Связанные понятия
Мумифика́ция (от фр. momification — «превращение в мумию») — процесс создания мумии из тела умершего человека (животного). При определенном стечении обстоятельств данный процесс может происходить спонтанно, без участия человека. В последнем случае все внутренние органы остаются на месте.
Кано́па (от др.-греч. Κάνωβος или лат. Canopus) — ритуальный сосуд, как правило, алебастровый кувшин с крышкой в форме человеческой или звериной головы, в котором древние египтяне хранили органы, извлечённые из тел умерших при мумификации. После извлечения органы промывались, а затем погружались в сосуды с бальзамом из Каноба (откуда и название). Древнейшие канопы найдены в гробнице Хетепхерес.
Бальзами́рование — метод предотвращения гниения трупов или отдельных органов, применяемый для сохранения тел людей после их смерти, обеззараживания трупов при продолжительной транспортировке и изготовления анатомических экспонатов.
Древний Еги́пет (от др.-греч. Αἴγυπτος и лат. Aegyptus), самоназвание Та-кемет, Та-мери, Та-уи и др. (транслит. егип. tA-kmt, tA-mrj, tA-wy), Ке́ми (копт. Ⲭⲏⲙⲓ) — название исторического региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, существовавшей на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил. История Древнего Египта составляет около 40 веков и подразделяется исследователями на додинастический период (относится к финалу доисторического периода, краткий обзор которого также приводится...
Саркофа́г (др.-греч. σαρκοφάγος) — разновидность традиционного гроба, использовавшаяся для захоронения знати и обычно оставляемая на поверхности земли в специально отведённых помещениях или на кладбищах. Изначально употреблялось для обозначения гробниц из троадского известняка, якобы способного быстро впитывать в себя человеческие останки.
Упоминания в литературе
Мумии чинчорро, Чили. Культура чинчорро процветала в Южной Америке на южном побережье Перу и Чили еще в 7000 году до н. э. Это сообщество охотников-собирателей существовало за счет прибрежной рыбной ловли и сбора диких растений (Ариацца – Arriazza, 1995). Они оседло жили в поселениях и своих усопших хоронили на кладбищах, подобных памятнику Эль Моро возле Арика. Свыше 280 удивительно хорошо сохранившихся мумий было раскрыто на прибрежных кладбищах в этом одном из самых сухих мест на земле. Начиная с 5000 года до н. э. в этом племени расчленяли умерших, снимали кожу и извлекали внутренности, затем тела набивали растительным материалом и укрепляли палочками. Затем части тела сшивали с помощью человеческих волос и иголок кактуса. На черепа, подобно шлемам, посредством красной клейкой массы прикрепляли парики из человеческих волос, лица мумий часто окрашивали в черный цвет. Иногда на тело и ноги, как бинты, наносили куски кожи. Мумифицированные тела выставляли напоказ и заботились о них, в конце концов, их заворачивали в саваны, сплетенные из тростника, и хоронили в неглубоких могилах, иногда семьями по шесть человек и более. Практика мумификации в народе чинчорро прекратилась приблизительно в 1500 году до н. э., то есть за века до того времени, когда Тутанхамон правил Египтом. Химический анализ костей и кишечников мумий чинчарро показал, что при жизни у этих людей преобладала пища морского происхождения, имелись следы заражений ленточным червем и что они болели экзостозом слухового канала, вызванным нырянием на большие глубины.
Камера, проникшая в полость высохшего тела, дала ученым возможность увидеть, как происходило бальзамирование. Все стадии мумификации оказались вполне обычными, за исключением единственной особенности – внутренние органы были заменены плотными мотками льняной материи. Но такая традиция бальзамирования просуществовала в Египте очень недолго и, согласно имеющимся археологическим данным, была распространена только во времена царствования Рамсеса I. А поскольку никаких других фараонов, кроме Рамсеса, в те времена в Египте не было, выходило, что Мишель Карлос обнаружил пропавшую
мумию великого владыки.
Началась предыстория его как лекарства в III тысячелетии до н. э. в Египте. Примерно похожий состав использовали жрецы для бальзамирования тел умерших; предположительно он назывался «мум». Известный историк Древнего Египта Петер Элебрахт писал, что одной из причин разграбления пирамид и других захоронений стал именно мум. Этим веществом можно было лечить многие болезни, и потому он стал весьма популярен. Богатым источником мума оказались пирамиды. Сначала использовали ткань, в которую были обернуты
мумии , так как она вся была пропитана необходимым составом. Потом из-за незнания механизмов воздействия лекарства принялись использовать и сами египетские мумии. Это было грандиозным заблуждением, и, тем не менее, в средневековой Европе порошок мумии считался одним из самых надежных лекарств.
Люди перестали видеть различия между природным лекарственным средством и той отвратительной смесью, которая продавалась на рынке. Мумие сделалось синонимом
мумий , а сами мумии вплоть до XIX в. оставались основой для изготовления лекарств. Покойники как простого, так и благородного звания выволакивались из гробниц, разодранные на части еще в погребальных камерах. Они обращались сначала в прах и пепел, а затем варились в фарфоровых сосудах и отправлялись на рынок. Так останки тех, кто жил в эпоху фараонов, вывозились из Египта в неограниченном количестве. Они стали наибольшими жертвами аптекарских поисков и связанных с магией суеверий.
Во-первых, не будем забывать о
мумиях – высушенных под влиянием природных факторов или специально забальзамированных телах наших далеких предшественников. Несмотря на то, что древних мумий в разных частях света найдено не так уж много, они очень сильно расширили представления ученых о распространении традиций татуирования.
Связанные понятия (продолжение)
Фарао́н — современное наименование правителей Древнего Египта. По-видимому, никогда не было официальным титулом, а возникло как эвфемизм, позволяющий обойтись без упоминания царского имени и официальных царских титулов, в эпоху Нового царства и особенно распространилось к середине I тыс. до н. э. Греческое слово Φαραώ заимствовано из Библии (ивр. פַּרְעֹה, ); оригинальное египетское per-oa буквально означает «великий дом», то есть царский дворец. Обычным же наименованием египетских царей было...
Древние египтяне создали ряд погребальных обычаев, которые, по их мнению, были необходимы для обеспечения бессмертия в дальнейшей загробной жизни. Эти ритуалы включают в себя мумификацию, отбор магических заклинаний и обеспечение могил всем необходимым для жизни в загробном мире. В процессе погребения использовались наработанные в течение длительного времени старинные обычаи, которые то отвергались, то принимались вновь. Тем не менее, многие важные элементы сохранены. Несмотря на то, что некоторые...
Подробнее: Древнеегипетские погребальные обряды
Погребальный инвентарь — археологический термин, означающий совокупность предметов, сопровождающих захоронение. Возникновение погребального инвентаря относится, самое позднее, к эпохе верхнего палеолита. В том или ином виде погребальный инвентарь встречается в большинстве человеческих культур на протяжении всей истории вплоть до современности. В археологическим плане погребальный инвентарь, как и все прочие аспекты погребального обряда, служит важным критерием принадлежности к той или иной культуре...
Артефа́кт (лат. artefactum от arte – искусственно + factus – сделанный) — в археологии — объект, подвергнутый в прошлом направленному механическому воздействию, обнаруженный в результате целенаправленных археологических раскопок или какого-либо единичного, иногда случайного события. Примерами артефактов являются каменные инструменты, ювелирные изделия, оружие, керамика, постройки и их детали, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. Артефакты изучаются археологами, которые...
Древнее царство — период в истории Древнего Египта, охватывающий правление фараонов III—VI династий. В это время в Египте сформировалось централизованное сильное государство, наблюдался экономический, военно-политический и культурный расцвет страны.
Среднее царство — эпоха истории Древнего Египта между 2040 и 1783 (или 1640) до н. э., на которую приходится правление манефоновских XI—XII династий фараонов, происходивших из Фив. Время нового подъёма, но относительно слабой централизации древнеегипетского государства.
Древнеегипетская медицина — самая древняя из документированных медицинских систем. С XXXIII века до н. э. до персидского вторжения в 525 году до н. э. она не претерпела особенных изменений в плане практики, которая, тем не менее, была передовой для своего времени в некоторые исторические периоды и включала в себя простую неинвазивную хирургию, способы лечения переломов и обширный набор фармакопеи. Древнеегипетская медицина оказала влияние на многие последующие медицинские системы Древнего мира, в...
Искусство Древнего Египта — живопись, скульптура, архитектура и другие виды искусства, которые зародились в Нильской долине около 5000 лет до нашей эры и просуществовали до 300 года нашей эры.
Древнеегипетская религия — система религиозных верований и ритуалов, практиковавшихся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства. За свою многотысячелетнюю историю древнеегипетская религия прошла через различные этапы развития: от Древнего, Среднего и Нового царств до позднего и греко-римского периода.
Маста́ба (араб. مصطبة (геол. терраса, выступ, уступ. горн. бенч) с немецким Maßstab не имеет ничего общего), или пер-джет («дом для вечности» или «вечный дом») — гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри, стены которых покрывались рельефами и росписями.
Книга пещер — это один из наиболее важных заупокойных текстов Нового царства. Как и многие другие заупокойные тексты, Книга пещер, записанная на стенах внутри гробниц, являлась своего рода справочным материалом для умерших. В книге описывается путешествие Ра через шесть пещер подземного мира. Особое внимание в книге уделяется вознаграждению и наказанию в загробной жизни. Книга пещер является одним из лучших источников информации о том, как устроен ад по мнению древних египтян.
Дуат (егип. dw:t) — в мифологии Древнего Египта загробный мир. В Древнем царстве главным богом Дуата являлся Анубис, однако позже эпитет главы загробного мира и некоторые функции Анубиса переходят к богу Осирису, а тот остался проводником.
Цивилизация
Древнего Египта , возникшая около 4000 лет до н. э., была одной из древнейших в мире. Благоприятные естественные условия способствовали очень раннему развитию культуры и искусства в Древнем Египте. В эту эпоху древние египтяне умели делать из драгоценных металлов ювелирные украшения тонкой работы, появилась письменность, постепенно стали накапливаться научные знания.
Солнечные ладьи — два полноразмерных гребных судна, запечатанных в тайниках у подножия пирамиды Хеопса более 4,5 тыс. лет тому назад (около 2550 г. до н. э.).
Гробница — форма захоронения, при которой останки покойного хранятся внутри сооружения, а не под ним, как в случае надгробия. Этот термин соответствует латинскому «sepulcrum», греческому «крипта», английскому «tomb».
Музыка Древнего Египта занимала важное место в культуре и общественной жизни страны. Вначале музыка не играла важную роль в песнях — музыканты лишь аккомпанировали певцам, на которых и было сосредоточено всё внимание. Но уже в период правления XVIII династии музыка отделилась от песен и начала свой самостоятельный путь развития.
Ну́бия (араб. النوبة, Эн-Нуба) — историческая область в долине Нила, между первым и шестым порогами, то есть севернее суданской столицы Хартума и южнее Асуана в Египте.
Проклятие фараонов — проклятие, которое якобы постигает того, кто прикасается к могилам царских особ и мумиям Древнего Египта. Проклятие преимущественно связывается со случаями смерти, которые имели место в течение нескольких следующих лет после вскрытия могилы Тутанхамона, состоявшегося в 1922 году.
Большой сфинкс на западном берегу Нила в Гизе — древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Высечена из монолитной известковой скалы в форме колоссального сфинкса — лежащего на песке льва, лицу которого, как издавна принято считать, придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575—2465 гг. до н. э.), погребальная пирамида которого находится поблизости. Длина статуи — 72 метра, высота — 20 метров; между передними лапами некогда располагалось небольшое святилище.
Рамессиды — историческая эпоха Древнего Египта в период Нового царства, отмеченная большим числом правителей с именем Рамсес. Именно данный аспект дал название описываемому периоду, охватывавшему XIX и XX династии.
Еги́петское иероглифи́ческое письмо ́, иероглифика — одна из систем (наряду с иератикой и демотикой) египетской письменности, использовавшаяся в Египте на протяжении почти 3500 лет, начиная с рубежа 4-го и 3-го тыс. до н. э. Является рисуночным письмом, дополненным фонетическими знаками (лого-консонантный тип), то есть сочетает элементы идеографического, силлабического и фонетического писем.
Египетский музей и собрание папирусов (кратко Египетский музей, нем. Ägyptisches Museum und Papyrussammlung) — музей в составе Государственных музеев Берлина. С 2009 года Египетский музей размещается в восстановленном Новом музее на Музейном острове. С 2009 года директором музея является Фридерика Зайфрид.
Папи́рус (др.-греч. πάπῡρος, лат. papyrus), или би́блиос (др.-греч. βιβλίος) — писчий материал, в древности распространённый в Египте, а позднее — на всём пространстве античного мира. Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение (Cyperus papyrus), принадлежащее семейству Осоковые. Использовался в Египте по меньшей мере с III тысячелетия до н. э., в античном мире появился примерно с VII века до н.э . Был в употреблении до XII века, вплоть до вытеснения бумагой. На бумагу...
Новое царство — эпоха высшего расцвета древнеегипетской государственности, известная наибольшим количеством памятников, составляющих основу всего наследия цивилизации фараонов, подданные которых составляли 20 % мирового населения. Это период правления трёх знаменательных династий — XVIII, XIX, XX.
Анх (егип. ˁnḫ), коптский крест — символ, ведущий своё происхождение из Древнего Египта. Известен как египетский иероглиф ☥, а также как один из наиболее значимых символов древних египтян. Также известен как «ключ жизни», «ключ Нила», «бант жизни», «узел жизни», «крест с петлей», «египетский крест», «крукс ансата» (лат. Crux ansata).
Погреба́льная у́рна — ёмкость, в большинстве случаев — сосуд или несколько сосудов, для хранения праха умершего человека, собранного в него после кремации. В редких случаях, урны могут применяться в случае частичного и даже полного развеивания праха. Местом для массового хранения погребальных урн является колумбарий.
Уаджет (Уджат, также око Гора или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну, его повреждением объясняли фазы луны. Этот глаз, исцелённый богом Тотом, стал могущественным амулетом, который носили фараоны. Он олицетворял собой различные аспекты божественного миропорядка, от царской власти до плодородия.
Цилиндрическая печать — выточенный из камня небольшой цилиндр с продольным осевым отверстием, который использовался в Древнем мире в качестве удостоверения личности автора документа или свидетеля его подписания. Боковая поверхность цилиндра (труцил) содержала уникальную резьбу по камню, как правило, содержащую религиозный сюжет. Наибольшее распространение цилиндрические печати получили в Месопотамии, где, начиная с шумерского периода, такая печать являлась важнейшим, всегда носимым с собой, атрибутом...
Список древнеегипетских богов — список сверхъестественных существ пантеона древних египтян, в который включены боги, богини, обожествлённые понятия, чудовища, основные символы и фетиши древнеегипетской религии. Для удобства список разбит на несколько таблиц.
Поля Иалу или Иару (егип. Sḫt-j3rw «поля камыша», «поля тростника») — в древнеегипетской мифологической традиции часть загробного мира (Дуата), в которой праведники (или их Ка) обретают вечную жизнь и блаженство после суда Осириса. Прошедшего суд Осириса умершего проводит бог-хранитель Шаи в поля Иалу, путь к которым преграждают врата Тота. Чтобы их отворить, следовало произнести заклинание...
Книга врат — древнеегипетские заупокойные тексты, появившиеся в эпоху Нового царства. В книге рассказывается о переходе души, недавно умершего человека в следующий мир, аналогично путешествию солнца, которое отправляется в загробный мир в ночные часы. Душе требуется пройти через ряд «врат» на разных этапах своего пути. Каждые врата охраняют разные богини, поэтому от умершего требуется знание особенностей каждой из них. В тексте предполагается, что некоторые души пройдут невредимыми, в то время как...
Вотивные предметы , вотивные дары (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание) — различные вещи, приносимые в дар божеству по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Обычай приношения вотивных предметов — смягчённая форма жертвоприношения.
Систр (егип. sḫm; др.-греч. σεῖστρον, лат. sistrum — «то, что встряхивают») — ударный музыкальный инструмент без определённой высоты звука.
Мифоло́гия Дре́внего Еги́пта — собрание мифов Древнего Египта, которые описывают действия египетских богов в качестве средства познания мира.
Магия в Древнем Египте — неотъемлемая часть древнеегипетской религии и жречества. Магические и религиозные ритуалы в Древнем Египте были тесно связаны друг с другом и, зачастую, неотличимы. Многие магические ритуалы были связаны с забытыми религиозными обрядами, другие же рассматриваются как способы борьбы с плохими погодными условиями, третьи же являлись выдумками и плодами воображения. Многие оккультисты рассматривают Древний Египет как родину магии.
Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизменённой под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Находятся в коллекции многих музеев мира, в том числе Британского музея, Лувра и в Метрополитен Музее в Нью-Йорке...
Поздний период в истории Древнего Египта охватывает правление фараонов XXVI—XXX династий (664—332 до н. э.). Это период борьбы за восстановление независимости Египта, тяжелых войн и иноземных вторжений, окончившийся завоеванием страны Персидской империей и затем Александром Македонским.
Раннее царство (Архаическая эпоха, Тинисский период, раннединастический период) — самый первый династический период в истории государства древнего Египта, период правления I и II династий фараонов. Продолжался с 3120 по 2649 годы до н. э.
Египтоло́гия (нем. Ägyptologie, англ. Egyptology, фр. Égyptologie; араб. علوم المصريات ‘Улю́м аль-масрия́т — науки о Египте) — комплексная наука, изучающая Древний Египет, отрасль востоковедения. Иногда рассматривается как филологическая область знаний, иногда как ветвь археологии. В сфере интересов её историко-филологических дисциплин находятся история, культура, религия, искусство, язык, письмо, литература, археологические памятники, повседневная жизнь и другие аспекты цивилизации на берегах Нила...
Иерати́ческое письмо — одна из форм египетского письма, применявшихся для записи текстов на египетском языке. Это ранняя форма древнеегипетской скорописи, возникшая во время I династии при нанесении иероглифических знаков кисточкой на папирус, остраконы, камень или кожу, в результате чего знаки получили более округлую, курсивную форму.
Куш или Мероитское царство — древнее царство, существовавшее в северной части территории современного Судана (Нубии) с IX или VIII века до н. э. по IV век. Народ Куша называют кушитами.
Упоминания в литературе (продолжение)
По некоторым данным, в одном из исследовательских центров Асмэры, столицы Эритреи, находится саркофаг с мумифицированным телом мужчины средних лет.
Мумия хранится в веществе, которое по составу напоминает мед. Странно, но это вещество выделяет само тело. Но еще более невероятно, что этот медовый человек не совсем мертв: приборы показывают небольшую мозговую активность, как во время глубокого транса. В чем же секрет этого дикого обычая и как древние могли додуматься до такого?
Если в Вавилоне облегчали жизнь живущим, то в Древнем Египте много внимания уделялось умершим. Поразительно изобретение египтянами мумифицирования, сохранявшего тела более пяти тыс. лет. Но здесь не обошлось без курьезов.
Мумии кошек согласно древним обычаям пользовались у населения спросом, а кошек не хватало, и древние эскулапы иногда мумифицировали бабуинов, выдавая их за кошек [7]. Но египетского гения хватило и живым людям. В 3000 году до н. э. египтяне уже выпекали дрожжевой хлеб многих сортов с добавлением меда, яиц и молока. А в качестве белкового дополнения в условиях жаркого климата они научились засаливать рыбу [9].
Примером этого может служить
мумия 13-летней девочки, возраст которой насчитывает более 3000 лет. Было обнаружено, что эта мумия была, по понятным причинам, перебинтована спустя 100 лет после ее захоронения. Скорее всего, перебинтовали мумию после того, как она стала жертвой грабителей пирамид. Современные ученые осторожно удалили погребальные пелены и обнаружили, что мумия находилась в плачевном состоянии. Это, тем не менее, не помешало произвести всевозможные анализы и даже на основе компьютерных исследований реконструировать лицо из гипса, чтобы наглядно показать, как именно выглядела эта 13-летняя египетская девочка.
Внезапно засыпанные песком люди также высыхали и превращались в естественные
мумии . Любопытно, что их исследование позволило археологам ответить на многие вопросы, и, в частности, о том, какими болезнями болели люди в то далекое прошлое. Например, череп мумии одного из вождей индейского племени носил следы трепанации, видимо примененной для удаления гематомы, возникшей при ушибе головы. После этой находки ученые пришли к выводу о высоком уровне развития древней медицины.
Но не только долговечностью можно объяснить предпочтение, отдававшееся камню. Современная наука приоткрыла тайну талисмана при помощи другой тайны – тайны пирамид. Известно, что пирамиды, которых насчитывается более сотни по всему миру, обладают рядом уникальных свойств. Кошка, заблудившаяся в переходах пирамиды и умершая от голода, не разлагалась, а превращалась в
мумию . Старые бритвенные лезвия, оставленные в центральной камере пирамиды, через несколько дней самозатачивались. Даже серьезные раны без следа исчезали у археологов, стоило им только побыть несколько дней внутри пирамиды. Но самое интересное, заключается в том, что обломок гранита, любой валун, полежавший в пирамиде, приобретают ее положительную энергию и уже сами долгое время влияет на окружающий мир. Ученые объясняют такое явление “памятью”, которой обладает кристаллическая решетка гранита или драгоценного камня. Находясь в определенном информационном поле, атомы камня приобретают вибрацию, характерную для этого поля. Таким образом, камень, взятый из особого (доброго) места, оказывал благоприятное влияние независимо от того, что именно люди видели в рисунке на нем.
Мы тщательно осмотрели тело в поисках отверстия, через которое были извлечены внутренности, но, к нашему недоумению, таковое не обнаружили. Никто из присутствовавших тогда не знал, что цельные, или невскрытые,
мумии – явление не столь уж и редкое. Нам было известно, что, как правило, мозг покойника удаляли через нос, для извлечения кишок делали надрез сбоку живота, после чего труп обривали, мыли и опускали в рассол и только позднее, по прошествии нескольких недель, приступали к собственно бальзамированию.
Представление об этом могут дать картины и скульптуры. Поражает то, что на протяжении столетий египтянами изображаются одни и те же физические типы – приблизительно с трехтысячного года до нашей эры (с возможным отклонением в несколько столетий в ту или другую сторону) вплоть до первого столетия нашей эры. Дамы стройные и столь тоненькие, что в профиль их тела от талии до колена выглядят почти плоскими. Округлые бедра явно не вызывали восхищения; другое дело – хоть и небольшая, но хорошо сформированная грудь. Некоторые
мумии старых женщин, лишенных преклонным возрастом своих природных украшений, набивали воском или опилками в грудном отделе, чтобы создать необходимые выпуклости. У одной мумии, описанной Эллиотом Смитом в его классической книге о мумификации, тело престарелой дамы имело совершенно новое очертание, приданное ему при помощи бинтов и смолы в технике, напоминающей папье-маше. Груди были вышеплены1 великолепно, их венчали медные наконечники. Эта мумия изготовлена просто уникально; восхищенный Смит утверждает, что она напоминает изысканную статую Венеры.
В начале 1990-х годов в толще льда Альпийских гор обнаружили на редкость хорошо сохранившуюся
мумию человека. Возраст ее, по определению специалистов, составляет не менее 5300 лет. До сентября 2000 года она хранилась в специальном помещении при постоянной низкой температуре, а потом ее решили исследовать. Проводившие опыты эксперты подняли в хранилище температуру до двух градусов выше нуля, тело мумии стало мягким, и тогда судмедэксперты решили взять образцы тканей и костного мозга. Но когда хирурги вскрыли грудную клетку, все участники исследования оторопели, увидев внутри что-то блестящее. Когда же исследователи раздвинули ребра «ледяного человека», там оказалось имплантированное искусственное сердце, причем намного более совершенное, чем те, которые применяет современная медицина. Откуда взялась на земле эта мумия? Ответ напрашивается только один…
Пока будущее находки оставалось туманным, можно было пролить свет на ее прошлое: оказалось, что дедушка мальчика, умерший в 2001 году в возрасте 80 лет стоматолог Вольфганг Кеттлер, в 1955 году привез
мумию из поездки по Северной Африке. Сама мумия также начала приоткрывать завесу своих тайн, когда в сентябре 2013 года с ней поработали в судебно-медицинском отделении университетской клиники Гамбург-Эппендорф: внутри нее обнаружили пластиковый скелет, тогда как череп мумии был настоящим, и его ранее могли использовать в качестве пособия для обучения медицине. То, что пластик сохранился при проведении компьютерной томографии костей, было связано с металлической оболочкой мумии (известно, что пациенты при прохождении такой процедуры должны снимать часы, кольца и цепочки). Не исключено, что пластиковый скелет также применялся на уроках анатомии. Стрела в левой глазнице оказалась детской игрушкой или наконечником для спортивной стрелы. Наконец, бинты, обматывавшие мумию, датировали XX столетием, а в качестве набивки обнаружились бумажные полотенца. Правда, остался открытым вопрос, было ли все это сознательно организованной мистификацией или же дедушка купился на странную подделку. Как бы то ни было, мумию вернули семье Кеттлер.
В 1564 году французский врач Ги де Фонтен из Наварры писал, что лично нашел на складе одного из торговцев в Александрии груды тел рабов, которые предназначались для переработки в мумие. Там же один из купцов предложил ему 40 разновидностей мумие. Трупы обрабатывали битумом и высушивали на солнце, чтобы тела становились похожими на египетские
мумии . Причем в Европе об этом было известно, поскольку об этом писали даже в художественных произведениях. И не кто-нибудь, а Шекспир и Джеймс Шелли. Носовой платок Отелло, который он отдал Дездемоне, был пропитан «влагой из сердец мумий», а Шелли писал «Сделай мумие из моего тела и продай меня аптекарю».
Хорошо известно, что между обычаями и привычками наиболее цивилизованных аборигенов Нового Света и древними египтянами есть множество аналогий. Одним из примеров можно привести обычай класть в рот умершего знатного человека кусочек чалчихуитл (возможно, жада) или другой зеленый камень, называя камень его сердцем. У бедняков для этих же целей использовался более дешевый камень тексаксоктли. В египетской Книге мертвых мы читаем о правилах, предписывающих класть полудрагоценный камень на
мумию или в нее как символ сердца умершего. Объяснение, почему для этих целей древние мексиканцы брали именно зеленые камни, госпожа Зелия Нуталль находит в двух значениях слова на языке науатль – xoxouhqui-yollotl, означающего обычно „свободный человек“, а в литературе – „свежесть“ или „чистое сердце“. Таким образом, камень был символом положения умершего и его сердца. Жады часто находили разрезанными на несколько частей, что свидетельствует об их высокой стоимости. По предположениям доктора Эрла Флинта, вождь отрезал кусочек жада, который носил как отличительный знак своего положения, даря его как украшение или амулет умершему родственнику.
Именно для этого на основании древних знаний сооружались особые гробницы, именно поэтому при их строительстве применялись специальные материалы, которые могли сохранять
мумию или ментальный образ человека сколь угодно долго. Может быть, охота за телом Александра шла, чтобы некто мог перенять его личные качества. Связь между останками и возможной передачей набора свойств самым наглядным образом иллюстрирует наиболее архаические верования, связанные с каннибалами. Они верили, что поглощение определенной части человека позволяет получить наиболее ценные его качества. Отсюда, кстати, совершенно очевидно вытекает и культ мощей в христианстве. В XXI веке эта тенденция неожиданно проявилась особенно четко. Целенаправленное уничтожение следов древних цивилизаций, храмов, святынь и мест силы очень похоже на работу чистильщиков, которые внезапно озаботились тем, что при помощи современных средств и технологий может быть обнаружено то, что найдено быть не должно. Пальмира, гробницы и могилы, Библиотека Мосула с десятью тысячами книг и старинных рукописей, руины древних городов: ассирийского Нимруда и парфянского Хатра. Во время войны в Ираке на раскопках Вавилона был устроен военный лагерь вооруженных сил США, другого места в пустыне, видимо, для этого не нашлось. Зато это позволило без проблем вывозить оттуда статуи, саркофаги и другие многотонные артефакты при помощи тяжелой техники. Куда и зачем? Скорее всего, не только для услады подпольных коллекционеров…
В папирусе Смита впервые упомянут иероглиф, обозначающий мозг, движение которого в открытой ране сравнивается с кипящей медью. Египтяне первыми заметили, что повреждение мозга отражается на состоянии различных частей тела, вызывая, например, паралич конечностей. Древнеегипетские тексты не содержат указания на оперативное вмешательство. Все же при полном отсутствии информации о хирургическом лечении травм головы в гробницах были обнаружены трепанированные
мумии .
К периоду правления ХХI династии (2160–1994 гг. до н. э.) относится
мумия жрицы богини Хатор. На руках и ногах мумии весьма изящно и изысканно были нанесены параллельные линии, а на животе заметен затейливый узор. На саркофагах египетских фараонов были найдены похожие орнаменты. Ученые полагают, что подобные узоры были своего рода идентификационными знаками, которые содержали информацию о человеке. Древние египтяне верили, что жизнь не заканчивается после физической смерти, а значит и сословная иерархия продолжает иметь большое значение. Поэтому и татуировки, и орнаменты на саркофагах были необходимы для того, чтобы в загробном мире информация о том или ином индивидууме не затерялась.
Настоящими первооткрывателями, широко применявшими ароматические экстракты из растений для воздействия на тело и душу человека, по праву считаются египтяне. Иероглифы и рисунки сообщают, что ароматические вещества приносились в жертву богам. Мощное антибактериальное и антисептическое действие эфирных масел и ароматических смол, особенно из кедра и ладанного дерева, использовалось при подготовке тела для загробной жизни. Находки великолепно сохранившихся
мумий возрастом до 5000 лет позволяют судить о высоком развитии искусства бальзамирования.
Правда, древние египтяне и сами активно изучали строение человеческого тела. Всем известны знаменитые египетские
мумии , но, чтобы успешно провести мумификацию умерших фараонов и других важных особ, требовалось знать анатомию и проводить самые настоящие хирургические операции.
В гробницу фараона среди прочего относили кувшины с розовым маслом. Эти кувшины должны сопровождать живого бога по окончании его земной жизни в новой жизни в садах Осириса. Как видно, масло играло немаловажную роль в туалете египетского мужчины, если помещалось в пирамиду наравне с продуктами питания, статуэтками и
мумиями рабов и слуг.
Подведем итоги.
Мумия лежит в саркофаге Эхнатона, она обмотана лентами, на которых написано его имя, рядом расположены канопы Эхнатона. Перед нами человек возраста Эхнатона, особенности его лица соответствуют изображениям Эхнатона, физические характеристики также сходны с теми, которые мы обнаруживаем у отца и деда фараона.
После того как
мумию клали в гробницу, вход в пирамиду закрывался навеки: он был скрыт за одним из камней облицовки, а жрецы начинали свои службы, которые должны были длиться вечно. Заупокойные службы по умершему фараону в храмах при пирамидах состояли в основном в ежедневных приношениях; каждый предмет сопровождался специальной молитвой или другим ритуалом. Эти приношения напоминали подачу на стол вполне земного обеда. Приношения сопровождались церемонией очищения, в которой важную роль играли курения, шарики натра и чистая вода. За этим действом следовали возлияния и конечное очищение. Были также специальные обязанности и церемонии в официальные праздничные дни, которых в египетском календаре хватало. Народ, возможно, принимал в них участие и имел доступ к отдельным частям храмов.
Дошедшие до нас изображения египетских фараонов доказывают северное происхождение правящей верхушки: «Хетеп-Херес II, дочь фараона Хеопса, принадлежащая к IV династии, является древнейшим документально подтвержденным примером блондинизма в истории. У нее светлые волосы и белая кожа, именно такой она изображена на цветном барельефе в месте ее захоронения. Волосы Хетеп-Херес переданы художником желтым цветом с тонкими красными линиями. А поскольку известно, что египетская аристократия, и тем более правящие семьи, заключали браки только в своей среде, то очевидно, что именно это позволило сохранить светлую пигментацию потомкам северян в окружении многочисленного населения южного типа. У фараона Рамсеса II, принадлежавшего к XIX династии и жившего в XIII веке до н. э., были рыжие волосы, которые прекрасно сохранились на его
мумии , что мы можем наблюдать и сегодня. Отец Рамсеса – Сети I также был блондином, а его внешность может быть классифицирована как североевропеоидная – нордическая». (М. Диунов. «Расово-познавательная история цивилизаций: Древний Египет».)
Мумия скифского воина, найденная на Алтае. Скифский воин был найден в июне на высоте 2,6 километра в Алтайских горах в Монголии, в неповрежденном могильном кургане, в зоне, близкой к ледниковой, мумия сохранилась именно благодаря льду в горах. Погребение было практически нетронуто, когда его нашли. Воин, был, очевидно, знатный человек, был укрыт мехами бобра и соболя, а также овчиной. Неповрежденная кожа на верхней части его тела покрыта татуировками. Но самой поразительной особенностью мумии были волосы: скиф оказался ярко-выраженным блондином. Две лошади с богато украшенными седлами и уздечками, оружие, сосуды из глины и рогов животных были помещены в могилу рядом с воином, чтобы сопровождать его в загробную жизнь
В 1807 г. при вскрытии пирамиды египетского фараона Хефрена, жившего примерно до 2550 лет до н. э., археологи нашли деревянный зубной протез, лежавший вблизи его
мумии . Кроме того, в пирамидах археологи находили золотые зубочистки, глиняные пластинки с «медицинскими» записями, на одной из которых была описана техника массажа десен. Возраст находок колеблется в границах от 3000 до 2000 лет до н. э.
Итак, фараон в Египте являлся воплощением Гора Младшего – бога света. Все владыки государства считались реинкарнациями Гора, именно им надлежало поддерживать в стране закон и порядок – маат. Египетский фараон отмечал определенные циклы своего правления, хеб-седы: первый хеб-сед длился 30 лет, следующие – по 3 года. Когда заканчивался каждый хеб-сед, торжественно возводились погребальные сооружения, куда помещалась
мумия якобы умершего фараона. В более древние времена одряхлевшего фараона убивали, но позже этот обряд заменили жертвоприношением богам, а фараона как бы вновь возводили на престол. Однако он при этом должен был доказать всем свою физическую силу, пробежав определенное расстояние. Громадную пирамиду можно было выстроить только во время главного хеб-седа, потому что на ее строительство уходило примерно 30 лет. И, следуя логике, фараонов, переживших первый хеб-сед, должны были хоронить затем в более скромных усыпальницах.
Нижняя часть изображений Осириса часто заключена в каркас
мумии , обмотанный похоронными лентами. Дух человека состоит из трех раздельных частей, и только одна из них воплощается в физическую форму. Человеческое тело рассматривалось как гробница воплощенного духа. Поэтому то обстоятельство, что у Осириса, символа воплощенного эго, нижняя часть тела мумифицирована, означает, что он является живым духом человека, заключенным в материальную форму, которая символизируется мумией. Между активным принципом бога и пассивным принципом природы возникает притяжение. Из союза этих двух принципов получаются разумные создания. Человек является сложным существом. От отца (активного принципа) он унаследовал его божественный дух, огонь устремления – эту бессмертную часть самого себя, которая триумфально подымается из разбитой глины смертности. Это та часть, которая остается после того, как естественный организм распадается. От матери (пассивного принципа) он унаследовал свое тело – ту часть, которой управляют законы природы. его человеческую сущность, его смертную природу, его аппетиты, его чувства и его эмоции. Египтяне также верили, что Осирис был рекой Нилом и что Исида (его сестра-жена) – прибрежная Земля, которая, будучи залита рекой, дает плоды и урожай. Темные воды Нила, согласно верованиям, были причиной того, что Осирис изображался черным и символизировался черным деревом.
Сомнения в том, что в императорском саркофаге покоится кто-то другой, а не престарелый индеец, у исследователей возникли сразу.
Мумия неожиданно оказалась двухметрового роста. Но откуда такой великан мог появиться в племени древних майя, ведь все аборигены были низкорослыми – 140—145 см. Но еще большее удивление вызвал сам саркофаг. Пятитонная плита, украшенная богатым орнаментом, повергла историков в шок. На рисунке ясно читается не что иное, как фигура пристегнутого к креслу вполне современного пилота в скафандре. На нем как будто дыхательный аппарат, рядом – пульт управления, а позади сопло с реактивными струями. Но разве могли древние индейцы, которые даже не знали, что такое колесо, придумать такое много сотен лет назад? Эта находка считается самым весомым аргументом в пользу гипотезы о том, что тысячи лет назад индейцы майя оказались свидетелями посадки инопланетного корабля с пришельцами на борту. Именно их майя приняли за богов, спустившихся с небес. И точно такой пилотируемый корабль они и изобразили позже на надгробной плите.
Сомнения в том, что в императорском саркофаге покоится кто-то другой, а не престарелый индеец, у исследователей возникли сразу.
Мумия неожиданно оказалась двухметрового роста. Но откуда такой великан мог появиться в племени древних майя, ведь все аборигены были низкорослыми – 140–145 см. Но еще большее удивление вызвал сам саркофаг. Пятитонная плита, украшенная богатым орнаментом, повергла историков в шок. На рисунке ясно читается не что иное, как фигура пристегнутого к креслу вполне современного пилота в скафандре. На нем как будто дыхательный аппарат, рядом – пульт управления, а позади сопло с реактивными струями. Но разве могли древние индейцы, которые даже не знали, что такое колесо, придумать такое много сотен лет назад? Именно эта находка считается самым весомым аргументом в пользу гипотезы о том, что тысячи лет назад индейцы майя оказались свидетелями посадки инопланетного корабля с пришельцами на борту. Именно их майя приняли за богов, спустившихся с небес. И именно такой пилотируемый корабль они и изобразили позже на надгробной плите.
К примеру, не так давно в Андах были обнаружены
мумии «людей из легенд», принадлежавших к чачапойяс, – светлокожих рослых «воинов облаков», как их называли инки. А ведь прежде их существование ученые ставили под сомнение. Но оказалось, что уже в 800 году н. э. чачапойяс была достаточно развитой цивилизацией.
Помимо меда с давних пор активно и вполне успешно используются для лечения заболеваний и другие продукты пчеловодства. Например, одним из самых старинных лекарств на земле считается прополис, первые письменные упоминания о котором относятся к III–II веку до нашей эры. В древнем Египте его применяли для бальзамирования
мумий , а знаменитый древнеримский врач Диоскорид Педаний в 70 году н. э. описал целебные свойства прополиса в своем трактате «О лекарственных средствах». Полностью систематизировали сведения о прополисе известные европейские врачи – Клавдий Гален (131–201 гг.) и Парацельс (1493–1541 гг.). С тех пор методика его применения в лечебных целях практически не претерпела каких-либо существенных изменений.
Осенью 1991 года в Этцальских Альпах, на границе Италии и Австрии, на высоте более 3200 метров над уровнем моря, была найдена хорошо сохранившаяся древняя
мумия . И вот уже 20 лет ученые, используя новейшие технологии, реконструируют историю человека, получившего имя Этци. Эта история началась за 3360 (по другим данным, за 3100) лет до Рождества Христова, в один из ранних летних дней.
Историки аргументируют погребальную версию еще и тем, что в более поздних египетских постройках – мастабах пирамидальной формы – действительно хоронили сановников и жрецов. Но эти сооружения намного примитивнее больших пирамид. Погоня же за
мумиями царей неизменно заканчивалась одинаково. Вот что говорит об этом археолог Гартвиг ХАУСДОРФ:
Диоксины – это суперэк-токсиканты, уступающие по силе воздействия лишь нескольким токсинам и ядам. Один из видов диоксинов ядовитее цианистого калия в 67 тысяч раз, а стрихнина – в 500 раз! Накапливаться в природе: воздухе, почве, воде – диоксины начали активно с 1930-х годов, как только стало развиваться химическое производство с применением хлорсодержащих веществ. До этого времени их не существовало. Не обнаружены они в тканях ни египетских, ни индейских
мумий , зато сейчас их находят везде, включая антарктический лед. Вот оно, приобретение нашей цивилизации, которое очень серьезно содействует тому, что человечество перестанет размножаться.
До недавнего времени соление было основным способом длительного хранения пищевых продуктов. Способность соли к сохранению люди использовали не только к продуктам питания. Египтяне использовали соль для изготовления
мумий .
В гробнице находятся подземные комнаты со следами фресок, надписей и рельефов, остатками статуй, которые выходят в узкий, круто уходящий по спирали в подземелье коридор длиной 67 м. Археологи установили, что прокладывали его более двух лет, так как средняя скорость землекопов была 30 км в год. Коридор заканчивался маленькой площадкой, с которой отвесно вниз уходил прямоугольный колодец в 9 м, на дно которого были помещены более 3000 лет назад гранитные саркофаги с
мумиями вельможи и его жены.
Две могучие пирамиды Дахшура возвышались над золотыми песками, как молодые горы; их грани, облицованные белым известняком, сияли на солнце. Но Хемиун не мог любоваться их блеском или роскошью раскрашенных храмов у подножия. Гордое лицо визиря оставалось бесстрастным (вельможа не обнажает своих мыслей перед рабами и другими низкорожденными), но сердце его опустилось до самых пяток его обутых в сандалии патрицианских ног. Это было хуже всего, чего он боялся, это была катастрофа. Воры украли не только сказочные драгоценности царицы, но и саму царицу. Лихорадочный поиск в близлежащих песках не обнаружил царственной
мумии , не нашли даже костей, с которыми в данный момент Хемиун смирился бы, за неимением лучшего.
Третью пирамиду Снофру называют Северной или Розовой (ее внутренние помещения облицованы розовым гранитом). Наклон граней у нее тоже 43°. Неизвестно, похоронен ли фараон в какой-либо из своих пирамид – его саркофаг и
мумия не найдены, но опыт строительства трех пирамид помог Хеопсу (Хуфу), сыну Снофру. Этот властитель Древнего Египта стал строителем Великой пирамиды в Гизе.
Авеста, Аджанта, анимизм, антропология, археоботаника, археозоология, археология, археологическая периодизация, аюрведа, бальзамирование, буддизм, брахманизм, варны, ведизм, дакма, деспотия, джайнизм, дольмены, зиккурат, зороастризм, иероглифы, «Книга мертвых», клинопись, кромлехи, лингвистика, лунный календарь, магия, мастаба, мегалиты, менгиры
мумия , нирвана, охра, пагода, палеоантропологическая периодизация, периодизация, письменность, пирамида, рельеф, стамбха, ступа, сфинкс, террамара, торевтика, тотемизм, «Трипитака», фараон, фетишизм, фольклор, храм, этнография.