продукта и национального дохода, от доходов предприятий, от эффективности работы физкультурных организаций.
Анализ ряда исследований домохозяйств показал, что ремиттансы снизили уровень бедности во многих странах с невысоким уровнем доходов населения. Ремиттансы являются важным инструментом борьбы с бедностью. Х. Адамс и Дж. Паже выявили что 10 %-ное увеличение официальных ремиттансов на душу населения может снизить уровень бедности на 3,5 %. Ремиттансы снизили уровень бедности населения в Уганде на 11,0 %, в Бангладеш на 6,0 %, в Гане на 5,0 %. Амудео-Дорантес и Позо выявили, что двукратное увеличение объема ремиттансов повысило реальный обменный курс на 22 % в 13 странах с низким уровнем доходов. Раджан и Субраманиан не нашли никаких фактов, обосновывающих связь между потоком ремиттансов и конкурентоспособностью, которая, в свою очередь, снизила бы темп роста экономики страны. Ремиттансы более стабильны и устойчивы в долгосрочном интервале времени, когда другие источники национального дохода могут резко девальвировать национальную валюту (эффект «голландской болезни») и в результате снизить конкурентоспособность экспорта национальных товаров и услуг [2, 6].
Влияние инвестиций на занятость и национальный доход рассматривается и в контексте экономического эффекта – мультипликационного эффекта. С работ Кейнса мультипликатор инвестиций определяется как соотношение изменения дохода и инвестиций, породившего это изменение. Поскольку в реалиях на значение данного коэффициента, измеряющего мультипликационный эффект, действует множество факторов, которые снижают значение итоговых величин, то здесь целесообразно подчеркнуть не просто наличие взаимосвязи, а базовое положение: в условиях равновесия увеличение дохода, сопровождаемое дополнительным инвестиционным спросом, приведет к росту сбережений, по объему равнозначному увеличению инвестиций. Иными словами, инвестиции всегда сопровождаются сбережениями, при этом инвестиции – активные вложения в производственный процесс, в противовес этому, собственно сбережения – пассивны, т. к. не ясна возможность их трансформации в инвестиции.
Распределительная функция (распределение национального дохода) заключается в создании так называемых основных или первичных доходов, их сумма равна национальному доходу.
Особенностью подъема стало то, что он охватил все группы стран современного мира и был одним из самых синхронизированных за всю историю деловых циклов. Подъем опирался на повышение эффективности производства, в основе которого лежало ускорение инновационного развития. Производительность труда росла опережающими темпами по сравнению с заработной платой. Одновременно почти двукратное увеличение трудовых ресурсов за счет дешевой рабочей силы из развивающихся стран обострило конкуренцию на мировом рынке труда. В результате доля прибыли в национальном доходе большинства развитых стран достигла рекордного уровня. Повышение производительности труда обеспечило одновременный рост прибылей и реальных доходов населения во многих странах мира. Оно позволило также уменьшать негативные последствия роста цен сырьевых товаров (в первую очередь нефти) для экономики, сдерживало инфляционные процессы в мире. В этом же направлении действовали последствия более рационального использования ресурсов, вовлекаемых в мировой воспроизводственный процесс. Так, в нынешнем десятилетии вплоть до 2008 г. мировая экономика в целом расширялась в три раза быстрее прироста потребления нефти.
Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны; именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
В начале 80-х годов XX в. в английском посткейнсианстве обозначилась еще одна ветвь, получившая название новой кембриджской школы (У. Годли, К. Куттс, Р. Тарлинг, М. Фезерстон и др.). Экономисты данной ветви кейнсианства сделали большой шаг в сторону традиционных положений неоклассицизма. Так, например, отдавая дань идее саморегулирования экономики, они согласны с тем, что колебания производства чаще всего являются следствием регулирующего вмешательства государства по поддержанию совокупного спроса. Отсюда делается вывод о необходимости отказа от политики точной настройки. Не отвергая полностью государственное вмешательство в экономику, теоретики новой кембриджской школы предлагают ограничить его рамками среднесрочных или дальних целей. Изменилось и отношение к традиционным для кейнсианства бюджетным методам регулирования. Но, несмотря на это, связь с кейнсианской концепцией здесь еще достаточно прочная. Признается положение о том, что занятость зависит прежде всего от процесса производства, безработица носит вынужденный характер, а мультипликационный процесс составляет основу увеличения национального дохода [1].
Первой функцией финансов является распределение и перераспределение основной части ВВП – национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства. В этой сфере не создаются общественные (централизованные) денежные фонды. В дальнейшем объективно возникает потребность в перераспределении национального дохода, которая вызывается наличием непроизводственной сферы (государственное управление, образование, здравоохранение), необходимостью обеспечения социального развития, важностью создания благоприятных условий для предпринимательства.
2. Валовой национальный доход (ВНД) – показатель, который представляет собой сумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или иной период. В количественном отношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных из—за границы или переданных за границу.
2. Налоги выступают источником формирования доходов бюджета государства, поэтому они неразрывно связаны с функционированием самого государства и, соответственно, напрямую зависят от уровня развития самого государства. Посредством налогов государство изымает и присваивает себе часть произведенного национального дохода и поэтому налоги и налоговая система напрямую зависят от уровня развития государственного механизма.
Экономическая наука сформировалась лишь в XVIII веке и связана с именем шотландца Адама Смита, который в 1776 г. опубликовал свой главный труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», в котором впервые были сформулированы основы экономической теории в цельном виде. Однако отдельные её положения можно найти и у физиократов, и у меркантилистов. Так, с именем французского физиократа А. Ф. Кенэ связывается создание «экономической таблицы» – шахматного расположения сфер деятельности, ставшей прообразом межотраслевого баланса. Ряд экономистов (У. Петти, Ж. Сэй) предложили идею факторов производства: труд, земля и капитал, разработали методологию расчета национального дохода.
Бюджет играет важную экономическую, социальную, политическую роль в воспроизводственном процессе. Государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет государство может воздействовать на более слабые, неденежные отрасли (такие, как сельское хозяйство, культура, образование, здравоохранение и др.).
Налоги выступают источником формирования доходов бюджета государства, поэтому они неразрывно связаны с функционированием самого государства и, соответственно, напрямую зависят от уровня развития самого государства. Посредством налогов государство изымает и присваивает себе часть произведенного национального дохода и поэтому налоги и налоговая система напрямую зависят от уровня развития государственного механизма. Статьей 8 НК РФ определено, что налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
   • валовой национальный доход (ВНД – общая стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года), плюс чистый доход от собственности за границей (процентная рента, дивиденды и прибыли);
В период относительного экономического благополучия индекс человеческого развития в России также заметно вырос. Среднегодовой прирост ИЧР в России в 2000–2011 гг. составил 0,81 и превышал средние показатели прироста ИЧР в группе стран с высоким уровнем человеческого развития. Но для России характерно атипичное сочетание относительно высокого уровня образованности населения и душевого дохода и чрезвычайно низкой ожидаемой продолжительности жизни. По указанным показателям Россия занимала соответственно 52-е и 53-е место в рейтинге среди 187 стран, а по ожидаемой продолжительности жизни – 120-е. Валовой национальный доход в РФ на душу населения составлял 14 561 долл. США (по ППС на 2005 г.), что было в несколько раз ниже уровня развитых стран, но был выше, чем в странах БРИК: в Бразилии ВНД составил в этот период 10 162, в Индии – 3468, Китае – 7476 долл. США [Там же, с. 127–129].
Экономическая сущность бюджетного планирования заключается в централизованном распределении и перераспределении общественного продукта и национального дохода на основе государственной социально-экономической программы развития страны между звеньями финансовой системы в процессе составления и исполнения бюджета и внебюджетных фондов разных уровней. Таким образом, бюджетное планирование – это важнейшая часть финансового планирования, которая зависит от финансовой политики государства.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я